Комментарии
1 Григорий — друг Камениаты; они познакомились в Триполи (Cam., р. 489,8-10, 490,7-8, 598,4-6). где Камениата ожидал отправки в Тарс, а Григорий в это время проходил через город, направляясь в Антиохию с группой соотечественников каппадокийцев, плененных арабами (Cam., Р. 489 ,12-16).
В ходе повествования Камениата неоднократно обращается к Григорию, превознося "присущее его сердцу сострадание" (Cam., p. 592,12—13)" добродетель (Cam., p. 599,7) и совершенную и великую мудрость (Cam., р. 488,21). Он именует Григория отличнейшим, ученнейшим и любомудрейшим из людей (Cam., p. 487 3-4, 540,11, 592,9, 597,21), отмечает, что имя его пользуется широкой известностью (Саm., р. 488,7—9). Восхваление Григория следует, возможно, в значительной степени отнести за счет обычных в византийской литературе риторических приемов; во всяком случае, из имеющихся в нашем распоряжении источников ничего неизвестно о каком-либо Григории из Каппадокии. Эрудиция Григория, судя по представлению Камениаты о познании (Cam., p. 487,5,— 488,3) и его преклонению перед мудростью и совершенствами своего друга (Cam., p. 488,8),. имела богословский характер.
2 О переписке между Камениатой и Григорием см. также Cam., р. 489,5, 599,6-9.
3 Ср. Римл., VI, 23.
4 Захват и разграбление Фессалоники пиратским флотом Льва Триполийского действительно произвели сильное впечатление на современников; известно, что император Лев VI (886 — 912) посвятил этому событию стихотворение "EiV thn alwsin QessalonikhV" (А. Маi, Spicilegium Romanum, t. IV, Romae, 1840, p. XXXIX), а патриарх Николай Мистик (901—907; вторично 912—925) произнес проповедь в церкви св. Софии. Небольшой отрывок из этой гомилии (Cod. Vat., 172, Nikolaou patriarcou omilia eiV thn alwsin tnV QessalonikhV, riJeisa en ambwti thV megalhV ekklhsiaV meta thn eisodon) был издан А. Май с приложением перевода на латинский язык (A. Mai, Spicilegium Romanum, t. X, Romae, 1844. р, XXVI,-XXV11) и перепечатан Минем (Migne, PG, vol. CXI, col. 26—27) и Саккелионом Sakelliwn, Nikolaou patriarcou KwnstantinoupolewV epistolh proV to amhran thV KrhthV (Deltion thV istorikhV kai EJnologikiV etairoV thV Ellado t. III, 1889), p. 109]. В, Н. Златарский перевел этот отрывок на болгарский язык [В. Н. Златарски, Писмата на цариградския патриархъ Николая Мистика до болгарская царь Симеона ("Сборникъ за народни умотворения, наука и книжнина", кн. 10, София, 1894), стр. 375), а А. А. Васильев ("Византия и арабы. Политические отношения Византии. и арабов за время Македонской династии", СПб., 1902, стр. 151) — на русский. Гомилия Николая Мистика имеет риторический характер и никакой исторической ценности, как это уже отметил А. Май (А. Mai, Spicilegium Romаnum, t. X, р. XXVI), не имеет.
5 Варварами, как известно, римляне и греки называли всех неримлян и негреков. Камениста имеет в виду арабов.
6 Речь идет о Триполи, расположенном в Сирии, па побережье Средиземного моря. При халифе Османе (644—656) этот город был захвачен у Византия войсками Моавии — арабского наместника в Сирии. Во времена Камениаты был одной из опорных баз арабских пиратов и постоянной резиденцией Льва Триполийского.
7 Каппадокия — местность в восточной части Малой Азии; в системе военно-административного деления Византийской империи являлась особым округом — фемой. Первое вторжение арабов в Каппадокию произошло в 40-х годах VII в. Арабские набеги на эту пограничную область Византии продолжались вплоть до середины Х столетия, Григорий и его соотечественники, возможно, попали в плен при набеге 897 г., когда арабы захватили каппадокийскую крепость Курру (А. А. Васильев, Византия и арабы, стр. 112). Во всяком случае, это последнее известное нам из источников вторжение арабов на территорию Каппадокии перед 904 г.; замечание Камениаты, будто Григорий потерял надежду, что страданиям его когда-нибудь "настанет конец" (Cam., p. 489,16) также свидетельствует о том, что Григорий находился в плену длительное время. Из дальнейшего рассказа известно, что Григорий побывал в Дамаске и ближайших к нему городах (Cam., p. 597,21—598,2)
8 Главный город Сирии. С 638 по 969 г. находился в руках арабов.
9 Qessalonikh, ныне Салоники. Название города имело несколько различных написаний. Древние и византийские авторы особенно часто употребляли формы Qessalonikeia, Qessaloneikh, Qessalonhki. С IX в. в источниках можно встретить также сокращенную форму Salonikh [Theoph., I, р. 456,28) которая получила широкое распространение в разговорном греческом языке, а также у соседних народов: "Солунь", "Селунь" — у болгар, сербов и на Руси; "Salunik" — у арабов и т. д. (Th. L. Fr. Tafel, De Thessalonica ejusque agro dissertatio geographica, Berolini, 1839, p. 18 sq.; 0. Tafrali, Topographie de Thessalonique, Paris, 1913 p. 3—6, а также RE, s. v, Qessalonikh, S. 143, 146, 152). О происхождении названии города см.: О. Tafrali, Thessalonique des origines аи XIV-e siecle, Paris, 1919, р. 1—3; Dhmitsa, Makedonika, Arcaia gewgrajia thV MakedoniaV , t. II. AJinai 1874, а. 272.
10 Ср. также: Cam., p. 491,19, 498,2—3, 498,5. Величина и богатство Фессалоники, которая еще в эллинистическую эпоху соперничала с древними столицами Македонского царства Эдессой и Пеллой, а с возникновением Византийской империи стала одним из ее крупнейших торгово-ремесленных, военно-административных и культурных центров, неоднократно прославляются писателями как римского, так и византийского времени. По свидетельству Страбона, уже в 1 в. Фессалоника была многолюднейшим городом Балканского полуострова (городом, h nun malista twn allwn euandrei. Strab., t. II, p. 61). Антипатр Фессалоникийский называет Фессалонику "матерью всей Македонии" (mhthr h pashV MakhdonihV Antip., t.II, p.88). Церковный историк V в. Феодорит отмечает, что Фессалоника была "очень большим и многолюдным гopoдoм megisth kai poluanJrwpoV. Migne, PG, vol. LXXXII, col. 1232 А). В "Чудесах св. Димитрия" она именуется, подобно столице, "великим городом" (megalopoliV), к ней прилагаются многочисленные эпитеты, подчеркивающие ее исключительное положение [Мignе, PG, vol. CXVI, col. 1204 А, 1213 С. 1256 С, 1264 В. 1285 С 1333 В, 1337 А, 1340 А, 1357 С; Н. Gelzer, Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung ("Abhandlungen der philologisch-historischen Classe der Konigl. Saechsischen Gesellschaft der Wissenschaften", Bd. XVIII, № 5, Leipzig, 1899), S. 43]. В житийной литературе IX столетия Фессалонику неоднократно называют великим и славным городом ["Житие и подвиги св. Феопоры Солунской", издание епископа Арсения, Юрьев, 1899, стр. 4 и 41; 11 и 49; 27 и 68; 33 и 75; Ed. Kurtz, Des Klerikers Gregorios Bericht ueber Leben, Wanderthaten und Translation der Hi. Theodora von Thessalonich ("Записки имп. Акад. наук", ист.-фил. отд., т. VI, серия ", № 1, СПб. 1902), стр. 43; "Vie et office de Saint Eiithyme le Jeune", publ. par L. Petit ("Revue de l Orient chretien", Paris, 1903), p. 193].
"Житие Фотия Фессалийского" свидетельствует, что Фессалоника "стояла во главе фессалийских городов, а лучше сказать была расположена среди них и, как царица, окружена с обеих сторон их свитою" ("Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому", издание епископа Арсения, Новгород, 1897, стр. 13 — 14). Византийские источники XII—XV вв. (Niceph. Chumn., II, 137, 142, 152; Cantac., II, р. 573,6-7; Georg Pachym., I, p. 477,9-10; Niceph. Greg., I, p. 26,4-5,. 245,20-21. cм. Th. L. Pr. Tafel, Thessalonica..., p. 31—33; О. Tafrali, Topographie..., p. 7—9) отмечают, что Фессалоника была богатым и великим городом, и указывают, что она занимала особое положение в империи. 11. Один из мифических христианских апостолов. Согласно церковному преданию, жил в середине 1 в. н. э.
12 Ср.: "Деяния апостолов", IX, 15.
13 Ср.: Римл. XV, 19.
14 Согласно "Деяниям апостолов" Павел из Филипп через Амфиполь и Аполлонию пришел в Фессалонику (приблизительно в 50 г.), где пробыл несколько недель, проповедуя христианство. В результате его проповедей "великое множество" греков, а также некоторые иудеи приняли христианство (XVII, 1—4). Христианская церковь приписывает Павлу составление двух посланий к фессалоникийцам, вошедших в Новый Завет.
15 Димитрий — легендарный воин, защитник и покровитель Фессалоники. Согласно местному преданию он умер в этом городе мученической смертью за проповедь христианского учения в царствование императора Максимиана (285—305). Начиная с конца IV в. имя Димитрия неразрывно связывается с Фессалоннкой. В начале V в. там была выстроена во имя его крупнейшая в городе церковь (гл. 11, прим. 4), в которой находился мраморный саркофаг "святого", якобы источавший целебное миро [отсюда и прозвище Димитрия — mirobluthV, мироточивый (Cam., р. 490,18)]. Во время раскопок руин церкви Димитрия, производившихся греческим ученым Г. Сотириу поле пожара 1917 г., была найдена скрытая в стене свинцовая трубка, из которой и истекало это особым образом приготовлявшееся благовонное масло (миро) [Ch. Delvoye, Salonique, seconde capitate ae I'empire byzantin et ses monuments ("Revue de l'Universite de Bruxelles", № 5, 1950), p. 405]. Ко дню празднования памяти Димитрия (26 октября старого стиля) приурочивалась знаменитая фессалоникская ярмарка, красочно описанная в "Тимарионе" ["Timarion", ed. Ellissen ("Analekten der mittel-und neugriechnischen Literatur", Bd. IV, Leipzig, 1860), S. 46 sq. Русский перевод С. В. Поляковой и И. В. Феленковской (ВВ, т. VI, стр. 365 и сл.)]. Культ Димитрия в Фессалонике принял такие размеры и формы, что жителей города даже упрекали в том, что они почитали Димитрия больше, чем Христа (ММ, I, р. 175).
Главными источниками, рассказывающими о жизни и смерти Димитрия, являются три Passiones, впервые изданные в 1780 г. в Брюсселе Корнелием Бийе вместе с Miracula этого "святого" (гл. 8, прим. 9) Acta Sanctorum, Octobrls, t. IV и перепечатанные в 1864 г. Минем в "Греческой патрологии" (PG, vol. CXVI, col. 1167—1202). Первое Passio принадлежит перу анонимного автора и является самым ранним (середина V или начало VI в.) и самым кратким; второе, более пространное и содержащее ряд новых подробностей, было написано, очевидно, архиепископом Фессалоники первой половины VII в. Иоанном; автором третьего был знаменитый компилятор Х в. Симеон Метафраст, положивший в основу своего труда рассказы предшественников (Ch. Delvoye, Salonique..., р. 399).
Исследования ученых показали, что культ Димитрия зародился не в Фессалонике, а был занесен туда из Сирмия; в фессалоникских Passiones можно обнаружить следы первоначального сказания о жизни и смерти Димитрия. [h. Delehaye, Les legendes grecques des saints militaires, Paris, 1909, p, 103—108; H. Delehaye, Les origines dii culte des martyrs, Bruxelles, 2-e ed., 1933, p. 223—228; J. Zeiller, Les origines chrefiennes dans les provinces Danubiennes de I'empire remain, Paris, 1918, p. 81—83; A. Sigalas, Nikhta arxiepiskopou QessalonikhV eiV ta Jaumata tou agiou Dhmhtriou ("EpethriV thV EtaireiaV twn Buzantinwn Spoudwn'', t. XII, 1936), p. 319—320]; подробно о Димитрии см.: Н. Gelzer, Die Genesis..., S. 53 sq.; Ch.Diehl, La cite de S. Demefriits ("Dans l'Orienl byzantin", Paris, 1917), p. 25 sq.; Ch. Delvoye, Salonique.... p. 399 sq.; Ф. Бариший, Чуда Димитриjа Солунскогкао истприски извори Београд, 1953, стр. 16.
16 Известно, что соседние христианские народы, особенно славянские — болгары, сербы и русские, — весьма почитали Димитрия. После взятия Фессалоники норманнами в 1185 г., когда гробница Димитрия подверглась надруганий, возникла легенда, будто Димитрий покинул Фессалонику и переселился к болгарам (Ch. Diehl, La cite de S. Demetrius, p. 31). В русских летописях Димитрии неоднократно фигурирует как помощник русских воинов в борьбе против врагов. Так, уже в "Повести временных лет" (XII в.), в рассказе о нападении киевского князя Олега в 907 г. на Константинополь, "святой" Димитрий выступает защитником русского князя от вероломства греков (ПВЛ, т. I, стр. 220); в числе других "небесных воинов" "славный Дмитрий" помотает русским войскам разгромить татарские полчища Мамая во время знаменитой битвы на Куликовом поле (ПСРЛ, т. XI, стр. 61); великий князь московский Иван III Васильевич, отправляясь в 1471 г. в поход против "отступников от православия" новгородцев, призывал на помощь себе "непобедимого Дмитрия Селуньского" (ПСРЛ, т. VI, стр. 8—9); с помощью" "святого славного страстотерпца Дмитрия Селуньского Мироточца" псковским воинам удалось незаметно проникнуть в осажденный в 1611 г.. шведами "пригород" Пскова — Гдов и совместно с жителями Гдова одержать победу над врагом (ПСРЛ, т. V, стр. 53) и т. д.
Во Владимире, Новгороде, Пскове и других древнерусских городах воздвигались соборы и церкви во имя Димитрия (см., например, ПСРЛ, т. I, стр. 184; т. III, стр. 96; т. IV, стр. 127, 296), где хранились якобы частички его "мощей". Димитрий Солунский считался покровителем великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176 — 1212). В Третьяковской галерее хранится икона Димитрия, принадлежавшая некогда Всеволоду; там же находится мозаичное изображение Димитрия Солунското из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (XI в.). [О культе Димитрия у сербов см.: К. Dieterich. Zur Kulturgeographie and Kulturgeschichte des byzantiniscfien Balkanhandels (BZ Bd XXXI, Leipzig—Berlin, i931), S. 55—57].
17 Фессалоника, действительно, славилась своей ортодоксальностью. Однако не все ее "пастыри" были так безупречны, как об этом говорит Камениата. По сообщению Иоанна Мосха (Migne, PG, vol. LXXXVII,.col. 2896 D, 2897 А), в конце VI в. архиепископскую кафедру в Фессалонике занимал язычествующий аристократ, а в 843 г., в год восстановления икопопочитания, с архиепископской кафедры города был смещен за иконоборческую ориентацию знаменитый ученый того времени Лев Математик (Cedr., II, р. 166 3-7). Камениата не упоминает, кто был духовным главой Фессалоники в его время. В списке архиепископов Фессалоники за эти годы у Лскьена (Le Quien, Oriens christianus, t II, Parisiis, 1740, p. 46) также пробел. Имя архиепископа в период осады города арабами в 904 г. стало известно благодаря надписи, сделанной в ожидании нападения арабского флота и обнаруженной в 1874 г. па обломках приморской стены Фессалоники. Согласно этой надписи приморская стена была обновлена. ... epi Iw(annou) arc(i)episkop(ou) QessalonikhV tou entopiou. (Полный текст этой надписи впервые был опубликован. Catzi Iwannou Astugrajia QessalonikhV, Qessalonikh, 1881, ст. 17,-18. О работах, проводившихся в городе по укреплению приморской стены в ожидании врага, см.: Cam., p. 511,3-17 514,1-6). Возможно, это был тот самый архиепископ Иоанн, о котором известно из "Жития Феодоры Солунской". В "Житии" (стр. 27—28) говорится, что Феодора скончалась "в царствование Льва и Александра, в шестой год их самодержавного правления (т. е. в 892 г.), при святейшем Иоанне, занимавшем тогда архиепископский престол в Фессалонике [Ср.: L. Petit, Les eveques de Thessalonique (EO, 1901, № 3—4), р. 220 sq.].
18 Фессалоника была обнесена стенами еще в эллинистическое время. В период римского господства и в средние века стены города неоднократно подвергались перестройке. Подробно об оборонительных сооружениях Фессалоники см.: О. Tafrali, Topographie..., p, 30 sq.
19 Термейский, ныне Салоникский, залив.
20 Фессалоникская гавань была благоустроена в IV в. н. э. Константином Великим во время его пребывания в Фессалонике (Zosim., p. 86,15—17 Подробные сведения о фессалоникской гавани в византийское время приведены у Тафеля (Th. L. Fr. Tafel, De Thessalonica..., p. 208 sq.) и у Тафрали (O. Tafrali, Topographie..., p. 14 sq.).
21 Имеется в виду северо-восточная часть Термейского залива, непосредственно прилегающая к Фессалонике.
22 Ekbolon — ошибочно. Следует, как уже в свое время отметил Тафель (Th. L. Fr. Tafel, De Thessalonica..., р. 214, п. 42), читать Embolon [см., например, письмо Феодора Студита Платону (Migne, PG, vol. XCIX col. 918 C) и "Житие св. Давида Фессалоникийского" ("Leben des hlg. David von Thessalonique", cd. V. Rose, Berlin, 1887, S. 13), где дано правильное написание]. Эмвол — название двух мысов (Большой Эмвол и Малый Эмвол) на северо-восточном берегу Термейского залива (в древности — Aineion; на итальянских картах XVI и XVII столетий— Lembolo; в настоящее время — Кара-Бурну). Камениата говорит о мысе Большой Эмвол.
23 Помимо искусственно сооруженной гавани, Фессалоника имела еще естественную гавань, расположенную к северу от Малого Эмвола (О. Tafrali, Topographie..., p. 14).
24 Хортаит (CortaitoV; в древности KissoV; в настоящее время Хортиат или Хортат), 1200 м над уровнем моря.
25. В византийское время эта равнина называлась Каламария (от
Kalh meria или Kalh Mara). Название это сохранилось и в наши дни. О его происхождении см.: Th. L. Fr. Tafel, De Thessalonica..., p. 254; P. N. Papageorgiou (BZ, VII), p. 57; O. Tafrali, Topographie..., p. 25.26. Виноградарство было развито здесь издаана; об этом свидетельствуют некоторые древние надписи, а также изображение кисти винограда на фессалоникских монетам, относящихся ко времени, предшествовавшему установлению римского господства (168 г-до и. э.) (О. Tafrali, Topographie..., p. 23).
27 По сохранившимся преданиям, на горе Хортаит некогда, еще до заселения Афона, было 24 монастыря (П. Успенский, Первое путешествие в афонские монастыри и скиты, в 1845 г., Киев, 1877, стр. 9).
28 Лагодинская равнина. Ср. описание этой равнины у Никифора Хумна (ХШ в.)]: Niceph. Chumn., II, р. 140.
29 Озера Вольве (
Bolbh), ныне Бешик, и Коронея (Koroneia), ныне Лангаза. Эти озера сообщаются между собой и Орфанским (Рентинским, Стримонским) заливом.30 Ср.: Niceph. Chumn., 11, р. 140. Богатством и редкими сортами рыбы эти озера славились и в новое время (С. И. Веркович, Топографическо-этнографический очерк Македонии, СПб., 1889, стр. 36).
31 Следует читать:
EmbolhV (гл. 4., прим. 5).32 Камениата описывает здесь Кампанию — одну из самых больших равнин Македонии.
33 Кампания славилась своим плодородием и в более позднее время. Никифор Хумн писал, что эта равнина была житницей для города и изобиловала всем, что только может давать земля [Niceph. Chumn., II, р. 139—140. Ср. также: "Тимарион" ("Timarion", ed. Ellissen, S. 44). где говорится, что окрестности Аксия "дарят пахарю различные плоды земли"].
34
Berroia. Позднее назывался Berria, у турок — Караферия, в настоящее время — Верия.35 Ср.: Cantac., II, р. 351,10-11, III, p. 120,9-12.
36
Drougoubitai tineV kai Sagoudatoi. Другувиты и сагудаты — славянские племена, о которых впервые сообщается в "Чудесах св. Димитрия" (гл. 8, прим. 9) при описании происходившей в начале VII в. (согласно датировке Ф. Баришича, Чуда..., стр. 81—140, в 614—616 г. См. его сводную таблицу осад Фессалоники славянскими племенами в соответствии с датировкой различных ученых) осады Фессалоники объединенными силами славянских пленен (Migne, PG, vol. CXVI, col. 1325A). Другувиты названы там Dragoubitai, Drogoubitai, сагудаты — Sagoudatai (или Sagoudatoi название дано только в родительном падеже — Sagoudatwn; см.: "Византиски извори за ucmopujy народа Jyгocлaвuje", т. I, Београд, 1955, стр. 188, прим. 4.), Точное определение Камениатой мест, где жили эти племена, позволяет уточнить те отрывочные и косвенные данные, которые мы имеем по этому вопросу в других источниках. Как можно видеть из Acta Demetrii (Migne, PG, vol. CXVI, col. 1365C) другувиты уже в VII в. располагались где-то к западу от Фессалоники. В списке епископских кафедр, относящемся к 879 г., другувитское епиcкопство (o DrougoubitiaV) помещено между епископствами Верройским и Сервским ("Hieroclis Synecdemus et Notitiae graecae episcopatuum", ed. G. Parthey, Berolini, 1866. Notitia 2.126. См. также: Notitia 3-200, 10.322, 13.181, где другувитское епископство названа o Drougoubiteiwn, Drougoubitiwn, DourgabitiaV, DourgobitiaV), В договоре крестоносцев от 1204 г.о разделе Византийской империи Дрогуви тия (Drogoubitia) также названа рядом с Верроей [Th. L. Fr. Tafel, Sumbolarum сritiсаrит, geographiат byzantinam spectantium ("Abhandlungen ed. III. Cl. d. k. Akad. d. Wissensch.", Bd V, Abthl. II, 71]. Было бы неверным, однако, считать, исходя из совокупности приведенных данных, что другувиты занимали западную часть равнины, расположенной между Фессалоникой и Верроей, а восточную ее часть занимали сагудаты [M. С. Дринов, Заселение Балканского полуострова славянами ("Чтения...", М., 1872, кн. 4), стр. 186; L. Niederle, Manuel de I'antiquite slave, Paris, 1923, p. 106; F. Dvornik, Les Slaves, Bysance et Rom. ait IX e siecle ("Travaux publies par I'lnstitut d'Etudes Slaves", vol. IV, Paris, 1926), p. 36]. Камениата не делает подобного разграничения, а в копии запродажной 897 г., сохранившейся в архивах Лавры на Афоне (Lavra, I, № I), cwrion twn Dragobountwn упомянута рядом с Фессалоникой [исследование данных, приведенных в этом документе, имеется в статье Е. Э. Липшиц, Из истории славянских общин в Македонии в VI—IX вв. н.э. (Сборник статей "Академику Б. Д. Грекову ко дню 70-летия", М., 1952), стр.49—55. Ср. Р. Lemerle, Philippes, et la Macedoine orientate a I'epoque chretienne et byzantine. Paris, 1945, p. 116]. Поселения другувитов не ограничивались районом Фессалоники. В одном афонской документе 1085 г. упоминается о существовании какого-то местечка Dragobitzou из-за которого шел спор между Лаврой и Ивироном и которое находилось, по-видимому, севернее Афонской Горы (Lavra, I, № 40). Другувиты жили, как это видно из сообщения Димитрия Хоматиана (начало X1I1 в;), и где-то на верхнем или среднем, Вардаре, вблизи Полога, где он помещает h Drougoubitikh (Dem. Chom'at., ed. J. B. Pitra, p. 410). В 80-х годах прошлого столетия А. Пельц нашел следы другувитов на Родопах; на реке Кричма, где сохранились развалины крепости Драговет, и к юго-востоку от Филиппополя, где находятся гора Драговина (статья А. Пельца опубликована в "Pamatky archaeologicke" X, v Praze, 1877, str. 773, 774.). Небольшая речка, протекающая в районе соединения Родоп с Балканами, также носит характерное название "Драговица" (К. Jirecek, Cesty po Bulharsku, v Praze, 1888, str. 287, 288, 360, 376, 392, 664; L. Niederle, Slovanske starozitnosti, II, Praha, 1906— 1910, str. 425). По мнению Л. Оболенского (D. Obolensky, The Bogomils, Cambridge, 1948, р. 157—167), именно в районе Родоп находилась и ecclesia Dugunthiae, названная Рейнаром Саккони в составленном им около 1250 г. списке 16 катарских церквей, которую еще П. Шафарик идентифицировал с DragobitiaV. Известно также, что филиппопольcкий архиепископ в XIV в. имел титул экзарха Драговитской Фракии (exarcoV QrakhV DragobitiaV). С. Jirecek, Die Heerstrasse von Belgrad nach Constantinopel und die Balkanpaesse, Prag, 1877, S. 72. Ср. также: Th. L. Fr. Tafel, Thessalonica..., p. 59]. Константин Багрянородный (De adm. imp., p. 62), перечисляя племена, жившие в его время на Руси "и платившие ей дань (paktiwtai twn RwV), упоминает другувитов (twn Drougoubitwn)-Это были те дреговичи, о которых в "Повести временных лет" говорится, что они жили севернее древлян, за Припятью и вплоть до Западной Двины (ПВЛ, I, 1950, стр. 11). По вопросу о родстве русских, македонских и фракийских другувитов (дреговичей, драгувитов, дрогувитов) до сих пор нет единого мнения [См., например: Епископ Филарет, Св. великомученик Димитрий и солунские славяне ("Чтения...", М.. 1848, кн. 6), стр. 26, 27, 31; М. С. Дритов, Заселение..., стр. 169; L. Niederle, Manuel de I'antiquite slave, p. 106.]. Об этимологии их имени gm. L. Niederle, Slovanske Starozitnosti, II, str. 425; О. Tafrali, Thessalonique, р. 109; М. Vasmer, Die Slaven in Griechenland ("Abhandlungen d. Berliner Akad. d. Wissenschaften", 1941), S. 177; "Византиски извоpu... ", стр. 187, 188].Поселения сагудатов в пределах Византийской империи также не ограничивались равниной между Фессалоникой и Верроей. Один афонский документ, изданный Порфирием Успенским, констатирует присутствие сагудатов (Sagoudatoi) времена императоров-иконоборцсв на Халкидике (П. Успенский, История Афона, т. III, Киев, 1877, стр. 311). Поселения сагудатов находились и во Фракии: в уставе монастыря Богородицы Мироспасительницы (XII в.), расположенного во Фракии, назван то emporion h SagoudaouV; (ИРАИК, XIII, 1908, стр. 52; см. также договор о разделе империи в 1204 г.; to emporion SagoudhV. Тh. L. Fr, Tafel, Symbolarum..., S. 57). Рядом с этим эмпорием упомянута дсревня (curion) Dragabasta, В ней жили, без сомнения, другувиты, которых мы снова встречаем по соседству с сагудатами. Точное местонахождение монастырских владений (монастырь находился близ Эноса) трудно определить, но вряд ли мы имеем здесь дело с теми же самыми другувитами, которые жили в районе Филиппополя. Сагудаты встречались также е Малой Азии. Анна Комнина упоминает в Вифинии kwmopolin tina SagoudaouV (Anna Comn., II, p. 3151-2), в котором жили, по мнению Л. Нидерле(L. Niederle, Slovanske starozitnosti, II, str. 425), сагудаты, переселившиеся сюда из Фессалоникской области. Об этимологии имени "сагудаты" см.: О. Tafrali, Thessalonique..., p. 109; "Византиски извори... ", стр. 188.
37 Буквально: proV th polei telousi, т. е. "платят городу".
38 twn SkuJwn eJnei. Скифами византийские историки и хронисты называли готов, гуннов, славян, болгар и вообще все народы, жившие к северу от империи. Младший современник Камениаты Константин Багрянородный (De thematibus, p 50,13-15) называет скифами славянское население фемы Стримон; анонимный эпитоматор Страбона говорит о скифах-славянах (SkuJai Sklaboi), населявших Эпир, Элладу, Пелопоннес и Македонию (Muller, Geographi Graeci Minores, t. II, Parisiis, 1861. Excerpta ex Strabone, p. 574); в житии Илариона Грузина скифами именуются славяне, жившие б окрестностях Фессалоники (X, М. Лопарев, Греческие жития, святых VIII и IX вв., Пг., 1914, стр. 61); византийский поэт Х в. Иоанн Геометр называет скифами болгар [В. Г. Васильевский, Русско-византийские отрывки (ЖМНП, 1876, март), стр. 174,-17б]. О том, кого следует понимать под скифами у Камениаты (Cam., р. 496,10-11, 499,2-3, 499,17-18, а также гл. 6, прим. 9; гл. 8, прим. 5.; гл. 9, прим. I) мнения ученых не совпадают. Ф. Дворник (F. Dvornik, Ley slaves..., p. 235) считал, например, что Камениата подразумевает под. скифами славянские племена, жившие в окрестностях Фессалоники, в первую очередь стримонцев, которые сохраняли до этого времени известную независимость и которым византийские села (у Камениаты: "другие селения") платили дань. Трудно, однако, согласиться с таким толкованием. Стримонцев, как и другие славянские племена, жившие в окрестностях Фессалоники, Камениата совершенно определенно называет славянами (Sklabhnoi. Cam., p. 514,13-15, 19-21. 515,20-21 523,5-6, 545,13-14), да и жили стримонские славяне не "бок о бок" с селениями, о которых говорит автор, а совсем в другом месте — по берегам Стримона. Кроме того, несколькими строками ниже (р. 496,16) Камениата рассказывает, что лежащую к западу от Фессалоники равнину (Кампанию) пересекают "многоводные реки, беря начало в скифских пределах" (ek thV SkuJwn exormwmenoi), а истоки этих рек (Галика, Вардара, Луды, Быстрицы) находились, как известно, в Болгарском государстве. Самая большая из них река — Вардар — вытекала, как указывает анонимный автор "Тимариона", "из болгарских гор" ("Timarion", ed. Ellissen, p. 44). В-Н. Златарский (История на Бьлгарската дьржава презъ средните векове", т. I. ч. 2, София, 1927, стр. 229, 230) совершенно правильно, на наш взгляд. понимает под скифами, упоминаемыми Камениатой, болгар. Он допускает, однако, другую неточность в истолковании этого места: под словами "другие селения" В. Н. Златарский разумеет славянские племена смолян, ринхинов и стримонцев, что никак не согласуется с действительным положением дел, так как эти племена жили к востоку от Фессалоники. М. Райкович тоже считает, что скифами Камениата в данном случае называет болгар ("Византиски извори...", стр. 267).
39 Златарский (В. Н. Златарски, История..., стр. 329), понимая под скифами Камениаты болгар, считал, что здесь говорится о торговле Фессалоники при посредничестве славянских сел со скифами-болгарами, А. Штрук (A. Struck, Die Eroberung..., S. 540, 548, n. 2) полагал, что речь идет о торговле между славянскими (скифскими) селами и Фессалоникой. М. Райкович ("Византиски извори.,.", стр. 267, прим. 4) разделяет толкование А. Штрука, отмечая, что если под скифами подразумевать болгар, то указание Камениаты на прочный мир, царивший в отношениях между скифами и Фессалоникой (Cam., p. 496,12-15) противоречит фактам, так как даже после заключения в 896 г. официального мира между Болгарией и Византией Симеон (893—927) неоднократно нападал на византийские области. М. Райкович упускает, однако, из вида одно обстоятельство: Камениата сообщает, что, с тех пор как скифы приняли крещение, война исчезла отовсюду, и мир стал править соседними пределами (Cam., p. 500,1-3) а это значит, что перед нападением Льва Триполийского на Фессалонику в прилегающей к ней области никаких военных действий не происходило. Следовательно, нет причины считать, что вторжения Симеона на византийскую территорию препятствовали торговле Фессалоники с болгарами (гл. 6, прим. 10).
40 Jaumasian tina kai BaJeian eirhnhn en eautoiV sunthroumenoi. Указание Камениаты на существование прочного мира между фессалоникийцами и скифами (болгарами, гл. 6, прим. 8 и 9) представляет большой интерес.
Дружественные отношения между Византийской империей и Болгарией, установившиеся после смерти Крума (815 г.) и особенно после мирного договора 864 г., не прерывались вплоть до смерти болгарского царя Бориса I Михаила (852—889). Но уже в 893 г., когда сбор торговых пошлин с болгарских купцов был отдан Львом VI на откуп двум византийским торговым людям и перенесен из Константинополя в Фессалонику, Симеон (893—927) начал против империи войну. [В. Н. Златарски, Известията за българите в хрониката на Симеона Метафраста и Логотета ("Сборникъ за народни умотворения, наука и книжнина", кн. 24. I. София, 1908), стр. 93]. Однако военные действия, неоднократно прерывавшиеся в результате дипломатических переговоров сторон, проходили, как показывают источники, вдали от Фессалоники (De adm. imp., p. 142; Georg. Cont., p. 772,3—774,15; Theoph. Cont, p. 357,22—30,14; Cedr., II, p. 254,14-257,16".
Рассказ об этой войне византийские хронисты заканчивают сообщением о битве при Болгарофиге, не указывая ни года сражения, нк года заключения мирного договора. В. Н. Златарский, опираясь на известие арабского историка Табари о том, что летом 896 г. подошедшие к Константинополю болгары нанесли большой урон грекам (что связывается обычно со сражением при Болгарофиге; см. В. Н. Златарски, Известията за българите..., стр. 144; ср. стр. 99, 100; F.. Dvornik, Les slaves..., p. 305) но были оттеснены войском, укомплектованным Львом VI из арабских пленников, приходит к выводу, что именно в 896 г., непосредственно за отступлением болгар, и последовало заключение мирного договора между Византией и Болгарией [В. Н. Златарски, Известията за българите.... стр. 101; ср.: М. С. Дринов, Южные славяне и Византия в Х в. ("Чтения...", М., 1875, кн. III), стр. 9]. Однако подобная датировка недостаточно убедительна и затрудняет объяснение последующих событий из истории болгаро-византийских отношений, в частности касающихся Фессалоники.
Заключение мира произошло, очевидно, только в 904 г. и притом уже после нападения арабов на Фессалонику [Ср.: Q. I. Bratianu, Le commerce bulgare dans l'empire byzantin et le monopole de l'empereur LeonVI a Thessalonique ("Известия на Българскоте историческо д-во. XVI—XVIII, Сборникъ в паметь на проф. Петъръ Никовъ", София, 1940), р. 32]. Продолжавшееся до 904 т. состояние войны между Византией и Болгарией объясняет а оправдывает как действия болгар в районе Драча, повлекшие за собой второе посольство Льва Хироофакта в Болгарию (оно имело место в период между 896 и 904 г. См.: В. Н. Златарски, История..., стр. 324), так и попытку Симеона заселить Фессалонику болгарами после разграбления ее Львом Триполийским, вызвавшую третье посольство Хиросфакта [I. Sakkelion , LeontoV Magistrou anJupatou patrikiou, Sumewn arcontoV BoulgariaV kai tinwn allwn epistolai (Deltion thV istorikhV kai eJnologikhV etairaV thV ElladoV. A, Athen, 1883)" а. 396. Ср.: Q. I. Bratianu, Le commerce bulgare.... p. 32; p. Dvornik, Les Slaves..., p. 305 — 306]. Если принять эту датировку, становится понятным, что пограничный столб между Болгарией и Византийской империей был установлен в 904 г. в результате заключения мирного договора между обеими странами [Ф. И. Успенский, Пограничный столб между Византией и Болгарией при Симеоне (ИРАИК, III, София, 1898), стр. 184 и сл.]. При такой датировке получает, наконец, объяснение и сообщение некоторых византийских хронистов о том, что, "когда болгарские вторжения тревожили ромеев (twn de Boulgarikwn ejodwn Rwmaion epetribontwn), арабы, узнав об этом, предприняли морской поход (имеется в виду движение флота Льва Триполийского к Константинополю, предшествовавшее его нападению яд. Фессалонику. — Р. Н.) во главе которого поставили Льва Триполийского..." (Georg. Cont, p. 783, под чертой; ср. Theoph. Cont., p. 366,11-15 Geadr., II, p.261,19—22). А. А. Васильев, принимая датировку М. С, Дринова, относившего заключение мира между Византией и Болгарией к 893 г. [М. С.Дринов. Южные славяне и Византия в Х в. ("Чтения...", 1875, кн. 3), стр. 6— 8], вообще объявил это сообщение неправдоподобным (А, А. Васильев, Византия и арабы, стр. 138—140).
В. Н. Златарский, считая 896 г. годом заключения мирного договора, придавал сообщению источников о вторжениях болгар несоответствующее действительности толкование. Он исходил из тех соображений, что вряд ли Лев Триполийский мог в короткий срок узнать о нападении болгар, если б оно произошло на отдаленной западной границе; вторжение же со стороны Фракии явилось бы нарушением мира между Болгарией и Византией. Поэтому В, Н. Златарский приходит к выводу, что болгары могли вторгнуться s Византию только с юго-запада, где-то в районе Фессалоники [В. Н. Златарски, История..,, стр. 327—328). Подобное толкование накопится, однако, в явном противоречия с показаниями Камениаты, жителя Фессалоники и современника этой войны, который совершенно определению свидетельствует о том, что перед нападением Льва Триполийского на город (июль 904 г.) во всей прилегающей области царил прочный мир (гл. 6, прим. 9). После битвы при Болгарофиге враждебные действия болгар приняли, по-видимому, местный характер, причем Симеон, по вполне понятным причинам, стремился не приближать их к Фессалонике, ставшей центром сбыта болгарских товаров. Бережное отношение Симеона к Фессалонике видно и из его писем к патриарху Николаю Мистику (G. I. Bratiami, Le commerce bulgare..., p. 32).
41 Дословно: koinothta zwhV taV creiaV allhloiV ameibousi, Камениата умалчивает, к сожалению, о предметах болгаро-византийской торговли. Из других источников известно, что болгары торговали скотом (А. Я. Гаркави, Сказания мусульманских писателей о славянах и русских:, СПб., 1870, стр. 126), медом, льном ("Книга эпарха", IX, 6; С. Лишев, За стокового производство във феодална България, София, 1957, стр. 25, 41), а также вели торговлю рабами [Д. Ангелов, Робството в срвдневековна България ("Ист. Преглед", т. II, 1946), стр. 143, 151: I. Sakazov, Bulgarische Wirtschaftsgeschichte, Berlin — Leipzig, 1929, S. 66]. В Фессалонике болгары покупали, по-видимому, различного рода ткани,. металлическую утварь, украшения и т. п. (ср.: Cam., р. 500,21—501,6, 568,16—569,1). Судя по тому, что Камениата употребляет глагол ameibu (обменивать, выменивать), торговля между болгарами и Фессалоникой происходила на основе обмена. Современники Камениаты также подтверждают обменный характер болгарской торговли: арабский хронист Аль-Масуди (20—50-е годы Х в.) указывает, что болгары не имели ни золотых, ни серебрянных монет и рассчитывались за покупки коровами и овцами (А. Я. Гаркави, Сказания..., стр. 126). "Книга эпарха" также свидетельствует о том, что торговля между Болгарией и Византией производилась на основе обмена товарами ("Книга эпарха", IX, 6). Следует, однако, отметить, что формулировка интересующего нас места в "Книге эпарха" позволяет предположить, что такое положение не было правилом: ".. если покупка может производиться лишь в порядке обмена на другие товары...", говорится там, следовательно, допускается возможность и таких случаев, когда покупка совершалась за деньги. Хотя болгарские монеты в это время еще не чеканились (С. Лишев, За стоковото производство..., стр. 45), археологические раскопки обнаружили на территории Болгарии византийские монеты VII—IX вв. (ИБАЙ, т. VI, 1930—1931, стр. 314; В. и К. Шкорпил, Някои бележки върху археологическите и историческите изследвания в Тракия, Пловдив, 1885, стр. 92). Позднее, с развитием ремесла и ростом внутренней и внешней торговли, денежные расчеты приобретают у болгар все большее значение. Источники сообщают, что когда в 1018 г. византийские войска вступили в болгарскую столицу, император Василий II (976—1025) захватил там, помимо золота, драгоценных камней и одежд, большое количество денег (Cedr., II, р. 46813). Но и в это время денежные отношения в Болгарии были развиты еще слабо: известно, что после победы над Болгарией Василий II приказал, чтобы подати с болгар, как и прежде, взимались натурой — пшеницей, просом и вином (Cedr., II, р. 530,13—14). О болгарской торговле, а также о развитии товарного производства в Болгарии см.: И. Сакъзов, Външна и вътрешна търговля на България през VII—XI в. ("Списание на Българското икономическо дружество, год XXIII", 1924); С. Лишев, За стоковото производство...
42 По равнине (Кампании), расположенной к северо-западу от Фессалоники, протекали реки: Галик (Эхейдорос), Вардар (Аксий), Луда (Люднас) и Быстрина (Галиакмон). Самой большой и важной по своему торговому значению была река Вардар, на судоходность которой в средние века указывают, помимо Камениаты, Никифор Григора (Niceph. Greg., I, p. 380,19) и Феофилакт Болгарский (Theophyl. Bulg., Migne, PG, vol. CXXVI, col. 47SD).no Вардару проходил путь, связывавший Фессалонику с Дунаем (ср. De adrn. imp., p. 182: "От Фессалоники до реки Дунай, на котором стоит город, называемый Белград, восемь дней пути, если кто идет нe спеша, а с остановками"). Он шел вверх по Вардару до Скопле (Ускюба), а затем по долине Моравы, где начиная от Ниша (Наисса) — узлового пункта скрещения шести различных дорог — соединялся с древней римской дорогой, связывавшей Белград (Сингидун) с Константинополем (Византием): об этой дороге см.: С. Jirecek, Die Heerstrasse...; ср.: A. Philippson, Das byzantinlsche Reich als geographische Erscheinung. Leiden, 1939, p. 94 sq. Торговые связи между Фессалоникой и Болгарией, помимо Вардара, могли осуществляться также по рекам Луде и Быстрице (Cantac., III, p. 118,22—119,1).
43 Обращенная к равнине часть городской стены, как наиболее уязвимая в случае нападения врагов, была двойной: помимо большой стены, опоясывавшей весь город, здесь имелась еще внешняя, передняя стена (proteicisma). Подробное описание стен Фессалоники и ее укреплении дано О. Тафрали (О. Tafrali, Topographie..., p. 30 sq.).
44 Ксеркс — персидский царь (486—165 гг. до н. э.). В 550 г. до н. э. царек Персиды Кир II захватил в свои руки власть в Мидийском государстве, а состав которого входила область Персида, населенная персами. После этого персов стали называть мидянами.
45 Камениата имеет в виду два плавучих моста, сооруженных по приказанию Ксеркса. По свидетельству Геродота (Herod., p. 55), через эти мосты переправлялось из Азии в Европу огромное войско Ксеркса.
46 См. предисловие, стр. 156, 157.
47 На протяжении двенадцати столетий со времени основания Фессалоника не раз видела врагов у своих стен. В I в. до в. э. на город нападали фракийцы. В 250 г. готы, перейдя Дунай, вторглись во Фракию н Македонию и впервые попытались захватить Фессалонику. В 253 г. они повторили свою попытку. Потерпев неудачу, oни спустя 15 лет снова осадили город, но и на этот раз вынуждены были отступить. Последний раз готы пытались овладеть Фессалоникой в царствование императора Зенона (475—491), но также безрезультатно (О. Tafrali, Thessalonique..., p. 41 sq.). Пришедшие на смену готам славяне начиная с середины VI в. и на протяжения всего последующего столетия предпринимали упорные и настойчивые попытки захватить город. Действуя иногда в союзе с аварами, они не менее пяти раз осаждали Фессалонику. В VIII в. появился новый опасный враг — болгары. Их нападение на город в 837 г. С трудом было отражено византийским войском (О. Tafrali, Thessalonique,.., p. 139). Камениата, говоря о многочисленных врагах, нападавших в прошлом на Фессалонику, как показывает его ссылка на "Чудеса св. Димитрия" (Cam., р. 499,14—15 гл. 8, прим. 8) вмел в виду в первую очередь славян. Славянские племена, нахлынувшие в VI в. в византийскую Македонию и неоднократно осаждавшие Фессалонику, были, действительно, наиболее опасными ее врагами. Но это отнюдь еще не дает оснований заключить, как это делает М. Райкович ("Византиски извори"..., стр. 267, прим. 4), что под "соседними скифами" Камениаты а данном случае можно понимать только славян. Город подвергался нападениям и со стороны болгар, которых Камевиата здесь, как и в предшествующих случаях (гл. 6, прим. 8, 9). называет скифами.
48 Камениата не совсем точен. Известно, что еще в 269 в. Фессалоника осаждалась с моря готами [О. Tafrali, Thessalonique..., p. 62 ). После первых неудавшихся попыток захватить город с суши, славяне, как сообщают "Чудеса св. Димитрия", построили флот и неоднократно подвергали город осаде с моря (Migne, PG , vol. CXVI, col. 1325 A sq.).
49 В 904 г. Фессалоника, действительно, была взята врагом в первый раз [ср. гомилию Николая Мистика, посвященную взятию Фессалоники арабами: "Как подвергся стольким несчастьям ... город, недоступный врагам с тех пор, как солнце смотрит на него!:" (Migne, PG, vol. CXI, col. 25-26)].
50 ... taiV twn Jaumatwn autou bibloiV ..." Камениата имеет в виду "Чудеса св. Димитрия", являющиеся наиболее значительным памятником фессалоникской агиографии. Известны главным образом три сборника "Чудес", впервые изданных в 1780 г. болландистом К. Бийе (Acta Sanctorum, Octobris, t.. IV), а затем текстуально воспроизведенных Минем (PG. vol. CXVI, col. 1203—1398). Наиболее интересные разделы "Чудес", благодаря которым этот источник получил широкую известность, составляют два древнейших сборника, повествующие о войнах Фессалоники со славянами в конце VI и в VII вв. Первый сборник был составлен архиепископом Фессалоники Иоанном (610—649), Которому Приписывают также авторство второго "Passio" (гл. 3, прим. 7); второй является трудом анонимного автора конца VII в.; третий сборник был составлен после взятия города Львом Триполийским (во второй половине Х в. или позднее). В последующие столетия появились еще несколько "Чудес" Димитрия. Обширный список агиографической литературы о Димитрии приведен Ф. Баришичем (Ф. Баришиh, Чуда..., стр. 17'— 29).
Ценные сведения о византийской Македонии в период славянских вторжений в VII в., материальной культуре славян, а также о самой Фессалонике, содержащиеся в первых двух сборниках "Чудес св. Димитрия", уже давно привлекали к себе внимание исследователей [Th. L. Fr. Tafel,. De Thessalonica...; Епископ Филарет, Св. великомученик Димитрий..; Н. Geizer, Die Genesis-.; Ф. И. Успенский, О вновь открытых мозаиках в церкви святого Димитрия Солунского (ИРАИК, т. XIV, 1, София, 1909) и др.]. Всестороннему и глубокому использованию этого источника препятствует неудовлетворительность имеющихся изданий. В 1874 г. А. Тугар (A. Tougard, De I'histoire profane dans les actes grecs des, Bollandistes, Paris, 1874, p. 80—204) перепечатал наиболее ценные разделы этого источника и добавил к тексту болландистов еще 20 страниц извлеченных из той же Парижской рукописи N 1517, которой пользовался и К. Бийэ. Это начинание А. Тугара, несмотря на многочисленные пожелания, не было продолжено. Немало затруднений при использовании предоставляемых "Чудесами св. Димитрия" материалов возникает из-за отсутствия в них точной датировки описываемых событий. Помимо упомянутых выше работ, хронологии этих событий посвящены труды: A. Pernice, Sulla data del Ubro iI dei Miraculo s. Demetrii Martyris (Bessarione,VI. 1902), p. 181 sq.; O. Tafrali, Sur la date de l'eglise et des mosaiques de saint Demetrius ("Revue archeologique", 1909), p. 83 sq.; Н. Delehaye, Les recueils antiques de miracles de saints ("Analecta Bollandiana", 1925), p. 57; Н. Gregoire, L'origine et le пот des Creates et des Serbes (Byz., XVII, 1944—45), p. 104 sq. Большой вклад в уточнение хронологии "Чудес" и правильное понимание содержащихся в них данных в последнее время внесли: Ал. Бурмов, Славянските нападения срещу Солун в "Чудесата на св. Димитра" и тяхната хронология ("Годишник на филос.-истор. факульт. ун-та", II, София, 1952), стр. 167 — 214 Р. Lemerle, La. composition et la chronologic des deux premiers livres des Miracula S, Demetrii (BZ, XLVI, 1953), p. 349—361; Ф. Баришиh, Чуда...; ср. также: "Византиски извори. ", стр. 173—216.
51 На основании этого свидетельства Камениаты О. Тафрали (О. Tafrali, Thessalonique..., р. 137, 144; О. Tafrali, Topographie..., p. 42; ср.: Ch. Delvoye, Salonique..., p. 409) указывал, что македонские славяне были крещены в VIII в. Однако, как уже отмечалось (гл. 6, прим. 8, 9; гл. 8, прим. 5), Камениата называет славян совершенно определенно oi Sklabhnoi, под скифами же он имеет в виду болгар. У него нет ни малейшего намека относительно того, когда именно произошло крещение; из текста можно лишь видеть, что оно было завершено к тому времени, о котором рассказывает Камениата, т. е. к концу IX в., что соответствует времени принятия болгарами христианства (865 г.). Именно после крещения болгар между Византией и Болгарским государством установился прочный мир (ср., например, Georg. Cont., Р. 733,5 — ektote genomenhV eirhnhV baJeiaV), Сохранявшийся вплоть до войны, начавшейся из-за перенесения центра болгарской торговли из Константинополя в Фессалонику (гл. 6, прим. 10). М. Райкович, хотя и относит время упоминаемого Камениатой крещения скифов к концу IX в., однако под "скифским племенем", как и О. Тафрали, понимает славян ("Византиски извори..". , стр 268, прим. 6. Сведения о христианизации македонских славян даны стр. 186, прим. 3 в стр. 188. прим. 4).
52 Исайя, II. 4.
53 dhmosia lewjoroV — византийское название знаменитой Via Egnatia. Эта дорога проходила через Фессалонику от так называемых Золотых ворот до ворот Кассандры и являлась главной городской магистралью. Via Egnatia — Via Regia македонских царей, заново отстроенная римскими императорами в военных и административных целях во II. в. до н. э., после покорения Македонии, стала важнейшим торговым путей между Западом и Востоком. Она начиналась от Апполонии (или от Диррахия) и шла через Лихнид (Орхид), Гераклею (Битоль-Монастыр) и Эдессу (Водену) в Фессалонику, а оттуда вдоль побережья Эгейского моря в Константинополь. Фундаментальная работа о Via Egnatia написана Тафелем: Th. L. Fr. Taiel, De via militari Romanorum Egnatia, qua Illyricum. Macedonia et Thracia jungebantur, Tubingae, 1842. См. также W. Tomaschek, Zur Kunde der Haemiis-Halbinsel, II, Die Handelswege im 12. Jarh. nach den Erkundigungen des Arabes Idrisi ("Sitzungsberichte der K. Akad. d. Wissensch.", Philos.hist. Cl., Bd. CXIII, Wien, 1887), S. 353—360; O. Tafrali, Topographie..., p. 21, 121.
54 kai ta ek Shrwn ujasmata wV ta ex eriwn toiV alloiV epinenohto. В. Хейд комментировавший в своей "Истории Левантийской торговли" (W. Heyd, Histoire du commerce du Levant an moyen age, Leipzig, 1923, p. 53, n. 3) это место из сочинения Камениаты, справедливо считает, на наш взгляд, что выражение ta ek ex Shrwn ujasmata употреблено здесь как противопоставление wV ta ex eriwn, и его следует понимать не в том смысле что шелковые ткани привозились из страны серов [Н. В. Пигулевская, Византийская дипломатия и торговля шелком в V—VII вв. (ВВ, т. 1), стр. 205], а что их делали из нитей шелковичного червя (ahreV). Ср.: Е. Э. Липшиц, К. вопросу о городе в Византии в VIII — IX вв. (ВВ, т. VI), стр. 125.
55 По местной, несомненно преувеличенной, легенде храмов в городе было столько же, сколько дней в году {Р. N. Papageorgiu, QessalonikhV istorika kai arcaiologika ("Politika Nea", № 1237, 1911, II)). О фессалоникских церквах см.:Ch. Diehl, M. Le Tourneau, Н. Saladin, Les monuments chretiens de Salonique ("Monde I'Art Byz.", IV, 1918); O. Tafrali, Toporgaphie..., p. 149—2011.
56 o thV pantourgou kai JeiaV tou uperousiou logou sojiaV oikoV, Т. е. церковь св. Софии. Это была одна из крупнейших церквей Фессалоники,. представлявшая собой базилику с куполом. Самое раннее упоминание о ней имеется в письме Феодора Студита от 795 г. (Migne, PG, vol. XCIX, col. 918); она была построена, как это стало ясно после многочисленных споров по этому вопросу среди ученых (О. Tafrali, Topographies, p. 166, 167), в первой половине VIII столетия (См. об этой церкви: M. Kalliga, Die Haghia Sophia von Thessaloniki, Wuerzburg, 1935; Ch. Delvoye, Salonique..., p. 410—412; ср. также: В. Н. Лазарев История византийской живописи, т. 1, M., 1947, стр. 294, прим. 19.
57 Церковь Богоматери — o thV aeiparJenou panagnou kai JeomhtoroV (oikoV), как называет ее Камениата, является одной из самых древних городских церквей; она построена в V в. и представляет собой трехнефную базилику. С XIV в. известна под именем Ахейропойетос (AceiropoihtoV); после взятия Фессалоники турками в 1430 г. была превращена в мечеть. и получила имя Эски-Джума; в настоящее время называется церковью св. Параскевы (Ch. Delvoye, Saloniqiie..., p. 406—408; ср.: О. Таfrali Topographie..., р. 160 sq.). В 1949 г. появилось новое исследование об этой церкви С., Пелеканидиса [Древнехристианские памятника Салоники; Ахейропойетос и Лотомский монастырь", изд. Друзей визант. Македонии, 1949 г. (на современном греческом языке; в нашем распоряжении этой книги не имеется)].
58 Церковь св. Димитрия была самым большим храмом в городе. Она представляла собой величественную пятинефную базилику длиной в 43 и шириной 33 м. Построена в начале V в. префектом Иллирика Леонтием. Долгое время считали, что эта церковь была уничтожена пожаром в царствование императора Ираклия (610—641) и на ее месте. была построена другая церковь [Th. L. Fr. Tafel, De Thessalonica.... p. 115 sq.; V. Lament, Sur la date del'eglises de S. Demetrius et S. Sophie a Thessalonique (BZ, Bd IV, 1895), S. 432 sq.]. Позднее, однако, было принято высказанное впервые О. Тафрали предположение о том, что церковь, построенная Леонтием, пострадала от пожара незначительно, вскоре была восстановлена и просуществовала без каких-либо значительных изменений вплоть до начала XX столетия [О. Tafrali, Topographie.... р. 170, 171; О. Tafrali, Sur to. date de I'eglise et des mosalques de s. Demefrius de Salonique ("Revue Archeologque", 1909)]. В 1917 г. во время пожара церковь св. Димитрия была превращена в руины; в 1948 г., после восстановления, вновь открыта. Имеются хорошие репродукции и подробное описание великолепного внутреннего убранства церкви до пожара 1917 г. (см. Ch. Diehl, M. Le Тоrneau, Н. Saladin, Les monuments.., р. 94—114). Новейшее исследование об этой церкви см.: О. Sotirlou H basilikh tou Agiou Dhmhtriou QessalonikhV (Bibl. thV en AJhnaiV Arcaiol etair., XXXIV. AJhnai, 1952)]
59 О составе церковнослужителей в византийских церквах и об ид обязанностях см.: J. Zhishmann, Die Synoden und die Episcopalaemter in der morgenlaendischer Kirche. Wien, 1867.
60 Орфей — мифический древнегреческий певец. По преданию, его лира издавала такие чудесные звуки и сила его пения была так велика, что дикие звери выходили из своих логовищ и следовали за ним; деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послушать его игру (Aeschylus, Agamemnon, 1629; Euripides Bacchae, 564; Iphigenia in Aulis, 1211 sq.).
61 Гомер — легендарный эпический поэт древней Греции, автор знаменитых поэм "Илиада" и "Одиссея".
62 Сирены — в греческой мифологии морскяе музы, обладавшие чарующим голосом; своими песнями сирены заманивали на остров, где они жили, проплывавших мимо путников, которых там ожидала гибель (Ноmerus, Odyssea, 12, 39 sq.).
63 Псал, XLIX, 16.
64 Арабов обычно называли агарянами по имени библейского персонажа — рабыни-египтянки Агари, которую мусульмане почитают как свою родоначальницу. Об употреблении этого названия в византийских источниках XI—XVI вв. см.: Gy. Moravсsik, Byzantinoturcica, t. II, Budapest 1943, S. 63.
65. Ср. также: Саm, р. 511,20—512,1. Наглядную иллюстрацию к этим словам Камениаты дает "Житие Феодоры Солунской". В нем рассказывается, что после того как остров Эгина подвергся нападению арабов и был опустошен [в 20-х годах IX в. См.: В. Г. Васильевский, Один из греческих сборников Московской синодальной библиотеки (ЖМНП, ч. 248, 1886), стр. 87—89], Феодора вместе с отцом и мужем направилась в Фессалонику и поселилась там, узнав, что "охраняемая после бога своим защитником и покровителем всехвальным мучеником Димитрием, она является непреоборимой от всех наступающих зол" ("Житие Феодоры Солунской", изд. епископа Арсения, стр. 4 и 40—41, 27 и 68). "Житие патриарха Игнатия" (Migne, PG, vol. CV, соl. 529D) сообщает о переселении в фессалонику в связи с нашествием арабов критского епископа Василия. Из-за арабских нашествий переселился из Сицилии в Пелопоннес. а затем в Фессалонику и Иосиф Песнописец со своей матерью и братьями (А. Пападопуло-Керамевс, Сборник греческих и латинских памятников..., вып. II, СПб., 1901, стр. 3, 15).
66 Псал., XIII, 3.
67 Иезек., XXXIII, 11.
68 Димитриада — город в Фессалии, на побережье Пегасейского залива; была захвачена арабским флотом под предводительством греческого ренегата Дамиана (Georg. Cont, p. 779,18-20 Leon Gram.. p. 274,1-2; Ps.-Sym., p.703,16-17; Theoph. Cont., p. 364,11—19). Ни Камениата, ни другие известные источники не называют года взятия арабами Димитриады. А. Штрук (А. Struck, Die Eroberung..., S 359) и Д. Ангелов ("История на Византия", ч. 1, София, 1950, стр. 358) относили это событие к 896 г.; В. Томашек (W, Tomaschek, Zur Kunde..., S. 351) — к 904 г., т. е. к году взятия Фессалоники; А. А. Васильев ("Византия, и арабы...", стр. 136, прим. 2), как и де Боор (VE, р. 102—103), склонен был датировать нападение; арабов на Димитриаду 902 г.
69 Псал., VII, 10.
70 Эфес., V, б.
71 Лев VI Мудрый Философ (886—912) [см. о нем Н. П. Попов, Император Лев VI Мудрый, М,, 1892; A. Vogt, La jeunesse de Leon le Sage ("Revue hisaoriques., vol. CLXXIV, 1943); V. Grumel, La chronologie des evenements du regne de Lean VI (EO, vol. XXXV, 1936).
72 Протоспафарий — низший чин первого класса византийской табели о рангах; Его присваивали обычно военным высших рангов и константинопольским вельможам [Ф. И, Успенский, Византийская табель о рангах (ИРАИК, III, 1898), стр. 131—132].
73 Стратиг — правитель военно-административной области (фемы), в руках которого была сосредоточена военная и гражданская власть В июле 904 г. во время приближения к Фессалонике арабского флота стратига Фессалоникской фемы, как это видно из сочинения Камениаты, по какой-то причине в городе не было. Лев "был назначен стратигом округи", а до него руководство оборонительными мероприятиями осуществлял "императорский посланец" Петрона, который должен был "пробыть в городе некоторое время" (Cam., р. 509,9-10), очевидно, до прибытия стратига. В дальнейшем мы узнаем, что в город приехал также "стратиг по званию" Никита (Cam., p. 512 17). Таким образом, в Фессалонике в это время было два человека, которых Камениата называет стратегами. Однако, если Льва Камениата именует strathgoV thV pericurou, то Никита весьма отвлеченно называется strathgoV thn axian или просто o proV tou basileuwV; (Cam., p. 524,11-12, 565,17-20). To, что Лев нигде не назван стратигом QessalonikhV или toi JematoV QessalonikhV, а только стратигом thV pericurou, вызвало у П. Лемерля (Р. Lemerle, Phllippes et la Macedoine..., p. 153) сомнения не были ли его функции случайными. Это предположение находит, казалось бы, подтверждение и в том, что Лев был назначен на эту должность в связи с нависшей над городом угрозой нападения арабов. Однако дальше предположения здесь пойти трудно, так как византийские хронисты (Theoph. Cont., p. 368,3; Georg. Cont., р. 784,3—4; Cedr., II, р. 262,18—19), говоря о взятии Фессалоники арабами в 904 г., отмечают, что стратигом города в это время был Лев Хаджилак (также Каджилак, Хаджилик), в надписи на приморской стене Фессалоники, сделанной во время восстановительных работ, которые проводились, как рассказывает Камениата, по распоряжению Льва (Cam., p. 511,4-9), также говорится, что эта стена была восстановлена при Льве Хаджилаке, царском Протоспафарии и стратиге Фессалоники..." (СМ. : Catzh Iwannou Astugrajia QessalonikhV, Qessalonikh1881, з. 17. (8).
74 Разбойничьи действия флотов арабов, особенно усилившиеся в конце IX и в первые годы Х столетия, опустошили многие византийские острова и прибрежные местности. После набегов арабских пиратов острова Эгина и Парос долгое время находились в запустении; в начале 90-х годов IX в. арабы подвергли грабежу остров Самос, а незадолго до нападения на Фессалонику напали на остров Лемнос, захватив там большое количество пленных (см. подробно об этом: А. А. Васильев, Византия и арабы, стр. 134, 135). Из рассказа Камениаты о плавании пленных фессалоникийцев на остров Крит видно, что в это время остров Патмос находился во власти арабов (Cam., p. 580, 21-23) а жители острова Наксоса платили дань Криту (Cam., р. 583,14-15)
75 В ходе дальнейшего повествования Камениата приводит и цифровые данные о вместимости некоторых из этих кораблей (гл. 73, прим. 2).
76 Измаилитами называли арабов по имени сына Агари (гл. 12, прим. 2) Измаила, который считался родоначальником арабских племен. В XV—XVI вв. измаилитами называли также турок-османов (Gy. Moravсsik, Byzantinotucica, t. II, S. 130).
77 oi thV stratiwtikhV taxewV dorujoroi По-видимому, это были телохранители стратига (ср.: "Timarion", ed. Ellissen, S. 48, 101). В сочинении Камениаты это единственное, да и то косвенное, указание на то, что в городе имелся какой-то отряд стратиотов.
78 twn te uj hmaV telountwn. По свидетельству Камениаты, это были славянские племена другувитов и сагудатов (гл. 6, прим. 7) Указание А. А. Васильева и О. Тафрали [Д. А. Васильев, Византия и арабы, стр. 145; О, Tafrali, Thessalonique,.., p. 147) на то, что Никита обратился за помощью только к славянам, подвластным стратигу Стримона, неточно.
79 Т.е. славяне Стримонской фемы. Ниже (Саm., р. 546,3) Камениата называет их Strumonitai. В Acta Demetrii о них говорится в описательной форме: (oi) apo tou StrumwnoV (Migne, PG, vol. CXVI, col. 1356A). Стримонские славяне жили по реке Стримону (Струме, по нижнему и среднему ее течению; на западе их селения доходили до озера Лавгазы [L. Niederle, Manuel..., p. 106; F. Dvornik, Les slaves..., p. 13; F. Dvornik, La vie de S, Gregoire le Decapolite et les slaves macedoniens au IX-e siecle ("Travaux publies par l'institut d'etudes slaves", vol. V, Paris, 1926), p. 30, 31, 36; "Византиски извори.. ", стр. 200 и cл.].
80 Рассказ Камениаты о намерении Никиты противопоставить славянских лучников арабам, имевшим большой опыт в применении этого рода оружия ("Leonis Tactica", Migne, PG, vol. CVII, col. 952) показывает, что славяне, особенно охотно пользовавшиеся луком во время первых своих вторжений в пределы Византийской империи, прекрасно владели им и в X в. Несмотря на то, что в город явились лишь очень немногочисленные славянские отряды (Саm., р. 545,13), из рассказа о ходе осады видно, что славяне, сражаясь на самых опасных и ответственных участках крепостной стены, до самой последней минуты стойко отражали натиск хорошо вооруженного противника (Cam., р. 523,4-7, 524,5-8, 528,9-10, 535,7, 536,10).
81 Это показание Камениаты, по-видимому, свидетельствует о том, что в начале Х в. славяне должны были поставлять империи военные контингенты. П. Лемерль предполагал, что славяне, жившие во времена Камениаты в окрестностях Фессалоники, составляли ее фемное войско (Р. Lemerle, Philippes et la Macedoine..., p. 153). Однако из дальнейшего рассказа видно, что на призыв Никиты откликнулись только немногочисленные отряды славян Фессалоникской фемы, а стримонские славяне не пришли совсем (Cam., p. 545,13— 546,4). Почти полное игнорирование призыва Никиты свидетельствует о том, что обязанность славян нести воинскую повинность была в значительной степени формальной.
82 Свидетельство Камениаты о наличии архонтов у живших в окрестностях Фессалоники славян весьма ценно для представления о степени их зависимости от Византийской империи в начале Х в. Оно показывает, что и в этот период славяне находились еще под непосредственной властью своих вождей [ср. также показания Лиутпранда (Liutprandi Аntapodosis, Migne, PL, vol. CXXXVI, col. 843 D)j.
83 Ср. также Cam., p., 545,19 где Камениата снова обвиняет славянских предводителей в том, что они всегда думают только о своей собственной выгоде (aei de to oikeion proorumenoi). Эти упреки станут понятны, если учесть, что имеющиеся в нашем распоряжении источники с большей или меньшей ясностью свидетельствуют, что еще во втором десятилетни IX в., а также в царствование Михаила III (842—367) в прилегающей к Фессалонике области существовало какое-то полунезависимое славянское княжество. Как известно, автор "Жития Григория Декаполита" сообщает, что в начале 20-х годов IХ в. произошло "немалое восстание экзарха (exarcoV) Склавинии", которую издатель этого "Жития" Ф. Дворник склонен локализовать к северо-западу от Фессалоники, в районе жительства другувитов (F. Dvornik. La vie de S. Gregoire le Decapolite..., p. 35—36, 61). "Житие" указывает также на тот знаменательный факт, что жители Фессалоники, желая пройти на территорию этой Склавинии, возглавляемой экзархом, должны были иметь особый документ — sjragidoV; (F. Dvornik, La vie de S. Gregoire le Decapolite..., p. 62). Константин Багрянородный рассказывает о переговорах императора Михаила III со славянами Фессалоникского княжества (Sklaboi FessalonikhV arcontiaV. De cerim., I, р. б35,2-6). Очень возможно, что arcontia Константина Порфирородного как раз и была той Склавинией. упоминаемой в "Житий Григория Декаполита", во главе которой стоял экзарх; Константин сообщает, что Михаил принял также и тех славян Субделитской земли, которые восстали, бежали в горы, но потом опять подчинились власти императора (De cerim., I, р. 634,11-14). Если принять весьма правдоподобное предположение, согласно которому Субделития (Subdelitia) есть не что иное, как Сагудатия [впервые это предположение было высказано еще П. Шафариком (П, Шафарик, Славянские древности, т. II, кн. 1, М,, 1848, стр. 3б8) а затем принято и другими учеными. См., например: М. С. Дринов, Заселение..., стр. 167)] — страна сагудатов, живших здесь в непосредственном соседстве с другувитами, то архонтию следует поместить именно здесь. Очевидно, где-то поблизости от Фессалоники располагалось и "славянское княжество" (княжение словеньско) Мефодия (В. А. Бильбасов, Кирилл и Мефодий, ч. 2. СПб , 1871, стр. 257). В свое время Э. Дюммлер высказал мнение, чго княжеский титул, который согласно Паннонскому житию" имел Мефодий, более всего соответствует должности стратига Стримона [Е. Duemmler, Die pannonische Legende vom heiligen Methodius (Archiv fuer Kuende oesterreichischer Geschichtsquellen", Bd XIII, Wien, 1854),S. I65], Ф Дворник также предполагал, что это княжество могло быть будущей Стримонской фемой, которая во времена юности Мефодия была еще архонтией [F. Dvornik, Les Ugendes de Constantin et de Methods vues de Byzance ("Byzantinoslavica supplementa", vol. I, Prague, 1933), p. 15—18]. Однако, как справедливо отмечает П. Лемерль, у нас нет никаких свидетельств, что Стримонская область в середине IX в. была княжecтвом, архонтией (Р. Lemerle, Philippes et la Macedoine..., p. 128).
84 При существующем представлении о стратиге Стримона как о верховном греческом военачальнике этой фемы, поставленном для организации здесь фемного управления и обеспечения окончательного подчинения стримонских славян власти империи, обвинения Камениаты по адресу стримонского стратига выглядят совершенно непонятными. Едва ли можно удовлетвориться объяснением В. Н. Златарского, будто "при отказе славянских вождей стратиг оставался бессилен" (В. Н. Златарски, История..., стр. 331). Камениата с предельной ясностью говорит, что именно сам стратиг Стримона "не пожелал ни прибыть самолично, ни разрешить кому-нибудь из подвластных ему людей в столь бедственном положении прийти нам на помощь". Причину подобного поведения стратига, не пожелавшего предотвратить захват и разграбление арабами одного из крупнейших городов империи, следует искать, по нашему мнению, в том, что стратиг сам был славянином [Р. А. Наследова, Македонские славяне конца IX — начала Х в. по данным Иоанна Камениаты (ВВ, т. XI), стр. 88 и сл.; стр. 91, прим. 73]. Как известно, вопрос о создании фемы Стримон в источниках почти не освещен и поэтому до сих пор не может считаться окончательно решенным. Учреждение Стримонской фемы относят не позднее чем к концу IX в., когда в "Клеторологии" Филофея появляется первое упоминание о стратиге Стримона (J. В. Bury, The imperial administrative system in the ninth century. With a revised text of the Kletorologion of Philotheos, London, 1911, p. 147). Согласно предположению П. Лемерля, создание фемы Стримон связано с пребыванием там чрезвычайной миссии Алексея Мозеле в период 831 и 832 гг. (Р. Lemerle, Philippes et la Macedoine..., p. 128). Эта фема была создана во всяком случае вскоре после активизации стрнмонскими славянами в 20-х годах IX в. набегов на византийские земли; набеги стримонцев, как полагает Ф. Дворник (F. Dvornik, La vie de S. Gregoire de Decapolite..., p. 54), распространялись до берегов Эгейского поря. Возможно, что именно назначение правителем Стримонской области славянина было условием признания стримонцами власти империи. Известно, что фема Стримон называлась в источниках также фемой-клисурой (De them., р. 50) и занимала, очевидно, особое положение. Показательно также, что в XI в,, когда стримонские славяне уже потеряли, по-видимому" остатки своей независимости, фема Стримон была ликвидирована (Н. С. Скабаланович, Византийское государство и церковь в XI в., СПб., 1884. стр. 223-224).
85. Здесь не совсем ясно, называет ли Камениата "союзниками". (summacoi) фессалоникских и стримонских славян, или только стримонскиx. В дальнейшем (Cam., p. 546з) данный термин он употребляет еще один раз и именно в отношении к стримонцам; это позволяет с уверенностью утверждать, что отношения между империей и стримонскими славянами основывались на каких-то союзнических договорах; по условиям договора стримонский стратиг должен был в случае необходимости оказывать империи военную помощь. В этом. по-видимому, и следует искать объяснения угрозы Никиты по адресу стримонского стратига, что если последний не окажет Фессалонике помощь, то "один будет в ответе перед императором" (Cam., p. 515,11-11). (Ср.; "Византиски извори....", стр. 270, прим. 13.
86. Иеремия, VII, 16.
87. Следует читать Embolon (гл. 4, прим. 5).
88. От сотворения мира, т. е. 29 июля 904 г.н, э.
89. Олимп — горный массив на севере Греции, возле Салоникского залива.
90. Камениата не называет полного имени предводителя арабского флота. Из византийских хроник известно, что это был Лев Триполийский (Lewn TripolithV), уроженец расположенного на южном берегу Малой Азии византийского города Атталии (Theoph. Cont., p. 366,14; Cedr., II, р. 261,22). Как было отмечено А. А. Васильевым ("Византия и арабы", стр. 138, прим. 3), Марторана называет Льва правителем острова Триполи, никогда, как известно, не существовавшего (С. Martorana, Notizie storiche dei saraceni siciliani, vol. I, Palermo, 1832, p. 69). Свое прозвище "Триполийский" Лев получил по имени сирийского города Триполи, который был его постоянной резиденцией (Theoph. Cont., р. 3бб,13-18, Рs-Sуm., р. 705,13-16: G. Schlumberger, Un empereur byzantin au byzantin au dixieme siecle. Nicephore Phocas, Paris, 1890 p. 35). В арабских источниках он известен под именем гулям Зарафы (Табари, III, р. 2250; см.: А. А. Васильев, Византия и арабы. Приложение, стр. 15). После нападения на Фессалонику Лев Триполийский еще почти в течение целых 20 лет продолжал совершать со своим флотом разбойничьи нападения на византийские владения. Лишь в 921 (или в 922,г.), когда Лев, высадившись на острове Лемносе, начал грабить его, патрикию и друнгарию византийского флота Иоанну Радину удалось неожиданно напасть на мусульманские суда и уничтожить почти весь экипаж (Theoph. Cont., р.405,11-16; Georg. Cont, р. 823, 824; Ps.-Sym., р. 735,10-13; Cedr, II, p. 303,15-20; Nic. Myst.; Ep. 23, Migne, PG, vol. CXI,col 156, 157). Льву посчастливилось скрыться, но с тех пор в источниках о нем не встречается никаких упоминаний.
91. Ср.: Theoph. Cont., р. 366,14-15; Cedr., II, р. 261,22, которые также отмечают, что Лев Триполийский был "отступником от христианского благочестия", т. е. отказался от христианского вероисповедания и принял мусульманство.
92. Преграждение входа в гавань цепями и судами было обычным способом защиты от нападения вражеского флота (см., например, в "Чудесах св. Димитрия" описание одной из осад Фессалоники славянами (Migne. PG. vol. CXVI, col. 1328 С, D)].
93. Тимпан (от греч. tumpw — "ударяю, бью") — древний музыкальный ударный инструмент.
94. Неясно, что именно подразумевает Камениата под названием petroboloV — катапульты или баллисты (см.: "Византиски извори...", стр. 180).
95. Происхождение названия этих ворот Rwmh (Рим, Римские) неясно (Th. L. Fr. Tafel, De Thessalonica..., p. 99—101).
96 Остров в Эгейском море. Византийские хронисты также сообщают о том, что флот Льва Триполийского перед нападением на Фессалонику останавливался на острове Фасос. Высланный из Константинополя византийский флот под командованием протасикрита Имерия настиг здесь Льва Триполийского, однако Имерий не решился вступить в сражение с превосходящими силами противника. Обогнув полуостров Халкидику, флот Льва вступил в Тармейский залив и направился к Фессалонике (Theoph. Cont., р. 367,17-18, Cedr., II, р. 262,14— 15).
97. Римские, ворота Кассандры (Каламария, Константинопольские) и ворота Архангелов; название и местонахождение четвертых ворот, указываемых Камениатой, не установлено.
98 Римские ворота и ворота Кассандры были двойными. Помимо внутренние деревянных ворот, здесь имелись еще внешние, подвесные ворота, называвшиеся катарактой. Они были окованы железом и приводились и действие при помощи блока (О. Tafrali, Topographie,.., p. 112).
99. Последний термин переведен по конъектуре Р. Доллей [Р. Н. Dolley, см.: Mel. Gregoire, vol. II, 1950 (Прим. перевод.)].
100. Сооружение башен на двух связанных попарно кораблях Камениата считает хитроумным изобретением арабов, однако в действительности это был обычный способ осады городов с моря, подробно описанный в греческих полиоркетиках [А. Мишулин), Греческие полиоркетики об искусстве осады городов [ВДИ, 1940, N 3—4), cтp. 447, а также рисунки 25 и 26 на стр. 453-Ср. Саm., р. 527, 530, 532, 533, 536 и "Греческие полиоркетики..." там же, стр. 386, 387, 395, 446, 447].
101. Сифоны — особым образом устроенные трубки для метания огня.
102. Осада Фессалоники согласно весьма точному и обстоятельному описанию Камениаты продолжалась три дня — с 29 по 31 июля; арабы ворвались в город 31 июля, в третьем часу дня. Однако Ф. Дворник (F. Dvornik, Les slaves..., p. 302) ошибочно указывает, что город был взят 29 июля, а де Боор (VE, р. 127) и Грегуар [Н. Gregoire, Le communique arabe sur la prise de Thessalonique (Byz,, vol. XXII, 1952), p. 374, 378] датируют это событие 30 июля; путаницу в датировке допускает и Ш. Дельвуа (Ch. Delvoye, Salonique..., p. 416)-
103. Назареями (пo имени городка Назарета в Галилее, где, согласно библейскому преданию, жил в детстве Иисус Христос) иудеи, не уверовавшие во Христа, называли всех иудеев, принявших христианство ("Деяния Апостолов", XXIV, 5.). Камениата называет назареями монахов, желая подчеркнуть их особую приверженность христианскому учению.
104. В тексте лакуна (Прим. перевод.)
105. Псал., CXV, 6.
Глава 39
106. Фессалоникский Акрополь — небольшая укрепленная возвышенность в северо-восточной части городской стены.
107. А именно к Золотым (Вардарским) и Литейским воротам.