Никколо Маккиавелли. Письма. Предисловие

НИККОЛО МАККИАВЕЛЛИ

ДЕСЯТЬ ПИСЕМ

Предлагаемая подборка писем из обширной частной корреспонденции Макиавелли готовилась для публикации на русском языке фактически впервые. До сих пор в отечественных статьях и книгах, посвященных великому флорентийцу, можно было познакомиться лишь с отрывками из его писем 1. А ведь переписка Макиавелли, по общему признанию, один из самых значительных памятников не только в истории итальянской мысли, но и итальянской литературы. Ни один из исследователей жизни и творчества Никколо Макиавелли не обходит ее своим вниманием, о чем свидетельствуют, кроме соответствующих разделов в общих работах, многочисленные издания писем, в том числе и переводные, множество статей, специально им посвященных, и даже отдельные монографии 2.

Ценность этих текстов, помимо всего прочего, заключается в том, что их автор, не стесняя себя жесткими жанровыми рамками, раскрывает в них, особенно в тех письмах, которые относятся к периодам вынужденного досуга, свои многочисленные дарования, прекрасно известные по другим сочинениям, и главное, постоянно проводит в них те же излюбленные мысли, что и в последних.

* * *

Первое письмо — один из редких документов Макиавелли до его вступления в должность секретаря II канцелярии Флорентийской республики (июнь 1498 г.). В нем отразилось сложное отношение автора к церкви, и в частности к "безоружному пророку" Джироламо Савонароле. Осуждая политику папства и пороки духовенства не в меньшей степени, чем Савонарола, Макиавелли склонен искать выход не в религиозном обновлении общества, а в укреплении государства.

"Фантазии, адресованные Содерини", дошедшие до нас в черновике, ранее датировались 1513 г., и эта дата казалась естественной, благодаря почти текстуальным совпадениям отдельных фраз письма с написанным в том же году трактатом "Государь" (большинство судит о поступках государей в зависимости от их успеха, но к одному и тому же результату ведут разные пути и часто противоположные образы действия-смотря по тому, соответствуют они обстоятельствам, воле судьбы, или нет). В письме Макиавелли подтверждает свои тезисы теми же примерами, что и позднее в "Государе" и в "Рассуждениях о 1 декаде Тита Ливия". На полях его излюбленные мысли набросаны в виде афоризмов-по сути это очерк макиавеллиевской практической философии в миниатюре; штрихи, иллюстрирующие работу гениального ума. Обращает на себя внимание афоризм о бесполезности общих рецептов.

Перенос датировки на 1506 г., сделанный П. Гильери и Р. Ридольфи в начале 1970-х годов, показывает, что основные концепции творчества Макиавелли сложились у него уже в годы его активной государственной деятельности, за 7 лет до начала работы над главными политическими трактатами.

Третье письмо совершенно не похоже на предыдущие. По своей структуре и по стилю-это законченная ренессансная новелла, поданная в виде житейского происшествия в письме к приятелю. Вместе с тем она воплощает ту же идею о капризах судьбы-"как по-разному завершаются у людей одинаковые предприятия": здесь судьба предстает в обличье старой сводницы. Макиавелли, между прочим, был замечательным рассказчиком, и немало рассказов подобного рода встречается на страницах его переписки с Франческо Веттори, где фигурируют их общие друзья и где мудрость соседствует с цинизмом.

В переписке с Веттори выделяются несколько основных мотивов. Во-первых, влиятельный друг заронил в душе Макиавелли искру надежды на возврат к политической деятельности на службе Флоренции, и эта искра разгорается или затухает от письма к письму, параллельно оживлению или затуханию обмена посланиями.

Во-вторых, Макиавелли благодарен уже тому, что вопросы Веттори и передаваемые через Веттори сильными мира сего позволяют ему "отряхнуть мозг от плесени" и почувствовать себя на минуту действующим политиком. В-третьих, мы видим, как Макиавелли прилагает свои концепции к политической реальности (это сквозило в свое время уже в его служебных донесениях); видим, что он-не в пример "народам" из 47-й гл. 1-й книги "Рассуждений"-скорее может ошибаться в частностях, в хитросплетениях текущей политики, от которой он, впрочем, оторван, но силен в общих суждениях.

Наконец, мы узнаем из "самого знаменитого письма в итальянской литературе", письма к Веттори от 10 декабря 1513 г., об обстоятельствах создания трактата "Государь"; о том. как великий флорентиец, прозябающий в изгнании, поднимается над прозой жизни, духовно общаясь с мудрецами древности. Это письмо-маленький шедевр, местами заслуживающий названия поэмы в прозе (а Макиавелли был и поэтом), поэмы, построенной на характерном для Макиавелли контрасте между "вещами серьезными" и "вещами суетными" (выражение из другого письма Макиавелли к Веттори, от 31 января 1515 г.).

Об этом противоречии Макиавелли говорит и в тех письмах, где он, по примеру сибарита Веттори, повествует о своих любовных увлечениях, которые, якобы, заслоняют все помыслы о важных делах (письмо от 3 августа 1514 г.). Но при первой же возможности, которая проглядывает в новых вопросах Веттори, бывший флорентийский секретарь погружается в пылкие рассуждения об этих делах, оперируя теми же идеями, которые он проводит в своих трактатах, и фактически цитируя "Государя" (письмо от 20 декабря 1514 г.).

Несколько писем, посланных из Карпи к Франческо Гвиччардини, напоминают нам. с одной стороны, о подходе Макиавелли к религиозной проблематике ("изучить дорогу в ад. дабы избегать ее"), а с другой, свидетельствуют о том, что таланты Макиавелли-рассказчика, писателя и комедиографа дополнялись иногда и импровизированными постановками, в которых он берет на себя роль отчасти режиссера и главного исполнителя. На сей раз важные вещи-действительно забавная инсценировка, уравновешивающая мнимую-по крайней мере для Макиавелли и Гвиччардини- серьезность данных ему поручений к гражданам "республики деревянных башмаков"- монахам-францисканцам. Впрочем, ситуация соответствует склонности флорентийца к парадоксам и в жизни, и в творчестве (письмо от 17 мая 1521 г.).

Последние два письма относятся к трагической полосе, завершающей жизнь прославленного в будущем флорентийского мыслителя и совпадающей с такой же полосой в истории Италии. Вместе со своей страной Макиавелли пытается бросить вызов судьбе, организуя сопротивление испанским войскам и ландскнехтам Карла V в лагере Коньяк-ской лиги весной 1525 г. В письме IX флорентийский секретарь предстает любящим отцом и семьянином, но и здесь проявляется его любовь к неординарным решениям, когда он пишет, как лечить маленького мула. Письмо Х своим тоном и отдельными звучащими в нем нотками напоминает XXVI главу "Государя"- "Призыв к освобождению Италии от варваров". Любовь к Флоренции и Италии, не щадящая собственную душу, лейтмотив и двигатель всего творчества Макиавелли, не единственный залог его славы, но главным образом необходимый.

Переводы писем Макиавелли выполнены по изд.: Machiavelli N. Lettere/A cura di F. Gaeta. Milano, 1961. В примечаниях, кроме этого издания, использованы также: Machiavelli N. Opere scelte / A cura di G.F. Berardi. Roma, 1973: Ridolfi R. Vita di Niccolo Machiavelli. 7-a ed. italiana. Firenze, 1978: Najemy J.M. Between Friends: Discourses of Power and Desire in the Machiavelli-Vettori Letters of 1513-1515. Princeton, 1993. Цитаты и вкрапления в итальянском тексте на латинском языке выделены курсивом.


Комментарии

1. В частности, см.: Дживелегов А.К. Никколо Макиавелли // Макиавелли Н. Соч. М.; Л: Academia, 1934. Т. 1. С. 5-88; Рутенбург В.И. Жизнь и творчество Никколо Макьявелли // Макьявелли Н. История Флоренции. Л., 1973. С. 365-380. Недавно эпистолярное творчество Макиавелли привлекло внимание Л.М. Баткина. См.: Боткин Л.М. Макьявелли об индивиде как субъекте исторического действия: Письмо к Пьеро Содерини // Идеи Возрождения и философия нового времени. М., 1986. С. 77-101. (Ср.: Юсим М.А. Письмо с необычной судьбой // Культура и общество Италии накануне нового времени. М., 1993. С. 167-176.); Он же. Понятие об индивиде по переписке Никколо Макьявелли с Франческо Веттори и другими // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990. С. 204-239.

2. Ferrara 0. The Private Correspondence of Niccolo Machiavelli. Baltimore, 1929; Moretti A. Corrispondenza di Niccolo Machiavelli con Francesco Vettori dal 1513 al 1515. Firenze, 1948: Najemy J.M. Between Friends. Discourses of Power and Desire in the Machiavelli-Vettori Letters of 1513-1515. Princeton, 1993.

Текст воспроизведен по изданию: Десять писем Никколо Маккиавелли // Средние века, № 60. 1997

© текст - Юсим М. А. 1997
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Средние века. 1997