Иннокентий и т.д., архиепископу Бременскому, его аббатам и поддерживающим (suffraganeis), приорам и другим церковным прелатам в Бременской провинции поставленным. Хотя слова евангелистов мир и благую весть на все земли распространили и даже на границы круга земель так, что люди добродетелью могут различить праведность и грех, и даже бегемот, спящий под тенью тростника, когда пьет из реки, не терзается сомнениями, но пребывает в уверенности, что Иордан течет к своему устью; так всяких чужих отделили от света истины и ослепили умы неверных, чтобы светом славного евангелия Христа, который заставил во мраке воссиять свет, и гневом Бога с небес против их неблагочестия и неправедности открыть подверженным заблуждениям, которые в неправедности, истину. Ибо ведь лик Господа должен стать ясным для них, чтобы они смогли познать слепость своего разума, потому что, когда он узнал Господа, он в наименьшей степени позаботился восславить его, но сделался похожим на иссушенного в Аду злым делом, взращивающим шипы и терновники там, где должно давать плод в тридцати-, шестидесяти- или стократном размере. Однако, Господь, который не ангелов, но семя Авраама захватил, чтобы появился понтифик у Господа, ничего не уничтожит из того, что создает, дал в пустынности (solitudine) кедр, терновник, мирт и оливу в равной степени, чтобы землю без воды превратил в место ее выхода.
В самом деле, когда народ Ливонцев вплоть до этих времен был окутан потемками неверия и не пришел к познанию истины, а одиночество (solitudo) не приносит плод хорошего дела, некогда им Господь послал потоки своей проповеди, чтобы их, для которых из-за грубости их простоты дорога проповеди не всегда сообразна, водами, которые сквозь толщу гор прошли, чтобы счастливо оросить, а из них пьют животные полей, которых Петр, приносящий в жертву в воплощение католической веры, кушал. Ибо ведь себе самому Господь дал кедр, их, которые очевидно отличными качествами отличаются и у Христа есть хороший запах и терновник, и установил в этом, чтобы с помощью святой молитвы службу и призвание суда (iustica) их умы горем раскаяния жалом прокалывания, которое заставляет течь из их глаз слезы, похожие на кровь животных.
Мирт же и оливу, которые помогают утешить покинутых в тяготах, дал им, чтобы из-за чрезмерных мук не отчаялись, и дал тем, которые, находясь в бедственном положении, заботятся о том, чтобы помочь нуждающимся.
Действительно, потому что часть земель оросил дождем Господь, а часть оставил до сих пор неорошенной, достопочтенный брат наш, А[льберт], епископ их, ради признания веры тревожащийся о том, чтобы возвратить заблудших, для их обращения развивший бурную деятельность, усердно работал, чтобы устроить три ордена верующих: Цистерцианский монахов и каноников, которые, в равной степени преданы дисциплине и учению, духовным оружием против тварей земли сражаются, и верных мирян, которые при храмах, от варварских нападений там новые насаждения веры христианской защищают храбро и стойко. Однако, когда жатва стала обильной, а работников не хватает, этот епископ смиренно попросил нас, чтобы священнослужителей и клириков из сопредельных диоцезов, которые, прикрепивши к своим плечам знак креста, дали обет идти в Иерусалим, мы бы посчитали достойным послать на его жатву для провозглашения народам [веры] Иисуса Христа, а мирянам, которые по причине слабости и телесной дряхлости не могут отправиться в Иерусалимскую землю, мы бы разрешили отправиться в Ливонию против варваров, заменяя нашей властью один обет на другой.
Мы же в таком случае милостиво удовлетворяем его просьбу и сами предоставим просимое, чтобы помочь Слову Божьему и христианской религии распространиться и укрепиться, а сверх того мы добавляем, чтобы, когда названный епископ назначенных сеятелей Слова Божьего к тому народу направит, в каждом городе, замке или месте (vicum) Бременской провинции, куда они войдут, даже если на это место наложен интердикт, то пусть там раз в год в [честь] их радостного прихода открываются церкви, и, кроме изгнанных и тех, на кого наложен интердикт, там пусть проходит священная служба в знак почтения перед евангелием, которое они взялись провозгласить народам, через которое, уничтожив заблуждение прошлого, к дороге от бездорожья и от теней к свету пусть будут [народы] возвращены и пусть будут освобождены от рабства совращения и [приведены] к свободе славы сыновей Господа, и, созерцающие славу открытого лика самого [Господа], пусть будут преображены по такому же подобию. Но так как тот, кто сеет, и тот, кто жнет, не останутся без награды, то мы желаем, чтобы вы стали соучастниками их вознаграждения, и апостольской грамотой мы заранее постановляем, что все вы, ему в проповедовании предоставляющие достойную помощь, находитесь под нашим благословением, а по вашим епархиям объявляется и наблюдается то, что вы сделали, а для большей помощи мы поручаем вам одушевление народа, чтобы те, кто идет плача, что послал свои семена, с радостью бы возвратились, неся назад снопа. Дано в Риме, около Святого Петра, в IV-й день до октябрьских ид.
Текст переведен по изданию: “Буллы Римских пап о крестовых походах против пруссов и литовцев в XIII веке”, Вильнюс, 1987 (на литовском и латинском языках). © сетевая версия - Тhietmar. 2005