Комментарии
1. ...из города Рима возвратился наш диакон... — Диакон Агиульф. Его имя нам известно из сочинения Григория Турского «Житие отцов» (VIII, 6 // MGH. SRM Т. 1 Р. 696) и «О славе мучеников» (Гл. 82 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 543-544).
2. ...в прошлом году в ноябре река Тибр... затопила город Рим... — В 590 г. Павел Диакон в своей «Истории лангобардов» (III, 24 // Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. Hannovеraе, 1878. P. 128-129), используя сведения Григория Турского, также рассказывает о бедствиях, постигших Рим, — наводнении и чуме, называемой паховой, о посвящении Григория на папский престол.
3. Модий — См. прим. 137 к кн. VII.
4. ...в соленых волнах (salsos fluctus). — Заимствование. Ср.: Вергилий. Энеида (V, 182): «Как извергает из груди соленую влагу...»
5. ... последовала эпидемия болезни, которую называют паховой чумой. — См. кн. IV гл. 4 и прим. 10 к кн. IV.
6. ...«Начинайте от святилища моего»... — Иез., 9, 6.
7. ...и он сразу скончался. — Папа Пелагий II умер 7 февраля 590 г.
8. ...народ избрал диакона Григория. — Григорий Великий (540-604) папский престол занимал 14 лет (590-604). Без рассказа диакона Агиульфа, включенного Григорием Турским в свою последнюю книгу, подробности о выборе Григория папой были бы неизвестны. О посвящении Григория на папский престол повествует в Павел Диакон в «Истории лангобардов» (III, 24; Р. 128-129).
9. ...а седьмой — в стенах города Рима. — Теперь монастырь св. Григория на горе Челио.
10. Трабея — парадная одежда.
11. ...«для служения престолу»... — Иез., 40, 46.
12. ...и определен седьмым диаконом... — Рим был поделен на семь церковных округов, и каждый из них назначали по одному диакону.
13. ...сына которого он воспринял от купели... — Сына императора Маврикия — Феодосия. Феодосий родился в 584 г. С. 579 по 585 г. Григорий находился в Константинополе пo делам римской церкви.
14. Но префект города Рима Герман перехватил посыльного Григория... — Р. Бухнер (Т. 2. С. 323. Прим. 11) считает этот эпизод придуманным.
15. Проповедь папы Григория перед народом... — Эта проповедь считается подлинной.
16. ...«Меч доходит до души». — Иер., 4, 10.
17. Предстанем пред ликом его, исповедуясь — Ср.: Пс., 94, 2.
18. ...«Вознесем сердца наши и руки к Богу». — Плач, 3, 41.
19. ..."Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" — Иез., 33, 11.
20. ...ибо трехдневным покаянием стерты были в прах долголетние грехи ниневитян... — Ср.: Иона, 3, 4-10. См. прим. 88 к кн. III.
21. ...и раскаявшийся разбойник заслужил в награду вечную жизнь даже в час своей смерти. — Ср.: Лк., 23, 42-43.
22. ...«.Призови Меня о день твоей скорби, и Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». — Пс., 49, 15.
23. ...с сокращенным сердцем... — Ср.: Пс., 50, 19.
24. ...с самого рассвета четвертого дня недели... — Т. е. в среду. Неделя начиналась с воскресенья.
25. ...и пресвитеры шестого округа... — См. прим. 12 к кн. X.
26. ...у базилики блаженной... Марии... — Теперь церковь Санта Мария Маджоре.
27. ..."Kyrie eleison" (гp.) — «Господи помилуй!»
28. От него, как мы сказали, наш диакон получил мощи святых... — См. кн. X, гл. 1.
29. ...Григорий тайно готовился к побегу.. — Чтобы избежать посвящения в сан папы.
30. ...и так он стал папой в городе Риме. — 3 сентября 590 г.
31. Порт — портовый город около Рима, в северной части устья Тибра, откуда диакон Агиульф собрался в путь в Галлию.
32. Грипон, возратившись от императора Маврикия... — Грипон, видимо, возглавлял посольство короля Хильдеберта II к императору Маврикию. О нем см. кн. X, гл. 3, 4.
33. ...они попали в великий Карфаген. — Имеется в виду Карфаген в Африке в отличие от Нового Карфагена в Испании.
34. В то время там были послами, как мы сказали... — См. кн. IX, гл. 25. Но Григорий не назвал имена послов.
35. ...мы прибыли, чтобы заключить мир и оказать помощь государству. — Т. е. Византии. Хильдеберт II обещал императору Маврикию изгнать лангобардов из Италии. В 582 или 583 г. между императором Маврикием и королем Хильдебертом Австразийским было заключено соглашение на таких условиях: Маврикий платит 50.000 золотых монет королю Австразии за экспедицию против лангобардов. В 584 г. Хильдеберт решил выполнить свое обещание и перейти через Альпы. При этом известии, как пишет Григории (кн. VI, гл. 42), лангобарды, боясь поражения, подчинились его власти, обещая быть ему верными. Это не устраивало императора Маврикия, и он потребовал возвращения денег (кн. VIII, гл. 18). Тогда Хильдеберт послал в Византию посольство, чтобы засвидетельствовать искренность своих намерений. В 585 г. Хильдеберт отправил в Италию армию, но ее военачальники не поладили между собой, и экспедиция успеха не имела (кн. VIII, гл. 18). В 588 г., в то время как новое посольство от Хильдеберта и Брунгильды отправилось в Константинополь, франкская армия пересекла Альпы. Экспедиция кончилась поражением (кн. IX, гл. 25). В 589 г. австразийская армия опять начала готовиться к походу. Лангобарды, не желая войны, предложили Хильдеберту мир и обещали платить ему дань (кн. IX, гл. 29). Хильдеберт возобновил с лангобардами переговоры, однако это не имело последствий, так как в 590 г. он опять послал в Италию войско во главе с двадцатью герцогами. Об этом походе Григорий и сообщает подробно в этой (3) главе.
36. ...«Бога призываю во свидетели»... — 2 Кор., 1, 23.
37. Винтрион. — О нем см. кн. VIII, гл. 18.
38. Приближаясь к границе Италии, Авдовальд с шестью герцогами устремился вправо и подошел к городу Милану... — Об этом походе франков в Италию есть сведения и У Павла Диакона в "Истории лангобардов" (III, 31; Р. 136-138) и в «Австразийских письмах» (40 // MGH. Epiat. Т. 3. Р. 145-146).
39. А герцог Олон совершил неудачное нападение на Беллинцонскую крепость, расположенную близ города в долине Тессина... — В подлиннике: in campis Caninis — Канинская (Собачья) долина; теперь делана в кантоне Тессин по реке Тичино в южной части Швейцарии, севернее Лаго Маджоре.
40. ...озеро, называемое Церезием, из которого вытекала какая-то река... — Вероятно, озеро Лугано (Северная Италия), река же — Треса.
41. «...и вот вам знак...» — Ср.: Лк., 2, 12.
42. Хедин с тринадцатью герцогами вторгся в левую часть Италии... — В подлиннике: levam Italiam — видимо, Северная Италия. В «Австразийских письмах» (40) Хедин, вождь франков, ошибочно назван Этеном. Он, как сказано в этом письме, дошел до Вероны и сидел около этого города, а затем заключил перемирие с королем лангобардов Автари. Из этого же письма видно, что подробности военного похода в Италию против лангобардов были оговорены между греками и франками. Франки должны были соединиться с византийцами перед Тицином (теперь Павия), но этого не произошло, главным образом, видимо, по вине франков. Как только франки вступили в Италию, Автари выступил против них и одержал победу. Павел Диакон пишет (III, 29; Р. 136-138): «...Франки потерпели жестокое поражение... Войско франков понесло здесь такой урон, какого нигде больше не помнят». Оставшиеся в живых вернулись в Галлию. Договор, заключенный с королем лангобардов, положил конец вражде. Предприятие Хильдеберта II, по-видимому, преследовало только личные цели: отвоевать старые владения франков. Король Хильдеберт, неверный своему слову, не оправдал надежд императора Маврикия, который полагал найти в нем союзника против лангобардов.
43. Все же они вернули под власть короля те земли, которыми раньше владел его отец — См. прим. 88 к кн. IX.
44. А король лангобардов Аптахар... — Так Григорий называет короля лангобардов Автари (584-590).
45. ...прибыли другие послы с известием о смерти короля Аптахара и о том, что его преемником стал Павел. — Автари умер 5 сентября 590 г., в начале ноября его преемником стал Агилульф. Об этом говорит Павел Диакон в «Истории лангобардов» (III, 35; Р. 140). Кто такой был Павел — неясно, его имя нигде не упоминается. Может быть, это христианское имя Агилульфа.
46. ...король Хильдеберт назначил им день, когда он сообщит им, что он предпримет в будущем, и приказал им удалиться. — О заключении мира (591) между франками и лангобардами сообщает Павел Диакон (IV, 1; Р. 144).
47. Маврикий же отправил королю Хильдеберту... тех карфагенян... которые в прошлом гаду убили его [Хильде6ерта] послов... — См. кн. X, гл. 2.
48. ...Хуппа, который некогда был управляющим королевской конюшней Хильперика... — См. кн. V, гл. 39; кн. VII, гл. 39 и прим. 193 к кн. V. После смерти Хильперика Хуппа был доверенным лицом королевы Фредегонды.
49. Викарий (vicarius) — заместитель графа; он производил суд в небольших городах, местечках, куда его направлял граф.
50. Когда он предстал перед доместиком Флавианом. — О Флавиане см. кн. IX, гл. 19; кн. X, гл. 15. Доместик — см. прим. 4 к кн. IV.
51. ...ему и его товарищу учинили допрос. — Имеется в виду Хуппа, которому Анимод скорее всего покровительствовал.
52. ...он примирился с ним... — Видимо, здесь речь идет о Флавиане. Место довольно неясное.
53. ...Xуппa... задумал похитить себе в жены дочь покойного Бадегизила... — О Бадегизиле и его жене Магнатруде см. кн. VI, гл. 9; кн. VIII, гл. 39.
54. Когда граф Евлалий... — О нем см. кн. VIII, гл. 18, 27, 45; кн. X, гл. 8.
55. ...с помощью епископа Авита... — О нем см. кн. IV, гл. 35; кн. V, гл. 11.
56. В выше же упомянутом городе... — Т. е. в Клермоне.
57. ...освободил от всех налогов... — Как видно из дальнейшего, здесь речь идет только об освобождении от недоимок поземельного налога.
58. Ведь сборщики этого налога уже много раз несли большие убытки... — Сборщики налога несли ответственность за недоимки. Они обязаны были возмещать своим имуществом те денежные суммы, которые они не сумели получить от налогоплательщиков. См. прим. 154 к кн. V.
59. ...граф Евлалий требовал, чтобы она вернула ему имущество, которое она унесла с собой при бегстве от него. — См. кн. VIII, гл. 27, 45.
60. ...Каутин, епископ города Клермона, отлучил его от церкви. — В подлиннике: а сommunione — «от церковного общения». Даже одно подозрение в совершении преступления давало право епископу лишать причастия подозреваемых в преступлении. Как показывает это место, отлучение от церковного общения было для прихожан большим наказанием.
61. ...собрались на праздник блаженного мученика Юлиана... — 28 августа.
62. "...часть святых даров..." — В подл.: particulum eucharistiae — «частица евхаристии». Евхаристия (гр.) — причащение, одно из таинств в католической и православной церквах, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, в которых якобы воплощены «тело и кровь» Христа. У католиков до последнего времени (до XX в.) причащались только хлебом, о чем здесь и говорится. Отлучение от причастия было большим наказанием для мирян. Слово «евхаристия» в «Истории франков» встречается только здесь. В других случаях (кн. IV, гл. 35; кн. V, гл. 14; кн. VI, гл. 32; кн. VII, гл. 1; кн. VIII, гл. 2, 20; кн. X, гл. 16) Григорий употребляет слово «евлогия» (eulogiae), т. е. раздача святых даров, освященного хлеба.
63. ...Вир — именно таково было имя этого человека... — В латинском тексте игра слов: Virus — Вир (имя) и vir — «муж, мужчина, человек».
64. Услышав о том, что Вир убит, Дезидерий, недавно потерявший жену, взял Тетрадию в жены. — С точки зрения церковных законов, такой брак был маловероятен (см.: Р. Бухнер. Т. 2. С. 341. Прим. 2). Очевидно, здесь речь идет о какой-то форме внебрачного сожительства.
65. Иннокентий — епископ города Родеза. О нем см. кн. VI, гл. 37, 38.
66. ...Агин привел Тетрадию... — В книге «О чудесах св. Мартина» (IV, 41 // MGH. SRM. Р. 660) Григорий называет Агина герцогом. Может быть, это тот самый Агин, который упоминается в кн. IX, гл. 19.
67. ...поставив герцогов Бепполена и Эбрахара. — О Бепполене см. кн. V, гл. 29; кн. VIII, гл. 31, 42; кн. IX, гл. 13; кн. X, гл. 11. Об Эбрахаре см. кн. IX, гл. 28
68. Варох — граф бретонов, неоднократно нарушавший мирный договор с франками и вторгавшийся в область города Нанта. См. кн. V, гл. 26; кн. IX, гл. 18.
69. ...Бепполен... давно был ей ненавистен... — См. кн. VIII, гл. 42.
70. ...приказала саксам из Байё. — См. кн. V, гл. 26 и прим. 141 к кн. V.
71. ...многие из пленных были отпущены на свободу супругой Вароха с отпускными грамотами... — В подлиннике: cum cereis et tabulis — букв. "с навощенными дощечками и табличками", т. е. с отпускными грамотами. Термин римского права, означает также грамоту, акт, свидетельство.
72. ...король приказал схватить Хундона и... привести в Шалон. — Здесь Шалон на Соне. Поскольку Хундона подозревали в убийстве буйвола в королевском лесу, то он должен был предстать перед королем. Считалось преступлением убить зверя в королевском лесу, и закон строго наказывал тех, кто это совершал. (См.: Салическая правда. М., 1950. Гл. 33. Прибав. 1, 2).
73. ...стало ясно, что эта женщина причастна... к разгрому войска. — Имеется в виду сражение франков с бретонами. См. кн. X, гл. 9.
74. ...монахиня Инготруда, о которой мы рассказали в предыдущих книгах... — О ней см. кн. V, гл. 21; кн. VII, гл. 36: кн. IX, гл. 33.
75. Саддукеи — представители религиозно-политического течения в Древней Иудее (II в. до н. э. — I в. н. э.). Саддукеи выражали интересы иудейской рабовладельческой знати, высшего иерусалимского жречества и чиновничества. Отстаивая авторитет писаного «Моисеева закона» (Пятикнижия), они отвергали позднейшую устную традицию, веру в бессмертие души и выступали против догмата о божественном предопределении.
76. ...«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю... ибо прах ты и в прах возвратишься». — Быт., 3, 19.
77. ...«Ты умрешь в доброй старости и приложишься к народу своему». — Быт., 25, 6, 17, 33, 29.
78. ...«Голос крови брата твоего вопиет ко мне от земли». — Быт., 4, 10.
79. И Иовом написано, что он воскреснет при воскресении из мертвых. — Ср.: Иов., 19, 25.
80. ...«Разве тот, кто спит, не должен воскреснуть?» — Пс., 41, 9.
81. И Исайя учит, что восстанут мертвые из могил. — Ср.: Ис., 26, 19.
82. ...«кости cyxue»... — Иез., 37, 4.
83. ...тело одного покойного... вновь ожило — Ср.: 1 Цар., 13, 21.
84. ...«первенцем из мертвых»... — Откр., 1, 5.
85. ...«души праведных»... — Прем., 3. 1.
86. ...«И в могиле его воскреснут мертвые». — Ср.: 1 Фес., 4, 15, 16. Цитируется Григорием не дословно.
87. ...что [речет] в Откровении, евангелист Иоанн, возлежа у груди господней... — Ср.: Ин., 13, 23, 25.
88. «Тогда отдало море мертвых». — Откр., 20, 13.
89. ...кто «из ничего» сотворил не родившееся... — Ср.: 2 Мак., 7, 26.
90. ..«Приидет Сын Человеческий — чтобы воздать каждому по делам его». — Мф., 16, 27.
91. ...«Знаю, что он воскреснет и воскресение, в последний день». — Ин., 11, 24.
92. ...«Я есмь воскресение, путь и истина и жизнь». — Ин., 11, 25; 14, 6.
93. ...«Не пребудут нечестивые на суде?» — Пс., 1, 5.
94. ...«Кто не уверовал, тот уже осужден». — Ср.: Ин., 3, 18. Цитируется Григорием не дословно.
95. ...«Душа отходит от человека, и его не будет»; и он больше не узнает «своего места». — Ср.: Пс., 145, 4; 102, 16. Цитируется Григорием не дословно.
96. ...«Ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое». — Лк., 16, 25. Последующий кусок текста, начиная со слов: «Нo тот богатый» и кончая словами: «Мучился в пламени», Григорием даны согласно стихам 19-24.
97. ...«Выходит дух их, и они возвращаются в землю свою, в тот день исчезают все помышления их». — Пс., 145, 4.
98. ...«.нет в нем духа». — Иер., 10, 14.
99. ...«Ведь мы погреблись с Христом крещением в смерть, дабы, как он умер и воскрес, так и нам ходить в обновленной жизни». — Ср.: Рим., 6, 4. Цитируется Григорием не дословно.
100. ...«Именно все мы воскреснем, но не все мы изменимся, и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся»... — 1 Кор., 15, 51, 52.
101. ...«И звезда от звезды отличается по яркости, так и при воскресении мертвых». — 1 Кор., 15, 41.
102. ...«Сеется в тлении, восстает в нетлении»... — 1 Кор., 15, 42.
103. ...«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя е теле, доброе или худое». — 2 Кор., 5, 10,
104. ...«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об усопших... Итак, утешайте друг друга этими словами». — Фес., 4, 13-18. Этот большой отрывок Григорий использовал для аргументации своего положения о воскресении мертвых.
105. ...возрождаются, принося «много плода»... — Ср.: Ин., 12, 24.
106. ...«Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если прежде не умрет». — 1 Кор., 15, 36.
107. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей... тем, которые по левую сторону». — Этот текст с небольшими пропусками изложен Григорием по Евангелию от Матфея (25, 31-34).
108. ...«Отойдите от Меня все делатели неправды». — Лк., 13, 27. Ср.: Мф., 25, 41.
109. ...«И пойдут cuu в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». — Мф., 25, 46.
110. ...«А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» — 1 Кор., 15. 14.
111. ...сломал ребра и ключицу... — Ср.: Вергилий. Энеида (XII, 508): «...пронзает // Ребра и груди его преграду мечом плотоядным».
112. Ссора, возникшая... в монастыре в Пуатье... — См. кн. IX, гл. 39-43.
113. ...Хродехильда, собравшая... как мы упоминали выше... всякого рода преступников... — См. кн. IX, гл. 40.
114. ...аббатиса... попросила отнести себя к ларцу со святым крестом... — Т. е. где лежали реликвии от святого креста. См. кн. IX, гл. 40.
115. ...Юстина, старшая монахиня... — После аббатисы старшая монахиня занимала первое место. Юстина была племянницей Григория.
116. ...под покровом ночи... — Ср.: Вергилий. Энеида (VI, 268): «Шли незримо они одинокою ночью чрез тени».
117. А это произошло за семь дней до пасхи. — Т. е. 26 марта. См. кн. X, гл. 23.
118. ...ни один катехумен не будет окрещен... — Катехумен (catechumenus — гр.) — подготавливающийся к принятию христианства. Крещение происходило большей частью на пасху или духов день.
119. Флавиан — доместик в королевстве Хильдеберта II. См. кн. X, гл. 5; кн. IX, гл. 19.
120. ...и было у них единодушие и единое желание. — Ср.: Пав., 9, 2.
121. ...бордоскому епископу Гундегизилу. — О нем см. кн. VIII, гл. 22; кн. IX, гл. 41, 43; кн. Х, гл. 16.
122. ...Миккону, бывшему в то время графом... — О нем см. кн. IX, гл. 41; кн. X гл. 16 21.
123. ...на расстоянии более 40 миль. — Около 60 км.
124. ...праздник стрижки бороды. — Римляне праздновали стрижку (или бритье) первой бороды (barbatoria, depositiо barbae) в знак вступления юноши в совершеннолетие (см.: Riche P. Education et culture dans l'Occidеnt barbare, P., 1962. P. 278). Франки восприняли этот обряд у римлян, предпочтя его обычаю вручения оружия юноше в знак совершеннолетия, как это было ранее у германских племен (см.: Тацит. Германия, XIII, 1), например у остготов и лангобардов. У франков же вручение оружия юноше в знак совершеннолетия до эпохи Каролингов (VIII в.) не было принято. В самом деле, праздник стрижки первой бороды в VI в. был распространен в Меровингской Галлии, о чем, как об обычном явлении, здесь упоминает Григорий Турский.
125. ...шаль из чистого шелка... — В подлиннике: mafortem olosyricum — «шелковая шаль, платок, головной убор», который покрывал голову и плечи женщины.
126. ...свидетель Маккон, ваш слуга... — См. кн. X, гл. 15.
127. ...те подняли бунт... и пролили кровь диаконов. — См. кн. IX, гл. 41.
128. ...пресвитер Тевтар... — О нем см. кн. IX, гл. 43.
129. ...хотя ее и не связали, однако она не была свободной. — Монахини заключили аббатису под стражу, См. кн. X, гл. 15.
130. ...отсюда ясно, что убийство замышлялось... — В подлиннике: unde certum tractari — не очень ясный текст, по-видимому, испорчен.
131. ...дабы ввести в заблуждение королевского сына. — Т. е. Теодоберта II, сына короля Хильдеберта.
132. Суннегизил — бывший конюший короля Хильдеберта и участник заговора против короля. См. кн. IX, гл. 38 и прим. 193 к кн. V.
133. Под пытками он сознался не только в причастности к смерти короля Хильперика... — На наш взгляд, здесь лучше принять чтение «Хильдеберт» (Childebertus, рук. C1.1 — Childeperi), так как в кн. IX (гл. 38) говорится, что Суннегизил был замешан в заговоре против Хильдеберта. Гизебрехт в своем переводе принял чтение «Хильдеберт». (См.: Cregor von Tours. Zehn Buecher fraenkiscnen Geschichten / Uebers. von Giesebrecht. В.. 1851).
134. ...соучастником составленного Раухингом, Урсионом и Бертефредом заговора по убийству короля Хильдеберта был Эгидий, епископ реймский. — См. кн. IX, гл. 9, 14.
135. ...который убил его отца, обрек его мать на изгнание и захватил [часть] его королевства... — Король Хильперик после убийства Сигиберта отправил Брунгильду в Руан; он захватил часть королевства Хильдеберта, сына Сигиберта. См. кн. V, гл. 1, 2.
136. Референдарий. — См. прим. 20 к кн. V.
137. ...после изгнания короля Гунтрамна они поделят между собой его королевство и города. — Имеются в виду король Хильперик и король Хильдеберт; от имени последнего действовала австразийская знать, заключая союз с Хильпериком против короля Гунтрамна. См. кн. VI, гл. 3, 31; кн. VII, гл. 6.
138. Вот почему выступившее войско разрушило и опустошило город Бурж, округ Этампа и крепость Шатомейан. — Т. е. города короля Гунтрамна. См. кн. VI, гл. 31.
139. ...его сокровища были вывезены из виллы Шельды и переданы ему, Хильдеберту. — См. кн. VII, гл. 4.
140. ...в город Аргенторат, ныне называемый Страсбургом. — См. прим. 154 к кн. IX.
141. На его место был посажен епископом Ромульф, сын герцога Лупа... — О герцоге Лупе см. кн. IV, гл. 46; кн. VI, гл. 4; кн. IX, гл. 11, 12, 14 и прим. 156 к кн. IV.
142. ... которого, как мы упоминали выше.... отлучили от церкви... — См. кн. X, гл. 16.
143. ...а Хродехильде повелели находиться в вилле, некогда принадлежавшей упомянутому ранее Ваддону... — См. кн. VII, гл. 27; кн. IX, гл. 35.
144. ...они хитростью заманили... другого человека, наделенного властью трибуна... — Видимо, этот человек был трибуном. См. прим. 74 к кн. VII.
145. Когда граф Маккон... — О нем см. кн. IX, гл. 41; кн. X, гл. 15, 16.
146. ...граф отправился ко двору, чтобы... внести в государственную казну надлежащую [сумму] налога... — Графы (comites), на которых лежала обязанность погашения налогов, должны были приносить ежегодно в королевскую казну сумму, которую казна ожидала от их управления. См. прим. 154 к кн. V.
147. ...они открыли, где спрятаны сокровища их отца, похищенные им из имущества... Гундовальда — Ваддон участвовал в предприятии Гундовальда. См. кн. VII, гл. 28, 34, 38, 39.
148. Хульдерик-сакс... — О нем см. кн. VII, гл. 3; кн. VIII, гл. 18.
149. ...когда по воле Хродехильды избили служителей господних... — См. кн. IX, гл. 41.
150. ...потому что Викторий в своем пасхальном календаре написал... — О нем см. кн. 1, 2-е предисл. и прим. 10 к кн. I.
151. ...«Латиняне же справляют пасху на двадцать второй день после новолуния». — Т. е. когда весеннее полнолуние (четырнадцатый день после новолуния) падает на субботу; греческая церковь справляет праздник пасхи на следующий день; западная церковь — на одну неделю позже.
152. ...а мы — на двадцать второй день. — Т. е. в 590 г. пасха была с 26 марта по 2 апреля.
153. И в самом деле, источники в Испании... наполнились водой в тот день, в который мы справляли пасху. — См. кн. V, гл. 17 и прим. 95 к кн. V.
154. В середине октября.... — По юлианскому календарю 14 октября.
155. Паховая чума. — См. кн. X, гл. 1 и прим. 10 к кн. IV.
156. Тогда же персы попытались поджечь и базилику Сорока восьми святых мучеников, о которых я упоминал в книге о Чудесах... — См.: Григорий Турский, О славе мучеников (Гл. 95 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 552).
157. ...«великие дела Божий»... — Деян., 2, 11.
158. Лот — библейский персонаж, встретивший у ворот города Содома посланных богом ангелов и оказавший им гостеприимство. См.: Быт., 19, 1-24.
159. ...«в дом раба вашего»... — Быт., 19, 2.
160. ...«пойдете в путь свой»... — Быт., 19, 2.
161. Симеон — столпник. См. прим. 48 к кн. VIII.
162. ...и тотчас рухнули все здания... — Видимо, здесь имеется в виду одно из землетрясений, постигших Антиохию в 581 и 588 г.
163. «Иди домой...». — 2 Цар., 11, 8.
164. «..Не бойся!» — Ис., 41, 10.
165. ...и был он спасен от опасности смерти, как упомянутый Лот некогда [был спасен] в Содоме. — По библейскому мифу, города Содом и Гоморра в Древней Палестине за грехи их жителей были разрушены огненным дождем и землетрясением. Все жители погибли за исключением Лота и его семьи, выведенных из города ангелами.
166. ...это было началом болезней... — Ср.: Мф., 24, 8.
167. ...«И будут глады и моры и землетрясения по местам...» — Мф., 24, 7.
168. "...и восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса на небе, чтобы прельстить избранных". — Мк., 13, 22.
169. ...называя себя великим и не боясь объявить себя даже Христом. — Слово «великий» заимствовано из Деяний апостолов (8, 9). Как справедливо отметил А. Я. Гуревич, лжехристы и лжесвятые заявляли о своем существовании во Франкском королевстве именно в обстановке общественного брожения, когда создавались благоприятные условия для распространения «учения» о конце света. Период Меровингов, по Григорию, заполнен всяческими бедствиями. Тут и частые неурожаи, массовая смертность, опустошительные набеги врагов, грабежи, пожары, гражданские распри, жестокость правителей, притеснявших простой люд, и т. д. Почва для брожении была действительно благоприятной. В то время как церковь учила, что второе пришествие будет только по окончании земной истории, самозванцы-лжехристы выражали протест народа, его нетерпение, страхи и чаяния. (См.: Гуревич А. Я. Из истории народной культуры и ереси: «Лжепророки» и церковь во Франкском государстве // Средние века. 1975. Вып. 38. С. 170-184).
170. Он угрожал смертью епископам и горожанам... — Видимо, здесь речь идет о жителях епископских городов.
171. ...и все находившиеся при нем разбежались. — Ср.: 4 Цар., 25, 5.
172. Скончался... епископ города Парижа Рагнемод. — О нем см.: кн. V, гл. 14, 18, 32; кн. VI, гл. 27; кн. VII, гл. 4, 16; кн. X, гл. 14.
173. ...Евсевий, родом сириец.... — См. кн. VII, гл. 31, где упоминается о сирийце Евфроне, духовном лице, бывшем торговце: может быть, это одно и то же лицо.
174. Умер и Сульпиций, епископ города Буржа — О нем см. кн. VI, гл. 39
175. ...велела этим троим.. — Третий, вероятно, был тот, кто остался живым в первой стычке.
176. ...ночь окутала землю... — Ср.: Лукреций. О природе вещей (VI, 864); «...только окутает ночь всю землю росистою влагой» (пер. Ф. А. Петровского).
177. ...пока он мешкал... — В подлиннике: dum moras innecteret — букв. «пока вплетал промедленье». Это выражение созвучно выражению Вергилия в "Энеиде" (IV, 51): "и причины вплетай промедленья», а также Стация в «Фиваиде» (V, 743): "а ты сплетай нам и дале, Феб, задержки пути" (пер. М. Л. Гаспарова).
178. ...Этерию из Лиона. — О нем см. кн. IX, гл. 41.
179. Сиагрию из Отёна, — О нем см. кн. V, гл. 5; кн. IX, гл. 23, 41.
180. Флаву из Шалона. — О нем см. кн. V, гл. 45.
181. ...«Не ты ли недавно обещал своему племянника Хильдеберту, что не свяжешь себя дружбой с его врагами.. — См. кн. IX, гл. 11, 20. Там говорится о заключении мирного договора между королем Гунтрамном и Хильдебертом II.
182. «...возводишь дитя на королевский трон города Парижа...» — См. кн. VI, гл. 27; кн. VII, гл. 6. и прим 102 к кн. VI. Упрек послов короля Хильдеберта II в том, что король Гунтрамн якобы хотел возвести сына Фредегонды на королевский трон в Париже, видимо, не совсем обоснован, так как, по Григорию Турскому, здесь речь идет только о крещении Хлотаря II, которому было в то время шесть лет.
183. «...чье имя он принял». — Т. е. имя своего деда Хлотаря II. (лат. Chlothacharius). На франкском диалекте это имя означает «знаменитый, славный воин». Хлотарь I в 558 г. еще раз объединил все королевство франков под своей властью.
184. ...юноша уже преисполнился благостью духа божия. — Ср.: Мф., 3, 16.
185. ...Не только Кассиана, но также и Василия... — Кассиан (V в.) — отец южногалльского монашества. Василий (IV в.) — епископ Кесарии.
186. ...я написал в книге о Чудесах... — См: Григорий Турский. О чудесах св. Мартина (III. 24; Р. 638).
187. ...он [Аредий] прибыл в Тур после праздника святого Мартина. — Видимо, после 4 июля, праздника посвящения в епископы святого Мартина. Аредий умер в августе.
188. ...«И не станет овец из-за корма и не будет рогатого скота в стойлах». — Авв., 3, 17.
189. ...в первом году правления Деция... — В 249 или 250 г. См. кн. I, гл. 30 и прим. 91 к кн. I.
190. ...был Катион. — О нем см. кн. I, гл. 38, 48.
191. ...в день господний... — Т. е. в воскресенье.
192. И епископское место оставалось свободным 37 лет — См. кн. I, гл. 48. Там сказано, что из-за сопротивления язычников город Тур на долгое время был лишен святительского благословения.
193. На первом году правления Константа... — В 337 или 338 г. О Константе см. кн. I, гл. 37.
194. ...вторым епископом был поставлен Литорий. — О нем см. кн. I, гл. 48.
195. На восьмом году правления Валента и Валентиниана... — В 371 или 372 г. О них см. кн. I, гл. 39, 41.
196. А был он уроженцем города Сабарии в Паннонии. — Об этом см. кн. I, гл. 36 и прим. 106 к кн. I.
197. Вначале он... основал монастырь в городе Милане... — См. кн. I, гл. 48.
198. Он помешал Максиму в Испании обратить меч против еретиков... — Император Максим хотел силой подавить еретиков, сторонников Присциллиана, еретическое учение которого (гностического и манихейского толка) было широко распространено в городах Испании. Присциллиан и его ближайшие единомышленники были осуждены на казнь императором Максимом по доносу епископа Идация. По свидетельству Сульпиция Севера, Мартин просил императора Максима не применять к ним смертной казни. Однако Присциллиан был убит; его ересь после этого еще больше распространилась. (См.: Сульпиций Север. Священная и церковная история. М., 1915. С. 130).
199. ...он умер на 81-м году в деревне Канде, в области своего города. — См. кн. I, гл. 48, где о кончине св. Мартина рассказано подробно. Вероятнее всего, как замечает Р. Бухнер (Т. 1. С. 51. Прим. 3), Мартин умер 8 ноября 397 г.
200. О житии его написано сочинение Сульпиция Севера. — См.: Сульпиций Север. Житие cв. Мартина. О нем же говорится и в Диалогах (CSEL. Т. 1).
201. А в монастыре, который ныне называется Великим... — Позднее монастырь Мармутье (деп. Эндр-и-Луара).
202. Но втором году правления Аркадия и Гонория... — В 397 г.
203. ...четвертым епископом поставлен был Брикций. — О нем см. кн. II, гл. 1.
204. ...жители Тура обвинили его в прелюбодеянии.,. — См. кн. II, гл. 1.
205. ...посадили епископом Юстиниана. — О нем см. кн. II, гл. 1.
206. ...поставили епископом Арменция. — О нем см. кн. II, гл. 1.
207. Здесь он построил небольшую базилику над захоронением блаженного Мартина и сам был там погребен. — Вероятно, это предложение является позднейшей вставкой, так как нарушает связь с последующим абзацем.
208. Пятым епископом поставлен был Евстохий... — О нем см. кн. II, гл. 14, 39.
209. ...как об этом упоминает в своем письме святой Павлин... — Не совсем ясно, какое письмо имеет в виду Григорий.
210. Евстохий занимал епископскую кафедру 17 лет... — Видимо, в 444-461 гг.
211. Шестым епископом поставлен был Перпетуй — О нем см. кн. II, гл. 14, 26.
212. ...под своды коей он перенес святые останки самого почитаемого божия угодника, — Т. е. тело св. Мартина. См. кн. II. гл. 14.
213. ...до дня рождества святого Иоанна [Предтечи]. — 24 нюня.
214. ...до смерти владыки святого Мартина. — 11 ноября.
215. ...до рождества Христова... — 25 декабря.
216. Со дня рождения святого Илария... — 13 января.
217. На крещение... — 6 января.
218. В престольный день святого Петра... — 22 февраля.
219. В день вознесения... — На сороковой день после пасхи.
220. В день усекновения главы святого Иоанна [Предтечи]... — 29 августа.
221. В день святых апостолов Петра и Павла... — 29 июня.
222. В день святого Мартина... — 4 июля, праздник посвящения в епископы святого.
223. В день святого Симфориана... — 22 августа.
224. В день святого Литория... — 13 сентября.
225. ... в день святого Мартина в базилике его имени. — 11 ноября, день погребения Мартина.
226. в день святого Брикция... — 13 ноября.
227. ...в которую он встроил свод прежней церкви. — Имеется в виду старая церковь Мартина.
228. Седьмым епископом поставлен был Волузиан... — О нем см. кн. II, гл. 26.
229....и построена в Великом монастыре... — См. прим. 201 к кн. X.
230. Восьмым епископом поставлен был Вер. — См. кн. II, гл. 26.
231. девятым епископом был Лициний... — О нем см. кн. II, гл. 39, 43; кн. III, гл. 2.
232. Он... отправился на Восток и посетил святые места. — См. кн. II, гл. 39.
233. В его время в Type побывал после своей победы над готами король Хлодвиг — В 508 г. См. кн. II, гл. 37.
234. ...они... были изгнаны из своих городов из-за враждебности к ним [жителей]. — Видимо, из-за вражды к ним бургундов-ариан. См. кн. III, гл. 17.
235. Одиннадцатый епископ Динифий... — О нем см. кн. III, гл. 2, 17.
236. двенадцатым епископом был Оммаций... — О нем см. кн. III, гл. 17.
237. А епископом он был 4 года и 5 месяцев... — В кн. III (гл. 17) указано, что Оммаций был епископом три года.
238. Тринадцатым епископом поставлен был Леон... — О нем см. кн. III, гл. 17.
239. А епископом он был 6 месяцев... — В кн. III (гл. 17) указано, что семь месяцев, и в ней дана несколько другая последовательность епископов.
240. Четырнадцатым епископом поставлен был Францилион... — О нем см. кн. III, гл. 17.
241. Пятнадцатым епископом был Инъюриоз... — О нем см. кн. III, гл. 17; кн. IV, гл. 1, 2, 3.
242. В его время была построена и базилика святого Германа. — Видимо, теперь церковь Сен-Жермен-сюр-Вьенн, округ и кантон Шинон, деп. Эндр-и-Луара.
243. ...были основаны местечки Нейи... — Или Нейе, точно не установлено, так как в окрестностях Тура четыре местечка носят это название.
244. Шестнадцатым епископом был поставлен Бавдин, бывший референдарий короля Хлотаря. — О нем см. кн. IV, гл. 3, 4.
245. Солид. — См. прим. 153 к кн. IV.
246. Он учредил общую трапезу для каноников. — Совместная жизнь духовенства, подобная монастырской, была разрешена с IV в.
247. Семнадцатым епископом был поставлен Гунтар... — О нем см. кн. IV, гл. 4, 11.
248. Восемнадцатым епископом был поставлен пресвитер Евфроний... — О нем см. кн. IV, гл. 15, 26; кн. V, гл. 49; кн. IX, гл. 30, 39, 40. Его род связан с родом Оммация и родом Григория Турского. См. кн. V, гл. 49.
249. В его время город Тур сгорел вместе со всеми церквами, во время большого пожара... — См. кн. IV, гл. 20.
250. ...что случилось по вине Вилиахара, который нашел там убежище от преследований... Храмна... — См. кн. IV, гл. 17, 20.
251. ...Евфроний на средства короля Хлотаря покрыл ее оловом. — См. кн. IV, гл. 20.
252. В его время была построена базилика святого Винценция. — В одном из предместий Тура.
253. А был он епископом 17 лет... — Евфроний был епископом Тура с 556 по 573 г.; с 573 епископом Тура становится Григорий.
254. В ней... хранили мощи блаженных, принесенные из Акапна. — При Акапне в Валле (Швейцария), должно быть, претерпел мученическую смерть фиванский легион во главе с их вождем Маврикием, поэтому там был основан монастырь св. Маврикия. (См.: Бухнер Р. Т. 2. С. 419. Прим. 7).
255. ... в их честь совершались молитвенные бдения... — 22 сентября.
256. Найдя стены святой базилики обгоревшими от пожара... — Т. е. стены базилики святого Мартина.
257. Марциан Капелла — древнеримский писатель V в., уроженец Северной Африки (г. Карфаген), автор энциклопедии в десяти книгах («Бракосочетание Филологии и Меркурия»). В этом сочинении Марциан Капелла дал обзор всего круга знаний античности, известного под названием "семи свободных искусств" (septem artes liberales): грамматики, риторики, диалектики, геометрии, арифметики, астрономии и музыки. В VI в. Боэций и Кассиодор разбили эти семь "искусств" на две группы: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (остальные четыре «искусства»). В таком виде эти «семь свободных искусств» и вошли в средневековую культуру.
258. А эти книги мы завершили на двадцать первом году нашего епископства. — В 593 или 594 г,
259. ...мы не могли с точностью установить промежутки времени между поставлениями в епископы. — Т. е. время между окончанием епископского служения и новым поставленном в епископы.
260. Oт кончины св. Мартина... до двадцать первого года нашего служения епископом, пятого года первосвященничества Григория, папы Римского, тридцать первого года правления короля Гунтрамна и девятнадцатого года правления короля Хильдеберта Младшего — 197 лет. — В толковании заключительного текста с хронологическими подсчетами возникла трудность, на которую указал Р. Бухнер в своем издании «Десяти книг истории» Григория Турского. Первые три даты в общем согласовываются друг с другом: двадцать первый год служения епископом Григория Турского падает на август 593 или август 594 г.; девятнадцатый год правления короля Хильдеберта — на декабрь 593 или декабрь 594 г.; пятый год службы папы Григория Великого начинается с 3 сентября 594 г., а если считать пятый год от его избрания папой (апрель 590 г.), то он падает на апрель 594 или апрель 595 г. Видимо, Григорий Турский закончил пересмотр своего сочинения, написав заключение своей "Истории" между апрелем 593 и августом 594 г. Что же касается тридцать первого года правления короля Гунтрамна, приходившегося на декабрь 591 или декабрь 592 г., то эта дата не согласуется с предыдущими. В 594 г. короля Гунтрамна уже не было в живых, он умер в марте 592 г. Почему Григорий сохранил упоминание о правлении Гунтрамна, трудно сказать. Вероятнее всего, как полагает Р. Бухнер (Т. 1. С XXIV) эта дата ошибочно осталась от ранней редакции «Истории» 591-592 гг.
261. Каковых лет общее число таково: 5 792 года. — Точнее 5 793 г.