1 Видимо

Комментарии

1. Видимо, это относится к “итальянскому каблуку” - землям вокруг Отранто, которые теперь перешли под власть лангобардов (Hodgkin, VI, 335)

2. Так называли беневентцев.

3. Во время его малолетства герцогством управляла его мать Теудерата (Waitz)

4. Жители Ле Мана (Le Mans)

5. Жители Орелана

6. Результатом этого приезда был долгий спор между французскими и итальянскими бенедектинскими монахами по поводу подлинности реликвий Св. Бенедикта (Waitz)

7. Книга 5, гл 24

8. Примерно в 30 милях к западу от Чивидале (Hodgkin, VI, 328)

9. “Loci servator”. Единственный случай упоминания этого титула в лангобардский период. Позднее такое случалось часто. О датировке этих событий сведений нет, кроме того, что это происходило во времена Кунинкперта (688-700гг.). Видимо, благодаря этим событиям, герцогство Фриуль, которое до этого было полунезависимы, попало под непосредственную власть короля (Hartmann, II, I, 267)

10. Это ошибка. Георгий был использован императором для поисков согласия. Именно прежние патриархи, Сергий, Пирр (Pyrrus), Павел и Петр, вызвали ересь, а поддерживал ее епископ Антиохии Макарий (Hartmann, II, I, 259-260)

11. См. кн.5, гл 30. Его еще называли Погонатом

12. Павел ошибочно относит этот Вселенский собор (680 г.) ко времени правления Кунинкперта, которое началось только в 688 г.

13. В устье Тибра

14. Мы уже видели (Книга 5, гл.6), что на смену спору о Трех Лицах (тритеизме) пришла так называемая монотелитская ересь. Четыре сменявших друг друга патриарха Константинополя одобряли монотелитскую доктрину, но церковь Запада была единодушно настоена против нее, и император, жаждущий согласия, прислал папе приглашение прислать представителей на Собор. В соответствии с этим, папа Агафон послал трех легатов и трех епископов в Константинополь на Собор, известный как 6-й Вселенский. Он продолжался с ноября 680 по сентябрь 681 г. Макарий, патриарх Антиохии, ручался доказать, что догмат об “одной энергии” находится в согласии с решениями 4 и 5-го Соборов, но подлинность одних его цитат была опровергнута, и уместность других оспорена. Патриарх Константинопольский Григорий официально объявил о том, что он присоединяется к мнению папы римского, который настаивал, что у Христа было две воли. Декреты папы Агафона и синода западной церкви были ратифицированы, Макарий был низложен, а приверженцы монотелитской ереси - осуждены, в том числе и Гонорий, прежний папа римский. (Hodgkin, Vi, 345-6)

15. Это - ошибка. См. примечание выше

16. В это время Дамиан был только пресвитером (Waltz)

17. От Иоанна, 10, 30

18. От Иоанна, 14, 28

19. От Матвея, 8, 26

20. 2-го мая. Pagy сообщает, что солнечное затмение произошло в 680 г., и другое - в 681г.

21. Историки Павии сообщают, что епископ Св. Дамиан просил у римского понтифика останки святого мученика и поместил их в церкви Св. Петра ad Vincula (Waitz).

22. Он принимал участие в соборе в Риме, созванном папой Агафоном против монотелитов (Waitz).

23. Здесь Павел неправильно понял Беде, у которого взял это сведение. Беде говорит: “Молодой Юстиниан, сын Константина”. Он наследовал трон в 685 г.

24. Начальник личной императорской гвардии.

25. “Пято-Шестой” собор, созванный Юстинианом II в 691 г.

26. 691 г.

27. Царствование Юстиниана II было отмечено тягостными налогами и большой жестокостью. После десятилетнего дурного правления Леонтий (в тексте называемый Львом), знатный человек из Исаврии и командующий армиями Востока, который был тираном брошен в тюрьму, а позже освобожден, был провозглашен императором (695 г.). На ипподроме собралась толпа и требовала смерти Юстиниана. Леонтий сохранил ему жизнь, но искалечил, отрезав нос (откуда тот получил прозвище “Ринометор”), и сослал в Херсон. (Hodgkin, VI, 359-361).

28. Морские силы под командованием патриция Иоанна освободили Карфаген от сарацин, но последние все же отбили город, и имперские войска возвращавшиеся в Константинополь подняли мятеж как против своего командующего, так и против Леонтия, и императором был провозглашен морской офицер по имени Апсимарвас (Apsimarwas). Когда флот прибыл в Константинополь, Леонтий был свергнут, а Апсимарвас принял имя Тиберия III и правил в течении 7 лет, с 698 по 705 гг. (Hodgkin, VI, 362).

29. 698 г.

30. В 532 г.

31 Павел ошибается, когда говорит, что во времена папы Вигилия в Константинополе состоялся синод, который объявил Марию Богоматерью. Это произошло в Эфесе. Упомянутый собор в Константинополе был тем, который осудил ересь “О трех лицах”, что привело к продолжительной схизме (см. III, 20, 26; IV, 33). Согласно другим источникам, воссоединение схизматиков с церковью произошло не в Аквилее, а в Павии, когда они ликующими криками возвестили об отказе от ереси Феодора и его единомышленников и просили воссоединить себя с церковью. С известиями об этом к папе Сергию были посланы легаты, и тот распорядился, чтобы писания схизматиков были бы сожжены (Hodgkin, V, 483-4). Возможно, что в Аквилее состоялся один собор, а другой - в Павии. Таким образом, все королевство лангобардов было полностью восстановлено в католической вере.

32. Это путешествие и обращение короля Кедоала (или Кедваллы Уэссекского) ошибочно отнесено Павлом ко времени синода в Аквилее в 698г. На самом деле это случилось в 689 г. (Hodgkin, VI, 318).

33. Он захватил Суссекс, опустошил Кент и вырезал жителей острова Уайт (Hodgkin, VI, 318).

34. Одежда неофита, который только что был крещен.

35. Автором этой эпитафии был архиепископ Бенедикт Миланский (Waitz, 225).

36. Другой перевод приведен в кн.5 Беды Достопочтенного (русское изд. – стр.159)

37. Павел ошибается делая Арнульфа, который умер 18 августа 641 г. современником Кунинкперта.

38. Им также был восстановлен город Модена, полуразрушенный во время мятежа Алахиса (Hodgkin, VI, 314). Кунинкперт был первым лангобардским королем, чей портрет изображен на монетах (там же, 317).

39. В Тицине, на его могиле была эпитафия приводимая Муратори в его книге (Waitz).

40. 701 г.

41. Кн.4, гл.51.

42. Или Ансегис (Ansegis). Однако, его следует отнести более раннему времени (Waitz).

43. Книга 6, глава 3.

44. От германского “schultheiss”, т.е. местный магистрат. Они подчинялись герцогам или гастальдам

45. “Arga” – лангобардское слово, значившее – трусливый, инертный, ничего не стоящий. Ср. Эдикт Ротари, гл.381, где это слово признано как сугубое оскорбление. “Если кто-нибудь в гневе назовет другого “arga”, и не сможет это отрицать, и будет говорить, что сказал так в гневе, то тот будет должен поклясться, что на самом деле не считает другого “arga” и после этого должен заплатить 12 солидов за оскорбление словом. Но если он будет настаивать, что сказанное им истинно, то пусть между ними будет поединок, и если он сможет, то пусть докажет истинность своего слова, а если не сможет – то пусть заплатит так, как говорится выше”.

46. “Vulgaria verba”. Hartmann (II,2,58) истолковывает эту фразу, как то, что Фердульф и Аргаит могли говорить друг с другом на вульгарной латыни. После окончательного расселения лангобардов в Италии, латинский язык (который был единственным письменным языком и на котором только и велось общение с местным римским населением) постепенно изменился в варварскую сторону. Однако, из германских слов, употребляемых Павлом, а также их этого описания ссоры Фердульфа и Аргаита, происходившего около 700 г., очевидно, что на лангобардском языке говорили и в VIII в., и имеются следы его употребления даже после франкского завоевания в 774 г. В одном документе из верхней Италии местоимение “ih” по ошибке написано перед латинской фразой “написал собственноручно”, и это показывает, что лангобардский был разговорным языком еще в конце IX века. Хроника Салерно, составленная в 978 г., ссылается на немецкий язык как на тот, на котором “первоначально” говорили лангобарды, из чего следует, что по крайней мере, в этом регионе он уже вымер. Но едва ли известно, когда именно он перестал употребляться. Возможно, что лангобардский язык дольше всего употреблялся там, где германское население было более плотным, и период, когда он умер, как живой язык, занимает довольно большое время, в течении которого те, кто говорил на нем, также понимали и говорили на вульгарной латыни. Время его упадка может быть прослежено по многочисленным латинским названиями германских слов и прибавлению германских суффиксов (например, engo, ingo, esco-asco- atto- etio- otto) к латинским словам и выражениям, которые стали важными компонентами в формировании современного итальянского языка.

47. “Securibus”. Hodgkin перевел это как “ стволы деревьев”, полагая, что использованные колья были просто поваленными деревьями, сбрасываемыми вниз.

48. De Rubeis полагает, что это случилось в 705 г. Пеммо держал герцогство около 26 лет (Hodgkin, VI, 332)

49. Ратхис и Айстульф позже были королями лангобардов.

50. Три города около реки Лирис или Гарильяно, примерно в 50 милях юго-восточнее Рима.

51. Иоанна VI (701-704гг.). Другие полагают, что имеется в виду Иоанн V (685 г.) (Waitz)

52. Hodgkin (VI,336) полагает, что это – Путеолы. Другие (Hartmann, II, 2, 116) говорят, что такое место было у пятого мильного столба по Виа Латина. Из этой главы неясно, был ли один набег или несколько.

53. 707 г.

54. Павел хочет сказать не о том, что эта вотчина включала в себя всю провинцию Коттианских Альп, а просто о том, что часть папских вотчин была расположена в этой провинции (Hodgkin, VI, 324)

55. Это ошибка – во время папства Иоанна VI (701-705гг.), которому Ариперт преподнес свой дар, не было паломничества никаких королей, но это случилось в 709 г., при Константине I.

56. Коинред (Coinred), король Мерсии и Оффа, принц Восточных Саксов (Hodgkin, VI, 323)

57. По-видимому, он правил герцогством 40 лет с 663 по 703 г. (Hodgkin, VI,337)

58. Здесь Павел неправильно понял язык Беды, из которого он заимствовал этот пассаж, и который говорит, что Юстиниан казнил патрициев Льва (Леонтия) и Тиберия (Апсимара), которые изгнали его. Больше ни о каких патрициях не говорится.

59. Юстиниан II, который был изгнан в Херсон (см. гл.12) был отвергнут местными жителями, после чего скитался по территории южной России и нашел убежище у хазарского кагана, и каган дал ему в жены свою сестру Феодору. Правящий император Тиберий отправил послов к кагану, предлагая тому большие подарки, если он убьет или выдаст Юстиниана. Каган прислушался к этим предложениям, но Феодора предупредила своего мужа, который бежал на Дунай, где к нему примкнул Тервел (или Теребелл) и попытался восстановить его на троне. С помощью болгар он напал на Константинополь и захватил его. Два его соперника, которые один за другим привили во время его отсутствия, теперь были закованы в цепи и брошены перед его троном на ипподроме, он поставил свою ногу на их шеи, а затем приказал обезглавить их в месте публичных казней. (Hodgkin, VI, 365-8)

60. Каллиник (а не Галлиник) десять лет назад выступил в проповедью о свержении Юстиниана

61. Константин оставил Рим в октябре 710 г. и вернулся в октябре 711 г.

62. Вероятно, тогда были приняты папой декреты Пято-шестого собора (Hodgkin, VI, 378-9)

63. В своей безумной жажде мести жителям Херсона, которые прогнали его, когда он был в ссылке, Юстиниан отправил три экспедиции с целью разрушить этот город. Во время первой лучшие граждане Херсона были схвачены и отправлены для казни в Константинополь, где одни были зажарены живьем, а остальные – утоплены. Но Юстиниан при этом обвинил своих полководцев в невыполнении приказов и отправил вместо них других. Первые были вынуждены уступить свое место в этом кровавом деле, а затем, ради самозащиты, присоединиться к мятежной партии, сгруппировавшейся вокруг некого армянина Вардана, который под именем Филиппика и был провозглашен императором. После этого они отправились в поход на Константинополь для свержения Юстиниана. Это предприятие полностью удалось. Тиран был покинут своими подданными, и вместе со своим сыном Тиберием был схвачен и убит. (Hodgkin, VI, 379-84)

64. Вслед за реставрацией Юстиниана наступило царство террора, в котором погибло неисчислимое количество жертв. Некоторых зашивали в мешки и бросали в море, других приглашали на большие трапезы, а когда они вставали, чтобы удалиться, их приговаривали к смерти. Он особенно был настроен против города Равенны и послал туда флот под командованием патриция Феодора, который схватил лучших людей города и доставил их в Константинополь. Здесь епископ Феликс был ослеплен, а остальные преданы смерти. Затем Юстиниан послал в качестве экзарха Иоанна Ризокопа (Rizokopus), который первым делом явился в Рим и придал смерти ряд папских сановников, а затем отправился в Равенну, где был убит в борьбе с местными войсками. Народ Равенны отказался признавать Юстиниана и избрал своим вождем одного из своих сограждан по имени Георгий, который организовал автономное правление и установил военную организацию Италии независимо от Византии (Hartmenn, II, 2, 78-81).

65. Впоследствии, по требованию короля Лиутпрандта, папа Григорий II послал Серену, епископу Аквилеи, паллий митрополита. Между патриархами Аквилеи и Градо возникли разногласия, и Григорий писал Серену, предупреждая его не покидать пределы народа лангобардов и не нарушать границ Градо (Hodgkin, 466-467). Центр патриархата последовательно перемещался, сначала в Кормон (Cormons), а после смерти Серена, когда ему наследовал Каликст (см. ниже гл.51) – в Чивидале.

66. Источники здесь расходятся, и смысл этого предложения неясен. Возможно, подразумевается частичный собор, созванный папой. Филиппик выступал в пользу монотелитства, которое было осуждено Шестым Вселенским собором.

67. В 713 г.

68. Очевидно, что описание Павлом характера Ариперта весьма благожелательно.

69. Так на трон взошла новая династия. Потомки Теуделинды были отстранены от трона и кончили свои дни в королевстве франков.

70. 17 июня 712 г.

71. Анспранд был похоронен в Павии в часовне Адриана мученика, которую он, как говорят, построил. Waitz приводит его эпитафию.

72. Pons Mulvius, ныне Понте Молле.

73. Отец Карла Мартелла

74. 712 г. Благодаря этому посвящению была признана новая династия узурпатора Анспранда. (Hartmann, II,2,125)

75. Видимо, здесь с некоторыми изменениями повторяется история Гримуальда и Годеперта.

76. Так Павел называет Монте Кассино.

77. Позже он сгорел в 896 г. (Waitz)

78. Григория II

79. 717 г. Возвращение этого местечка произошло не сразу, как описывает Павел, но герцог Неаполя был побужден к действию папой, для чего папа обещал и заплатил ему согласованный выкуп (Hodgkin, VI,442).

80. Это ошибка. Феодосий не умер, но был низложен. (Waitz)

81. Лев Исавр, великий иконоборческий император. Он родился около 670 г., был назначен телохранителем Юстиниана II, а позже послан с безнадежной миссией на Кавказ к аланам, где проявил великую храбрость и большое искусство. Преемник Юстиниана, Анастасий, назначил его командующим силами Анатолии, в Малой Азии, где он сдержал сарацин. Феодосий III, который наследовал Анастасию, очевидно, был неспособен защитить Константинополь от сарацин, и в 716 г. на трон взошел Лев. (Hodgkin, VI, 425-6).

82. Карл Мартелл

83. Около Камбре

84. В этот утверждении Павел не подтверждается другими источниками, и вообще, он не слишком хорошо информирован об истории франков.

85. Его титул был не король, но майордом, хотя в конце его жизни вообще не было короля. Он был настоящим основателем Арнульфингской или Каролингской династии, и его сын Пипин позже принял королевский титул.

86. Политика Баварской династии на поддержании дружественных отношений с католической церковью и с соседними баварцами была продолжена Лиутпрандом. Однако, впоследствии этот брак привел к другим осложнениям. После смерти Теутперта, его брат Гримоальд попытался лишить власти его сына Хукберта (Hucbert). Карл Мартелл, который установил свое господство над Франкским королевством, воспользовался возможностью восстановить свой сюзеренитет и над Баварским герцогством, тогда как Лиутпранд (вероятно около 725 г.) вторгся на баварские земли и отодвинул границы лангобардского королевства до Магиаса или Майса (Magias (Mais)). Также, Карл женился на баварской принцессе Суанахильде (Suanahild) и стал, таким образом, шурином Лиутпранда, и между этими правителями установилась крепкая дружба. (Hartmann, II, 2, 125).

87. 724 г. (Waitz)

88. 716 г. (Waitz). Он разделил свои владения между четырьмя сыновьями. Одна из его внучек была женой Лиутпранда, а другая – Карла Мартелла. (Hodgkin, VI,440)

89. Полагают, что это вилла Спиталь (Spital) около Виллаха (Villach) на реке Ураве (Urave) в Каринтии (Waitz). Это выглядит мало правдоподобным.

90. Первое вторжение в Испанию состоялось в 711 г., еще до того, как Анспранд вернулся из баварского изгнания. В 721 г., через 9 лет после восшествия на престол Лиутпранда, сарацины, уже завоевавшие Испанию, были разбиты при Тулузе Одо Аквитанским (Hodgkin, VI, 418-9).

91. Карл Мартелл

92. Jacobi полагает, что здесь Павел объединил две битвы в одну – победу Одо над сарацинами при Тулузе в 721 г. и битву при Пуатье в 732 г. Эта последняя показывает, что Одо, после победы при Тулузе, был побежден сарацинами, и видимо, остатки его войск присоединились к отрядам Карла Мартелла и разделили с ним победу при Пуатье. (Hodgkin, VI, 419-20).

93. Осада продолжалась один год – 717-718 гг.

94. Вероятно, герцогом Сполето (Hodgkin, VI, 444)

95. Вероятно, не позднее 725 г. (Hodgkin, VI, 444)

96. Мост через Анио на Саларианской дороге (Hodgkin, VI, 448)

97. Это слово употребляется множественном числе – “Венеции”, поскольку в это время их было две – материковая часть, находившаяся под управлением лангобардов, и морская – под управлением Равенны.

98. Чтобы понять этот спор мы должны вернуться во времена Григория I. Слабость Византийской империи и ее неспособность защитить своих итальянских подданных от лангобардов, вместе с растущей административной властью пап во всех обширных владениях церкви, придавало папству все более и более политический характер. Григорий расширил это влияние, он даже попытался заключить сепаратный мир с лангобардами, на что оскорбился император Маврикий. Народ Италии начал смотреть на папу как на своего защитника, и были стремления к независимости от Восточной империи и к восстановлению империи на Западе. Узурпация экзарха Элевтерия и последовавшее восстание Олимпия, которое поддержал папа Мартин I, а также переворот в Равенне при Григории – все это указывает на сепаратистские тенденции. Духовные разногласия, такие как принятие титула Вселенского Епископа патриархом константинопольским, монотелитская ересь, заключение в тюрьму папы Мартина и т.д. – все это усиливало раздражение на Западе. Константин Погонат, как и некоторые из его предшественников придерживался политики дружбы с папством, а также заключил определенный договор с лангобардами, зафиксировав границы между лангобардскими и римскими владениями. Но после того, как был заключен этот мир, лангобарды в сфере церковной юрисдикции оказались подчиненными папе и именно в интересах Римского престола было натравливание императора и лангобардского короля друг на друга ради усиления собственной власти и влияния. Когда Лев Исавр взошел на престол, то он был признан в Равенне, но против него разразилось восстание в Сицилии, которое, впрочем, было вскоре подавлено. Но его тяжелую руку ощутили в Риме, когда он попытался собрать средства Церкви для продолжения борьбы с сарацинами. Тогда папское кресло занимал Григорий II, человек больших способностей, и он воспротивился этим требованиям, после чего императорские офицеры составили заговор с целью низложить и, возможно, убить папу. Позднее возник новый конфликт по поводу иконопочитания – практики, которая постепенно выросла в Церкви, и которую Лев решил прекратить. В 725 г. он издал декрет об уничтожении икон. Эта деятельность была энергично начата в Константинополе, любая оппозиция вместе с народными волнениями была сурово подавлены твердой рукой, также было отражено и нападение на город восставшего флота. Однако, в Риме его усилия не были успешными, и когда в 727 г. был подтвержден указ об уничтожении икон, Григорий сам вооружился против императора. Теперь народ в разных частях Италии сам избирал себе герцогов и предполагалось избрать нового императора, но папа ограничил их, видимо, не желая иметь императора у себя под боком или, возможно, опасаясь растущей опасности со стороны лангобардов. Италия была вовлечена во внутренние усобицы, в которых, с помощью сполетцев и беневентцев, победил папа, а экзарх Павел был убит. После его смерти его приемником был назначен евнух Евтихий. Он высадился в Неаполе и послал частым образом посла в Рим к своим сторонникам, призывая их убить папу и главных ноблей, но собравшись, народ анафемствовал Евтихия и связал себя с папой и жизнью и смертью. Тогда Евтихий обратился за помощью к лангобардам, и Лиутпранд, который вначале был на стороне папы и итальянского восстания (не упустив при этом случая захватить ряд имперских владений), теперь изменил свою политику и образовал союз с экзархом, чтобы подчинить своей собственной власти Сполето и Беневент, а экзарху дать возможность контролировать город Рим. Сначала король пошел на Сполето, где взял заложников и принял клятву верности, затем двинулся на Рим и разбил лагерь на Нероновом поле, около города. Папа, в сопровождении своих священнослужителей, вышел из города ему навстречу, и Лиутпранд упал перед ним на колени, снял свою мантию, свой камзол, свой меч и копье, корону и крест и возложил их в крипте перед алтарем Св. Петра. Однако, несмотря на эту демонстрацию уважения, Лиутпранд настаивал на соглашении между папой и экзархом, которое ограничило бы итальянское движение к независимости и политические устремления папства и в большой степени восстановило бы власть экзарха, хотя в споре по поводу почитания икон, в котором народ принял очень страстное участие, император Лев так никогда и не смог навязать свою волю своим итальянским подданным. Также, и в других вопросах, местное самоуправление сделало большой шаг вперед во время различных революционных движений, и нигде это не проявилось так сильно, как на островах Венецианских лагун, где новые учреждения, принесенные беженцами с материка, теперь приняли полунезависимый характер под властью дожей или герцогов Венеции, которые во времена Лиутпранда заключили договор с лангобардским королем (по поводу обоюдных границ), а Лиутпранд еще заключил соглашение с Комаччьо (урегулировав разногласия между двумя общинами), соперником Венеции в торговле на реке По. Удивительно, что все эти события опущены Павлом, особенно потому, что в качестве своего основного источника он использовал Liber Pontificalis. Это указывает на неполный характер этой последней незавершенной книги Павла. Григорий II умер в 731 г., но его приемник Григорий III проводил ту же политику в отношении императорского указа об уничтожении икон. Он созвал собор, пригласив архиепископов Градо и Равенны, 93 итальянских епископа и других духовных лиц и мирян, на котором анафемствовал всех, кто принимал участие в иконоборстве. Теперь император изъял из-под юрисдикции Римского престола все диоцезы восточнее Адриатики, а также Сицилии, Бруттия и Калабрии, подчинив их Константинополю, а богатые и важные папские владения в этих последних трех провинциях были конфискованы. Те части Италии, что еще оставались под имперской властью, были разделены на три части: 1-я – южная Италия и Сицилия, более тесно связанные с властью Константинополя; 2-я – дукат Рима, который находясь под папской властью, все более и более становился независимым и 3-я – собственно экзархат Равенны, который некоторое время вел отчаянную борьбу за существование (Hodgkin, VI, 432-436). После того, как король Лиутпранд достиг своих целей относительно герцогств Сполето и Беневент, его противоестественный союз с экзархом подошел к концу. Римская армия под началом Агафона, герцога Перуджи, напала на Болонью, которая находилась под властью лангобардов, и была разбита, а сам Лиутпранд взял Равенну (732-733 гг.), хотя позже город был отбит венецианцами (Hartmann, II, 2, 132-3).

99. Френьяно – к западу от Ханаро, Монтевельо – западнее, а Сан Джиованни в Персикето – немного северо-западнее Болоньи (Hjodgkin, VI, 454)

100. Римини, Песаро, Фано, Синигалья и Анкона

101. Около Анконы

102. В 728-729 гг. Он расположен примерно в 25 милях северо-западнее Рима.

103. Лиутпранд взят его у имперцев, но затем передал папе, который в то время был главой движения за независимость Италии.

104. Теперь – Цульо (Zuglio), город к северу от Тольмеццо (Hodgkin, VI, 41)

105. Не идентифицировано. Giansevero полагает, что это замок Дуино (Duino)

106. Эта дружба между королевскими домами франков и лангобардов стала традиционной со времен Агилульфа и принесла существенные выгоды обеим сторонам. (Hartmann, II, 2, 137)

107. 737 г. (Waitz)

108. Франкские писатели ничего не сообщают об этом. Выглядит сомнительным, что было еще одно сарацинское вторжение, поскольку они уже заняли Ариес в 737 г. (Waitz)

109. Jacobi говорит, что Павел произвольно изменил историю этой войны. Согласно Chron. Moiss., Карл Мартелл при известии о вторжении сарацин в Прованс и том, что в их руки попали Ариес, Авиньон, и другие населенные пункты, выступил против них, прогнал их прочь за Рону, осадил Нарбонн и не прерывая осады, разбил вторую армию арабов, шедшую на выручку города. Павел из этого сделал две войны. В первой сарацины вторгаются в Галлию и терпят поражение от Карла у Нарбонны. Во второй они опустошают Прованс и берут Ариес, после чего Карл призывает на помощь Лиутпранда, и слава его имени пугает врагов.

110. 737 г. (Hodgkin, VI, 475)

111. Это путанная глава, в которой Передео (только если это не другой человек с тем же именем) впоследствии вновь оказывается живым, показывает, что Равенна, уже взятая лангобардами, была отбита венецианцами. Эти венецианцы были еще слабой коммуной. Их главные города находились не на том , месте , которое сейчас занимает Венеция, а в других частях лагуны – в Гераклее, Эквилиуме и Метамауке (Heraclea, Equilium, Metamaucus). Нынешний город на Риалто был основан не ранее, чем через 70 лет после смерти Лиутпранда (Hodgkin, VI, 484-5), несмотря на утверждающую противоположное венецианскую традицию. Трибуны, которые первоначально управляли отдельными островками были заменены единоличным дожем, или герцогом, который вначале, возможно, являлся должностным лицом выбранным императором или экзархом. После правления трех дожей молодая коммуна оставалась в течении 5 лет под управлением ежегодно избираемого “Начальника воинов”, затем должность дожа была восстановлена. Иоанн Диакон, который писал приблизительно в конце 10-го века говорит (Chronache Veneziane Antichissime), что во время правления Юбиана (Jubianus), одного из “начальников воинов” (731-735 гг.), экзарх (видимо, Евтихий) пришел в Венецию и упросил венецианцев помочь ему отстоять и защитить его собственный город, который захватили Хильдепранд, племянник Лиутпранда, и Передео, герцог Виченцы. Тогда венецианцы поспешили в Равенну, Хильдепранд был взят в плен, а Передео погиб, и город был передан экзарху (Hodgkin, VI, 487-8).

112. Возможно, это было перед предыдущим эпизодом, в котором упоминается Передео (Waitz).

113. Кажется, этот герцог Транзамунд Сполетский около 737 или 738 г. взял у римлян замок Галлезе (Gallese) и тем самым перерезал связь между Равенной и Римом. Григорий III, понимая сколь ценен был бы союз с герцогом, и сколь опасен он был бы в качестве врага, предложил ему большую сумму за возврат Галлезе и за договор, обязывющий его не вести войны с папой. Транзамунд заключил договор и вернул это место, после чего к союзу присоединилось и герцогство Беневент. Это было противно политике завоеваний Лиутпранда, и король в этом, а также, возможно, и в ряде других случаев, квалифицировал действия Транзамунда как мятежные и изменнические и 16 июня 739 г. мы находим Лиутпранда владеющим Сполето (Hartmann, II, 2, 137-8). После назначения Хильдерика, он двинулся на Рим, где нашел убежище Транзамунд, и поскольку Григорий отказался выдать беглеца, то король взял четыре приграничных города – Америю (Амелию), Хорту (Орте), Полимартиум (Бомарцо) и Блеру (Бьеду) (Ameria (Amelia), Horta (Orte), Polimartium (Bomarzo), Blera (Bieda)). Тогда Григорий написал письмо Карлу Мартеллу, рассказывая ему о страданиях церкви и призывая приехать на помощь. Но Карл был другом Лиутпранда и отказал (Hodgkin, VI, 475-8). Транзамунд вернул себе Сполето в 740 г., но теперь он отказался вернуть четыре города, захваченные Лиутпрандом и папа лишил его своей поддержки. Перед тем, как Лиутпранд выступил на повторное завоевание Сполето, Григорий III умер, и ему наследовал Захарий, который встретился с королем, и тот обещал отдать четыре города, после чего римская армия присоединилась к нему, а Транзамунд был вынужден сдать Сполето (см. ниже гл. 57).

114. 731 или 732 г.

115. Список герцогов Беневента, сохраненный в Монте Кассино, показывает, что после Ромуальда II 2 года правил некий Ауделайс (Audelais), видимо, узурпатор.

116. Григорий правил Беневентом в 732 – 739 гг. Назначение Хильдерика в Сполето произошло примерно в одно время со смертью Григория или несколько позднее.

117. 735 г. Выборы Хильдеспранда предшествовали мятежу Транзамунда. Павел переставил порядок этих событий (Waitz)

118. В декабре 740 г., при поддержке римской армии и беневентцев.

119. В 740 г., без назначения или одобрения короля.

120. На Адриатическом побережье, к северо-западу от Анконы.

121. В марке Анконы.

122. После того, как Транзамунд был восстановлен в герцогстве Сполето, папа призвал его выполнить его часть соглашения, по которому Григорий оказывал ему поддержку, а тот должен был вернуть те четыре города, что были взяты лангобардами, но Транзамунд отказал. Около этого времени (в конце 741 г.) Григорий III умер, и ему наследовал Захарий. Теперь новый папа просил уже короля вернуть четыре города и предложил ему помощь римской армии при отвоевании Сполето. Король согласился, и весной 742 г. двинул вперед свою армию, как и показано в тексте, с помощью римлян низложил Транзамунда, а затем двинулся на Беневент (Hartmann, II, 139-140).

123. Около 742 г. (Waitz)

124. Гизульф II правил 10 лет, пережив Лиутпранда (Hodgkin, VI, 472). Он покорился политике Лиутпранда, который восстановил его в его герцогстве. (Hartmann, II, 2, 141)

125. После того, как Лиутпранд восстановил свой контроль над Сполето и Беневентом он отложил возвращение пограничных городов римскому герцогству. (см. выше гл. 55), и папа Захарий, сопровождаемый клиром, приехал для личной встречи в Терни (Terni), где остановился король. В результате, четыре города вместе с другими землями были возвращены, и был заключен мир на 20 лет. Но в следующем году Лиутпранд возобновил подготовку к завоеванию Равенны, и Захарий, по просьбе экзарха, совершил поездку к королю, в Павию, и во время второй личной встречи упрашивал его не делать этого. Лиутпранд неохотно согласился вернуть сельские районы вокруг Равенны и две трети территории Цезены и дать перемирие, до возвращения королевских послов из Константинополя, куда они отправились с целью заключения окончательного мира. Эта встреча стала одним из последних публичных актов Лиутпранда, который в самый последний момент со всей очевидностью отказался от своих амбиций объединить Италию. Возможно, причиной этого было предчувствие приближающейся смерти и осознание невозможности реализации его планов его приемником (Hartmann, II, 2, 144-5 ; Hodgkin, VI, 491-498).

126. Или, точнее, Лиупранд обеспечил существование этого монастыря, который был построен до него (Waitz)

127. Сейчас Валенца (Valenza), около Алессандрии.

128. Павел умер не завершив свою историю, и поэтому упоминаний о других чудесах нет.

129. 744 г. (Hartmann, II, 2, 146)

130. Позже он был перезахоронен в другой церкви – Сан-Пьетро в Чьело д`Оро (Cielo d`Oro). Waitz приводит его эпитафию.

131. Первого марта каждого года, в течении 15 лет из 31 года своего правления, Лиутпранд, по совету своих судей (но уже без санкции народного собрания), издавал определенные законы регулирующие вопросы не предусмотренные его предшественниками. Он утверждал, что эти законы созданы божественным вдохновением, “ибо королевское сердце пребывает в руке Бога”. Законы Лиутпранда были записаны на латыни, столь варварской, что почти непонятны. Они показывают громадные изменения в социальной жизни лангобардов. Мы больше не находим установлений относительно простой и соколиной охоты, но зато есть постановления предусматривавшие заключение контрактов и выкупа заложенного имущества. Штраф, выплачиваемый за убийство, заменяется полной конфискацией имущества ответчика, а если оно недостаточно, то убийца передается наследникам убитого в качестве раба. Про некоторые из этих законов упоминается, что они относятся только к лангобардам, а один закон касается предписаний писцам, указывая, что те, кто записывают документы по законам ли лангобардов, или по законам римлян, не должны писать их вопреки соответствующим законам. Это показывает, что по крайней мере, часть населения жила в соответствии с римским правом (Hodgkin, VI, 392-9). Должно быть, необходимым результатом мира, заключенного в разное время между лангобардами и римлянами, было то, что должны были быть признаны гражданские права римлян, живших на лангобардской территории, что не наблюдалось в более ранние дни лангобардского господства. По законам Лиутпранда, если римлянин женится на лангобардской женщине, то та теряет свой статус, и ее сыновья, рожденные в этом союзе становились римлянами и, как и их отец, и должны были жить по его законам. Было много законов против притеснений, учиняемых королевскими слугами, а на судей, которые откладывали судебное рассмотрение налагались тяжелые штрафы. Варварское ордалии путем поединка продолжались, но были несколько ограничены. О них было сказано: “Мы не уверены относительно Божественного суда и мы слышали о многих людях, которые несправедливо проиграли свои дела из-за поединка, но из-за обычая нашего народа лангобардов мы не можем изменить сам закон”. Были серьезные законы против предсказателей и против некоторых форм идолопоклонства (Hodgkin, VI, 400—407). В ряде поздних положений лангобардских законов может быть прослежено римское влияние. Является вопросом как далеко лангобарды вытесняли римлян, и как далеко их учреждения заменили собой римские. Подавляющее превосходство латинских элементов над германскими в сегодняшнем итальянском языке и выживание римских законов и установлений вплоть до сегодняшнего времени показывает, что римское население и цивилизация имели подавляющий перевес над лангобардскими.

132. Постоянной целью политики Лиутпранда, по крайней мере вплоть до его последней встречи с папой Захарием, было объединение Италии под своей властью, хотя средства используемые им для этого могли быть различными в зависимости от ситуации. Для достижения этой цели ему была необходима дружба с франкским королем, которой он неизменно придерживался, помогая Карлу Мартеллу против сарацин и не требуя при этом никаких территориальных уступок для себя. Основными объектами экспансии Лиутпранда в течении большей части его правления были герцогства Сполето и Беневент, поскольку сами они стремились к полной независимости, а также и Восточная Империя, хотя одно время он сам вошел в союз с экзархом, когда нашел это полезным для приведения к покорности герцогств. Католическая церковь и папство находились под его защитой, и он поощрял движение за автономию Италии против Византии до тех пор, пока папа не связал свои интересы с интересами мятежных герцогов. Но даже тогда противодействие Лиутпранда папству носило политический, но не религиозный характер. Также как и религию, он поощрял и культуру Рима, и его целью было, в конце концов, править как и цивилизованной, так и католической Италией. Он приспособился как к общим, так и к местным течениям общественного мнения, что выразилось в том, что сохранив в своих законах право поединков, он выразил свое собственное неверие в их справедливость, в том, что он дал Беневенту и Фриулю правителей из их собственных княжеских династий, после того как подчинил их своей власти. Он всегда видел пределы возможного и никогда, подобно его предшественнику Айстульфу, не боролся с неизбежным. Он был способным правителем и законодателем, а также храбрым и удачливым воином. И все же, этот действительно великий государственный деятель, подобно своему остготскому предшественнику Теодориху, не умел ни читать, ни писать.

Последняя книга Павла содержит много грамматических ошибок и неправильных оборотов. Она написана более небрежно, чем предыдущие части его труда, и являясь последней книгой его истории, она и сама несколько неполна.

Можно только сожалеть, что труд Павла прерывается именно в том месте, где он мог бы описать события на основании своего собственного богатого опыта, независимо от других источников. С одной стороны, благодаря своему положению при последних лангобардских королях, а с другой – по своему положению при франкских завоевателях и внутри церкви, он обладал всеми данными для написания беспристрастной истории низвержения лангобардского королевства, с точки зрения современника, истории этого времени, имевшего наибольшие последствия для всей всемирной истории, и о котором мы имеем только скудные отчеты франкских правителей и папские письма, отличающиеся сплошной пристрастностью.

Наиболее важный источник последнего полувека существования лангобардского королевства может быть найден в жизнеописаниях римских пап, составленных при папском дворе, как правило современниками, и позднее собранные Анастасием во второй половине 9-го века. Кроме этого мы имеем письма пап франкским королям и такие источники, как Хроника бенедиктинского монаха из Соракты, легеду о Св. Юлии, легендарную жизнь Св. Амелия и Амьена, и хроники Новалеса и Салерно.

Следовательно, наши знания о последних днях лангобардского королевства очень фрагментарны, но даже при использовании имеющихся столь скудных материалов необходима осторожность. В них не дано никакого удовлетворительного объяснения того факта, что столь могущественные и свободолюбивые люди, через 50 лет после того, как при власти короля Лиутпранда они достигли пика своего могущества, были низвергнуты и стали добычей своих франкских соседей.

Более пристальное исследование показывает, что это произошло и из-за отсутствия какого-либо закона, устанавливавшего порядок наследования престола, отсутствия достаточно власти у монархии, скверного характера лангобардской знати, увеличившихся трудностей в отношениях с церковью, и из-за внутренних беспорядков и усобиц, вызванных всеми этими причинами. После времени Григория I, значительно окрепла независимость папства и возросло его стремление к светской власти, тогда как авторитет греческой империи в ее рассеянных итальянских владениях постоянно слабел. Карл Мартелл был связан с Лиутпрандом и дружбой и нуждой в его помощи против сарацин, но после смерти Лиутпранда отношения между франками и лангобардами стали более напряженными. Приемник Лиутпранда Хильдепранд не обладал достаточным искусством мириться со сторонниками папы или сдерживать своих лангобардских подданных. В Сполето был восстановлен герцог Транзамунд, а вскоре, наиболее могущественный из северных лангобардских властителей, герцог Ратхис Фриульский, был избран своими вассалами королем, и Хильдепранд был низложен процарствовав только 8 месяцев. Ратхис, чей характер дипломата сказался на его карьере во время правлении Лиутпранда, теперь заключил мир с Римом сроком на 20 лет, но по каким-то неизвестным для нас причинам, впоследствии возникли новые проблемы, и он был вынужден напасть на Пентаполис и осадить Перуджу. Папа, вместе со свитой, лично посетил лагерь Ратхиса и в ходе переговоров побудил его отказаться от его предприятий.

Однако, это раболепие перед папой только вызвало презрение к нему со стороны его собственных ноблей и подданных, которые в Милане, в июне 749 г., избрали своим королем его младшего брата Айстульфа, человека упорного и обладавшего твердым характером, после чего Ратхис стал монахом в монастыре Монте-Кассино. Теперь уже Айстульф начал кампанию завоеваний, захватив Комаччо и Феррару, а спустя 2 года после восшествия на престол в его руках оказалась и столица экзархата Равенна. Затем он выступил на Рим и это привело к коалиции между папством и франками, которая, в конечном счете, и стала причиной крушения лангобардского королевства. Вследствии слабости Империи и теологических и прочих разногласий между Римом и Византией, фактическое обособление Запада от Востока зашло уже далеко, и духовное влияние понтифика над Западом, вследствии реформ в церкви и многочисленным паломникам устремившимся в Рим из Британии и других стран, стало очень сильным. Карлу Мартеллу наследовал Пипин, который желая изменить свой титул майордома на королевский, хотел, чтобы этот его новый титул был признан не только ноблями его королевства, но также и церковью и Римской империей. В соответствии с этим, он отправил посольство в Рим спросить у папы, пристойно ли, что королевство франков имеет королей, которые не имеют никакой реальной власти, и папа ответил, как и ожидалось, что будет лучше, если он, который имеет реальную власть, и станет королем. Теперь Пипин мог утверждать, что он призван к королевской власти авторитетом апостолического престола. Франки собрались в Суассоне на ассамблею, избрали его королем, и он взошел на трон в ноябре 751 г., а последний меровингский монарх был отправлен в монастырь. Таким образом, папство оказало новому франкскому королю наиважнейшую услугу, и теперь, когда папе угрожали лангобарды, было естественным требовать ответной услуги от Пипина. В июне 752 г., когда войска Айстульфа угрожали Риму, наследовавший Захарию папа Стефан отправил тайного гонца к Пипину, умоляя его прислать послов, которые проводили бы папу в королевство франков. Вскоре после этого прибыли императорские послы из Константинополя, сообщившие, что император не может оказать никакой помощи, но приказывает папу добиваться личной встречи с королем лангобардов и, если это возможно, просить того отказаться от своих планов. Тем временем, приехали послы Пипина, чтобы проводить Папу к франкскому королю, и в октябре 753 г. Стефан, сопровождаемый ими, а также императорскими послами, отправился к Айстульфу, который в это время на время отступил от Рима и находился в своей столице – Павии. Однако, тот отказался умерить свои притязания или вернуть какие-либо земли, захваченные ранее у империи. Тогда послы франкского короля потребовали у Айстульфа отпустить с ним папу, чтобы тот мог уехать вместе с ними к Пипину. Айстульф впал в ярость, видя угрозу своим планам, если в них вмешаются франки. Но он ничего не сделал, поскольку помешать папе уехать означало идти на немедленный конфликт. Стефан отправился в свое путешествие, и Пипин, после того как ассамблея франков одобрила его политику, согласился вернуть территории захваченные лангобардским королем, но не императору, а наместнику Св. Петра. Тогда Пипин и два его сына, Карл и Карломан, были помазаны папой, а франкские нобли были связаны клятвой, под страхом отлучения, не иметь над собой никакого другого суверена, кроме как из их дома. Франкские источники указывают, что в это же время король и его сыновья были сделаны патрициями, каковое звание было имперским и подразумевало признание в Константинополе. Возможно, этот титул был пожалован при более раннем обращении к императору или его представителями, но в любом случае в дальнейшем Империя получила немного выгод то этого.

Таким образом, коалиция между Пипином и папой была скреплена обменом тем, что не принадлежало ни одному из них – с одной стороны папа Стефан дал Пипину корону Меровингов, с другой – король обещал папе территории, которые принадлежали Империи. В соответствии с этим, король послал свою армию в Италию, разбил Айстульфа у подножия Альп и начал осаду Павии, после чего лангобардский король согласился восстановить статус Равенны и других завоеванных территорий и выполнить требования папы. Но как только франки оставили Италию, он нарушил свои обещания и в январе 756 г. возобновил наступление на Рим. Вновь Стефан умолял и добился вторжения франков, вновь Айстульф был разбит и осажден в своей столице, и вновь Пипин “даровал ему жизнь и королевство”, но при условии, что Айстульф не только вернет захваченные земли, но и даст франкам, помимо прочего, одну треть королевской казны и будет платить ежегодную дань в 12 тысяч солидов. Айстульф не долго пережил свое унижение, он умер в декабре 756 г., из-за несчастного случая на охоте. Сразу же, его брат Ратхис оставил свой монастырь и был признал королем лангобардами, жившими к северу от Апеннин, в то же время свои собственными притязания на трон выдвинул Дезидерий, герцог в Тусции, а сполетцы и беневентцы примкнули к коалиции франкского короля и папы. Казалось, что Ратхис имел преимущество перед Дезидерием, но последний обратился к Стефану, Тот потребовал от него клятвы отдать города, принадлежавшие Империи, жить в мире с Римом и быть верным франкскому королевству. При принятии Дезадерием этих условий, Стефан согласился поддержать его, и после этого он стал неоспоримым королем, а Ратхис был вынужден удалиться. Однако единственными возвращенными до смерти Стефана территориями стали Фаэнца и Феррара. После его смерти папой стал его брат Павел, после чего, Дезидерий, далекий от того, чтобы выполнять свои обещания, двинул свою армию через папский Пентаполис на Сполето. Он отнесся к тамошнему герцогу как к мятежнику, выгнал герцога Беневента и посадил на его место своего собственного зятя Арихиса. Он искусственно создавал затруднения относительно точных границ тех мест, которые надо было передать, но все же, благодаря вмешательству Пипина, был достигнут компромисс, по которому папа отказался от своих притязаний на те земли, которые еще не были переданы, а Дезидерий согласился признать папскую духовную власть в своих итальянских владениях и защищать его от возможных нападений со стороны его номинального сюзерена – императора (Hartmann, II, 2, 206-215).

В 768 г. Пипин умер и ему наследовали его сыновья Карл и Карломан, а их мать Бертрада стала искать союза с баварцами и лангобардами и просила для Карла руки дочери Дезидерия. В 771 г. Карломан умер, после чего Карл захватил принадлежавшую ему часть королевства, аннулировал брак, заключенный благодаря его матери и отослал назад дочь Дезидерия. Тогда вдова и дети Карломана были взяты под защиту лангобардским монархом, и между двумя правителями вспыхнула смертельная ненависть. Дезидерий захватил Фаэнцу, Феррару и Комаччьо и вторгся на территории Равенны и Рима. Занимавший в то время папский престол Адриан умолял Карла Великого о немедленной помощи. Карл пересек Альпы, двинулся на Дезидерия и осадил Павию В июне 774 г. город был взят, Дезидерий был схвачен, а королевство лангобардов уничтожено. Впоследствии Карл был коронован императором, а в средней Италии установилась постоянная светская власть папы римского.