УЧЕНИКА ВЕЛИКОГО ВАРДАПЕТА АРМЯНСКОГО, СВЕТОЗАРНОГО ВАРДАПЕТА СВ. ОВАНЕСА ВОРОТНЕЦИ
Преисполненный неизреченной милостью
Духа, святой и блаженный вардапет Григор был
сыном благочестивых родителей. Отец его, по имени
Саргис, происходил из Каджберуника, из города
Арчеша, а мать была из селения Парби. Из-за гнета
неверных они перебрались в Сюник и поселились в
области Вайоцдзор. [Мать его], заимев детей, [со
временем] перестала рожать. Но дети отошли к Богу,
и они остались бездетными. Тогда, возложив свои
упования и надежду на Бога и взяв себе в
заступники Григора Лусаворича нашего, они с
молитвами и смиренными мольбами обратились к
Всевышнему и просили подарить им чадо. Слышащий
же молитвы и исполняющий просьбы Господь наш
Иисус Христос, который исполняет желание имеющих
страх Божий, внял молитвам своих рабов и по
ходатайству Григора Лусаворича дал им сына. И вот
однажды блаженная мать святого увидела во сне
державшего в руках погасшую лампаду св.
Лусаворича, который сказал ей: «Бог услышал
молитвы твои и по заступничеству моему дал тебе
доброго сына. Возьми эту лампаду и держи при себе.
Ибо дитя, которое родится у тебя, зажжет сию
потухшую лампаду истинной веры». Проснувшись,
она в страхе вознесла хвалу Богу и с радостью
поведала своему мужу о видении. Они были [удивлены]
и не могли понять, кем же должен стать ребенок и
каким образом он зажжет светильник. И мать зачала.
Когда же наступило время разрешения [от бремени],
родилось исполненное благодати дитя, которого
при крещении назвали Григором. Как только ему
исполнилось семь лет, [они] стали его обучать Св.
писанию. [Уче-ба] длилась семь лет. С каждым годом
в нем все более проявлялся Божий дар. Он совершил
множество чудес в детстве, о чем записано в его
полной истории. К четырнадцати годам отрок
Григор, на которого снизошел Божий дух, отличался
столь высоким и плодоносящим умом, что к нему за
пояснениями [книг] Св. писания Обращались даже
вардапеты, и он давал им ответы прекрасными
толкованиями. И случилось как-то быть им в городе
Тифлисе. Там он встретился с великим армянским
вардапетом, учеником великого Есаи. Увидев
отрока, с горячей любовью изучавшего
Божественное писание, св. Ованес [Воротнеци] взял
его к себе в ученики. [И с тех пор] на протяжении
двадцати восьми лет он как наставник воспитывал
и обучал его.
Он повез его с собой в город Иерусалим, где ступал
Господь, .и там возвел его в чин безбрачного
священника, [после чего Григор] еще более
исполнился благодати Святого духа. И прибыв в
область Екелеац, что в Ерзнка, [Воротнеци] вручил
ему вардапетский посох. Оттуда божественный
вардапет Ованес со своими учениками возвратился
в свою область. Вокруг него собралось множество
вардапетов для просвещения народа армянского.
Ибо знаниями своими он превзошел ученнейших
людей всех народов. Блаженный великий вардапет
Ованес в 807 г. нашего летосчисления [1358 г.]
поручил вардапету Григору толкование
Божественных сочинений, соответствующее
вардапетской степени, дабы дать ему право, власть
и посох архимандрита. В тот же год он захворал и
понял, что должен переселиться в неизреченный
свет. Тогда он призвал к себе своих учеников и
благословил их духовным и Божественным
благословением. Григора же поставил над всеми
учителем и поручил ему свою паству, а его
соученика Оваиеса Арчишеци велел посвятить в
высший вардапетский сан и отправить в его край.
После этого святой и блаженный вардапет Ованес
Воротнеци отошел ко Христу. Да будет
благословенна его память. После его смерти с
согласия всех на вардапетскую кафедру возвели
великого Григора, приводившего в изумление
ангелов непостижимым подвижничеством,
совершенной мудростью и неиссякаемым
наставничеством. У учителя были две школы в
Еринджаке, и два года преподавал он, занимая [там]
вардапетскую кафедру. Но затем со своими
учениками отправился в св. обитель, в
прославленный и благодатный престол апостола
Евстафия во владении Орбелянов, к армянскому
князю Смбату, сыну Иванэ и внуку Буртела. Здесь он
также набрал множество учеников и просвещал
народ наш истинной верой. Правильным
наставлением и поучением он раскрывал
труднопостижимые мысли книг Св. писания. Ибо
светлой мыслью и крыльями всесвятого Духа
взлетал и возносился он к духовному саду и
Божественным сочинениям, по данной ему милости
Божьей выявляя глубины сокрытого. И точно пчела,
летающая над многоразличными цветами в далеких
краях и приносящая сладкий нектар и целебное
зелье, святой вардапет Григор Татеваци
Божественной мыслью проникал в Ветхий и Новый [заветы]
и собирал Божественное. Отделяя также полезное
из внешних наук, он сплел светлые венцы и
возложил на головы отроков церкви как крепкий
щит против иноверцев. Постоянно получая его от
Христа, он неустанно обучал и просвещал
армянскую церковь. Точно сияющее полуденное
солнце сверкал он тысячами лучей. К нему
приходили греческие и латинские риторы, слушали
его речи, преисполненные беспредельных знаний,
которые как неиссякаемый источник лились из его
уст. Мудролюбы поражались и дивились этому. Ибо
мудрость его была совершенна, а знания —
необозримы. Во время проповеди Григор приводил
всех в восхищение своей сообразной речью и
ораторским искусством. Он обладал мыслью Иоанна
Евангелиста; взлетая, возносился к небу и святой
душой своей обозревал заповеданное перво-пророками
— и Слово Господнее св. Евангелия, и блаженных
апостолов, и первых св. богословов. Он написал
множество сочинений для церкви, сиречь: «Великое
вопрошение», Толкование сочинений Аристотеля —
«Категорий», «Периармевиаса» (Об истолковании), «О
добродетели», «Введения», [а также] Толкование «Книг
ученых бесед», Выборочное толкование псалмов,
Выборочное толкование «Притчей», «Песни песней»,
«[Книги] Премудростей», «[Книги] Еклесоиаста». «Летний
том», «Зимний том», Толкование «Книги Иова»,
Выборочное толкование Евангелия от Иоанна,
Толкование сочинений Аристакеса и [Искусства]
письма Георга, Толкование книги «К тем», «Малого
вопрошения Георга», Выборочное [толкование]
Евангелия от Матфея, Выборочное [толкование
Книги] Исайи, «Книгу Златочрев» и сочинение «О
правилах посвящения в сан архимандрита».
Он написал также множество других сочинений, о
которых мы здесь не упомянули, но по которым
учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты
церкви. Его называют вторым Иоанном Златоустом и
Григорием Богословом за то, что он, видя нашу
слепоту, поучал всенародно. И даже старца,
сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком.
Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был
грозен и прекрасен. Он строго постился и любил
святость, имел благообразное лицо, слезообильные
глаза и высокий рост и был так великолепен и
столь [щедро] одарен милостями, что [ученики]
сравнивали своего вардапета с Господом нашим
Иисусом Христом. Великий и всеармянский учитель
Григор был исполнен светозарного дара св. Духа.
Он стал вторым просветителем армян и
совершеннейшим богословом над всеми мудрецами,
древними и новыми вардапетами. У него было много
учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева,
Ованес из Ехегна-ванка, Галуст из Сюникского
селения Вахнду, Акоп Бостаци, Григор Араратеан,
Григор и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария
Астапатци, Егия Мецопеци, Ованес из монастыря
Ваганщ, Унэн из Шемахи, Оваиес из Кармир Капана. И
трое из его учеников были из других краев —
Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар, Мкртич из
Пайтакарана и Степанос из Гахавежа. [При нем
находилось] также множество священников, числом
более пятидесяти человек.
Он начал обучать их сочинениям внешних философов
и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал
скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее
изумление, чем эллинские
философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать
посланий апостола Павла и «К тем» Григория
Богослова.
Настоятелем св. престола апостола Еветафия был
кроткий, избранный уже во чреве св. епископ
владыка Аракел, вардапет и великий философ,
племянник великого армянского вардапета. Он
обладал божественной мыслью и почитал все
добродетели.
И двенадцать [святых] братьев, ученики великого
Саргиса, после смерти своего вардапета
отправились учиться к великому вардапету
Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес,
Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос,
Карапет и Тума. И он целый год утешал их
Божественным писанием. Но затем учитель Григор
из-за гонений неверных покинул Сюникскую область
и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов,
отправился в Арчешскую область. Он поселился в
богоугодном св. Мецопском монастыре у смиренного
и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа
Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со
всеми своими учениками вышел встречать [духовного]
отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал
ему с учениками отдохновение от многотрудного [пути].
В сей год было завершено строительство церкви св.
Богородицы, начатое в 851 [1402] и
законченное через семь лет, в 858 году [1409],
во славу Христа, Бога нашего. И когда туда прибыл
великий учитель Григор, слава его разнеслась по
всей стране. Многие вардапеты и монахи собрались
вокруг него, как апостолы вокруг Христа. Он начал
наставлять и просвещать Божественным учениям,
как спаситель наш Иисус, который, восседая на
Масличной горе, [просвещал] апостолов учением о
блаженной {жизни]. А св. вардапет Ованес,
преисполненный неизреченной радости, ликовал и
пекся обо всем необходимом. И, [обращаясь с
молитвой] к Христу, говорил: «Господь мой Иисус, я
почтил твою мать, ты же почтил меня вместе с
вардапетами и духовными отцами моими, писцами и
истинными учениками-подвижниками. И в день
освящения храма твоей матери послал их [мне]. Чем
отплатить тебе за это? Ничего нет у меня, бедняка.
Мы можем лишь благословить и восхвалить
всесвятую Троицу и Мать Единородного за то, что
ты удостоил меня увидеть завершенным
строительство церкви».
А блаженному вардапету Григору в Мецопском
монастыре ночью было во сне видение, будто перед
св. Григором положили трех мертвецов, обернутых в
саван и окованных по рукам и ногам
нерасторжимыми цепями. И он, обратившись к ним,
сказал: «Кто вы такие? И почему вы в оковах?» И они
ответили: «Мы осужденные и отлученные католикосы-раскольники.
Молим тебя во имя любви Христовой, вели снять с
нас проклятие великого католикоса, наследника [престола]
Григора Лусаворича». Проснувшись, он стал
горькими слезами оплакивать их отлучение, затем
послал приветственное письмо католикосу Акопу, и
тот созвал большой собор вардапетов и снял с них
проклятие.
И великий вардапет Григор благословил соученика
своего Ованеса со всеми питомцами. А через
несколько дней, взяв своих учеников, он
отправился преподавать из области в область по
стране Армянской. К нему присоединился вардапет
Ованес со своими учениками. Многих из
раскольников он обратил к истинной вере, следуя в
истолковании Ветхого и Нового Божественного
писания первым святым отцам-богословам. С
помощью внешнего философского искусства он
заткнул рот еретикам. И они, вновь став на путь
истинный, пали в ноги учителю Григору и молили
его об отпущении грехов и прощении. Он написал
письмо католикосу, и тот снял с них проклятие. [Григор]
проповедовал также среди иноплеменных и
приводил им мшожество свидетельств из арабских
сочинений, в которых ясно говорилось, что Христос
— истинный Бог, и многие уверовали в Христа и
были крещены. На протяжении всей своей жизни он
проповедовал неверным Евангелие Христово, [доказывая],
что [вера их] лжива и обманчива, и всегда
неустрашимо и смело осуждал их. Но никто из
неверных не осмеливался дотронуться до него хотя
бы пальцем — ни князья и ни подданные. Ибо они
воочию видели чудесные знамения, творимые через
него Богом. Возложением руки он лечил хворых,
чтением Евангелия в тот же час именем Христа
исцелял страдающих от разных дурных болезней и
изгонял бесов. Он безбоязненно излечивал не
только христиан, но и неверных. И все неверные
любили его и называли святым. И испытывали трепет
перед его внушительным видом. Ибо, будучи живым,
он умерщвлял плоть свою постами и молитвами и был
украшен всеми чистыми добродетелями. Нательной и
верхней одеждой ему, как и его ученикам, служила
власяница, подпоясанная веревкой. Они не стяжали
ни серебра, ни золота. И никто не имел двух одежд.
Если же кто-нибудь получал подношение, в тот же
час раздавал нищим. Они наполнили себя
священными сочинениями и воспламенены были
любовью к священному Божественному писанию.
Оттуда он отправился со своими любознательными
учениками в благодатный свой престол св.
апостола Евстафия и в течение восьми дней
отдыхал. А затем призвал к себе своих учеников и в
торжественной обстановке вручил им [вардапетский]
жезл, [предоставляющий им] право проповедовать по
всей земле Евангелие Христово не только
христианам, но и всем иноверцам. Он учил их никого
не бояться и не утаивать мыслей Св. писания, а
открыто проповедовать истину. «На протяжении
всей своей жизни,— [говорил он],— изнуряйте себя
постами и молитвами. Свой день проводите в
кротости и смирении. Вы обязаны пожертвовать
своею жизнью за правду. И уста ваши да не изрекут
никогда лжи». И много другого наставлял он делать
или не делать. «Смело проповедуйте,— говорил он,—
истинное учение первых святых отцов в борьбе с
противниками». И много другого назидательного
завещал он своим ученикам. Когда же заболел,
приказал литургию служить ученикам, а сам пел
псалмы, на всем протяжении [пения] восьми канонов
оставаясь на ногах. За всю свою жизнь он не знал
ни дня отдыха. И вот св. вардапет истины Григор
совершил животворящую службу Господу нашему
Иисусу Христу. По окончании [службы] приступил к
молитве и, вторично призвав своих учеников,
благословил и повторил те же наставления, сказав:
«Вот призывает меня призывающий [всех] Христос, и
настал час моей смерти. Я отправляюсь к
заступнику моему, Григору Луса-воричу нашему и ко
всем нашим вардапетам. Братья мои, кои были рядом
со мной при моем подвижничестве, да причислит вас
в будущей жизни Христос вместе со мной к сонму
правоверных вардапетов, сидящих одесную Троицы,
Единородного Сына Иисуса Христа». Сказав это, он
приподнялся на подушке и произнес: «Славлю тебя,
Христос Иисус, Слово Божье, в час мой пославший
отдохновение от многих трудов». Вымолвив это,
блаженный вардапет Григор Татеваци отдал Богу
свою чистую душу, в праздник Первомученика
Степаноса, в 859 [1410] году нашего
летосчисления, во славу Христа, и отправился в
Верхний Иерусалим к сонму ангелов последователь
Григора Лусаворича, богослов — к богослову. И,
подняв его святое тело, с псалмопением и
благословениями положили в могилу в украшенном
милостью [Божьей] и всехва-ленном престоле св.
апостола Евстафия. [Его могила] по сей день
совершает много чудес. Память его да будет
благословенна. И да смилуется его молитвами
Господь наш Христос над нами и над всеми
христианами, особенно же над получателем сего
сочинения.
КРАТКОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ГРИГОРА ТАТЕВАЦИ
В сей день, 27-го декабря, преставился и
почил трижды блаженный знаменитый рабунапет
Григор, ученик Ованеса Воротнеци.
Чудесный муж Божий был армянином, родом же
происходил из двух мест: по отцовской линии — из
Каджберуника, а по материнской— из Айраратской
области, селения Парби. Родился он в Грузии, в
крепости Тмок и был взращен родным братом своим в
доме царя Давида.
Он был благообразным, любознательным и щедро
одаренным отроком. И когда великий философ
армянский Ованес Воротнеци вознамерился
отправиться на поклонение святым местам в
Иерусалим, он, видя преуспевание отрока Григора
во всех науках, взял его с собой и сделал его
духовным сыном [своим]: воспитывал в добре и
обучал всей премудрости Св. писания и внешних
философов. Он отправился с ним на могилу св.
Лусаворича на горе Сепух и дал его рукоположить в
дьяконы. В честь св. Лусаворича его назвали
Григором, и он именем и делами своими восполнил
место того, просвещая светом мудрости народ наш
армянский. Затем в Иерусалиме [Ованес Воротнеци]
возвел его в священнический сан. И, вторично
приведя к могиле св. Лусаворича, сделал
вардапетом — приправляющей солью и светом
Божьей обители. Вслед за этим он привез его с
собой в Сюникскую землю и завещал после смерти
своей стать во главе великого университета Есаи
и занять место великого всеармянского
рабунапета.
Он был чтим и уважаем властелином Тимуром и его
сыном Мираншахом. И армянский народ удостоился
уважения чужестранцев благодаря сладкоречивым
многомудрым речам великого Григора. Он написал
ученнейшие послания ко всем народам, доказав
правоверность армян; писал и назидательные речи,
[блещущие] тонкостью и остроумием, и сделал народ
армянский просвещеннее всех других народов.
Он упорядочил [также] чины и устав нашей церкви.
Всечасно был занят чтением и толкованием Св.
писания и, преклонив колени, неустанно творил
молитвы. Нищелюбивый и страннолюбивый, щедрый на
даяния неимущим, он прикрывал тело свое
власяницей, имел кроткую душу и плодотворную
мысль. Статный, с ясным л'и-цом, гордой осанкой, со
светлыми волосами, он всегда постился, был
слезообилен, чтил [церковные] праздники, любил
святых и [их] речи.
Умер он блаженной смертью в Татевском монастыре
27-го декабря и был похоронен в великий праздник
апостолов Петра и Павла, и удостоился их звания и
чести в 858 году [1409] во славу Христа, Бога
нашего, благословенного вовеки, аминь. Память его
да будет благословенна. Аминь.