Комментарии
1 Societe des Etudes Iraniennes, N 7, Paris, 1933.
2 Кроме материальных
затруднений, недавно обнаруженная история Узун
Хасана, Тарих-и Дийарбакрийа Маулана Абу
Бакра Техрани, была долго мне недоступна, а тома Х
Ахсан ат-таварих Хасана Румлу нет в
британских собраниях < Теперь они изданы
1), Abu Bakr-i Tihrani, Kitab-i
Diyarbakriyya, Ak-koyunlular Tarihi. Yayinlayanlar: Necati Lugal, Faruk Suemer. Giris ve
notlar: Faruk Suemer, I—II cuez, Ankara, 1962—1964;
2) Издание
т.XI (по рукописям Блоше и Нур-и Османие): Ахсан
ат-таварих, та'лиф-и Хасан Румлу ба ихтимам-и Абд
ал-Хусайн Нава'и, Тегеран, 1349 х. с./1970>.
3 В дополнение к моим ранним
статьям, перечисленным в BSOAS, 1954, XVI/2, с. 271.
<1). Uzun
Hasan in Encycl of Islam (1932).
2). La
Perse au XV-e siecle entre L'Empfre ottoman et Venice, Societe' des Etudes iraniennes, N
08, Paris, 1933.
3). A
civil and military review in Fars in 881/1476, BSOS, 1938, X/1, 141—178).
4). The
Turkish dialect of the Khaiaj, BSOS, 1940, X/2 417—437
5). The
poetry of Shah Isma'il, BSOS, 1942, X/4, 1006a—1053a.
6). Aynallu
/ Inallu. Rocznik Orientalistyczny, Krakow, 1953, XVII,
7). The
clan of the Qara-qoyunlu rules. F. Koprulu Armagani 1953, 391—95>,
смотрите теперь:
8). Jihan-shah Qara-qoyunlu and his poetry, BSOAS, 1954 XVI/2, 271—297.
9). Thomas of Metsop on the Timurid — Tuerkman Wars, To Prof. M. Shafi,
Lahore, 1955, 145—170.
10). The Qara qoyunlu and the Qutb-shahs, BSOAS, 1955, XVII/1, 50—73.
11). The Aq-qoyunlu and land reforms, BSOAS, 1955, XVII/3 449—462.
4 Ашик-челеби (ум. в 1575 г.) в своем Тазкират аш-шу'ара, хасиса IV, ошибочно называет его Хаджа Мулла Исфахани Му'ини (вместо Амини) и в своем введении утверждает, что его покровитель султан Йакуб, был маловыразительным «в ранге султанов». <По Ч. А. Стори (II, с. 847—848) с дополнениями Ю. Э. Брегеля: Фадлаллах, по прозвищу (мулаккаб) ал-Амин, ибн Рузбихан ал-Хунджи (по происхождению махтидан) аш-Ширази (по месту рождения -маулидан. ва наджаран) ал-Исфахани (по месту жительства), известный (ма'руф) как Ходжа Мулла (его имя приводится также в формах: Фадлаллах ибн Рузбихан ибн Фадлаллах ал-Хунджи ал-Исфахани (по Мухаммаду Казвини): Амин ад-Дин Абу-л Хайр Фадлаллах ибн Рузбихан ибн Фадлаллах Хунджи Исфахани Ширази (по Са'иду Нафиси); Афбал ад-Дин Фадлаллах ибн Джамал ад-Дин Рузбихан Фадлаллах ибн Мухаммад Хунджи (по Мухаммад Амину Хунджи родился в 862/1457 г. в знатной исфаханской семье>.
5 Goldziher. Sitz Wiener A., 1874, с. 476, как исправлено в Ч. А. Стори. Перс. лит.-ра, с. 847—848.
6 См. Шадд ал-изар, изд. Казвини, 1328/1949, номера 171-5, плюс 165—6; ср. также номера 162—4 (по-видимому другая ветвь рода). О могиле наиболее знаменитого Рузбихада ибн Аби-Насра ал-Бакли (ум. в 606/1210) см. Р.. Иванов в j. and Proc. A.S.B., 1928, XXIV, № 4, с. 354. См. упоминание о нем на л. 200б.
7 Фарс-наме-и Насири. 1311, II, с. 197 (цитата из Китаб-и мазарат-и Шираз).
8 Ethe Grundries d. Iran Phil., II, c. 269; Browne, A. Literary History of Persia. II, 541.
9 Во время смерти Джихан-шаха (872/1467) он был в На'ине, см. Тарих-и Дийарбакрийа.
10 Так как на л. 53а автор говорит, что он был в Багдаде в 877/1462, он должен был родиться в 852(1448) г. или, что более вероятно, если он имеет в виду свое первое паломничество, в 860(1456) г. Известно, что посланный Узун Хасаном махмал был доставлен в Медину в зул-хиджжа 877 (мае 1473) г., но водители этой группы были арестованы мекканским тарифом, см. Ибн Ийас, лер. G. Wiet, с. 97.
10а <Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад ал-Газали (1058—1111) теолог, законовед, суфий, философ, один из самых известных мыслителей средневековья. Автор более ста сочинений по библиографии, законоведению, философии, логике, теологии, полемике и различным аспектам суфизма. Его трактат Ихйа улум ад-Дин. («Воскресение наук о вере») представляет собой попытку реформации суннитского толка ислама и соединяет ценности ортодоксального суннизма с суфийскими идеями. Второе сочинение Газали Минхадж ал-абидин ила джаннат рабб ал-'аламин. («Путь рабов божиих в рай Господа миров») >.
11 См. Brockelman, GAL, с. 422—3. Возможно Авариф ал-ма'ариф, трактат Шихаб ад-Дина Сухраварди (539—632/1145— 1232) по ортодоксальному суннизму.
12 А. л. 44 а, и менее подробно В, л. 36 а, см. Приложение VI.
13 Которому он дает чисто религиозные титулы хилафат-панах, имамат дастгах-и зилл-Аллахи, подобно тем, которые содержатся в хутбе, подсказанной Шахрухом Хизр-хану Делийскому, см. Бартольд, Халиф-и султан, в Мире Ислама, 1912, /, с. 362—3. В Маджалис-ал-му'-минин Нуруллаха, с. 167, современник нашего автора, крупный теолог Джалал ад-Дин Давани, отвечая на вопрос, кого надо считать имамом, говорит: «для шиитов — это Мухаммад ибн Хасан, а для суннитов — Йакуб ибн Хасан-бек Туркман».
14 Но см. Приложение V: в 891 г.х. ша'бан начался 2 августа 1486 г.
14а <Речь идет о сочинении Ата Малика ибн Баха ад-Дина Мухаммада Джувейни (1225—6 III. 1283) Tapux-u Джахан-гушай-u Джувейни, законченном в 658/1260 г. и посвященном истории монголов от возвышения Чингиз-хана до похода Хулагу-хана против исмаилитов в 654/1256 г.>.
15 См. А. Н. Болдырев. Театре Хасана Нисори, Труды Отдела... Ростока, Гос. Эрмитаж, III, 1940, с. 291—300. Экземпляр тезкире находится среди недавних (1929 г.) приобретений Британского Музея (Or. 11151).
16 См. с. 154.
17 По словам Нисари, он
умер в Герате и был похоронен там на Хийабане, см.
Приложение VI (Салье). <По Ч. А. Стори
(т. II, с. 848), с дополнениями Ю. Э. Брегеля, он умер в
927(1521) г., по Хасану. Румлу, или между 930 (1523) и 940 (1533)
гг. (по Мухаммаду Казвини), или в 937/1530 г. (по
Мухаммад-Амину Хунджи).
По новейшим данным, биографию нашего автора
можно свести к следующим этапам: он родился в
862/1457 г. в знатной исфаханской семье. В 17-летнем
возрасте он поехал в Хиджаз и продолжал свое
образование в Мекке. В 25 лет (887/1482 г.) он снова был
в Мекке и Медине. В 892(1487) г. он поехал в Тебриз к
султану Йакубу Ак-койунлу. Будучи убежденным
суннитом шафиитского толка, он после победы шаха
Исмаила, был вынужден уехать в Кашан, где пробыл
до 909/1504 г., затем бежал в Мешхед и Герат, а
впоследствии в Мавераннахр, где находился при
дворе Шейбани-хана. После гибели последнего в
916/1510 г. он жил в Самарканде, откуда в 918/1512/13 гг. был
приглашен в Убайдуллах-хану (Ч. А. Стори, там же) >.
18 У-ра да'им ба-васита-и 'адават-и ахл-и байт та'на мизад. Я это принимаю, как относящееся к Шейбани, который был суннитом, но возможно почитал Али, Хасана и Хусейна. Однако см. лл 1—13а и с. 000.
18а < Фазлуллах несколько лет прожил в Азербайджане при дворе султана Йакуба Ак-койунлу, а потом находился в Средней Азии и потому можно не сомневаться в знании им тюркского языка и авторстве поэмы >,
19 По мнению А. А. Хекмета. Джами, 1320/1941 гг. с. 190, поэма была написана около 885/1480 г. О теме см. теперь Н. Col-bin Avicenne et le recit vissionaire, Тегеран, 1954, ср. Ibn-Tufail, El.
19а <Хаджжи Халифа считает, что сочинение было написано в 852 г.х.(1447)?>.
19б «Книга об отказе от неверного пути и пренебрежении негодным открытием».
20 Фазлуллах говорит; что нашел труд Хилли в Кашане, куда он был вынужден бежать из Исфахана, и что ему потребовалось два месяца, чтобы написать по нему опровержение. Еще большую пикантность положению придает откровенное признание автора Ахсан. ат-таварих (с. 61), что единственным руководством по шиитскому богословию (мазхаб-и хакк-и Джа'фари), доступным последователям Шаха Исмаила в 907(1501) г., был первый том Кава'ид ал-Ислам [Ибн] ал-Мутаххара Хилли, который случайно имелся у казия Тебриза.
21 См. А Н. Болдырев, ук. соч. и М. А. Салье, Малоизвестный источник по истории Узбекистана Михманнаме-и Бухара, Труды Института востоковедения АН Уз. ССР, вып. III, Ташкент, 1954, с. 107—118. < Сочинение в настоящее время издано в переводе на русский язык: Фазлаллах ибн Рузбихан Исфахани, Михмап-на-ме-йи Бухара (Записки бухарского гостя), Перевод, предисловие и примечания Р. П. Джалиловой. Под редакцией А. К. Арендса, М., 1976 (вместе с факсимиле ташкентского списка, который является черновым автографом). Другое издание сочинения предпринято в Иране (по стамбульской рукописи): Михман-нама-и Бухара (Тарих-и падшахи-и Мухаммед Шайбани) та'лиф-и Фазлаллах ибн Рузбихан Хунджи сада-и нухум у дахум-и хиджри, баихтимам-и доктор Манучихр Сутуда, Тегеран, 1341 х. с. (1962).>
21а <Автограф этого сочинения хранится в Ленинградском отделении ИВ АН СССР под № А-316; еще один список сочинения имеется в ИВАН Уз. ССР под № 3639>.
22 См. английский перевод в F. Rosenthal. A History of Muslim historiographi, Leiden, 1952, с. 195—456.
23 Л. 47а: чун аксар-и нашр-и ин асфар дар тайй-и асфар бу да, харгаз дар осна-й та'лиф ба-мутала'а-йu китаби йа рисала'и аз суханан-и сабикан-и масафф-и инша ба-хич ваджх исти'анати на-намуда.
23а < Осман ибн Аффан (644—656) — третий праведный халиф. Хаджжадж ибн Юсуф (661—714) — наместник-омейядских халифов в Хиджазе и Ираке. >
23б <Абдал-Малик ибн Марван (647—705) —халиф из династии Омейядов.>
24 Мы теперь знаем, что «перевод» Бал'ами был в действительности самостоятельной переработкой Табари.
25 Автор ал-Мунтазам (510—97/1112—1200 г.).
26 Хафиз-и Абру родился в Герате и умер в: Сар-чам; он только был похоронен в Зенджане,, см. Муджмал-и Фасихи, Blowne, collection, G8 (10), л. 511а и ср.Бартольд, в ЕI <Акад. В. Р. Бартольд. Сочинения, т. VIII, М., 1973, c.600—01>.
27 В действительности Раузат ул-албаб (717/1317 Банакати основан на Рашидаддине, см. EI, а Гузида (730/1329 г.). Хамдуллаха является лишь полезным пособием.
28 Ал-Са'лаби ан-Нишапури, умер в 427 (1035) г., см. Хаджжи Халифа, IV, с. 195, GAL, I, с. 350. Его персидским последователем был вероятно Исхак ибн Ибрахим ан-Нишапури, о котором см. Riew, Persian Catagogue, t. I, c. 143.
29 Вахб умер в 114(732) г. Он также написал Исра'илийат, см. GAL, Suppl., I, с. 19. Хджри загадочно; это может быть искажением (Мухаммада ибн Муслима) аз-Зухри, который был современником Вахба и умер в 124/742) г. Аз-Зухри, как и Вахб, написал книгу о походах Пророка (магази), X. Халифа, № 10513 и 12464, ср. GAL, I. с. 64, См. A. Duri, BSOAS, 1957, 1—12.
30 Бухари (ум. в 256/870 г.) также написал ат-Тарих ал-кабир, содержащий биографии собирателей преданий. После этого в рукописи имеется некоторая лакуна. Текст как будто относится к другому Сахих Муслима ибн Хаджжаджа (ум. в 261/875 г.) и к его позднейшему сокращению Мишкат ал-масабих (ср. GAL, I, 160). М. ибн Абдуллаха Тебризи (734/1356 г.) который (по GAL, I, с. 695) сохраняет свое значение.
31 Са'ид ад-Дин Казеруни, автор ал-Мубтага, которое X. Халифа упоминает под Или ас-сийар, № 7308.
32 Книга Тярмизи (ум. в 279/892 г.) о внешности Пророка. Книга ал-йахсуби, (ум. в 1149 г.) об обязанностях мусульманина в отношении Пророка, см. 6AL, I, с. 369. Об Абул-Фарадже 'Абдул-Рахмане ибн Джаузи (ум. в 597/1200 г.) см. GAL, I, с. 503. Известие об Анмузадж имеется только в Б; эта книга (сокращение более обширного труда Суйути о xaca'uc) упоминается у X. Халифа, I, с. 467, Суйути (849—911/1445—1505 гг.) был современником Фазлуллаха.
33 Магази Ибн Исхака (ум. в 159/767 г.) теперь известна лишь по цитатам Табари и в переработке Ибн Хишама, Абул-Хусейн Абд ал-Баки ибн Кани (265—351/879—962) написал Му'джам ас-сахаба см. GAL, SuppL, с. 279, Ал-исти'аб фи ма'рифат ал-асхаб Абу-Омара Иусифа ибн Абдуллаха ал-Куртуби, GAL, I, с. 368.
34 По GAL, I, с. 362, эта книга Абу-Ну'айма (ум. в 430/1038 г.) является выдержкой из Ибн ал-Джаузи.
35 Знаменитый Изз ад-Дин Али ибн Мухаммад ибн ал-Асир, ум. в 630/1234 г. Книга Йафи'и (ум. в 768/1367 г.) носит название Раузат ар-райахин фи ас-салихин, см. EI.
36 Список А опускает Сафади. Если Фазлуллаху была известна его ал-Вафи бил-мфайат, то ее введение об истории и историках (изд. Амара Journ. As. март 1912, с. 248—297) могло подсказать ему эту главу, хотя она составлена главным образом по памяти.
37 Об Ибн ас-Субки (727—71/1326—69 гг.) см. X. Халифа, IV, с. 139, и GAL, II, с. 89, и EI. О Кала'ид ал-Фузала Джамал ад-Дина 'Абд ар-Рахмана ал-Аснави (законченном в 769/1367 г.) см. X. Халифа, IV, с. 143.
38 Шихаб ад-Дин ибн Хаджар-умер в 852/1449 г. В тексте его титул по медосмотру перенесен на Сахави (830—902/1427—97 гг.), чей настоящий титул был Шамс ад-Дин, см. GAL, II, с. 34. Наиболее известный его труд ад-Дау' ал-лами' содержит биографии всех знаменитостей девятого века хиджры. См. теперь A. J. Arberry, Sakhawiana, Chester Beatty monographs, № I (1951 г.) Похвалу нашим автором Абу-Хайру Сахави см. в Приложении VI.
39 Абул-Хайр Мухаммад ибн Мухаммад ал-Кураши ибн ал-Джазари умер в 844/1429 г., см. X. Халифа, № 7915, ср. Wuеstenfeld. Geschichtschreiber. с. 204, № 474.
40 Мухаммад ибн Хусайн ас-Сулами ан-Нишапури умер в 412/ 1021 г., см. X. Халифа, IV, с. 148, а также II, с. 116. Странно, что Фазлуллах не упоминает Нафахат-ал-унс своего современника Джами (ум. 17 мух. 898/8 ноября 1492 г.), см. А. А. Хекмат, Джами, Тегеран, 1320/1941 г., с. 59. 41 См. Ч. А. Стори. Персидская литература, ч. II, с. 784—85.
42 Это заглавие предвосхищает знаменитого 'Алам-ара-йи Аббаси Искендера-.
43 См. однако сообщения о военных действиях в Грузии
44 Не соблюдено в А и Б.
45 Автор также употребляет особые посмертные титулы для правителей: Амир-и бузург — Тимур: Сахиб-киран-и мази — Узун Хасан (его титул Сахиб-киран уже появляется в Тарих-и Дийарбакрийа); султан. — султан-Халил точно так же, как сефевидские историки называют Исма'ила I Хакан-и Сулайман-шан; Тахмаспа шах-и джаннатмакан; Аббаса навваб-и джихан-ситан; шаха Сафи Хакани-ризванмакан; Аббаса II а'ла-хазрат-u зилл-Аллахи и т. п.
46 Покровителем, особо поощрявшим Фазлуллаха в его труде, был Сулейман ибн Биджан (см. хвалу ему в рукописи Б). Наиболее ярко описанные эпизоды как раз те, в которых этот эмир принимал участие, и они должно быть основаны на его воспоминаниях. Для событий в Исфахане и т. д. источником сведений был по всей вероятности отец автора (л. 106а).
47 Несколько близка по тону история Тимура Ибн Араб-шаха.
48 Я узнал, что труд этот уже подготовлен к изданию др. Фаруком Сюмером (Анкара). К сожалению, единственная известная рукопись лишена конца и обрывается перед восшествием Узун Хасана на престол в 1466 г. <На самом же деле, эта рукопись обрывается в 876/1471—72 г., т. е. включает восшествие на престол в Тебризе Узун Хасана (872/1468 г.)>.
49 Irans Aufstieg zum Nationalstaat, 1936, в особенности с. 72—89.
50 См. мою статью The Aq-qoyunlu and land reforms, BSOAS, 1955, XVII/3, c. 451—8. Ср. ниже с. 129, примечание 98.