К главе 7

Комментарии к главе 7

123 Ср. приведенные у Карамзина (т. III, прим. 27) «Деяния прежних времен храбрых человек», где хорек назван дъхорь. (Прим. А. И. Малеина.)

124 См. примечание 22.

125 В наших летописях баскаков (ср. Bretschneider, II, 78). (Прим. А.-И. Малеина.)

126 Хотя рассказ Плано Карпини о соперничестве двух грузинских царевичей не совсем точен, но в то же время содержит некоторые подробности, о которых в других источниках нет сведений. Согласно материалам армянских и грузинских хроник (History of the Nation of the archers by Grigor of Akanac. Edited by R. Blake and R. Fray, Cambridge, Mass. 1954, стр. 293, 317.) события в Грузин происходили следующим образом: грузинский царь Георгии IV Лашен умер в 1223 г., уже после вторжения монголов. Ему наследовала его сестра царица Русудана, так как его сын Давид находился долгое время в плену у султана Рума, где провел семь лет в подземной тюрьме. Русудана хотела, чтобы ей наследовал ее собственный сын, также носивший имя Давида. Поэтому она вместе со своим сыном и освободившимся из плена племянником отправилась за инвеститурой в ставку Бату-хана, но умерла. Бату же хан отправил царевичей в Каракорум к великому хану. от которого они и получили инвеституру на Грузинское царство, причем сын Русуданы царствовал как Давид IV и был зависим от Давида V Лашена. Первого Плано Карпини называет в своем рассказе не по имени, а по титулу—Мелик.

127 То есть абазами, или абхазами, ср. d'Avezac, р. 497. (Прим. Л. П. Малеина.)

128 См. прим. 115.

129 Подразумевается северный Китай, или Цзиньская империя.

130 Хори-Тумат, племенной союз нескольких монгольских племен, существовавших еще в дочингисовское время. Хори-Туматы принадлежали к «лесным племенам», согласно делению всех монгольских племен на лесные и степные (см. Б. Я. Владимирцов. Общественный строи монголов, стр. 33—36). Хори-Туматы были покорены Чингис-ханом, но неоднократно восставали. При подавлении одного из восстании было убито много народу, «так как туматы были злокозненным и недоброжелательным племенем», отмечает Рашид-ад-дин (см. т. 1, кн. 1, стр. 122).

131 To есть киргизы и кэм-кэмджиуты, племена тюркского происхождения, жившие в северо-западных районах Монголии, в верховьях Кипсея и Оби. В названии племени кэм-кэмджиуты имеется указание на его местообитание — кем (или кэм), слово, которым обозначались верховья реки Енисея и которое сохранилось в современном названии притока Енисея — Кемчик. Киргизы были покорены Чингисом в 1206 г.

132 То есть Кашмир.

133 То есть подданные султана Алеппского cр. d'Avezak, p. 572 (Прим. А. И. Малеина.)

134 Хорезмийцы.

135 Туркмены. (Прим. А. И. Малеина.)

136 Эти имена восстановлены у d'Avezac'a гипотетично: п рукописях стоит Catorocomuty, Korola Tomici, Colona Thorati. Тот же ученый (стр. 575) предполагает, что, корола тождественны с Coreli, которых называет Альберт Кампенский,как народ, соседний с башкирами, а комуки — то же, что дагестанский народ Shomyq, Coumiks или Qomouq. (Прим. А. П. Малеина.)  Повидимому, Плано Карпини имел в виду под комуками кумыков, племена тюркского происхождения, кочевавшие в прикавказских степях, входившие в Дешт-и-Кыпчак.

137 Вариант Jassi. Народ в точности не известный, ср. d'Avezac p. 574. (Прим. А. И. Малеина.)

138 Плано Карпини наряду с названиями пародов перечисляет также и некоторые распространенные на Востоке названия христианских сект, в том числе якобитов, или яковитов, принадлежавших к ереси монофизитов. Последние были объявлены еретиками на Вселенском соборе и 451 г. Учение монофизитов расходилось с ортодоксальной христианской церковью по вопросу о единой сущности природе Xристa (отсюда и название секты:monos-один, physis — природа), отрицая догмат о богочеловеческой природе Xpиcтa, т. е. двойственной сущности. Учение монофизитов и его ответвления были довольно широко распространены в средние века.

139 См. прим. 96.

140 Христианская секта, основанная в V в. в Сирии патриархом Несторием, от имени которого и получила свое название. Песторни был низложен на Вселенском соборе в Эфесе в 431 г., а проповедуемое им учение о человеческом естество Христа объявлено ересью. Несторианство из Сирии распространилось довольно быстро по Азии, прониклo в Китай и Монголию к кереитам и найманам через уйгуров. Археологические материалы подтверждают сведения летописей о распространении несторианствa среди народов Центральной Азии. Нe тaк давно в Китае за переделами Великой стены были найдены развалины несторианского города, описанного Латимором. Надгробные несторианские памятники oбнаружены также на юге Китая.

141 То есть армяне.

142 Рубрук называет их канглами. Канглы — кочевое племя, входившее в состав Дешт-и-Кыпчак. В XIII в. канглы обитали на восток от р. Яик (р. Урал).

143 d'Avezac предлагает искать это племя на Кавказе по правому берегу Kуры, между реками Berdagi, или Berdougi и Араксом. (Прим. Л. II. Малеина.)

Вряд ли можно согласиться с предположением d Авезака. Скорее всего под Брутахами следует подразумевать буртасов, завоеванных монголами во время похода последних на Волжскую Булгарию. Буртасы обитали на нравом берегу Волги, в среднем ее течении, и были связаны с булгарами. В IX в. буртасы были данниками хазаров, среди которых было широко распространено иудейство, которое могло попасть и к буртасам. О буртасах неоднократно упоминаются в русских летописях и в сочинениях арабских средневековых писателей. Послe завоевания монголами буртасы быстро растворились среди наpoдностей Золотой орды, погеряли свои язык н племенные особенности.

144 Неизвестный народ; рyкописи дают формы: Tarci, Tarti, Tati, Thaos, Thoas. (Прим. Л. И. Малеина.)

145 То есть черкесы. (Прим. Л. П. Малеина.)

146 То есть русские. (Прим. Л. И. Малеина.)

147 Монголы называли сартагулами жителей Средней Азии, в частности хорезмийцев. Плано Карпини и повторяет монгольское название. Название сарты восходит к санскритскому sartha, что значит «торговец».

148 Часть южного Китая, Manzy мусульманских писателей, Man-tsu китайскиx историков (d'Avezac, p. 576). (Прим. А. И. Малеина.)   Манги, или Манзи, называлась часть Китая, расположенная южнее Хуанхэ. земли империи Сун.

149 Saqsyn у восточных историков народ, соседний с хазарами и Великой Булгарией, вероятно финского происхождения (d'Avezac, p. 576). (Прим. А. И. Малеина.)  Спутник Плано Карпини, Бенедикт, отмечает, что когда они ехали на восток через Команию, то направо находилась страна Сакси (Saxi), которых они считали готами и которые были христианами. Рокхил полагает, что это были Готы в Крыму, и ссылается при этом на показание Рубрука.

150 Так называемые самострелы. «Величина самострелов была иногда необыкновенна: у Половецкого хана Копчака «бяху луци тузи самострелнии, один 50 мужь можашеть напрящи» (Летопись по Ипатьевскому списку, изд. 1871 I . стр. 428). Савваитов, Описание старинных русских утварей, одежи, оружия и т. д. (СПб., 1896), стр. 123). (Прим. А. И. Малеина.)