Neue Seite 21

ИБН АЛ-АCИР

ПОЛНЫЙ СВОД ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

АЛ-КАМИЛ ФИ-Т-ТАРИХ

«Ал-Камиль фи-т-тарих»

Изз-ад-дин Абу-л-Хасан Али ибн Мухаммед ибн Мухаммед ибн ал-Асир, родился в 555 (= 1160) г. в Джезират Ибн Омар (Месопотамия), где его отец был правителем. Затем он переселился вместе с семьей в Мосул. Там он получил свое образование, которое впоследствии пополнил, во время путешествий по Аравии, Сирии и Палестине. Его интересы при этом были направлены на изучение предания (хадисов) и истории. Большую часть своей жизни он провел в Мосуле, посвятив себя науке. В 584 (= 1188) г. он принимал участие в сражениях Салах-ад-дина (Саладина) с крестоносцами. В конце жизни он снова выезжал в Сирию, затем возвратился в Мосул и умер там в 630 (= 1234) г. Свое историческое сочинение он назвал «Полным сводом по истории» («ал-Камиль фи-т-тарих»). Оно имеет характер всемирной истории. Автор применяет летописную систему изложения. Для периода до X в. Ибн ал-Асир использовав историю ат-Табари, сильно сократив ее и переработав в смысле придания связности изложению событий. Опустил он также и иснады. С другой стороны, Ибн ал-Асир дополнил ат-Табари изложением событий, связанных с Египтом, Северной Африкой и Испанией. Ряд источников ат-Табари был в руках Ибн ал-Асира в подлиннике, и нередко он приводит исторические сведения, которых у ат-Табари нет, что объясняется также и тем, что он пользовался полной редакцией труда ат-Табари. Особенно важен труд Ибн ал-Асира для событий, начиная с X в. до конца истории, доведенной им до 628 (= 1231) г. В этой части им были использованы, вероятно, все продолжатели ат-Табари, — во всяком случае, относительно некоторых это устанавливается с полною достоверностью, — и некоторые региональные хроники. Труд ат-Табари, [38] доведенный до 303 (= 915) г., был сокращен и продолжен до 320 (= 932) г. жителем Кордовы Арибом ибн Са'дом (жил при халифе ал-Хакаме II — 350-366 = 961-976 гг.). На Востоке он был продолжен для периода 290-363 (= 903-974) гг. врачом и историком Сабитом ибн Синаном (ум. 365 = 975 г.) и младшим современником и учеником ат-Табари, Абу-Мухаммедом Абдаллахом ибн Ахмедом (Мухаммедом) ал-Фергани (жил около 327 = 939 г. в Египте, потом, вероятно, в Багдаде), давшим своему труду название «Дополнение» («ас-Сыле» или «ал-Музейяль»). («Дополнение» использовано Арибом с упоминанием автора при изложении событий 319-320 (= 931-932) гг. (Arib... ed. M. J. De Goeje, Leiden, 1897, pp. 156, 170, 180, 183), Якутом в обоих словарях (Jacut's geographisches Woerterbuch, III, S. 13; Yacut's Irshad al-Arib... ed. D. S. Margoliouth, I, pp.129, 161; VI, pp. 426-427), ас-Субки («Табакат аш-шафи'иййин». Каир, без года, стр. 136, 137, 138). Ср. Нaji Khalfa. Lexicon... ed. G. Fluegel, II, pp. 123, 136, 137, 138. — С Brockelmann. GAL, SB I, p. 217, № 4.) Его продолжателем был его сын и ученик, Ахмед ибн Абдаллах ал-Фергани (жил и умер в Египте 398 = 1007 г.), автор также и двух сочинений по истории Египта. (Yacut's Irshad al-Arib, I, p. 129.) Немного позже Ибн Мискавейх (ум. 421 = 1030 г.) в своем сочинении «Опыты народов» («Таджариб ал-умам») дал сокращение «Истории» ат-Табари, дополнив ее рассказом о событиях X в. и доведя его до 370 (= 980) г. Это сочинение в значительной степени было использовано Ибн ал-Асиром. В дальнейшем продолжения следуют как по линии сочинения Сабита ибн Синана, так и по линии Ибн Мискавейха.

Племянник Сабита, Хилаль ибн ал-Мухсин ас-Саби (ум. 448-1056 г.), продолжил историю своего дяди для периода 360-447 (= 970-1055) гг., а его сын, Гарс ан-Нисма Мухаммед ибн Хилаль (ум. 508 = 1114/15 г.), довел изложение событий до 479 (= 1086) г. под названием «Источники хроник» («Уюн ат-таварих»). Следующим продолжателем был Мухаммед ибн Абд-ал-мелик ал-Хамадани (ум. 521 = 1127 г.), доведший свое «Дополнение» («Текмилет тарих ат-Табари») до 512 (= 1118) г. (парижская рукопись только до 487 = 1094 г.). Дальнейшими продолжателями были мало известные Абу-л-Хасан ибн ар-Рагуни — до 527 (= 1133) г., Садака ал-Хаддад ал-Афиф — до 570 (= 1174) г., знаменитый нолигистор Ибн ал-Джаузи (ум. 597 = 1200 г.) — до 580 (= 1184) г. и Ибн ал-Кадиси — до 610 (= 1213) г. (Ibn al-Qifti's Ta'rlh al-hukama'... herausg. J. Lippert. Leipzig, 1903, SS. 110-111)

Продолжателем истории Ибн Мискавейха был Мухаммед ибн ал-Хусейн Абу-Шуджа’ ал-Хамадани ар-Рудравери (ум. 483 = 1095 г.), «Добавление» («Зейль») которого посвящено событиям 370-389 (= 980-999) гг. и которое систематически использовано Ибн ал-Асиром. (Ibn al-Athir... ed. Tornberg, IX, p. 107.) Может быть также продолжателем Ибн Мискавейха был хорасанский историк Абу-л-Хасан Али ибн Зейд ал-Бейхаки, по прозванию Ибн Фундук (род. 499 = 1105 г., ум. 565 = 1169 г.), сочинение которого «Источники опытов и верх диковинок» («Машариб ат-теджариб ва тавариб ал-гараиб») было использовано для истории Сельджуков и хорезмшахов Ибн ал-Асиром и Джувейни в его «Истории завоевателя мира» («Тарих-и-джехангуша»). В этом сочинении находилась краткая автобиография ал-Бейхаки, использованная Якутом. (Yaqut's Dictionary of Learned Men (Irshadu-'l-Arib)... ed. D. Margoliouth v. V, pp. 208-213 (GMS, VI, 5).) Сам автор в другом сочинении называет свою хронику продолжением «ат-Тарих ал-йемини» ал-Утби. Следующим за ар-Рудравери продолжателем Ибн Мискавейха называется Мухаммед ибн Хусейн Абдаллах ал-Багдади, которого, в свою очередь, продолжал Мухаммед ибн Абд-ал-мелик ал-Хамадани. Вероятно, упоминание последнего является результатом путаницы, [39] так как сочинение того же автора приводилось как продолжение хроники ат-Табари.

В числе систематически использованных Ибн ал-Асиром исторических сочинений необходимо назвать «Книгу генеалогий благородных» ал-Белазури (См. выше, стр. 18-19.) и «Дополнение к истории Дамаска» Хамзы ибн Асада ибн ал-Каланиси (ум. 555 = 1160 г.), являющееся продолжением хроники Хилаля ас-Саби для истории Сирии и Дамаска.

Главным источником Ибн ал-Асира для истории Хорасана и Средней Азии до половины IV (= X) в. было сочинение среднеазиатского историка Абу-л-Хусейна Али ибн Ахмеда ас-Селлами «История правителей Хорасана» («Тарих вулат Хорасан», или «Тарих ахбар вулат Хорасан»). Автор был приближенным саманидского сановника, Абу-Бекра Чагани, и его сына, Абу-Али, и, вероятно, разделил с последним его изгнание в 343 (= 954) г. Его сочинение было доведено, видимо, до смерти Абу-Али в 344 (= 956) г. Ас-Селлами был учеником Ибрахима ибн Мухаммеда ал-Бейхаки (жившего при ал-Муктадире, 295-320 = 908-932 гг.) и учителем литератора и историка Абу-Бекра Мухаммеда ал-Хорезми (ум. в 383 = 993 г. в Нишапуре). Сочинение ас-Селлами было использовано, кроме Ибн ал-Асира, еще рядом арабских и персидских историков: Гардизи (ок. 440-444 = 1049-1053 гг.), Ибн Макулой (ум. 475 = 1082 г.), Ауфи (ок. 625 = 1228 г.) и Ибн Халликаном (ум. 681 = 1282 г.). Для истории Саффаридов, кроме ас-Селлами, Ибн ал-Асиром использовано было еще сочинение Абу-Абдаллаха Мухаммеда ибн ал-Азхара ал-Ахбари (ум. 325 = 936/37 г.?), которое использовал также Ибн Халликан. Остальные источники сочинения Ибн ал-Асира остаются еще невыясненными, так как отсутствие ссылок автора на свои источники делает изыскания затруднительными. Кроме большой хроники, Ибн ал-Асир написал еще историю Мосульских атабеков, словарь биографий сподвижников Мухаммеда и извлечение из «Книги генеалогических имен» ас-Сам'ани.

ЛИТЕРАТУРА

Ibn al-Athiri. Chronicon quod perfectissimum inscribitur ed. C. J. Tornberg, I-XIV. Lugd. Batavorum, 1851-1876.

От отношении Ибн ал-Асира к ат-Табари см. выше, стр. 23 (литература).

Brockelmann С. GAL, I, SS. 345-346; SB I, SS. 587-588 (Ibn al-Atir).

Brockelmann С. Ibn al-Athir, EI.

Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до Крестовых походов. Исследование, I. СПб., 1902, стр. 181-187.

Barthold W. Baihaki, Abu 'l-Hasan 'Ali b. Zaid, EI.

Brockelmann С. GAL, I, S. 324, № 4; SB I, SS. 557-558 (al-Baihaqi).

Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939

© текст - Беляев В. И. 1939
© сетевая версия - Тhietmar. 2006
© OCR - Samin. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН СССР. 1939