8. ПОСЛАНИЕ ГЕРЦОГА УЛЬРИХА ИМПЕРАТОРУ МАКСИМИЛИАНУ
(15 июня 1514 г.)
“[...] Я уже писал гофмейстеру 1 и казначею Вашего императорского величества по поводу восстания, поднятого некоторыми моими подданными [...], а недавно снова отправил им послание об этих и других делах с тем, чтобы они устно довели об этом до сведения Вашего императорского величества, и, наконец, снова написал об этом Вашему императорскому величеству и между прочим сообщил, что я созвал на воскресенье после дня св. Иоанна Крестителя 2 ландтаг 3 в Штутгарте 4, и верноподданнически просил Ваше императорское величество послать мне на этот ландтаг для совета, помощи и поддержки Ваших советников [...], на что (и отдельно на первое письмо) гофмейстер и казначей Вашего императорского величества мне ответили. За этот милостивый и утешительный ответ [...] я приношу Вашему императорскому величеству мою верноподданническую и усерднейшую благодарность и обещаю отплатить [...], не щадя своих сил и всего состояния, верноподданническим послушанием и не забывать об этом до конца своей жизни.
Все же я не могу не сообщить [...], что эти бунты постоянно умножаются, и города, один за другим, отпадают от меня, в том числе и такие, от которых я этого не ожидал.
К тому же они истребляют мою дичь по собственному усмотрению целыми стадами; так, в одном местечке за два дня было перебито до 60 штук, а в других и более того, о чем я приношу жалобу Вашему императорскому величеству, как моему милостивому господину и императору, в надежде на то, что Вы дадите мне совет и окажете мне помощь и поддержку в [...] наказании их и не покинете меня.
Хотя эти люди, которые держат себя столь непокорно и бунтовщически, повсюду говорят, что они это делают не против меня и что их действия ни в коем случае не направлены против меня, однако, [на деле] [...] всё происходит иначе, [так как] они всё делают своевольно, не соблюдают никаких законов и запретов, все власти и почтенные люди ими изгнаны, находятся в пренебрежении и лишены своих должностей и власти; следовательно, они действуют только по [130] своему собственному усмотрению, не оказывая почтенным людям никакого послушания, и это происходит не только в моем княжестве или на землях прелатов и дворянства моего княжества, но началось также и во владениях некоторых моих соседей, [причем] по форме и по намерениям [восставших] похоже, что из этого, в конце концов, может возникнуть “Башмак”.
Поэтому я снова повторяю свою доверительную и верноподданническую просьбу к Вашему императорскому величеству — обдумать все в целом и в частностях, так как это задевает не только меня, но и курфюрстов и князей, а также все власти и всех почтенных людей 5. Священной империи, о чем Ваше императорское величество своим высоким разумом может судить и всё взвесить лучше меня, послать мне советников на указанный ландтаг (который я терпеливо ожидаю, насколько это в человеческих силах) и снабдить их приказом и полномочиями в отношении непокорных, дабы, если они не отступятся от своих намерений и если возникнет нужда, опубликовать указы и сделать все необходимое, чтобы объявить их в опале, как непокорных и т. п. 6.
Если они по окончании ландтага не откажутся от своих своевольных намерений, а будут настаивать на [своих] уже начатых [мероприятиях] или других неправедных намерениях, и если необходимость потребует от меня что-то предпринять при помощи и поддержке моих господ (из которых я считаю Ваше императорское величество самым милостивым, надежным и дорогим), друзей и вассалов для наказания [бунтовщиков], то пусть Ваше императорское величество не покинет меня, как послушного князя, но как мой милостивый господин и император, а также как эрцгерцог австрийский в силу союза 7, в котором я нахожусь с Вашим императорским величеством, и особенно для предотвращения дальнейшей распри, могущей возникнуть из-за этого в Священной империи, даст мне совет и окажет помощь и поддержку [...]
Дано в Урахе 8 в день Тела Христова 1514 г.
Ульрих и проч.”
Комментарии
1
. Гофмейстер — придворным чин, управляющий двором государя.2
. Т. е. на 25 июня 1514 г.3
. Ландтаги в немецких княжествах — сословные представительные учреждения, состоящие из представителей духовенства (высшего — так наз. прелатов), дворянства (рыцарства) и городов. Они созывались по воле князя и главной их функцией было санкционирование новых налогов.4
. Штутгарт — столица Вюртемберга (с 1482 г.).5
. Так переводится в настоящем сборнике часто встречающийся термин “Ehrbarkeit”, означающий в узком смысле городской патрициат, а в широком — весь класс феодалов.6
. В тексте: “Acht und Bann”. “Acht” — объявление вне закона светской властью; оно часто влекло за собой “Bann” — церковное отлучение. Таким образом феодальное государство и церковь объединяли усилия в преследовании своих врагов.7
. Ульрих имеет в виду союз, заключенный им с Австрией в 1510 г.8.
Урах — один из значительных городов Вюртемберга, в 1441-1482 гг. бывший главным городом графства Вюртемберг-Урах. После объединения графств В.-Урах и В.-Штутгарт столицей стал г. Штутгарт.