ПРИМЕЧАНИЯ

Комментарии

1 Байандур рифмуется с дур (р). Кашкари, В Диван-лугат ат-турк, I, с. 56; Байундур.

2 См. выше, с. 31. В действительности генеалогия, составленная Абу-Бакром из Огуз-наме и Рашид ад-Дина, восходит к Адаму. (Ср. с. 37, примечание 47).

3 Б добавляет особый пункт: никто из них не унижен происхождением от рабыни (парастар-зада). Это возможно и есть седьмой пункт для уравновешивания списка на л. 15б.

4 Это может быть намеком на то, что Байандуриды были доминирующей группой, под эгидой которой объединилась федерация Ак-койунлу.

5 Это может быть легким намеком на неуместную попытку Узун Хасана толковать шариат, описанную Лари в его Mup'am ал-адвар (В. М., Add. 7650, л. 228б).

6 Ср. л. 90б: хариджийат, но лл. 105а и 185б: харджи. <Очевидно, в данном случае речь идет о целой группе податных сборов, взимаемых с жителей для покрытия издержек по содержанию разных чинов государственного аппарата. Эти сборы, крайне разорительные для населения, были известны под общим термином ихраджат (букв. «расходы», «издержки»). Кроме постоянных сборов такого типа, были еще сборы чрезвычайные или сверхсметные. Они обозначались термином хариджийат (букв. «внешние», т. е. не вошедшие в податные списки — дафтары) см. И. П. Петрушевский. Земледелие и аграрные отношения в Иране XIII — XIV веков. — М. — Л., 1960, с. 389 — 390>.

7 Эта глава должно быть заставила Хаджжи Халифу предположить, что книга посвящена Узун Хасану.

8 В действительности Джиханшах Кара-койунлу был разбит в 872 (11 ноября 1467 г.). Ср. также утверждение Давани в BSOS 1939, X/I, с. 148.

9 Рустам-тархан и Али-Шакар были двумя военачальниками Кара-койунлу, шедшими на помощь братьям Узун Хасана и потерпевшими поражение в 1457 г. Зал — имя отца Рустама и вместе с тем означает «старуха».

<Средневековая: Хисн Кайфа — город на правом берегу Тигра, примерно на середине пути между Дийарбекром и Джизре>.

10 Намек на расточительность Хасана Али, см. Тарих-и Дий-арбакрийа.

11 Б: поднес ему черные чернила (мадад?) Карабага.

12 После имени Йа'куба следует post mortem формула, но далее текст говорит о нем, как еще живом.

13 Т, е. ширванская царевна <имеется в виду мать Байсунгура — жена Султана Йа'куба, дочь ширваншаха Фарруха Йасара>.

14 Это версия А, тогда как Б изменяет фразировку и вводит восхваление «Великого Эмира». Это заставляет думать, что эта глава была заново переписана после свержения Суфи Халила Сулейманом Биджаном (см. Приложение I).

15 Этот параграф имеется только в Б, л. 18б. Имя Эмира встречается в середине параграфа, ср. также А, лл. 55а, 152а и. т. д.

16 Т. е. мамлюкское войско Египта под предводительством Ваша, см. л. 95б.

17 Шам — «ночь» и «Сирия».

17а <Вероятно, речь идет не о г. Эльбрус, который слишком далек от Дербента, а о Шахдаге>.

18 Суфий — «человек, одетый в шерсть». Это относится к походу шейха Хайдара Сефеви, см. ниже, л. 1526.

19 Дальнейшие намеки должны относиться к битве при Султан-Буде; некий царевич (по-видимому Масих ибн Узун Хасан) «положил свою шею, как стрелу на тетиву» и у кого-то другого была вскрыта шейная вена. См. Приложение I. <Речь идет о мамлюкском эмире Йашбеке даватдаре, который был верховным главнокомандующим мамлюкских (египетских) войск (баш ал-аскар) в правление султана Ка'итбая (1468 — 1469). См. Шамс ад-Дин Мухаммад ал-Халаби. Поход эмира Йаш-бека. Пер. с. арабского 3. М. Буниятова и Т Б. Гасанова. — Баку, 1985>.

20 Гулаб — «прохладительный напиток» <ароматная жидкость, приготовленная из лепестков розы>. Гулаби (ср. л. 111а) принадлежал к ветви Ак-койунлу Мосуллу. Отец его был Эмир-бек по прозвищу Токмак-Байандур («молот Байандура»), стойкий приверженец Узун Хасана в его борьбе против Тимурида Абу-Са'ида (в Карабаге) и Султана Мехмеда II (в Байбурте). История 'Гулаби мало известна, но его сын Эмир-хан перешел на сторону шаха Исмаила в 913/1507 г. Его дочь была матерью курдского эмира Шараф ад-Дина Бидлисского, см. Шараф-нане, I, с. 448 и Ахсан ат-таварих, с. 93.

21 В юго-восточном углу Ванского озера. По словам Хондемира, III/4, с. 333, исход сражения был решен дезертирством войск Суфи Халила.

22 Ала ад-Дин Мухаммад, см. Джихан-гуша, II, с. 77.

22 Автор обещает больше подробностей в Книге II, ср. Б, л. 15б.

24 См. выше, с. 37, прим. 46.

25 Здесь (А. л. 48а: Б, л. 40б) начинается настоящий рассказ о современных событиях.

26 См. BSOS, 1939, X/I, с. 141 — 78.

27 Следует (л. 51б) рассказ из ат-Тазкира би-ахвал ал-маута Абу Абдуллаха Мухаммада ал-Ансари ал-Куртуби (ум. в 671/ 1272 г., GAL, I, с. 415) о монологе бедуина над своим умирающим верблюдом.

28 Ба'д аз корни рийазат-и ан назанин бад-ан кашид ки ракаба-аш дар гуша-йи завийа-йи'ина ба-чилла-гири зухд (?) сахтанд?

29 По мнению Аззави, Ирак, III, с. 241 — 8, 250, Максуд вместе со своим атабеком Дана Халилом, видимо, оставался в Багдаде от джумада II 875 (декабрь 1470) до джумада I 880 (сентябрь 1475) г.

30 Машхад ал-Xa'up, т. е. Кербела.

31 Здесь автор цитирует поэму Утби на смерть Насир аб-Дина Себуктегина, ср. Тapux-ал-Йамини, Лахор, 1330/1882, с. 341.

32 Контарини, у Рамузио, 1585, II с, 25 б, говорит, что у царицы было три сына: Халил, 35 лет, Йа'куб, которому «могло быть 15 лет» и третий (Йусуф?) около семи лет. Такая разница в возрасте сыновей одной и той же матери представляется странной, см. PSOS, 1939, X/I, с. 143. Ср. также примечание к л. 71б.

33 <Озеро Банд-Махи может быть идентифицирована с оз. Арчак-гель (вост. оз. Ван)>.

34 Равнина к юго-западу от озера Ван.

34а <фарсах = 6 — 7 км; рабат — каравансарай, постоялый двор; тавачи — военный чин, инспектор, ведавший набором и ревизией рекрутов; рикабдар — грум, стремянной >.

35 Здесь автор приводит соответствующий случаю стих Касим ал-Анвара.

35а <Мухрдар — хранитель, держатель государственной печати >.

36 Это чрезвычайно сложное уподобление рассвета любопытно своим митраическим духом!

36а <Шихна — «должность, соответствующая коменданту города, стоявшему во главе гарнизона (шихна — ар. «гарнизон»). См. З. М. Буниятов. Государство атабеков Азербайджана. — Баку, 1978. с. 172; кутвал — комендант крепости >.

37 Бидлис должен был идти после Рихбы. Оттуда царевич следовал по главной дороге на Дийарбакр. Святыня Вайс-и Карани лежит к западу от реки Битлис; Харзин — Арзен; Бешири, между реками Арзен (теперь Гарзан) и Батман; Салат, к западу от р. Батман; Абар, может быть Дарлу? Angiolello, Hakluvt Society, 1873, с. 145 описывает горный замок Jumilen, лежащий в двух днях расстояния от Урфы и в трех от Амида. При перечислении округов Дийарбакра следовало бы ожидать упоминания Силвана (округ Маййафаркина).

38 Здесь термин леле (Б; лала) употреблен вместо атабек сельджукских времен. Термин тавачи обозначает то, что в наше время было бы корпусом инженеров и офицеров связи.

39 Когда последний до своего воцарения был правителем Фарса, см. подробно Minorsky. A civil and military review in Pars in 881/1476, BSOS, X/1, c. 174. Наименования племен Ак-койунлу, эмиров и должностных лиц важны для понимания эпохи.

40 Этот день (9 зул-хиджжа) соответствует: в 883 г. х. 3 марта 1479 г.; в 882 г. х. 14 марта 1478 г.

41 Автор цитирует слова Пророка Салмн мин-на ахл ул-байт.

42 См. выше, лл.,86б, 178а, 183а.

42а <Османский султан Мухаммад II правил с 1451 по 1481 г.>.

43 Т. е. сын Джихангира, брата Узун Хасана.

44 Таково нынешнее произношение этого племенного названия. Абу-Бакр Тихрани пишет Пурнак.

45 Округ Лирави относится к Бандар-и Дейлему на берегу Персидского залива.

46 В 863/1458 г., см.: BSOAS, 1955, XVII/I, с. 86.

47 Сын Узун Хасана, родившийся от курдской жены, поднимавший мятеж против своего отца в последние годы его жизни (с 875/1470 г? см. Аззави, III, с. 241).

48 В горах, в 42 км к северу-востоку от Шахр-и Бабека.

49 Округ Абада в области Фарс.

50 Один из северо-восточных округов Шираза.

51 Округ ниже по течению от Мешхед-и Мургаба, на левом берегу реки.

52 Может быть, нынешний Пул-и Ноу в округе Рамджирд?

52а <Даруга (монг.) — синоним арабского термина «шихна» (см. выше). Здесь в смысле «градоначальник». Термин многозначен и его значение со временем менялось. О происхождении — см. В. В. Бартольд. Сочинения, т. I. — M., 1963, с. 468 — 469>.

53 Намек на легенду о том, что когда родился Мухаммад, озеро Саве, в котором хранилось семя Зороастра, высохло, см. Minorsky, Sawa, EJ.

54 См. Guinet II, с. 429; северный приток Тигра.

55 Она, значит, оставалась позади в Армении?

56 Сабика-йи мусафат-u Султан ба-замима-йи изхар-и мутава' ати макрун нагашта.

57 Бука'ул, «отведыватель» шахского двора, но обычно исполнявший разные поручения.

58 Чтение: талайа (?) вместо к. лайат.

59 Это должно быть опиской вместо ожидаемого таваджи, см. выше, л. 61а.

60 Т. е. восточного притока Евфрата, Мурад-чая.

61 Автор цитирует кит'а Камал (ад-Дина Исма'ила), поэта из Са'идидов, своих предков с материнской стороны.

62 Неизвестен. До Котура за это время дойти не смогли бы.

63 Вряд ли Алашкерт, лежащий слишком далеко на север.

64 Вероятно Чигани (?), хотя Дж. к. м. является тюркским именем, засвидетельствованным среди египетских мамлюков, см. Ибн Тагрибирди, VI, с. 185.

65 Проход между Казвином и Хамаданом?

66 Сары-су может быть болотом между Баязидом и Маку. Сукман-абад (или Сагман-абад) расположен на дороге из Баязида в Хой. См. ниже продвижение Йакуба через Сукман-абад. Сообщение о переходах между Ванским озером и Хоем очевидно основано на превосходных источниках, однако установить некоторые топонимы не представляется возможным. Тика. вероятно Тикме, к юго-востоку от Абака, по дороге в Сагман-абад.

67 Абака — равнина С богатыми пастбищами в верховьях Банд-и Махи,

68 Между Тебризом и Марандом.

69 Город на западном Евфрате, который во времена Узун Хасана был занят царевичем Халилом в 1458 г., cм. Hinz. Irans Aufstieg, 1936, с. 45.

70 К северу от Мишов-даг, между Марандом и Хоем; я посещал его в 1904 г.

71 См. Приложение I, о его последующей борьбе с Сулейман-беком.

72 Застрельщики, «вольтижеры». Написано: чархаджи.

73 Эти термины несомненно должны означать «пушки и кремневые ружья». См. Приложение II.

74 Термин мучи имеется в Ахсан ат-таварих Хасана Румлу, с. 144 — 5. Во время битвы при Чалдыране (920/1514 г. персидский военачальник Сару-пира с полком чархчи («застрельщики») атаковал османский мангалай (авангард) и отбросил его с его позиции назад к мучи. Тогда начальник мучийан. погнался за Сару-пира. На с. 404 тот же автор описывает победу узбеков над персидскими эмирами, отважившимися вступить в бой без мучи и чарчи. Так как значение чархчи известно, мучи очевидно обозначает некоторые резервы, расположенные позади авангарда.

75 Соотечественник императора Иоанна Зимиска !

76 По-видимому, штаб военачальника и лейб-гвардия.

77 Следующий за этим отрывок (о Али-ага мирахуре и Эвлийа-ага) перебит.

78 Это видимо показывает, что считая сражение оконченным, он держался в лагере царицы как хозяин.

79 Тук или туг «бунчук», знамя военачальника. Захватчики думали, что Халил занял место, где находился Йа'куб.

80 Неясно, имеется ли какое различие в употреблении терминов калб, по-арабски «сердце, центр», и кул «центр войска», похожее на тюрко-монгольское слово, см. ниже, л. 98а.

81 К югу от Хоя, по дороге в Салмас: «соляные копи».

82 В А и Б «87-ой год». Как мы видели, 872/1467 был годом возвышения Узун Хасана (л. 19 а), тогда как в этом месте Фазлуллах мог быть в затруднении приурочить свою теорию к Йа'кубу!

83 Маджж ад-Дин Абул-Са'ада ал-Мубарак ибн Мухаммад, умер в 606/1210 г., см. GAL, I, с. 357.

84 Сын Халила.

85 Дочь Сухраба из Чемишкезека ? (см. выше, л. 80б).

86 Шейх Хасан и Али, отец Узун Хасана, были сыновьями Кара Османа, см. Islam Anslklopedisi, с. 265.

87 Известная крепость в Исфахане, см. Зафар-наме, I, с 431.

88 Обычное название Фарса, см. BSOAS, 1939, X/I, с. 149.

89 т е. Фирузабад и т. д. О значении этой меры см. ниже, л. 91б

90 Тадж-и турк, было бы абсолютно не к месту. См. ниже л. 135б

91 Зима 883 (1477-78) г.

92 Четыре приведенных, из нее стиха заставляют думать, что в действительности книга была о деревьях и растениях.

93 Ал фатху мунтазам вад дахру мутабассим и т. д.;

94 Это может означать, что от диван-и мамалик, т. е. теоретически) «государственного дивана» они были переданы в личный диван государя? См. Minorsky, Tadhkirat al-muluk, с. 24. Но в свете дальнейшей борьбы (см. ниже л. 185б) это может указывать на ликвидацию прежних сойургалов (пожалования земель эмирам).

95 Версию Кара-койунлу об этих событиях см. BSOAS, 1955, XVII/I, с, 68.

96 Это возможно относится к правителю Дамаска шейху ал-Махмуди, у которого в сентябре 1403 г. нашли убежище сначала султан Ахмад Джалайир, а затем Кара-Йусуф. Они были задержаны в январе 1404 г., но в январе 1405 г. шейх отпустил Кара-Йусуфа и последний принял участие в восстании шейха против султана Египта Фараджа, см. Ибн Тагриберди, т. XII, с. 301. и. т. д.

97 Это возможно относится к османскому царевичу Сулейману ибн Байазиду, правителю Сиваса, с которым Кара-Йусуфу пришлось бежать в Брусу, когда Тимур наступал на Сивас в 1400 г. См. Ибн Тагриберди, т. XII, с. 220.

98 Алванд был старшим (?) сыном Искандера Кара-койунлу. Вероятно после смерти отца в 1438 г. он отправился в Дийарбакр, где правил Хамза Ак-койунлу (1435 — 1444 гг.). Из Дийарбакра Алванд ушел в Фарс, где присоединился к тимуриду Бабуру ибн Байсункуру, см. Матла ac-са'дайн. под годом 855/1451. Ср. J. Aubin. Deux Sayyids de Bam, Wisbaden, 1956, с. 55 — 6, 80 — 3

99 Вероятно он был убит Угурлу-Мухаммадом, сыном Узун Хасана в 873 (1469) г., см. BSOAS, 1955, XVII/I, с. 70.

100 Хисар в нынешней советской республике Таджикистане.

100а <Автор имеет в виду приводимые в Библии и Коране предания об уничтожении города Содома, правителем которого был Лот>.

101 Может быть, намек на обиталище сейидов Бама (или проще: «голодные старые аисты»?).

102 Джихангир был братом Узун Хасана, ср. л. 171а.

103 На' л-баха — произвольный сбор, взимаемый в возмещение «изношенных подков».

104 Как черточки, которые цирюльники проводят по Щекам детей.

105 Или Йаш-бек?

106 Игра слов: «голова (по тюркски баш), лишенная разума». Баш было обычным почетным званием, напр., глава паломников, ср. W. Popper., Studi., in onore di G. Levi qella Vida, 1956, с. 378.

107 Абстрактное существительное от тюркского хваджа-таш «раб того же хозяина». Баш не должен был претендовать, что его господин такой же, что и господин его противников.

108 Как отряд (фи'а) Саула (Талут), не взирая на зло (фитна) Голиафа, ср. Коран, II, 250.

109 Здесь калб и кул употреблены как синонимы.

110 Ибн Ийас (перевод G. Wiet, 1945, с. 188) приводит длинный рассказ о событиях, вызванных восстанием Сайфа, главы племени Ал-Фазл, который искал убежища в Рухе. По словам ибн Ийаса, Йашбак-Махди был казнен в последнюю декаду рамазана 885 г. х. (конец декабря 1480 г.). Ибн Ийас перечисляет многочисленные должности (даватдар — военньй министр, дворецкий, регент государства), которые Йашбек совмещал при султане Ка'ит-бае. Он был по-видимому северянином, так как был высокого роста и имел голубые глаза и рыжую бороду. Имя, написанное Йа. шб. к. было нередким среди мамлюков, но его чтение остается сомнительным. В одном месте нашего текста оно имеет форму Й. шик-баш, что могло бы навести на мысль об арабизированном Эшик-башы («начальник дорога, камергер»). Ибн Ийас оценивает число египетских войск в 10000 и допускает, что Йашбек, полагаясь на численность своих воинов, отвергал всякие соглашения и намеревался завоевать «государство Ирак». Он приводит длинный список убитых и взятых в плен начальников. Он смешивает коменданта Рухи с гораздо более важным эмиром Байандуром, посланным Йа'кубом. <Командующего египетским войском звали Йаш-бек («Молодой бек») о нем см. Мухаммад ал-Халаби. Поход Эмира Йашбека. Баку, 1985 >.

111 Науруз был сыном Аргун-ага Ойрата, см. Рашид ад-Дин, изд. Березина, VII, 108.

112 См. Minorsky, Musha'sha, Ei.

113 Происхождение Байандура не указано. Он мог быть сыном Рустама, сына Мурада. Этот последний был братом Али. отца Узун Хасана, см. Йинанч. Ak-koyunlu. ]slam Ansiklopedisi.

114 Близ устья Куры, где имеется много затопленных мест, изобилующих дичью.

115 Почетные названия с муртаза были обычны в XIV — XV вв. См. History о/ the Muzaffarids, GMS, XIV/I, С. 262, под 765 (1363 г); ср. J. Aubin, Melanges L. Massignon, Damas, 1956, с. 126, 137, 142, в фирманах, датированных 861 (1462) 879 (1474), 900 (1495) гг.

116 Данг лежит в 25 км к северу от Саве в округе Заранд.

117 Ва ба «харакат ал-мазбух» даст-у-па' и гушуда фуруд амад.

118 Саманд-и даулат-и Байандур ба-Фурат-и накбат-и Искандар хурда буд. (Искандар здесь должен условно рифмоваться с Байандар). Намек здесь на последнюю битву Александра с Дарием на Евфрате, см. Шах-наме, изд. Mohl, X, с. 74 (стих 68). — Тегеран, VI, с. 1792.

119 Мрачная игра слов о тансиф станет более понятной, если читатель заменит адл его эквивалентом инсаф!

120 Автор забывает указать дату. По мнению М. X. Йинанча царевич родился в 886/1481 году.

121 Написано: Ширан-шах. В приведенном стихе Нуширван (анушраван «бессмертной души») следует понимать как Нау-Ширван! (Более древняя форма Ширвана была Шарван). Современники твердо верили в сасанидское происхождение правителей Шарвана, тр. л. 137 а. <Имеется в виду жена Султана Йа'куба дочь ширваншаха Фарруха Йасара (1462 — 1500) (См. И. П. Петрушевский. Государства Азербайджана в XV в. ССИА, вып. I. — Баку, 1949, с. 177). Абдул Хусейн Наваи установил даже ее имя. — Говхар Султан-ханум. (Ахсан ат-таварих, та'лиф-и Хасан Румлу, бе эхтемам-и доктор Абдул Хусейн Наваи. — Тегеран, 1349/1970, с. 815)>.

122 Следы этого понятия видимо сохранились в нынешнем персидском названии гробницы Кира в Пасаргаде — Масджид-и мадар-и Сулейман.

123 В этой главе автор показывает себя ярым фанатиком.

124 По грузински Кваркваре, имя нескольких атабеков Самцхе (на верхней Куре), которые не признавали власти грузинских царей.

125 Автор цитирует поэму Мутанабби о победе Сайф ад-Даулы в Руме.

126 Автор не указывает даты кампании. Единственная путеводная нить это то, что она велась во время рамазана в «конце осени». См. Приложение IV.

127 Айван-ха-йи м. хдж. р. Айван — «балкон, галерея». Значение м. хдж. р. неясно: махджар — «нечто запрещенное и недоступное», а махджир — «глазная впадина». Отправляясь от последнего значения, можно представить, что махджир обозначал «бойницы» в галереях, нависающих над стенами. Ниже мы узнаем, что часть этих оборонительных сооружений была деревянной. Не были ли они некими «деревянными щитами», вделанными в башенки? Более вероятно, однако, что автор связывает махджар с худжра «комната» и пользуется этим словом для обозначения надстроек над стенами.

128 Были ли туп пушками или метательными орудиями? См. Приложение II.

129 Азнавуран-и габр-нижад.

130 Hapu-кал'е (монгольское нарин) — внутреняя крепость.

131 Ацкур, см. Приложение IV.

132 В нынешнем районе Ленинакана.

133 В сентябре — октябре 1486 г., см. Приложение IV.