Раздел третий
1 Эти слова обращены, разумеется, к Давиту Мамиконеану, которому Елишэ посвятил свой труд.
2 Имеется в виду отступничество армянских нахараров в Ктесифоне, о чем речь шла выше.
3 Мф 10, 33 Лк 12, 9..
4 См. Исх 8,10 и 20, 5 Втор 5,9 Ис 44, 6 Мк 12, 32.
5 В 450 г. четвертый месяц армянского подвижного календаря — Трэ, приходился на 4 ноября — 3 декабря. Но, вероятно, речь идет не о календарном месяце, а о четвертом месяце отсутствия из Армении.
6 Англ находился к северу от оз. Ван.
7 Имеется в виду, по-видимому, Шапур II (310-379), при котором христиане в Иране подверглись жестоким преследованиям.
8 Далее речь обращена к Васаку Сюни, бывшему марзпаном Армении.
9 С этого пассажа Елишэ начинает создавать образ Васака-предателя. Далее марзпан неизменно будет выступать как резко отрицательный персонаж.
10 Страна Сюнийская, Сюник — один из нахангов Армении, к северо-востоку от оз. Севан.
11 Спарапетом был Вардан Мамиконеан.
12 Этот список свидетельствует о том, что восстанием была охвачена значительная часть Армении, находившейся под верховным владычеством Сасанидов.
13 Атрпатакан находился к востоку от оз. Урмии, на территории Иранского Азербайджана.
14 «Врамов огонь» почитался как «царь огней».
15 Сеир, Гадес — горные районы в южной части Палестины.
16 Армянский царь Трдат III (298-330), при котором христианство было признано в качестве государственной религии.
17 В Чоре была резиденция марзпана Алвании Себухта, который будет упомянут чуть ниже.
18 Хер-и-Зареванд находились к северу от оз. Урмия.
19 Лопнас, по-видимому, р. Акстафа.
20 Баласакан входил в состав Алвании.
21 Имеется в виду, вероятно, столица Алвании Партав.
22 Капкох — Кавказский хребет.
23 Хонские врата — другое название Чора.
24 Именно героическая смерть и дает основание считать его «блаженным», лицом, погибшим за веру.
25 Миджнашхарх — «Срединная страна», центральная часть Армении.
26 Вардан Мамиконеан.
27 Калоц, пятый месяц армянского календаря, в данном случае 5 декабря 450 г. — 4 января 451 г.
28 Праздник Богоявления, 6 января.
29 Как уже было сказано, место, которое нахарар занимал на торжественных приемах, определялось его официально признанным местом в табели о рангах, гахнамаке.
30 Михрнерсех был назван уже в начале «Слова» (гл. I). Этому вельможе была поручена главная роль в попытке обращения армян в персидскую веру.