Neue Seite 2

ИБН АЛ-АСИР

ПОЛНЫЙ СВОД ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

АЛ-КАМИЛ ФИ-Т-ТАРИХ

ХОДЖЕНТ В «АЛ-КАМИЛ ФИ-Т-ТА'РИХ» ИБН АЛ-АСИРА

Труд крупного арабского ученого Абулхасана Али ибн Абулкарама Мухаммада... аш Шайбани, известного под псевдонимом Иззуддин и фамильным именем Ибн ал-Асир (1160-1234), «Ал-Камил фи-т-та'рих» с точки зрения жанров историографии — 'илму-т-та'рих — относится к жанру всеобщей хроники. По структуре «Ал-Камил» напоминает знаменитый «Та'риху-р-русул ва-л-мулук» Абу Джафара Мухаммада ибн Джарира Табари (838-923). По содержанию «Ал-Камил» является произведением обобщающего характера. В этом плане он скорее всего напоминает «Му'джаму-л-булдан» Йакута Хамави (1179-1229). Если труд Йакута, по словам акад. И. Ю. Крачковского, представляет собой «свод всего известного в его время в области географической литературы» 1, то «Ал-Камил» можно считать «сводом всего известного» в области историографии. Разумеется, «всего известного» с точки зрения мусульманского историографа.

Самостоятельно взяться за выяснение значения «Ал-Камил» — дело крайне сложное. С одной стороны, «Ал-Камил» по объему не уступает «Та'рих» Табари. С другой стороны, в советской арабистике складывается мнение, что труды по историографии составляют чуть ли не 70% всего письменного наследия арабов светского характера. Поэтому, считая вопрос о выяснении значения «Ал-Камил» делом будущего, мы хотели бы отметить, что этот труд пользовался уважением востоковедов конца прошлого и начала нашего столетия. О нем хорошо отзывались В. В. Бартольд, К. Брокельман, X. А. Р. Гибб и др.

«Ал-Камил» был введен в научный оборот шведским арабистом. К. И. Торнбергом, предпринявшим критическое издание текста в третьей четверти прошлого столетия. При написании настоящей статьи мы пользовались Бейрутским 1964-1966 гг. репринтом издания Торнберга..

Насколько нам известно, сведения о Ходженте, содержащиеся в «Ал-Камил», в советской медиевистике осмыслены лишь в работах В. В. Бартольда, в частности в его «Туркестане...» 2. Этим мы не хотим сказать о пренебрежении к сведениям Ибн ал-Асира. Просто исследователи в тех случаях, когда сохранились труды предшественников Ибн ал-Асира, где фигурировали, по существу, те же сведения, что и в «Ал-Камиле», естественно, отдавали предпочтение более ранним источникам, например Табари, Балазури, Я'куби, географам и др.

В настоящей статье ставятся две задачи: а) дополнить сведения,, приводимые В. В. Бартольдом, включить неиспользованные им [102] сведения; б) определить значение «Ал-Камила» как источника в частном вопросе — изучении истории средневекового города Ходжента и его области. Полагаем, что указанные задачи целесообразнее решить, переводя весь материал Ибн ал-Асира о Ходженте и сопровождая перевод необходимыми пояснениями.


Перевод.

1. «И наступил год шестьдесят первый... Салм совершил набег на Самарканд... И направил отряд, куда входил А'ша Хамдан, в Ходжент. [Отряд] потерпел поражение и А'ша сказал:

«О, если бы моя конница в битве под Ходжентом не потерпела бы поражение и не возвратился бы я с набега ограбленным.

Не кружила бы птица смерти надо мною, и я окровавленный не взмолился бы Аллаху». 3

2. «И наступил год девяносто четвертый... В этом году Кутайба, форсировав реку (Амударыо. — А. Ю.), обязал жителей Бухары, Кеша, Насафа и Хорезма [выставить] двадцать тысяч воинов, они присоединились к нему. И направил он их в Шаш, а сам двинулся на Фергану и прибыл к Ходженту. Поднялись его жители, встретили [Кутайбу с боем] и неоднократно вступали в сражение. И каждый раз успех сопутствовал мусульманам. Далее Кутайба двинулся на Кашан — столицу Ферганы... Сахбан, вспоминая битву под Ходжентом, говорит:

«Спроси конников [сражавшихся] в Ходженте под остриями копий.

Не поднимал ли я их заново при отступлении и не бросался ли первым в сражение?

Не рубил ли голову великана, и не переносил [вонзание] копий?

Да, ты герой всех Кайситов, с завидной судьбой.

Прославил Кайситов в щедрости, как твой отец в лета прошлые.

Очевидна справедливость твоего решения (о дележе) любого [трофейного] имущества.

Ваша порядочность совершенна, а ваша мощь равна [мощи] гор». 4

3. «И наступил год сто третий... Согдийцы, услышав о прибытии ал-Хараши, пустились в панику, так как во времена Хузейны были в союзе с тюрками. И старейшины решили уйти из города. Царь [малик] сказал им: «Не делайте так, оставайтесь, платите харадж прошлого, гарантируйте харадж будущего, мирное строительство и участие с ним в походе, если этого захочет, извинитесь за содеянное вами и верните заложников». Сказали: «Боимся, что он не согласится и не примет наши [извинения]. Потому мы уйдем в Ходжент, попросим защиты у его царя [малика], затем свяжемся с эмиром (ал-Хараши. — А. Ю.) и попросим извинить нас за содеянное и заверим его, что более он от нас не увидит нежелательного для него поступка». Он [царь] сказал: Я [всего лишь] один из вас. То, что я посоветовал вам, лучше для вас. [Старейшины] не послушались и ушли в Ходжент. Затем послали к царю [малику] Ферганы [посланника] с просьбой защитить их и разрешить поселиться в его городе...» И наступил год сто четвертый... Явился двоюродный брат царя Ферганы к [Хараши] и сказал ему, что согдийцы в Ходженте. Сообщил ему об их положении и добавил: «Нагоняй их, [103] пока не ушли в ущелье. Пока не выйдет срок, от нас им не будет помощи... И пустился [Хараши] в поход и быстрым ходом через три дня присоединился к Кушайри (командир отряда, направленного им против согдийцев. — А. Ю.). Когда он подступил к Ходженту, спросил одного из спутников: «Что ты предлагаешь?». Он сказал; «Предлагаю [вступить в бой] с ходу». Он [Хараши] сказал: «Я так не думаю. Если кто получит ранение, куда обратиться, или если кто погибнет, где будет похоронен? Я предлагаю разбить лагерь, выжидать и готовиться к бью». И приказал разбить лагерь и приготовиться к бою. Никто из [воинов] противника не ответил вызову. Воины [арабские] объявили Хараши трусом и стали говаривать, что он был известен храбростью и [преданностью делу] веры и как только прибыл в Хорасан, струсил. И поднялся воин из арабов и бревном стал ломиться в ворота Ходжента. И ворота отворились. Ими [ходжентцами] был выкопан ров, за внешними воротами в рабаде, который был покрыт тростником и землей для обмана. Это было рассчитано на случай отступления. Они сами знали переходы через ров и [полагали], что [ров] будет преградой для мусульман и они будут проваливаться в него. Когда они [защитники Ходжента] вышли, [арабы] вступили в бой и нанесли им поражение. Они перепутали переходы и [начали] проваливаться в ров. Мусульмане вытащили оттуда сорок человек [из числа противника]. Хараши окружил их и нацелил на них стенобитные машины. Они послали [посланника] к царю Ферганы и [пристыдили] его, что ты изменил нам, и просили его оказать помощь. Он ответил: «Они [арабы] настигли вас до истечения срока, вы не находитесь под моей защитой... [Хараши] не стал трогать жителей Ходжента... Сабит Кутна, вспоминая казнь знатных [согдийцев], говорит:

«Порадовала душу казнь Карзанджа, Кашкира, участь Беяда. И Дивашти, а также участь Халанджа в Ходжентской цитадели, где они погибли и пропали». 5

4. «И наступил год сто шестой... Муслим... двинулся на Фергану... [Отступая, войско] прибыло в Ходжент. Оно сильно пострадало от голода и усталости. И люди разбежались [по квартирам]». 6

5. И наступил год четыреста восьмой... И двинулись на него [Шамсу-л-мулька] Харун Багра-хан, сын Юсуфа Кадар-хана, и Тогрул-Кара-хан. Их владения были завоеваны Тамгачем [отцом Шамсу-л-мулька]. Они подступили к Самарканду, но не сломили Шамсу-л-мулька и, заключив перемирие, вернулись обратно. [В результате] Приамударьинские владения достались Шамсу-л-мульку, а владения Хахир [Хаир] им двоим. Граница между [владениями противоборствующих] сторон [проходила] по Ходженту. 7

6. «И наступил год четыреста девяносто шестой... В этом году в Рее был убит Абу-л Музаффар ибн ал-Худжанди. Он читал проповедь публике. Когда спустился с трибуны, его убил один из алавитов. Алавит тут же был убит. Худжанди похоронили у Соборной мечети. Род (бейт) Худжанди происходит из города Ходжента, расположенного в Мавераннахре. Они свое происхождение [возводят] к Мухаллабу ибн Абу Суфра. Как-то Низам ал-мульк был на проповеди Абу Бакра Мухаммада ибн Сабита Худжанди в Мерве. Ему понравилась его речь, [104] и он представил себе его место в богословии и науках. Он взял его с собой в Исфахан. Там он [Абу Бакр] стал мударрисом в его медресе (медресе «Низамия» в Исфахане. — А. Ю.). Заслужил высокое положение и большое состояние. Низам ал-мульк часто ходил к нему и навещал его». 8

7. «И наступил год пятьсот тридцать шестой... Далее они [кара-китаи — А. Ю.]двинулись на Мавераннахр и под Ходжентом, в рамадане 531 г. (май — июнь 1137 г.), с боем были встречены каганом Махмудом ибн Мухаммадом. Каган Махмуд ибн Мухаммад потерпел поражение и вернулся в Самарканд...» 9


Таким образом, Ходжент упомянут Ибн ал-Асиром в семи случая--:. События, описываемые (по нашей нумерации) « текстах 1-4, имеют аналоги в более ранних источниках и осмысливаются исследователями на их основе. События текстов 5, 6, 7 не имеют арабского аналога, вернее их арабский источник не установлен. В исследованиях, в частности у В. В. Бартольда 10 и Б. Г. Гафурова, 11 эти события проанализированы исключительно по Ибн ал-Асиру. Эпизод текста 6 оставлен В. В Бартольдом без внимания.

Эпизод 1 у Табари отсутствует. Он фигурирует у Балазури 12 и в несколько переработанном виде встречается у Йакута 13, стихотворная часть сведения включена Р. Гейером в собрание стихов А'ши Хамдана 14. По-видимому, сведение восходит к Балазури, или к его источникам, так как ни Ибн ал-Асир, ни Йакут ничего существенного не добавляют.

Эпизод 2 у Балазури изложен весьма отрывочно и местами некорректно. В частности, по логике текста Балазури вытекает, что на некоторые владения Ферганы арабы совершили набег в год назначения Кутайбы наместником Хорасана (705 г.). 15 Это не подтверждается данными других источников. Этот эпизод достаточно развернуто излагает Табари. События этого эпизода, а также эпизодов 3-4 изложены Ибн ал-Асиром наверняка по Табари 16. Текст по существу идентичен. Разница в том, что у Ибн ал-Асира он более доработан и несколько сокращен. Опущены несущественные детали. В издании Торнберга в тексте 2 имя поэта в отличие от издания Табари (Каир, Мухаммад Абулфадл Ибрахим) приведено без нисбы Ваил, что, на наш взгляд, правильно. Сахбан с нисбой Ваил вызывает ассоциацию с личностью знаменитого оратора (ум. в 674), о котором из-за таких путаниц, в прошлом, всерьез считали, что он прожил 180 лет. 17 Однако в тексте 3 у Торнберга в предложении «когда он подступил у Ходженту...» нарушена логика. 18 Нами это предложение переведено в сопоставлении с Табари. 19

Эпизод истории Ходжента, относящийся к 61 г. хиджры (680 г.), повествует о первом набеге арабов в пределы Ферганы. Салм ибн Зияд, назначенный в 680 г. правителем Хорасана, в тот же год предпринимает поход в Мавераннахр. Он без боя доходит до Самарканда и, судя по Ибн ал-Асиру, вообще занимается сбором дани от владений, ранее заключивших с арабами перемирие. Представляется, что отряд, [105] направленный Салмом в Ходжент, выполнял разведывательную миссию. Разгром отряда под Ходжентом, на наш взгляд, несколько изменяет завоевательную тактику арабов. Они переходят от весенне-летних набегов с базового лагеря в Мерве к тактике постепенного укрепления своих позиций в собственно Мавераннахре. Наступает время обживания и порабощения завоеванных районов. Дальнейшее завоевание Мавераннахра проходит не без участия верного правящему сословию войска владений самого Мавераннахра. Естественно, в 680 г., как и в 705 г., арабам не столько был нужен Ходжент, сколько столица Ферганы Касан. Но арабам пришлось дважды иметь дело с мужественным сопротивлением Ходжента на пути в столицу Ферганы.

Ходжент относится к тем среднеазиатским городам, которые оказали сильное вооруженное сопротивление арабам. В 705 г. правителем Хорасана назначается Кутайба ибн Муслим (убит в Фергане в 715 г). Наступает завершающий этап завоевания Мавераннахра. В 713 г. Кутайба планирует поход на Фергану, вернее на засырдарьинские районы Мавераннахра, и так же, как отряд Салма, встречается с сильным сопротивлением ходжентцев. По свидетельству Ибн ал-Асира, сражение под Ходжентом было затяжным. Оно, судя по стихотворному отрывку (бейт 2), проходило с переменным успехом. Исход сражения конкретно не указан ни Табари, ни Ибн ал-Асиром. Что касается арабских источников, в одной из рукописей «Китобу-л-ансаб» Сам'ани (1113-1167) указано, что «Ходжент был взят в 103 г. хиджры (721-722)» 20

В 94 г. хиджры (713) Ходженту скорее всего было навязано перемирие на кабальных условиях.

Однако ходжентцы не долго мирились со своим положением. В 103 г. (721-722) в источниках Ходжент вновь фигурирует как непокоренный город. В 722 г. в Ходженте разыгрывается крупное сражение. Арабские войска во главе с самим наместником Хорасана Хараши осаждают город. По Ибн ал-Асиру и Табари, Хараши отказывается от мысли взять город штурмом. Он начинает готовиться к длительной осаде. Ходжентцы, принявшие под свою защиту не сдававшихся на милость Хараши согдийцев, и на этот раз оказывают врагам сильное сопротивление.

В советской историографии этот эпизод истории Ходжента наиболее развернуто освещен в работе А. Джалилова «Согд накануне арабского нашествия...». Трактовка А. Джалилова в целом соответствует материалу источников, в частности Табари. Тем не менее в его трактовке есть два пункта, которые нуждаются в уточнении. А. Джалилов пишет, что защитники города «снова закрыли ворота и захватили их (арабов — А. Ю.) в плен, более 40 из них вытащив из рва». 21 По Тараби и по Ибн ал-Асиру 22, военная хитрость — замаскированный ров — не помогла защитникам, отступая, они сами были вынуждены бросаться в ров, и 40 человек были захвачены в плен арабами. Другой момент касается обращения Хараши с жителями Ходжента. По Ибн ал-Асиру, Хараши оставил жителей города в покое. Об этом же пишет и Табари. 23 Однако у Табари есть одно сложное по изложению сообщение, послужившее [106] причиной недостаточно обоснованных выводов. Табари пишет: «Согдийцы стали сопротивляться. У них не было оружия. Они воевали дубинами и были перебиты все до одного. Когда наступило утро, [Хараши] вызвал земледельцев. Они не знали, что натворили их хозяева. На шее они носили клеймо. Если кто переходил из одного владения в другое, предавался казни. Их было три тысячи, говорят, семь тысяч». 24 Ибн ал-Асир пишет: «Согдийцы защищались дубинами, у них не было оружия и они были перебиты все до одного. Их было три тысячи, говорят, семь тысяч». 25 Нам кажется, что процитированный текст Табари з дошедших до нас вариациях дефектен. Следовательно, говорить о том, что эти 3 или 7 тысяч были ходжентцами и они были истреблены за солидарность с согдийцами 26, представляется неубедительным. Мы предполагаем, что если даже не принимать версию Ибн ал-Асира о том, что число 3 или 7 тысяч — это число убитых согдийских воинов, то наиболее верным представляется считать их рабами или «крепостными» согдийской знати. Разумеется, наше предположение высказывается здесь в плане постановки вопроса. Мы не исключаем, что Хараши, известный своей жестокостью, должен был применять какие-то санкции и против жителей Ходжента. 27 Возможно, он и перебил часть населения города. Об этом можно будет говорить после окончательного чтения вышеуказанного текста Табари.

Ходжент в связи с арабским нашествием в последний раз упомянут Ибн ал-Асиром при изложении событий 106 г. хиджры (726). Судя по Ибн ал-Асиру, к этому времени Ходжент был под властью арабов.

Эпизоды 5 и 7 относятся к истории Ходжента в период правления Караханидов. Эпизод 5 характерен тем, что он как бы подчеркивает мнение, высказанное И. И. Негматовым об относительной административной самостоятельности г. Ходжента и его области. 28 Дело в том, что по логике текста Ибн ал-Асира, Ходжент выступал как буферная зона, отделяющая владения Шамсу-л-мулька от владений его противников.

Информативность эпизода 7 для истории Ходжента не очень высока. В данном эпизоде Ходжент (или район Ходжента) упомянут к ж место битвы. В этом плане интересно было бы выяснить вопрос о случайности или закономерности места битвы. Если каган Махмуд (1132-1141) выбрал Ходжент не случайно, то чем это было вызвано?

Для истории Ходжента немаловажный интерес представляет и эпизод 6. Сведения такого порядка интересны тем, что они сравнительно не изучены. Мы относительно знаем политическую историю средневекового Ходжента, имеются сведения о самом городе, его экономике и материальной культуре. Что касается духовной культуры, то в этом вопросе не все гладко. Сказанное больше относится к домонгольскому периоду. В то же время во всевозможных «табакат» — биографических источниках и литературных тезкире можно встретиться с десятками «Худжанди» — выходцами из Ходжента. К сожалению, эти источники, особенно табакат, частью не изданы или изданы давно без научного аппарата. Но то, что они окажутся полезными, не вызывает сомнений. [107] Возьмем для примера «Китабу-л-Ансаб» Сам'ани. В этом источнике приведены краткие сведения о семи ходжентских ученых в области адаба, хадиса и фикха IX-XI вв. 29

Объем нашей статьи не позволяет подробно остановиться на представителях «дома Худжанди», о которых сообщает Ибн ал-Асир. Но то, что Абу Бакр Мухаммад ибн Сабит Худжанди пользовался уважением самого Низам ул-мулька и был назначен мударрисом Исфаханской «Низамии», говорит о незаурядном таланте этого человека. А это, в свою очередь, побуждает нас несколько расширить круг письменных источников при изучении того или иного вопроса истории нашего народа.

Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что труд Ибн ал-Асира «Ал-Камил фи-т-та'рих», несмотря на частично компилятивный характер, сохраняет свое значение в изучении как общих, так и частных вопросов. Для истории Ходжента значение «Ал-Камила» нами видится в его корректирующей функции четырех первых сведений и в оригинальности трех последних.


Комментарии

1. Крачковский И. Ю. Избр. соч., т. IV, М.; Л., 1957, с. 330.

2. Бартольд В. В. Соч., т. 1. М., 1963, см.: Ходжент по указателю.

3. Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-та'рих, т. IV. Бейрут, 1965, с. 97.

4. Там же, с. 581.

5. Там же, т. V, с. 104, 107-109.

6. Там же, с. 129.

7. Там же, т. IX, с. 301.

8. Там же, т. I, с. 366-367.

9. Там же, т. XI, с. 84.

10. Бартольд В. В. Указ. соч., т. 1, с. 377, 386.

11. Гафуров Б. Г. Таджики. М., 1972, с. 404, 405.

12. Балазури. Футуху-л-булдан. Бейрут, 1978, с. 403.

13. Йакут. Му'джаму л-булдан, т. II, Бейрут, б. г., с. 347.

14. Диван А'ша. Лондон, 1927, с. 312.

15. Балазури. Указ. соч., с. 409.

16. Табари. Тариху-р-русул ва-л-мулук. Каир, 1964, т. VI, с. 483-484, 621-622; т. VII, с. 7-10, 12.

17. Ал-Мавсу'а ал-арабия ал-муяссара. Каир, 1965, с. 972,

18. Ибн ал-Асир. Указ. соч., т. V, с. 108.

19. Табари. Указ. соч., т. VII, с. 8.

20. Сам'ани. дитабу-л-ансаб, т. V. Хайдарабад, с. 53.

21. Джалилов А. Согд накануне арабского нашествия Сталинабад, 1961, с. 138.

22. Табари. Указ. соч., т. VII, с. 8; Ибн ал-Асир. Указ. соч., т. V, с. 108.

23. Табари. Указ. соч., т. VII, с. 9; Ибн ал-Асир, Указ. соч., т. V, с. 108.

24. Табари. Указ. соч., т. VII, с. 10.

25. Ибн ал-Асир, т. V, с. 3 09.

26. Джалилов А. Указ. соч., с. 133.

27. Табари. Указ. соч., т. VII, с. 12.

28. Heгматов Н. Н. Географы IX-XII вв. о Ходженте и его области. — Изв. АН ТаджССР, Отд. общ. наук, вып. 8. Сталинабад, 1956, с. 109.

29. Сам'ани. Указ. соч. Лондон-Лейден, 1912, л. 189б-190а.

(пер. А. Юлдашева)
Текст воспроизведен по изданию: Ходжент в «Ал-Камил фи-т-та'рих» Ибн ал-Асира // Исследования по истории и культуре Ленинабада. Душанбе. Дониш. 1986

© текст - Юлдашев А. 1986
© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© OCR - Парунин А. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Дониш. 1986