1. Ср. Пс. XXI, 26: "О тебе хвала моя в собрании великом"; XXXIV, 18: "Я прославлю Тебя в собрании великом". Христос пред Которым в сонме первенцев (т.е. Небесной Церкви, ср. "К торжествующему собору и Церкви первенцев написанных на небесах" и т.д. Евр. XII, 23) именован Богом богов, может быть отзвуком ветхозаветного мотива, в котором бог имеет не только различные наименования, но и различное применение - от "истинного Бога" до применительно к "ложным богам" и идолам; ср.: Пс. XCVI, 7: "Поклонитесь перед Ним все боги".
2. Все это вступление представляет собой призыв автора к своим современникам (одним ли родным ему грузинам?) следовать подвигам Илариона на путях просвещения (разумеется, церковно-христианского), дабы уподобиться ему - светилу Востока, которое "благим сиянием своим озарило все сущее на Западе". В данной редакции "Жития Илариона Грузина" эта идея - объединение Востока и Запада - получила наиболее определенное выражение. Идея Воскток-Запад впоследствии в посвященных Илариону произведениях, в частности, гомилиях, была особенно акцентирована.
3. Примечательно, что в данном случае не говорится о "малой родине" Илариона - Кахети, как это сказано в краткой и более ранней редакции его жития. Один из показателей того, что ко времени написания пространной редакции - конец XI в. - в Грузии произошло дальнейшее углубление политической нивелировки отдельных ее этнотерриториальных компонентов. Это было время, когда термин картвели - "грузин" имел не только собственно этническое содержание. Этноним картвели относили ко всякому коренному жителю Картли-Грузии, вскоре на этом основании получившей местное название Сакhартhвело - "термин национально-культурный, буквально непереводимый на русский язык, но по смыслу означающий национально-культурную Грузию" (Марр Н.Я. История Грузии. Культурно-исторический набросок. По поводу слова протоиерея И. Восторгова о грузинском народе. Спб., 1906. С.58)
4. Обращает внимание более обстоятельные, чем в краткой редакции публикуемого жития рецепции, из Священных Писаний. Это может быть связано с дальнейшим ростом культа Илариона в новых общественных и культурных условиях Грузии, в которые она вступала в период создания данной редакции жития Илариона (ср.: I, примеч.2).
5. Ср. Мк: IV, 21 (в переводе В.Н.Кузнецовой): "Разве вносят светильник в дом, чтобы сразу его погасить или поставить под кровать? Нет, его ставят на подставку! Нет ничего тайного, что не станет явным, и нет ничего скрытого, что не выйдет наружу. У кого есть уши, пусть услышит!" Этот пересказ новозаветной сентенции (ср. также: II Птр. I, 19), смысл которой - невероятность скрыть благодеяния, встречается во всех редакциях жития Илариона.
6. "Песок", как метафора, в Библии встречается неоднократно и в различных символических вариациях. В житии Илариона он ассоциируется, скорее всего, с ветхозаветными иносказаниями (ср.: Ио. VI, 3; III, IV, 29; а также Мф. VII, 26).
7. В Ветхом Завете "фараон" - символ "египетских страданий", жестокого правителя. Выражение - "оставил все фараоново фараону" - это, скорее всего, аллюзия на знаменитое евангельское "кесарево кесарю". Весь этот пассаж является вплетением в образ Илариона мотивов из ветхозаветных сказаний.
8. Утеван - см.: I, примеч. 6.
9. Ср. Мф. V, 39 (в переводе В.Н.Кузнецовой): "Я говорю вам // не мсти тому, кто причинил тебе зло.
10. См. I, примеч. 7.
11. Ср. Пс.
12. I Кор. IV, 9.
13. Ср. Пс.
14. Масличная или Елеонская гора "находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути" (Дн. I, 12 и др.). Популярное в евангельских рассказах место, на котором произошло вознесение Его на Небо.
15. См. I, примеч. 9.
16. Отзвук ветхозаветной истории, согласно которой Моисей после долгого и почетного пребывания при фараоне бежал в "землю Медиамскую", Богом ему было дано повеление вернуться к фараону для освобождения евреев от Египетского плена. "Египетский плен" - один из символов людских страданий - вошел в бытовую речь христианских народов из Ветхого Завета.
17. Ср.: Эккл. III, 1; эпитет "мудрец" соответствует каноническому "Проповедник".
18. Кн. преп. Иер. XV 19.
19. См. I, примеч. 11.
20. Образ Диавола в агиографический жанр вошел из Священных Писаний, напоминая одновременно его суть и по Ветхому Завету - "негодный человек" и "искуситель" и по Новому Завету - "бес", "сатана".
21. См. I, примеч.
22. Олимп (древнегруз. Улумбо), см. I, примеч. 14.
23. Одна из ветхозаветных рецепций в житии Илариона, довольно обстоятельно говорится о ритуальных обрядах, связанных с бескровными жертвоприношениями.
24. Намек на евангельскую притчу о безымянном богаче и нищем Лазаре, которая входит в цикл новозаветных преданий, по традиции приписываемых Христу и составляет основу христианского учения о Царствии Божием (Мф. XIX, 24; Лк. XVI, 19-31; см.: Гече Г. Библейские истории. С.252-254).
25. См. I, примеч. 15.
26. В оригинале грузинские слово мцкемси - в обиходной речи - "пастух", "пастырь". В рукописи не поддается точному прочтению.
27. См. I, примеч. 17.
28. Ср. Дн. XX, 34.
29. Ср. I Фес. 2, 9; II Фес. 3,8.
30. В оригинале коре - "сухая кладка", распространенный в средневековой Грузии строительный прием.
31. См. I, примеч. 20.
32. Очевидно имеется в виду св. Димитрий Солунский Мироточец, раннехристианский подвижник и мученик, казненный ок. 306 г. (память его 26 октября).
33. Претория - по Новому Завету - жилище и местопребывание прокуратора Иудеи. Затем, очевидно, резиденция для областного правителя.
34. Краткий, но точный пересказ новозаветного сожета (Дн. III, 2-9).
35. Ср. Дн. IX, 34: "Петр сказал ему: Еней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал".
36. Ср. выше, примеч. 5.
37. Иллирия (древнегруз. Илурки, см. Введение), была одним из очагов раннехристианской Церкви и ареной подвижнических деяний апостола Павла: "Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима до Иллирика" (Рим. XV, 19).
38. Ср. Пс. CXXV, 6: "С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои".
39. Ср. II Пт. 1, 14: "Скоро должен оставить храмину мою" (телесную).
40. Ср. I Пт. 5, 8: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить".
41. Дата кончины Илариона в научной литературе устанавливалась долго (см. Введение). Вопрос этот связан с некоторыми важными хронологическими проблемами не только жизни грузинского подвижника, но и определенного отрезка истории Византии.
42. Букв.: "сын сестры".
43. Игнатий - глава византийской Иерархии, во второе патриаршество которого (867-878) скончался Иларион.
44. Речь идет о грузинах, собственно картлийцах в широком (обобщающем) значении данного этнонима.
45. См. I, примеч. 25.
46. См. I, примеч. 18.
47. Там же. Примеч.
48. Там же. Примеч. 27.
49. В этом пассаже, пожалуй, более чем в других местах жития звучит настроение торжества, связанное с триумфом иконопочитателей. Их победа знаменовала собой не только оправдание изображения воплощенного Бога Христа, как реальности. "Благовествование о воплощении не только религия духа, оно освящает и плоть"; за святыми, как христоносцами, признавалась власть над природой, поэтому для верующих тела усопших праведников - это святые мощи, которые и становились предметом "благоговейного почитания" (Мень А. Таинство, Слово, Образ. С. 163-164).
50. В рукописи имеется приписка-завещание: "Христолюбивые, помолитесь за отца Григория, ибо он пожаловал мне пергамент для написания жития сего святого. Христе, пособи святому сему отцу. Помолитесь и за меня, недостойного, что нацарапал". В данном случае необходимо иметь ввиду, что в древнегрузинском слова "написал" и "переписал" были синонимами.