Раздел второй
1 Т.е. с 442 по 449 г.
2 Говоря о зороастрийской религии, Елишэ особенно акцентирует внимание на обрядах, связанных с поклонением огню. Культ храмовых огней был распространен во всем иранском мире, при Сасанидах он приобрел особое значение. Отказ христиан от поклонения огню воспринимался как дерзкий вызов официальной религии Ирана.
3 Т.е. в царском стане.
4 Т.е. в 450 г.
5 Речь идет о стране кушанов.
6 Зрадашт — принятая в армянском языке форма имени родоначальника зороастрийской религии.
7 Гостей усаживали, соблюдая местнический порядок, с учетом ранга нахарарской фамилии (этот ранг был зафиксирован в особой местнической грамоте, гахнамаке). В начале XX в. пережиток этого ритуала наблюдал И.А. Орбели на территории исторической Армении, в области Мокс, но в курдской среде.
8 Унизительное наказание, при котором человек вынужден был оставаться в загаженных шароварах.
9 Воспитание ребенка из знатной фамилии, также и царской, в другой знатной семье было распространено и в Армении, и в Иране.
10 Еран и Ан-Еран — по-персидски означает Иран и не-Иран, т.е. мир ариев и не-ариев.
11 Вера маздейская — религия поклоняющихся Мазде или Ормузду (Ахурамазде). Таково официальное наименование зороастризма в сасанидское время, когда последний был возведен в ранг государственной религии, а жречество приобрело огромный авторитет не только в духовной жизни, но и в политике.
12 Дэвы — демоны, носители зла, бесы.
13 В послании Михрнерсеха изложены основы зерванизма, особого течения в зороастризме. Здесь названы Зерван (Зруан, Заурван), который олицетворял время и судьбу, рожденные им Ормизд (Ахурамазда, Ормозд) и Ахриман (Хараман, Архмн, Ангра-Манью). Первый из них считался творцом неба и земли и представлял доброе начало, второй — злое. Непрерывная борьба этих двух начал составляет идейную основу иранской религии. Зерванизм нашел отражение в сочинениях ряда христианских писателей, среди них и армянского автора первой половины V в. Езника Колбаци. Изложения Езника и Елишэ близки друг к Другу. Полагают, что Елишэ следовал Езнику, либо их труды восходят в соответствующих частях к общему источнику. Изложение Елишэ в целом достоверно передает основы зерванизма.
14 Бантурак — испорченное Панфер, римский воин, который и был, как утверждали противники христианства, отцом Иисуса.
15 При том, что Михрнерсех имеет в виду «предводителей», в христианской среде этот термин подразумевал и Иисуса, и христиан вообще.
16 Армения при Аршакидах делилась на пятнадцать ашхархов или нахангов. Айрарат — центральный наханг Армении, здесь же находилась и столица, Арташат.
17 Поименованные в списке территориальные единицы локализуются целиком в пределах персидской части Армении. Восстание 450-451 гг. захватило лишь эту часть страны.
18 Намек на Ормизда I (273) или Ормизда II (303-310).
19 Михр — бог солнца и огня.
20 Лук 12,47-48.
21 Как было сказано во Введении, даже утратив государственную независимость и оказавшись под властью Сасанидов, Армения сохранила ряд институтов самоуправления. Не случайно среди вызванных был Васак Сюни — марзпан страны, Вардан Мамиконеан — спарапет, Гадешой Хорхоруни — малхаз, Вахан Аматуни — до 449 г. он был хазарапетом. Эти лица у себя дома пользовались большим влиянием, и властитель Ирана стремился прежде всего их подчинить своей воле. Приводится не полный список вызванных к царю, а лишь наиболее знатных. Из исторического труда Лазара Парпеци известно, что среди вызванных был и Ашушай, который, как имарзпан, представлял в Иверии власть шаханшаха.
22 В 450 г. она приходилась на 16 апреля.
23 Нахарары напоминают о делении Великой Армении между Византийской империей и Ираном (387 г.). Это произошло при царе Ирана Шапухе Ш (383-388).
24 Сагастан — область в Иране, ныне Сеистан.
25 Хужастан — ныне Хузистан.
26 Мартирий — часовня, посвященная мученику, обычно с его мощами.
27 См. Быт 22, 29.
28 В отличие от Цавдэка, упомянутого в разделе первом, названный здесь Цавдэк находился на юге Армении; там же следует искать и Дасн.