Раздел второй

Комментарии

Раздел второй

1 Т.е. с 442 по 449 г.

2 Говоря о зороастрийской религии, Елишэ особенно акцентирует внимание на обрядах, связанных с поклонением огню. Культ храмовых огней был распространен во всем иранском мире, при Сасанидах он приобрел особое значение. Отказ христиан от поклонения огню воспринимался как дерзкий вызов официальной религии Ирана.

3 Т.е. в царском стане.

4 Т.е. в 450 г.

5 Речь идет о стране кушанов.

6 Зрадашт  —   принятая в армянском языке форма имени родоначальника зороастрийской религии.

7 Гостей усаживали, соблюдая местнический порядок, с учетом ранга нахарарской фамилии (этот ранг был зафиксирован в особой местнической грамоте, гахнамаке). В начале XX в. пережиток этого ритуала наблюдал И.А. Орбели на территории исторической Армении, в области Мокс, но в курдской среде.

8 Унизительное наказание, при котором человек вынужден был оставаться в загаженных шароварах.

9 Воспитание ребенка из знатной фамилии, также и царской, в другой знатной семье было распространено и в Армении, и в Иране.

10 Еран и Ан-Еран   —  по-персидски означает Иран и не-Иран, т.е. мир ариев и не-ариев.

11 Вера маздейская   —  религия поклоняющихся Мазде или Ормузду (Ахурамазде). Таково официальное наименование зороастризма в сасанидское время, когда последний был возведен в ранг государственной религии, а жречество приобрело огромный авторитет не только в духовной жизни, но и в политике.

12 Дэвы  —   демоны, носители зла, бесы.

13 В послании Михрнерсеха изложены основы зерванизма, особого течения в зороастризме. Здесь названы Зерван (Зруан, Заурван), который олицетворял время и судьбу, рожденные им Ормизд (Ахурамазда, Ормозд) и Ахриман (Хараман, Архмн, Ангра-Манью). Первый из них считался творцом неба и земли и представлял доброе начало, второй  —  злое. Непрерывная борьба этих двух начал составляет идейную основу иранской религии. Зерванизм нашел отражение в сочинениях ряда христианских писателей, среди них и армянского автора первой половины V в. Езника Колбаци. Изложения Езника и Елишэ близки друг к Другу. Полагают, что Елишэ следовал Езнику, либо их труды восходят в соответствующих частях к общему источнику. Изложение Елишэ в целом достоверно передает основы зерванизма.

14 Бантурак  —   испорченное Панфер, римский воин, который и был, как утверждали противники христианства, отцом Иисуса.

15 При том, что Михрнерсех имеет в виду «предводителей», в христианской среде этот термин подразумевал и Иисуса, и христиан вообще.

16 Армения при Аршакидах делилась на пятнадцать ашхархов или нахангов. Айрарат  —  центральный наханг Армении, здесь же находилась и столица, Арташат.

17 Поименованные в списке территориальные единицы локализуются целиком в пределах персидской части Армении. Восстание 450-451 гг. захватило лишь эту часть страны.

18 Намек на Ормизда I (273) или Ормизда II (303-310).

19 Михр  —  бог солнца и огня.

20 Лук 12,47-48.

21 Как было сказано во Введении, даже утратив государственную независимость и оказавшись под властью Сасанидов, Армения сохранила ряд институтов самоуправления. Не случайно среди вызванных был Васак Сюни  —  марзпан страны, Вардан Мамиконеан  —  спарапет, Гадешой Хорхоруни  —  малхаз, Вахан Аматуни   —  до 449 г. он был хазарапетом. Эти лица у себя дома пользовались большим влиянием, и властитель Ирана стремился прежде всего их подчинить своей воле. Приводится не полный список вызванных к царю, а лишь наиболее знатных. Из исторического труда Лазара Парпеци известно, что среди вызванных был и Ашушай, который, как имарзпан, представлял в Иверии власть шаханшаха.

22 В 450 г. она приходилась на 16 апреля.

23 Нахарары напоминают о делении Великой Армении между Византийской империей и Ираном (387 г.). Это произошло при царе Ирана Шапухе Ш (383-388).

24 Сагастан  —   область в Иране, ныне Сеистан.

25 Хужастан  —   ныне Хузистан.

26 Мартирий  —   часовня, посвященная мученику, обычно с его мощами.

27 См. Быт 22, 29.

28 В отличие от Цавдэка, упомянутого в разделе первом, названный здесь Цавдэк находился на юге Армении; там же следует искать и Дасн.