ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Комментарии

1. См. пер., гл. 2, с. 57, где Дундань-ван назван Ли Цзань-хуа, т. е. именем, которое было пожаловано ему в 931 г. позднетанским императором Мин-цзуном.

2. Чжэньчжоу — название уже упоминавшегося выше города Хэнчжоу, появившееся, при Северной династии Хань. Неизвестно, по каким соображениям Е Лун-ли на одной и той же странице употребляет оба названия, относящиеся к одному и тому же городу.

3. Данные подтверждаются Цзычжи тунцзянь (ЦЧТЦ, гл. 286, с. 9357).

4. Слова «настойчиво просили не проводить этой церемонии» вставлены на основании текста Цзычжи тунцзянь (ЦЧТЦ, гл. 286, с. 9357).

5. Чжао Янь-шоу (?-948). Настоящая фамилия —Лю. Отец занимал должность начальника уезда Таосянь. В, 907 г., во время междоусобной войны между генерал-губернаторами, когда главный город уезда был занят Лю Шоу-вэнем, правителем области Цанчжоу, Чжао Дэ-цзюнь (см.. гл. 2, коммент. 34) подобрал Чжао Янь-шоу, бывшего еще мальчиком, и усыновил его. Позднее Чжао Яиь-шоу женился на дочери Мин-цзуна, императора Поздней династии Тан, и дослужился до должности председателя верховного военного совета.

В 936 г. вместе с приемным отцом Чжао Дэ-цзюнем сдался киданям и был отправлен в их земли. Вскоре император киданей поставил его генерал-губернатором Ючжоу и пожаловал титул Янь-вана, а еще через некоторое время Чжао Янь-шоу получил назначение на должность председателя верховного военного совета с совмещением должности начальника политических дел.

В 943 г., во время обострения отношений с Поздней династией Цзинь, император киданей поручил Чжао Янь-шоу ведение военных действий, пообещав поставить его императором Китая. Чжао Янь-шоу, веривший подобным обещаниям, верно служил киданям во вред своей родине и только один раз совершил для нее доброе дело.

В 946 г., прибыв в Кайфын, Дэ-гуан, опасаясь, что сдавшаяся цзиньская армия может поднять восстание, хотел перебить всех воинов, ноЧжао Янь-шоу удалось уговорить его сохранить жизнь нескольким десяткам тысяч цзиньских солдат.

Поскольку Дэ-гуан не выполнил своего обещания поставить Чжао Янь-шоу императором, последний обратился к нему с просьбой объявить его наследником престола, но Дэ-гуан отказал Чжао Янь-шоу в его просьбе, однако поручил ему еще несколько должностей.

После смерти Дэ-гуана Чжао Янь-шоу в 947 г. объявил себя временно управляющим военными и государственными делами Южной династии. За это новый император киданей заковал его в кандалы и вместе с ним вернулся на родину. В 948 г. Чжао Янь-шоу умер (ЦУДШ, гл. 98, л. Па-13а).

6. Юнкан-ван — титул Уюя, пожалованный ему Тай-цзуном в 947 г. (ЛШ, гл. 5, л. 1а).

7. Средняя столица —г. Чжэньчжоу, возведенный Тай-цзуном в 947 г. в ранг Средней столицы (ЛШ, гл. 4, л. 15а).

8. В данном случае Е Лун-ли допускает ошибку: судя по тексту Ляо-ши, в 947 г., в последний год своей жизни, Тай-цзун изменил наименование эры правления на Да-тун —Великое единение (ЛШ, гл. 4, л. 15а).

9. См. пер. гл. 1, с. 53.

10. Ли Янь-тао (годы рождения и смерти неизвестны). При императоре Чу-ди занимал должности генерал-губернатора Чэньчжоу и командира конного отряда императорской гвардии. Отличался хитростью, коварством и лживостью. Будучи близок к императору, играл большую роль в назначении высших сановников, устанавливая для этого связи с евнухами и приближенными к императору лицами. Рисуя моральный облик Ли Янь-тао, Сюэ Цзюй-чжэн приводит следующий случай. Когда император Чу-ди был выселен из дворца в помещение управления округом Кайфын, он вызвал к себе Ли Янь-тао, желая посоветоваться с ним о дальнейших действиях, но тот отказался прийти. «Вот как Ли Янь-тао был неблагодарен династии и изменял императору», —заканчивает историк.

Вместе, с Чу-ди Ли Янь-тао был отправлен в киданьские земли, где стал служить вдовствующей императрице. В период обострения отношении между вдовствующей императрицей и императором Ши-цзуном Ли Янь-тао командовал войсками, посланными против Ши-цзуна, но, изменив императрице, перешел на его сторону. Умер в Ючжоу среди киданей (ЦУДШ, гл. 88, л. 4а-5а).

11. Причина конфликта между вдовствующей императрицей Шулюй и Ши-цзуном была связана с вопросом о престолонаследии. Как указывается в Ляо-ши, вдовствующая императрица хотела возвести на престол Лиху, младшего сына Абаоцзи, и возражала против того, чтобы императором стал Ши-цзун. Об остроте конфликта можно судить хотя бы по тому, что, когда гроб с телом Тай-цзуна прибыл на родину, вдовствующая императрица отложила похороны до тех пор, пока среди киданей снова не наступит мир (см. пер., гл. 3, с. 93). Подробности возникшего спора детально описаны в жизнеописании Елюй Учжи, сыгравшего главную роль в его разрешении (ЛШ, гл. 77, л. 1а-2б).

12. Цун-и — сын позднетанского императора Мин-цзуна, которого Мин-цзун приказал усыновить наложнице Ван. В конце эры правления Чан-син (930-933) получил титул Сюй-вана (ЦУДШ, гл. 57, л. 6а, 6б). Обстоятельства его вступления на престол изложены Е Лун-ли схематично, что нарушает последовательность действий. Более точен текст Сыма Гуана:

«Сяо Хань, услышав, что император Северной Хань движется во главе войск на юг, хотел возвратиться на север, но не смог быстро выехать, опасаясь, что в Китае, оставшемся без. правителя, неизбежно возникнут крупные беспорядки.

В это время сын позднетанского императора Мин-цзуна, Цун-и, носивший титул Сюй-вана, и наложница Ван находились в Лояне. Сяо Хань послал туда Гао Мо-ханя и, ложно ссылаясь на приказ императора киданей, согласно которому Цун-и якобы назначается управлять военными и государственными делами Южной династии, вызвал его в Хэнчжоу. Наложница и Цун-и спрятались в склепе на кладбище Хуйлин, откуда были вынуждены выйти.

После того как Цун-и прибыл в Далян, Сяо Хань возвел его на императорский престол и во главе вождей совершил перед ним поклонение. Начальник ведомства церемоний Ван Сун и помощник главного цензора Чжао Юань были поставлены канцлерами, бывший сюаньхуйши, уроженец уезда Чжэньчэн, Чжай Гуан-е получил назначение на должность председателя верховного военного совета, старший военачальник левого отряда по поддержанию общественного порядка Ван Цзин-чун был назначен на должность сюаньхуэчши, прибывший с севера [вместе с кидаяьским императором] командир Лю Цзо был временно назначен на должность главного командира императорской гвардии и был обязан нести патрульную службу в столице.

Когда сановники явились на аудиенцию к наложнице, наложница, рыдая, воскликнула: "Мы, мать и сын, одиноки и беспомощны, но вы выдвинули нас, чем навлекли беду на нашу семью".

Сяо Хань оставил для охраны ворот тысячу воинов из земель Янь в качестве ночной стражи Цун-и. В день жэнь-инь Сяо Хань и Лю Си простились с Цун-и, который устроил проводы в северном предместье города.

Цун-и отправил гонцов вызвать Гао Син-чжоу из области Сунчжоу и У Син-дэ из Хэяна, но ни тот ни другой не явились. Напуганная наложница собрала сановников на совещание, на котором сказала: "Мы, мать и сын, действовали по принуждению Сяо Ханя, и за это судьба сулит нам гибель. Вы же невиновны, поэтому должны скорее встретить нового императора (имеется в виду Лю Чжи-юань. —В. Т.), добиться для себя счастья и не беспокоиться обо мне с сыном!" Эти слова растрогали всех, и никто не смог покинуть ее.

Кто-то предложил: "Если сейчас собрать все войска, наберется не менее пяти тысяч солдат, которые вместе с воинами из земель Янь смогут продержаться месяц, а за это время, несомненно, подойдет помощь с севера (т. е. подойдут кидане. —В. Т.)".

Наложница ответила: "Разве мы, мать и сын, осколки погибшей династии, можем бороться за Поднебесную?! К несчастью, мы дошли до нынешнего состояния, и теперь наша жизнь или смерть зависят от воли других. Если новый император вникнет в наше положение, он поймет, что мы ни в, чем не виноваты. Разрабатывать же сейчас какие-нибудь планы — значит навлекать беду на других, обрекать весь город на страдания и муки, какая от этого польза!"

Тем не менее сановники все же хотели защищать город, но уроженец уезда Вэньань Лю Шэнь-цзяо, занимавший должность начальника трех финансовых ведомств, сказал: "Я родился в землях Янь и поэтому не могу не думать о воинах из этих земель. Почему, оценивая фактическое положение, я считаю, что нельзя сопротивляться? Ныне, после постигших город больших беспорядков, власти и население в крайне тяжелом положении, жителей почти не осталось, и, если еще придется перенести месячную осаду, погибнут все до одного человека. Не говорите больше ни о чем, а последуйте решению наложницы императора!"

После этого, выполняя план, предложенный Чжао Юанем и Чжай Гуан-е, Цун-и объявил себя Лян-ваном и принял управление военными и государственными делами. Затем он отправил гонца с челобитной, в которой, называя себя слугой, приглашал императора Северной династии Хань скорее прибыть в столицу, а сам выехал из дворца и поселился в частном доме» (ЦЧТЦ, гл. 287, с. 9362-9364).

13. Сунь Фан-цзянь —генерал-губернатор Иу, был назначен на эту должность императором киданей Дэ-гуаном. Когда Ши-цзун, возвращаясь на родину, прибыл, в Динчжоу, он поставил генерал-губернатором Иу Елюй Чжуна, а Сунь Фан-цзяня перевел на должность генерал-губернатора Датуна. Произведенное перемещение обидело Сунь Фан-цзяня, который перешел на сторону Северной династии Хань (ЦЧТЦ, гл. 288, с. 938&).

14. Го Юнь-мин — приближенный императора Инь-ди. Видя, что Инь-ди оказался в безвыходном положении, Го Юнь-мин убил его, а сам покончил жизнь самоубийством (ЦУДШ, гл. 103, л. 86).

15. Вин —область с центром в г. Цзиньян (современный город Тай-юань в пров. Шаньси).

16. Фэнь —область с центром в г. Сихэ (современный уездный город Фэньян в пров. Шаньси).

17. Дай —область с центром в современном уездном городе Дайсянь в пров. Шаньси.

18. Лань —область с центром в г. Ифан (находился к северу от современного уездного города Ланьсянь в пров. Шаньси).

19. Сянь —область с центром в г. Цзинлэ (современный уездный город Цзинлэ в пров. Шаньси.).

20. Цинь —область с центром в г. Циньюань (современный уездный город Цяньюань в пров. Шаиьси).

21. Ляо —область с центром в г. Ляошань (современный уездный город Ляосянь в пров. Шаньси).

22. Линь —область с центром в г. Синьцинь (находился в сорока ли к северу от современного уездного города Шэньму в пров. Шэньси).

23. Ши — область с центром в г. Лиши (современный уездный город Лиши в пров. Шаньси).

24. Шуя —в Ляо-ши назван Дела (второе имя —Шулань). Во втором году эры правления Хуэй-тун принимал участие в церемонии вручения почетного титула Ли Цзин-тану (см. пер., гл. 2, с. 63). Позднее сыграл большую роль в капитуляции Ду Вэя.

Став императором, Ши-цзун срочно послал к Дела гонца с сообщением о вступлении на престол и с приказом захватить военачальника~Чжу-чжэ. Гонец по ошибке попал в лагерь Чжучжэ, который схвагил Дела и отправил его к вдовствующей императрице. По дороге Дела удалось бежать. После того как возникший вопрос о престолонаследии (см. гл. 4, коммент. 11) был улажен мирным путем, Ши-цзун пожаловал Дела титул Янь-вана и назначил наместником Южной столицы. В 951 г. Дела присоединился к Оусэну, главному зачинщику мятежа против Ши-цзуна. Мятеж закончился неудачей, а Дела погиб (ЛШ, гл. 113, л. 16, 2а).

25. Оусэн, или, судя по Ляо-ши, Оусинь (второе имя — Чагэ) — сын Аньдуаня, носившего титул Мин-вана, а не Вэй-вана. Когда Ши-цзун вступил на престол, Аньдуань колебался, не зная, примкнуть ли ему к новому императору или встать на сторону вдовствующей императрицы. В конце концов по совету Оусэна он примкнул к императору. За эту услугу Ши-цзун пожаловал Оусэну титул Тайнин-пана.

Отличаясь хитростью и коварством, Оусэн постепенно сумел войти в доверие к Ши-цзуну. В 951 г. Ши-цзун выступил в поход против Поздней династии Чжоу. По дороге он устроил жертвоприношение своему отцу Туюю, во время которого все напились пьяными. Используя это, Оусэн пытался договориться о свержении Ши-цзуна с будущим императором Муцзуном, носившим в это время титул Шоуань-вана, но потерпел неудачу. Однако он сумел найти единомышленников среди части сановников, поднял вместе с ними мятеж, убил Ши-цзуна и его мать, после чего объявил о своем вступлении на престол. Семьи сановников, которые отказались поддержать мятеж, были схвачены.

Оусэн был уверен в успехе восстания, но поступило донесение, что Шоуань-ван и Учжи окружили лагерь мятежников. Оусэн приказал убить жену Ши-цзуна, а сам поспешил к войскам. Воины один за другим стали перебегать на сторону Шоуань-вана. Поняв, что мятеж провалился, Оусэн хотел перебить захваченные семьи сановников, но находившийся среди захваченных Елюй Диле сказал: «Разве Шоуань-ван мог бы возвыситься, если бы не был свергнут Ши-цзун? Используя это в качестве предлога для переговоров, может быть, вам удастся избежать смерти!»

Оусэи согласился со сделанным предложением и отправил Елюй Диле к Шоуань-вану, Последний приказал прибывшему гонцу заманить Оусэна и, когда это было сделано, убил его вместе с сыновьями (ЛШ, гл. 112, л. За, 4а).