Комментарий
1. В рукописи— ****. Имя
предка Сельджукидов дошло до нас в разных
вариантах. Ибн ал-Асир (VIII, 21,22) фиксирует имя как
**** что означает «железная стрела»; Бар Эбрей (I,
292): «Тукак», «которому из-за его мощи было дано
прозвище Темюр-йалиг», т. е. «железная стрела»;
Ибн Халликан(Вафайит, III ,224,229): **** . Так же
передано имя родоначальника
Ссльджукидов и у других авторов [Ибн ал-Варди, I,
481; Мирхонд (МИТТ, 450 — со ссылкой на Малик-наме)
и др.]. В ДС (576) — Tocaq.
Захир ад-Дин Нишапури (10) сообщает:
«Селджук ибн Лукман происходил из рода
Тугшырмыша сына Керекучи-ходжи из племени и
колена кынык. [Керекучи-ходжа] был мастером по
изготовлению кибиток у тюркских падишахов». Это
же известие приводится у Рашид ад-Дина (II/5 5) и
Раванди (1,881)
Более подробно об имени см.: Katesoglu, 1A, с. X,
353 и сл.; Агаджанов, 165 и сл.
2. Йабгу (йафгу, йавгу) — титул верховного правителя у западных тюрок (ДС, 222, 223, 249). Согласно огузским преданиям, йабгу Али — "царь тюрок огузов" (см.: Мирхонд, 450) — в Х в. был правителем Янги-Кента, одного из трех «тюркских» городов Средней Азии (два других— Дженд и Хувар). См.: Ковалевский, 128, 188: «царя тюрок гуззов называют йабгу н это—титул повелителя». Йабгу Али, упоминаемый здесь, это—Абу-л-Фаварис Шах-Малик ибн'Али (ум. в 998 г.), который был правителем Дженда. О службе Токака у йабгу' Али пишут также Ибн ал-Асир (VIII, 22), Абу-л-Фида' (II, 163) и другие авторы. Однако существует версия, что Токак находился в подчинении у хазарского кагана. Бар Эбрей (1,292) пишет, что он обнаружил в одной персидской книге, под названием Малик-наме, сообщение о том, что у хазарского кагана на службе находился воин по имени Тукак. То же самое говорит н Ибн Хассул (Тафдил ал-атрак, 265. См.: Cahen. Le «Melik-Nameh», 32,33; Dunlop, 259—260). Скорее всего, Токак служил хазарам до момента упадка каганата (разгром хазаров в 965 и 969 гг. см.: Kurat. Pecenek tarihi, 90 и сл.), а затем, под давлением печенегов, заключил союз с соседними огузами (ср.: Kafesoglu, 1A, 354). В качестве союзника Токак стал после йабгу вторым лицом у огузов и, как видно из нашего источника, воспрепятствовал походу огузов против какого-то тюркского племени. О йабгу см также: Pritsak, 397—410.
3. Мирхонд (МИТТ, 450) пишет, что во время спора йабгу ударил Токака саблей и ранил его. Только после этого Токак нанес йабгу удар палицей и сбил его с коня (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 22).
4. Сю-баиш (сю-беги) —
военачальник, главнокомандующий войсками (см.:
ДС, 516); арабский эквивалент ка'ид (или мукаддам}
ал-джайш (Ибн ал-Асир, VIII, 22). Ко времени смерти
Токака Селджуку было 17— 18 лет (см.: Koymen, 1,102). Сю-баши
считались «только с советом своих
военачальников» (см.: Ковалевский, 25; Агаджанов,
145). Согласно Малик-наме, сю-баши вмешивались в
государственные дела и часто выступали против своих верховных правителей — йабгу
(Cahcn. Lc «Mеlik-namеli», 43). Под командованием сю-баши
находились такие военные чины, как тархан,
йинал. йугруш (йаглыз). См.: Коналевский, 129, 189;
Bosworth. The Gaznavids, 218—219; Koymen, I,99).
С. Г. Агаджанов (170—172) полагает, что
Селджук и Токак—одно и то же лицо и что Tyгaг —
почетное прозвище Селджука, титул, который он
носил вместе с прозвищем Темир яйлыг. Такую
версию обосновать трудно: все источники говорят,
что Токак был отцом Селджука. Мы встречаем разную
передачу имени Селджук. У Ибн Хассула (изд. 'Аббас
ал-'Аззави) один раз имя пишется как **** (с даммой
над сином), и переводчик сочинения на
турецкий язык (Ш. Ялткая) передал имя в форме Sircik и
Surcuk (см.: ТТКВ, с. IV, 1940, № 14—15, 265 н 49 араб. текста).
Подобная форма (Сарчук) встречается у Вардана (121)
и Киракоса Гандзакеци (48). О происхождении имени
«Селджук» Л. Рашоньи написана .специальная
статья (см.: ТТКВ, с. III, 1939, № 10, 377—384). Кратко о
Токаке и Селджуке см.: Росляков, 38—42.
5. Бар Эбрей (I,292) добавляет: «Если этот юноша ведет себя так независимо по отношению к нам в таком незрелом возрасте, то как же он будет себя вести, когда станет взрослым» (см.: Мирхонд, 451; Ибн ал-Асир, VIII,22).
6. Селджук покинул йабгу с сотней всадников, взяв с собою 1500 верблюдов и 50 тыс. баранов (см.: Мирхонд, 451). Бар Эбрей (1,292) пишет, что «Селджук тайно собрал людей своего племени и, прихватив с собой большое число лошадей, верблюдов, овец и коров, переселился под предлогом нехватки пастбищ из Турана, т. е. страны тюрок, в Иран» (ср.: Нишапури, 11; Ta'pux-и 'Али Селджук, л. 17). По Хамдаллаху Казвини (431), переселение Селджука произошло и 375 г. х. (24.V.985—12.V.986). М. Keuмeн полагает, что переселение произошло в 935 г. (ТТКВ, XVII, № 68, 1953, 569).
7. Обосновавшись в области, жители которой были мусульманами, Селджук и его сподвижники решили принять ислам, взвесив возможную выгоду такого шага. «Если мы не примем веру и обычаи народа страны, в которой мы хотим жить, то никто не станет нас уважать и мы окажемся в меньшинстве, осужденном на одиночество»,—пишет об этом Бар Эбрей (1,293). Придя к этому решению, сельджуки якобы направили посла в хорезмский город Зандак, находившийся поблизости от их пастбищ, и попросили вали города прислать им проповедника. Тот направил к ним миссионера с многочисленными подарками для новообращенных. «И они пребывали здесь много лет, вели зажиточную жизнь, п число их умножилось» (Бар Эбрей, I ,293; см.: Мирхонд, 451). Принятие ислама сельджуками произошло, вероятио, в 382 г. х. (992). См.: ал-'Утби, I, 176.
8. После принятия ислама Селджук и его сподвижники стали преследовать администрацию «неверного» йибгу в области Дженда и препятствовать его сборщикам податей взимать харадж с населения. Селджук превращается в гази — борца за веру—против огузов. Он вскоре получает прозвище Малик ал-Гази (см.: Ибн ал-Асир, VIII,22; Мирхонд, IV, 72; Ибн Фундук, 71; ср.: Koymen, I, 113—116). Вступив в борьбу с «неверными» (куффар), Селджук приобрел сторонников среди мусульманского тюркского населения и вскоре добился освобождения областей Дженда из-под власти йабгу 'Али (см.: Мирхонд, IV,72); Koymen, I,114—115).
9. По Ибн ал-Асиру (VIII, 22), Селджук жил 107 лет.
10. По Рашид ад-Дину (II/5, 5), Селджук имел пять сыновей: Исра'ил, Микаил, Муса-Йабгу, Йусуф и Йунус; у Бар Эбрея (I, 293)- Мика'ил, Муса-Йабгу п Арслан; у Раванди (87) — Исра'ил, Микаил, Йунус и Муса-Йабгу: Абу-л-'Ала' Ахвал (Ta'pиx, см.: Раверти, I, 116-117, прим. 3) отмечает четырех сыновей: Исра'ил, Мика'ил, Муса-Йабгу и Йунус (подробности о потомках Селджука см.: Kalesoglu. Selcuk ogutlari. 117—130). Высказываются предположения, что библейские имена сыновей Селджука — Исра'ил (Израиль), Мика'ил (Михаил), Муса (Моисей), Йусуф (Иосиф) и Йунус (Иона) — христианского происхождения (см., например, статью «Сельджуки» в EI). Однако Д. М. Данлоп (Dunlop, 260—261) считает, что имена эти иудейского происхождения и если встречаются у мусульман, то они явно заимствованы. Появление этих имен Д. М. Данлоп объясняет влиянием иудаизма среди хазар, у которых огузы были в подчинении (см.: Zunz, 21—25). Закарийа ал-Казвини (394—395) и ал-Бакуви (104) пишут: «Гузы большой тюркский народ. Они христиане. У них есть храм поклонения (байт 'ибада)», и Д. М. Данлоп (261) полагает, что это могла быть синагога.
11. Ко времени
изгнания чиновников йабгу 'Али из Дженда
сельджуки уже представляли собой силу, с которой
надо было считаться. Они умело воспользовались
враждебными отношениями, существовавшими между
Саманидами (819—1005), владевшими Хорасаном и
Мавераннахром, и Караханидами (992—1211), занявшими
часть Мавераннахра и Восточный Туркестан (о
Саманидах см. обзорную статью В. Бюхнера в EI, а
также работы В. В. Бартольда; о Караханидах см.
статью О. Прицака в EI и там же обширную
библиографию).
Когда в месяце раби I (май 992 г.) караханид
Сатук Богра-хан 'Абд ал-Карим (ум. в 955-56 г.) отобрал
у Самапидов Бухару, то Селджук послал своего сына
Арслана Исра'ила на помощь Саманидам. Гардизи (64)
отмечает помощь Селджука последнему саманиду
Исма'илу II Нуxy ал-Мунтасиру (1000—1005) в 1003 и 1004 гг.
против Илиг-хана Насра: лахум саге
ила-д-даулат ас-Саманиййа [«У них (сельджуков)
есть склонность к государству Саманидов»]. См.:
ал-'Утби, I, 176; Ибн ал-Асир, VIII, 22, Гардизи, 49 и сл,, а
также соответствующие работы В. В. Бартольда; ср. Koymen. I, 126—140; Агаджанов, 179—181; Росляков, 40.
К началу 1005 г. государство Саманидов пало
и их владения были поделены между Караханидами и
Газневидами. В это время сельджуки жили на
границе с мусульманским миром и служили тем
правителям, которые привлекали их к союзу. Они
вступали в родственные союзы с местными
правящими фамилиями. Так, Арслан Исра'ил женился
на дочери караханидского правителя Бухары 'Али
Тегина ибн Богра-хана, а два сына MiiKa'nna—Абу Талиб
Тогрул-бек Мухаммад и Абу Сулайман Чагры-бок
Да'уд были направлены Арсланом Исра'илом на
службу к 'Али Teгину и поселились в Нур-и Бухаре
(ал-Бундари, 5: Ибн ал-Асир, VIII. 22; Ибн'ал-Джаузи, VIII,
233: Джузджани, I, 118; Мирхонд, IV, 97).
Hyp (совр. Нур-Ата) находится на с.-в. от
Бухары, близ гор. Имело соборную мечеть и много рабатов,
было укреплено и имело стратегическое значение
(см.: Наршахи, 10—11; Йакут, IV, 822; Бартольд.
Туркестан, 171).
12. Нacиp ад-Даула
Себюк-Тегин (977—997) был «неверным» тюрком. Его
купил в Нишапуре саманидский сипахсалар
Али-Тегин (Байхаки, 237— 238). Он быстро выдвинулся
по службе (Низам ал-Мулк. 111 и сл.) и пользовался
покровительством саманида Мансура II (997—999).
Вместе с ним он отправился в Газну, где усердно
служил Мансуру и его преемникам. Последний
саманид Пири уступил власть Себюк-Тегину,
который 20 апреля 977 г. был провозглашен эмиром
Газны (Джузджани, I, 73—74; см.: Бартольд,
I, 322). В 994 г. после блестящих побед в Афганистане и
Индии Себюк-Тегин во главе саманидских войск
разгромил у Абиварда армии хорезмшаха Абу 'Али
Ма'муна I (992—997), за что получил титул Насир
ад-Даула ва-д-Дин (Защитник веры и державы), а его
сын Махмуд — титул Сайф ад-Даула (Меч державы).
См.: ал-'Утби, I,180—199; Наршахи, 164—173.
Султан Махмуд (998—1030) — виднейший
представитель династии Газневидов, крупный
полководец и политик. Объявив себя независимым
от Саманидов, Махмуд стал читать хутбу с именем
халифа, за что получил от халифа ал-Кадира (991—1031) маншур
на владение Хорзсаном и титулы Вали Амир
ал-Му'минин, Йамин ад-Даула, Амин ал-Милла. За
казнь фатимидского даи Тахарти, ликвидацию
секты карамийа (предшественницы исмаилитов)
Махмуд получил от ал-Кадира титулы Низам ад-Дин и
Насир ал-Хакк (Порядок веры и Помощник истины). О
секте карамийа см.: Bosworth. The Rise.
Когда султаном стал сын Махмуда Мас'уд
(1031—1041), империя Газневидов простиралась от
Лахора до Самарканда и Исфахана. Мас'уд имел
титулы Насир ад-Дни Аллах, Хафиз 'Ибад Аллах,
Захир Халифат Аллах и т. п. Подробнее см.: Bosworth. The
Gaznavids.
13. По сообщению Ибн
ал-Асира (VIII, 22), Мика'ил ибн Селджук погиб во время
сражения с «неверными» тюрками. Наш автор путает
Мика'ила с Исраилом, и поэтому изложенные далее
события должны быть связаны с именем Исра'ила.
Когда в 416 г. х. (4.III.1025—21.II.1026) (у К.
Босворта ошибочно— 426 г. х.) султан Махмуд
заключил с восточнокараханидским правителем
Кадыр-ханом Йусуфом (1026—1032) союз против его брата
'Али-Тегина с целью отобрать у него Мавераннахр,
он на пути в Бухару встретил стоянки сельджуков.
Возможно, Махмуд, опасаясь союза сельджуков с
'Али-Тегином, решил переселить сельджуков в
Хорасан, где они, по его замыслам, должны были
стоять на страже пограничных окраин государства
Газневидов (Раванди, 5; ал-Бундари, 91—92; Джузджани,
I,118).
14. Хаджиб (у Раванди—джазиб) Абу-л-Харис Арслан — военачальник султана Махмуда, выслужившийся из гулямов. Был вали Туса и Хорасана.
Хаджиб—должность придворного (камергер).
15. 'Амида (глава гражданского управления области) Хорасана звали Абу Сахл Ахмад ибн ал-Хасан ал-Хамдуни (у Байхаки — Хамдави). См.: ал-Бундари, 5.
16. О Данданакане см. прим. 19 к гл. 2.
17. Джузджани (I,119 и сл.), пересказывая содержание не дошедшего до нас сочинения Абу-л-Фадла Байхаки Тарих-и Насири, отмечает, что султан Махмуд переправил через Джейхун 4 тыс. семей сельджуков во главе с их эмирами Йагмуром, Бугой, Кек-Ташем, Кызылом, Мансуром и Анас-оглу (см. также: Yinanc) п расселил их в разных частях Хорасана—в Фараве, Серахсе и Абиварде (Гардизи, 84—85; Нишапури, 13—14; ал-Бундари, 5; Раванди, 86—87; Мирхонд, IV, 104; см. также: Назим, 63—64). Эти сельджуки и есть «иракские туркмены», о которых говорят Байхаки и Ибн ал-Асир. Так их именуют потому, что оии расселились в Ираке Персидском, где составляли большие независимые группы (Байхаки, 68, 244, 266, 445, 521; Ибн ал-Асир, VIII,23; Джузджани, I,119—120; ср. Canon. Le «Melik-namеh», 57; Bosworth. The Gaznawids, 224—225).
18. События,
изложенные в абзаце, другие источники относят ко
времени правления газневида Махмуда. С именем
Мас'уда они связаны только у ал-Бундари (6—7) н у
нашего автора. Раванди (87 и сл.) пишет, что султан
Махмуд, зная о силе Арслана (Исра'ила), не решался
открыто выступить против него. Как отмечает
источник, Арслан однажды заявил:
«Если у султана Махмуда есть слоны, то у
нас есть стрелы. И спи случится война между нами,
то мы сделаем из его войск решето» (см.:
Шабанкара'и, л. 1766; ср. Koymen, I, 151).
По одним источникам, Арслан (Исра'ил) не
оказал султану никакого сопротивления и бежал от
него в пустыню, но был схвачен (Гардизи, 66). Хотя
вначале здесь говорится только о бегстве
союзника Арслана — 'Али-Тегина, но далее
отмечается, что сын Селджука Исра'ил и его люди
бежали в пустыню и скрывались в песках. Султан
Махмуд послал за ними отряд, который установил их
местопребывание. Сельджуки были схвачены и
доставлены к султану.
В других источниках говорится, что
султан Махмуд, зная о силе и многочисленности
сельджуков, решил хитростью завлечь Арслана к
себе и направил к ним посла, который передал
Арслану Исра'илу следующие слова султана: «Мы
постоянно отправляемся в походы на Индию. Многие
люди из стран ислама принимают участие в этих
походах. Однако, несмотря на то что вы умны, умелы
и храбры, ни один из вас не проявил желания
участвовать в таком богоугодном счастливом деле,
хотя как соседи вы должны были сделать это. Вы не
обращались ко мне с просьбой по этому поводу, и я
очень удивлен чтим, хотя мы имеем сильное желание
установить с вами дружбу. В настоящее время,
когда расстояние между нами невелико, возникла
необходимость, чтобы прибыл к нам ваш вождь, а мы
выслушали его и сделали необходимые выводы».
Ознакомившись с посланием, сельджуки в
количестве 10 тыс. отборных всадников во главе с
Исра'илом направились к султану. Когда Махмуд
узнал о таком войске, он отправил второго посла,
который передал Арслану Исра'илу, что «сейчас
нужды в таком войске нет. Пусть он прибудет один».
Исра'ил отобрал 300 молодых всадников и прибыл к
Махмуду (Нишапури, 11; Раванди, 87; Рашид
ад-Дин, II/5, 5).
Прибыв в Самарканд, Арслан спешился и
поцеловал землю перед султаном. Махмуд пригласил
Арслана на пир, где между ними произошел
следующий разговор:
«Махмуд: „Мы постоянно
вынуждены совершать походы (газв) против
неверных (куффар) в Индию. Поэтому Хорасан
остается в опасности. Мы надеемся, что между нами
будет заключен союз о взаимной помощи и когда с
одной стороны явится сильный враг, то появится
нужда в помощи другой стороны. И вы не откажете в
ней".
Арслан: ,,Султан не увидит
пренебрежения с нашей стороны".
Махмуд: „Если я буду нуждаться
в войсках, то какую помощь вы мне окажете?"
Арслан (достав свой лук): „Если
я отправлю этот колчан своему племени, тотчас же
появятся 30 тысяч всадников".
Махмуд: „А если мне будет
необходимо больше?"
Арслан: „Если я пошлю одну
стрелу, то прибудет еще 10 тысяч. И так—каждый
раз!"
Махмуд: „А если мне будет нужно
еще больше?"
Арслан: ,,Пошли одну из стрел
этих в город Балхан, и прибудут еще 100 тысяч
конных".
Махмуд: „А если будет нужно еще
больше?"
Арслан: „Пошли стрелу в
Туркестан, и прибудут, если захочешь, и 200 тысяч
конных!"» '[см.: Нишапури, 11; Рашид ад-Дин, II/5, 89;
Раванди, 88; Шабанкара'и, л. 1776 и сл.; Хамдаллах
Казвини, 435; ср. Koymen, I, 157—158. По Йакуту (II, 263),
Балхан—город напротив Абиварда].
Разговор этот показал Махмуду, какую
опасность для Газневидов представляли
сельджуки, и Махмуд решил расправиться с ними.
Приглашенные на пир Арслан и его сподвижники
сильно захмелели, их заковали в цепи и заточили в
крепость Калиджар (Раванди, 89; Ибн ал-Асир, VIII, 22).
Нишапурн (12) локализует эту крепость в Мультане.
По Йакуту (VII, 278), Калиджар—«громадная
укрепленная крепость между Хузистаном и Гуром.
Между ней и Исфаханом два перехода». У Байхаки
(Арендс, 258, 856, прим. 18) упомянута крепость
Каланджар. То же у ал-Бируни, 199: «между Канауджсм
и столицей царства Джаджахути, по западному
берегу реки на юго-восток». М. Назим считает, что
крепость находилась на вершине горы близ
перевала, ведущего в Кашмир.
По Гардизи (84—85), Газневиды после захвата
Арслана в плен опустошили сельджукские кочевья.
А. А. Росляков (41) полагает, что плен Арслана в 1025 г.
был вызван недовольством сельджукских племен,
которые испытали на себе его притеснения (ср.
«Очерк истории туркменского народа», 569).
Арслан находился в заточении семь лет. Ему прислуживало несколько туркмен из его племени, которые попытались устроить ему побег. Однако побег не удался, и Арслан сказал туркменам: «На меня не надейтесь. Передайте моим братьям привет и наказ, чтобы они сделали все для завоевания Хорасана. Старайтесь, ведь этот султан—сын раба и не обладает родословной. Эта страна не достанется его роду. Боритесь до тех пор, пока страна не перейдет в ваши руки». Арслан умер в заточении в 1032 г. (Нишапури, 13; Раванди, 89—90; ал-Бундари, 5; Рашид ад-Дин, II/5,9— 11; см.: Агаджанов, 190—193; Koymen, 160—164).
Интересны сообщения армянских авторов, писавших вдалеке от мест действия. Так, Вардан (118) пишет: «Махмуд через реку Джахан (Джейхун) перешел в землю теталов (кушанов), привел оттуда большое число пленных в Хорасан и поселил их особо». Мхитар Айриванеци (Вардан, 120): «Когда Махмуд возвращался с великой победой, то взял с собой. тюркского эмира Апаху (йабгу Арслана), привел его в Хорасан и заключил его в оковы. Тогда пришел его народ, прося возвратить Aпaxy, но его не возвратили».
19. Другая часть сельджуков после смерти Арслана оставалась в округе Бухары, но и она была разгромлена султаном Махмудом. После этого началось насильственное переселение сельджуков в Хорасан (см.: Bosworth. The Gaznavids, 224—225).
Имя шихна Хорасана—Абу-л-Харис Арслан Хаджиб (см, выше прим. 14). Он был ярым противником переселения сельджуков в Хорасан. Стремясь избавиться от притеснении шихна, сельджуки обратились к посредничеству 'амида Хорасана Абу Сахла ал-Хамдуни и за богатые подарки получили пастбища в округе Данданакана (Гардизи, 71).
После смерти султана Махмуда пришедший к власти Мас'уд (1030— 1041) пригласил к себе в войско сельджуков группы Йагмура, Буги, Кызыла ч Кёк-Таша. Командование сельджукской конницей было поручено «глуповатому дворцовому хаджибу, которого звали Хумар-Тегин Туршах» (Байхаки, 536). Это войско с карательными целями было направлено в Белуджистан. Сельджукские воины не получали жалованья и были недовольны своими газневидскими командирами. Вскоре их вожди решили составить заговор против Мас'уда. Он не удался, и Мас'уд решил убрать Йагмура и его товарищей. Они были схвачены и убиты (Байхаки, 355, 548). Это послужило поводом к недовольству сельджуков и явилось одной из причин их движения (Koymen, 1,33 и ел.; Kafesoglu, Melik-sah, 3; Агаджанов, 195). В 1031, 1033 и 1034 гг. произошло несколько выступлений сельджуков в Фараве, Горгане, Индии, Хорасане и Серахсе, однако все эти выступления были жестоко подавлены (Гардизи, 98; Байхаки, 165, 460—492, 545, 546, 574).
20. Эрташ-йабгу был сыном Йусуфа Йинала. Чакыр (Сероглазый) -бек—такое имя возможно, но все исследователи читают имя как Чагры (Сокол)-бек (990—1060).
21. В начале мая 1035 г. сельджуки в количестве 10 тыс. всадников под командованием Тогрул-бека и его братьев направились из Мерва в Несу, Они послали 'амчиду Хорасана Абу-л-Фадлу ибн ал-Муиззу ас-Сури (у А. К. Арендса имя дано неверно) письмо следующего содержания:
«В ставку славного шайх ар-раиса ас-саййида маулана Абу-л-Фадла ас-Сури от мава.ш Эмира верующих Йабгу, Тогрула н Да'уда.
Нам невозможно дальше оставаться в Мавераннахре и Бухаре, ибо пока был жив 'Али-Тегин ('Али ибн Богра-хан Харун, караханид, ум. в 1034 г.), мы уважали друг друга и между нами существовали дружба и единство, а теперь, когда он умер, власть попала в руки двух его сыновей—неопытных юнцов, и сипахсалар 'Али-Тегина—Тунуш взял власть над ними, царством и войсками. У нас с ним установилась вражда, н мы больше оставаться там не могли. {С другой стороны], после убийства [в 1034 году хорезмшаха] Харуна в Хорезме возникли большие беспорядки и по этой причине нам невозможно направляться туда. Мы пришли под защиту владыки мира, великого султана-благодетеля, чтобы ходжа [ас-Сури] порадел нам н написал великому ходже Ахмаду ибн 'Абд ас-Самаду (везир Мас'уда) и упросил его стать нашим ходатаем, ибо мы с ним знакомы. Хорезмшах Алтунташ (1017—1032) каждую зиму, до весенней поры, выделял в своих владениях место для нас, нашим соплеменникам и нашему скоту. А ходатаем всегда был великий ходжа.
Не примет ли нас высочайшее усмотрение на службу, так чтобы один из нас служил Высокому порогу, а остальные подымались бы на любую службу, которую повелит владыка, и мы нашли бы приют под pro великой тенью. Нс пожалуют ли нас областями Насы и Фаравы, которые находятся на краю пустыни, чтобы мы расположили там свое имущество и перегнали туда свои скот. Так мы обретем покой и не допустим в эти края ни одного злодея со стороны Балханских гор, Дихистана, Хорезма и через Джейхун, также будем преследовать иракских и хорезмских туркмен.
Если же, не приведи Господь, владыка не снизойдет к нашей просьбе, то мы не знаем, что с нами будет, ибо у нас не осталось никакого пристанища. Мы же осмелились обратиться к Высокому порогу и написали ходже, чтобы он осуществил это дело с помощью своего достоинства, если позволит Аллах, велик он и всемогущ!» [см.: Байхаки, 576—577. А. К. Арендс (856, прим. 36) неверно отождествил имя первого сельджукида Йабгу. Это не дядя Тогрул-бека и Да'уда. Дядя умер в заточении в 1032 г., а письмо написано в 1034 г. Это — Эрташ-йабгу, двоюродный брат Тогрул-бека и Да'уда. См.: Раванди, 92—93].
22. Султан Мас'уд прибыл в Нишапур 3 июня 1035 г. (Байхаки, 584).
23. Бектогды-хаджиб был саларом — начальником гвардии Мас'уда.
24. Сражение это произошло в ша'бане 426 г. х. (июль 1035 г.) в пустыне между Фаравой и Шахристаном. Сельджуки захватили султанскую казну с 10 тыс. динарами, оружие, имущество и скот разбитых газневидских войск (ал-Бундари, 7; Раванди, 94). Салар Бектогды бежал, а другой газневидский полководец, Хусайи ибн 'Али Мика'ил, попал в плен (Байхаки, 591—597; Рашид ад-Дин, 11/5, 13—14). По Байхаки, сражение началось 21 ша'бана 429 г. х. «Это был первый сильный удар, нанесенный сему государю, потом последовали удар за ударом до [его] конца» (Байхаки, 598; см.: Koymen, II, 59—67).
25. Подробности о миссии кади ас-Сини и о нем самом см.: Байхаки, 600—603. Жалованные грамоты переписал набело сам Байхаки. Тогрул-бек получил во владение Несу. От имени султана Мас'уда были написаны грамоты о титуловании сельджукских предводителей дихканами (этот титул давался вождям кочевых туркменских племен). Ас-Сини прибыл к сельджукам 30 августа 1035 г. с подношениями от султана (Байхаки, 602; Ибн ал-Асир, VIII, 24).
Дихистан—область на восточном берегу Каспийского моря. Фарава — городок в округе Несы между Дихистаном и Хорезмом. См.: Йакут, VI, 352.
26. Байхаки (603) по этому поводу пишет: «Вернулся от туркмен Сини и в тайной беседе с везиром и начальником государственной канцелярии сказал: „Было бы нелепо лгать перед лицом султана. Когда я уезжал, то видел тех людей в превеликой спеси, как будто их околдовали. Хотя они и заключили договор, [но] у меня, Сини, к ним нет никакого доверия. Слышал я, что они на негласных встречах высказывали пренебрежение к двурогие шапки топтали ногами. Султану не следует столь усиленно готовиться уйти в Герат, потому что случится беда"» (ср. Ибн ал-Асир, VIII, 24).
27. Сахиб-диван—глава гражданского и финансового управления. В тексте нисба ас-Сури всюду дана в персидской форме без артикля.
28. По Байхаки (604), султан Мас'уд прибыл в Герат в воскресенье 19 зу-л-ка'да 426 г. х. (четверг 25.IX.1035). В Балх он прибыл 4 мухаррама 427 г. х. (5.XI.1035). 9 сафара 427 г. х. (14.XII.1035) хаджиб Сю-баши получил чин старшего хаджиба (камергера), почетную одежду и принадлежности к ней (Байхаки, 608).
Мусульманское имя газневидского Сю-баши по источникам установить не удалось.
Балх — город в Хорасане.
29. О содержании этих писем см.: Байхаки, 609; Koymen, II, 71—72,
30. По Байхаки (609), у Сю-баши было 10 тыс. конных и 5 тыс. пеших войск, состоявших из курдов и арабов. Султан приказал «хорасанскому сахиб-дивану Сури обратить внимание на денежные средства для войска, дабы оно не терпело нужды и Хорасан был бы очищен от туркмен вскорости».
31. 'Ид ал-адха'—День принесения жертв, отмечается у мусульман 10 зу-л-хиджжа. В указанном году это имело место 4 октября.
32. Эмир Мадждуд вступил в правление Индией в августе 1036 г. Абу-л-Фатх Шихаб ад-Даула Маудуд (1041—1050) — газневидский султан. Был женат на дочери Чагры-бека Да'уда.
Тохаристан — область, расположенная к югу от Амударьи и к востоку и югу от Балха до Гиндукуша.
33. Шах-Малик ал-Джанди — владетель Дженда в первой половине XI в. (см.: Бартольд. Туркестан, 236—237), «большой враг потомков Селджука» (Байхаки, 548). Между потомками Селджука и Шах-Маликом издревле существовала нетерпимость и жестокая вражда (см. о нем: Байхаки, 831—835).
Текинабад — город, находившийся на месте совр. Кандагара в Афганистане.
34. Исма'ил Хандан ибн Алтунташ — независимый от Газневидов хорезмшах (1035—1041), был в дружбе с сельджуками (Байхаки, 612, 824, 829—830, 832—835). 28 марта 1041 г. Исма'ил вместе со своими близкими бежал из Хорезма к сельджукам.
35. Поход этот состоялся в зу-л-ка'да 427 г. х. (сентябрь 1036) (см.: Байхаки, 613).
Таш-Фарраш (Постельничий Таш) — сипахсалар Газневидов, убит сельджуками при осаде Рея в марте 1038 г. (Байхаки, 654—655).
'Ала' ад-Даула Абу Джа'фар Мухаммад ибн Каку (1008—1041) — каквейхидский правитель Исфахана, Йезда, Нихавенда и Хамадана. В 1029 г. признал себя вассалом Газневидов. Восстал против них в 1034 г. и обрел независимость.
36. Абу 'Али ал-Хусайн ибн 'Абдаллах иби Сина (980—1037)—Авиценна. Служил вначале бувейхиду Тадж ад-Даула, но был изгнан и перешел на службу к Каквейхидам (Ибн Халликан, I, 442). Был везиром упомянутого до самой, смерти.
37. 'Ала' ад-Дин Хусайн ибн 'Изз ад-Дин Хасан (в рук.: ал-Хасан ибн ал-Хусайн), Джахан-суз (Сжигатель мира)—владетель из династии Гуридов (ум. в 1161 г.). В 1149 г. сжег Газну.
38. После разгрома Газневидов в июле 1035 г. сельджуки стали вести себя по отношению к ним более независимо и их требования в отношении земель возросли. 19 мухаррама 428 г. х. (12.XI.1036) сельджуки направили к султану Мас'уду послов со следующим письмом: «Нами до сих пор никакого насилия не совершено, однако не тайна, что в Хорасане имеются другие туркмены да придут еще, ибо пути через Джейхун и Балханские горы открыты. Область, которую нам отдали, тесна и не вмещает имеющийся у нас народ. Великий ходжа [Ахмад ибн 'Абд ас-Самад] да станет посредником в деле и попросит у государя султана, чтобы нам отдали городки, расположенные на краю пустыни, как-то Мерв, Сарахс и Абнвард, так, чтобы [в них] пребывали почтовые начальники, казна и сахиб-диваны государя, взимали налоги и передавали нам в виде жалованья, дабы мы были государевым войском и очистили Хорасан от крамольников. Если понадобится какая-нибудь услуга в Ираке или в другом месте, то мы ее окажем и будем готовы на самое трудное дело. А хаджиб Сю-баши и войско пусть стоят в Нишапуре и Герате. Если они посягнут на нас, то нам поневоле придется прибегнуть к защите от них и уважение исчезнет. Вот наше прошение, а высочайшее усмотрение превыше [всего]» (см.: Байхаки, 617—618; Коуmеn, 11,74 и сл.).
Как видно из послания, сельджуки уже поняли, что Газневидское государство не так уж сильно и что с ним можно говорить «с позиции силы». И 24 ноября 1036 г. начальники почт в Герате, Бадгисе и Гарчистане сообщили, что «Да'уд с 4 тысячами снаряженных всадников дорогой через рабат Газан, Гур и Сийах-кух направился в Газну» (Байхаки, 619). 13 января 1037 г. пришло известие, что туркмены рассеялись по Хорасану и разграбили город Тун (Байхаки, 633). В марте 1038 г. сообщили, что туркмены в начале зимы разграбили Таликан и Фарйаб и осадили Рей, где и был убит сипахсалар Таш-Фарраш (Байхаки, 654—655). В апреле 1038 г. султан Мас'уд приказал Сю-баши дать туркменам решительное сражение, и 30 мая 1038 г. Сю-баши «со значительной ратью и множеством снаряжения и припасов двинулся по нишапурской дороге на Сарахс» (Байхаки, 658, 659, 662).
39. Бавард (Абивард) — город в Хорасане, между Серахсом и Несой (Йакут, 1,102).
40. Сю-баши укрылся в Герате с 20 гулямами, с которыми он бежал после поражения от сельджуков в сражении 10 июля 1038 г. (Байхаки, 664). Сражение это «длилось от зари до предзакатной молитвы, .[но] презренные товарищи мои бросили меня, я был ранен, и поневоле пришлось уйти в таком состоянии, как вы видите»,— оправдывался Сю-баши в Герате и в письме к Мас'уду (Байхаки, 665).
Буст — совр. Калайи-Бист в Афганистане (Йакут, I, 612—620).
41. Набег отрядов Чагры-бека произошел 6 апреля 1039 г. (Байхаки, 694).
Андхуд (в рук.: Азгйах) — «городок между Балхом и Мервом, близ пустыни» (Йакут, 1,345).
Шабуркан (в рук.: Шавашкан) —совр. Шиберган. В описываемое время входил в область Гузганан.
Гузганан (араб. Джузджанан, Джузджан) — «обширная область Балха, расположенная между Балхом и Марварудом в Хорасане» (Йакут, III,167). В описываемое время правителем Гузганана был Ануш-Тегин Наубати.
42. В тексте рифма: ал-вали «правитель» и ат-тали «косметолог».
43. В рук. имя зафиксировано как ***, однако это, вероятно, испорченное *** (Ма'руф). Ма'руф Раби' был кадхуда Сю-баши (Байхаки, 701).
44. В рук.: ***, М. Икбал— ***.
45. Абу Сулайман Чагры-бек Да'уд получил по хутбе лакаб Малик ал-Мулук (Царь царей.). См.: Ибн ал-Асир, VIII, 24.
46. Подробности о разгроме Сю-баши у Серахса см.: Ибн ал-Асир, VIII, 24—25; Байхаки, 662—664, 671, 675.
47. По сообщению Байхаки (673), через 12 дней после разгрома Сю-баши у Серахса к Нишапуру подошел двоюродный брат Тогрул-бека — Ибрахим Йинал с двумястами всадников. Он направил в город посланца, который сообщил главному кади города Са'иду Абу-л-'Ала', что их отряд является авангардом сводных сил сельджуков, и потребовал сдать город и отменить хутбу с именем султана Мас'уда. Именитые горожане решили не рисковать и сдали город. В ша'бане 428 г. х. (30.V.—27. VI. 1037) в Нишапуре была прочитана хутба с именем Тогрул-бека и народу зачитали его письмо, в котором он говорил, что «городская знать сделала то, что подобает ее разуму, и она, конечно, увидит, сколь много добра будет оказано ей и всем подданным», и жители успокоились. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 25; Коуmen, II, 94—99.
48. Как видно из материала источников, вожди сельджуков к этому времени избрали Тогрул-бека старшим в роде, и поэтому султаном в Нишапуре был провозглашен именно он. Тогрул-бек въехал в Нишапур во главе 3 тыс. всадников. На Другой День он воссел на трон газневидских султанов, и к нему с изъявлением покорности прибыли главный кади города и глава (накиб) потомков 'Али ибн Аби Талиба — Саййид Зайд ибн Мухаммад ибн ал-Музаффар Байхаки (ум. в 1048/49 г.). См.: ал-Фариси, л. 65а; Байхаки, 676—677.
Нишапур был взят сельджуками в рамадане 429 г. х. (7.VI — 6.VII.1038). Когда сельджукские воины хотели предать город разграблению, Тогрул-бек запретил это, ссылаясь на священность месяца рамадана. Однако, когда прошел рамадан, Чагры-бек Да'уд стал настаивать на грабеже, но Тогрул-бек и на сей раз запретил, так как к этому времени он получил от халифа ал-Ка'има би-амри-ллаха (1031—1075) послание, в котором тот предостерегал Тогрул-бека от грабежа и мародерства. Тогда Чагры-бек вынул кинжал и воскликнул: «Или разреши нам грабить, или убей меня этим кинжалом!». Тогрул-бек удовлетворил требование Чагры-бека 40 тыс. динаров, большая часть которых (30 тыс.) была внесена жителями Нишапура (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 15—16; Бар Эбрей, 1,296; ал-Бундари, 6, 7; Нишапури, 15—17; Раванди, 95; Мирхонд, IV, 102; ср. Bosworth. The Gasnavids, 252—258; Koymen, II, 100—106). О военных действиях между сельджуками и Сю-баши см.: Ибн ал-Асир, VIII, 25.
49. О возвращении Сю-баши в Газну ср. Байхаки, 670—:б71.
50. О мобилизации султаном Мас'удом войск см. также: Ибн ал-Асир, VIII, 25; Байхаки, 694—695.
51. В этом сражении 29 марта 1039 г. отряды Чагры-бека были разбиты Газневидами. См.: Байхаки, 694—695.
52. Об этих деталях см. также: Ибн ал-Асир, VIII, 25.
53. Тогрул-бек прибыл к Серахсу от Нишапура, а Эрташ-Йабгу — из Мерва. У них было 20 тыс. всадников, а у Мас'уда — 40 или 60 тыс. Здесь на сторону сельджуков перешли со своими отрядами военачальники Мас'уда — Бёри-Тегин, эмир Йусуф, хаджиб 'Али Кариб, Гази, Эрийарук и другие (см.: Байхаки, 696—697). Часть из них впоследствии была схвачена и казнена Мас'удом.
Переговоры о перемирии, затеянные Мас'удом, подтверждаются и сообщением Ибн ал-Асира (VIII, 25).
54. О разграблении Чагры-беком Мерва см. также: Ибн ал-Асир, VIII, 25.
55. В июне 1039 г. в долине Серахса отряды сельджуков были разбиты войсками Мас'уда (Бар Эбрей, 1,206: «Сельджуки во главе с Тогрул-беком и Чагры-беком бежали раздетые в пустыню»). Однако сельджуки перестроились и вдобавок перекрыли воду, поступающую к войскам Газневидов, и в конечном итоге Мас'уд вновь потерпел поражение. Детали: Байхаки, 697—717; Ибн ал-Асир, VIII, 25—26.
56. «Данданакан — городок из округов Мерва. Расположен в 10 фарсахах от него в песках. В настоящее время разрушен и от него, кроме рабатов и минарета, ничего не осталось. Это находится между Сарахсом и Мервом. Я видел все это»,—пишет Йакут (IV, 92—93).
Сражение произошло в безводной степи севернее Серахса. Сельджуки разрушили все колодцы на пути 100-тысячной армии Газневидов. В итоге трехдневного сражения Газневиды были разбиты наголову и все их имущество и оружие было захвачено сельджуками. Сам Мас'уд бежал с поля боя с сотней гулямов. Подробности см.: Байхаки, 659—660, 721, 741, 757 и сл.; Гардизи, 85 и сл.; ал-Бундари, 8; Ибн ал-Асир, VIII, 25—26; Джузджани, 94—95; Раванди, 99 и сл., а также: Koymen, 43—63.
Сообщение об этой битве мы находим и у Вардана (120): «Раздраженный народ (сельджуки) всем лагерем перешел Джахан (Джейхун) и, обрекши себя на смерть, начал сражаться, одержал победу, взял Нишапур, истребив войско султана в Дадахане (Данданакане), близ Мерва».
Развалины Данданакана находятся в 33 км на ю.-з. от совр. Мары и в 65 км от. Старого Мерва и известны под названием Таш-Рабат. См.: Жуковский, 21, 25; Ершов, 126; Заходер, 74—77; Агаджанов, 209 и сл.; Bos-worth. The Gaznavids, 243-244, 268.
57. Рудбар — местность в округе Исфахана. См.: Йакут, IV, 298—299.
58. После одержанной победы Тогрул-бек, теперь уже султан, направил со своим послом' Абу Исхаком ал-Фукка'и письмо халифу ал-Ка'иму би-амри-ллаху, в котором сообщал о победе над Газневидами и о «восстановлении справедливости в Хорасане» (Байхаки, 673—674; ал-Бундари, 7—8; Раванди, 102). Разгромив Мас'уда, Тогрул-бек в честь победы освободил жителей Мерва и других городов Хорасана от уплаты хараджа (Ибн ал-Асир, VIII, 26). Он распорядился, чтобы «в течение трех лет с жителей городов ничего не брали. Вали [Исфахана] следовал этому указанию, и все переселенцы снова возвратились на родину» (Насир-и Хусрау, 206).
59. Хаджиб Алтун-Таш (в рук.: Алтун-Так) — хорезмшах. О нем см.: Бартольд, II/2, 493. Подробнее у Байхаки (см. индекс).
Глава 3 .
60. В начале сентября 1040 г. Чагры-бек Да'уд разбил у Балха армию под командованием хаджиба Алтун-Таша, после чего обратился к хаджибу c предложением перейти на его сторону. Однако тот отказался и укрылся в городе с оставшимися у него двумястами всадников (Байхаки, 781, 787— 788, 790; Ибн ал-Асир, VIII, 26).
61. Когда посланные султаном Мас'удом войска под командованием его сына Маудуда вступили в сражение с Чагры-беком Да'удом и были разгромлены, то Мас'уд в это время уже был низложен и арестован. Наш автор здесь упреждает события и называет султаном Маудуда, хотя до него престол некоторое время занимал его дядя Мухаммад (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 26). После этих событий Алтун-Таш поступил на службу к Сельджукидам.
Глава 4
62. Абу Ахмад Джалал ад-Даула ва Джамал ал-Милла Мухаммад (997—1041) был братом-близнецом султана Мас'уда. Перед смертью их отца Махмуда Мухаммад был правителем Гузганана, а Мас'уд — Исфахана. Когда Мухаммада пригласили в Газну занять султанский трон, войска стали на сторону Мас'уда, и он 4 октября 1039 г. отобрал престол у брата, а его самого ослепил и заточил в крепость Нагаркот (в верховьях р. Инд. В рук.: ***). Его первое правление длилось только шесть месяцев (см.: Гардизи, 92—95; Джузджани, 88—90; Ибн ал-Асир, VII, 347; VIII, 26; ср. Bosworth. The Gaznavids, 138—139, 182—183, 228—232; Longworth, 742—748).
Нагар — «имя города в стране Синд, Между ним и Газной — шесть дней пути» (Йакут, VIII, 302).
По Байхаки (798 и cл.), Мухаммада и его четырех сыновей (без 'Абд ар-Рахима) освободили из заключения 11 октября 1040 г.
63. Подробности см.: Байхаки, 799—800.
64. Когда основная часть казны была переправлена через Сейхун (Сырдарья), один из царедворцев, Ануш-Тегин ал-Балхи, сговорился с придворными гулямами и вместе с ними разграбил казну. Эта же группа придворных уговорила Мухаммада занять престол государства. Во время сражения между сторонниками Мухаммада и Мас'уда последний укрепился в крепости Марикала (на дороге из Газны в Лахор, «между двумя реками» — возможно, между Индом и его притоком Джиламом). Здесь он был осажден, схвачен и закован в цепи (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 26? Бар Эбрей, 1,297; Байхаки, 786, 952).
65. Аналогичен и рассказ Ибн ал-Асира (VIII, 26—27). Мухаммад написал Маудуду: «Твоего отца убил мой сын Ахмад без моего согласия», См.: Байхаки, 835, 953; Вардан, 120, Бар Эбрей, 1,297.
У Ибн ал-Асира крепость именуется Кики (***), у Бар Эбрея — Каса.
66. Когда весть об убийстве Мас'уда дошла до Маудуда, он спешно. двинулся из Хорасана в Газну. Затем произошло сражение, в результате которого Мухаммад, его сын Ахмад и Ануш-Тегин ал-Балхи были схвачены и убиты по приказу Маудуда. Были убиты все остальные дети Мухаммада, кроме 'Абд ар-Рахмана, который возражал против убийства Мас'уда (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 27; Бар Эбрей, 1,297; Джузджани, 96—97).
67. Едва Маудуд (1041—1049) пришел к власти, как трон у него стал оспаривать его брат Мадждуд, однако на пути к Газне 11 августа 1041 г. он неожиданно умер в Лахоре (Ибн ал-Асир, VIII, 28).
Маудуд пытался воевать с Сельджукидами, но в августе 1043 г. он был разбит Алп-Арсланом. После этого он вновь стал готовиться к сражению с Сельджукидами, но смерть 19 ноября 1049 г. помешала ему в этом (Ибн ал-Асир, VIII, 28,38; Джузджани, 95—97; Мирхонд, IV, 47).
После Маудуда на престол Газневидского государства был возведен. его малолетний сын Мас'уд. Однако он правил менее года (по Ибн ал-Асиру — пять дней) и был свергнут сыном Мас'уда I Абу-л-Хасаном 'Али. 'Али был у власти около двух лет. Упадок Газневидского государства продолжался, в его дела стали вмешиваться афганцы, и с их помощью. 'Али был свергнут и престол занял (в 1050 г.) сын Махмуда Абу Мансур. 'Абд ар-Рашид, который сражался вместе с Мас'удом I в Данданакане (см.: Байхаки, 180; Джузджани, 97—98).
68. Тогрул-Базан, по Джузджани, был рабом Махмуда, а по Ибн ал-Асиру, хаджибом у Мас'уда, сына Маудуда. В правление последнего Тогрул стал возвышаться, а сам Маудуд женился на его сестре. Когда к власти пришел 'Абд ар-Рашид, он сделал Тогрула старшим хаджибом. и отправил его во главе войск против сельджукида Алп-Арслана. В долине-Хумар он нанес Алп-Арслану поражение и двинулся на Буст. Здесь против него выступил Чагры-бек Да'уд, но также был разбит. После этого-Тогрул одержал еще несколько побед над Сельджукидами. Затем он запросил у 'Абд ар-Рашида дополнительные войска для похода на Хорасан, и, когда получил в распоряжение почти все войско Газневидов, он отменил поход и перешел на сторону Сельджукидов. Возвратившись в Газну, он потребовал у 'Абд ар-Рашида повышения жалованья войскам, а затем и вовсе отложился от 'Абд ар-Рашида, который, оставшись без войск, заперся в цитадели Газны. Тогрул захватил престол, обманным путем выманил из цитадели 'Абд ар-Рашида и казнил его вместе с одиннадцатью другими принцами. Тогрул держался у власти в течение 40 дней, беспощадно расправляясь со своими противниками. Согласно Ибн ал-Асиру, он силой взял в жены дочь Мас'уда (см.: Байхаки, 829, 877, 948—951; Ибн. ал-Асир, VIII, 61—62; Джузджани, 99—100).
69. По Ибн ал-Асиру (VIII, 62), Тогрула убил индийский эмир Хирхиз, а по Джузджани (100) и Байхаки (Джавами' ал-хикайат, л, 512б—513а). он был убит силахдаром Ануш-Тегином Тогрулкушем («Тогрулобоем»).
Абу Шуджа' Фаррухзад занял престол Газневидов в 1053 г.
70. Согласно Ибн ал-Асиру (VI II, 62), эмир Хирхиз (по другим авторам — Ануш-Тегин) разбил войска Чагры-бека Да'уда и его сына Алп-Арслана и захватил все имущество войск. Фаррухзад направил против Сельджукидов еще одну армию под командованием «величайшего эмира» Гюльсарыка, который также разбил Алп-Арслана.
71 Фаррухзад умер от холеры в возрасте 34 лет (Ион ал-Асир, VIII, 87—88; Джузджани, 100—102).
Абу-л-Музаффар Захир ад-Даула Ибрахим (1059—1099). Его правление началось с заключения мирного договора с Сельджукидами. Ибн ал-Асир (VIII, 88) пишет: «В этом 451 году между маликом Ибрахимом ибн Мас'удом и Да'удом ибн Мика'илом, владетелем Хорасана, было заключено мирное соглашение, по которому за Сельджукидами закреплялись те земли, которые к этому времени были под их властью, и все спорные вопросы были улажены». Договор был размножен и разослан во все концы обоих государств (ас-Суйути, 419).
В этом же году, в раджабе, умер Чагры-бек Да'уд (13.VIII.— 11.IX.1059). По Ибн ал-Асиру (VIII, 88), он умер в сафаре 452 г. х. (7.III.—4.IV.1060). После него правителем Хорасана стал его сын Алп-Арслан. Кроме него у Чагры-бека были еще сыновья — Йакути, Сулайман и Кавурд-бек. Мать Сулаймана вышла замуж за Тогрул-бека.
72. Об этих завоеваниях см.: Ибн ал-Асир, VIII, 127; Джузджани, 103.
73. Исфизар (в рук.: Исфирар) — округ южнее Герата, в котором находился одноименный город (совр. Себзевар).
74. В изложенном материале можно усмотреть свидетельство о заговоре эмиров против Малик-шаха и участии в нем газневида Ибрахима. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 147—148.
75. См. ниже, л. 34аб—там имя хатун в персидской передаче — Гаухар. Султан Ибрахим оставил после себя 40 дочерей, и 36 сыновей. Одна из его дочерей была прапрапрабабкой Джузджани — автора Табакат-и Насири (104, 108—109).
76. После смерти Мас'уда III в 1115 г. осталось 12 сыновей (Ибн ал-Асир, VIII, 269). Ему наследовал его сын Камал ад-Даула Ширзад, который: через год был убит своим братом Арсланом. Единственный из оставшихся в живых других детей Мас'уда III — Бахрам-шах — перешел под покровительство султана Санджара (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 270; Джузджани, 108). Арслан был правителем только Заминдавара и Гарм-шира. Когда же Арслан выступил против вдовы своего отца, сестры султана Санджара, договор, заключенный Ибрахимом, был нарушен и судьба Газневидов была решена. Санджар захватил Забулистан и двинул войска на Газну. Арслан был разбит и ушел в Индию, где умер в нищете в шаввале 511 г. х. (см.: Джузджани, 108—109). Правителем был объявлен Бахрам-шах (1118—1153). При нем началось завоевание остатков империи Газневидов Гуридами. При последних Газневидах — Хусрау-шахе (1153—1160) и Хусрау-Малике (1160—1182) — владения Газневидов были окончательно завоеваны Гуридами. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 270—271; IX, 35; Джузджани, 109—115; ал-Бундари, 62, 57, 117, 235, 238—239, 244; см. также статью М. Лонгворса (IA, IV, 743—748 и там же соответствующую литературу).
77. Текст испорчен, возможно, пропущено слово *** или *** (см. л. 10б).
78. После победы у Данданакана в июне 1040 г. предводители сельджуков собрались на свой первый съезд (Нишапури, 17). В нем участвовали Чагры-бек Да'уд, Тогрул-бек, Эрташ-Йабгу, другие двоюродные братья, старшие родственники и эмиры войск (Раванди, 101—103; Нишапури, 17). Главную роль на съезде играл Тогрул-бек, после выступления которого было решено, что за создаваемое государство несет ответственность весь род Селджука, который во имя общих интересов будет единым. Цель у всех одна — «завоевание мира», и личные интересы отдельных представителей рода должны быть отброшены ради общего дела.
Первым общим решением на съезде было послание халифу ал-Ка'иму би-амри-ллаху: «Мы — сельджуки — всегда были племенем, покорным государству Аббасидов, поддерживали его и исполняли предписания и заветы. Мы всегда были усердны на пути газавата и джихада. У нас был Дядя по имени Исра'ил, который был нашим главой и предводителем. Йамин ад-Даула Махмуд схватил его без всякой вины, отправил в Индию, в крепость Калинджар и держал его там в цепях семь лет до самой смерти. Он заточил в крепости большое число наших родственников. Когда умер Махмуд, то вместо него на престол воссел его сын Мас'уд. Он не занимался делами государства и пребывал в утехах и играх. В конце концов знатные и вельможи Хорасана просили нас помочь и выступить ради покровительства им. Эмиры и войска Мас'уда несколько раз нападали на нас. Много раз между нами и ими происходили нападения и отступления, победы и поражения. Однако победы, которые являются знаками успеха, большей частью были на нашей стороне. Последний раз Мас'уд сам пошел против нас с большой армией. С помощью Всевышнего и с благословения господина нашего Пророка — мы победили! Разбитый и жалкий, с поверженным знаменем, Мас'уд бежал, оставив нам удачу и государство. Благословение этой божественной милости! Восхваляя эту победу, мы распространили среди народа справедливость и правосудие и отошли от несправедливости и притеснений. Для того чтобы возвести это [наше] дело в закон во славу религии ислама, мы хотели бы утвердить его халифским указом» (Нишапури, 17—18; ал-Бундари, 7—8; Раванди, 101—102; Рашид ад-Дин, 11/5, 18—19).
Это послание было первым актом возникшего государства Сельджукидов.
Раздел бывших газневидских владений между Сельджукидами произошел после этого послания (Вардан, 120—121; Раванди, 101; Бар Эбрей, I, 299).
Примерно через год после победы у Данданакана в Нишапуре была чеканена первая монета с именем Тогрула (433 г. х.). В следующем году монета с его именем была чеканена и в Рее. Это было свидетельством признания Тогрула главой государства (см.: Koymen, III, 54—65; о монетах см.: Lane-Poole, 28; Miles, 194; Sourdel, 28).
Джурджан (Гурган) — область Горган к ю.-в. от Каспийского моря. Бушандж — город в области Герата (Иякут, II, 304—305). Гур — область в центральной части Афганистана, между Гератом и Газной, в верховьях рек Гери-руд и Хильменд.
79. Захват областей Армении и Азербайджана Куталмышем подтверждается сообщениями 'Азими (1090—1161) и Ибн Дукмака (1349—1406), в которых сохранилось сообщение об осаде Куталмышем Гянджи в 438 г. х. (8.VII.1046—27.V.1047). Под годом 439 (1047) 'Азими сообщает:
«Йинал, брат Тогрул-бека, вторгся в страну румов. Румы встретили его вместе с Липаритом абхазским. Румы были разбиты, и абхазы приведены были к Тогрул-беку как пленные. Тюрки захватили Арзан и Каликалу. Куталмыш в это же время в течение полутора лет осаждал Гянджу, но был отбит от нее» (см.: Minorsky, 48, 62; Yinanc, 46).
Маттеос Урфаеци (85—86) об этих событиях пишет следующее: «По приказу Тогрула со стороны Ирана на нас обрушилась кара господня. Два командующих — Апреем (Ибрахим Йинал) и Кытылмыш (Куталмыш), выступив из султанского дивана во главе огромного войска, двинулись на Армению. Они знали, что вся Армения из-за византийцев оставалась обезглавленной и беззащитной. Они подступили к городу Арзану. В окрестностях города произошла жаркая битва, и обороняющиеся были разбиты. Мусульмане перебили мечами около 150 тысяч человек. Арзан был первым городом, взятым силой меча. Это было в 498 году армянского Летосчисления (9.III.1049—8.III.1050)». См. также: Аристакэс Ластивертци, 86—94).
Армения и Азербайджан были завоеваны Тогрул-беком в 446 г. х. (12.IV.1054—1.IV.1055), см.: Ибн ал-Асир, VIII, 67; Бар Эбрей, 1,308; Раванди, 109.
80. 'Алам ад-Дин 'Изз ад-Даула Абу-л-Ма'али Курайш ибн Бадран — выходец из племени 'укайл. Был владетелем Нисибина, Мосула и Анбара.
Умер в 453 г. х. (1061). Подробности о нем см.: Ибн ал-Асир, VIII, 62, 67, 77, 78, 91; Ибн Халдун, V, 264—267; ал-Бундари, 12, 13, 15, 16, 24;
Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, по указателю.
81. Об этом см.: Ибн ал-Асир, VIII, 74; ал-Бундари, 11; Бар Эбрей, I, 308. Дочь Да'уда звали Арслан-хатун Хадиджа.
82. Султан Тогрул-бек вступил в Багдад в рамадане 447 г. х. (24.XI— 23.XII.1055). Там была прочитана хутба и отчеканены монеты с его именем. Тогрул получил почетное имя Рукн ад-Даула ва-д-Дин ас-Султан ал-Му'аззам Абу Талиб Тогрул-бек Йамин Амир ал-Му'минин (Ибн ал-Асир, VIII, 70—71; Раванди, 103—104; Вардан, 121 и другие источники).
Глава 5
83. Абу-л-Харис Арслан ал-Музаффар ал-Басасири (?—1060) — тюркский военачальник, командующий войсками гарнизона Багдада в правление последних Бувейхидов Фарса и Ирака (932—1055). Был везиром халифа ал-Ка'има би-амри-ллаха. Своеволие ал-Басасири и возглавляемой им шиитской группировки столицы привело к недовольству халифа и главного везира pa'uc ap-py'aca' Абу-л-Касима 'Али ибн Масламы. Они отправили к султану Тогрул-беку посла с просьбой' направить в Багдад войска и освободить его от господства ал-Басасири и его сторонников. По прибытии Тогрула ал-Басасири бежал из Багдада (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 70— 72; ал-Бундари, 9—10; Раванди, 103—104; Рашид ад-Дин, 11/5, 21—22; Ибн Халликан, I, 172—173).
84. Абу Тамим Ма'ад ал-Мустансир би-ллах — восьмой египетский халиф из династии Фатимидов (1036—1094). Он «отправил ал-Басасири 500 тысяч динаров и на эту же сумму одежды, 500 коней, \0 тысяч луков, тысячи сабель и множество стрел и копий» (см.: Ибн ал-Асир, VIII, 77; Ибн Тагриберди, 11—12).
85. Абу Наср Хусрау Фируз ал-Малнк ар-Рахим [1048 — 1055) —последний представитель рода Бувейхидов, владевших Фарсом и Ираком (Багдадом). После вступления султана Тогрул-бека в Багдад имя фатимидского халифа из хутбы было исключено. В декабре 1055 г. Абу Наср был заключен в крепость Сираван в ал-Джибале, а затем перевезен в крепость Табарак, близ Рея, где и умер в конце рамадана 450/середине ноября 1058 г.
Династия Бувейхидов правила с 11 джумада 334 по конец рамадана 447 г. х., т. е. 113 лет и 4 месяца. См.: Ибн ал-Джаузи, VIII, 164; Ибн ал-Асир, VIII, 71—72. О Бувейхидах см.: Kabir; Busse.
86. Покинув Багдад, ал-Басасири вступил в контакт с Ибрахимом Йиналом, который, заручившись его поддержкой в борьбе за первенство в государстве Сельджукидов, восстал против Тогрул-бека и со своими войсками двинулся на Хамадан — столицу государства. Он овладел городом, султанской казной, всем имуществом и оружейными .складами. Тогрул-бек прибыл вслед за ним в Хамадан, но был осажден Ибрахимом в хамаданскрй цитадели. Отсюда Тогрул-бек обратился за помощью к оставшемуся в Багдаде своему везиру ал-Кундури, своей жене и племянникам Алп-Арслану, Йакути и Кавурд-беку. Алп-Арслан выступил на помощь с большой, армией, и у Рея Ибрахим Йинал был разбит и взят в плен. Вместе с ним были пленены два его племянника — Мухаммад и Ахмад (сыновья Эрташ-Йабгу). Были перебиты тысячи сторонников Ибрахима Йинала, а сам он был задушен тетивой от лука. Подробно см.: Ибн ал-Асир, VIII, 82, 85; Ибн ал-Джаузи, VIII, 197, 202; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 44, 49—50; Раванди, 106; ал-Бундари, 15—16; Джузджани, 125; Абу-л-Фида', II, '178; Ибн Тагриберди, 5—6; Рашид ад-Дин, 11/5, 20—22.
87. Пока Тогрул-бек был занят усмирением восставшего Ибрахима Йинала, Курайш ибн Бадран (см. прим. 19 к гл. 4) примкнул к ал-Басасири и вместе с ним участвовал в захвате Багдада. Боясь расправы со стороны ал-Басасири, халиф укрылся под защиту Курайша ибн Бадрана. См.: Ибн Халдун, III, 415 и сл.; V, 264—267.
88. Эмир Мухариш (в рук.: Мухарис) ибн ал-Муджалла ал-'Укайли — двоюродный брат (по отцу) Курайша ибн Бадрана.
Ал-Хадисат (Хадисат 'Ана, Хадисат ал-Фурат, Хадисат ан-Нура) — крепость на острове на р. Евфрат. Принадлежала эмиру Мухаришу. Здесь в течение года содержался под стражей халиф ал-Ка'им би-амри-ллах. См.: Йакут, III, 235—237; V, 102—103.
89. Везир халифа ал-Ка'има pa'uc ap-py'aca' 'Али ибн ал-Хасан ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн 'Умар ибн Маслама был известен своей образованностью. Он занимал пост везира в течение 12 лет. Казнен 5 февраля 1059 г. См.: Ибн ал-Джаузи, VIII, 200—201.
90. О событиях в Багдаде и Ираке, связанных с деятельностью ал-Басасири, см.: Ибн ал-Асир, VIII, 82—87; Ибн ал-Джаузи, VIII, 190—197; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, индекс; ал-Бундари, 15—18; Бар Эбрей I, 309, 3.13—315; Раванди, 106—108; Ибн ал-Варди, I, 505—507 и другие источники.
91. Дочь халифа звали Саййида ан-Ниса'. Бракосочетание состоялось в Тебризе, который только что был завоеван Тогрул-беком. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 92—93; Раванди, 109; Ибн ал-Джаузи, VIII, 226; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 75 и ел.
92. Султан Тогрул-бек не имел детей и оставил завещание, что в случае его смерти наследником престола будет его племянник Сулайман,. на матери которого после смерти Да'уда был женат Тогрул-бек. Выполнить завещание султан поручил своему везиру "Амид ал-Мулку ал-Кундури. Вся казна Тогрул-бека была распределена среди войск, чтобы заручиться их поддержкой. Другому племяннику Тогрул-бека, Алп-Арслану,. было отправлено письмо о том, что он утверждается наместником в Хорасане. Однако, когда дело дошло до присяги, эмиры разделились в мнениях о наследнике. Большинство их оказалось на стороне Алп-Арслана, и тогда 'Амид ал-Мулк приказал провозгласить хутбу с именем Алп-Арслана, а потом уже упоминать имя Сулаймана. См.: Ибн ал-Асир, VIII, 95; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 97, 100—101, 108—110; ал-Бундари, 28г Бар Эбрей, 1,316.
93. Эти рассказы упоминаются у Ибн ал-Асира (VIII, 94), ал-Бундари' (27—28)иИбнХалликана(П1,228).
94. Чагры-бек Да'уд умер в сафаре 451 г. х. (19.III.—16.IV.1059) или в раджабе этого же года (13.VIII.—11.IX.1059). См.: Ибн ал-Асир, VIII,. 88; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 44—45; Джузджани, I, 132—137,
Глава 6
95. Ал-вазари *** — вид парчи, изготовленной в селении Вазар, близ Самарканда. См.: ac-Са'алиби, 126; Йакут (VIII, 411): «Вазар — одно из селений Самарканда, находящееся в четырех фарсахах от него».
96. Этот рассказ см.: Ибн Халликан, III, 228.
97. Биографические данные о Тогрул-беке см.: Ибн ал-Асир, VIII, 95; Ибн Халликан, III, 224—229; Джузджани, 126—132 и в других источниках.
Глава 7
98. 'Амид ал-Мулк Абу Наср ибн Абу Салих Мухаммад ибн Мансур ибн Мухаммад ал-Кундури ал-Джаррахи (казнен 29 ноября 1064 г.) — первый везир первого сельджукского султана Тогрул-бека. Один из видных деятелей своего времени. Пользовался непререкаемым авторитетом у султана. Изгнал из государства самых авторитетных шафиитских богословов, в том числе и своего учителя (см. ниже, прим. 99). Был восхвален в одах виднейших поэтов-современников — ал-Бахарзи (см. ниже, прим. 100), Сурр-Дурром (1009—1072/73) и др. См.: Ибн Халликан, III, 290—295. Сводку данных источников о нем см.: Икбал, 44—46.
Кундур — селение в округе Нишапура (Йакут, VII, 284).
99. Имам Дийа' ад-Дин ал-Муваффак Абу-л-Ма'али 'Абд ал-Малик ибн Абу Мухаммад 'Абдаллах ибн Йусуф ибн "Абдаллах ибн Йусуф ал-Джувайни ан-Нишапури (II.1028—VIII.1085), имам двух святынь (Мекки и Медины),— один из виднейших богословов шафиитского толка ислама. О нем и его деятельности см.: Ибн Халликан, II, 120—123; Йакут, III, 182.
100. Абу-л-Хасан (в рук.: ал-Хусайн) 'Али ибн ал-Хасан ибн 'Али ибн Абу Талиб ал-Бахарзи (убит в 1075 г.) — «жемчужина своего века по таланту и гениальности», знаменитый поэт, автор Думйат ал-каср ва 'усрат ахл ал-'аср («Кумир замка и убежище [[выдающихся] людей века»), в котором он описывает свои путешествия по городам Среднего Востока и приводит подробные сведения о выдающихся людях, в том числе и о везиpe ал-Кундури. Второе его сочинение — стихотворный диван. Более подробно о нем см.: Йакут. Иршад, V, 121—128; Ибн Халликан, II, 324. Бахарз — округ между Нишапуром и Гератом. См.: Йакут, 11,28.
101. Рассказ и касида приведены у Йакута (Иршад, V, 125).
102. Рассказ приведен у Йакута (Иршад, V, 125—126).
103. Сватовство от имени султана Алп-Арслана подтверждают Ибн' Халликан (III, 293—294) и Ибн ал-Джаузи (VIII, 239). Однако Ибн ал-Асир (VIII, 97), ал-Бундари (30) и Йакут (Иршад, V, 162) сообщают о сватовстве от имени султана Тогрул-бека, что кажется более достоверным.
104. Стих с некоторыми разночтениями помещен также у Ибн Халликана (III, 294), Йакута (Иршад, V/126) и Ибн ал-Асира (VIII, 97).
105. Ал-Кундури служил везиром и у султана Алп-Арслана. Однако Низам ал-Мулк стал завидовать его независимости и предпринял меры для его устранения. Узнав об этом, ал-Кундури пришел к Низам ал-Мулку и вручил ему 500 тыс. динаров, а когда уходил, то с ним ушла большая часть гвардейцев Низам ал-Мулка. Последний испугался за свою жизнь и уговорил Алп-Арслана арестовать ал-Кундури. См.: ал-Бундари, 29; Раванди, 115; Ибн ал-Асир, VIII, 96—97; Ибн ал-Джаузи, VIII, 239; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 124—129; Рашид ад-Дин, II/5, 30—31.
106. Стих с разночтениями помещен у Сибта ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 124.
107. См. там же и у Ибн ал-Асира (VIII, 103) с разночтениями.
108. Замзам — название источника у храма Ка'бы в Мекке.
109. Рассказ о последних днях ал-Кундури см.: Ибн ал-Асир, VIII, 97; Ибн ал-Джаузи, VIII, 239; Сибт ибн ал-Джаузи, изд. Севима, 127—129; Ибн Халликан, 111,294—295; Раванди, 115—116 и Ибн ал-Варди, I, 514— 515.
110. Стих с разночтениями помещен у Йакута, Иршад, V, 126, Ибн Хал-ликана, III, 294 и Ибн ал-Асира, VIII, 97.
Глава 8
111. Отождествить указанное здесь название не удалось.
112. Указанное сражение произошло осенью 1040 г. Разбив у Балха войска Газневидов под командованием султана Маудуда, Чагры-бек Да'уд осадил Балх, в котором оказался один из эмиров газневидов — Алтун-Таш. Последний сдал город Чагры-беку и перешел к нему на службу (см. прим. 58 к гл. 2 и прим. 61 к гл. 3).
113. После захвата городов Джузджана, Бадзгиса, Хутталана и других Чагры-бек заболел желтухой (icterus). Воспользовавшись этим, газневид Маудуд в 1044 г. отправил войска для отвоевания Балха и Тохаристана, однако сельджукские войска под командованием Алп-Арслана разбили Газневидов.
114. Кутвал (начальник) крепости Термез Абу-л-Хасан ибн Мухаммад, по прозвищу Амирак Байхаки, в течение 15 лет защищал крепость от Сельджукидов. Сдав крепость и отказавшись служить Сельджукидам, он уехал в Газну, где и умер в 1056 г.
Термез в Х—XII вв. был большим торговым центром и портом у слияния Сурхандарьи с Амударьей.
Бейхак — один из округов Нишапура.
Абу 'Али ибн Шазан — мутавалли Балха, был везиром малика Алп-Арслана. У него на службе катибом был будущий везир Низам ал-Мулк. См.: Ибн Халликан, 1,413; Ибн ал-Асир, VIII, 162. В качестве кадхуда. Балха упомянут у Байхаки (718).
115. Кубадйан — город в округе Балха (Йакут, VI 1,23).
Валвалидж — город в Бадахшане, в долине Аксарая, административный центр Тохаристана (Худуд, 340; Йакут, VIII, 433).
116. Хорезмом в это время овладел правитель Дженда Шах-Малик, который действовал по приказу Газневидов. В сражении (1043 г.) Шах-Малик был убит, и Хорезм до 1077 г. оставался во владении Сельджукидов; (см. прим. 33 к гл. 1). См.: Ибн ал-Асир, VIII, 33—34.
Хазарасп — город и крепость в Хорезме (Йакут, VIII, 462).
117. Здесь кипчак (кифджак) — название племени, а не имя эмира, о котором нигде не сообщается. После этих событий к сельджукам примкнуло несколько кипчакских племен.
118. См. прим. 32 к гл. 1.
119. 'Имад ад-Дин Абу Калиджар ибн Султан ад-Даула, какуид (1024— 1048) — владетель Хамадана и Нихаваяда в период первых завоеваний сельджуков. Был союзником Газневидов. О нем см.: Ибн ал-Асир, VIII,. 37, 38, 40, 44, 46—48; Kabir, index.
После заключенного перемирия султан Тогрул-бек женился на дочери Абу Калиджара, а последний—на дочери Чагры-бека Да'уда.
Последние два абзаца слово в слово совпадают с сообщением Ибн ал-Асира о событиях 441 г. х. (VIII, 52).
120. Речь идет о взаимоотношениях Сельджукидов с Караханидами (см. гл. 1).
121. См. прим. 69 к гл. 4.
122. Когда Чагры-бек Да'уд узнал об убийстве 'Абд ар-Рашида (см. прим. 67 к гл. 4) и приходе к власти султана Фаррухзада, он поднял свой войска и направился к Газне. Против него выступили войска под командованием хаджиба Хирхиза. Да'уд был разбит, после чего Фаррухзад начал поход на Хорасан. Сельджуки были разбиты, а их командующий атабек Алп-Арслана Гюльсарык и большое число воинов были взяты в плен Газневидами.
Последние два абзаца аналогичны сообщению Ибн ал-Асира (VIII, 62)..
123. Абу-л-Фадл Мухаммад ибн Хусайн ал-Байхаки (995—1077) — дабир, глава государственной канцелярии газневидских султанов, автор-Тарих-и Байхаки («История Мас'уда»). См.: Байхаки. Введение А. К. Арендса к русскому переводу сочинения.
7а 29 марта 1153 — 17 марта 1154 г.
6а Понедельник 29 ноября 1064 г.
5а В рук.: 'Абд ал-Малик.4а Среда 11 февраля 1058 г.
4б 23 апреля 1058 г.
4в 17 сентября 1058 г.
4г Понедельник 2 августа 1059 г.
4д Суббота 5 декабря 1058 г.
4е Вторник 11 декабря 1058 г.
4ж 10 ноября — 8 декабря 1059 г.
4з Воскресенье 19 декабря 1059 г.
4и 3 января 1060 г.
4к 17 февраля 1063 г.
4л 9 мая 1060 г.
4м Четверг 4 сентября 1063 г.
4н 3 октября 1038—22 сентября 1039 г.
3а Понедельник 22 сентября 1040 г.
3б 2 октября 1040 г.
3в 21 декабря 1040 г.
3г Среда 23 декабря 1040 г.3д Среда 8 апреля 1041 г.
3е 5 марта — 3 апреля 1052 г.
3ж Суббота 5 апреля 1059 г.
3з Правильно — 40 лет: 451—492/1059—1099 гг.
3и Правильно — с 492 по 508 г. (1099—1115).
3к 3 октября 1038—22 сентября 1039 г.
3л 21 марта 1056—9 марта 1057 г.
3м Добавлено на поле рук, другим почерком.
2а В рук.: Сури.
2б Перифраз Корана, 28. 76—82 Ср.: Книга чисел, гл. 16.
2в-2в Добавлено на поле рук. другим почерком.
2г 22 апреля 1037 г.
2д Среда 25 мая 1037 г.
2е Пятница 27 мая 1037 г.
2ж Коран, 8912.
2з-2з Добавлено на поле рук. другим почерком.
2и Месяц рамадан 429 г. начался 7 июня 1038 г.
2к Пятница 23 мая 1040 г.
1а Известная поговорка, имеющая смысл: «Царство (владение) не таково, чтобы плоды его можно было разделить».
1б 28 марта—25 апреля 1031 г.
1в Коран, 3.25 (Здесь и далее цитаты из Корана приводятся по изд.: Коран. Перевод и комментарии Н. Ю. Крачковского. М., 1963.)
1г Четверг 25 сентября 1035 г.
1д 1 мая 1036 г.
1е 28 октября 1036 г