Комментарии
13. ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ИЕРУСАЛИМА В ХАЛЕБ
1 У подножия горы Ермон расположен город Наин или Наим, с которым связано предание о возвращении Христом зрения слепому.
2 Айнтучар (в переводе «Фонтан купцов»)—крепость на большой дороге в Дамаск; расположена на холме. При ней находится большой караван-сарай, где останавливались купцы. Крепость охранял небольшой гарнизон из янычар под управлением субаши. В окрестностях крепости много колодцев, в том числе колодец, куда, по рассказам местных жителей, был будто бы брошен Иосиф.
3 Нам не удалось установить, на какой эпизод из Библии намекает Симеон.
4 Тивериадское море (его называют также озером) в Палестине имеет около 23 км в длину и 5 км в ширину. На берегах его много развалин древних городов, которые предание связывает с тем или иным эпизодом, описываемым в Библии.
5 Шам (от Ель-Шам) — арабское название города Дамаска, столицы Сирии.
6 Ваган Гохтнеци — сын армянского князя, владетеля области Гохтн, жил в VIII в., был предан арабами мученической смерти за принятие христианской веры. История его жизни вошла в Айсмавурк.
7 Имеется в виду храм Иоанна Крестителя, построенный императором Гераклием. В VIII в. арабы перестроили его в мечеть (так называемую Джами Омейяд). Эта наиболее известная мечеть Дамаска украшена уникальными мозаиками.
8 Нам не удалось установить, где находится эта местность.
9 Симеон в объяснении слова хайк «армяне» следует народной этимологии, связывающей хайк с восклицанием уай, хай-вай которое имеет много значений и среди них также «угроза», «кичливость», «злополучие».
10 Это ирригационное сооружение, подававшее воду при помощи больших деревянных колес, называлось нория.
11 Симеон путает Сыфат (правильно: Сафед) с Капернаумом, который находился на берегах Тивериадского моря. Обычно Капернаум отождествляют с развалинами, известными под названием Мениа, или Хан-Мениа. Сафед — один из древнейших городов Палестины, был столицей Галилеи. В XVII в. представлял собой маленькую деревушку, большую часть жителей которой составляли евреи.
12 Симеон имеет в виду феодальный род Маанидов, который правил племенем друзов (Ливан), сохранившим относительную независимость.
13 События, о которых рассказывает здесь Симеон, связаны с представителем рода Маанидов Фахра-ад-дином Маанидом. Многолетняя борьба Фахр-ад-дина за полную независимость и отделение от Турции окончилась неудачей. В 1635 г. его схватили и казнили в Стамбуле.
14 Халеб — один из известнейших торгово-ремесленных городов Ближнего Востока. Три-четыре столетия назад торговля в Халебе достигла расцвета. Халеб славился многочисленными ханами и караван-сараями. В одно-и двухэтажных ханах заключались торговые сделки. Ханы служили складами разнообразнейших европейских и восточных товаров и использовались также в качестве жилищ, гостиниц, где за ничтожную плату находили приют путешественники. Порой там размещались и конюшни.
15 Симеон достиг Халеба 15 марта 1617 г., поэтому, когда он говорит «в этом году», следует понимать май 1616 г.—май 1617 г. (прим. Н. Акиняна).
16 Симеон подчеркивает это обстоятельство, потому что только немногие армянские священники были знакомы с арабским письмом.
17 Несими — великий азербайджанский поэт (конец XIV—1417 г.), один из руководящих деятелей мусульманской секты хуруфитов. В его стихах большое место занимает культ человека. Творческая деятельность его способствовала утверждению литературного азербайджанского языка. Несими погиб мученической смертью в Халебе, где с него, как с еретика, содрали кожу.
14. МАРАШ-КЕСАРИЯ-АНКУРИЯ-СТАМБУЛ-ЛЬВОВ
18 Степанос Улнеци жил в IV в., погиб в 363 г. из-за приверженности к христианской религии. История его жизни вошла в Айсмавурк. Его имя связано с названием села Улни (ныне Зейтун), где находится его могила.
19 Кесария — город в азиатской Турции на равнине, у подножия горы Эрджиас. Основан в глубокой древности. Современная Кесария, построенная в XI—XII вв., находится несколько северо-западнее старой Кесарии, на месте которой сохранились развалины древних сооружений. Та часть города, которая была расположена в пределах стен с их шестью воротами, называется внутренним городом. Стены и кремль — наиболее интересные памятники современной Кесарии, относятся ко времени Данишменидов и Сельджукидов. Церковь богоматери датируется XI—XII вв., а церковь св. Саргиса — не позднее XV в.
20 Симеон, говоря о церкви в Кесарии, где Григор Лусаворич и патриарх Нерсес были рукоположены Леонтием, намекает на мечеть Улу-Джами, которая называется также Луванд-Джами. Великолепный купол, кресты и атрибуты христианства дают основание предположить, что это греческая церковь, построенная св. Леонтием и превращенная затем в мечеть.
21 Василий Кесарийский — епископ Кесарии (вторая половина IV в.), ярый противник ересей и, в частности, арианства.
22 Полководец Меркерий (правильно Меркурий) играл значительную роль в царствование императора Деция (249—257) и Валериана (253— 260) во время войн с варварами; был казнен за приверженность к христианской вере. Монастырь св. Меркерия находится в четверти часа ходьбы на восток от города. Симеон же имеет в виду развалины древнего монастыря святой богородицы в южной части города, рядом с армянским кладбищем.
23 Церковь святой богородицы, о которой говорит Симеон, по-видимому, довольно древнего происхождения и сейчас не существует, но сохранившиеся на ее месте две часовни — армянская и греческая — в праздник святой богородицы служат местом паломничества.
24 Симеон имеет в виду одну из легенд, вошедших в житие Василия, епископа Кесарийского, который будто бы узрел в видении богоматерь, приказывавшую св. мученику Меркерию поразить своим оружием Юлиана Отступника. Римский император Юлиан Отступник (361—363) стремился возродить язычество, за что подвергался особым нападкам церкви.
25 «Красильщиками ослов» называли купцов, которые торговали нечестно и слыли мошенниками.
26 Монастырь св. Даниила — один из памятников средневековой христианской архитектуры. Дата его возникновения неизвестна. Некоторые связывают ее с I в., приписывая его строительство апостолу Фаддею, другие же считают, что монастырь был построен в XIV в. отшельником Даниилом, сыном Ламбронского князя Ошина, могила которого с армянской надписью («В году 1338 г. преставился Ошин. . .») находится в монастыре.
27 Монастырь св. Карапета находится в 18 км от Кесарии; время его строительства относится к XIV в., однако народная традиция приписывает его основание Леонтию, епископу Кесарии (конец III в.). Великолепное здание монастыря сооружено на скале; естественные препятствия и высокие стены делают его неприступным. Напротив монастыря св. Карапета, в скалах, возвышающихся по обе стороны ущелья, расположены пещеры, которые лабиринтом тянутся в глубинах горы Хачлар и под монастырем. По-видимому, это были жилища отшельников либо подземный монастырь.
28 Манкерман — кыпчакское название города Киева.
29 Речь идет о развалинах древней Кесарии.
30 Мост Райтал, т. е. мост Риальто в Венеции.
31 Анкурия (ныне Анкара) — один из древнейших городов в Азии, известный еще во времена Александра Македонского. Много исторических памятников, в частности монастырь около Анкары, являются древнейшими на Востоке. В 1362 г. после ее завоевания турки превратили почти все древние памятники в укрепления.
32 Ходжа Насреддин, народный любимец, которому приписывают множество анекдотов, родился в Сиври-Хисаре. Могила его находится в Ахшаре (Акхешире). Жил он в XIII в., во время монгольских завоеваний.
15. ОПИСАНИЕ ГОРОДА ЛЬВОВА
33 Симеон имеет в виду украинского, православного.
34 Монастырь Ачкатар Аствацацин (святой богородицы) — один из древнейших во Львове (XIII в.); находился на Армянской улице. К монастырю примыкали епископская резиденция, церковь и женский монастырь. Недалеко находилось и здание армянского суда — Ратуша. Рядом с монастырем в 1616 г. была построена типография.
35 Церковь св. Акопа, одна из древнейших во Львове (XIII—XIV вв.), ныне не существует.
36 Армянская церковь св. Креста в Краковском пригороде Львова также одна из древнейших (XIII—XIV вв.). В 1639 г. на месте церкви св. Креста была сооружена новая церковь в стиле барокко.
37 Ани — один из известнейших городов средневековой Армении, столица Багратидского армянского царства. Был крупным торгово-ремесленным центром. Изменение торговых путей после монгольского завоевания привело к упадку города, который был покинут жителями. Народная традиция приписывает гибель Ани землетрясению.
16. АВТОБИОГРАФИЯ СИМЕОНА
38 Описание пожара во Львове в 1623 г. дано также современником событий польским писателем и историком Ю. Б. Зиморовичем в его хронике «Троякий Львов».
39 Армянский монастырь и церковь св. Анны находились в Краковском пригороде Львова. Согласно традиции, это была древнейшая армянская церковь города, построенная в период Галицко-Волынского государства (XIII—XIV вв.). Существовала по 1784 г.
40 Симеон имеет в виду украинский православный монастырь св. Онуфрия в Краковском пригороде—один из древнейших во Львове (XIII— XIV вв.).
41 Во время пожара 1623 г. была уничтожена только значительная часть Краковского пригорода. Сам город, расположенный внутри городских стен, не был охвачен пожаром,
17. ПОХОД СУЛТАНА ОСМАНА НА ПОЛЬШУ (1622 год)
42 Осман—турецкий султан (1618—1622).
43 Ахмед—турецкий султан (1604—1617)
44 Иеровоам — руководитель народного восстания при царе Соломоне (вторая половина Х в. до н. э.). В оценке Иеровоама проявляется субъективизм Симеона.
45 Имеются в виду ногайские орды, которые во время распада Золотой Орды отделились от нее и кочевали сначала в степях к востоку от Волги, а позднее перекочевали в степи, примыкавшие к Крыму, и подчинились крымскому хану. Ногаи вместе с крымскими татарами совершали набеги на украинские и русские земли.
46 Дарий I Гистасп из династии Ахеменидов—персидский царь (522— 486 гг. до н. э.).
47 Симеон имеет в виду легендарного царя Арташеса II (I в. н. э.) из «Истории» Мовсеса Хоренаци.
48 Аршак Великий — представитель парфянской династии Аршакидов, который, согласно Мовсесу Хоренаци, утвердил власть этой династии и в Армении.
49 Зигмунд — польский король Сигизмунд (1587—1632).
50 Рабсак — полководец ассирийского царя Синахариба (конец VIII в. до н. э.).
51 Езекия—царь иудейский (конец VIII в. до н. э.). Симеон намекает здесь на гл. XVIII четвертой книги Царств Ветхого завета.
52 Омар—сподвижник и преемник основоположника ислама, Мухаммеда. Был халифом с 634 по 644 г.
53 Ираклий — византийский император (610—641).
54 Ходкевич занимал в это время пост гетмана войска польского.
55 Каракаш-паша — будинский беглербек. Погиб во время сражения 14 сентября 1621 г.
56 Первое сражение произошло 8 сентября, а последнее — 24 сентября 1621 г.
57 С весны 1621 г. (Симеон ошибочно относит эту войну и предшествовавшие ей события к 1622 г.) великим везиром был не Байрам-паша, а Хусейн-паша, которого после сражения 14 сентября 1621 г. и гибели Каракаш-паши понизили до второго везира, назначив на его место беглербека Диарбекира, Дилавер-пашу.
58 Каспар Гратиани — хорват по национальности, выступал в роли турецкого посла при заключении мирного договора Турции с Австрией в 1619 г. Султан утвердил его господарем Молдавии.
59 Владислав—король польский (1632—1648),
18. ЛЕТОПИСЬ 1623-1635 годов
60 Абаза, родом абхаз, в прошлом участник одного из джалалийских мятежей. Избежал смерти благодаря посредничеству капитан-паши Халила, который, став великим везиром, назначил Абаза правителем Мараша. С января 1622 г. Абаза стал правителем Эрзерума. Мятеж, поднятый Абаза в 1623 г. против центральной власти, был одним из проявлений центробежных устремлений турецкой феодальной знати.
61 Симеон ошибается: матерью султана Османа была султанша Валида Махфируз. Султанша Косам, или Махпейкар, была матерью султанов Мурада IV и Ибрагима I.
62 В 1628 г. на пост великого везира был назначен босниец Хосров-пашз. Осенью 1628 г. он осадил Эрзерум и принудил Абаза-пашу сдаться на почетных условиях.
63 В 1632 г., после смерти Сигизмунда III, московская дипломатия, опасавшаяся вступления на престол претендовавшего на русскую корону Владислава, сочла время наступившего междуцарствия удобным для войны с Польшей, которая и началась в августе 1632 г. Война окончилась в 1634г. Поляновским миром, подтвердившим условия Деулинского перемирия и дополненным официальным отказом Владислава от каких бы то ни было притязаний на русский престол.
64 «Кривая пасха» — дословный перевод армянского «Цур затик». В некоторых случаях дни празднования пасхи у армян и греков из-за некоторых различий в календарных вычислениях не совпадали, и тогда армяне называли греческую пасху «кривой» (т. е. «неверной»).
65 Русское войско было не в крепости, как считает Симеон, а оказалось зажатым между крепостью (г. Смоленском), которая находилась в руках поляков, и подошедшими к ней на помощь польскими войсками. Положение русских было очень тяжелым. Полки, набранные из иноземцев, стали переходить на сторону врага. Командовавший русской армией воевода М. Б. Шеин не сумел помешать окружению армии и согласился на капитуляцию. Шеин и его помощники, сдавшие оружие и пушки полякам, были впоследствии казнены. В освещении этих событий автор явно пристрастен.
66 По Поляновскому миру, утвердившему условия Деулинского перемирия (1618 г.), в руках Польши продолжали оставаться Смоленск, Черниговские и Новгородские земли.
67 Военные действия против Польши были начаты в октябре 1633 г. Против поляков выступили татары Добруджи, ногайские татары, отряды из Молдавии и Валахии, а также войска Абаза-паши. Ожесточенный штурм польских укреплений на одной из высот Каменеца (при этом правое крыло вражеских войск составляли татары, левое — молдаване и валахи, а в центре шел Абаза со своими отрядами) окончился для врага бесславно. Турки были вынуждены отступить с большими потерями за Днестр,
68 Попытка Польши заключить мир с Турцией после кампании 1633 г. не увенчалась успехом, и в апреле 1634 г. Турция вновь объявила войну Польше. В июне 1634 г. турецкая армия переправилась через Дунай по мосту, построенному около Рущука. Впрочем, вскоре при посредничестве воевод Валахии и Молдавии начались новые переговоры о мире, завершившиеся в октябре 1634 г. подписанием договора.
69 Сообщение Симеона об измене паромов Валахии и Молдавии и союзе Венгрии с Польшей в этой воине неточно. По-видимому, до него дошли слухи о борьбе разных феодальных группировок внутри Валахии, в которой принимала участие и Польша.
70 Васил Лубул (Василий Лупу)—господарь Молдавии с 1634 по 1653 г. Вел длительную борьбу с господарем Валахии Матвеем Бесарабом за объединение обоих княжеств под своей властью. Эта борьба ослабила оба княжества.
71 Султан Мурад выступил в поход против Персии весной 1635 г. Путь его шел через Измир, Кению, Сивас, Эрзерум, Каре.
72 Эчмиадзинский католикос Мелкисед, спасаясь бегством от своих кредиторов, в 1624 г. прибыл в Стамбул. В апреле 1626 г. Мелкисед приехал во Львов; умер 18 марта 1627 г. в Каменеце.