Комментарии
Перевод выполнен по тексту первой публикации документа, изданной как приложение к кн.: Tieftrunk К. Odpor stavuv ceskych proti Ferdinandovi. I. 1. 1547. Pr., 1872.
1 Высшими должностными лицами в Чешском королевстве в XVI в. (по договору между сословиями от 1497 г.) были бургграф (судья цо делам о долговых обязательствах), гофмистр (глава коморного суда), маршалек (судья по делам об оскорблении дворянской чести), коморник (глава финансового ведомства), верховный земский судья, канцлер, придворный судья, верховный земский писарь, подкоморжий (управляющий недвижимым имуществом королевского двора, ведавший делами королевских городов), два карлштейнских бургграфа (хранители королевской короны), бургграф Градецкого края.
Представители рыцарского сословия могли занимать должности земского писаря, одного из карлштейнских бургграфов, бургграфа Градецкого края. На должность подкоморжего мог быть назначен не только рыцарь, но и горожанин из Старого Места Пражского, имевший герб. Все остальные должности имели право занимать лишь представители панского сословия. С XV в. должность канцлера перешла от клириков в руки панов. Канцлер стал рассматриваться как представитель всех сословий, от имени которых он ставил на государственных бумагах свою подпись рядом с подписью короля. Он начал отвечать за то, чтобы королевские документы не содержали нарушений прав и привилегий сословий (см.: Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981. С. 93, 185, 190).
2 Земский суд состоял (по королевскому указу от 1487 г.) из 12 панов, восьми рыцарей и трех земских управляющих (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 171).
3 Требование назначать на государственные должности лишь «природных чехов», имеющееся и в других статьях документа, было прежде всего направлено против иностранного дворянства, проникавшего в Чехию. Каждый, кто принадлежал к панскому или рыцарскому сословиям, являлся жителем любой земли Чешского государства независимо от того, откуда он был родом. Утверждалось, что в Чешском королевстве имеется общий шляхетский инколат — ius incolatus (право обитания). Это право давало основание для приобретения свободных земельных владений, участия в работе земских сеймов и занятия государственных должностей (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 175—176). Поэтому под термином «природный чех» здесь следует понимать уроженца Чешского государства (независимо от его этнической принадлежности), противопоставляемого жителю этого государства по праву инколата. Рассматриваемое требование также было направлено против политики Фердинанда 1, стремившегося путем увеличения числа своих ставленников среди дворянства Чехии (благодаря предоставлению им инколата) обеспечить себе поддержку не только этой части дворянства, но и высших земских должностных лиц, которыми могли быть и люди, лишь недавно ставшие членами сословий Чешского государства. «Дружественное соглашение» последовательно выступает против такой практики.
4 Земские доски возникли во второй половине XIII в. для записи решений судов и сеймов, потом они также стали фиксировать имущественные отношения дворянства. Переход свободных земельных держании, их залог, поручительство, раздел семейного недвижимого имущества и другие дела, связанные с имуществом, — все это объявлялось перед земскими чиновниками и заносилось в земские доски, которые становились, таким образом, как бы сводом постановлений сеймов и судов, а также «публичными поместными книгами» (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 95). Дворянство было заинтересовано в регистрации своих свободных владений, так как «только точный учет правового положения дворянской земли, который велся в земских досках, мог гарантировать от осложнений при торговых трансакциях с землей (при ее продаже, передаче в залог, обмене и т. д.) » (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 126).
5 Адвокатура в Чехии являлась нововведением Фердинанда I и оформлялась по образцу судов в Германии. Адвокаты сразу же вызвали к себе отрицательное отношение чешского общества (см.: Sixt z Ottersdorfu. Knihy pamatne о nepokojnych letech 1546 a 1547. Pr., b. r. D. II. S. 17).
6 В обязанности карлштейнских бургграфов входила охрана находившихся в специально построенной в XIV в. резиденции императора и чешского короля Карла IV — замке Карлштейн под Прагой — королевских регалий (корона, держава и др.) и сословных привилегий, записанных на отдельных грамотах.
7 Требование паритета католиков и евангеликов — одно из важнейших требований «Дружественного соглашения», не выделенное в особый пункт, очевидно, по тактическим соображениям.
8 Тем самым подчеркивалась зависимость этой одной из высших государственных должностей не только от короля, но и от сословного сейма. Поскольку сейм обладал правом избрания короля, то необходимые для коронации атрибуты карлштейнские бургграфы должны были выдавать только по распоряжению сейма. Это положение было весьма актуальным в условиях борьбы Габсбургов с сеймом за признание наследственности королевской власти, которая после поражения восстания 1547 г. увенчалась частичной победой: наследник с формального согласия сейма предварительно короновался при жизни правящего короля.
9 В этом пункте косвенно выражено опасение сословии, которые подозревали Фердинанда I в том, что он тайно вносит выгодные ему поправки в старые грамоты, содержавшие права и привилегии сословий.
10 О должности подкоморжего см. прим. 1.
11 Чешская королевская комора (т. е. палата) была создана Фердинандом I в 1527 г. Она ведала финансовыми делами и состояла из получавших королевское жалованье чиновников во главе с президентом коморы, назначавшимся королем из панского сословия (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 187—188). Ст. XV сословия хотели исключить влияние зависевших лично от короля чиновников на ход земских дел.
12 Намек на нежелательность для сословий существования самой королевской коморы и на ее недавнее учреждение королем.
13 Ст. XVI имела целью ограничить финансовый гнет и произвол королевской коморы путем частичного превращения ее в сословный орган, в который король не смог бы проводить своих людей из среды нового, недавно получившего право инколата дворянства (см. прим. 3).
14 Сословия настаивали на возобновлении краевых съездов, запрещенных Фердинандом I.
15 Тем самым легализировался мартовский сейм 1547 г., созванный без согласия короля и части высших должностных лиц королевства.
16 Этот пункт был направлен против практики затягивания сеймовых заседаний королем, который ждал, когда разъедутся представители мелкого и среднего дворянства (их финансовое положение не позволяло долго оставаться в столице). Король надеялся договориться с магнатами и завершить сейм по своему усмотрению. Порицание этих действий содержится и в хронике Сикста из Оттерсдорфа.
17 Осуждение практики Фердинанда I, откладывавшего рассмотрение внутригосударственных дел на сеймах. Сеймы при нем, в сущности, собирались лишь для вотирования налогов.
18 Подобные съезды и собрания были строго запрещены Фердинандом I.
19 Ст. XXV и XXVI касаются iura regalia, т. е. права короля распоряжаться чеканкой монеты и горнорудными разработками (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 88—89). Включением этих статей в свое «Соглашение» сословия прямо нарушили прерогативы королевской власти и сложившуюся правовую традицию.
20 Ст. XXVII также нарушает iura regalia, так как евреи в Чехии с XII в. были под специальной охраной монарха как servi саmеrае; позднее прерогативой короля стало давать им разрешение на проживание в стране (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 79). Об изгнании евреев из Чехии в 1546—1547 гг. см.: Bondy В., Dvorsicy F. К historii Zidu v Cechach, na Moravea v Slеsku 906 az 1620. Pr., 1906. D. 1 (906-1576).
21 Подразумевается Фердинанд I и его ставленники из числа верховных должностных лиц.
22 Имеются в виду крестовые походы против Чехии во время гуситских войн 1419-1434 гг.
23 Имеются в виду Ян Гус и Иероним Пражский, сожженные по приговору Констанцского собора в 1415—1416 гг.
24 Имеются в виду внутренние усобицы во время правления короля Иржи из Подебрад (1458—1471), когда в 1466 г. папа Павел II отлучил его от церкви как короля еретиков и объявил новый крестовый поход против Чехии. Павел II провозгласил Иржи лишенным трона и поддержал взбунтовавшихся против него чешских магнатов, объединившихся в так называемый Зеленогорский союз.
25 «Записными владениями» назывались заложенные земли, часть которых за неуплату долга переходила к кредитору до выплаты всего долга. По мнению В. Ванечека, «залоговое владение свободной недвижимостью. . . в Чешском государстве было довольно распространенным явлением». Кредитор мог распоряжаться этими землями как своими собственными. Для осуществления такого залога нужны были заявления сторон перед земским судом и запись в земские доски, отсюда и название (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 221—222).
26 Сословия требовали передать сословному органу ведение их имущественных дел, так как коморный суд, созданный Фердинандом I в 1534 г. путем слияния старого коморного суда с гетманским судом, был независим от сословий, ибо состоял из членов королевского совета и оплачивался из королевской казны (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 236). Король сделал коморный суд, ведавший дворянскими тяжбами, инструментом своего давления на дворянство.
27 Просьба отсрочить выплаты в королевскую казну согласно iura regalia из-за оскудения в Чехии залежей драгоценных металлов.
28 Охранное свидетельство, т. е. право на владение (держание) недвижимостью должника до тех пор, пока тот не вернет долг, давалось кредитору с той целью, чтобы бывший владелец не мог претендовать на это владение до выплаты долга (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 220, 235). Ст. XVIV «Соглашения» пытается защитить интересы должников, основную массу которых составляло мелкое дворянство.
29 «Посудное» — налог с бочки пива (по-чешски — sud).
30 Имеется в виду возобновление договора между Чехией и Саксонией именно с Морицем Саксонским, сторонником Габсбургов, а не с курфюрстом Саксонии Иоганном Фридрихом, возглавлявшим антигабсбургскую Шмалькальденскую лигу. На сейме 1546 г. этого потребовал Фердинанд I. Он добился уступки лишь от дворянства.
31 Здесь содержится намек на Фердинанда I, которого молва обвиняла в пожаре на Пражском Граде в 1541 г., в результате которого сгорели почти все чешские земские доски. Из-за этого сословия не могли документально доказать многие свои прежние привилегии и права на свободные земельные владения, что было в итоге весьма выгодно королю, поставившему обновление земских досок под свои контроль.
32 Ст. LII направлена против попыток Фердинанда I подчинить королевской власти управление виноградниками.
33 Имеется в виду практика Фердинанда I лично назначать на эту должность своих ставленников, запустивших дела края. Ст. LIV— LVI пытаются исправить это положение.