Комментарии
1 До сих пор ведутся споры о дате написания сочинения. Сам Гильдас говорит, что оно написано через 44 года после битвы при Бадоне, ко ее дата также точно не известна (493 или 516 г.). По датам правления упомянутых автором королей бриттов можно определить временной промежуток, внутри которого было написано «Разорение». Это 535-547 гг.
2 В оригинале admonitiunculam (маленькое предварительное сочинение). Далее Гильдас подтверждает скромное отношение к своему труду, называя его opusculum (сочиненьице).
3 Имеется в виду Моисей, которому не было позволено войти в Ханаан из-за сомнения в словах Божьих (см. Чис. 20:12).
4 Сыновья Аарона Надав и Авиуд принесли на алтарь Бога чуждый огонь и были сожжены огнем (см. Лев. 10:1-2).
5 Чис, 21:51.
6 См. Исх 14:22; 16:15; 16:17.
7 Чис. 21:65.
8 Нав.3:16 6:20.
9 Имеются в виду Ахан и его близкие (см. Нав. 7:23-24).
10 См. 2 Цар.21:1.
11 Цитата из пролога св. Иеронима к латинскому переводу Плача Иеремии». Книга Иеремии — главный источник библейских цитат Гильдаса (как и его предшественника Сальвиана).
12 Плач. 1:1.
13 Плач, 4:1.
14 Плач. 4:2,5.
15 Плач. 4:7. Назореи (древнеевр. «незирим» — «отделенные» или «отмеченные») — аскетическая секта в иудаизме, члены которой пользовались особым уважением. Здесь употребляется в значении «высшие», «благородное сословие» (в Синодальном переводе «князья»).
16 Мф. 15:24.
17 Мф. 8:12.
18 Мф. 15:26. Также Мк 7:27.
19 Мф. 23:13.
20 Мф.8:11.
21 Мф. 7:23. Также Лк 13:27.
22 Лк. 23:29.
23 Мф. 25:10-12.
24 Мк. 16:16.
25 Рим. 11:17.20,22.
26 Рим. 2:6.
27 См. Откр 2:6. Имеется в виду пресвитер Николай, основатель гностической секты николаитов.
28 Деян. 4:32.
29 Деян. 5:9.
30 Втор. 7:6.
31 1 Пет. 2:9.
32 Исх. 4:22.
33 См. 1 Кор, 12:15-16.
34 В оригинале rectores (управителей) и speculatores (смотрителей).
35 Еккл.3:7.
36 В оригинале nuntiis (вестникам) — обычное в раннехристианской литературе название ангелов.
37 См.Чис.22.
38 Гильдас рассматривает написание книги как свой долг (debitum) перед паствой и друзьями, давно побуждавшими его к написанию подобного сочинения. Это позволяет думать, что автор "Разорения" выражал общие настроения образованной части бриттов, с горечью смотревших на гибель их родины под натиском внешних нашествий и внутренних раздоров,
39 В оригинале tironibus. Слово tirones в позднеримское время означало "молодые воины", «новобранцы».
40 Здесь Гильдас дает краткое содержание исторической части своей работы, охватывающей период 55 г. до Р. X.-540 г. Р. X. В одном из манускриптов дано более подробное оглавление из 20 глав, но их содержание выходит за рамки сочинения Гильдаса.
41 Географическое описание Британии Гильдас почти целиком заимствовал у Орозия, за исключением эпитетов. Позже этот отрывок (как и вся историческая часть «Разорения») был положен Бедой в основу первых глав «Истории».
42 Нынешние Темза и Северн — крупнейшие реки Южной Англии.
43 Из этих городов Гильдас называет только Веруламий (ныне Сент-Олбенс). Среди них были колонии римских ветеранов или местные поселения, получившие пpaва городов. Позже список этих городов был дан Псевдо-Неннием (автором «Истории бриттов»), но многие из его названий не нашли надежной географической атрибуции.
44 Жителей Британии Гильдас именует cives (граждане), уравнивая их с римлянами и противопоставляя окружающим варварам.
45 Здесь речь идет о жрецах языческих культов или же непосредственно о злых духах (Египет с его обилием богов в раннехристианской литературе считался обиталищем демонов).
46 Гильдас говорит о почитании бриттами природных объектов.
47 В период ослабления Римской империи в окраинных провинциях, в том Числе в Британии, часто появлялись тираны. Из трудов античных историков и Беды мы знаем Караузия, Аллекта, Константина и других, но Гильдас не упоминает о них и говорит лишь о Максиме.
48 Порфирий (233-304 гг.)- выдающийся греческий философ-неоплатоник, автор несохранившегося сочинения «Против христиан». «Бешеным псом» его называет св. Иероним, он же приводит цитату о Британии и ее тиранах в своем сочинении «О знаменитых мужах» (De viris illustrious). Интересно, что Гильдас ничего не говорит о пелагианской ереси, которой столько внимания уделили Иероним и позже Беда.
49 Вряд ли у бриттов до VI в. существовали какие-либо исторические сочинения, Не вызывает сомнения, что многие носители исторических знаний во время варварских нашествий эмигрировали в Бретань (Арморику), как и сам Гильдас.
50 Кроме сочинения Орозия Гильдас использовал в качестве источника книги Светония, Евсевия (в переводе Руфина) и Сальвиана. Он также приводит цитаты из Вергилия и Цицерона.
51 Мир с парфянами заключался Римом неоднократно. Гильдас, скорее всего, имеет в виду мир 96 г. до Р. X. (до похода Цезаря) или 20 г. до Р. X. (до похода Клавдия). Существует версия, что речь идет о мире 117 г. и что целью описанного вторжения было подавление восстания бриттов при императоре Адриане. Однако тогда непонятно, почему Гильдас ничего не говорит о предыдущем завоевании острова римлянами.
52 В оригинале ferro igne machinis (орудий, несущих железо и огонь). Имеются в виду римские осадные орудия, метавшие камни, дротики и горящую паклю.
53 Имеются в виду распоряжения римских властей.
54 Некоторые историки считают, что под «вероломной львицей» (molimina laena) имеется в виду царица иценов Боудикка, поднявшая в 62 г. большое восстание против римлян. Однако скорее всего это просто обычная для Гильдаса «животная» ассоциация (далее он сравнивает с львицей саксов).
55 Скрытая цитата из «Энеиды» (III, 120).
56 В оригинале игра слов (ensem vagina vacuum). Ensis — длинный меч палача, vagina — в данном значении «ножны».
57 Имеются ввиду римские монеты с изображением императора. До римского завоевания в Южной Британии чеканились собственные монеты,
58 фраза взята из «Церковной истории» Евсевия в переводе Руфина.
59 Говоря, что бритты приняли новую веру "теплохладно" (tepide), Гильдас, без сомнения, имеет в виду то, что
большая часть населения острова до его времени оставалась язычниками.60 Буквально novennem (девятилетие). По Евсевию, гонения Диоклетиана продолжались десять лет.
61 Откр. 13:10 — «здесь терпение и вера святых».
62 1 Тим. 2:4.
63 Ин. 10:15.
64 См.Нав.3:17.
65 В оригинале Arriana perfidia. Perfidia (буквально «неверность», «вероломство») — обычный синоним ереси (haeresia).
66 Как кажется, окраинные области Британии уже в то время начали отпадать от Рима.
67 Нынешний Трир (у Беды Тревир).
68 Постоянно в Британии находились три легиона: 2-й Августа в Иске (ныне Карлион), 20-й в Деве (Честер) и 6-й Виктрикс в Эбораке (Йорк). Первый был выведен еще в III в., а два остальных ушли с Максимом. Возможно, 2-й легион был позже возвращен и воевал против пиктов и скоттов, поскольку сохранилось сообщение о его окончательном выводе из Британии в 402 или 403 гг.
69 Южный Адрианов вал был выложен камнем во времена Севера. Возможно, сообщение Гильдаса о "торфяной стене" (murus cespiticius) относится к северному Антонинову валу, за который вернувшиеся римляне отогнали варваров.
70 Гильдас называет пиктов и скоттов именем амбронов — галльского племени, которое пользовалось недоброй славой пиратов.
71 Метафора сравнивает орлов на значках римских легионов с летящими орлами.
72 Буквально, Romana stigmata. Stigma- клеймо, знак собственности.
73 Видимо, речь идет о новом ремонте, теперь уже южного Адрианова вала.
74 У Гильдаса curucis от curuca — ирландская лодка, обтянутая кожей,
75 Текст письма дословно пересказан Бедой, который, однако, дает правильное имя консула — Аэций,
76 Цитата из сочинения иудейского писателя начала I в. Филона Александрийского «Жизнь Моисея». Источник ее неясен, поскольку латинского перевода этой книги тогда не было, а греческого Гильдас, по всей видимости, не знал.
77 Кор. 5:1.
78 2 Кор. 11:14 — «сам сатана принимает вид ангела света».
79 В V в. на территории Южной Британии существовало не менее десятка крупных бриттских княжеств, которые постоянно воевали между собой. К середине века выделилось одно из них — т. н. «королевство логров» в Юго-Западной Англии, которым правили Вортигерн, Аврелий Амброзий, а потом, возможно, Артур. Это "королевство" смогло дважды разгромить саксов — около 463 г. и при Бадоне в 496 или 516 г. — но около 545 г. распалось из-за внутренней борьбы. Неясно, почему Гильдас в своем сочинении не упоминает Артура, который в конце VI в. был уже широко известен бриттам — с ним, в частности, сравнивают героев поэмы "Гододдин", сложенной в начале VII в. Возможно, причина этого кроется во враждебном отношении автора к Артуру, которое не раз отмечалось валлийской традицией.
80 Ис. 1:5-6.
81 Пс. 106:40
82 Пс. 31:9 — «которых челюсти нужно обуздывать уздою».
83 Притч. 29:19 — «словами не научится раб».
84 Ис. 22:12.
85 У Гильдаса superbo tyranno. Он имеет в виду короля Вортигерна, чье имя пo-валлийски означает «верховный правитель» (gwr-teyrn) (см. прим. 129).
86 Ис 19:11-13. В еврейском оригинале и Синодальном переводе вместо Таниса — Цоан. египетский город в дельте Нила, отождествляемый с Аварисом или Танисом. В греческом и латинском переводах — Танис (Taneis).
87 В оригинале cum manipularibus spuriis. Manipularius — рядовой солдат римской армии.
88 Пс. 72:7.
89 Пс 77:1.
90 Ис. 24:13 — «будет то же, что... при обирании винограда, когда кончена уборка».
91 Пс. 43:12. Многие бритты в V в. бежали из своей страны, в основном в Бретань (Арморику).
92 Цитата из «Энеиды» (IX, 24).
93 Единственный деятель, о котором Гильдас пишет с одобрением. Амброзии Аврелиан (по-валлийски Эмрис Вледиг) был королем бриттов около 463-508 гг.
94 Беда ошибочно пишет, что битва при Бадоне случилась через 44 года после прибытия саксов в Британию. Если битва произошла в 516 г. (как сообщают «Анналы Камбрии»), значит, сочинение Гильдаса написано в 560 г., что не согласуется с упоминанием в нем короля Гвинедда Маглокуна (Мэлгона), умершего в 547 г. Большинство историков относят битву при Бадоне к 493 или 496 г. Согласно традиции, Артур погиб в битве при Камлане в 542 г., а через несколько лет, после «великой чумы» 547 г. англосаксы окончательно захватили южную часть острова. Гильдас, как кажется, писал во времена относительного мира, что позволяет отнести его сочинение ко времени до 547 г.
95 Гильдас противопоставляет два поколения: тех, кто сражался с врагами и «служил установленному порядку», и тех «внуков Амброзия», которые погрязли в грехах и, разучившись воевать, делают все для окончательной гибели Британии.
96 Рим 9:15.
97 Далее следует обличение грехов пяти бриттских правителей («внуков Амброзия») — Маглокуна из Гвинедда (Северный Уэльс), его родича Кунигласа, Вортипора из Деметии (Южный Уэльс), Константина из Дамнонии (Корнуолл) и Аврелия Каннина (Конана). Эта часть сочинения Гильдаса перегружена цитатами и малоинтересна для широкого круга читателей, поэтому в данном издании она не приводится,