Комментарии
1 См. также отличную статью о Бансунгуре в Islam Ansiklopedisi М. X. Йинанча, и у И. П. Петрушевского в Сборнике статей по истории Азербайджана. Баку, 1949, с. 176—177.
2 Их распространение в Персии анахронистически приписывается сэру А. Шерли, см. Tadhkirat al-muluk, с. 31.
3 Ссылки даются на страницы старого английского перевода, перепечатанного в Hakluyt Society, 1873. Перевод самого текста сделан с подлинного итальянского текста, опубликованного A. Manutius, Венеция, 1545, с. 57, и проверенного по Ramusio, Navigationi, 1583, 11. с. 109а. и по латинскому переводу в Р. Bizarus, Rerum Persicarum, 1601, с. 477.
4 Рамузио: «отчасти верхом и отчасти пешком, частью вооруженные и частью безоружные».
5 Рамузио: Elochzi. Я думаю, что Tezechia, употребленная раньше в тексте о Ширване (Таджикия?), здесь является ошибкой вместе Чечения (к югу or Терека, которую Барбаро мог написать: Tzecenia
6 По мнению самого последнего писателя о путешествиях Барбаро (N. di Zenna, Nuovo Archivio veneto, 1914; XXVIII/I, с. 5—91), Tetarcossa может относиться к тюркам, жившим у истоков Кубани (которую Klaproth, Voyage an Caucase, I, называет Tatar Kucha). Curemuch, по словам Барбаро, лежал в 3 днях расстояния от Тана по-видимому на северо-восточном побережье Азовского моря (Mare delle Zabache от тюркского чабак, «род рыбы»).
7 Т. е. богословие (усул ад-дин) и юриспруденция (усул ал-фикх).
8 Видимо, во время своего второго путешествия.
9 См. Дау ал-лами, IX, с. 117.
10 Здесь сахха может быть намеком на Сахих. Сам. Фазлуллах цитирует эту касиду в Тарих-и Амини, л. 336.
11 Возможно, продолжение Сахави истории Захаби, Зайл дувал ал-Ислам, охватывающий годы 745—898/1344—1493, Brockelmann, II, с. 35, хотя он также написал продолжение к Сулук Макризи, Brockelmann, Supp. II, с. 31.
12 Другая статья о Фазлуллахе была опубликована М. И. А. Хунджи в Фарханг-и Иран-замин, 1336/1956, IV/3, с. 173— 84. Автор пытается освободить его от подозрений в неуважении к Двенадцати Имамам и цитирует арабскую поэму, написанную Фазлуллахом в их честь. Он считает, что причиной бегства Фазлуллаха была его служба при Ак-койунлу и поношение предков шаха Исма'ила в Тарих-и Амини. Автор добавляет названия нескольких менее важных трудов Фазлуллаха (большей частью богословских) и повторяет свою ошибку об авторстве Тарих-и Дийарбакрийа.
13 Его описание см. А. А. Семенов, Собрание восточных рукописей, Ташкент, 1952, I, с. 60, № 187.
14 Зено был племянником жены Узун Хасана, царевны Катерины Трапезунтской, которая позже жила отдельно от своего мужа. Царевна несомненно не любила мать Йа'куба.