№ 74
Письмо Строцци к коннетаблю Монморанси
Турин, 31 октября 1547 г.
Четыре дня назад я еще раз писал вашей светлости относительно всего, что случилось, и, поскольку потом не произошло ничего достойного вашего внимания, я не буду писать очень длинного письма и только скажу вам, что три дня назад я вернулся из Вилланова д'Асти, куда ездил, чтобы распорядиться насчет находящейся там пехоты. Выполнив это, я ныне отправляюсь по всем городам Пьемонта, где находятся итальянские [отряды], чтобы установить в них порядок, как я обещал его величеству и вашей светлости.
Скажу вам честно, что я нашел Вилланова д'Асти в весьма плачевном состоянии, и если теперь о ней не позаботиться, то может случиться, что во время войны его величеству будет от этого нанесен ущерб, а мы все покрыты позором, ибо город очень плохо укреплен, а все, что было до сих пор сделано, разрушилось и каждый день продолжает разрушаться, так как укрепления по большей части сделаны из земли. Я предупредил об этом принца, который мне сказал, что большую часть денег, посылаемых ему его величеством на укрепления, он тратит на то, чтобы укрепить те города, которые имеют исключительную важность, поскольку находятся в непосредственной близости от войск императора, а также чтобы защитить и обезопасить достаточно большую область, которой его величество владеет в Пьемонте. Чтобы не тратить без пользы и попусту королевские деньги, нужно сооружать не земляные укрепления, но только каменные, а так как теперь зимой невозможно воздвигать последние, он приказал лишь углублять рвы там, где в этом есть нужда.
Монсеньер, я считаю необходимым ходатайствовать о возведении этих укреплений, чтобы в случае войны его величество мог использовать все находящиеся здесь отряды, которые так хорошо и полно укомплектованы солдатами, что я убежден, что ни его величество, ни император не имели никогда лучших; если эти крепости будут достаточно укреплены, их легко можно будет оборонять и защищать при помощи тех новых солдат, которых его величество быстро наберет в пограничных с Пьемонтом областях Франции; но если эти города оставить и далее в том виде, в котором они сейчас находятся, и не привести их в лучшее и более надежное состояние, то я отнюдь не стал бы советовать его величеству лишать их во время войны хороших солдат; при таком положении дел король будет вынужден либо отказаться от использования, даже при крайней нужде, столь значительной воинской силы, либо, уведя отсюда этих солдат, подвергнуть Пьемонт известной опасности. Посему я думаю, что его величество поступит в высшей степени правильно, решив укрепить [города] Пьемонта уже этой весной или в начале будущего лета, так чтобы можно было их оставить в руках любых новых людей, не опасаясь утраты этих [городов]. И если его величество примет это решение, нужно незамедлительно предоставить такую сумму денег, которая была бы достаточной для достижения этой цели, и, насколько я могу судить, эта сумма будет не так уж велика, чтобы его величество не смог ее предоставить для столь важного и необходимого дела. Ваша светлость, вы знаете, что вы мне предоставили свободу высказывать вам всегда мое мнение, так я поступаю теперь и буду делать во всех других случаях, касающихся королевской службы и чести вашей светлости.
Я написал его величеству о некоторых других вещах, которые не буду повторять, чтобы не вынуждать вашу светлость дважды слушать одно и то же, а его величеству не пишу того, что пишу вам, чтобы избежать такого же повторения.
Думаю, что вы, ваша светлость, помните о необходимости выслать деньги на оплату пехоты, и полагаю, что вы не забудете о моем жалованьи. Я не пожалею, как я говорил вашей светлости, ни жизни, ни состояния, когда дело коснется службы его величества и чести вашей светлости, и докажу это вам при первом представившемся мне случае. В заключение нижайше вверяю себя вашей милости и покровительству. Из Турина, в последний день октября 1547.
Вашей светлости нижайший слуга
Собственноручная подпись: Пьетро Строцци.
Т. 9, лл. 241-241а