ИБН АЛ

ИБН АЛ-АСИР

ПОЛНЫЙ СВОД ИСТОРИИ

ТАРИХ АЛ-КАМИЛЬ

I, 183. Во дни его 1 выступили хазары и вторглись в его страну и дошли до Динавера. И послал Кобад против них военачальника, одного из своих великих военачальников, во главе двенадцати тысяч (воинов). И вступил он (военачальник) в страну Аррана и завоевал то, что между рекой, известной (под названием) Аррас до Ширвана. Вслед за тем, Кобад двинулся за ним и построил в Арране город Байлакан и город Барда’у, главный город всего края, и другие. А хазары остались (там). Затем он построил преграду Аллана между областью Ширвана и воротами Аллана. И построил над преградой много городов, которые были разрушены после постройки Баб-ал абуаба (Дербенда).

I, 194. И собрались абхазцы и банджар и баланджар с целью (напасть) на его 2 страну и направились в Арминию, чтобы напасть на ее жителей, а путь (туда) был легким. И дал им (Хосрой) время (до тех пор), пока они не углубились в страну. И послал против них войска и они сражались с ними и уничтожили их, за исключением десяти тысяч человек, которые были взяты в плен и поселены в Азербайджане.

Когда же воцарился Хосрой (Ануширван), он построил в округе Сула и Джоражана много построек и укрепленные замки, которыми он укрепил всю страну. И направился хакан Синджибур в его 3 страну. Это был величайший из тюрок и он привлек на свою сторону хазар, абхазцев и (жителей) Баланджара и они подчинились ему. И выступил он (хакан) во главе большого числа (воинов) и написал Хосрою, требуя с него подать и угрожая ему, если он (этого) не сделает. Но Хосрой не удовлетворил ни одной [10] из его просьб, так как он укрепил свою страну и укрепил область Арминии так, что она могла довольствоваться (для своей защиты) небольшим числом (воинов). И повернул хакан в свою страну, не достигши своей цели, так как он не мог ничего сделать.

О том, что сделал Ануширван в Арминии и Азербайджане

I, 196. Арминия и Азербайджан частью принадлежали (до арабов) румам, частью хазарам. И построил Кобад стену, прилегающую к одной части той местности. Когда же он скончался, царем стал его сын Ануширван, положение его укрепилось и совершил поход в Фергану Бурраджан, он, по возвращении (из похода), построил город Шабаран и город Маскат и город ал-Баб-в-ал-абуаб, который был назван Ябуаб потому (?), что он был построен на дороге в гору. И поселил в эти города народ, который он назвал саджитами. И построил другие, кроме этих, города и для каждых ворот прохода он построил каменный замок. И построил в стране Джорзан город Согдебиль и поселил в нем согдийцев и персов. И построил также ворота Ал-лан и отвоевал все, что было из страны Арминии в руках румов. И отремонтировал Ардебиль и можество замков... И построил Ануширван стену, (начав ее) с моря, и провел ее по вершинам гор и устроил над (в?) ней железные ворота и назначил людей для ее охраны... И выбрал Ануширван царей, которых он распределил по разным областям, и между ними владетель Престола и Филаншаха и (царь) Лакзов (лезгин) и (царь) Маската и других. И оставалась Арминия в руках персов до появления ислама. И покинули многие свои замки и города, так что они разрушились и ими завладели хазары и румы, и они 3 оставались в таком виде до прихода ислама.

III, 9. В этом, 22 [642/3], году, был завоеван Азербайджан, а по другому мнению в 18 [639], по завоевании Хамадана, Рея и Джурджана.

III, 10. И совершил Албара’ поход в Дейлем (и воевал с его населением до тех пор), пока они не уплатили ему дань; и совершил он поход в Джилан (Гилан) и Тайласан (Талышан) и силой завоевал Зинджан. По назначении Валида ибн-‘Укбы правителем Куфы, им был совершен [11] также поход в Дейлем, Джилан и Мукан (Мугань), Бабар и Тайласан, после чего он возвратился (в Куфу).

III, 10. Получив от Ну’айма радостную весть (о завоевании Рея) и пятую часть (добычи, взятой в Рее), ‘Омар послал Ну’айму приказ двинуть своего брата Сувайда ибн-Мукаррина вместе с Хиндом ибн-‘Амру-аль-джамали и Другими в Кумис. И отправился Сувайда к Кумису и, так как никто не оказал ему сопротивления, то он занял его мирно и расположился в нем лагерем. И написали ему те, кто искал убежища в Табаристане и те, кто бежал в пустыни, и он согласился заключить с ними мир и (взимать) джизью, о чем он и написал им.

После этого Сувайд отправился в Джурджан и расположился там лагерем в Бистаме. И написал он царю Джурджана, Зернан-Сулу 5, и тот ответил ему и заключил с ним относительно Джурджана мир, по которому он (обещал) платить джизью с тем, чтобы Сувайд прекратил войну с Джурджаном и оказал ему помощь в случае, если он, Зернан-Сул, будет побежден. Сувайд ответил ему согласием, и Зернан-Сул встретил его до вступления в Джурджан, но затем он, Сувайд, вступил с ним в него и расположился в нем лагерем. (Он оставался там) до тех пор, пока не собрал харадж и не познакомился с границами его (Джурджана), для защиты которых он приставил тюрок из Дахистана, причем тех, кого он назначил для их защиты, он освободил от джизьи, тогда как с остальных он ее взыскал.

Говорят, что завоевание их (вышеупомянутых областей) было в 18 [639] году, а по другой версии—в 30 [650/1] году в халифатство Османа. Передают, что испахпед, владетель Табаристана, завел с Сувайдом переговоры о заключении мира, предложив ему быть его другом и вносить ему известную сумму, но без обязательства оказывать ему помощь или содействие против кого бы то ни было. И он (Сувайд) согласился с ним и выдал ему в том грамоту 6.

О завоевании Азербайджана

III.11. Передают, что Ну’айм, после того как завоевал Рей, послал по приказанию (халифа) ‘Омара в Азербайджан Симака ибн-Харашу-ал-Ансари, но не абу-Дуджану, на помощь Букайру ибн-Абдуллаха. И отправился Симак к Букайру, который, будучи послан в Азербайджан, отправился [12] туда, но когда он поднялся на горы Джармидана, он наткнулся на Исфендиара, сына Фаррухзада, бежавшего из Вадж-и-Руда и вступил с ним в бой — первый бой, который он имел в Азербайджане. Персы 7 были обращены в бегство и Исфендиар был взят Букайром в плен.

И сказал ему (Букайру) Исфендиар: «Что ты предпочи таешь: мир или войну? — «Конечно, мир», — ответил ему Букайр. «В таком случае», — сказал Исфендиар, —«держи меня у себя, так как если я не заключу от имени жителей Азербайджана мира или не явлюсь к ним, они не подчинятся тебе, и уйдут в окрестные горы, а те, кто находится в укрепленных замках, будут сидеть в них до известного времени». И (Букайр) удержал его у себя, и страна подчинилась ему, за исключением укрепленных замков. Когда Симак ибн-Хараша явился к нему (Букайру) с подкреплениями, Исфендиар находился еще в плену у него и Букайр успел уже завоевать соседние округа. И завоевал ‘Утба б. Фаркад (так в тексте – Сорокин В.) прилегающие к ним (местам) земли. (После этого) Букайр написал ‘Омару, чтобы он разрешил ему двинуться дальше, и ‘Омар разрешил ему двинуться к аль-Бабу и передать завоеванные уже области заместителю. Заместителем своим Букайр оставил ‘Утбу ибн-Фаркада, а ‘Утба правителем завоеванных Букайром областей утвердил Симака ибн-Хараша. ‘Омар же весь Азербайджан подчинил ‘Утбе ибн-Фаркада.

Бахрам, сын Фаррухзада, выступил было по направлению к пути, по которому шел ‘Утба, расположился на нем со своими войсками и находился там до тех пор, пока не наступил на него ‘Утба. Они сразились, и Бахрам обратился в бегство.

Когда весть об этом дошла до Исфендиара, находившегося в плену у Букайра, он сказал: «Теперь настал мир и война прекратилась», и он действительно заключил с ним (Букайром) мир, после чего согласились сделать то же самое и все жители Азербайджана, и в нем водворился мир. Об этом Букайр и ‘Утба донесли ‘Омару, послав (одновременно) ему и пятую часть добычи.

Когда ‘Омар подчинил Утбе области, (завоеванные) Букайром, он написал жителям Азербайджана грамоту о мире 8. [13]

О завоевании ал-Баба

III, 12. В этом, 22 [642/3] году был завоеван ал-Баб. До этого ‘Омар (халиф) вернул абу-Мусу (ал-Аш’ари) в Басру, а Сураку ибн-‘Амру, носившего прозвище Зу-н-Нур (светлый) отправил в ал-Баб, поставив во главе его авангарда ‘Абду-Рахмана ибн-Раби’и, носившего также прозвище Зу-н-Нур, во главе одного фланга Хузайфу ибн-Усайд ал-Гаффари, а во главе другого — Букайра ибн-‘Абдуллаха ал-Лайси, который еще раньше (Сураки) выступил по направлению к ал-Бабу. Распорядителем же военной добычи (ал-мукассим) он (‘Омар) назначил Сальмана ибн-Раби’и ал-Бахили. И выступил Сурака в поход, и когда он прошел Азербайджан, Букайр прибыл в ал-Баб.

‘Омар еще раньше послал ему (Сураке) из Джазиры для подкрепления Хабиба ибн-Масламы, назначив на его место Зияда ибн-Ханзалы. По прибытии ‘Абдурахмана ибн-Раби’и в ал-Баб, в котором тогда находился царь Шахрияр, один из потомков того Шахрияра, который испортил детей Израиля (евреев) и совершил с ними поход в Сирию — царь вступил с ним в переговоры и попросил у него амана, чтобы явиться к нему. Сурака согласился, и тот, явившись к нему, сказал: «Я нахожусь среди жестокого (грубого) врага и разных неблагородных народов. Благородному и умному человеку не подобает помогать им против благородного (человека). Я не имею ничего общего ни с жителями Кабжа (Кавказа), ни с армянами. Вы (арабы) победили мою страну и мой народ, а потому я один из вас; моя рука в вашей руке, моя джизья вам принадлежит, а также моя помощь и все, чего вы ни захотите, чтобы я сделал. Не унижайте поэтому нас джизьей, иначе вы нас ослабите при помощи вашего врага».

Передают, что 'Абдурахман направил его (Шахрияра) к аке, которому он повторил то же самое, и тот пошел навстречу, но сказал, что джизью необходимо взимать с тех, кто остается дома и не воюет с врагом. Шахрияр согласился с ним, и Сурака написал об этом (халифу) 'Омару и тот разрешил и одобрил.

О завоевании Мукана (Мугани)

Покончив с ал-Бабом, Сурака послал Букайра ибн-'Абдаллаха, и Хабиба ибн-Масламы, и Хузайфу ибн-Усайда и Сальмана ибн-Раби'и к населению тех гор, которые окружают Арминию; при этом Букайра он послал в Мукан, Хабиба — в Тифлис, Хузайфу — в горы аллан(ов) и [14] Сальмана — в другую сторону. О (сделанных) завоеваниях об отправлении этих лиц в упомянутые стороны Сурака написал 'Омару. Это известие (крайне встревожило) 'Омара, так как он думал, что это дело не удастся ему (Сураке) без (надлежащей) аммуниции, так как край обширен и армия велика. Но когда враг уверился и ему понравились ислам и его справедливость, умер Сурака, оставив своим заместителем (преемником) 'Абдаррахмана ибн-Раби'и. Никто из тех военачальников не завоевал (ничего), за исключением Букайра, который рассеял жителей Мукана, но они (снова) вернулись и согласились платить джизью по одному динару с каждого взрослого.

Завоевание (My кана) было в 21 году [641/2].

Узнав о смерти Сураки и о том, что он своим преемником назначил 'Абдаррахмана ибн-Раби'и, 'Омар утвердил его (начальником) пограничного (города) ал-Баба и приказал ему итти походом против тюрок (хазар).

О походе против тюрок

III,12-13. Получив приказание 'Омара о походе против тюрок, 'Абдаррахман ибн-Раби'и выступил во главе армии и (шел до тех пор), пока не перешел ал-Баб. — «Что ты хочешь делать?» — спросил его Шахрияр. — «Я хочу итти походом против Баланджара и тюрок» — ответил ему 'Абдаррах-ман. — «Мы были бы довольны, если бы они (тюрки) оставили нас (в покое) не дальше ал-Баба» — сказал (Шахрияр). – «Но мы не удовольствуемся до тех пор, пока не нападем на них в их собственной стране. Клянусь богом, с нами такие люди, с которыми если бы только наш повелитель (эмир) разрешил им углубиться (в страну), я бы дошел до Стены» — сказал 'Абдаррахман. — «Кто же это они?» — спросил Шахрияр. — «Эго люди», — ответил 'Абдаррахман - «которые были спутниками пророка — над ними мир и благословение аллаха! — и приняли это дело (ислам) с (искренним) намерением, которое не покинет их никогда. Победа будет им сопутствовать до тех пор... пока они сами не изменятся».

И совершил 'Абдаррахман поход против Баланджара в правление 'Омара. И сказали (тюрки): «Он бы не пошел против нас, если бы с ним не было ангелов, которые предохраняют их от смерти» — и поэтому они обратились в бегство и укрепились, а он ('Абдаррахман) победоносно возвратился с добычей после того, как его конница дошла до города Байда’ что в двухстах фарсахах на севере от Баланджара; при этом никто из его воинов не был убит. [15]

'Абдаррахман совершил против них (хазар) походы и во дни 'Османа ибн-'Аффона и одерживал (над ними) победы, как и раньше, пока не произошла перемена в жителях (воинах) Куфы, (вызванная) тем, что ('Осман) назначил отступников на службу с целью исправить их (но это их не исправило), а только больше испортило.

После этого 'Абдаррахман ибн-Раби'и совершил еще поход. И начали тюрки роптать, и собрались в лесах. Один из них неожиданно пустил стрелу в одного из мусульман и убил его, а его товарищи (покинули его) и убежали. Тогда (хазары) вышли из (лесу) против них (мусульман) и вступали с ними в бой. Бой разгорелся и кто-то в воздухе воскликнул: «Терпение, 'Абдаррахман, вас ждет рай». И сражался 'Абдаррахман, пока не был убит и его войска не разбежались. Тогда знамя взял его брат, Сальман ибн-Раби'и и сражался под ним. И (опять) кто-то в воздухе восклинул: «Тер пение, люди Сальмана.» —«А разве ты видишь нетерпение» - сказал Сальман. После этого он отступил с воинами и с абу-Хурайрой ад-Дуси в Джилан, а оттуда перешли в Джорджан.

Но это не (?) помешало им спасти тело Абдаррахмана, через которое они (хазары) испрашивают себе (у бога) дождя и до сего дня 9.

О перераспределении завоеванных земель между жителями (воинами) Куфы и Басры

III, 13. В этом, 22 [642/3], году 'Омар перераспределил завоеванные земли между жителями Куфы и Басры. Дело в том, что 'Омар ибн-Сураки написал ‘Омару ибн-аль-Хаттаба (халифу) письмо, в котором он указал на то, что число жителей Басры велико и им не хватает тех доходов, которые они (получают с отведенных им земель); он просил его, поэтому, присоединить к ним один из двух махов или Маспадан. Узнав об этом, жители Куфы сказали 'Аммару ибн Ясира, бывшему год с чем-то эмиром (военачальником) Куфы, чтобы он написал (халифу) 'Омару, что Рами-Хормуз и Идж «принадлежат нам (куфинцам) исключительно, так как они (басрийцы) не помогли нам овладеть ими и прибыли к нам тогда, когда мы уже завоевали их. Но ‘Аммар отказался сделать это. Тогда 'Утарид сказал ему: «O, одноухий раб, ради чего мы отказываемся от нашей [16] добычи?» — «Ты поносишь самое любимое мое ухо» — ответил ему Аммар.

И возненавидели его ('Аммара) за это. Между жителями Куфы и жителями Басры возникли раздоры, причем жители Басры утверждали, что им принадлежат селения ниже Исфахана, которые завоевал абу-Муса (ал-Аша'ри), когда 'Омар ибн аль-Хаттаб послал его для подкрепления (воинов) Куфы. Но жители Куфы сказали им: «Вы пришли к нам в качестве подкрепления и мы вам даем часть добычи, но страну завоевали мы, и права —наши и земля — наша». «Правду говорят» — сказал 'Омар. — «В таком случае» — сказали участвовавшие в сражениях первых дней, а также при Кадисии и поселившиеся в Басре — «дайте нам нашу долю из того, в чем мы являемся соучастниками, т. е. из их земли и из обслуживающих ее». И выдал им 'Омар, с согласия куфинцев, по 100 динаров: сколько получил каждый из принимавших участие (в сражениях) первых дней и (битвы) при Кадисии. 10

Когда правителем стал Мо'авия, образовавший корпус (армию) Киннисрина из воинов двух Ираков, явившихся к нему во дни (халифа) 'Али, — до этого Киннисрин был одним из уездов Химса, — он выделил им (куфийцам) их долю из завоеванных земель Ирака, Азербайджана, Мосула и ал-Баба, так как они были завоеваны куфийцами...

И отложились жители Арминии во дни Мо'авии, и он назначил правителем ал-Баба Хабиба ибн-Масламы, находившегося тогда в Джурзане, и «тот написал жителям Тифлиса и тех гор, что в Джурзане, и те подчинились ему.

О заключении мира с жителями Арминии и Азербайджана

III, 34. Когда 'Осман назначил ал-Валида правителем Куфы, он отстранил 'Утбу ибн-Фаркада от Азербайджана, и они (его жители) восстали; тогда напал на них в 25 [645/6] году ал-Валид, имея во главе своего авангарда 'Абдаллаха ибн-Шубайла ал-Ахмаси. И напал он (ал-Валид) на жителей Мукана, Бабра и Тайласана и захватил (земли) и взял добычу и пленных. И попросили у него жители Азербайджана мира и он заключил с ними мир на условиях заключенного раньше Хузайфой мира, а именно: (внесения) восьмисот тысяч дирхемов. Получив деньги, он разослал свои конные отряды (в разные стороны), причем Сальмана [17] ибн-Раби'и аль-Бахили он послал к жителям Арминии во главе 12 тысяч, и тот вступил в Арминию, убивал, забирал в плен и захватывал добычу. После этого он ушел с полными руками и пришел к ал-Валиду, который также возвратился после того, как одержал победы и захватил добычу. Он (ал-Валид) шел по направлению к Мосулу, затем пришел в ал-Хадису и остановился в нем. Здесь он получил послание от (халифа) 'Османа, в котором (сообщалось): «Мо'авия ибн-абу-Суфьян написал мне письмо, в котором доносит, что румы выступили против мусульман в большом количестве и, поэтому, я считаю необходимым, чтобы их братья куфийцы пришли им на помощь, а потому пошли к ним человека мужественного и сильного во главе восьми или девяти тысяч с того места, где застанет тебя мое послание. Мир!»

Ал-Валид обратился к людям (воинам), познакомил их с положением и вызвал Сальмана ибн-Раби'и ал-Бахили (выступить) и тот согласился и вместе с ним охотно согласились выступить восемь тысяч человек, и пошли они, пока вместе с войсками Сирии не вступили в землю румов. И произвели они несколько нападении на землю румов и захватили сколько хотели (добычи) и много укрепленных замков.

Говорят, что тот, кто послал Сальмана ибн-Раби'и в помощь Хабибу ибн-Масламы, был Са'ид ибн-ал'Асы, и что поводом к этому было то, что (халиф) 'Осман послал Мо'авии приказ, чтобы он отправил Хабиба ибн-Масламы во главе сирийцев в поход в Арминию, и он отправил его и тот подошел к Каликале, осадил его и так стеснил находившихся в нем, что они попросили амана на условиях выселения или (уплаты) джизьи. И действительно многие из них выселились и ушли в землю румов, Хабиб же остался в нем (городе) со своими (воинами) несколько месяцев.

Этот город был назван Каликалой потому, что жена батрика (области) Армениякоса, имя которой было Кали-Кала, построила этот город и назвала его Кали-калой, что значит «благодеяние Кали», а арабы переделали его в Кали-Налу. Узнав потом, что Мориан, батрик Армениякоса, т. е. тех областей, которые в настоящее время находятся в руках султана Кылыч-Арслана, а именно: Малатия, Сивас, замки Иконии и ближайших к ней областей до Константинопольского залива, выступил против него (Хабиба) во главе восьмидесяти тысяч румов. Хабиб написал об этом Мо’авии, а тот сообщил ‘Осману, который приказал Са'иду [18] ибн-ал-Асы послать подкрепление Хабибу, и он (Са'ид) подкрепил его Сальманом во главе шести тысяч.

Хабиб решил напасть ночью на румов. Услышав это, его жена, мать 'Абдаллаха и дочь Язида Кельбитского, спросила его: «Где встреча с тобой?» — «В палатках Мориана» — ответил он. Затем он напал на румов ночью, перебил тех, кто оказал ему сопротивление и направился к палаткам, где нашел, что его жена опередила его туда.

Это была, таким образом, первая арабская женщина, для которой была устроена занавеска в палатке. По смерти Хабиба на ней женился ад-Даххак ибн-Кайс; она же — мать его сына.

После того, как румы были обращены в бегство, Хабиб возвратился в Каликалу, но потом он выступил из него и остановился в Марбале, куда к нему явился батрак Хилата с охранной грамотой 'Ияда ибн Ганма, и Хабиб поступил с ним согласно ей, а батрик принес ему числившиеся за ним подати (деньги).

Хабиб расположился в Хилате, но затем выступил из него. Его встретил владетель Макса, что в Босфорраджане, и был оставлен им правителем в его стране на известных условиях. Оттуда он (Хабиб) отправился в селение Азди-шат, в котором имеется красная краска, которой красят.

И расположился (Хабиб) на реке Дебиль, а против (города) послал конные отряды и осадил его. Жители укрепились в (городе) и он (Хабиб) выставил против них катапульту; тогда они попросили амана и он даровал им его и разослал конные отряды, и они дошли до Зат-аль-Луджума, названной так потому, что (здесь) мусульмане сняли узды со своих лошадей и, прежде чем надеть их, были неожиданно атакованы румами... Но (все же) они узды надели и вступили с ними (румами) в бой и одержали над ними верхш

И послал он (Хабиб) конный отряд в Сирадж-Тайр и в Багреванд, батрик которого заключил с ним мир, обязавшись платить дань. (Сюда) явился к нему (Хабибу) батрик Босфорраджана и заключил с ним мир от имени всей его области. После этого он (Хабиб) прибыл в Сисаджан, население которого вступило с ним в бой, но было обращено им в бегство, и он захватил их замки. Далее он двинулся в Джурзан; к нему явился посланец от его батрика с просьбой о мире, и он заключил с ним мир. Затем он направился к Тифлису, что в Джурзане, и жители его заключили с ним мир. Хабиб занял (здесь) без боя много замков и городов, близких к нему (Тифлису).

И пошел Сальман ибн-Раби’и в Арран и захватил без [19] боя Байлакан, (обязавшись) щадить их кровь, имущество и стены их города, но с тем, чтобы они платили джизью и харадж. После этого он (выступил) к городу Барда'е и расположился лагерем на реке Тартур, что в одном фарсахе от города. Жители города несколько дней воевали с ним, но он совершал набеги на его селения и тем (вынудил) их заключить с ним мир на таких же условиях, на каких был заключен с Байлаканом, и он вступил в него (Барда'у). Он разослал свои конные отряды и те завоевали селения области. Он предложил курдам Бадаспагана принять ислам, но они вступили с ним в бой, однако он их преодолел и одних из них обязал платить джизью, а других — и таких немного — вносить садаку.

Один конный отряд он послал в Шамкур, и он завоевал его. Это—древний город, который процветал до тех пор, пока не разорили его Санавардиты — народ, который собрался (со всех концов) и усилился после того, как Язид ибн-Усайд ушел из Арминии.

В 240 [854/5] году город Шамкур отстроил Буга и назвал «Мутаваккилия» по имени (халифа) Мутаваккиля.

Далее Сальман двинулся к тому месту, где соединяется Аppacc с Курром и завоевал Кабалу. С ним заключил мир владетель (крепости?) Сир и других на условии уплаты дани. Заключил с ним мир и царь Ширвана, а также все цари гор и жители Маската и Шабирана и города ал-Баба, который однако позднее отложился от него.

III, 45. В этом же, 30 [650], году Хузайфа был освобожден от похода в Рей и (послан) в поход против ал-Баба в помощь Абдаррахману ибн-Раби'и. С ним вместе выступил Са’ид ибн-ал-'Асы, с которым он дошел до Азербайджана, (Са'ид) остался там до возвращения Хузайфы (из ал-Баба), а потом вместе с ним вернулся (в Куфу).

О победе тюрок (хазар) и об убийстве Абдаррахмана ибн-Раби'и

III, 54. В этом, 32 [652/3], году хазары и тюрки одержали победу над мусульманами. Дело в том, что когда участились походы против них, хазары стали совещаться и говорить: «Раньше никто не мог противостоять нам, пока не появился этот немногочисленный народ, а теперь мы не можем устоять против него».

«Эти люди не подвержены смерти,» — говорили некоторые из хазар, ибо никто из них не пострадал во время их походов. [20]

Действительно, хотя до этого похода мусульмане совершали еще несколько походов (против хазар), однако никто из них не был убит, и поэтому они (хазары) подумали, что они (мусульмане) не умирают. «Не попытаться ли нам (убить их)»,—сказали некоторые из них, и они устроили им (мусульманам) засаду в лесу, а когда некоторые (мусульманские воины) прошли мимо засады, в них пустили стрелы и убили их. После этого их начальники сговорились и назначили день для нападения на них. До этого (халиф) 'Осман написал 'Абдаррахману ибн-Раби'и, командовавшему в ал-Бабе, что «сытая жизнь испортила воинов, а потому не рискуй углубляться с ними далеко, так как я боюсь как бы их не перебили (хазары)». Тем не менее Абдаррахман не отказался от своего намерения: он совершил поход по направлению к Баланджару

Тем временем тюрки объединились с хазарами и вступили с мусульманами в кровопролитную войну, в которой был убит 'Абдаррахман, носивший прозвище Зу-н-Нун, название его меча. Жители Баланджара захватили его тело и положили в гроб, и до сих пор испрашивают себе через него дождя.

После убийства 'Абдаррахмана его армия разбежалась, разделившись на две части: одна часть направилась к ал-Бабу, где встретила Сальмана ибн-Раби'и, брата 'Абдаррахмана, которого по приказанию Османа Са'ид ибн-ал-'Асы послал для подкрепления мусульман. Встретившись с ним, эта часть армии спаслась с ним. Другая же часть, в которой находились Сальман аль-Фариси и абу-Хурайра, направилась к Джилану и Джурджану. Среди воинов находились и жили в одной палатке Язид ибн-Мо'авия ан-Нах'и и 'Алкама ибн-Кайс, Ма'дад аш-Шейбани и абу-Муфриз ат-Тамими. В другой палатке, рядом с ними, жили 'Амру ибн-'Утбы, Халид ибн-Раби'и, Хальхаль ибн-Дурри и Карса’. Карса’ часто говорил: «Как красив блеск крови на платье», а 'Амру ибн-'Утбы говорил, обращаясь к надетому на нем белому платью: «Как красива краснота крови на твоей белизне».

Язид же ибн-Мо'авия увидел во сне, что привели прекраснейшую газель, лучше которой никто не видел. Ее завернули в простыню и зарыли в могилу, лучше которой никто не видел и над которой сидели три человека 11. Проснувшись, (Язид) вступил вместе с мусульманскими воинами в бой с тюрками и голова его была разбита, отчего он и умер. При этом платье его было точно разукрашено [21] кровью, а не запачкано, и он был погребен в могиле в том виде, в каком он видел себя. И сказал Ми'дад 'Алкаме: «Одолжи мне твой бурд, чтобы завязать им свою голову», и тот согласился. Прибыв к башне Баланджара, у которой был убит Язид, Ми'дад выпустил в них (тюрок-хазар) стрелы и убил некоторых из них, но в него попал камень из 'аррады и рассек ему голову. Его друзья подобрали его и похоронили рядом с Язидом, а 'Алкама взял свой бурд, с которого он не мог вывести следов крови, несмотря на то, что много раз старался смыть их. Он ('Алкама) в этом бурде присутствовал на пятничной молитве и говорил, что его так побуждает поступить то, что на нем (бурде) кровь Ми'дада. Был также ранен и 'Амру ибн-'Утбы, и он увидел свой плащ таким, каким он хотел его видеть, а потом скончался. Что касается Карса’и, то он сражался до тех пор, пока не был исколот копьями.

Весть об этом (несчастье) дошла до 'Османа и он сказал: «Ужели жители Куфы изменили? Боже, прости им и прими от них раскаяние!»... 'Осман писал Са'иду ибн-ал-‘Асы, чтобы он послал в поход против ал-Баба Сальмана, и тот отправил его. Сальман встретил бежавших, как было уже упомянуто, и бог спас их через него. После несчастья, поразившего 'Абдаррахмана, Са'ид назначил Сальмана ибн-Раби'и начальником над ал-Бабом, а для похода против тюрок он назначил Хузайфу ибн-ал-Ямана во главе куфийцев, 'Осман же послал им в помощь сирийцев во главе с Хабибом ибн-Масламы. Сальман захотел быть эмиром и над ними (сирийцами), но Хабиб отказался подчиниться ему, так что сирийцы говорили: «мы намеревались (у)бить Сальмана», а куфийцы говорили: «в таком случае мы арестуем Хабиба и побьем его, а если вы откажетесь подчиниться, у нас и у вас будет много убитых». Об этом 'Аус ибн-Магра' сказал: «Если вы побьете Сальмана, мы побьем вашего Хабиба, а если вы отправитесь к ибн-Аффану, то и мы отправимся к нему. Если вы справедливы, то должны признать, что край принадлежит нашему эмиру, тому самому, который вот идет во главе многочисленных отрядов. Мы —господа края и были его защитниками в те ночи, когда мы вторглись во все его стороны и примерно наказали его население». Хабиб хотел было начальствовать и над начальником ал-Баба, как начальствует эмир (военачальник) войска, когда он приходит из Куфы.

Такова причина первого разногласия между куфийцами и сирийцами. Хузайфа совершил три похода, во время третьего похода был убит 'Осман, о чем воины Хузайфы узнали, возвращаясь с похода. И сказал Хузайфа ибн [22] ал-Яман: «Боже, прокляни убийц и хулителей его! Мы упрекали его, и он нас упрекал, но они (враги его) воспользовались этим как лестницей для (возбуждения) смуты. Боже, не дай им умереть иначе как посредством мечей».

III, 181. В этом, 42 [662/3] году мусульмане совершили поход как против алланов, так и против румов, обратили их в страшное бегство и убили несколько их батриков.

IV, 150-51. В этом, 73 [692/3], году (халиф) 'Абдалмалик назначил брата своего Мухаммеда правителем ал-Джазиры и Арминии, откуда он совершал походы и наносил врагу тяжелые поражения. И было озеро Тарриха 12, что в Арминии, свободным и никто не претендовал на него, так что всякий, кто желал, мог ловить в нем рыбу. Но Мухаммед запретил ловить в нем и поставил над ним лиц, которые ловили рыбу, продавали ее и взимали ее стоимость. После Мухаммеда озеро перешло к его сыну Мервану, но потом, когда они (умайяды) потеряли власть, оно было отобрано у них и до сего дня находится под запретом, ибо тот, кто вводит дурной обычай, отвечает за него и за тех, кто будет его придерживаться до дня воскресенья, без того, чтобы их тяжесть (ответственность) сколько-нибудь уменьшилась.

Упомянутый Таррих—одно из чудес мира: мелкая рыба, которая появляется в этом озере в определенный сезон года и переходит в впадающую в него реку в таком большом количестве, что ее ловят руками и специально для этого сделанными орудиями. По истечении сезона (в озере) не остается ничего из нее (рыбы).

IV, 151. В этом, 73 [692/31], году произошло в Арминии сражение между 'Османом ибн-ал-Валида и румами, причем под начальством 'Османа было всего четыре тысячи, тогда как у румов было шестьдесят тысяч; однако 'Осман обратил их в бегство и перебил многих из них.

IV, 216. В этом же, (85) [704], году совершил Мухаммед ибн-Мерван поход в Арминию и провел в ней лето и зиму.

IV, 225. В этом, 88 [706/7], году Маслама ибн-'Абдулмалика совершил поход против тюрок (хазар) со стороны Азербайджана и завоевал замки и города. [23]

V, 41. В этом, 102 [720], году Юмар ибн-Хубайра совершил, в бытность свою правителем ал-Джазиры и до назначения его правителем Ирака, поход против румов со стороны Арминии, взял многих из них в плен и перебил семьсот пленников.

V, 42. Говорят, что в этом, 103 [721/2], году тюрки напали на алланов.

О нанесении хазарами поражения мусульманам

V, 44-45. В этом, 104 [722/3], году одна мусульманская армия, во главе которой стоял Сабит ан-Нахарани вступила в страну хазар со стороны Арминии. Собравшись в очень большом количестве, хазары, которым на помощь пришли кипчаки и другие тюркские племена, встретили мусульман в месте, известном под названием «Луг камней» и вступили с ними в жестокое сражение, в котором было убито много мусульман, причем хазары захватили лагерь и взяли все, что было в нем. Бежавшие прибыли в Сирию и предстали с Сабитом во главе перед Язидом ибн-'Абдалмалика, и он порицал их за их бегство. Но Сабит сказал: «О, князь верующих, я не струсил и не уклонился от встречи с врагом; (наоборот) лошади слились с лошадьми и ноги с ногами; я бился до тех пор, пока не сломалось мое копье, и сражался, пока не сломался мой меч, но бог, да будет он благословен и возвышен, делает что хочет».

О назначении ал-Джарраха правителем Арминии, о завоевании Баланджара и о других событиях

V, 45-46. После того, как произошло вышеупомянутое бегство мусульман, у хазар появилось сильное желание захватить страну, и они собрали и снарядили большую армию. Тогда Язид ибн-'Абдалмалика назначил правителем Арминии ал-Джарраха ибн-'Абдаллаха ал-Хаками, подкрепил его большой армией и приказал ему напасть на хазар и других врагов и вторгнуться в их страну. Ал-Джаррах выступил. Услышав об этом, хазары вернулись обратно и остановились в Баб-ал-абуабе. Прибыв в Барда’у, ал-Джаррах остался со своими там, пока не отдохнули, а затем направился к хазарам. Переправившись через реку Курр, он узнал, что кто-то из бывших с ним жителей тех гор написал царю хазар о выступлении ал-Джарраха против [24] него. Тогда ал-Джаррах приказал глашатаю оповестить воинов, что эмир остается здесь еще несколько дней и чтобы они запаслись как можно больше провизией. И написал тот человек царю хазар о том, что ал-Джаррах не выступает и посоветовал ему отказаться от движения (выступления), дабы не возбудить в мусульманах сильного желания сразиться с ним. Но как только наступила ночь, ал-Джаррах приказал выступить и, действительно, он выступил и шел так быстро, пока не дошел до города ал-Баб-в-ал-абуаба, не встретив хазар. И вступил он в город и разослал свои конные отряды против соседних племен грабить и нападать, и они захватили много добычи и на следующий день вернулись обратно.

И выступили против него (ал-Джарраха) хазары во главе с сыном их царя и, встретив мусульман у реки ар-Рана, завязали с ними сражение. Ал-Джаррах воодушевлял своих воинов. Бой разгорался и мусульмане одолели хазар, обратили их в бегство и преследовали их, убивая и захватывая в плен. И было перебито много народу из них, и мусульмане захватили все, что было с ними, а затем двинулись дальше, пока не расположились у замка, известного под названием Хусайн (маленький замок), население которого сдалось по аману, обязавшись платить ежегодно определенную сумму. Ал-Джаррах принял их условия и выселил их оттуда. После этого он направился к городу по имени Яргуа и осаждал его в течение шести дней, поддерживая все это время сильный бой с ними, что заставило их просить амана, который он им дал, занял их замок и выселил их из него. Далее он двинулся к Баланджару, одному из их (хазар) известных «замков» и осадил его.

Население «замка» собрало было триста повозок, связало их вместе и поставило вокруг своего «замка» с целью обороняться ими и не допускать мусульман к замку. Повозки эти являлись самой сильной (помехой) в борьбе мусульман с врагом. Поняв, какой вред приносят эти повозки мусульманским войскам, он (ал-Джаррах) вызвал некоторых воинов в количестве тридцати. Поклявшись умереть, они разбили ножны своих мечей и как один человек подошли к повозкам. Неверующие также (ревностно) воевали с ними и выпустили столько стрел, что покрыли солнце, но те (тридцать человек) шли вперед, пока не дошли до повозок. Они ухватились за некоторые из них, отрезали веревку, которой они были связаны, и потянули их, и они упали вниз и повлекли за собой остальные, так как все они были связаны между собою. После этого к [25] мусульманам спустились все хазары и между ними завязался сильный бой, настолько тяжелый для всех, что «сердца дошли до гортаней». Все же хазары обратились в бегство, а мусульмане силой завладели замком и захватили в раби'е все, что было в нем, так что каждому всаднику досталось по триста динаров, а их было более тридцати тысяч. И взял ал-Джаррах (в плен) детей владетеля Баланджара и его семью, а затем послал за ним, возвратил ему все его имущество, семью и замок и сделал его соглядатаем для мусульман, который сообщал им все, что делают неверующие.

Выступив из Баланджара, ал-Джаррах расположился у замка Олубандар 13, в котором было около сорока тысяч тюркских домов (семей), и заключил с ним мир на условиях уплаты им ежегодно определенной суммы. Однако, позднее жители этих стран, сговорившись между собой, отрезали мусульманам (обратный) путь, о чем владетель (Баланджара) сообщил ал-Джарраху и тот поспешно вернулся обратно, пока не дошел до волости Мли. И застигла мусульманскую армию зима, и она расположилась здесь. (Отсюда) ал-Джаррах послал (халифу) Язиду ибн-'Абдалмалика (сообщение) о совершенных им с божьей помощью завоеваниях и о том, что неверующие стягиваются, и просил у него подкрепления. Язид обещал ему послать войска, но умер, не успев это сделать. Новый халиф Хишам ибн-'Абдалмалика, послал ал-Джарраху грамоту, в которой он утвердил его правителем той области и обещал (послать) ему подкрепления.

V, 50. В этом, 105 [723/4], году совершил ал-Джаррах ал-Хаками поход в страну алланов и прошел до некоторых городов и замков за Баланджаром; он завоевал некоторые из них и захватил большую добычу.

V, 55. В этом, 107 [725/6], году отставил Хишам ал Джарраха ибн-'Абдаллаха ал-Хаками от (управления) Арминией и назначил правителем ее брата своего Масламу ибн-'Абдалмалика, а Маслама назначил своим заместителем в ней ал-Харса ибн 'Амру-ат-Таи, и тот завоевал в стране тюрок волость и много селении и оставил в ней (Арминии?) хорошие следы.

V, 66. В этом же, 108 [726/7], году сын хакана, царя тюрок, вторгся в Азербайджан и осадил некоторые его города. Против него выступил ал-Харс ибн-'Амру-ат-Таи и, встретившись с ними (тюрками), вступил с ними в [26] бой. Тюрки были обращены в бегство и ал-Харс преследовал их, но когда он переправился через реку Аррас, сын хакана снова завязал войну, однако он был снова обращен в бегство и много тюрок было убито.

V, 58. В том же, 109 [727/8], году совершил Маслама ибн-'Абдалмалика поход против тюрок со стороны Азербайджана и, взяв добычу и пленных, возвратился благополучно.

V, 61. В том же, 110 [728/9], году совершил Маслама поход против тюрок со стороны ворот Аллана и, встретив хакана с его полчищами, вступил с ним в сражение, которое продолжалось около месяца. Их (воюющих?) настиг сильный дождь и хакан обратился в бегство и ушел, а Маслама возвратился по дороге Двурогого.

V, 62. В этом же, 111 [729/30], году тюрки вторглись в Азербайджан, где их встретил ал-Харс ибн-‘Амру и обратил их в бегство.

В том же году Хишам назначил ал-Джарраха ибн-'Абдаллаха ал-Хакими правителем Арминии и уволил брата своего Масламу.

Ал-Джаррах вступил в страну хазар со стороны Тифлиса, завоевал их город ал-Байд'а и возвратился благополучно. Собрав большие полчища, хазары выступили в страну мусульман, и это послужило причиной убийства ал-Джарраха, как об этом будет нами упомянуто, если богу всевышнему будет угодно.

Об убийстве ал-Джарраха ал-Хаками

V, 63. В этом, 112 [730/1], году был убит ал-Джаррах ал-Хаками ибн-'Абдаллаха. Причиной этому было, как мы уже упоминали раньше, его вторжение в страну хазар и их бегство. После того как ал-Джаррах обратил хазар и тюрок в бегство, они снова явились со стороны Аллана. Ал-Джаррах ибн-'Абдаллаха встретил их с бывшими с ним сирийскими войсками и между ними завязался такой бой, какого люди еще не видели. Обе стороны держались твердо, но число хазар и тюрок значительно превосходило число мусульман, вследствие чего ал-Джаррах и бывшие с ним воины погибли мучениками на поле Ардебиля. Перед своей смертью ал-Джаррах назначил своим преемником в Арминии брата своего ал-Хаджаджа.

После убийства ал-Джарраха, хазары возомнили о себе и углубились в страну настолько, что подошли почти к Мосулу. Для мусульман это было большим бедствием. [27]

Ал-Джаррах был щедрым, превосходным человеком, одним из правителей 'Омара ибн-'Абд-ал-'азиза. Многие поэты прославили его в своих элегиях. Некоторые думают, что он был убит в Баланджаре. Когда весть о его смерти дошла до Хишама, он позвал Са'ида ал-Хараши и сказал ему: «До меня дошли сведения, что ал-Джаррах уклонился от боя с многобожниками.» — «Не может быть» — сказал ал-Хараши — «ал-Джаррах слишком предан богу, чтобы бежать с поля битвы, но он убит.» — «Какого ты мнения о создавшемся положении?» — спросил Хишам. — «Ты меня пошлешь» — ответил Са'ид — «на сорока почтовых лошадях, а потом будешь каждый день посылать ко мне по сорок человек. Затем напиши начальникам отдельных армий, чтобы они пришли мне на помощь.» Хишам так и сделал, и Хараши выступил в поход. В каждом городе, через который он проходил, ал-Хараши вызывал (побуждал) его жителей присоединиться к нему, и тот, кто хотел джихада, откликался на его зов. Так он поступал везде, пока не дошел до города Эрзена. Здесь его встретили некоторые отряды из армии ал-Джарраха; они плакали и он плакал, смотря на то, как они плачут. Он роздал им содержание и взял их обратно с собой. Так поступал он и со всеми воинами ал-Джарраха, которых он встречал на своем пути. Затем он прибыл в город Хилат, но его в него не пустили, и он его осадил, занял и разделил между своими взятую там добычу. После этого он выступил из Хилата, завоевывая постепенно замки и крепости, пока не дошел до Барда'и, где и расположился.

Сын хакана находился тогда в Азербайджане, где он нападал на население, грабил, захватывал в плен и убивал. Он в это время осаждал город Варсан. Опасаясь, как бы он (сын Хакана) не занял его, ал-Хараши послал тайком несколько своих воинов к жителям Варсана сообщить им о прибытии их (мусульманских воинов) и приказать им проявить терпение (стойкость). Посланный отправился, но он наткнулся на хазар, которые взяли его, допросили, и он сказал им правду о себе. «Если ты сделаешь,» — сказали они ему, —«то, что мы тебе прикажем, то мы окажем тебе милость и освободим тебя, в противном случае—мы тебя убьем». — «Что вы хотите?» — спросил он. — «Ты скажешь жителям Варсана», — сказали они ему, — «что им не будет помощи, и что никто не избавит их от того положения, в котором они находятся, и посоветуешь им, чтобы они сдали нам город». Посланец согласился. Подойдя к городу, он остановился на таком месте, откуда жители города могли слышать его слова, и сказал им: «Узнаете ли вы меня», — «Да» —ответили они, — «ты—такой-то». — «Итак, [28] ал-Хараши», — сказал он, — «во главе большого войска дошел до такого-то места; он велит вам удержать город и терпеть, так как в эти два дня он прибудет к вам.» Они громко закричали: «Аллах акбар!» (бог велик) и «ля-илаха илля-ллаха!» (нет божества кроме бога).

Хазары убили того человека и покинули город Варсан, так что когда туда прибыл ал-Хараши во главе своих войск, там не оказалось никого из них. Тогда он выступил за ними в Ардебиль, но хазары ушли из него. Ал-Хараши расположился в Баграване. К нему явился всадник на белой лошади, приветствовал его и сказал ему: «Эмир, желаешь ли ты джихада и добычи?» — «Как мне этого добиться?» — спросил эмир. – «Вот армия хазар», — сказал тот, — «она состоит из десяти тысяч человек и с ней пять тысяч пленных мусульман — мужчин и других. Она расположилась в четырех фарсахах отсюда». И выступил ал-Хараши ночью и настиг их (хазар) в конце ночи спящими. Разделив своих воинов на четыре отряда по четырем сторонам, ал-Хараши напал на хазар внезапно, рано утром, и мусульмане начали их рубить, так что не успело солнце взойти, как они все были убиты, за исключением одного. Ал-Хараши освободил находившихся при них мусульман и взял их с собой в Баграван. Как только он вступил туда, к нему явился тот человек, хозяин белой лошади, приветствовал его и сказал: «Вот хазарская армия и при ней имущество и дети мусульман, а также жены ал-Джарраха; она находится в таком-то месте». И выступил ал-Хараши против них (хазар); они не успели оглянуться, как увидели мусульман около себя. И начали они (мусульмане) рубить и убивать как хотели, так что никто из хазар не спасся, кроме немногих беглецов. И освободили мусульманские войска находившихся у хазар мусульман и мусульманок, и захватили их имущество и отобрали детей ал-Джарраха, которым ал-Хараши оказал почет и внимание. Всех мусульман ал-Хараши взял с собой в Баграван.

Узнав о том, как поступил ал-Хараши с хазарскими войсками, сын хакана осыпал свои войска упреками, порицал их и назвал их слабыми и трусами. И стали они подстрекать друг друга и посоветовали ему (сыну хакана) собрать свои войска и снова начать войну с ал-Хараши, и он собрал много войск с разных сторон Азербайджана. И выступил ал-Хараши против него, и они столкнулись на земле Берзенда. Между войсками завязался сильный, ужасный бой. Мусульмане несколько было подались, но ал-Хараши воодушевлял их и приказал им держаться стойко, и они снова вступили в бой и мужественно сражались с хазарами. [29] Пленные мусульмане, оставшиеся в руках хазар, взывали о помощи и громко кричали «аллах акбар!» и «ля-илаха илля-ллаха!». Услышав это, мусульманские воины воодушевляли друг друга и все до единого плакали от жалости к пленникам. Мусульмане жестоко расправлялись с врагом, так что тот обратился в бегство. Мусульмане преследовали его до реки Арраса, после чего они их оставили и вернулись обратно, захватив с собой имущество и добычу, найденную ими в лагере хазар. И освободили они пленных, как воинов, так и мирных жителей, и взяли всех с собой в Баграван. Позднее, сын царя хазар снова собрал вернувшихся к нему воинов и отправился с ними против ал-Хараши. Он остановился на реке Байлакана. Узнав об этом, ал-Хараши выступил против него во главе мусульманских войск и настиг их на реке Байлакана. Здесь они встретились. И обратился ал-Хараши к своим войскам (с призывом) и те храбро набросились на хазар и расстроили их ряды. Ал-Хараши продолжал теснить, но хазары держались весьма крепко; все же они были разбиты и обратились в бегство, причем число утонувших в реке было больше числа убитых.

Собрав добычу, ал-Хараши возвратился в Баграван. Он разделил добычу и послал пятую часть ее Хишаму ибн-'Абдальмалику с сообщением о том, что бог дал мусульманам завоевать, а Хишам послал ему грамоту, в которой благодарил его.

Ал-Хараши оставался в Баграване до тех пор, пока не не получил от Хишама приказ явиться к нему, а на его место Хишам назначил правителем Арминии и Азербайджана своего брата Масламу ибн-'Абдальмалика. Прибыв туда, Маслама выступил против тюрок при сильном дожде (холоде?) и прошел всю страну, преследуя их.

О походе Масламы и его возвращении

V, 69. В этом, 113 [731/2], году разослал Маслама свои войска по стране хакана, и они, благодаря ему, завоевали города и замки. Он перебил большое количество их (хазар), взял в плен мужчин и других и сжег их селения, и ему подчинились народы, живущие за Баланджаром. Он убил также сына хакана. Тогда против него ополчились все те народы — хазары и другие — в таком количестве, которое знает лишь один бог всевышний. Маслама был уже за Баланджаром. Узнав о них (хазарах), он приказал своим войскам развести огонь, а потом, бросив палатки и обоз, пустился обратно в путь со своими войсками без всего. При этом Маслама послал вперед слабых, а храбрых [30] оставил позади. И прошли они множество «станций», делая по две «станции» вместо одной, пока не дошли, еле живы, до ал-Баб-ал-абуаба.

О назначении Мервана инб-Мухаммеда правителем Арминии и Азербайджана

V, 70. В этом, 114 [732/3], году Хишам ибн-Абдальмалика назначил правителем ал-Джазиры, Азербайджана и Арминии своего двоюродного брата, Мервана ибн-Мухаммеда ибн-Мервана. Это было вызвано тем, что Мерван находился в армии Масламы, когда тот совершил вышеупомянутый поход против хазар. По возвращении Масламы из похода, Мерван отправился к Хишаму и незаметно вошел к нему.

Хишам спросил Мервана о причине его прибытия и тот сказал: «Мне стало крайне тяжело от того, о чем я сейчас скажу, и я видел, что никто другой, кроме меня, с этим делом не справится». — «Какое же это дело?» — спросил Хишам. — «Следствием вторжения хазар» — сказал Мерван, - «в мусульманские владения и убийства ал-Джарраха и других было то, что мусульманами овладела робость (страх). Поэтому эмир правоверных счел нужным отправить против них своего брата Масламу ибн-'Абдальмалика. Но, клянусь богом, его нога коснулась лишь самых близких земель хазар. Прибыв туда и посмотрев на великое множество своих войск, он (Маслама) был этим доволен, и он написал хазарам об объявлении им войны. Однако он три месяца после этого оставался на месте. Тем временем хазары приготовились и собрали свои полчища и, поэтому, когда он вступил в их страну, он не мог нанести им поражение, а самое большое, что он мог сделать, это благополучно уйти. Я хотел бы, чтобы ты мне разрешил совершить поход, которым я бы смыл с нас, мусульман, позор и отомстил врагу».

«Я тебе разрешаю»,— сказал Хишам.— «И чтобы ты подкрепил меня ста двадцатью тысячами воинов»,— сказал Mepван. – «Я согласен,» - сказал Хишам. — «И чтобы ты об этом походе никому не говорил,» —сказал Мерван. — «Я согласен и назначаю я тебя правителем Арминии,» — сказал Хишам. Мерван простился с ним и отправился в Арминию в качестве ее правителя, а Хишам послал войска из Сирии, Ирака и ал-Джазиры. И собралось у него (Мервана) регулярных войск и добровольцев сто двадцать тысяч.

Он сделал вид, что хочет идти походом против аланов и, действительно, он направляется в их страну, а к царю хазар послал (людей) просить перемирия. Тот согласился [31] и послал к нему посланца для утверждения мира, но Мерван задержал посланца, пока не (окончил свои приготовления) и все что хотел. После этого Мерван оскорбил хазар словами и объявил им войну, о чем он известил их царя через того посланца, поручив кому следует вести его по дальнему пути, а сам двинулся по ближайшему. И не успел посланец добраться до своего господина, как Мерван очутился у них. Посланец доложил своему господину о тех полчищах, которые Мерван собрал против него. Царь хазар обратился за советом к своим, и те сказали ему: «этот (Мерван), обманул тебя и вступил в твою страну. Если ты останешься (здесь) пока не соберешь (войска), то не скоро они соберутся у тебя; тем временем он добьется от тебя всего, чего захочет. Если же ты встретишь его в том (виде), в каком ты сейчас, то он разобьет тебя и обратит в бегство. Наш совет — чтобы ты отступил до последних (пределов) своего государства, и пусть он делает что хочет».

Царь одобрил их мнение и выступил туда, куда ему посоветовали; Мерван же вторгся в страну и углубился в нее и разорил ее и захватил много добычи и пленных и дошел до конца. Он оставался в ней несколько дней, пока не унизил их и не отомстил им. Он вступил также в страну владетеля Престола, нанес сильное поражение ее жителям и завоевал крепости. Ему подчинился царь (названной страны) и заключил с ним мир, обязавшись доставлять полторы тысячи юношей, пятьсот черноволосых девиц и тысячу мудд пшеницы, которые должны быть доставляемы в ал-Баб. Мерван заключил мир и с жителями Тумана на условии (доставления) ста молодых людей пополам и двадцать тысяч мудд. Затем он вторгся в землю Зеригеран и заключил с ее царем мир, а потом пришел в землю Хамзина, но Хамзин отказался заключить с ним мир. Тогда Мерван осадил их (жителей) и взял их замок. Далее он вступил в Согдан и взял ее без боя, обязав Тыршаншаха доставлять ежегодно в ал-Баб десять тысяч мудд пшеницы. После этого он осадил крепость владетеля Аллакза, который отказался было выполнить обязательства. Царь Аллакза отправился было к царю хазар за помощью, но дорогой был убит стрелой пастуха, который его не знал, вследствие чего жители Аллакза заключили мир с Мерваном, и он назначил им правителя. Далее он отправился к крепости Ширван, что на берегу моря и жители ее выразили ему покорность; оттуда он пошел на дуданитов и нанес им страшное поражение, после чего он возвратился (в ал-Баб). [32]

V, 71. В этом же, (114) [732/3], году возвратился с похода Маслама ибн-'Абдалмалика после того, как он обратил хакана в бегство, устроил тамошние дела и отстроил ал-Баб.

Правителем Арминии и Азербайджана в этом году был Мерван ибн-Мухаммеда.

V, 73. В этом же, (117) [735/6], году Мерван ибн-Мухаммеда, в бытность свою правителем Арминии, снарядил два похода, из коих один завоевал три замка (в стране) алланов, а другой — Туманшах, и тем заставил его жителей принять условия мира.

V, 78. В этом же, 118 [736/7], году Мерван ибн-Мухаммеда ибн-Абдалмалика совершил из Арминии поход; он вторгся в землю Варниса с трех сторон, но Варнис убежал от него к хазарам. Мерван расположился у его замка, осадил его и приставил к нему катапульты, в это время Варнис был убит: его убил один прохожий и послал его голову Мервану, а тот выставил ее перед населением его замка, что заставило их принять его (Мервана) условия: он перебил воинов и взял в плен их семьи.

V, 85. В этом же, 119 [737], году совершил Мерван ибн-Мухаммеда поход; он вступил в страну алланов и шел по ней до тех пор, пока не вышел из нее в страну хазар. Он прошел мимо Баланджара и Самандара и дошел до ал-Байда'и, в котором живет (обычно) хакан, но хакан бежал от него.

V, 90. В том же, 120 [738/9], году совершил Исхак ибн-Сальм ал-'Укайли поход в Туманшах, занял ее крепости и разорил ее земли, в этом же году, а по другому мнению в 117 г., скончался Маслама ибн-Абдалмалика ибн-Мервана.

V, 90. Правителем Арминии и Азербайджана в этом году был Мерван бен-Мухаммеда.

V, 95. В (1)21 [738/9] году Мерван ибн-Мухаммеда ибн-Мервана, будучи правителем Арминии, совершил поход; он прибыл к крепости владетеля Престола, произвел избиение и взял пленных; затем он пришел к другой крепости перебил много народу, захватил пленных и вторгся в Гумик — укрепленный замок, в котором находились дочь царя и его престол. Царь бежал от него и прибыл в замок по имени Хайзах, в котором находился золотой престол. Но Мерван выступил против него и сражался с ним всю зиму и все лето, после чего царь (Престола) заключил с [33] ним мир, обязавшись доставлять ежегодно тысячу голов (скота) и сто тысяч мудд. И двинулся Мерван дальше и вступил в землю Азрубетран (?), царь которой заключил с ним мир. Затем он пошел в землю Туман и заключил с ее царем мир. Далее он пошел в землю Хамзин, разорил его страну и осаждал в течение месяца принадлежащий ему замок, что заставило его заключить с ним мир. После этого Мерван пришел в землю Ме(а)сдара, занял ее по мирному договору. Затем он занял Гиран и с ним заключили мир Табарсаран и Филан. Все эти области расположены на берегу моря от Арминии до Табаристана.

V,95. ... правителем Арминии и Азербайджана в этом 121 [738/9] году был Мерван ибн-Мухаммеда.

V, 124. В этом, 126 [743/4] году Мерван ибн-Мухаммеда выказал неповинование халифу Язиду ибн-ал-Валида... и собрался выступить против него... Но Язид написал ему и предложил присягнуть ему с тем, что он (Язид) утвердит его правителем тех провинций ал-Джазиры, Арминии, Мосула и Азербайджана, правителем которых Абдальмалик назначил раньше его отца, Мухаммеда ибн-Мервана. Мерван присягнул Язиду и тот дал ему в управление названные им (провинции).

V, 129. В этом же, 126 [743/4], году Мерван ибн Мухаммеда ибн-Мервана ибн-аль-Хакама написал военачальнику ал-Джазиры, ал-Гамру ибн-Язида ибн-Абдульмалика, чтобы побудить его отомстить за кровь своего брата Валида, обещая ему помощь и содействие в этом деле.

V, 129. В этом году выступил Мерван в Сирию для ведения войны с Ибрахимом ибн-ал-Валида...

V, 130. В этом же 127 [744/5], году в Дамаске присягнули Мервану на халифатство.

V, 171. В этом, 132 [749/50], году был убит халиф Мерван ибн-Мухаммед; он был убит в Бусире, одной из египетских провинций, за три дня до конца зу-л-хиджжи 132 года.

V, 181. В этом же, 132 [749/50], году послал ас-Саффах брата своего ал-Мансура правителем над ал-Джазирой, Азербайджаном и Арминией... Правителем ал-Джазиры, Арминии и Азербайджана был в этом году абу-Джафар ибн-Мухаммеда ибн-Али.

V, 184. В этом, 135 [752/3], году правителем Арминии был Язид ибн-Усайда, а правителем Азербайджана—Мухаммед ибн Сула. [34]

V, 230. В этом же, 145 [762/3] году восстали тюрки и хазары в Баб-аль-абуабе и убили большое число мусульман в Арминии.

V, 232. В этом, 147 [764/5], году напал Астархан-хорезмиец во главе полчища тюрок на мусульман где-то в Арминии, увел много народу, как мусульман, так и зиммиев и вступил в Тифлис. В это время Харб находился во главе двух тысяч воинов в Мосуле, чтобы наблюдать за хариджитами в аль-Джазире. Для войны с тюрками Мансур послал Джибраила ибн-Яхьи и Харба ибн-Абдаллаха и они сразились с ними, при чем Джибраил был обращен в бегство и многие из его воинов убиты, был убит также и Харб.


Комментарии

1. Кобада I (489-531).

2. Ануширвана.

3. Ануширвана.

4. Из текста не совсем ясно, к чему отнести местоимение — к Арминии или к замкам и городам.

5. Правильнее у Табари: Рузбан-сул.

6. См. грамоту у Табари, IV. 254—255 (Каир.изд.)

7. Неясно относится ли это к войскам Исфендиара или ибн-ал-Асир делает ошибку

8. По смыслу последней фразы выходит, что сам халиф ‘Омар послал жителям Азербайджана грамоту, что конечно неверно, так как грамоту написал на месте ‘Утба. См. грамоту у Табари, IV. 255-6 (Каир. изд.)

9. Тело Абдуррахмана осталось у хазар. См. Табари IV, 258 (Каир.изд.)

10. Битва при Кадисии между арабами и персами произошла и 637 г.

11. У Табари, V, 79 – четыре

12. Здесь разумеется, по всей вероятности, озеро Ван. Таррих – название мелкой рыбы.

13. Олугбендер.

(пер. П. К. Жузе)
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории Азербайджана из Тарих-ал-камиль (полного свода истории) Ибн-ал-Асира. Баку. АзФан. 1940

© текст - Жузе П. К. 1940
© сетевая версия - Тhietmar. 2010
© OCR - Сорокин В. 2010
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АзФан. 1940