Neue Seite 209

№ 205

1651 г. июня. Показания пленного татарского мурзы Нитшоха о взаимоотношениях Богдана Хмельницкого с крымским ханом накануне битвы под Берестечком

Библиотека им. Оссолинских, шифр 5656/II, рулон 2, лл.153—153 об.Копия.

Секретно. Прошу в. к. м. не сообщать никому

1. Спросили этого мурзу, какие имел намерения Хмельницкий, когда их отправляли против нашего войска, хотел ли [его] уничтожить или окружить, и, уничтожив или окружив, что был намерен делать дальше. Ответил, что хан не имел такого намерения, чтобы посылать свои войска на коренные владения. Но на протяжении всей зимы Хмельницкий [514] беспокоил его непрерывными посольствами, жаловался на беспокойное соседство и при этом предостерегал, что здесь собралось... большое войско. [Поэтому] хан... наконец разрешил султанам, своей братии идти на помощь казакам, приказав им, чтобы не переходили через линию и держались только в обороне. Теперь, когда орда, отправилась и пришла к нему, [Хмельницкий] делал вид, что это все ляшское войско и другого [нет]... их на это войско направил, с тем именно намерением, чтобы, окружив их казаками, [послать] к е. к. м. уже назначенного посла для переговоров.

2. Спросили его, если орда о другом войске е. к. м. или о том лагере под Сокалем... Сказал, что нет, и конечно, что хлопскии писарчук рассказал султану Нурадину все секреты и это часто перед всеми, что поляки другого... [Если бы] к. е. м., или е. м. п. краковский кого-то своего послал в Сопиян (?) Казы аги... точно узнать об этом другом войске и могуществе наших, с... устроил [бы] так, что татары пошли назад.

3. Спросили его, что он сейчас знает о намерениях Хмельницкого, поскольку ему на ...не повезло, захочет ли снова с этой ордой испытать счастье, или ждет пока к нему подойдет подкрепление? Ответил, что дает свою голову на отсечение, что Хмельницкий не двинется раньше, чем подойдут к нему новые орды и, что он уверен в том, что Хмельницкий сейчас разослал послов к хану и к буджацким [татарам] и к черкесам, умоляя, уговаривая, обещая. Так они встретили посла Хмельницкого у самого Днепра и вели с ним долгий разговор. Они узнали от него только то, что он наскоро побежал к хану с просьбой о помощи, потому что король идет с новыми войсками. Поэтому он говорит, что не сомневается, если хан поверит [послу Хмельницкого], то к этому времени хан может быть уже у Днепра.

4. Спросили его, большая ли орда при султанах. Ответил, что... они не считали и поэтому точно числа не знают, но то верно... дцать тысяч орды, людей и лошадей, ибо им к их лошадям... Хмельницкий.

5. Спросили, исправляют ли казаков и орду в бой. Ответил, что [ногайцев]... должно идти по тем направлениям, точно числа не знает, но знает, что они считали 40 тысяч.

6. Спросили, что это за наше войско, с которым сражались. Ответил, что на... даже слишком.

7. Спросили, не знает ли он, кто с этой стороны дает хану кое-какие предостережения. Ответил, что не знает имени, ибо в письмах никогда его не называют, но не... об одном большом.., которое за гетманами сидит при короле, по совету которого действует во всем Хмельницкий, и ничего без него не начинает, от него имеет... и письма и эти письма посылает в Крым, и этому все сообщает. Просил все ж таки этот мурза, чтобы это было в секрете, потому что, говорит, боится, чтобы ему это не повредило.

8. Спросили, какова дружба между мультянским и молдавским [господарями] и между ханом. Ответил, что эти люди идут в зависимости от надобности и времени как с вами, так и с нами, однако, нам не служат, а у вас служат.

9. Спросили, разрешила ли бы орда, чтоб Хмельницкий, окружив нас, договаривался с нами. Ответил, что [были бы] очень рады, что [515] никакой особой [не]приязни к нам не питают, но сделали это в ответ на мольбы и настойчивые просьбы Хмельницкого.

10. Спросили, какую плату потребовала бы орда, если бы Хмельницкий с нашими подписал мир. Ответил, что он каждому из них, кто к нему пришел, давал, — кому две, кому три ездовых лошади. Впрочем, татарину при уходе достаточно взять лошадь и мужика, но по.., чтобы иметь деньги был вынужден удовлетворить старшин, «и Нурадин-султану за несколько дней до моего приезда дал какую-то сумму денег»,

11. Спросили, что за дружба между ханом и Ракочи. Ответил, что хорошая, и посольства и подарки между ними бывают частые и только недавно, будучи у хана, посол Ракочи просил, чтобы были между ними частые встречи и чтобы братство между ними установилось и усиливалось.

12. Спросили, есть ли при Хмельницком чауш турецкий и зачем сюда приехал. Ответил, что не знает, потому что отправился из дома раньше, чем султан Нурадин и только два дня как догнал войско. «Отдохнув, мы сейчас же двинулись дальше». Но он уверен в том, что об этом не знают татары. И Хмельницкий, если ведет переговоры с Портой, тогда это он должен скрывать от татар, ибо прошлый... через... Пинш ага хан от Хмельницкого резко потребовал [ответа], почему он, отдавшись под покровительство хана, посматривает на Порту, чем Хмельницкий был недоволен.

Под этими признаниями е. к. м. сам подписался и отдал я кн. канцлеру для сохранения усердного и последнего... Грошковский и Бежинский, которые присягнули, что сохранят тайну.

В. к. м. прошу, чтобы в. к. м. никому этих признаний не выдал, ибо... в. к. м. кроме п. кс. исповедника сам сохранит тайну. Этих признаний я добился [в результате] большого искусства и хлопот. Дошло до того, что я просил наконец е. м. короля, но они остались для меня тайной. Но князь... милостивый, доверяя мне, дал мне их переписать. Несомненно... е. к. м., которому я под присягой обещал [никому не говорить], кроме в. к. м., откликнется с каким-либо письмом ко мне.