КОММЕНТАРИИ

КОММЕНТАРИИ

1 Поражение дунху красочно описано Сыма Цянем:

«Когда Маодунь вступил на престол, дунху были сильны и достигли расцвета. Узнав, что Маодунь убил отца и вступил на престол, они отправили гонца сообщить Маодуню, что хотят получить бывшего у Тоуманя (отец Маодуня.—В. Т.) коня, пробегающего в день 1000 ли. Маодунь посоветовался с сановниками, и все они сказали: „Конь, пробегающий в день 1000 ли, является драгоценным конем для сюнну, не отдавайте его". Маодунь ответил: „Разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него одного коня?"—и отдал дунху коня, пробегающего в день 1000 ли.

Через некоторое время дунху, думая, что Маодунь боится их, отправили гонца сказать ему, что они хотят получить одну из шаньюйских жен (яньчжи). Маодунь снова стал советоваться с приближенными, и все они с негодованием ответили: „Дунху не знают правил приличия, а поэтому и требуют жену. Нападите на них". Маодунь ответил: „Разве можно жить рядом с другим государством и жалеть для него одну женщину?". Затем взял любимую жену и отдал ее дунху.

Правитель дунху, еще более возгордясь, начал захватывать земли на западе. Между [дунху] и сюнну пролегали брошенные земли, на которых на расстоянии более 1000 ли никто не жил; те и другие жили по краям, образуя оуто (орда.—В. Т.). Дунху отправили гонца сказать Маодуню: „Брошенную землю за пределами оуто, служащую границей между сюнну и нами, сюнну не должны посещать, мы хотим владеть ею". Маодунь снова посоветовался с сановниками, и некоторые из них сказали: „Это брошенная земля, ее можно отдать и можно не отдавать". Крайне разгневанный, Маодунь ответил: „Земля—основа государства, разве можно отдавать ее!" Всем советовавшим отдать землю он отрубил головы.

(Затем] Маодунь сел на коня, приказал рубить голову каждому в государстве, кто опоздает явиться [к месту сбора], двинулся на восток и внезапно напал на дунху. Дунху, с пренебрежением относившиеся до сих пор к Маодуню, не принимали мер предосторожности. [Поэтому], когда Маодунь во главе войск напал на дунху, он разгромил их наголову, убил их правителя, захватил пленных из его народа и принадлежавший ему домашний скот» [56, гл. 110, л. 8а—9а].

 

2Под куполообразным шалашом (хунлу) имеется в виду юрта. По объяснению Янь Шигу (581'—645), иероглиф хун обозначает «войлочная палатка куполообразной формы», отчего и произошло название хунлу [30, гл. 94а, л. 14а].

Помимо термина хунлу в источниках для обозначения юрты употребляются термины лушэ—«шалаш» [34, гл. 103, л. 7а], чжаньчжан—«войлочная палатка» [86, гл. 95, л. 50б], т. е. юрта, покрытая войлочной кошмой, и т. д. Юрта служила жилищем для всех кочевников с незапамятных времен, но, по-видимому, наиболее раннее описание ее конструкции, относящееся к 81 г. до н. э., дается в трактате «Янь те лунь» («Дискуссия по вопросам соли и железа»). Рисуя образ жизни сюнну. Сан Хунъян (?—80 гг. до н.э.), крупный государственный деятель времен ханьского императора У-ди, с пренебрежением заметил, что у сюнну «сплетенная ива служит домом, войлочная циновка является крышей» [71, § 52, с. 53]. Сюннуская юрта, видимо, мало отличалась от более известной монгольской юрты XIII в. Во всяком случае, основные детали конструкции — прутья и войлок — оставались без изменения. «Ставки (юрты.—и. Т.) у них круглые, изготовленные наподобие палатки и сделанные из прутьев и тонких палок. Стены же и крыши покрыты войлоком, двери сделаны тоже из войлока»,—писал Плано Карпини о жилище монголов [12, с. 27].

Чан-чунь, по выражению Б. Я. Владимирцова, «этот тонко образованный китаец», совершивший поездку к Чингисхану на берега Керулена, оставил об этом посещении запись: «По обоим берегам ее (реки] растет много ив. Монголы пользуются этим деревом, делая из него свои юрты» [27, с. 288].

Важной этнографической чертой является расположение выхода из юрты. У ухуаней выход из юрты был обращен на восток, к солнцу.

 

3 Б. Я. Владимирцов отмечает, что «территория, на которой обычно кочевала какая-либо социальная единица, называлась nuntuх или nutug по-монгольски и уurt по-тюркски; слова эти обозначали также „становище, местожительство"» [6, т. 1, с. 57]. Основываясь на этом свидетельстве, под местом для жительства следует понимать территорию для кочевания.

 

4По объяснению ханьского ученого Лю Си, гобуяо — это головной убор китайских императриц, украшенный подвесными жемчужинами, качающимися при ходьбе |[67, гл. 90, л. 2а, примеч.].

 

5Ляодун — округ, созданный при династии Цинь. Приблизительно включал в себя юго-восточные части совр. пров. Ляонин и бывшей пров. Жэхэ, а также северо-восточную часть пров. Хэбэй [31, с. 48, примеч. 399].

 

6Гора Дайшань отождествляется с горой Тайшань, известной также под названиями Дайцзун или Дунюэ и находящейся в совр. уезде Тайань в пров. Шаньдун. С древнейших времен относится к самым почитаемым священным горам в Китае.

 

7Свидетельство о том, что сюнну забирали у ухуаней жен и детей в случае непредставления дани, по-видимому, верно.

При ханьском императоре Пин-ди (1—6 гг. н.э.) из Западного края к сюнну бежал правитель Заднего владения Чэши. Когда Пин-ди, ссылаясь, что Западный край подчиняется Хань, потребовал выдачи перебежчика, шаньюй ответил: «Императоры Сяо-сюань и Сяо-юань, проявляя сострадание к сюнну, заключили договор, по которому все, находящиеся к югу от Великой стены, принадлежат Сыну Неба, а все, находящиеся к северу от Великой стены, принадлежат шаньюю; о нарушениях укрепленной линии надлежит немедленно докладывать; перебежчиков нельзя принимать. Хуханье, отец вашего слуги Чжи, удостоившийся неисчислимых милостей династии Хань, перед смертью завещал: „Если из Срединного государства будут перебежчики, таковых не принимать, а немедленно доставлять к укрепленной линии, дабы отблагодарить Сына Неба за его великие милости". Сейчас же пришли из чужеземных нладений, и я имею право принять их».

В связи с возникшим спором о перебежчиках династия Хань добавила к старому договору четыре новые статьи, по которым сюнну запрещалось принимать жителей Срединного государства, усуней, жителей владений Западного края, правители которых получили печать и пояс от Срединного государства, и ухуаней. Основываясь на новой статье, династия Хань объявила ухуаням, что они не должны больше платить сюнну налог кожами и полотном. Сюнну же, руководствуясь старыми установлениями, отправили посла требовать с цхуаней уплаты налога, причем за послом последовали сюннуские мужчины и женщины, желающие, торговать. Ухуани отказали послу, сказав: «Согласно ук.чзу, полученному от Сына Неба, мы не должны платить налога сюнну». Разгневанный посол схватил ухуаньского вождя и повесил вверх ногами. Тогда братья вождя убили посла и сопровождавших его лиц. Услышав об этом, шаньюй отправил в земли ухуаней войско. Ухуани рассеялись, некоторые из них бежали в горы, другие—на восток, под защиту укрепленной линии. Сюнну перебили много народу, угнали до тысячи женщин и малолетних и объявили ухуаням: «Приходите выкупать с лошадьми, кожами и полотном». Более 2 тыс родственников угнанных в плен явились с имуществом и скотом для выкупа, но сюнну взяли выкуп, а явившихся задержали и не отпустили обратно [30, гл. 946, л. 20а—20б].

 

8Военачальник, командующий сильной конницей (пяоци цзянцзюнь),— воинское звание. Впервые введено в 121 г. до н. э., первым его получил Хо Цюйбин, посланный в поход против сюнну. До этого он имел звание пяояо сяовэй. Судя по имеющемуся комментарию, пяояо означало «сильный и быстрый». По-видимому, иероглиф пяо вошел в название нового звания — пяоци цзянцзюнь [30, гл. 55, л. 6а]. В эпоху Хань звание военачальника, командующего сильной конницей, следовало за званием великого военачальника и лица, которым оно присваивалось, приравнивались по положению к трем гунам, т. е. к трем высшим сановникам империи.

Хо Цюйбин (140—117 гг. до н.э.), посмертный титул Цзинхуань-хоу,— ханьский военачальник, прославившийся подвигами в войнах против сюнну. Умер в возрасте немногим более 24 лет. Был похоронен в местности Маолин (к северо-востоку от совр. уездного города Синпин в пров. Шэньси), там же позднее был погребен император У-ди. Могиле Хо Цюйбина как воздаяние за его заслуги была придана форма горы Циляньшань, у которой он нанес поражение сюнну. Над могилой поставлено каменное изваяние лошади, топчущей поверженного сюннусца. Жизнеописание Хо Цюйбина приводится в «Ши-цзи» {56, гл. 111].

 

9Шангу — округ, появившийся при династии Цинь. Занимал северо-западную и частично центральную часть пров. Хэбэй. Во времена династии Хань управление округом располагалось в уездном городе Цзюйян, находившемся к югу от бывшего уездного города Хуайлай в пров. Хэбэй [31, с. 445, примеч.23].

 

10Юйян — округ, созданный в период правления династии Цинь. В его состав входили земли, расположенные к востоку от Пекина, к северу от Тяньцзиня, к югу от Великой стены и к западу от уездов Фынжунь и Цзуньхуа. Управление округом находилось в одноименном уездном городе, лежавшем к юго-западу от совр. уездного города Миюнь в пров. Хэбэй

 

11Юбэйпин—округ, учрежденный при династии Цинь. Занимал территорию совр. уездов Фынжунь, Цзуньхуа и Цзисянь в пров. Хэбэй, а также уездов Чэндэ, Линъюань и Пинцюань в бывшей пров. Жэхэ. Управление округом находилось в уездном городе Пинган, расположенном на месте совр. уездного города Пинцюань.

 

12В тексте перечислены названия лишь четырех округов. По мнению Цянь Дасиня (1728—1804), пропущен округ Ляоси (74, т. 1, с. 270], занимавший северо-восточный угол пров. Хэбэй, юго-восточную часть бывшей пров. Жэхэ и западную часть пров. Ляонин. Управление округом находилось в уездном городе Цзюйлюй, лежавшем к востоку от совр. уездного города Лулун в пров. Хэбэй [31, с. 450, примеч. 94].

 

13«Надзирающий за ухуанями полковник (ху ухуань сяовэй или ухуань сяовэй}». Судя по тексту, его функции состояли в надзоре за ухуанями и управлении ими, эти значения переданы иероглифом ху. Такое же значение для иероглифа ху дает и словарь «Цыхай». В «Хоу Хань-шу» находим: «Надзирающий за ухуанями полковник—чиновник, получавший натуральное довольствие в размере 2 тыс. даней зерна в год и управлявший ухуанями» [67, гл. 118, л. Юб].

 

14Хо Гуан (?—68 г. до н.э.), второе имя Цзымэн, младший сводный брат (от разных матерей) знаменитого полководца Хо Цюйбина. Благодаря родственным связям в возрасте немногим более ,10 лет был назначен телохранителем императора, а по достижении зрелого возраста свыше 20 лет служил императору У-ди, занимая сначала должность воеводы, обслуживающего колесницы, а затем — дворцового советника. Перед смертью У-ди объявил Хо Гуа-на великим военачальником, присвоил ему звание главнокомандующего, по жаловал титул Болу-хоу и приказал совместно с сановниками Цзинь Миди, Шангуань Цзе и Сан Хунъяном помогать своему преемнику, императору Чжао ди, в управлении государством. В это время Чжао-ди было всего восемь лет,

Дочь Хо Гуана была замужем за Шангуань Анем, сыном Шангуань Цзе. От этого брака родилась девочка, которую в возрасте пяти лет Шангуань Цзс хотел выдать замуж за малолетнего императора. Поскольку Хо Гуан возражал против брака, Шангуань Цзе прибег к поддержке некоего Дин Вайжэня, фаворита принцессы Гайчжу. С ее помощью в 83 г. до н. э. дочь Шангуань Аня была объявлена императрицей, а сам он получил звание военачальника, командующего колесницами и конницей (чэци цзянцзюнь). Добившись своей цели, Шангуань Цзе хотел вознаградить Дин Вайжэня за содействие путем пожалования ему титула хоу или предоставления высокой должности, но не сумел ничего сделать из-за сопротивления Хо Гуана. Между сановниками нспыхнула борьба за власть, причем на сторону Шангуань Цзе встала принцесса Гайчжу, обиженная за своего фаворита. К ним присоединился Янь-ван, сии императора У-ди, рассчитывавший занять престол после смерти отца, но обманувшийся в своих надеждах, а также Сан Хунъян, недовольный тем, что гго сыновья и братья не смогли добиться назначений на высокие должности.

Вначале заговорщики хотели только отстранения Хо Гуана, поэтому представляли императору доносы, упрекая Хо Гуана в злоупотреблении властью и своеволии. Когда этот метод не принес результатов, было решено поднять мятеж с целью свержения императора Чжао-ди. Заговор был раскрыт, Шангуань Цзе, его сын Ань, Сан Хунъян, Дин Вайжэнь и другие были казнены, и принцесса Гайчжу и Янь-ван покончили жизнь самоубийством. Уничтожив гноих соперников, Хо Гуан прочно захватил власть и не выпускал ее из рук к течение последующих 20 лет.

В 74 г. до н. э. император Чжао-ди умер, не оставив после себя наследника. На престол был возведен внук императора У-ди, имевший титул Чанъи-вана. Однако, как свидетельствуют источники, он отличался распутством, поэтому Хо Гуан сговорился с сановниками и низложил его ровно через 27 дней после вступления на престол. По совету Бин Цзи Хо Гуан объявил императором внука наследника престола Ли. Последний был убит во время мятежа, связанного с наговорами. Внук Ли вступил на престол под титулом Сюань-ди. заняв престол исключительно благодаря усилиям Хо Гуана, Сюань-ди очень щедро одарил его и женился на его дочери. В 68 г. до н. э. Хо Гуан умер 1:10, гл. 68].

 

15Заляоский военачальник (дуляо цзянцзюнь) — воинское звание. При династии Хань постоянной должности военачальника не было и на эту должность назначали только во время военных действий. К высшим военачальникам относились: великий военачальник (да цзянцзюнь); военачальник, командующий 'ильной конницей (пяоци цзянцзюнь); военачальник, командующий колесницами и конницей (чэци цзянцзюнь), и вэй цзянцзюнь. Ниже шли звания: военачальник, командующий передовыми войсками (цянь цзянцзюнь); военачальник ,аръергарда (хоу цзянцзюнь); военачальник левого крыла (цзо цзянцзюнь); начальник правого крыла (ю цзянцзюнь).

Помимо перечисленных званий существовало много других, которые образовывались путем прибавления к слову «военачальник» различных опредений. Все эти звания объединялись в общую группу военачальников разных наименований (цзахао цзянцзюнь) [67, гл. 114, л. 86—9а]. К этой группе относится и военачальник, переправившийся через р. Ляо (дуляо цзянцзюнь).По объяснению Ин Шао (140—206), такое звание возникло в связи с тем, что Фань Минъю должен был переправиться через р. Ляо и напасть на ухуаней |.!0, гл. 7, л. 7б].

 

16По-видимому, весь абзац заимствован из «Хань-шу», где говорится: 

«Новые сюннуские перебежчики в Хань сообщили, что ухуани раскопали могилу покойного шаньюя. Рассерженные сюнну отправили 20 тыс. всадников для нападения на ухуаней. Великий военачальник Хо Гуан хотел выслать войска, чтобы перехватить сюнну, но, когда он спросил мнение Чжао Чунго, за. ннмавшего должность великого воеводы, командующего войсками, тот нашел, но в последнее время ухуани несколько раз нарушали границы и нынешнее нападение сюнну выгодно для Хань. Кроме того, [он считал], что сюнну стали редко совершать грабительские набеги, на северных границах, к счастью, все спокойно и теперь, когда варвары нападают друг на друга, высылать войска против сюнну—значит вызывать грабителей на ссору [с Хань], а в этом нет необходимости.

Затем Хо Гуан обратился за советом к Фань Минъю, занимавшему должность начальника охранной стражи телохранителей (чжунланцзян). [Фань] Минъю сказал, что [на сюнну] следует напасть; ему дали звание заляоского военачальника, и он выступил в поход из округа Ляодун во главе 20 тыс. всадников.

Сюнну, узнав о приближении ханьских войск, повернули назад. Кстати, Хо Гуан предупредил Фань Минъю о том, чтобы войска не ходили в поход напрасно, если они не успеют перехватить сюнну, то должны напасть на ухуаней. Ухуани в это время только что пострадали от войск сюнну, и [Фань] Минъю, не успевший перехватить сюнну, воспользовавшись усталостью ухуаней, напал на них, порубил более 6 тыс. человек, обезглавил трех князей и возвратился обратно» [30, гл. 94а, л. 326—ЗЗа].

 

17Область Ючжоу — согласно принятой в Китае традиции император Яо разделил Поднебесную на девять областей. Поскольку область Цзи, которая, как считается, занимала территорию пров. Шаньси, северо-западную часть пров. Хэбэй, северную часть пров. Хэнань и пров. Ляонин, была слишком большой по площади, Шунь отделил от нее северо-восточную часть и создал на выделенных землях область Ючжоу. Новая область занимала часть территории пров. Хэбэй и пров. Ляонин. При династии Цинь на территории области были созданы округа Юйян, Шангу, Юбэйпин и Ляоси. При династии Хань к области Ючжоу были присоединены земли, отнятые у владения Чаосянь. В дальнейшем территория области постепенно уменьшалась, а ее административный центр переносился из одного города в другой. Так, при Восточной Хань управление области находилось в г. Цзи, лежавшем к юго-западу от совр. уездного города Дасин в пров. Хэбэй, а при династии Цзинь — в г. Чжо, располагавшемся на месте совр. уездного города Чжосянь в той же провинции. При династии Суй область была упразднена, но при династии Тан снова восстановлена.

 

18Ван Ман хотел нанести сюнну решительный удар. Для этого он разработал новую тактику борьбы с давними врагами Китая. Он решил разделить их на 15 частей и поставить во главе каждой из них своего шаньюя. Бороться с раздробленным противником было бы значительно легче: В «Хань-шу». указывается: «После вступления на престол (Ван] Ман, основавший династию Синь, рассчитывая на богатства хранилищ и кладовых, хотел упрочить свое влияние, а поэтому назначил военачальников 12 армий, стал собирать удальцов в округах и владениях, взял лучшее оружие из оружейных складов, определил каждому военачальнику место для расквартирования и начал перевозить на границу войска и военное снаряжение. Он решил, что, когда будет собрано 300 тыс. воинов и подвезен провиант на 300 дней, войска одновременно выступят в десяти направлениях, начнут неустанно преследовать сюнну и загонят их в земли динлинов, после этого земли сюнну будут разделены, а шаньюями поставлены 15 потомков Хуханье» [30, гл. 946, л. 236—24а]. Из этой затеи ничего не вышло, собранные войска так и не выступили в поход, огромные средства были израсходованы напрасно.

 

19Военачальник Восточного края (дунюй цзян) — звание, входившее в группу военачальников различных наименований. См. коммент. 15.

 

20Округ Дайцзюнь был создан на землях древнего царства Дай, уничтоженного Сян-цзы, правителем владения Чжао. Округ занимал северные части провинций Шаньси и Хэбэй.

 

21Имеются в виду уже упоминавшиеся пять округов: Шангу, Юйян, Юбэйпин, Ляодун и Ляоси.

 

22Сиратори связывает гору Байшань (Белая гора) с горой Таньхань, у которой сяньбийский вождь Таньшихуай учредил свою ставку [67, гл. 90, л. 14а]. По свидетельству Фань Е, гора Таньхань была расположена более чем в 300 ли к северу от уездного города Гаолю (находился северо-западнее совр. уездного города Янгао в пров. Шаньси), поэтому ставка Таньшихуая и гора, у которой она находилась, должны были лежать вблизи совр. города Чжан-цзякоу. Сиратори высказывает предположение, что Байшань и Таньхань — одна и та же гора, названная в первом случае по-китайски, а во втором—на языке кочевников. Байшань—букв.: белая гора, а понятие «белый» выражается в монгольских языках словами чаган, чахан, китайской транскрипцией которых является Таньхань 153, с. 51, 52].

 

23Военачальник—усмиритель волн (фубо цзянцзюнь)—воинское звание, которое в 112 г. до н.э. ханьский император У-ди (141—87 гг. до н.э.) пожаловал сановнику Лу Бодэ, выступившему в поход против владения Наньюэ {Южное Юэ). В это звание вкладывалось пожелание, чтобы во время переправ на судах через обширные водные пространства утихали волны.

Ма Юань (14 г. до н.э.—49 г. н.э.) —потомок чжаоского военачальника Чжао Шэ, имевшего титул Мафу-цзюня. Начал служебную карьеру с небольшой должности в округе. Однажды, конвоируя важного преступника, пожалел его и выпустил на свободу, а сам бежал в округ Бэйди, где занялся скотоводством и быстро разбогател. Дальнейшую жизнь Ма Юаня лучше всего характеризуют его же слова: «Мужчина должен умирать в открытом поле на границе, а его тело, обернутое в шкуру лошади, следует возвращать на родину .для погребения. Разве он может лежать на кровати на руках сыновей и дочерей?»

При Ван Мане Ма Юань получил назначение на должность начальника округа Синьчэн, а после гибели Ван Мана служил сначала Вэй Сяо, а затем перешел на сторону императора Гуан-у. Когда Вэй Сяо поднял восстание в округе Лунси, Ма Юань выложил перед императором рельеф местности из .зерен риса и указал пути нападения, благодаря чему войска Вэй Сяо были разбиты. В 35 г. был назначен на должность начальника округа Лунси, успешно вел борьбу с цянами. В 41 г. получил звание военачальника—усмирителя волн (фубо цзянцзюнь) и отправился в поход против южных варваров. .За успешные действия получил титул Синьси-хоу и право кормления с 3 тыс. дворов. В 44 г. вернулся из похода, но в связи с набегами сюнну и ухуаней сразу же попросил императора направить его на борьбу с ними. В следующем году во главе 3 тыс. всадников выступил из Гаолю, однако ухуани, заранее узнав от разведчиков о движении китайского отряда, успели отойти. В 48 г., в возрасте 62 лет, по собственной просьбе был направлен против южных инородческих племен, совершавших набеги на Китай. Из-за жары и труднопроходимых дорог поход оказался неудачным. Воины страдали от болезней, а сам Ма Юань заболел малярией и в 49 г. умер. Неудача Ма Юаня настолько разгневала императора, что он лишил его титула Синьси-хоу [67, гл. 24].

 

24Застава Уюаньгуань находилась в округе Дайцзюнь [67, гл. 90, л. 46, примеч.].

 

25На 22-м году правления императора Гуан-у (46) умер шаньюй Юй и на престол вступил его сын Удатихоу. Вскоре он тоже умер, после чего шаньюем стал его младший брат Пуну. Это разгневало Би, сына шаньюя Учжулю жоти, который по существовавшей системе престолонаследия должен был стать шаньюем. В результате среди сюнну разгорелась борьба за престол, приведшая к их ослаблению.

 

26Блюститель нравов (сыту—букв.: ведающий народом) (78, т. 1, гл. 9, с. 325] — одна из наиболее старых должностей в Китае, впервые упоминается в «Шан-шу» [84, т. 1, с. 103]. Блюститель нравов распространял среди населения пять принципов в отношениях между людьми, согласно которым отцы должны быть справедливыми, матери — любящими, старшие братья дружественно относиться к младшим, младшие братья уважать старших и дети проявлять почтение к родителям.

27 Нинчэн находился к северо-западу от совр. уездного города Сюаньхуа в пров. Хэбэй [47, с. 673].

 

28Шуайчжун-ван—букв.: ван, стоящий во главе народа.

 

29Яньмынь — округ, созданный царством Чжао в период Чжань-го. Занимал северо-западную часть пров. Шаньси, к северу от Нинъу [31, с. 290, яримеч. 248].

 

30Уюань—бывший циньский округ Цзюань, переименованный'при династии Хань в Уюань. Занимал северо-западную часть бывшей пров. Суйюань.

 

31Цзююань — уездный город, в котором находилось управление округом Уюань. Лежал к востоку от совр. города Уюань в бывшей пров. Суйюань.

 

32Хэ Си, по прозвищу Мэн-сунь,— малозаметная фигура, о его жизни сообщается лишь в приложении к жизнеописанию Лян Циня. При императоре Хэ-ди служил в приказе по охране внутренних ворот императорского дворца в должности чиновника по поручениям (эчжэ). Занимавшие эту должность ведали представлением прибывающих ко двору гостей и осуществляли связь между ними и императором. Отличался представительностью, а когда вводил прибывших гостей, поражал присутствующих громким голосом. За эти качества император Хэ-ди повысил его в должности и сделал помощником главного цензора (юйши чакун чэн). В дальнейшем занимал должности пристава' по уголовным делам (сыли сяовэй) и великого управителя сельского хозяйства (да сьмун). Умер от болезни в походе против сюнну [67, гл. 47, л. 28б].

 

33Лян Цинь (?—112 г. н.э.), по прозвищу Бо-вэй,—уроженец уезда Ицзюй' в округе Бэйди. Его отец Лян Фын в 89 г. участвовал в походе Доу Сяня против сюнну и был послан вручить шаньюю подарки, чтобы склонить его к переходу на сторону Хань. В результате усилий Лян Фына свыше 10 тыс. сюн-нусцев изъявило покорность, но в дальнейшем у него возникли расхождения' с Доу Сянем, и он был сослан в округ Увэй, начальник которого, выполняя волю Доу Сяня, убил его. Вскоре после гибели самого Доу Сяня император-Хэ-ди, зная, что Лян Фын пострадал невинно, вызвал Лян Циня и сделал его-телохранителем.

В 106 г. Лян Цинь получил должность помощника полковника Западного края (Сиюй фусяовэй) и выехал к месту назначения. Когда он прибыл в Хэси-(общее название земель к западу от Хуанхэ), во владениях Западного края вспыхнуло восстание. Было совершено нападение на ханьского губернатора. Жэнь Шана, находившегося во владении Шулэ. Жэнь Шан оказался в критическом положении, в связи с чем Лян Цинь получил приказание выступить ему на помощь во главе 5 тыс. цяньских и хуских всадников. Вскоре вместо Жэнь Шана губернатором Западного края был назначен Дуань Си, а должность воеводы конной охранной стражи (ци дувэй) получил Чжао Бо. Оба находились в г. Тоганьчэн, во владении Гуйцы. Это был небольшой город, и Лян Цинь понял, что его трудно будет оборонять. Он обратился к правителю Гуйцы Байба и, обманув его, попросил для себя разрешения разместиться в. столице и совместно защищать ее, на что получил согласие. Однако, войдя в столицу, он сразу же пригласил туда Дуань Си и Чжао Бо, которые не замедлили явиться с отрядом численностью 9 тыс. воинов. Это вызвало восстание, население осадило столицу. В течение нескольких месяцев ханьским военачальникам удалось подавить волнения и восстановить порядок, но связь с-Китаем оказалась прерванной. Обсуждая при дворе создавшееся положение,. сановники решили, что владения Западного края расположены далеко от Китая, там неоднократно вспыхивали восстания, а содержание пахотных поселений требует огромных расходов. В результате в 107 г. было принято решение упразднить должность генерал-губернатора Западного края, Дуань Си и Чжа» Бо отозвать, а переселенцев вернуть обратно. Когда, выполняя это решение, Лян Цинь прибыл в Дуаньхуан, произошло восстание цянов, в подавлении которого он принял активное участие.

Зимой 109 г. южный шаньюй вместе с ухуаньскими старейшинами поднял восстание. Против мятежников были направлены войска во главе с Хэ Си,. Пан Сюном и Гэн Куем, а Лян Цинь был назначен на должность исполняющего обязанности заляоского военачальника (дуляо цзянцзюнь). Когда Пань Сюн и Гэн Куй разбили войска сюннуского юйцзянь жичжу-вана, выступил-сам шаньюй, окруживший в Мэйцзи начальника охранной стражи телохранителей (чжунланцзян) Гэн Чжуна. После нескольких месяцев упорных боев Гэн Чжун запросил подкрепления. К нему на помощь был послан Лян Цинь. во глазе " тыс. всадников. Лян Цинь разбил сюннусцев, но попал в окружение подошедшего шаньюя. В результате сражения шаньюй отступил в Хуцзэ.. Преследуя шаньюя, Хэ Си подошел к г. Маньбо, но здесь тяжело заболел. Всеми дальнейшими операциями руководили Пан Сюн, Лян Цинь и Гэн Чжун.. Испугавшись многочисленности ханьских войск, шаньюй отправил к Лян Ци-ню посла и изъявил желание сдаться, на что и получил согласие. За успешные действия Лян Цинь получил звание заляоского военачальника.

В 110 г. округа Аньдин, Бэйди и Шанцзюнь подверглись нападению цянов, в связи с чем Лян Циню было приказано переселить жившее там население в округ Фуфын. Для охраны переселяемых Лян Цинь послал сына старшего брата южного шаньюя, которому за успешное выполнение задания пожаловал титул хоу. За это его обвинили в злоупотреблении властью и посадили в тюрьму. В защиту Лян Циня выступил Ма Юн, представивший императору доклад, в котором отмечались способности Лян Циня и говорилось о том что только он может усмирить цянов. Освобожденный из тюрьмы, Лян Цинь выступил в поход, но вскоре заболел и умер [67, гл. 47].

 

34«Главный воевода (дувэй)». При династии Цинь во всех 36 округах, на которые делилась империя, была установлена должность окружного воеводы (цзюньвэй). Воевода оказывал содействие начальнику округа и руководил военными делами. В 148 г. до н.э. для должности окружного воеводы было принято новое название—дувэй—«главный воевода». Главные воеводы, как и начальники округов, получали натуральное довольствие в размере 2 тыс. даней зерна в год (30, гл. 19а, л. 15б]. Циньхань (букв.: сблизившийся с Хань), отсюда титул циньхань дувэй может быть переведен как «главный воевода, сблизившийся с Хань».

 

35Юньчжун—округ, учрежденный владением Чжао. Занимал северо-за-•падную часть пров. Шаньси и юго-западную часть Автономного района Внутренняя Монголия. Управление округом находилось в уездном городе Юньчжун, расположенном на месте совр. уездного города Токэто [31, с. 404, примеч. 136].

 

36Шанань — уездный город, входивший в округ Юньчжун, находился к западу от совр. уездного города Токэто в Автономном районе Внутренняя Монголия [47, с. 552].

 

37Ланьчичэн — город в уезде Шанань в округе Юньчжун ,[55, гл. 52, с. 1678].

 

38Заляоский лагерь (дуляо ин) был учрежден в 65 г., стоявшие в нем войска должны были пресекать связи между южными и северными сюнну [67, гл. 89, л. 13а].

 

39Начальник охранной стражи телохранителей (чжунланцзян) — военная должность, находившаяся в ведении приказа по охране внутренних ворот дворца. Существовали две должности начальника охранной стражи телохранителей: начальник особой охранной стражи телохранителей (цимынь чжунланцзян) и начальник личной охранной стражи телохранителей (юйлинь чжунланцзян).

Должность цимынь чжунланцзян — начальника особой охранной стражи телохранителей — впервые была введена в 104 г. до н. э. в связи с тем, что император У-ди часто выходил инкогнито из дворца и заранее уславливался с начальником телохранителей о встрече у дворцовых ворот [30, гл. 65, л. 46; гл. 19а, л. 56, примеч.]. В 1 г. н. э. название должности было изменено на ху-бэньлан. Начальник особой охранной стражи телохранителей во главе воору-женых телохранителей сопровождал императора при неофициальных выходах. Он получал натуральное довольствие в размере 2 тыс. даней зерна в год [30, гл. 19а, л. 5б].

Должность начальника личной охранной стражи телохранителей, также установленная императором У-ди, считалась ниже предыдущей. Занимающий ее должен был сопровождать императора во время обычных выездов. Происхождение названия вызывает различные толкования. Янь Шигу считает, что иероглиф той («крылья») указывал, что телохранители, входившие в эту стражу, были быстры, словно птицы, а иероглиф линь («лес») — то, что их было так много, как деревьев в лесу. Согласно другому толкованию, иероглиф юй. означал, что телохранители поддерживали императора, как крылья птицу [30, гл. 19а, л. ба, 136]."

 

40Сючу—первоначально титул сюннуского князя, который в 121 г. до н.э. потерпел поражение от ханьского военачальника Хо Цюйбина {56, гл. 110, л. 24а]. В дальнейшем на землях князя Сючу, занимавших центральную часть пров. Ганьсу, был создан уезд Сючу, главный город которого находился к северу от совр. уездного города Увэй. Чугэ — название сюннуского кочевья, переселившегося в пределы Китая [65, гл. 97, л. 116}. Таким образом, сючу чугэ следует переводить «сючуское кочевье чугэ».

 

41В 1-м году эры правления Юн-шоу (155)Чжан Хуань был назначен на должность воеводы зависимых владений в округе Аньдин. Когда он при-•был к месту назначения, более 7 тыс. южных сюнну, руководимых левым юй-цзянь-ваном Тайчи, цецзюй Бодэ и др., напали на уезд Мэйцзи, а за ними последовали восточные цяны. Хотя Чжан Хуань располагал не более чем 200 воинами, услышав о набеге, он немедленно выступил с ними из крепости. Командиры, считая, что силы не равны, пытались остановить Чжан Хуаня. Не послушав советов, Чжан Хуань расположился у Великой стены и стал собирать войска. Он отправил военачальника Ван Вэя привлечь на свою сторону восточных цянов и расположиться в уезде Гуйцы, чтобы южные сюнну не могли сноситься с цянами. Вожди восточных цянов поспешили заключить с Чжав Хуанем мир и напали вместе с ним на Тайчи, который был разбит в нескольких сражениях. Испугавшись, Бодэ сдался, после чего в округе было восстановлено спокойствие [67, гл. 65, л. 116—12а].

 

42В тексте после упоминания о южных сюнну снова указываются сянь-бийцы, что, по-видимому, является опиской.

 

43Чжуншань—округ, находившийся на территории совр. уезда Динсянь. в пров. Хэбэй.

 

44Указанные события более подробно изложены в жизнеописании Лю Юя. Вспыхнувшее в 184 г. восстание «Желтых повязок» сопровождалось многочисленными выступлениями представителей местного чиновничьего аппарата против династии Хань. Военачальник, командующий колесницами и конницей, Чжан Вэнь направил против одного из них, Бянь Чжана, 3 тыс. ухуаньских всадников. Чжан Шунь, правитель округа Чжуншань, просил назначить его командиром отряда, но Чжан Вэнь предпочел Гунсунь Цзаня. Из-за задержек в снабжении ухуани взбунтовались. Используя этот случай, обиженный Чжан Шунь обратился к начальнику округа Тайшань Чжан Цзюю, сказав: «В связи с мятежом ухуаней все хотят поднять восстание, в области Лянчжоу появились разбойники, и двор не может ликвидировать их. Кроме того, в Лояне у одной женщины родился ребенок с двумя головами, а это предзнаменование того, что благоприятная судьба для династии Хань окончилась и в Поднебесной появятся два правителя. Если мы станем во главе ухуаней и двинем войска, возможно, сможем осуществить великое дело».

Чжан Цзюй принял предложение, и они, заключив союз с ухуаньскими старейшинами, напали на область Цзи, всюду занимаясь грабежами. Первоначально восставшим сопутствовал успех. Они убили надзирающего за ухуа-нями полковника Цзи Чоу, начальника округа Юбэйпин Лю Чжэна и начальника округа Ляодун Ян Чжуна. Численность восставших возросла до 100 тыс.. человек. Чжан Цзюй объявил себя Сыном Неба, а Чжан Шунь присвоил звание военачальника, заполняющего все под небом (митянь цзянцзюнь), и титул Аньдин-вана. Через некоторое время Чжан Шунь приказал ухуаньскому старейшине Цяо-вану напасть во главе 50 тыс. воинов на области Цинчжоу к Цзичжоу. Встревоженный двор поспешил назначить Лю Юя на должность начальника области Ючжоу. Прибыв к месту службы, Лю Юй отправил к Цяо-вану гонца, чтобы склонить его перейти на сторону Хань, и обещал щедрую награду за головы Чжан Шуня и Чжан Цзюя. Цяо-ван согласился на сделанное ему предложение, после чего Чжан Шунь и Чжан Цзюй бежали за укрепленную линию, а их войска, оставшиеся без командиров, рассеялись. Вскоре Ван Чжэн, приближенный Чжан Шуня, убил его, а голову отправил Лю Юю [67, гл. 73, л. 16—2б].

 

45Юань Шао (?—202), прозвище Бэнь-чу,—уроженец уезда Жуян (совр. уезд Шаншуй в пров. Хэнань) в округе Жунань, выходец из аристократического рода. После смерти императора Лин-ди убедил сановника Хэ Цзиня вызвать в столицу войска Дун Чжо, правителя области Бинчжоу, с целью ограничить произвол евнухов. Узнав об этом, евнухи убили Хэ Цзиня, а Юань Шао, со своей стороны, перебил более 2 тыс. евнухов. Вступив в столицу, Дун Чжо захватил власть в свои руки, низложил императора Шао-ди и возвел на престол императора Сянь-ди (190—220). Юань Шао, возражавший против этого, бежал из столицы в область Цзичжоу, а в 190 г. выступил против Дун Чжо. Юань Шао поддержали другие области и признали его руководство во вспыхнувшей войне. Дун Чжо вместе с императором пришлось уехать в Чанъ-ань. После этого Юань Шао занял области Цзи, Цин и Бин (пров. Хэбэй, восточная и северная части пров. Шаньдун, пров. Шаньси) и вступил в борьбу . с Цао Цао. В 200 г. потерпел от него поражение при Гуаньду. В 202 г. умер.

 

46Пожаловав Тадуню, Наньлоу, Супуяню и Уяню шаньюйские печати, Юань Шао тем самым возвел их в титул шаньюев, т. е. в титул верховных. правителей сюнну. Титул шаньюй стал известен в Китае не позднее периода Чжань-го (403— 221 гг. до н.э.). В частности, источники сообщают, что в середине III в. до н.э. Ли Му, военачальник владения Чжао, разбил войска шаньюя, которые вторглись в округ Яньмынь [56, гл. 81, л. 11б].

По объяснению Бань Гу, «шаньюй означает „обширный" и показывает, что обладатель этого титула обширен, подобно небу» [30, гл. 94а, ,л. 7а]. Иными словами, называя своего правителя шаньюем, сюнну хотели сказать, что под его властью, словно под небом, находится вся земля. Уже сам титул свидетельствует об огромной власти, принадлежавшей верховным правителям сюнну. Важность занимаемого ими положения еще более подчеркивалась формой официальных документов, принятой в переписке с ханьским двором. Письма шаньюя обычно начинались высокомерными словами: «Небом и Землей' рожденный, солнцем и луной поставленный, великий шаньюй сюнну почтительно спрашивает о здоровье ханьского императора» [56, гл. 110, л. 16б]. Со своей стороны, ханьский двор в письмах соответственно обращался к шаньюю: «Император почтительно спрашивает о здоровье великого шаньюя сюнну» {56, гл. 110, л. 18б].

Как и само название сюнну, термин шаньюй надолго пережил народ, в среде которого он зародился. После распада государства сюнну этот титул-был распространен среди ухуаней, сяньбийцев, дисцев и других кочевых племен. В 402 г. вождь жуаньжуаней Шэлунь первый официально провозгласил себя каганом, и с этого времени верховные правители различных племен Центральной Азии перестают именовать себя шаньюями. Тем не менее термин шаньюй не исчез окончательно; он еще долгое время находил применение в. Центральной Азии и в Китае, но уже не в качестве официального титула, а просто как почетное звание верховного вождя. Например, во главе владения уйгуров в период их зависимости от киданей стояло управление шаньюя (63, гл. 46, л. 256]. Сунский посол Би Чжунъю, посетивший в 1055 г. киданей, оставил стихотворение, в котором говорится, что в день Нового года он был приглашен во дворец шаньюя (киданьского императора).

Этимология термина шаньюй до сих пор окончательно не выяснена. Как отмечает Г. Сухбаатар, К. Сиратори отождествляет его с монгольским dengui — «слишком», Г. Ж. Рамстедт и Г. Утида — с монгольским delgeguu— «широкий», Е. Пуллиблэнк — с монгольским dargan— «титул», Г. Клосон — с тюркским явгу, В. А. Панов — с тюркским тамган. Сам Г. Сухбаатар пытается отождествить термин шаньюй с монгольским вауш — «хороший», «лучший»,. «добрый» [23].

По поводу перечисленных высказываний хотелось бы сделать следующее общее замечание. Поскольку сюнну скорее всего относились к тюркоязычным народам, вряд ли правильно искать параллели для термина шаньюй в монгольских языках. Хотя этимология рассматриваемого термина уже привлекала к себе внимание многих исследователей, хотелось бы высказать и свои соображения.

Весьма возможно, что этот титул образовался путем соединения двух слов—шань и юй. Такое мнение подтверждается двумя фактами. В 15 г. Ван Ман изменил' написание титула шаньюй. Не имевший смысловой нагрузки иероглиф шань был заменен одинаковым по звучанию знаком, означавшим «добрый», «хороший» (30, 946, л. 276]. После замены иероглифа титул приобрел смысл «добрый юй» или «хороший юй». Второй факт связан с именем шаньюя Учжулю. Случилось так, что в его правление умерло несколько левых сянь-ванов. Полагая, что этот титул приносит несчастье, Учжулю изменил титул «левый сянь-ван» на хуюй (букв.: охраняющий юй) [56, гл. 1,10, л. 7б]. В обоих случаях фигурирует один и тот же иероглиф юй, что дает право рассматривать его как самостоятельное олово.

Ду Ю (735—812), автор сочинения «Тун-дянь», законченного в 801 г. после упорного труда, при перечислении должностных лиц у туцзюэсцев, которых он относит к этнической группе сюнну, пишет: «Имеются также каганы, стоящие по положению ниже еху (уаbyu), и имеются представители крупных фамилий, живущие дома, которые называют друг друга и кэхань (каган). Ту' цзюэсцы называют дом и, и это название означает „каган дома"» [83, т. 2, с. 529].

Для иероглифа и использовано общепринятое в настоящее время чтение, но этот же иероглиф имеет еще чтение юй (38, с. .1123], а в тюркских языках uj (юй) означает «дом» (8, с. 623]. Отсюда и кэхань надо читать той кэхань, что означает «каган дома», т. е. повелитель только своего рода или семьи. Становится ясным, что установленный Ван Маном титул шаньюй («добрый юй» или «хороший юй») имеет значение «добрый дом» или «хороший дом», а установленный Учжулю титул хуюй ("«охраняющий юй-») означает «охраняющий дом».

До того как Ван Ман изменил написание титула шаньюй, первый слог шань транскрибировался иероглифом, не несшим смысловой нагрузки, а лишь передававшим звучание какого-то сюннуского слова. Думается, этим словом являлось тюркское зап — «почет», «уважение» [8, с. 483], и, таким образом, шаньюй имел значение «уважаемый или почитаемый дом». Под крышей этого дома как бы находилось все окружающее, поэтому неудивительны слова Бань Гу: шаньюй означает «обширный» и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно небу.

Возникнув по крайней мере в период Чжань-го и просуществовав более восьми столетий, в 402 г. титул шаньюй был заменен правителем жуаньжуаней Шэлунем на каган, и, как считает Ду Ю (735—812), известный танский историк, автор знаменитого сочинения «Тун-дянь», титул каган появляется с этого времени (55, гл. 112, с. 3534].

Почему же вождям монголоязычных ухуаней был пожалован тюркский титул шаньюй? В течение многих веков господство над бескрайними степями Центральной Азии принадлежало тюркоязычным сюнну, правители которых, обладавшие титулом шаньюй. не только держали в повиновении все жившие здесь кочевые племена и народы, но и представляли серьезную угрозу для земледельческого Китая. Монголоязычные племена — ухуани и сяньбийцы, появившиеся на территории современной МНР приблизительно в последнем столетии до нашей эры, вначале были слишком слабы и не могли вести успешную борьбу с могущественными сюнну. Они подчинялись им, и, естественно, их правители в подражание сюнну называли себя шаньюями, хотя у сяньбий-цев и имелся собственный титул каган. Постепенно господство перешло в руки монголоязычных племен, в связи с чем монгольский титул каган занял место тюркского шаньюй.

 

47 Лючэн — уездный город, находившийся в 60 ли к юго-западу от совр. уездного города Чанли в пров. Хэбэй [47, с. 470].