Комментарии
1. Варданакерт — село на левом берегу р. Араке, на месте нынешних развалин крепости Алтан в Муганской степи (Армения по «Ашхарацуйц»-у, с. 83). Никто из армянских книжников не фиксирует точной даты битвы при Варданакерте. Чамч. датирует ее 694 г., поскольку годом смерти Давида считает 693 г. Впервые битву при Варданакерте 703 годом датирует французский арменовед Сен-Мартен (Memoires historique, т. I, с. 155). Орманян М. битву при Варданакерте датирует январем 703 г. (Азгапатум, т. I с. 781). Эту датировку принимают также Лео (История Армении, т. II, с. 372—373), Аракелян Б. (Восстание армян против арабского ига в 703 г. ИАНА, Ер., 1941, 5—6, с. 57—60, на арм. яз.), Тер-Гевондян А. (Восстание 703 г.., с. 38), а Налбандян А. (Арабские правители.., с. 107) — декабрем 703 г. Последняя датировка кажется наиболее убедительной. Как известно, Мухаммад ибн Марван, браг халифа Абд ал-Малика, еще в 693 г. был назначен наместником Джазиры, Азербайджана и Армении, но лишь в 699 г., в ответ на поход византийского императора Тиверия III (698—705), двинулся на Армению. (См.: Тер-Гевондян А. Армения и арабский халифат, с. 73—74; Мюллер А. История Ислама.., т. II, с. 91). До 700 г. он опустошил все пограничные области Малой Азии, а затем на 16-м году правления Абд ал-Малика вторгся в Армению с юга через Джермадзор (Гев., с. 12). Эти сведения заимствовал у него Асох. (с. 91.). (Тер-Гевондян А. Армения и арабский халифат, с. 73—74). 16-й год Абд ал-Малика соответствует 81 г. х. (=26 февр. 700 г.— 15 февр. 701 г.) и 148/149 г. арм. летосч. (март 700/6 апр. 700—4 апр. 701 г.), то есть вторжение Марвана произошло между мартом 700 г. и июнем 701 г. В течении двух лет арабы вели борьбу за подчинение всей страны. Это подтверждается и данными Ибн ал-Асира, согласно которому в 82 г.х. (15 февр. 701 г.— 4 февр. 702 г.) Мухаммад покорил Армению (Арабские источники, т. II. Ибн ал-Асир. Пер. с оригинала, предисл. и прим. Тер-Гевондяна А. Ер., 1981, с. 65, на арм. яз.). Судя по рассказу Гев. (с. 13—14), на эти годы приходятся также захват и ограбление монастыря св. Григория в Багреванде и начало осады крепости оз. Севан. Захват и ограбление монастыря произошли в первой половине 702 г., так как сразу после этого он сообщает об отбытии Мухаммада в Сирию (Гев., с. 14). Известно, что летом 702 г. Мухаммад был спешно отозван из Армении халифом Абд ал-Маликом в связи с принявшим угрожающий для его власти размах восстанием одного из видных арабских полководцев Абдуррахмана (Weil G. Geschichte der Chalifen, t. I, Mannheim, 1846, с. 455). На это время войска арабов были, по-видимому, частично либо полностью выведены из Армении. В связи с этим, очевидно, была прервана и осада крепости на о-ве Севан. Как пишет Иов. Драсх., «...остров Севан, что на озере Телам, хотя в первый раз и не был захвачен ими, однако спустя два года был предан в его руки», то есть Мухаммаду дважды пришлось осаждать крепость Севан, второй раз уже после возвращения из Сирии. Ко второй половине 702 г. и относится повторная осада крепости Севан. Сам. ан. датирует захват крепости Севан 703 г. (с. 90). Завершив покорение Армении, Мухаммад снова ушел в Сирию, оставив вместо себя некоего «исмаильтянина» (Гев. с. 15) но имени Абдллах (Иов. Драсх., гл. XX; АП, т. XIX, с. 89). Это произошло в 82 г.х. (15 февр. 701 г.— 4 февр. 702 г. См.: Ибн ал-Асир, с. 65), и на его полном попечении была оставлена Армения после ухода Мухаммада в Сирию «весной», как пишет Гев., 703 года, и как вытекает из вышеизложенного. Намерение Абдаллаха истребить нахарарское сословие Армении стало, согласно Гев. (с. 15), известно ишхану Армении Смбату Багратуни (701—726), и это присудило его и часть нахараров с их конницами принять решение удалиться в Византию. Однако арабское войско бросилось за ними в погоню, и в Варданакерте, где расположился стан Смбата и его соратников, разыгралось сражение, завершившееся победой армян (Гев., с. 16—17). Таким образом, Варданакертское сражение можно датировать либо самым концом 703 г., как это делает Налбандян А. (Арабские правители.., с. 107), либо началом января 704 г. Такая датировка подтверждается и свидетельством византийского историка Феофана: «В этом году (6195 г. м. э. 1 сент. 703 г. — 1 сент. 704 г.) армянские князья, подняв мятеж против сарацинов, убили всех находившихся в стране неверных... Мухаммад выступил в поход против мятежников, уничтожил большое их число и подчинил Армению сарацинам (см.: Recherches sur la chronologie armenienne technique et histor'qne par М. Edouard Dulaurier. Paris, 1859, с. 241; Дарбинян-Меликян М. Замечания к «Истории» Иованнеса Драсханакертци, с. 156—159).
2. В тексте: ***. Искажение, должно быть ***.
3. Огбай — Осман ибн ал-Валид ибн Укба ибн Аби-Муайит. Тер-Гевондян А. отводит ему 704 г. (Армения и арабский халифат, с. 271), а Налбандян А. — 706 г. (Арабские правители, с. 108).
4. Вананд — девятый гаеар наханга Айрарат, расположен в долине р. Ахурян. Здесь находится известный средневековый город-крепость Каре. (Армения по «Ашхарацуйц»-у, с. 82).
5. Анахронизм, если речь идет о Камсаракане Нерсехе — ишхане Армении в 689—693 гг.
6. Свидетельство Иов. Драсх. о поражении арабов в Вананде не подтверждается данными Гев., согласно которому потерпели поражение не арабы, а армяне и греки (Гев., с. 21—22). Сражение в Вананде датируется концом 705 или началом 706 г. (Налбандян А. Арабские правители.., с. 108; Тер-Гевондян А. «Ишхан Армении».., с. 124).
7. Факт пребывания Саака Дзорапореци в Дамаске вызывает сомнение, он не подтверждается и данными Гев. Рассказ Иов. Драсх. противоречив: католикос находится в плену, в Дамаске; Огбай, потерпев поражение, возвращается к амирапету, т. е. в Дамаск; непонятно, зачем было Сааку уезжать из Дамаска, чтобы встретиться с Огбаем, который находился там же — в Дамаске.
8. Харран — город в Месопотамии, древний Саrrае.
9. Саломалек — здравствуй (араб.).
10. ...Елиа — Елиа Арчишеци, католикос армянский (704—717).
11. Алиовит — один из гаваров Туруберана, расположен вдоль северного побережья оз. Ван.
12. То есть арабского летосчисления. Должно быть: на восемьдесят шестом году = 705 г. (Босворт К. Мусульманские династии, справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971, с. 29). Отсюда н до конца главы источником для Иов. Драсх. служит «Житие Ваана Гохтнеци». (ПАА с. 219, 222—224).
13. В тексте: *** — годичных дахеканов.
14. Начхаван — см. прим. 2 к гл. XXIV.
15. См.: Дан. 3: 19, 49—51.
16. Сожжение армянских нахараров в церквах Нахиджевана и Храма датируется 705 г. Этот год арабы назвали «годом сожжения». (См.: Налбандян А. Арабские правители.., с. 108).
17. Влит — Валид I, халиф (705—715).
18. Слиман — Сулейман, халиф (715—717).
19. Оладр — Умар ибн Абд ал-Азиз, халиф (717—720).
20. Руцап — Руцапа, современный г. Рузафа.
21. О Ваане Гохтнеци см.: ПАА, с. 216—239; Тер-Давтян К. Мученичество Ваана Гохтнеци и его художественные особенности. Сб. «Русская и армянская средневековые литературы». Л., 1982.
ГЛАВА XXII
22. ...некий Нерсес... — Нерсес-Бакур, католикос Алванка, пытался ввести там халкидонитство, пользуясь поддержкой «некоей княгини». Орманян М. датирует эти события 712—715 гг. (Азгапатум, т. I, с. 810—812). Основным источником по этому вопросу является История страны Алванк Мов. Кал. Хотя рассказ последнего и не отличается хронологической последовательностью, однако анализ приводимых в нем фактов дает возможность представить сжато следующую картину событий, переданных Иов. Драсх. лишь в общих чертах и не всегда точно. Согласно свидетельству Мов. Кал. (с. 253), «...ишхан Вараз-Трдат (ок. 680—715) платил подать трем народам: хазарам, тачикам и грекам. Так как сильнейшие притеснения ему учиняли греки, то он с детьми своими отправился в царственный град и там был задержан императором. Он отдал своих детей в заложники...» По-видимому, это произошло в 699—700 гг. при Тиверии III. Лишь спустя пять лет (а быть может, и семь, если счесть *** = 5 ошибкой, возникшей из-за сходства *** = 7) он без сыновей вернулся в Алванк и «отдал свою страну тачикам». Его возвращение можно приурочить к 706—707 г. Именно во время его пребывания в Византии Нерсес-Бакур, опираясь на поддержку жены Вараз-Трдата, Спарам, и предпринял попытку ввести в Алванке халкидонитство. Однако сидевший в отсутствие Вараз-Трдата на престоле великого ишхана Алванка Шерой "с своими азатами и множеством духовных» предал Нерсеса анафеме (с. 238). Собор обратился по этому поводу к католикосу Елие, а последний — к халифу Абд ал-Малику (с. 237—239). Заручившись поддержкой халифа, католикос велел схватить Нерсеса и Спарам и отправить закованными в цепи к халифу. Грамота, которую католикос Елиа потребовал от духовенства и знати Алванка, о твердом союзе между армянской церковью и церковью Алванка «писана... в 85 году тачиков, 148 г. армян...» (с. 245). 85 год хиджры = 14 янв. 704 г.—2 янв. 705 г., а 148 год арм. л. = 5 июня 699 г.—4 июня 700г. Как видим, даты не совпадают. Предпочтение, думается, следует отдать 85 г. х., так как в это время халиф Абд ал-Малик был еще жив (умер 9 октября 705 г.), а Елиа уже стал католикосом (в первые месяцы 704 г.). Следовательно, осуждение Нерсеса-Бакура, скорее всего, произошло в 704—705 гг. Вскоре «После того увели в Тарон и оттуда — в Сирию Шеройя, ишхана Алванка, вместе с другими азатами на 153 г. армянского летосчисления» (с. 260). 153 г. арм. л. = 3 июня 704—3 июня 705 г. После всех этих событий, то есть после 5 (или 7) лет отсутствия, возвращается из Византии Вараз-Трдат и «отдает свою страну тачикам». Именно поэтому Юстиниан II задержал его сыновей еще на несколько лет (в общем они пробыли 'в заключении 12 лет). «По кончине Юстиниана воцарился Вардан-Филиппик (711—713) из армянских дзотов, и вспомнил он о тех, которые были заключены в мрачную крепость. Государь приказал освободить их...» (с. 254). Таким образом, если сыновья Вараз-Трдата пробыли в заключении 12 лет, то тем самым подтверждается исходная дата — дата прибытия Вараз-Трдата в Византию в 699 — 700 г. Как пишет Мов. Кал., «Нерсес правил престолом в православии 14 лет и в нечестии 3,5» (с. 241), т .е. — 17,5 лет, которые приходятся на 688—705 гг.
23. ...некая княгиня... — имеется в виду княгиня Спарам, жена ишхани Алванка Вараз-Трдата.
24. Анахронизм. Омар стал халифом позже, в 717 г.
25. ...того же толка...— то есть придерживающаяся того же исповедания, что и Нерсес, — халкидонитства.
26. еретика — в тексте: *** , которое переводится как неправославный, сектант, еретик.
27. ...любомудр Иованнес. — Иованнес III Одзнеци, известен также под прозвищем Имастасер (Любомудр), католикос армянский (717—728).
28. Теон (Элий) из Александрии — жил в III в., учитель риторики, автор руководств к стилистическим упражнениям.
29. зло — в тексте: *** — злых жестоких,
30. Влит — Валид. В арабских источниках нет свидетельств об остикане с таким именем. Это не может быть также халиф Валид, так как он умер в 715., а Одзнеци стал католикосом в 717 г. Налбандян А. полагает, что это мог быть один из временно замещавших остикана Омара ибн ал-Азиза (717—720) правителей Армении. (Налбандян А. Арабские правители.., с. 109).
31. Эту полулегендарную историю заимствует у Иов. Драсх. Асох. (с. 75). 'Повествование об Иованнесе III Одзнеци сохранилось как в рукописной традиции (см., напр., рукоп. Матенадарана №№ 4717, 4724, 4726, 4749, 4757, 4873 и др.), так и в устном предании. (См.: Ганаланян А. Народные предания. № 722).
ГЛАВА XXIII
32. Давида — Давид I Арамонеци, католикос армянский (728 — 741).
33. Арамонк, или Арамус — гюх в гаваре Котайк, неподалеку от Еревана.
34. Трдат — Трдат I Отмусеци, католикос армянский (741—764).
35. См. прим. 1 к гл. XVI.
36. Трдат — Трдат II Даснавореци, католикос армянский (764 — 767).
37. Сион — Сион I Бавонеци, католикос армянский (767—775).
38. Бавонк — гюх в гаваре Даснаворк наханга Туруберан.
39. См. прим. 19 к гл. II.
40. См. прим. 10 к гл. X.
41. Сулейман — Йазид ибн Усайд ас-Сулами, остикан Армении в 752—754 и 759—770 гг. До этого он был правителем Джазиры, а епископом Алдзника, официально числившегося в составе Джазиры, был будущий католикос Сион Бавонеци. (Налбандян Л. Арабские правители.., с. 112).
42. Калин, Талин, Арени — гюхы в гаваре Арагацотн. Гев. (с. 101) в связи с этими событиями говорит о гюхах Колб, Талин и Птхунк.
43. Эти события были связаны с восстанием 774—775 гг., начавшимся с убийства начальника арабских сборщиков налогов, совершенного Артаваздом Мамиконяном в деревне Кумайри (на месте современного г. Лениникана) в Шираке. Восстание быстро перекинулось в другие области Армении, возглавил его Мушел Мамиконян. Об этом восстании сохранились свидетельства и в арабских источниках. (Тер-Гевондян А. Армения и арабский халифат,. с. 105—110).
44. Есайю — Есайя I Елипатрушеци, католикос армянский (775—778).
45. Алапатруш — Елипатруш, гюх в гаваре Ниг наханга Айрарат.
46. Гохтн — гавар в Васпуракане, охватывал территории современных Апракунисского и Ордубадского районов. Центром гавара был аван Гохтн (современный Килит). (См.: Армения по «Ашхарацуйц»-у, с. 42).
47. Этот рассказ у Иов. Драсх. заимствует Сам. ан. (с. 89)..
48. ...некоего Степаноса — Степанос I Двинеци, католикос армянский (788—790). Восшествием на патриарший престол Степаноса завершается история Гев., дальше Иов. Драсх. пользуется другими источниками, в особенности не дошедшей до нас Историей Шапуха Багратуни.
49. Иоваб — Иоваб I Двинеци, католикос армянский (790—791).
50. куропалата — имеется в виду Ашот Мсакер (Мясоед) Багратуни, ишхан Армении (приблизительно 790—826).
ГЛАВА XXIV
51. См. прим. 10 к гл. XXIII.
52. Нахчаван — Нахиджеван, один из древнейших армянских городов. Слово «нахиджеван» по-армянски означает «первое сошествие». Согласно преданиям, город будто был построен Ноем по выходе его из ковчега. Это был важнейший узловой пункт, укреплявший политические связи Васпуракана с Айраратом и Сюником. Как полагают исследователи, он вышел из состава Васпуракана в начале VIII в., когда в нем обосновались арабы, но в конце IX— начале Х в. в связи с ослаблением арабского господства был от-, воевал царями Багратуни, которые давали его во владение то князьям Васпуракана, то князьям Сюника, в зависимости от своих отношений с ними. (См.: Гев., прим. 36; Варданян В. Границы Васпураканского царства в IX—XI вв. ИФЖ. Ер., 1969, 4, с. 299, на .арм. яз.; Утмазян А. Сюник в IX—XI вв. Ер., 1957, с. 98, на арм. яз.).
53. См. прим. 23 к гл. XIV.
54. Рагуан (Багаван) — прославленный и в языческой, и в христианской Армении культовый центр, расположен в гаваре Багреванд, у левого берега р. Арацани на северном склоне горы Нпат (ныне Топа-Шеид). Следующий ниже рассказ о расправе арабов с монахами Иов. Драсх. заимствовал у Гев. (с. 12—14). Однако Гев. приурочивает это событие к концу VII в., ко времени остиканства Мухаммада ибн Марвана, что больше соответствует истине. (См. также: Вард., с. 90).
55. Соломона — Соломон I Гарнеци, католикос армянский (791— 792).
56. Гарни — см. прим. 11 к гл. II.
57. Обитель Макеноцац — монастырь в гаваре Геларкуни наханга Сюник. В 828 г. во время восстания Бабека последний разорил монастырь и предал смерти пятнадцать тысяч человек. (См.: Мов. Кал., с. 267—268; Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910, с. 159, на арм. яз., далее — Ст. Орб.).
58. отца отцов Соломона — настоятель монастыря, известный вардапет, жил в конце VII в.—первой половине VIII в., участник церковного собора в Маназкерте в 726 г. (О нем см.: Алишан Г. История Армении, с. 75; его же: Сисакан. Венеция, 1893, с. 65—71, на арм. яз.; Акинян Н. Грузинский католикос Кюрион.., с. 248—255; Esbroeck van M. Salomon de Macenoe, vardapet du VIII-e siecle. "Armeniaca", MEA, Venise, 1969, с. 33—44).
59. Зреск — монастырь в гаваре Ширак.
60. Георг — Георг I Бюраканци, католикос армянский (792— 795).
61. Иовсеп — Иовсеп II Парпеци, католикос армянский (795— 806).
62. Имеется в виду церковь св. Григория Просветителя в Парпи.
63. Хузима — Хузайма Ибн Хазим ат-Тамими, остикан Арминиа (803—806/807).
64. См. прим. 14 к гл. VIII.
65. Кавакерт и Хоромоц Марг (Луг ромеев) — были расположены на Айраратской равнине в долине р. Раздан.
66. Мецалюр — ныне Сев-Джур, левый приток р. Араке.
67. Давид — Давид II Какалеци, католикос армянский (806— 833).
ГЛАВА XXV
68. Хол — Халид Ибн Йазид Ибн Мазйад аш-Шайбани, остикан Арминии (813, 829—832, 841, 842—845).
69. Севада — Савад бен Ал-Амид Джаххаф. После окончившегося неудачей восстания армян в 774—775 гг., в результате чего особенно пострадал нахарарский дом Мамиконянов, сошедший с с политической арены, часть поместий Мамиконянов отошла к роду Джаххафянов, которые обосновались в Маназкерте (См.: Тер-Гевондян А. Арабские эмираты в Багратидской Армении. Ер., 1961, с. 66, на арм. яз.; см. также: Мов. Каг., с. 267).
70. В тексте *** — перс, но в разночтениях *** — кайсик (см.; Цагарейшвили Е., с. 7). Тер-Гевондян А., основываясь на первом чтении — *** — перс, предполагает, что Джаххафяны». возможно, были иранского происхождения (Армения и арабский халифат, с. 126). В то же время он отмечает, что «...большинство армянских, а также арабских историков их считают просто арабами. Йакуби даже называет Джаххафа Суламитом (Сулами)». (Там же, с. 126). Маркварт И. (Генеалогия Багратидов, с. 35), останавливаясь на этом вопросе, находит, что Иов. Драсх. ошибается, приписывая Севаде персидское происхождение. Исходя из этого, в нашем переводе отдано предпочтение разночтению *** — кайсик. В соответствующем месте Истории Ст. Орб. стоит *** — из императорского рода (с. 167). Это явное искажение Броссэ M. в своем французском переводе Истории Орбеляна исправляет на *** — кайсикский (см.: Histoire de la Siounie,. Saint-Petersbourg, 1864, с. 101, прим. 4), что кажется вполне убедительным. Непонятно, почему И. Маркварт считает, что «нельзя вместе с Броссэ M. изменить это (искажение) на *** — кайсикский, но следует счесть его просто ошибкой». (См.: указ. соч., с. 35).
71. Смбат — имеется в виду Смбат Багратуни, сын Ашота Мсакера, спарапет Армении в 826—855 гг., а с 851 по 855 г. одновременно и ишхан Армении.
72. Хурастан — река Раздан.
73. Битва у крепости Кавакерт произошла в 832 г. Она совпала но времени с мятежом Бабека в Атрпатакане, поэтому Хол и не был расположен вступать в сражение с армянскими князьями. (Налбандян А. Арабские правители.., с. 119; Тер-Гевондян А. Арабские эмираты.., с. 77; Утмазян А. Сюник.., с. 63).
74. Григор... ласкательным именем Супан. — Григор Супан I, внук ишханац ишхана княжества Сюник, Васака. Прямые потомки Васака Сюни считались гахерец ишханами Сюника, им принадлежала наибольшая и важнейшая часть Сюника — гавар Геларкуни с прибрежными районами оз. Севан, Балк, Вайоц-дзор, Чахук, Албанд. Григор Супан был сыном младшего сына Васака — Саака (Подробнее см.: Утмазян Л. Сюник.., с. 307—308). Прозвище «Супан» — букв.: «Преславный» (перс.).
75. Иованнес — Иованнес IV Овайеци, католикос армянский) (833—855).
76. См.: Дан. гл. 13.
77. См.: Матф. 26: 14—15, 57—66.
78. Багарат Багратуни — ишхан Армении (826—855), сын и преемник Ашота Мясоеда. После смерти Ашота Мясоеда его сыновья Багарат и Смбат разделили между собой владения отца, и на долю Багарата достались Тарон, Сасун и Хлат. Авторитет Багарата особенно вырос после того, как ему был пожалован халифом титул ишханац ишхана («батрик ал батарика» арабских источников). Если до сих пор ему подчинялись только армянские князья, то после этого его власть распространилась и на князей Вирка и Алванка, (Тер-Гевондян А. «Ишхан Армении».., с. 129—130).
79. То есть брат Багарата Багратуни.
80. Имеется в виду ишхан Григор Супан.
81. Как и Иов. Драсх., Ст. Орб. также свидетельствует о том, что по случаю лишения Иованнеса Овайеци патриаршего сана спарапет Смбат, Григор Су пан I и другие ишханы в 841 г. созывают собор и восстанавливают права католикоса (см. с. 168). Стремление Багарата еще более укрепить свою власть, подчинив ей и церковь и посадив на престол угодного ему и покорного католикоса, вызвало, по-видимому, отпор со стороны других князей Армении.
82. Апусет — Абу Сайд Мухаммад Ибн Юсуф ал-Марвази, остикан Арминии (850—851). Кроме Иов. Драсх., так его называют и Тов. Арц., Асох., Ст. Орб. В свидетельствах армянских источников о нем имеется ряд неточностей, перепутаны имена его и его сына Юсуфа, события, происшедшие при одном, приписаны другому.
83. Джабр — халиф Джафар ал-Мутаваккил (847—861).
84. Достигнув... амирапету. — Захват Багарата в плен был совершен сыном Апусета Юсуфом (Юсуф ал-Марвази, 851—852).
85. ...горы Тавр... — имеется в виду та часть Армянского Тавра, которая включает гору Сим и возвышается на границе провинций Алдзннк и Туруберан. Южный ее склон, обращенный в сторону Алдзника зовется Санасум, или Сасун, а северный, обращенный к Туруберану составляет отдельный говор, называется Хойтк, или Хут, и находится на границе с Тароном.
86. Меж тем... Апусета... — В действительности был убит сын Абу-Саида — Юсуф (в 852 г.), посланный в 851 г. халифом, чтобы расправиться с непокорной Арменией. Он явился в г. Хлат — столицу Багарата Багратуни, вероломно схватил его и отправил в Самарру. Весной 852 г. Юсуф двинулся в поход против восставших сасунцев и хутанцев. Во главе этого мощного восстания встали сыновья Багарата — Ашот и Давид и племенной вождь сасунцев Ован. Спустившись с Сасунских гор, восставшие неожиданно напали на г. Муш, разгромили арабское войско и убили Юсуфа. После этого восстание охватило всю Армению, Алванк и Вирк. Эти события нашли свое художественное отражение в армянском народном героическом эпосе «Давид Сасунский». Историк Тов. Арц. следующим образом описывает жителей Сасунских гор: «Здесь вкратце я обрисую характер жителей гор — каковы и кто они. и как в тяжком труде и ужасных страданиях, добывают хлеб свой насущный и удовлетворяют необходимые свои нужды. Их поселения расположены в глубоких ущельях, в горных пещерах, в лесных дебрях и на вершинах гор. Живут они родами (большими семьями) и так далеко друг от друга, что, если кто-нибудь из сильных мужчин во все горло закричит с высокого места, эхо от голоса его едва будет услышано в другом месте, и создается впечатление, будто отголосок этот исходит из скал. Половина их лишилась родного, свойственного им языка, потому что живут они в отдаленных местах. Говорят они друг с другом на (каком-то) отрывистом и непонятном языке, да так разно, что нуждаются даже в переводчиках. В качестве пищи употребляют разнообразное зерно, главным образом зерно, именуемое просом, которое в голодные годы кое-кто называет хлебом... Наготу свою они прикрывают шерстяной одеждой, а ноги обувают в своего рода лапти из козьей шкуры. И летом и зимой они довольствуются одинаковой едой» (Тов. Арц., с. 120—121).
87. Григор Супан I и Бабген — двоюродные братья, представители одного и того же сюникского княжеского рода. Это была обычная война двух феодалов за власть и земельные угодья. Продлилась она около двух лет с 849 по 851 г. и привела к разрушению многих сел и городов, убийствам и угону в плен их жителей. (См.: Ст. Орб., с. 297; Утмазян А. Сюник.., с. 79—80).
88. Габур (перс., букв.: «мягкий, нестойкий») — Васак Габур, старший сын Григора Супана I, наследует говор Геларкуни. Подобно своему отцу, Васак ориентируется на ширакскую ветвь Багратуни (спарапета Смбата, его сына, будущего царя Ашота I). Умер около 859 г. (Утмазян А. Сюник.., с. 311).
89. Буха — Буга ал-Кабир аш-Шараби, остикан Армннии (852— 855), один из тюркских гулямов (рабов), получивший вольную и затем, благодаря военному таланту, ставший командующим тюркскими наемными войсками. В древнеармянском переводе грузинских хроник следующим образом описывается поход Буги в Закавказье: «Прошло 219 лет после появления Мухаммада, когда явился Буга, который опустошил Армению. Он дошел до Тпхиса (Тбилиси) и убил эмира Саака, который не подчинился ему. Прибыв в Мтелей, он потребовал 300 заложников и намеревался проникнуть в Осетию, но его остановил сильный снегопад, из-за которого погибло много народа. Впрочем, так как у него было много людей, численность которых доходила до 120000, потери были не столь заметны. Он вернулся в Багдад, где провел зиму. С начала весны он прибыл в Дербенд, отворил ворота и, впустив триста семей хазар, разместил их в Шамхоре; он через Дарьял привел также 200 осетин, которых устроил на жительство в Даманисе», (Абдуладзе И. Древнеармянский перевод грузинских исторических хроник («Картлис Цховреба»), Тбилиси, 1953, с. 161; См. также: Brosset M. Additions et-eclaircissements a 1'Histoire de la Georgie, St.-Petersbourg, 1851, с. 51—52. Ср.: Сам. ан., с. 93—94).
90. То есть примут мусульманство.
91. ...по всему гавару.— В тексте: *** — по лику (лицу) гавара.
92. Васпуракан — один из самых больших нахангов Великой Армении. После 591 г. названием Васпуракан обозначали оставшуюся за персами часть Армении, в отличие от ромейской; разделявшая их линия шла от Гарни через Хацюн, Маку на Арест. (Армения по «Ашхарацуйц»-у, с. 82; Адонц Н. Армения Юстиниана, с. 231—232).
93. Ашот, великий ишхан — Ашот Арцруни, гахерец ишхан в роде Арцруни, был угнан Бугон в 852 г. в плен в Самарру. Вернулся из плена в 859 г. и правил в Васпуракане до 875 г.
94. Смбат — спарапет Армении, брат ишханац ишхана Багарата Багратуни, счел за лучшее подчиниться арабам. Он послал халифу письмо с изъявлениями покорности и отправил навстречу Буге своего сына Ашота, который встретил того с выражением дружбы и покорности.
95. См.: Филипп. 1: 21.
96. То есть в 853 г.
97. В отличие от Атома и его сподвижников V в. (см.: ПАА, с. 186—193), этих мучеников в дальнейшем стали звать Нор (Новым) Атомом с его сподвижниками.
98. 302 г. Торгомова летосчисления соответствует 27 апреля 853 г.— 26 апреля 854 г. 25 число месяца мехекана (седьмой месяц армянского календаря) падает на 17 ноября 853 г. «Этот день, без сомнения, является днем мученичества Нового Атома и его сподвижников, но, поскольку в неподвижном календаре 25 мехекана совпадает с 3 марта, то именно 3 марта отмечается церковью как их день» (Dulaurier E. Recherches, с. 259).
ГЛАВА XXVI
99. Сисакан — гавар Цлук, соответствует современному Сисианскому району Арм. ССР. В узком смысле гавар Цлук назывался Сюником. (Армения по «Ашхарацуйц»-у, с. 56).
100. Речь идет о сюникском князе Васаке Ишханике — «Княжиче» (см. прим. 5 к гл. XXVIII). Свой поход в Айрарат и Сюник Буга начал весной 853 г.
101. Бал — Балаберд, неприступная крепость в гаваре Балк Сюникского княжества, у слияния рек Гели и Волджи (территория гавара Балк ныне входит в Кафанский район Арм. ССР). Эта крепость называлась также Балаки Кар — «Балакская скала». (См.: Крепости Армении, с. 400—406; Армения по «Ашхарацуйц»-у, с. 43),
102. Ктрич — букв.: «удалец», «храбрец» (арм.).
103. Имеется в виду Восточная Армения — провинции Утик, Арцах и Пайтакаран.
104. Еразгаворк (Ширакаван) — город в гаваре Ширак провинции Айрарат (ныне село Баш-Шорагял, недалеко от современного г. Ленинакана), был резиденцией царя Смбата I Багратуни.
105. Закария I Дзагеци — католикос армянский (855—876).
106. Атрнерсех — владетель Малого Сюника — Хачена, происходил из древнего армянского княжеского рода Араншахиков. Благодаря браку с дочерью князя Алванка Вараз-Трдата из рода Михранянов (ум. в 821—822 г.) унаследовал и княжество Алванк (Мов. Кил., III с. 278; Улубабян Б. Княжество Хачен в X—XVI вв. Ер., 1975, с. 65, на арм. яз.).
107. Хачен — крепость, известна также под названием Качалакаберд, была расположена в гаваре Хачен наханга Арцах (Крепости Армении, с. 452—453).
108. Гардман — крепость, имеется в виду та из двух одноименных крепостей, которая была расположена в гаваре Гардман (= Парксос) к востоку от оз. Севан.
109. Севордик — по-армянски (народная этимология) означает "Черные сыны" или «сыны Чернявого», т. е. Севука. Согласно арабскому географу Масуди, «Река Курр (Кура) вытекает из страны Джирзан... и течет.., пока не достигает пограничной области Тифлис, которую она пересекает посредине. Затем она течет через земли Сийавурдия, которые являются ветвью армян; они храбры и сильны... С ними связано {производство} секир, известных как сийавурди...» (Минорский В. История Ширвана и Дербенда, Приложение III; Масуди о Кавказе. М., 1963, с. 214). Согласно свидетельству Константина Багрянородного, часть венгров под нажимом печенегов двинулась на запад, а другая «поселилась в одном из мест Персии», вероятно, около середины VIII в. Эти венгры, принявшие христианство и арменизировавшиеся, и являются народом, который армяне называли севордик, а арабы — савордийя или сийавурдийа. Центром их страны был г. Товус (Туе). (См. там же: прим. M. 15 Минорского В. на с. 214).
110. ...ишхан Алванка Есайя... — известен также под именем Апумусе, мужественно противостоял всем нападениям Буги, но, когда он, наконец, согласился подчиниться халифу, Буга обманом схватил его. В 852 г. он вместе с другими армянскими князьями был угнан в Багдад. Подробнейший рассказ об этом имеется в Истории Тов. Арц. (с. 190—191).
111. Рассказ о мученичестве Смбата написан Иов. Драсх. наподобие истории Елеазара (см. 2. Мак. 6: 18 и до конца). Спарапет Смбат был причислен церковью к сонму святых и получил прозвище Хостованох (Исповедник).
112. Даниил — один из четырех «великих пророков» израильского народа, еще в молодости был увезен в плен при первом взятии Иерусалима царем Навуходоносором. В Вавилоне он изучил халдейский язык и книги. Пользовался милостью Дария, чем вызвал зависть придворных. Его оклеветали и по велению царя бросили в ров, где содержались львы. В дальнейшем он был оправдан. Позднее над рвом соорудили христианскую часовню во имя Даниила ю здесь будто бы был похоронен Смбат. У Иов. Драсх. мы видим-довольно часто встречающееся у древнеармянских историков отождествление Вавилона с Багдадом.
113. Матф. 10, 33.
114. То есть в 855 г.
ГЛАВА XXVII
115. Имеется в виду Ашот I Багратуни (884—890), основоположник династии Багратуни.
116. ...спарапета Смбата — см. прим. 4 к гл. XXV.
117. Али Армани — Али ибн Яхья ал-Армани, остикан Арминии (862—863).
118. Ашот Багратуни с 855 по 862 г. был спарапетом Армении. Обладая талантами военачальника, администратора и тонкого политика, он все вопросы решал мирным путем. В 862 г. остикан Али Армани по приказанию халифа признал Ашота Багратуни ишханац ишханом Армении. (См.: История армянского народа, т. III, с. 18; Марр Н. О раскопках и работах в Ани, летом 1906 г., «Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии». Т. X, СПб., 1907, с. 37—38; Лео. История Армении, т. II, с. 887; Налбандян А. Арабские правители.., с. 122).
119. Землетрясение в Двине произошло в 863 г.
120. ...церковь Христову... — имеется в виду кафедральная церковь в Двине.
121. Возвращение армянских нахараров приурочивается к 857— 859 гг.
122. Ср.: Матф. 10: 27.
123. См.: Иерем. 4: 3.
ГЛАВА XXVIII
124. Хайказна — Хайказунк, это название, как и Сисаканк, восходит к генеалогии армянских князей по Мов. Хор., согласно которому родоначальником князей Сюника был Сисак, потомок Хайка, почему их и звали Хайказунк и Сисаканк. (Утмазян А. Сюник.., с. 33).
125. Васак Габур (см. прим. 21 к гл. XXV), которого Ашот поставил ишханом Сисакана, тогда же женился на его дочери Мариам. Вторую свою дочь Ашот выдал замуж за васпураканского ишхани Григора-Дереника Арцруни.
126. ...прославленный Ашот...— см. прим. 26 к гл. XXV.
127. Григор-Дереник Арцруни, стал ишханом Васпуракана после смерти своего отца Ашота в 875 г. Осенью 885 г. в результате заговора, организованного против него арабскими эмирами Партава, Маназакерта, Гера и др., он был убит.
128. Васак Ишханик — гахерец ишхан Сюника. Во время пребывания Басака Ишханика в плену у арабов его престол с согласия Ашота Багратуни занимал Васак Габур. Ко времени возвращения Ишханика Васак Габур умер. Не встретив препятствий со стороны Ашота, Васак Ишханик снова вступил во владение родовым княжеством. Ишханик признал вассальную зависимость от Ашота Багратуни, и его отношения с последним были дружескими. (Утмазян А. Сюник.., с. 89—90, 292—294).
129. Григор... Супан — Григор Супан II (859—912/913), старший сын Васака Габура, унаследовал после смерти последнего княжество Геларкуни. Он управлял им совместно со своими братьями — Сааком и Васаком, но всегда как старший по престолу.
130. Имеется в виду усыпальница католикоса при кафедральном .соборе в Двине.
131. Георг II Гарнеци — католикос армянский (877—897).
ГЛАВА XXIX
132. Достигнув... не препятствовал. — Личность Ашота Багратуни Иов. Драсх. характеризует в выражениях, почти дословно списанных у Мов. Хор., восхваляющего воспитателя царя Арташеса — Смбата (кн. II, гл. 52) и царя Тиграна (кн. I, гл. 24).
133. Исэ — Иса Ибн аш-Шайх Ибн ас-Салил Абу-Муса аз-Зухри аш-Шайбани (870/871—882/883 или 883/884).
134. Ашот Багратуни был провозглашен царем 26 августа 884 г. (дата установлена В. Акопяном — см.: Мелкие хроники, XIII—XVIII вв., составил В. Акопян. Т. II, Ер., 1956, прим. 45, на арм. яз.). Корону Ашоту Багратуни доставил Иса Ибн аш-Шайх, который, согласно арабским источникам, умер не позднее 883/884 г. (Тер-Гевондян А. Армения и арабский халифат.., с. 237).
135. Далее до слов «Великий император греческий Василий» все списано у Мов. Хор., характеризующего в таких же выражениях деятельность царя Валаршака. (Кн. II, гл. 6—7).
136. Гугарк (см. прим. 15 к гл. IV), который после 387 г. отошел, за исключением гавара Ашоцк, к Вирку, теперь, как это видно из рассказа Иов. Драсх.. снова оказался под властью армянского царя Ашота Багратуни, к которому в 887 г., в результате его вмешательства в борьбу между грузинскими феодалами, «перешло главенство в Грузии, Армении и на всем Кавказе». (Анчабадзе З. Из истории средневековой Абхазии, с. 121—125; История армянского народа, III, с. 25; Brosset M. Histoire de la Georgie, I, St.-Petersbourg, 1849, прим. 12 на с. 270).
137. Ути — восьмой гавар провинции Утик, занимавшей правобережье р. Куры, с центром в г. Партаве (ныне Барда).
138. Царь егерский — по-видимому, имеется в виду второй представитель шавлианской династии (868—кон. 80-х гг.) в Абхазском царстве — Адарнесех. (См.: Матиане Картлиса. Пер., введ. и примеч. М. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976, с. 31; Анчабадзе З. Из истории средневековой Абхазии, с. 124).
139. Василий I — император византийский (867—886) основатель. Македонской династии, остававшейся на троне до 1057 г. Армянин по происхождению, Василий объявил себя потомком царской династии Аршакидов, и поскольку Багратуни были венценалагатслями армянских Аршакидов, то он будто бы отправил с большими дарами евнуха Никиту просить у Ашота корону (Adontz N., L'agе et l'origine, de l'empereur Basile I. Lisbonne, 1965, с. 95, 105—109; Иоаннисян А. Очерки.., I, с. 37).
140. Выражение «любимый сын», «духовный сын» представляет собой один из терминов, применявшихся в системе международно-правовых отношений Византии. Так называемая «духовная семья» византийского императора была предусмотрена, по-видимому, только для двусторонних связей Византии с каким-либо другим государством. Взаимоотношения императора с членами его «семьи» носили троякий характер: 1) «духовные братья», которые при определенном соотношении сил могли претендовать на известное равенство; 2) «духовные сыновья» императора и 3) «друзья», стоявшие на самой низшей ступени. Титул «духовного сына» был присвоен представителям целой линии царей Багратуни и удерживался за нею по крайней мере до Ашота III (953—977). Один из возможных претендентов на армянский престол должен был быть «другом» Византийской империи. Наряду с «семьей» действовали и другие системы, регулировавшие международно-правовые отношения, в частности,. и с армянами. (См.: Юзбашян К. Армения «эпохи Багратидов» в международно-правовом аспекте. ИФЖ. Ер., 1975, I, с. 33—53, на арм. яз.; его же: Константин Порфирородный. Пер. с оригинала, пред., и примеч. Р, Бартикяна. Ер„ 1970. ВВ. Т. 37, М., 1976, с. 265— 269. Рецензия.— примеч. К. Юзбашяна). Система «духовной семьи», очевидно, была принята и в отношениях царей Багратуни с вассальными грузинскими царями и армянскими шиханами.. Несколько выше Иов. Драсх. говорит о царе егерском (абхазском) как о «сыне» Ашота I. В гл. XXXIV Иов. Драсх. пишет, что «царь Смбат... словно любимого сына» обнимает пришедшего к нему с повинной ишхана Сюника Васака, а «великий куропалат Варка Атрнерсех... словно отцу», подчинялся Смбату (гл. XXXVI).
141. Ашот — старший сын Григора-Дереника, был в это время еще ребенком, и царь Ашот I назначил опекуном Ашота Арцруни и его двух братьев — Хачика-Гагика и Гургена — их двоюродного брата Гагика Абумрвана.
142. Дочь царя Ашота I была женою Григора-Дереника.
143. См. прим. 2 к гл. XXVI и прим. 5 к гл. XXVIII. Васак Ишханик умер в 892/3 гг. (Утмазян А. Сюник.., с. 293—294).
ГЛАВА XXX
144. Царь Ашот I Багратуни умер в конце 890 г.
145. Карспарн — местечко неподалеку от Багарана (ныне село Бакра).
146. Смбат — наследный принц, будущий царь Смбат I Багратуни (890—913).
147. В 888 г., незадолго до смерти Ашота, некоторые шиханы. Гугарка и Утика подняли мятеж, и Смбат был отправлен на его подавление. (Чамч., т. II, с. 705).
148. См. прим. 6 к гл. XXVI.
149. Артнерсех — Атрнерсех IV, правитель Тао-Кларджети, в 888 г. объявил себя «царем картвелов». Принятие этого титула выражало претензию на овладение Картли, всей Восточной Грузией и первенствующее положение в системе грузинских царств и княжеств» (Анчабадзе 3. Из истории средневековой Абхазии, с. 125. См. также: Brosset М. Histoire de la Georgie, I, c. 273).
150. В Вананде, гаваре, расположенном к западу от Ширака, в 888 г. ишханы подняли мятеж, и царь Ашот I воспользовался случаем, чтобы, подавив его, овладеть Ванандом с его главным городом Карсом и присоединить к своим владениям. Вананд с г. Карсом стал уделом царского брата спарапета Абаса, который укрепил город и построил там свой дворец. Отныне Каре сделался местопребыванием спарапетов Армении. Из следующего ниже повествования Иов. Драсх. видно, что «создание рядом с гаваром Ширак нового центра в гаваре Вананд в условиях хозяйственной раздробленности той эпохи лишь способствует усилению феодального партикуляризма» (Еремян С. Присоединение северо-западных областей Армении к Византии в XI в. ВОН. Ер., 1971, 3, с. 4—5).
151. Гурген — быть может, речь идет о тайкском куропалате Гургене I, который в 888 г., "переселившись из своего поместья в Калмахи (Калмахи перешло в руки Гургена I через его жену из ирмянских Багратидов), расположенного в Тао, решил жить в Шавшети и Артани. После этого начались распри между куропалатом Гургеном и его народом, с одной стороны, и царем Атрнерсехом и Багаратом Артануджским — с другой. С обеих сторон были подняты войска, которые прибыли к деревне Мглинав в долине Артануджа. Во время сражения куропалат Гурген был обращен в бегство, ранен и схвачен. Он умер от ран в 891 г.» (Brosset М. Histoire de la Georgie, т. I, c. 274; Маркварт И. Генеалогия Багратидов, с. 142; Toumanoff С. Studies, с. 491).
152. ...не нашел иного средства...-в тексте: ***. Это выражение в НСА объяснено как *** — искать выход, после того как учинен, вред. (См.: т. I,. с. 31, II, с. 92).
153. Афшин — Мухаммад Ибн Абус-с-Садж Афшин, наместник халифа в Азербайджане (889—901).
154. Корона с царским облачением и дарами была прислана Смбату халифом в 891 г. (Орманян М. Азгапатум, т. I, с. 1000). В Истории армянского народа (т. III, с. 27) это событие датируется 892 г.
155. Маштоц — вардапет, пользовавшийся большой славой, благодаря своей подвижнической жизни. Им были построены при финансовой поддержке жены сюникского ишхана Васака две церкви на острове Севан — св. Апостолов и св. Богородицы. Иов. Драсх был родственником и учеником Маштоца.
156. Здесь, как полагает Орманян М. (Азгапатум, т. I, с. 988— 989), заключен намек на то, что во время Ширакаванского собора (862 г.), на котором должен был быть дан окончательный ответ на предложения константинопольского патриарха Фотия о принятии халкидонитства, Маштоц, возможно, предпринял шаги для сближения с халкидонитами, за что чуть не был предан анафеме.
157. Пс. 63: 7.
158. См.: 2 Кор. 11:2.
159. См.: Лука 6: 41—42.
160. Иссохший — в тексте: *** (НСА, т. П, с. 116).
161. См.: Пс. 58: 8.
162. Числа 16: 1—2.
163. См.: Числа 16: 30—33.
164. Втор. 29: 29.
165. 2 Кор. 13: 1; Втор. 17: 6. См. также: Матф. 18: 16.
166. См. прим. 22 к Введению.
167. ...ибо, подобно... ошибками.— В тексте: *** (в разночтениях — ***. См.: Иов. Драсх., прим. 362, с .206), дабы людские мнения и слухи суть подобно Вашим неполные показались закрытыми, согласно ошибкам». В точности перевода не уверены.
168. См.: Иоан. 18—19; Деян. 4: 5—6, 26—27.
169. Приписываемые пророку слова представляют собой краткое переложение первой и второй книг пророка Иоиля.
170. Мессалиане — от арамейского корня sIa, означающего «молиться». Само название «мессалиане» показывает, что эта секта происходит из Сирии или Месопотамии. Согласно учению месса-лиан, человеческое естество из-за первородного греха достигло такой степени падения, что с самого рождения в каждом поселяется .злой дух, от которого можно избавиться только молитвами. Поскольку соединение душ молящихся с небесным женихом происходит только через молитву, становятся излишними все церковные таинства и сама церковь как учреждение. Армянская церковь вела с ним ожесточенную борьбу. (Тер-Минасян Е. Из истории.., с. 73— 85). Здесь термин «мессалиане» употреблен метафорически.
171. Ср.: Матф. 23: 34.
172. ...Сына Божия — в тексте: *** — Бог-Слово.
173. См.: Иоан. 18: 3.
174. См.: Матф. 26: 62—65; 27: 11—26.
175. Стефана, одного из учеников апостолов, фанатики обвинили в богохульстве и с помощью лжесвидетелей добились осуждения на смерть — побили камнями. (См. Деян. 6; 7).
176. Иаков — брат господен, или меньший, назывался так потому. что принадлежал к числу двоюродных братьев Христа по матери. По традиции — первый епископ Иерусалимской церкви. По свидетельству Иосифа Флавия, иудеи побили его камнями.
177. Наркис — епископ Иерусалимский, известный строгим нравом, участвовал в Палестинском соборе. Обвиненный в нецеломудрии, десять лет прожил в изгнании. Умер в 213 г.
178. переиначивать —в тексте: ***. В НСА (т. I, с. 308): *** — переворачивать; *** — изменять. Имеется в виду способность людей переиначивать факты, искажать истину.
179. Пс. 139: 4.
180. ...как оно обстоит.— В тексте: ***. В НСА ***; объяснено предположительно *** — удалиться, ***; — будто бы игнорировать, *** — отмахнуться, не обратить внимания (т. I, с. 732). Эмин Н. предлагает читать *** как *** — почему, отчего так (с. 87). Неясно, в каком смысле употреблено это слово, перевод приблизителен.
181. тернами — в тексте: *** — солома, терн, хворост.
182. памятное письмо — в тексте: ***, означающее, согласно НСА (т. II, с. 356), *** или *** — рукопись, *** — памятка, *** — вексель, *** — клятвенная запись.
183. Негодный и непокорный — в тексте: ***, означающее, согласно НСА (т. I, с. 194), *** — предающий себя в руки чужеземцев, *** — причиняющий вред себе и другим. В русском переводе Библии этому слову соответствует негодный и непокорный. (См.: 1 Цар. 20: 30).