Садр ад-Дин. Сообщения о сельджукском государстве. Главы 17-24

Библиотека сайта  XIII век

Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь
(открываются в новом окне)

САДР АД-ДИН АЛ-ХУСАЙНИ

СООБЩЕНИЯ О СЕЛЬДЖУКСКОМ ГОСУДАРСТВЕ, СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ, СООБЩАЮЩИХ О СЕЛЬДЖУКСКИХ ЭМИРАХ И ГОСУДАРЯХ

[ГЛАВА 17.]

Второй поход великого султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа" Алп-Арслана в ар-Рум

В 460 году царь Абхаза по имени Бакрат совершил набег на ал-Барда'а 1, а это один из городов в стране мусульман. Тогда султан укрепился в своем намерении и устремился в страну Абхаз. Командующим авангардом был Сау-Тегин. Самыми храбрыми из воинов ар-Рума [были] франки 2 (ал-фарандж) и пешие воины из Шаки. А Шаки — это округ, где княжил Ахситан 3. Округ Шаки богат лесами и чащами, в которых [и скрывались] разбойники ар-Рума и Абхаза. Султан приказал нефтеметателям поджечь эти чащи, и они сделали это. И увидел султан среди этих чащ две крепости 4, построенные из железных плит (атбак), (л. 26а) [55] {скрепленных] медными гвоздями. Однако подобраться верхом на конях к этим крепостям было невозможно, и султан, осмотрев их, оставил надежду [завладеть ими].

Между владетелем этих двух крепостей и маликом Шаки была давняя вражда. [Поэтому] владетель крепостей вышел к султану, принял ислам и сдал обе крепости. После этого султан углубился в эту страну и прошел ее, захватывая [новые] крепости, и грабил страну до тех пор, пока не собрал здесь столько [добра], что глаза устали бы, если бы описать [все] это. К султанскому двору прибыли повелитель франков (малик ал-фарандж) и [владетель] Шаки Ахситан с некоторым числом всадников. Он остановился у порога, и султан сказал: «Помогите ему сойти и служите ему, ибо он владыка знатного происхождения».

Когда он спешился и вошел к султану, он сказал [следующее]: «Опыт научил меня [оставить] заблуждение, [свойственное] людям, а к твоему трону меня привело не что иное, как представление о вере ислама, [возникшее] в моем воображении, а также твердая решимость порвать с христианством все мои связи и помыслы». Султан сошел с трона, встретил его, обнял и поцеловал в голову. Ахситан поцеловал ногу султана, и оба они не выдержали и заплакали, и в их сердцах загорелось пламя [чувств].

И малик Ахситан признал свидетельство «нет божества, кроме Аллаха, а Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует,— раб Его и посланник Его». Султан осыпал Ахситана драгоценными камнями из своей сокровищницы, а после того как оказал ему почет и [знаки] уважения, посадил его на своего коня. Перед ними прошли сошедшие с коней эмиры и хаджибы, а потом они вошли в шатер, наполненный царской роскошью и разным добром.

Султан послал к нему факиха, который обучил бы его (л. 26б) канонам ислама, молитве и сурам Корана. Он приказал подвергнуть его обрезанию и вручил ему управление этими областями.

Затем султан выступил против царя Абхаза Бакрата и предоставил своим войскам полную свободу убивать и грабить в тех областях. [Так было], пока он не прибыл в округ Тифлиса. Он увидел там баню, построенную Сулайманом ибн Да'удом, да благословит Аллах их обоих, на источнике горячей воды. [Эта вода] никем не подогревается, а [только] при помощи [природного] огня. Это — первая баня, построенная на земле. Высота стен Тифлиса — сорок локтей и ширина такова же. Там есть христианская церковь. она для них — то же, что Ка'ба для мусульман. Султан завоевал этот город и построил там соборную мечеть 5.

В пределах Абхаза есть крепость, которую называют [56]  Калат ас-Салиб (Крепость Креста) 6. в ней находились храбрецы, которые не страшились встречи с острием [копья] и лезвием меча и ставили ни во что жестокие сражения. В этой крепости было много церквей, в которых были изображения Исы (Иисуса) и Марйам Марии) мир над ними обоими, сделанные из золота, [а также] изображения гурий из серебра, [и еще] было изображение трапезы, ниспосланной Исе, тоже сделанное из золота.

Аллах всевышний помог завоевать эту крепость усилиями везира Низам ал-Мулка, и все это добро стало добычей мусульман. А жители [крепости] остались беспомощны как сухая трава, которую уносит ветер.

Бакрат напрваил к султанскому двору послов с просьбой о защите [под сенью] милосердия [султана], и султан ответил согласием. Однако Бакрат раскаялся в том что запросил пощады и был снова наущением сатаны.

(л. 27а) [В это время нахмурилось лицо зимы и непрерывно шел снег. Султан стал выжидать, чтобы погода стала мягкой и снег сошел. Тогда Бакрат снова стал просить пощады, но султан отверг его скрытые козни и заставил его, испытать пагубность его поступка. Бакрат снарядил войска, но они погибли от зимней стужи. Их уделом стали мучения и беды.

Султан разорил-город, в котором жил Нимруд ибн Кан'ан и из которого он вознесся на небо. По соседству султан построил другой город и мечеть 7

Султан оставался в Грузии (Курджистане) пять месяцев 8. Затем ему сообщили, что хакан тюрок скончался 9 и дело тех областей и владений стало запутанным Султан вернулся в Ганджу, затем отправился в ал Бардаа и перебрался через реку ар-Рас без корабля и матросов, а [эта река] такая как Джейхун. Затем султан прибыл в селение которое называлось Ларйанис 10. Его встретил шейх которого иссушило время так, [будто] оно съело и выпило его. Он приветствовал султана и сказал: "Я-муслим и принял ислам от Эмира верующих ал-Мутасима, когда он проезжал через это место.11

Везир Низам ал-Мулк спросил у него о канонах ислама и он оказался сведущим в них. Достойные доверия люди этой области из числа мусульман и христиан засвидетельствовали, что этот шейх видел [многие] века и события и что он правдивее, чем ал-Кутами и Абу Зарр 12. И султан оказав ему честь и почет и, подъехав к нему на коне дал ему тысячу динаров. Затем султан отправился в Фарс где провел праздник. [57]

(л. 27б) [ГЛАВА 18.]

Второй поход великого султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана на царя ар-Рума Армануса и пленение последнего

В 463 году султан Алп-Арслан прошел через [страну] аш-Шам (Сирию) и в округе Халеба 13 оставил вместо себя своего сына с отрядом войск. [Сам] он переправился через реку Евфрат на [спинах] скакунов без помощи судов или лодок. Он прибыл в область Хоя и Салмаса. До него дошли сведения, что царь ар-Рума 14 доверил государство человеку из числа потомков христианских владык и [для него] снарядили войско, доходившее до трехсот тысяч всадников и пеших 15. Ар-Рум бросил на султана лучших из своих сынов , и «извела земля свои ноши» , несметные числом. К этому дарю собрались головорезы ар-Рума, [а также] из числа армян, персов, печенегов, гузов и франков 16 — народов, один вид которых устрашал взоры, а христиане видели в них возвышение своих основ.

Они поклялись, что прогонят халифа и посадят на его место католикоса (джасалик), разрушат мечети и построят [вместо них] церкви. Тогда султан послал к своей жене и к своему везиру Низам ал-Мулку человека, с которым передал им [следующее]: «Я иду на врага с войском, которое есть у меня. Если останусь жив, буду считать это благом от Аллаха всевышнего, а если погибну за веру, то и это будет милостью от великого Аллаха. Моим наследником будет мой сын Малик-шах».

[Султан] имел 15 тысяч храбрых всадников, и каждый имел [кроме своего] еще и (л. 28а) запасного коня 17. Эмир верующих халиф ал-Ка'им би-амри-ллах приказал провозгласить с минбаров молитву [за султана] и раздать хатибам ее [текст]. Она была составлена Абу Са'дом Ибн ал-Мусалайа 18. Вот ее текст: «О Аллах! Возвысь знамя ислама и его защитника и ниспровергни многобожие, свернув ему шею и отрубив конечности! Укрепи сражающихся за веру на твоем пути, тех, кто пожертвовал своими душами ради покорности тебе. Благодаря тому, что они присягнули тебе [всей] своей душой, они побеждают и выигрывают [битвы] при помощи того, кто укрепил их мощь и наполнил победой и безопасностью их [обитаемую] четверть. Даруй победу султану Алп-Арслану, Доказательству [могущества] Эмира верующих, [58] [победу], которая осветит его знамена и сделает легким достижение его цели. Окажи ему поддержку, от которой смеются уста, [помощь], рынки и ярмарки которой постоянно [оживлены], поддержку, которая укрепит и возвеличит его своими руками. Реши же, чтобы его завтрашний день был заступником от неверных перед сегодняшним. Укрепи его воинов помощью Твоих ангелов, а его правые решения — надежным успехом. Потому что он уже оставил ради Твоей великодушной милости свой покой, а взамен имущества и [самой] души он приобрел для себя [возможность] следовать путем Твоих повелений, [путем] проторенным и правым. Ибо сказал Ты и слово Твое — истина: „О вы, которые уверовали! Не указать ли мне вам на торговлю, которая спасет вас от мучительного наказания? Вы веруете в Аллаха и Его посланника, боретесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами" . О Аллах!

(л. 28б) Он также ответил на Твой зов и повиновался ему, уклонился от медлительности в том, чтобы [выступить], и оберегать шари'ат, и, последовав [призыву], сам вышел навстречу Твоим врагам и продолжал защищать Твою веру день за днем. Так отличи его победой и содействуй ему в его стремлениях, [которые текут] по прекрасному руслу Твоего решения и [Твоего] могущества. [Снабди] его талисманом, защищающим его от злых умыслов врага, и обними его рукой, которая сильна от добрых качеств Твоих, О Всемогущий! Споспешествуй ему и облегчи ему исполнение любого пожелания и достижение цели, которой он добивается. [Сделай], чтобы его счастливое восхождение стадо-явной победой, а глаз многобожников [оказался] незрячим из-за их упрямства в заблуждении. Молитесь же, о содружество муслимое. Аллаху всевышнему и вознесите к Нему молитвы ради него с чистым намерением и искренним желанием, с трепетными сердцами и верой, 'блистающей в райских лугах. Потому что всевышний, хвала Ему, говорит: „Аллах не озаботился бы о вас, если бы не ваше воззвание" . И продолжайте молить Аллаха всевышнего, чтобы он усилил его и ослабил его противников, и пусть возвысятся его знамена и добьется он самой полной и безусловной победы. Да облегчит для него Аллах все его затруднения! Да найдут язычники свое унижение посредством его руки!».

В среду 15 зу-л-ка'да 463 года султан приблизился к царю ар-Рума в местности, известной под названием аз-Зухра 19, между Хилатом и Малазгирдом. Султан послал к царю предложение о перемирии, но тот ответил, что перемирие [59] будет [только] в Рее 20. Султан был встревожен этим (л. 29а), И тогда его имам и факих Абу Наср Мухаммад ибн 'Абд ал-Малик ал-Бухари ал-Ханифи сказал ему: «Ты сражаешься во имя веры Аллаха! И я надеюсь, Аллах всевышний запишет эту победу за твоим именем. Атакуй их в пятницу , в час, когда хатибы, призовут с минбаров ниспослать победу тем, кто сражается за веру, [в битве] против безбожников. А молитва связана с исполнением». Султан остановился, [ожидая] пятницы [и] молитвы хатибов. И тогда он прочел слова всевышнего: «Помощь только от Аллаха, великого, мудрого!» — и сказал: «Может быть, есть среди хатибов такие, что говорят в конце своей хутбы: „О Аллах! Поддержи войска муслимое и их предводителей", и Аллах, благословляя молитвы, [обращенные] к нему, подтверждает стремления газиев и их желания».

Везир Низам ал-Мулк возвратился в Хамадан, для того чтобы оградить Ирак, Хорасан и Мазандаран от зла порочных людей и смутьянов.

Султан сам бросился навстречу опасности и сказал: «Кто хочет уйти, пусть уйдет. Здесь нет власти (ас-султан), которая повелевала бы или запрещала, кроме Аллаха!». Он отбросил стрелы и лук, [а затем] взял меч и своей рукой завязал узлом хвост коня, и все воины поступили так же.

Когда противники встретились, оказалось, что румийцы отрыли ров вокруг своего войска. Тогда султан сказал: «Клянусь Аллахом — они будут разгромлены! То, что, [имея] такое большое число [воинов], они вырыли ров, показывает их трусость и малодушие!».

Царь ар-Рума разбил павильон из красного атласа (л. 29б) и такой же шатер и палатки из парчи. Он сел на золотой трон, над ним находился крест из золота, украшенный драгоценными камнями, которым не было подобных. Перед [царем] стояло множество монахов и священников, читавших Евангелие.

Войска сошлись в пятницу, когда хатиб мусульман появился на минбаре. В стане султана возвысились голоса [чтецов] Корана и [стал громче] барабанный бой, а в лагере войск румийцев послышались удары в била (навакис).

[Вдруг] поднялся ветер и ослепил глаза мусульман [пылью]. Войска султана чуть было не обратились в бегство. [Тогда] султан сошел с коня и стал молиться Аллаху всевышнему: «Господи! Уповаю на Тебя и посредством этого джихада желаю близости к Тебе! Я осыпаю прахом свое лицо перед Тобой, обагряю его кровью своего сердца, и глаза [60] мои источают кровавые слезы. Если ты узнаешь, что мои помыслы противоречат произносимому моими устами, то уничтожь меня и вместе со мной моих помощников и гулямов. А если мои тайные мысли соответствуют сказанному мной вслух, то поддержи меня в священной войне с врагами и сотвори своей силой для меня власть побеждать и трудное для меня сделай легким».

Эту молитву и плач он повторял много раз, пока направление ветра не изменилось и поднявшаяся пыль не стала слепить глаза безбожников, и покорилось судьбе древо (л. 30а) тиранства, было сокрушено высокомерие заблуждения, и [стали] исчезать знамена христиан, и «видишь ты людей пьяными, но они не пьяны» . Когда солнце стало клониться к закату, пыль сражения стала оседать и царя ар-Рума обняла рука гибели и плена. Произошло это так. У одного султанского гуляма сорвался с привязи конь, и гулям пошел по его следам и нашел коня с уздой, украшенной драгоценными камнями и с золотым седлом. Рядом с конем сидел человек, перед которым был золотой шлем, а на нем — кольчуга из золотых колец. Гулям хотел его убить, но человек сказал ему: «Я царь ар-Рума! Не убивай меня, [ведь] убиение царей — позор!».

Гулям связал ему руки и потащил его в султанский лагерь, и ни один из пленных [воинов] ар-Рума [не встречал его иначе], как повергнув свое лицо в прах перед ним. Радостная весть пришла в ставку султана, когда султан был занят вечерней молитвой, и царя втолкнули к нему. Хаджибы схватили его за волосы и за ворот и пригнули, чтобы он поцеловал землю. Но он не поцеловал землю пред султаном, так как царская гордость и самолюбие не позволили [ему] сделать это. Тогда султан сказал: «Оставьте его! Довольно с него и того, что он увидел этот день!».

У Са'д ад-Даула Гаухар-а'ина 21 был мамлюк, которого он подарил везиру Низам ал-Мулку. Однако тот отказался от него, не обратив внимания [на подарок] и считая его презренным. Са'д ад-Даула часто возбуждал у везира интерес [к мамлюку], и везир Низам ал-Мулк сказал: «Какая от него польза? Может быть, (л. 30б) он приведет к нам пленного царя ар-Рума?». И случилось то, о чем говорил везир Низам ал-Мулк: в день сражения гулям привел в качестве пленника плененного царя ар-Рума.

Султан приказал заковать [царя] в цепи, а гуляму сказал, чтобы тот попросил у него что-либо в награду. Он просил для себя право доставить радостную весть о победе в Газну, и султан даровал ему это.[61]

Я слышал от ходжи имама Мушаррафа аш-Ширази, купца, на берегу Джейхуна, напротив Даргама, когда мы спускались по реке в Хорезм, следующее: «Я слышал от своих [учителей-] шейхов, что, когда встретились войска султана Алп-Арслана с войсками ар-Рума, царь ар-Рума направил посла к султану и передал ему [следующее]: „Я подошел к тебе, и со мной столько войск, что ты не можешь противостоять им. Если ты выкажешь покорность, я дарую тебе достаточное количество земель и ты будешь в безопасности под моей властью и [благодаря] моей мощи. Но если ты не сделаешь этого, то у меня [войско] в триста тысяч всадников и пеших, четырнадцать тысяч повозок, на которых хранятся деньги и припасы. Против меня не устоит ни одно войско мусульман, не закроет [ворот] ни один их город, ни одна крепость!". Когда султан услышал это послание, им завладела гордость ислама, а в его сердце пробудилась доблесть владыки, и он сказал послу: «Скажи своему господину [так]: „Это не ты устремился на меня! Тебя поднял против меня Аллах, хвала ему! Это он сделал тебя и твои войска пищей для мечей муслимое, (л. 31а) Ты — мой пленник и раб. Часть твоего войска — это убитые, а другая — пленные. Вся твоя казна — мое имущество и достояние. Так будь тверд в несчастии и готов к борьбе, и ты вскоре увидишь, как шеи твоих воинов будут подставлены под удары [мечей], а твои сокровищницы станут добром того, кто их разграбит".

Следующим утром между ними произошло сражение, и с помощью и при поддержке Аллаха исполнилось то, о чем говорил султан. Когда царь ар-Рума был приведен к султанскому порогу, он сказал переводчику: „Скажи султану, чтобы он возвратил меня в мою столицу прежде, чем жители ар-Рума сплотятся вокруг другого царя, который объявит о борьбе и войне против нас, раскроет книгу вражды и прочтет страницу неповиновения. А я буду покорен тебе больше, чем твои рабы, и обязуюсь ежегодно [платить] тебе в виде джизьи тысячу тысяч динаров" 22.

Султан согласился на его просьбу лишь после того, как работорговцы выставили его на видном месте рынка для продажи. А затем султан освободил его, одарив его и тех, кто был с ним в плену, почетными одеждами. Царь возвратился в свою столицу и был верен своему обязательству» 23.

К султану Алп-Арслану от Эмира верующих ал-Ка'има би-амри-ллаха прибыло послание с поздравлением по случаю победы и успеха. Халиф в послании обращался к султану [так]: «Сын мой, высочайший, победоносный, торжествующий [62] господин, поддержка [веры], величайший султан, правитель арабов и 'аджамов, государь владык народов, блеск веры, спасение муслимое, пособник имама, убежище (л. 31б) людей, опора победоносной державы, венец превосходной веры, султан мусульманских стран, доказательство [могущества] Эмира верующих 24, да хранит Аллах его деяния и увеличит его богатства» 25.

[ГЛАВА 19.]

Поход великого султана 'Адуд ад-Даула Абу Шуджа' Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука в Самарканд и его мученическая смерть во время этого

Причиной гибели этого великолепного султана, [постигшей его], несмотря на его могущество, было [следующее]. В начале 465 года он отправился [в поход] и переправился через Джейхун по наведенному мосту . С ним было сто тысяч всадников — воинов ополчения (ал-хашар), гулямов и простого народа (ас-савад) 26. Его целью был поход против Шамс ал-Мулка, владетеля Тамгача 27. Спутники [султана] привели к нему человека из числа тех, кто оборонял крепость 28, по имени Йусуф ал-Хваразми. Султан хотел казнить его за совершенные им злодеяния и приказал вбить четыре кола и привязать к ним его руки и ноги. [Тогда] Йусуф сказал ему: «О низкий! Разве так убивают мужей?». Султан разгневался, взял лук и стрелы и сказал двум стражам, чтобы те отпустили его. Он пустил в него стрелу, но не попал, хотя до сих пор стрелы султана не пролетали мимо [цели]. Йусуф бросился на султана, сидевшего на троне, султан встал и стал спускаться, но споткнулся и упал лицом вниз. Йусуф напал на султана, сел на него и ударил ножом в бок. Рядом находился Са'д ад-Даула Гаухар-а'ин, и Йусуф нанес ему несколько ран (л. 32а), однако тот не упал. Тогда Йусуфа настиг постельничий (фарраш) армянин, ударил его железной палицей по голове и убил его. Подоспели тюрки и изрубили его мечами в куски.

Султан сказал: «Я не посягал ни на кого и ни на одного врага не нападал, не опираясь на помощь Аллаха. Вчера я поднялся на холм и [почувствовал], как земля содрогается от множества войск. Я сказал себе: «Я — владыка мира, и никто не в силах устоять против меня. Но я злоупотребил [63] поддержкой Аллаха и [ныне] прошу у него помощи и прощения!».

Султан прожил после этого три дня и скончался в последнюю субботу раби' I 465 года 29. Его правление продолжалось десять лет. Его сыновья — [это] Малик-шах, Текиш, Айаз, Тутуш, Бёри-Барс, Арслан-Аргун. Он вел достойный обраа жизни, был строг, набожен, справедлив, правосуден, был победоносным воителем, [усердным] в походах и войнах за веру. Ежедневно он резал пятьдесят голов овец и приготовленной пищей кормил бедняков — это сверх трапезы,. предназначенной для эмиров и войск. Я читал в некоторых историях, что султан Алп-Арслан не расставался с луком даже в школе. Однажды он увидел воина, причинившего обиду простолюдину. Он [в гневе] выпустил в воина стрелу Он завещал государство своему сыну Малик-шаху. Он прожил 40 лет и два месяца и был погребен в Мерве, рядом. с отцом и дядей. Он завещал своему везиру Низам ал-Мулку быть покорным его сыну Малик-шаху, которого оставил в качестве преемника и которому передал войска.

[ГЛАВА 20.]

Время правления великого султана Джалал ад-Даула Абу-л-Фатха Малик-шаха ибн Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука

(л. 32б) [Малик-шах], да будет Аллах милостив к нему, был самой крупной жемчужиной в ожерелье сельджукских. владык (мулук), он известен успехами в свершении дел н событий [и тем, что] распоряжался во всех областях (акалим) Земли свободно и полновластно. Такого не было даровано никому из владык ни до него, ни после него. Самым большим его счастьем было то, что он не сопровождал своего отца ни в одном из его походов, кроме того, в котором тот был убит, и его отец оставался в живых столько, сколько нужно было, чтобы поручить сына войскам и завещать ему власть над, ними.

Великий султан Малик-шах возвратился в Мерв, и лицо-государства повернулось к нему, [ожидая] его распоряжений и повелений. Правители окраин (мулук ал-атраф) подчинились ему и получили от него помощь и все милости, которых [они] желали. Он написал своему дяде (по отцу) [64] Кавурду — сыну малика Да'уда — письмо, смягчающее сердце и устраняющее печаль.

Шараф ал-Мулк Абу Са'д ал-Мустауфи ал-Хваразми 30 сказал Низам ал-Мулку: «Самое лучшее и наиболее пригодное место для пребывания [султана] — Нишапур, потому что этот [город] — середина ожерелья Хорасана, он же был военным лагерем прежних властителей и [государей] рода Самана». В пятницу 16 раби' II 465 года султан прибыл в Нишапур.

Великий султан Малик-шах извлек из [сокровищниц] цитадели Нишапура много денег, [раздал их] и привлек к себе сердца эмиров войск и своих приближенных.

Когда до слуха малика Кавурда дошла» весть о кончине его брата султана Алп-Арслана, он выступил из Омана 31 в Керман и пересек (л. 33а) море, [но] здесь разбились [его] корабли и погибла большая часть его воинов. Затем он написал султану Малик-шаху следующее: «Я старший брат, а ты младший сын. Я — главный наследник моего брата султана Алп-Арслана, а не ты!». Султан Малик-шах ответил: «Брат не наследует, если есть сын!».

Эмир Темир-Ок — сын эмира Фаррух-шаха — написал владетелю Кермана малику Кавурду: «Не обольщайся своим владением, [высоким] положением, завоеваниями и властью! Аллах всевышний объединил наши сердца в покорности сыну твоего брата. Не принимай на веру жалкие слова обольстителей [из] твоих войск. Знай, что цыпленок не может противостоять петуху!». Везир Низам ал-Мулк [также] написал малику Кавурду [кое-что] из увещаний и поучений, советуя ему идти по прямой дороге и объясняя, что здравомыслие — [верный] путь. Однако тот вспылил, снедаемый враждой, оседлал и погнал [коня] ненависти, отпустив его узду.

Малик Кавурд направился в Исфахан, а султан Малик-шах — в Рей. Командующий — эмир Сау-Тегин атаковал авангард малика Кавурда, разбил его и рассеял 32. В среду 26 джумада I 466 года оба войска встретились близ Хамадана. На правом фланге султана стоял эмир Сау-Тегин, на левом — Темир-Ок. У малика Кавурда было семеро сыновей 33, одни из них были на его правом фланге, другие — на левом, а некоторые с отцом в центре. Малик Кавурд полагал, что (л. 33б), как только войска его брата Алп-Арслана увидят его, они сразу же покорятся ему, но когда положение оказалось совершенно противоположным, он испытал запоздалое раскаяние. [65]

На левый фланг малика Кавурда бросился со своими людьми эмир арабов Муслим ибн Курайш 34, и войска Кермана были разбиты. А захватил малика Кавурда эмир Темир-Ок в горах Хамадана 35. Малик Кавурд пообещал [эмиру] за то, чтобы он освободил его, владения икта' и деньги. Но эмир Темир-Ок сказал ему: «Ты — господин, а мы — рабы и не имеем права решать твое дело как хотим. Поедем со мной в ставку султана — ведь он господин [твоего] положения». И он повез малика Кавурда.

Султан Малик-шах выехал навстречу [им]. Когда малик Кавурд увидел шествие и шатер, он спешился и склонился лбом к земле, осыпая себя пылью перед султаном.

Родственные узы зажгли огонь милости в груди султана и в его душе. В его глазах заблестели слезы, и он сказал везиру Низам ал-Мулку: «Я не разорву уз родства и не стану губить родственных связей. Дядя — это тот, кто занимает место отца!». Везир Низам ал-Мулк ответил ему: «Царство — бесплодно, а он (Кавурд) смотрит на тебя глазами, в которых ты для него — бельмо, и встречает тебя с душой, склонной лишь к тому, чтобы причинить ущерб твоему владычеству. Если бы он одолел тебя, то не вспомнил бы ни о милости, ни о родстве». Султан сказал ему: «Совершил бы кто-либо на земле дело, принесшее больший вред, чем тот, кто отрезал бы своей правой рукой — левую и убил бы своего дядю, (л. 34а) занимающего [в душе] место отца?».

Малик Кавурд находился под стражей в палатке эмира Сау-Тегина, когда к нему вошел 'амид Абу-р-Рида 36 и потребовал у него ключи от [его] казнохранилищ и признаки укрытых [им] кладов. Малик Кавурд сказал: «Пределы Кермана стали тесны, его доход мал, а жители его слабы и болезненны. Всего моего имущества и сокровищ, [находящихся] там, хватило бы только на подарок какому-нибудь гуляму султана. Освободите меня, и я уйду в страну Оман и стану верным султану его дядей и заботливым его отцом. Я знаю, что не имею доверия у султана и не могу просить что-либо [большее] у него». Это обращение [Кавурда] не было передано султану из-за боязни, что тот освободит его. [Кавурда] умертвили, применив удушение 37.

В рамадане этого года султан постился в Исфахане. Он раздавал много денег беднякам и праведникам, выпустил заключенных из тюрем. Область Фарса он передал эмиру Руки ад-Даула Кутлуг-Тегину, а страны Оман и Керман отдал сыновьям малика Кавурда. Он наградил их почетными одеждами, радовавшими взоры, и привлек к себе их сердца. [66]

Султан вернулся в Рей, и в это время из Балха пришла весть о смерти его брата Айаза 38. Затем султан наградил почетными одеждами [другого] своего брата, малика Шихаб. ад-Даула Текиша, и отдал ему Балх и Тохаристан 39. В эти же дни прибыли послы правителя Газны султана Ибрахима-с подарками и подношениями и стали сватать дочь султана Малик-шаха. Он ответил согласием на их просьбу и выдал свою дочь Гаухар-Малик, носившую лакаб (л. 34б) Махд ал-'Ирак (Колыбель Ирака), за султана Мас'уда ибн Ибрахима 40. А дали ей такой лакаб потому, что султан отправил ее из Рея в Газну.

Из Рея султан направился в сторону Джурджана 41. В ставку султана прибыл посол дяди султана, носившего лакаб Амир ал-Умара' (Эмир эмиров). Посол сообщил, что дядя тоскует и желает увидеться [c племянником], и, побуждая султана к свиданию, сказал: «Если бы султан прибыл к нам на крыльях ветра, он похвалил бы утром ночной путь!». И султан направился в Сарахс и Базгис 42 и прибыл в ставку Амир ал-Умара'. Его имя было 'Усман сын малика Да'уда. Он хотел поцеловать землю [перед султаном], но хаджибы воспрепятствовали этому. Султан сошел с трона,. обнял его и посадил рядом с собой на трон, оказал ему чрезвычайное почтение и наделил его областью Валвалидж 43. Султан обращался к нему так: «Ал-Малик ал-Му'аййид Рукн ад-Дин» («Владыка-помощник, опора веры»). Султан разрешил ему отбивать науба при устройстве церемоний и повелел [разбить] для него черный шатер 44.

Султан предоставил область Герата и округа Гур и Гарчистан 45 своему брату малику Бёри-Барсу.

Хакан 46 написал султану Малик-шаху письмо, в котором [содержался] двоякий смысл — и приятный и горький.. Вкратце в нем говорилось, что округ Термез и его крепости относятся к стране Мавераннахра и надлежит, чтобы там-распоряжались вали, [назначенные] хаканом: в этом укрепление согласия [между нами] и упрочение симпатий, скрепленных доброй волей и хранящих добродетель. [Но] в числе недостатков этого письма были слова, за которыми скрывались удары мечей и уколы стрел 47.

(л. 35а) Великий султан Малик-шах сел на коня и выступил во главе войск, от которых едва не задрожала земля. Он достиг Балха, где его встретили вельможи города и знатные имамы. Они стали жаловаться на притеснения, [чинимые] хаканом, и сказали: «Мы постоянно подвергаемся яростным набегам войск Мавераннахра, действующих не задумываясь [над последствиями]. Это — люди зловредные: нарушение договора и разрыв соглашения — [для них], обычное дело». [67]

В это время прибыл гонец, сообщивший о рождении сына султана. О нем было засвидетельствовано [расположение] звезд, определившее, что он завладеет ближними и дальними странами. Султан решил дать сыну имя в память его деда Мухаммада Алп-Арслана. Это — [будущий] султан Мухаммад 48.

Затем прибыл посол хакана, а с ним палица (микма'а) весом в 50 манов и меч весом в 10 манов. Посол сказал: «О султан! Хакан говорит тебе: „Мы [не только] воюем, а [даже] играем этим мечом. Если его удар придется по панцирю, то он осядет [в землю], а если будет нанесен удар этой палицей, то нельзя будет различить, где железная кольчуга, а где сжатое поле!"».

Султан помолчал некоторое время, [а затем] приказал привести знатных лиц [из] войска, а сам [сел на коня и] выехал в поле, взял в руки палицу и, раскрутив ее над головой семь раз, бросил ее на восемьдесят шагов. Затем он взял меч и ударил по шее верблюда, отделив ему голову. И наконец взял лук, метнул стрелу и сказал послу: «Скажи хакану [так]: „Пусть у тебя палица (микма'а), а у нас кнут (микра'а), [пусть] у тебя — меч, а у нас — лук!"». И он передал лук послу. Вместе с послом был отправлен Нуш-Тегин ал-Му'аммари. (л. 35б) Когда ал-Му'аммари достиг окрестностей Самарканда, ему привели коня из верховых лошадей хакана. Конь был норовистым и губил всех, кто когда-либо садился на него. Ал-Му'аммари сел на коня и уложил его на землю, [затем] невредимым добрался до хакана и, выполняя обязанность посла, положил перед ним лук. Хакан не смог выпустить из него стрелу и даже не был в состоянии натянуть тетиву. Он оказался в положении бессильного [старца] перед красавицами.

Хакан направил своего брата 49 в крепость Термез, чтобы тот укрепился там. В мухарраме 467 года султан вместе с везиром Низам ал-Мулком отправился к Термезу 50.

Масса сброда из войска [султана] заполнила ров и подтащила катапульты к крепости. Жители крепости запросили пощады, и султан даровал им это. Но уже после того как погас огонь сражения, два гуляма вступили в спор из-за подобранных стрел и сражение разгорелось снова с еще большей силой. Жители крепости были захвачены в плен, их заковали в оковы, но потом султан простил их, а крепость была возвращена в число владений великого султана Малик-шаха. Брату хакана 51 была пожалована почетная одежда, а командиру войск эмиру Сау-Тегину было приказано восстановить крепость и укрепить ее. Эмир Мика'ил выступил во [68] главе авангарда армии султана и разбил лагерь на подступах к Самарканду. Поэтому хакан стал искать спасения в столице, [своей] державы: он дрожал всем телом и пожелтел [от страха] 52.

Султан вернулся в Балх и, передав Хорасан своему брату малику Шихаб ад-Даула (л. 36а) Текишу 53, отправился в Рей.

[ГЛАВА 21.]

Кончина Эмира верующих ал-Ка'има би-амри-ллаха 12 ша'бана 467 года

Продолжительность его халифата — сорок четыре года восемь месяцев и двадцать семь дней. Он прожил 75 лет, восемь месяцев и восемь дней 54. Его везиром был pa'uc ар-ру'аса' Абу-л-Касим ибн Маслама 55, которого позже убил Арслан ал-Басасири, о котором мы упоминали. Затем везиром стал Фахр ад-Даула Абу Наср Мухаммад ибн Джахир. Образ жизни его [был таков]: халиф, да будет доволен им Аллах, был ученым, очень сведущим в словесности, был терпелив, милосерден, тверд в вере, был бесхитростен, справедлив, набожен и богобоязнен 56.

Говорят, что эти стихи принадлежат ал-Ка'иму би-амри-ллаху:

Напоили нашу ночь на высоких холмах
    облака обильного дождя.
Мы бодрствовали по обычаю влюбленных
    и сказали «Спи!» тому, что неугодно Аллаху.
Меня не пугает, [если] это увидят люди,
    ведь господь уже знает [об этом].

[Ему] наследовал ал-Муктади. Его [полное] имя — Абу-л-Касим 'Абдаллах ибн аз-Захир Мухаммад ибн ал-Ка'им би-амри-ллах ибн ал-Кадир ибн Исхак ибн ал-Муктадир ибн ал-Му'тадид. Его мать была наложница-армянка.

Он был провозглашен халифом в день смерти его деда ал-Ка'има би-амри-ллаха. Ему присягнули эмиры, вельможи и знать. Затем он вышел [из дворца] и вместе с народом совершил послеполуденную молитву. После этого, когда несли гроб с телом его деда, он прочел молитву над ним, и его дед был похоронен в комнате, которая была местом его уединения. [69]

(л. 36б) [Престол] халифа утвердился за ал-Муктади би-амри-ллахом, и его дела пошли хорошо. Багдад в дни его правления был оживленным и многолюдным. Хутба с именем халифа была провозглашена в Йемене, аш-Шаме и Иерусалиме. В его халифат мусульмане снова отобрали у румийцев ар-Руху и Антакию 57.

Халиф был очень энергичен, обладал высоким авторитетом, был храбр, и благодаря его престижу было восстановлено уважение к халифату.

[ГЛАВА 22.]

Рассказ о мятеже малика Шихаб ад-Даула Текиша ибн Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука

Затем, в 467 году султан возвратился в Мургаб, [что в области] Герата. Ко двору султана прибыл амир ал-умара' ['Усман] и его родня. Его встретили везир и вельможи государства. Султан наградил [его и его близких ]почетными одеждами. Ко двору прибыл также малик Шихаб ад-Даула Текиш и в знак родственной связи был одарен почетной одеждой и [должным] уважением, а {затем] вернулся в Балх.

Султан приказал главнокомандующему эмиру Сау-Тегину направиться в Балх во главе авангарда войск, из-за того что хакан Шамс ал-Мулк [снова] выступил, разжег огонь беспокойства и открыл веки враждебности. [Сау-Тегин] совершил быстрый переход, и оба войска встретились на берегу Джейхуна. Хакан Шамс ал-Мулк овладел крепостью Термеза и казнил там испахбада Кабуд-Джама, но крепость была вторично взята армией султана, а приверженцы хакана (ал-хаканийа) были разгромлены и обратились в бегство.

Затем султан направился (л. 37а) [навстречу] Шамс ал-Мулку, и огни [лагерей] обоих войск появились у границ Нахшаба 58.

В ставку прибыл малик 'Шихаб' ад-Даула Текиш и подтвердил [верность] договорам и соглашениям. Султан возвратился в Рей, [а затем] отправился в аш-Шам. Тюрки вступили в Антакию 59. Когда султан достиг стран Аррана и Абхаза 60, к нему прибыл посол царя ар-Рума с деньгами. [Их было столько], что их [веса] не могли выдержать казнохранилища, а [чиновники] дивана 61 уставали их считать.

Затем султан вернулся в округ Халеба, а малика Шихаб ад-Даула Текиша [вновь] захватило неповиновение, его соблазнил [70] сатана, и он оседлал коня мятежа и поднялся на плечи враждебности. [Тогда] султан за десять дней покрыл расстояние между Халебом и Нишапуром. С ним была только сотня всадников. Малик Шихаб ад-Даула укрепился в Термезе, но султан заставил его выйти из крепости, ибо Аллах сделал малыми его припасы и ускорил его смерть 62. Эту крепость султан Малик-шах завоевывал трижды.

[ГЛАВА 23.]

Рождение великого султана Му'изз ад-Дунйа ва-д-Дина Абу-л-Хариса Санджара ибн Малик-шаха ибн Алп-Арслана ибн Да'уда ибн Мика'ила ибн Селджука, Десницы Эмира верующих

Он родился в пятницу 25 раджаба 477 года в городке Санджар в области ал-Джазира 63. В некоторых книгах есть предание, исходящее от Хузайфы ибн ал-Йамана 64, да будет доволен им Аллах, со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует! Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: (л. 37б) «В некое время появится муж, который направится к берегу Джейхуна, а затем во главе огромного войска выйдет за пределы Востока. Он разгромит владыку Хорасана и тюрок хитаи (?). Это [будет] смуглый человек с большим животом и большой головой, с громким голосом и со следами оспы. На его правой руке будут одна или две родинки. Он завоюет Хорасан. А имя его будет такое же, как название городка в области ал-Джазира. Он поселится в Мерве, который захватят его всадники и пешие войска. Но хотя он одержит верх над владыками, его [самого] впоследствии победят огромные полчища, которые придут с Востока и из Китая. Его держава после этого станет слабой, а после него в Хорасане будут большие смуты».

[ГЛАВА 24.]

Второй поход великого султана Джалал ад-Даула Абу-л-Фатха Малик-шаха ибн Алп-Арслана в Мавераннахр

Хакан Шамс ал-Мулк сам испортил свои дела: его обольстили [несбыточные] надежды и он пошел вслед за соблазном 65. [71]

В один из месяцев 481 гoдa султан направился в Мавераннахр 66. Он остановился у границ Кашгара. Еще до этого, когда он находился в Исфахане, прибыл посол ар-Рума с деньгами, составлявшими джизью. Везир Низам ал-Мулк воздал [должную] честь пребыванию посла, но не удовлетворял его просьб и не отпускал его на родину, пока султан не остановился у Кашгарского прохода. Тогда везир Низам ал-Мулк отпустил румского посла и сказал ему: «Необходимо, чтобы в летописях было упомянуто о том, что посол ар-Рума, после того как внес джизью 67, отбыл из султанской ставки, находившейся у ворот Кашгара».

(л. 38а) Хакан Кашгара 68 прислал к султану посла с подарками и подношениями и просил у султана милости и снисхождения. Он сказал своему послу: «Скажи султану: „Судьбы склонили перед тобой свои козни, страны подчинили тебе свои законы. Тебе не причинит зла, если в одной из стран останется [государем] один из древнего дома владетелей. Если ты пожелаешь, твой маула выдаст любую из своих дочерей за любого твоего сына. Мы из числа твоих маула и [твоих] рабов"».

Везир Низам ал-Мулк сказал султану: «Хакан служит тебе, и есть доказательство, что его слова правдивы». Затем хакан прибыл к султанскому двору, поцеловал землю перед троном и приобрел такие милости и блага, что упоминание о них останется на страницах времени. Он вернулся в свою страну, осыпанный благодеяниями и довольный.

(пер.  З. М. Буниятова)
Текст воспроизведен по изданию: Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийа. М. Восточная Литература. 1980

© текст -Буниятов З. М. 1980
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Восточная Литература. 1980