Комментарии
Глава 41
108. Камениата, очевидно, недостаточно осведомленный о мероприятиях руководителей обороны, а быть может, и движимый чувством вражды к славянам, изображает уход из города славянских предводителей для встречи стримонцев как «некий хитрый предлог»
projasin tina dolian; он обвивает их в том, что в самый критический момент они оставили город. Эти упреки несовместимы, однако, с его же указанием на то, что, выйдя из города, славянские военачальники заперли за собой ворога. Естественно, что таким образом они преградили выход из города не только фессалоникийцам, по поводу чего так негодует Камениата. но и своим же славянским воинам, остававшимся в городе. Это обстоятельство отчетливо свидетельствует, что они действовали не «как будто» (diJen), а на самом деле по приказу фессалоникского стратига и что ни о каком бегстве здесь не могло быть речи. О. Тафрали (О. Tafrali, Thessalonique.,,, р. 152) совершенно неверно передает этот рассказ Камениаты, указывая, что через ворота Акрополя удалось спастись «стримонским славянам-лучникам».Глава 43
109. Камениата первый из византийских авторов упоминает об этой церкви. Тафрали устанавливает ее местонахождение в северо-западной части города в районе Литейских ворот. Он исходит из того, что арабы напали на Камениату и его родственников неподалеку от Литейских ворот в момент, когда те укрывались в башне, находившейся против церкви Андрея Первозванного (О. Tafrali, Topographie..., p. 186—187). Но в действительности Камениата был захвачен в плен не у Литейских ворот, а вблизи ворот Акрополя (Cam., 545,11—547,8; ср. также р. 550,9-10, и именно там должна была находиться церковь св. Андрея.
110. В Византии, в частности в Фессалонике, нередко целые семьи принадлежали к духовному сословию, что обеспечивало им спокойное и безбедное существование. Так, Феодора Солунская, жившая в Фессалонике в конце IX в., была дочерью протопресвитера и сестрой клирика и дьякона эгинской церкви. Ее старшая сестра тоже была монахиней. В одном монастыре с Феодорой жила и ее дочь («Житие и подвиги св. Феодоры Солунской», стр. 2 и 39, 4 и 40).
Глава 51
111. Монастырь Акруллион, как видно из нижеследующего рассказа Камениаты, находился при храме св. Георгия; по-видимому, он был pacположен в одном из двух культовых зданий, построенных, как указывает Ш. Дельвуа (Ch. Delvoye, Salonique..., p. 398), к востоку и западу от храма св. Георгия.
112. Церковь св. Георгия была некогда мавзолеем, построенным Галерием (293—311) в форме ротонды. Позднее, после превращения его в церковь (IV—VI вв.), вокруг здания была выстроена галерея. Храмы св. Георгия, св. Софии, Богоматери и св. Димитрия являлись самыми большими в городе. О храме св. Георгия см. Е. Weigand, Der Kalenderfries von Haghios Georgios in Thessalonike (BZ, 39, 1939), p. 116—145, где указана литература об этой церкви. См. также Ch. Delvoye, Salonique..., p, 397.
Глава 53
113.
tiV twn oiketwn Речь идет, по всей вероятности, о рабах. Термин oikethV употребляется в сочинении Камениаты дважды, однако в первом случае (Cam., p. 51841 он не имеет никакого социального значения: жители Фессалоники, обращаясь с молитвой к "святому" Димитрию, называют себя его рабами, М. Я. Сюзюмов, специально проследивший употребление этого термина в византийских источниках, пришел к выводу, что в это время термин oikethV, всегда обозначал раба [М, Я. Сюзюмов. Производственные отношения в византийском городе-эмпории (диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Рукопись, Свердловск, 1953), гл. VIII, стр. 12—14]. О применении труда рабов в Византии VIII — XI вв. см. : М. Я. Сюзюмов, Проблемы иконоборчества в Византии ("Ученые записки Свердловского пединститута", т. IV, 1948); М Я. Сюзюмов, Ремесло и торговля в Константинополе в начале Х в. (ВВ. т IV, 1951); Е. Э. Липшиц, Восстание Фомы Славянина а византийское крестьянство на грани VIII—IX вв. (ВДИ. 1939. № 1) и особенно А. П. Каждан, Рабы и мистии в Византии IX—XI веков ("Ученые записки Тульского пединститута", вып. 2, Тула. 1951).Глава 55
114. В христианской церкви экзархами называли послов римского папы и других патриархов, митрополита Фессалоники (с конца IV до начала VII в.) и др. (см. подробно в
EleuJer, Egkukl. lexikon t. V, s. 629). Экзархами называли также тех представителей духовенства, которым патриархи, митрополиты и епископы передавали иногда часть своих административных прав по управлению монастырями, церковными округами или епархиями. Экзарх должен был следить за жизнью духовенства, улаживать различного рода споры и недоразумения, обследовать состояние церковных построек, литургической утвари и т. п. (см. F. Doelger, Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges, Muenchen, 1948, S. 252, 253, документы № 95 и 96, где сообщаются любопытные сведения о вмешательстве патриарших экзархов в дела монастырских хозяйств). Настоятели и монахи должны были беспрекословно выполнять распоряжения экзарха. Срок его деятельности зависел от предоставленных ему прав (подробно о патриарших экзархах см.: J. Zhishmann, Die Synoden und die Episkopalaemter..,, S. 158—160), Возможно, именно таким экзархом в Элладе был отец Камениаты. Но допустимо и другое толкование, может быть, более близкое к истине. Отец Камениаты был известен как "exarcoV thV ElladoV apashV ". Помимо уже названных случаев, титул "экзарх" еще с V в. давался как особое отличие митрополитам и архиепископам константинопольскому, александрийскому, кесарийскому, каппадокийскому, эфесскому, антиохийскому; позднее, когда архиепископам константинопольскому, александрийскому, антиохийскону и иерусалимскому был присвоен титул патриарха, экзархами назывались епископы наиболее значительных митрополий, в частности афинской, епископ которой носил титул exarcoV pashV ElladoV (см. EleuJer, Egkukl. lexikon, t. V, s. 629). если понимать "exarcoJ thV ElladoV apashV" Камениаты как титул, то следует прийти к заключению, что его отец занимал эту высокую церковную должность.115.
klhrikoV kai autoV kai twn en toiV oikoiV twn basileiwn tetagmenwn eiV Помимо того, Камениата сообщает, что он принадлежал к составу чтецов (tw twn anagnwstwn tagmati. Cam., p. 547,8). Ср. также: Cam., р. 600,8, где он назван кувуклисием святейшей Фессалоникской митрополии"(koboukleisioV thV agiwtathV mitropolewV QessalonhkhV). Определить с достоверностью место, которое занимал кувуклисий (koboukleisioV или kobouklhV) в византийской церковной иерархии, а также его функции не представляется возможным (Ducange, Gloss., s. v.; J. Zhishmann, Die Synoden..., S. 175). В двух каталогах церковных должностей указывается, что кувуклий во время богослужения держал жезл архиерея: a o koubouklhV, ina bastazh to dekanikion tou arciereuV otan peripath ) (J. Zhishmann, Die Synoden..., S. 175, Anm. 5). Судя по тому, что эту же обязанность выполняли остиарии, входившие в число церковнослужителей так называемого левого хора и принадлежавшие по своей должности к составу чтецов. Zhisnmann Die Synoden..., S. 174—175, а также табл. к S. 98), кувуклисий также являлись служителями левого хора и относились, как это свидетельствует и Камениата, к разряду чтецов (twn anagnawstwn). Анагносты принадлежали к числу низших клириков и занимали в иерархической лестнице православной церкви ступень, предшествующую иподьякону). Г. Шлюмберже, имевший б своем распоряжении печати этих духовных лиц, отмечает, что кувуклисий мог быть дьяконом, иподьяконом, игуменом, хартофилаксом, монахом, хартулярием (G. Schlumberger, Sigillographie de I'empire byzantine, Paris, 1884, р. 386). Проф. Успенский, встретивший среди подписей под уставом Афонской Горы (составлен в 971 г.) подпись монаха игумена и кувуклисия Саввы, склонен был видеть в нем "бывшего блюстителя раки (кувуклии), вероятно, св. великомученика Димириа" (П. Успенский, История Афона, стр. 90, 276). И. Соколов также указывает, что кувуклисии являлись хранителями и блюстителями "святых мощей" (И. И. Соколов, Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XIII в., Казань, 1894, стр. 376; ср также: F. Doelger, Aus den Schatzkammern des Hlg. Berges, S. 291, z. 43).Титулу "кувуклисий" в гражданской чиновничьей иерархии соответствовал титул "кувикулярий". Константин Багрянородный неоднократно упоминает в "Церемониях" о кувикуляриях, служивших в императорском дворце. Они были евнухами и выполняли обязанности спальничьих императора. Императорские кувикулярий принимали участие в различных придворных церемониях и обрядах (Д. Ф. Беляев, Byzantina, кн. 1 и 2, СПб., 1891, 1893) и, помимо своих непосредственных обязанностей спальничьих, выполняли различные важные поручения императора.
116. Тарс — главный город Киликии. Находился возле горных проходов, через которые шел путь на Каппадокию; со времени захвата его арабами играл важную стратегическую роль в их нападениях на византийские владения.
117. Обмен пленными между византийцами и арабами происходил обычно на реке Ламус, немного западнее Тарса.
Глава 56
118.
twn arconton tinVa. По-виднмому, имеются в виду какие-то высшие сановники города.Глава 57
119. Кимвалы — древний восточный ударный музыкальный инструмент, состоящий ив двух металлических тарелок.
Глава 58
120. А. А. Васильев ("Византия и арабы", стр. 149) неточно передает это распоряжение Льва Триполийского, указывая, будто «населению было объявлено, что оно, если желает получить свободу, должно выдать мусульманам все деньги, обстановку, утварь». Несколькими строками ниже Камениата еще раз совершенно определенно пишет, что тех, у кого не было необходимого выкупа, «ожидала неминуемая казнь, сужденная всем, кто был беден» (Cam., p. 568,7-8); арабам был отдам приказ «предать казни» тех, у кого «имущество окажется скудным» (Cam., р. 568,13-13). Лев Триполийский прямо заявляет, что "смерть неминуема для всякого, кто не отдает свое имущество как выкуп" (Cam., p.570,12-14.) Речь шла, таким образом, не о получении свободы, а о сохранении жизни.
Глава 59
121.
eunoucoV tou basilewV kai twn exocwn eiV, RodojulhV outw kaloumenoV. Византийские хронисты в рассказе о захвате Фессалоники Львом Триполийским также упоминают о Родофиле (RodojulloV, RodojullhV, RodojulhV ), указывая при этом, что он был кувикулярием (Georg. Cont., р. 784,11—12; Leon. Gram., p. 277,9; Theoph. Cont., p. 368,6; Cedr., II, p. 263,20).О кувикуляриях см. гл. 55, прим. 2.122. Камениата выражается весьма неопределенно:
kai tinwn creiwn eneken proV th polei genomenoV.. Согласно сообщениям византийских хронистов, Родофил в пути заболел и заехал в Фессалонику (Georg. Cont., р. 784,7-8; Leon. Gram., p. 277,11-12, Theoph. Cont., р. 368,8; Cedr., II. р. 262,22.123. Далее (р. 569,22-23) Камениата сообщает, что Родофил имел 2 таланта золота (
duo talanta. Талант — самая крупная мера веса; использовалась как денежная единица). Согласно указаниям византийских хронистов (Ps.-Sym., р. 708,1; Georg. Cont.. p. 784,7; Leon. Gram., p. 277,11; Theoph. Cont., p. 368,7-8; Cedr., II, p. 262,21-22), Родофил вез с собой 100 литр золота (litraV r; litraV ekaton. Литра — основная единица византийского монетного веса; 1 литра = 12 унциям = 72 номисмам = 288 граммам; золотой грамм — 1/4 номисмы). А. Штрук (А. Struck, Die Eroberung,.. S. 357) совершенно искажает рассказ Камениаты о деньгах, привезенных Родофилом в Фессалонику, и их дальнейшей судьбе124. Военные действия между Византией и сицилийскими арабами, находившимися под властью африканских Аглабитов, велись на протяжении нескольких десятилетий; преимущество, как правило, было на стороне арабов. К 904 г., после падения Таормины (902 г.), Сицилия, по сути дела, была потеряна для Византии. Деньга, которые Родофил должен был доставить в Сицилию, предназначались, по-видимому, для византийских войск, еще оборонявших остававшиеся на империей пункты (А. А. Васильев, Византия и арабы, стр. 130).
В отличие от Камениаты и других (византийских хронистов, которые также указывают, что Родофил был послан в Сицилию (Georg, Cont... р. 784,6; Leon. Gram., p. 277,9-10; Theoph. Cont., p. 368,6-7; Cedr., II,р. 262,21) Псевдо-Симеон (Ps.-Sym., p. 707,22) сообщает, что он ехал
proV touV FraggouV. Это известие остается неясным (В. Г. Васильевский, О жизни и трудах.... стр. 413, 414).125. Камениата не объясняет, почему Родофил отправил золото стримонскому стратигу, человеку, которого он сам же обвиняет во враждебном отношении к фессалоникийцам (Cam., p. 515,7-19). В ходе дальнейшего повествования становится известно, что, когда Лев Триполийский отдал приказ о сожжении города, некий Симеон (гл. 62, прим. 1) доставил это золото «оттуда, где оно было спрятано» (Cam., p. 576,20) и передал его предводителю арабов как выкуп за город. Византийские хронисты весьма неопределенно сообщают, что Симеон как выкуп за город отдал, золото Родофила, которое тот «оставил по пути» (Georg. Cont., р. 785,1-2; Leon. Gram., р. 277,16; Theoph. Cont., p. 368,12: Cedr., II, p. 262,3). В "Житии Евфимия" указывается, что Симеон, чтобы выкупить Фессалонику, использовал подарки и золото, предназначенные для болгар (VE, р. 53—54). Сопоставление данных источников приводят нас к выводу, что Родофил, желая ускорить прибытие в город стримонских лучников, отправил деньги стримонским славянам, которых автор «Жития Евфимия ошибочно называет болгарами. Подробное обоснование см. Р. А. Наследова,. Македонские славяне конца IX—начала Х в. по данным Иоанна Камениаты (ВВ, т. XI), стр. 88—92.
126. Это восклицание Льва Триполийского не заключает в себе, по-видимому, какого-либо особого смысла. Из дальнейшего рассказа видно, что Лев все-таки сумел получить эти деньги (Cam, p. 576,16-21).
Глава 61
127. Камениата, к сожалению, умалчивает о том, для кого предназначался этот хлеб (
ton siton), с кем торговали фессалоникские хлеботорговцы. Возможно, что они вывозили хлеб из Македонии в Константинополь. Известно, что после потеря Египта и Сирии, снабжавших столицу хлебом, Македония, так же как Фракия и некоторые другие провинции Византийской империи стали источниками снабжения Константинополя (Theoph. Cont., р. 479,5—7; Cedr., II, р. 516,12—15). На снабжение Константинополя македонским хлебом в XI столетии указывает Михаил Хониат (Mich. Acom., II, 83).128. Согласно свидетельствам Табари и Сибт аль-Джаузи, которые А. Грегуар относит к захвату Фессалоники Львом Триполийским, число затопленных кораблей достигало шестидесяти.. См.: А. А. Васильев, Византия и арабы. Приложение, стр. 15 и 124; ср.: А. Грегуар (Н. Gregoire, Le communique arabe..., p. 374, 375). который, ссылаясь на Сибт аль-Джаузи указывает не 60, как А. А. Васильев, а 70 кораблей.
Глава 62
129 Византийские хронисты сообщают, что Симеон был асикритом (секретарем императора), а потом стал протасикритом (первым секретарем) и патрицием (Georg. Cont., p. 863,12-18; Leon. Gram., p. 277,13-15, Theoph. Cont., р. 368,12-13; Cedr., II, р. 262,3-9). В "Житии Евфимия" рассказывается, что позднее Симеон участвовал в посольстве, направленном императором Львом VI к римскому папе и восточным патриархам (VE, р. 53). Возможно, именно этот Симеон был также послом Льва VI, при обмене пленными между византийцами и арабами в 896 г. (А. А. Васильев, Византия а арабы, стр. 111-112). А. Штрук (A. Struck, Die Eroberung..,, S. 559) ошибочно называет Симеона стратигом Стримонской фены.
Глава 63
130. А. А. Васильев неверно передает это меото из рассказа Камениаты. Он пишет: «Часть населения, которая казалась лишь излишней обузой для арабов, была оставлена в городе, а относительно увозимых пленных Лев Триполитянин объявил, что жизнь их будет сохранена лишь в, том случае, если на предстоящий обмен у Тарса император доставит такое же число пленных мусульман» (А. А. Васильев, Византия и арабы., стр. 149). Это условие ставилось по отношению к пленным, которых Лев оставил в городе (200 человек); для тех пленных, которых отправляли на кораблях, такого условия не требовалось, так как их предстояло обменять. на арабов по обычным правилам.
Глава 67131. Следует читать
Embolou. (гл. 4, прим. 5).132. А. Грегуар (Н. Gregoire, Le communique arabe..., p. 375) неправильно отождествляет Эмвол с Волвоном. Камениата совершенно точно указывает, что Эмвол они миновали не вечером, как пишет А. Грегуар,
а утром (plhn thV hmeraV arcomenhV ton agkwna parapleusanteV tou rhJentoV Ekbolou), Волвона же они достигли поздним вечером (anhcJhmen peri deilhn baJeian eiV tina topon Bolbon kaloumenon). Волвон находился где-то поблизости от оконечности полуострова Падлины (Cam., p. 579 16-17)133. См. предисловие, стр. 157.
134. Одна из групп Спорадских островов.
135. Стадий (
stadion) — мера длины, величина которой колеблемся от 150 до 189 м.136. Возможно, захваченный арабами кор(абль с хлебом шел с острова Евбея, распололоженного по соседству со Спорадами. Известно, что этот остров был богат хлебом («Житие Христодула», изд.
Sakellion, AkolouJia iera tou osiou Cristodolou, AJinai, 1884, стр. 151; А. П. Рудаков, Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917, стр. 170).137. Один из Кикладских островов, отделен от о Евбея проливом шириной в 15 км.
Глава 68
138. Один из Спорадских островов.
Глава 70
139. Самый большой на Кикладских островов.
140. После завоевания в 20-х годах IX в. Крита испанскими арабами этот остров стал одной из их опорных баз.
141 А.А. Васильев ("Византия и арабы", стр. 150), а за ним и А.Грегуар (Н. Gregoire, Le communique arabe.,., p. 376) ошибочно отождествляют Зонтарий — местность, находившуюся на Крите,— с островом Санторино, самым южным из Кикладских островов, расположенным в 110 км к северу oт Крита.
142. Непередаваемая этимологическая игра слов:
Zwntarion неправильно связывается Камениатой со словом Zwh — "жизнь" (Прим. перевод.).Глава 71
143. Если исходить из указания Камениаты, что арабский флот прибыл в Фессалонику в воскресенье 29 июля, и проследить дальнейшие события, то день, следовавший после прибытия кораблей на Крит, приходился, по-видимому, на воскресенье 26 августа.
144. Согласно мусульманским законам 1/5 в захваченной арабами военной добычи отчисляется в пользу государства, а остальное делится между участниками похода (см.: Коран, сура «Добыча»). Табари (III, р. 2250; А. А. Васильев, Византия и арабы.. Приложение, стр. 15) сообщает, что Лев Триполийский установил долю каждого участника похода на Фессалонику (у Табари Фессалоника названа Antakiya. См.: Н. Gregoire, Le communique аrаbе..., р. 375) в тысячу динаров. Ср.: Сибт аль-Джаузи (А. А. Васильев, Византия и арабы.. Приложение, стр. 124), который называет ту же сумму.
145. «Плач Иеремии» — библейский рассказ о плаче второго из четырех «великих пророков» Ветхого завета Иеремии по поводу разрушения Иерусалима вавилонянами.
146. Иеремия, XXXI, 15. Рама — древнееврейский город, находившийся к северу от Иерусалима.
Глава 73
147. Основываясь на этих показаниях Камениаты, а также предполагая, что предназначенная для продажи в рабство молодежь составляла 1/10 населения города, Дж. Финлей пришел к выводу, что в Фессалонике было в то время 230 тыс. жителей (G. Finlay, A history of Greece from its conquest by the Romans to the present time, vol. II, Oxford, 1877, p. 267, n. 1). Этот подсчет вызывает сомнение у некоторых ученых (см., например: A. Struck, Die Eroberung..., S. 542—543). Однако нет оснований слишком преуменьшать предлагаемую Дж. Финлеем цифру. Весьма вероятно, что 1/10 населения города составляла молодежь. По свидетельству арабского историка Сибт аль-Джаузи (конец XII—начало XIII в.), пользовавшегося ценными (утерянными в настоящее время) источниками, число захваченных арабами в Фессалонике пленных достигло даже 30 тыс. А. А. Васильев, Византия и арабы. Приложение, стр. 24; Н. Gregoire, Le communique arabe.,., p. 375). Это свидетельство арабского историка находится в полном согласии с показаниями Камениаты, который рассказывает, что еще по дороге на Крит (где число пленных оказалось 22 тыс.) арабы уже продали часть пленных за большие деньги ид богатым родственникам (Cam., p. 579,12-15; Н. Gregoire, Le communique arabe..., p. 375); многие вообще не доехали до Крита: во время мучительного плавания в трюмах арабских кораблей они погибали от недоброкачественной пищн и отсутствия воды (Cam., p. 581,15-22). Чтобы проверить число захваченных арабами пленных, можно обратиться и к некоторым косвенным показаниям Камениаты. Так, он сообщает, что взявший Фессалонику флот Льва Триполийского состоял из пятидесяти четырех больших кораблей (Cam., p. 512,2-5, 572,17-19). Есть у него и прямые указания о том, например, что на корабле, где находился Камениата, было 800 пленных и 200 арабов (Cam., p. 578,22 579,2); на корабле Льва Триполийского после посадки пленных и арабов с другого получившего течь корабля оказалось "больше тысячи душ" (Cam., p. 595,9-10). Правда, Камениата замечает, что перегрузка его была так велика, что "судно лишь на ширину ладони возвышалось над водой". Если даже Камениата допускает преувеличение, то простая арифметика показывает, что для перевозки 22 тыс. пленных на пятидесяти четырех кораблях на каждое судно надо было посадить примерно 400 человек. Из показаний Камениаты видно, что корабли не имели и такой нагрузки: для перевозки пленных, помимо арабских кораблей, было использовано также большое число местных, фессалоникских судов (Cam., p. 573,6-8; гл. 61, прим. 2).
148. Сидон — город на побережье Средиземного моря. Возможно, этот сидонский корабль, как и тирские корабли (гл. 78, прим. 2), был построен в Триполи — резиденции Льва Триполийского, где имелись кварталы, населенные сидонцами и тирянами (Theoph. Cont., p. 366,15-17).
Глава 74
149. Остров Дня находится в 12 милях от Крита.
150. Диерой назывался военный корабль, имевший два ряда скамей для гребцов.
Глава 77
151. Пафос — город на юго-западном побережье Кипра.
152. Праздник крестовоздвижения отмечается православной церковью 14 сентября (старого стиля).
Глава 78
153. Крупнейший торгово-ремесленный центр Сирии. Завоеван у Византии халифом Омаром в 633 г.
154. Тир — город на побережье Средиземного моря.
155. В тексте — лакуна. Слово «доставили» восполняем по контексту (прим. перев.).