Комментарии к главе 6
116 Русская интерпретация монгольского «тумэн», что значит десять тысяч. Выражeниe «тьма» неодиократню встречается в русских летописях.
117 К монгольских войсках, как известно, царила суровая дисциплина, правила которой были узаконены в Ясе Чингис-хана.
118 В монгольских летописях имеются упоминания о разных стрелах, напримеp, стрела — годоли, метательные стрелы и др. (см. "Сокровенное сказание", § 198).
119 Эти сведения Плано Карпини совпадают с материалами монгольской летописи «Сокровенное сказание», в которой имеется краткая инструкций, дававшаяся передовым отрядам при отправлении в Среднюю Азию «обходить гopодa, населенные мусульманами, и не трогать тамошнего народа, пока сам он (т. е. Чингис-хан) не прибудет туда; тогда напасть на мусульман с двух сторон» (Сокровенное сказание, перев. Кафарова, cтp. 146).
120 Способ переправы через реки в кожаных лодках, описанный Плано Карпини, довольно близок к способу, применяемому до сих пор в северном Тибете. Это обычный у кочевников способ переправы.
121 Интересно сравнить рассказ Плано Карпини со сведениями одной значительно более поздней монгольской летописи, в которой сохранился рассказ о построении войск перед сражением согласно особой дислокации, называвшейся «лук-ключ» (номоп тулхикур байри), т. е. "строй дугой, охватом врага" (см. Ц. Жамцарано. Монгольские летописи XVII в.. Л., 1935, cтp. 58). Подобное лукообразное построение войска практиковалось монголами. повидимому, и во времена завоеваний XIII в.
122 Так назывались зажигательные смеси, употребляввшиеся для военных целeй в античное время н п средине века. Впервые подобная смесь была применена греками, вследствие чего и получила название греческого огня. В сослан его входила нефть и смола. Почти все народы знали его применение, монголы позаимствовали употребление его, повидимому, у китайцев. В монгольских летописях приводится .легенда, как монголы пытались поджечь осажденный город, направив в него множество птиц, к хвостам которых была привязана подожженная вата или фитиль (см. «Алтан-Тобчи» и др.). В этой легенде отразилось действительное употребление монголами при осаде городов зажигательных средств.