Neue Seite 155

№ 151

1651 г. марта 28. Письмо из Константинова с сообщением о битве шляхетских войск с казаками во главе с винницким полковником И. Богуном под Винницей и отступлении польской армии к Бару

Государственный воеводский архив в Гданьске, шифр 300, 300.29/135, лл. 302—302 об. Копия.

Из Константинова 28 марта 1651

Предполагаю, что в.м. уже давно известно о том, как наши захватили Винницу и как добывали полковника Богуна, который задег о семью тысячами Козаков в монастыре возле Винницы. В течение недели не могли его добыть, ибо (благодаря передышке) он окопался за тремя валами. Неделю тому назад подоспело к нему немалое подкрепление — несколько заднепровских полков. В первую очередь Чигиринский полк, над которым старший Крысенко; миргородский полк, над [397] которым Гладкий; полтавский полк, над которым Пушкаренко; прилуцкий заднепровский полк, над которым Иван Хороший; полк лубенский, начальником которого Тимошенко. Полк брацлавский теперь сызнова собирается, им командует Грозенко; также полк Богуна, который на наших глазах при их прибытии сделал вылазку и ударил на наших. Их насчитывают больше 40 тысяч, ибо [Хмельницкий] двинул всех из Заднепровья, а Литва еще ничего не начинала. О сыне Хмельницкого ходит много сплетен.

И для того [Хмельницкий] продвинул сюда к линии те полки, чтобы не допускать продовольствия к нашим, пока не наступит военная пора, а тогда придет к нему на помощь многочисленная орда. Дай бог только, чтобы и наши собрались, дабы множество было против множества. Но эти подкрепления слабо подходят и новобранцев этих немного, имеют они очень захудалых лошадей; во-первых, потому, что очень плохая дорога, а продвигаются быстро, во-вторых, потому, что не хватает овса для лошадей.

Возвращаюсь к моей теме. Когда эти подкрепления уже подошли к Богуну, наши с войском вышли в поле по той стороне Винницы, а другим приказано отправиться из города, оставив пехоту для обороны моста от казаков. Тем временем это разрозненное гультяйство и те охотники, которые больше думают о грабеже, чем о битве, и являются только помехой для войска, подняли в Виннице тревогу и ненужное замешательство немедленно по приходе казаков и сразу же начали стрелять по улицам, грузить возы и, уходя, всем кого догоняли на дороге говорили, что наша армия уничтожена. В этом замешательстве челядь, которая вышла вперед с подводами для спасения многочисленных вешей, отрезав коней, побросала почти всех своих панов и сожгла Винницу. По этой причине товарищество потерпело большие убытки в припасах и пожитках. И та челядь, которая была при подводах, убежала, и так панове солдаты сами остались ни при чем. Между ... пропал раскованный рыдван е. м. п. старосты красноставского.

А наше войско, стоя всю ночь с понедельника на вторник в боевой готовности, без подвод и продовольствия, опасалось, чтобы его не окружили и не отрезали дороги в Бар, отступило назад к Бару и там стоит. А подкрепления подходят к нашим медленно и слабые. Самая большая беда в том, что есть скрытые распри и ненависть между гетманом польным и воеводой брацлавским.., 123 которые вдобавок питают чувства, недостойные воинов. Можно легко предвидеть, какие это будет иметь последствия.

Сам край около Бара очень истощен, что очень важно. Невозможно достать овса для лошадей и самому нечего есть. В армии была большая добыча скота, овечек и другого продовольствия, но наши все это потеряли. Не знаю, что дальше будут делать и куда повернут.

А казаки весьма сильно укрепили свою линию и сам Хмельницкий, если нужно будет, придет им на помощь. Требуется великая господня помощь и быстрая подмога. Если наши этого не сделают, будут вынуждены и лошадей бросить. Дай бог, чтобы могли устроить плацдарм за линией 124, на Украине, иначе войско изголодается.


Комментарии

123. Т. е. между М. Калиновским и С. Лянцкоронским.

124. Речь идет о линии, которая была установлена Зборовским соглашением и разграничивала места расположения Войска Запорожского и польского коронного войска.