1 VE

Комментарии

1 VE. Издание де Боора было положено в основу нашего перевода. См. также конъектуры Н. Веиса в Praktika thV AkadhmiaV AJhnwn. A. ?. 19, 1944, sel. 105—136.. Когда наша рукопись уже находилась в издательстве, вышло в свет но.вое издание, подготовленное П. Карлин-Хейтер и снабженное английским переводом. В меру сил мы постарались использовать и это издание. Помимо литературы, указанной Д. Моравчиком (Gy. Moravcsik, Byzantinoturcica, Berlin, 1958, Bd. I, S. 563), см.: Н. Г. Попов, К византийской истории X века. Летопись Ист.-филол. об-ва при Новоросс. ун-те, т. IV, ч. 2, 1894.

3 Ссылки на примечания даются  по изданию Де Боора.

2 X. М. Лопарев, Греческие жития святых VIII и IX вв. Опыт классификации, Пг., 1914,стр. 203. — Следует учитывать также, что патриарх Евфимии никогда Несчитался святым православной церкви.

4 Николай Мистик утверждал, что епископы выше царей. «Епископы. писал он в послании болгарскому царю Симеону,—хотя и грешны. все же не имеют в в.ашем лице судей, нo сами являются вашими судьями, коль скоро вы принадлежите к христовой пастве» .(Migne, PG, t. CXI, col. 81 А). По словам Николая, император должен был подчиняться законам; следовало повиноваться только тем приказаниям императора, которые справедливы (например, бороться с врагом, заботиться о безопасности своего народа и т. д.). «Но если император,—продолжает Николай Мистик,— по наущению диавола прикажет что-либо противное закону господнему, ему не следует повиноваться [Ibid., col. 200 sq. В. Сокольский, О характере и значении. Эпанагоги (ВВ, т. 1, 1894), стр. 36;M. Mitard, Le pouvoir imperial au temps de Leon VI («Melanges Ch. Diehl». vol. I, Paris, 1930), p. 218].

5 См. об этом подробно: А. П. Каждан, Социальные и политические взгляды Фотия («Ежегодник Музея истории религии и атеизма» вып II 1958), стр. 107 cл.

6 Theoph. Cont., p. 21, 22.

7 Ibid., p. 167, 18.

8 Э. Г. фон Муральт, Хронограф Георгия Амартола, СПб., 1859, стр. 699,17.—Очень резко эта точка зрения проводится в известном продолжателю Феофана «Житии сорока двух аморийских мучеников» (изд. В. Васильевский и П. Никитин, «Записки имп. Акад. наук», серия VIH. т. VII, вып 2, 1905. стр. 64з2; ср. также суждение Иоанна Камениаты.— Theoph. Cont., p. 503, 17).

9 Theoph. Cont., p. 74 5.— Близкие к этому мысли развивал и Николай Мистик, который подчеркивал, что не состояние церкви (наличие в ней единства или раскола и т. п.) определяет ход исторического процесса, а поступки и ошибки людей (Migne, PG, t. CXI, col. 276 D — 277 В).

10 «Трапезундская версия», стк. 3151—3160 (С. Sathas et E. Legrand,. Lex exploits de Digenis Acritas, Paris, 1875); ср. также стихи аристократического поэта Христофора Митиленского (первая половина XI в.,) осмеивавшего выскочек из простонародья; он также видел в смерти полное прекращение бытия [Д. Шестаков, Три поэта византийского Ренессанса («Ученые записки Казанск. ун-та», т. LXXIII, кн. 7—8,. 906). стр. 29 -30].

11 Migne, PG, t. CV, col. 516 С.

12 AASS, Novembris, t. IV, p. 225 E.

13 В отличие от этого мы не могли бы .отметить существенных элементов сходства между нашей хроникой и, скажем, похвалой патриарху Евфимию, написанной Арефой Кесарийсккм в 917 г. и повествующей о тех же событиях.

14 См., например: «.Житие Афанасия. Афонского» («Analecta Bollan-diana», vol. XXV, 1906, р. 2520-27, где приведено письмо Никифора Фоки Солунскому судье»; см. также: «Житие Михаила Синкелла» [Ф. Шмит, Кахриэ-Джами («Известия Русского археол. ин-та в Константинополе», т. XI, 1906), стр. 227, 17].

15 П. Маас считает, что письмо Арефы Кесарийского, которое анонимный автор приводит .в гл. 20 нашей хроники, также является подлинным посланием: он приходит к этому выводу на основании стилистического анализа текста послания Арефы (комменг., гл. 20, прим. 2).

16 lhsthn kai jonea elegen kai anaxion thV JeiaV koinwniaV (Theoph. Cont., p. 688,23; ср.: Э. Г. фон Муральт, Хронограф Георгия Амартола, стр. 754,16).

17 Theoph. Cont., р. 697 и; ср. Э. Г. фон Муральт, Хронограф Георгия Амартола, стр. 763,17.—Эту версию передает и Константин Багрянородный (Theoph. Cont., p. 350, 13).

18 Ed. Kurtz, Zwei griechlsche Texte uebеr die hl. Theophano («Записки имп. Акад наук», серия VIII, т. II, вып. 2, 1898), стр. II и сл.

19 Theoph. Cont., p. 693, 15

20 Ibid, p. 602, 21.

21 Ibid., p. 668,5.

22 Коммент., гл. 7, прим. 13.

23 Коммент., гл. 11, прим. 7 и гл. 12, прим. 2.

24 Коммент., гл. 20, прим. 2