ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Комментарии

1. Командующий императорской гвардией — дяньцянь дяньцзянь (букв. «управляющий [войсками] перед главным залом дворца»). В период Пяти династий (907-959) престол императора, как правило, занимали бывшие генерал-губернаторы, добившиеся трона исключительно с помощью военной силы. После вступления на престол они продолжали опираться на военную мощь, для чего держали преданные войска вблизи своего дворца.

Руководство этими войсками лежало на учреждении, называемом «управление [войсками] перед главным залом дворца», во главе которого стояли главный командир и его помощник. На пост главного командира ставились лица, занимавшие должность генерал-губернатора, а на пост его помощника — занимавшие должность не ниже правителя области. При династии Сун главного командира называли также дяньшуай — «командующий войсками у главного зала дворца» или дяньянь — «скала, поддерживающая главный зал дворца».

В конце периода Пяти династий была учреждена новая должность — управляющий войсками перед главным залом дворца, — которая считалась выше прежней должности глапноги командира. Лица, занимавшие эту должность, комаидовали императорской армий и руководили действиями войск во время военных кампаний (ЛДЧГБ, с. 161, 162).

2. Бунт Цзун-юаня, который в Ляо-ши именуется то Цзун-юань (гл. 16, л. 16), то Чжун-юань, (гл. 112, л. 46), скорее всего, описан Е Лун-ли по дошедшим до китайцев слухам. Большего доверия заслуживают данные Ляо-ши.

Цзун-юань —младший брат императора Син-цзуна, сын вдовствующей императрицы Фа-тянь. В 1035 г. императрица Фа-тянь вызвала Цзун-юаня, желая обсудить с ним вопрос о низложении Син-цзуна. Цзун-юань рассказал о готовящемся перевороте императору, который изгнал свою мать и поселил ее в области Цинчжоу для присмотра за могилой Шэн-цзуна (ЛШ, гл. 71, л. 6а; гл. 109, л. 26).

Этим Цзун-юань завоевал доверие Син-цзуна, который объявил его великим младшим братом императора, назначил на высокие должности (ЛШ, гл. 112, л. 46, 5а), а в 1048 г.  обещал даже передать престол (СЦЧТЦ, гл. 50, с. 1210).

С таким же расположением относился к Цзун-юаню и следующий император —Дао-цзун, объявивший его великим дядей императора (ЛШ, гл. 112, л. 5а).

Однако одни почетные титулы не устраивали Цзун-юаня, он мечтал стать императором, тем более что в прошлом Син-цзун сам обещал сделать его своим преемником. Цзун-юань начал плести заговор против Дао-цзуна сразу же после того, как тот занял престол. Постепенно вокруг него собралось значительное количество единомышленников, в том числе сын Нелугу, носивший китайское имя Хун-сяо, и целый ряд крупных сановников.

Первая попытка устранить Дао-цзуна была предпринята в 1063 г., когда Хун-сяо предложил отцу, чтобы тот объявил себя больным, а затем убил императора, когда тот явится навестить его (ЛШ, гл. 112, л. 56). По каким-то причинам этот план не удался, и тогда был разработан новый, предусматривавший убийство Дао-цзуна во время охоты на горе Тайцзышань, у реки Луаньхэ.

Начальник дворца Дуньмугун Елюй Лян, узнав о готовящемся заговоре, доложил о нем вдовствующей императрице, считая, что император, хорошо относящийся к своему племяннику, может не поверить ему. Вдовствующая императрица, притворившись больной, вызвала императора и передала ему слова Елюй Ляна. Дао-цзун стал упрекать Елюй Ляна в желании внести раскол между императором и его родственниками, но Елюй Лян ответил: «Если я говорю ложь, готов пойти за это на плаху. Однако если вы, ваше величество, не примете заранее мер предосторожности, боюсь, что попадете в ловушку мятежников. Вызовите Нслугу, и если он не явится, это подтвердит его замыслы» (ЛШ, гл. 96, л. 4а).

Император послал за Нелугу гонца и одновременно срочно вызвал Елюй Жэнь-сяня, занимавшего должность начальника южного управления важнейших секретных дел. Елюй Жэнь-сянь отправился разведать положение, а вернувшись, доложил: «Вам, ваше величество, следует принять строгие меры предосторожности» (ЛШ, гл. 96, л. 2а).

Когда к Нелугу прибыл гонец с вызовом, он понял, что император знает о заговоре. Гонца схватили, бросили связанным в юрту и собирались убить, но он, разрезав ножом стенку юрты, сумел бежать к Дао-цзуну и рассказал все, что с ним произошло. Только после этого император поверил в существование заговора (ЛШ, гл. 96, л. 4а, 46).

Напуганный Дао-цзун хотел бежать к южному или северному великим князьям, но Елюй Жэнь-сянь возразил: «Если вы, ваше величество, побежите, бросив свою свиту, мятежники, несомненно, погонятся за вами. К тому же мы не знаем настроения южного и северного великих князей» так как же можно вбежать к ним!» Император остался на месте, а Елюй Жэнь-сянь энергично взялся за постройку укрепленного лагеря. Он окружил его кольцом из телег, нарубил рогатки, велел воинам подготовить оружие. За рогатками построилось свыше тридцати всадников. Мятежники напали на спешно сооруженный лагерь, но встретили решительное сопротивление. Раненный, Нелугу упал с лошади и попал в плен, а Цзун-юань. тоже получивший ранение, был вынужден отступить (ЛШ, гл. 96, л. 2а).

К вечеру на помощь Цзун-юаню подошел командующий императорской гвардией Елюй Салачжу, находившийся на месте предполагавшейся охоты. С собой он привел значительное количество охотников-сисцев. Елюй Салачжу предлагал немедленно напасть на императора, но Цзун-юань решил подождать рассвета (ЛШ, гл. 114, л. 3а). Ночью единомышленники Цзун-юаня возвели его на императорский престол, а Сяо Худу объявил себя начальником управления важнейших секретных дел (ЛШ, гл. 114, л. 2а).

На рассвете Цзун-юань напал на походный лагерь императора, но уже было поздно, к тому успели подойти подкрепления. К тому же сторонник императора Сяо Хань-цзяну сумел убедить охотников-сисцев сложить оружие (ЛШ, гл. 96, л. 5а). Потерпев поражение, мятежники разбежались. Цзун-юань скрылся в пустыне, где покончил жизнь самоубийством.

3. Линья — должность у киданей, объясняемая китайским термином сюэши —ученый». Функции линья состояли в составлении различных официальных документов (ЛШ, гл. 116, л. 66).

В империи Ляо имелось управление великого линья —далинья'юань, в штате которого состояли: главный линья северной стороны — бэймянь ду линья; линья северной стороны" принимающий повеления императора, — бэймянь линья чэнжи; линья северной стороны — бэймянь линья; левый линья —изо линья и правый линья —ю линья (ЛШ, гл. 45, л. 86, 9а).

4. Служащий во дворце (цзишичжун). При династии Хань это звание могло быть пожаловано любому чиновнику и давало право свободного входа во дворец. Поскольку это было звание, а не должность, количество служащих во дворце не лимитировалось, а их обязанности не были определены.

При династии Тан звание "служащий во дворце" превратилось в важную должность; пятого класса и штате придворного управления. Ее функции определены поэтом Бо Цзюй-и следующим образом: «Служащий во дворце мог задержать любое повеление императора, идущее вразрез с требованием времени, и представить об этом доклад; мог опротестовать и исправить наложенное наказание, если оно нарушало принципы справедливости; мог, совместно с цензором, расследовать и исправить допущенные в Поднебесной несправедливости, на которые не поступило жалоб; мог, вместе с начальником придворного управления, отстранять от должностей лиц, выдвинутых органами власти, но не обладающих необходимыми данными».

Таким образом, служащий во дворце обладал правом опротестовывать и пересматривать решения высших инстанций. Это было возможно в связи с тем, что при династии Тан все распоряжения, связанные с управлением государства, составлялись дворцовым секретариатом, а затем через придворное управление передавались государственной канцелярии для исполнения. Отсюда, прежде чем передать полученное распоряжение, придворное управление могло высказать по нему свое мнение (ЛДЧГБ, с. 146, 147).

5. Чжан Шэн ничего не доставил киданям. Когда он прибыл во дворец, Дао-цзун прежде всего попросил портреты сунских императоров. Чжан Шэн ответил: «В прошлом император Син-цзун являлся младшим братом и, как младший брат, первый предстал перед лицом старшего брата, что вполне правильно. Тем более ныне, когда Южная династия является дядей, вы первый должны оказать ей знаки почтения» (СЦЧТЦ, гл. 56, с. 1377).

Вопрос о предоставлении портретов опять-таки был связан для китайской дипломатии с престижем страны. Если бы сунский император, являвшийся дядей, первый послал портрет императору киданей, это унизило бы достоинство государства.

6. Эра правления Шоу-чан. В Ляо-ши эра правления Шоу-чан именуется Шоу-лун. Историк Цянь Да-синь считает правильным название Шоу-чан. Название Шоу-чан неоднократно повторяется в различных китайских сочинениях, например Вэньсянь тункао и Дунду шилюэ. Оно же встречается в текстах памятников, относящихся, к эпохе киданей, и на киданьских медных монетах. Помимо документальных свидетельств 'Цянь Да-си подкрепляет свое утверждение любопытным соображением, которое выглядит весьма правдоподобно:

Кидане строго соблюдали правило, запрещавшее пользоваться иероглифами, входящими в имена императоров. В частности, они изменили название должности гуанлу дафу —дворцовый советник на чунлу дафу, поскольку иероглиф гуан входил в имя второго киданьского императора — Дэ-гуана. Название племени нюйчжэнь было изменено на нюйчжи, так как иероглиф чжэнь входил в имя Син-цзуна — Цзун-чжэнь. Эра правления Чжун-си впоследствии была переименована в Чжун-хэ, так как иероглиф си звучал одинаково с иероглифом си, входившими имя Тянь-цзо —Янь-си.

В то же время имя Шэн-цзуна было Лун-сюй, и его внук, император Дао-цзун, никак не мог включить иероглиф лун в название эры правления (ЭШЭШКИ, гл. 83, с. 1336, 1337).

7. Мятеж Сяо Сели, которого в других источниках называют Сяо Хайли, произошел не в 1096 г., а в 1102 г. Подняв бунт в государстве Ляо, Сяо Хайли бежал к нюйчжэньскому племени адянь. Отсюда он послал к Ингэ (у Е Лун-ли Янгэ), нюйчжэньскому генерал-губернатору, поставленному киданями, своего родственника, Водала, передать: «Хочу быть вашим другом и вместе выступить в поход против Ляо». Ингэ задержал посла.

Вскоре император киданей приказал Ингэ наказать Сяо Хайли. Ингэ набрал свыше тысячи воинов и прибыл с ними на реку Хуньтунцзян. В это время несколько тысяч киданьских воинов вели безуспешные бои с Сяо Хайли. Обратившись к военачальнику киданей, Ингэ сказал: «Отведите ваши войска, я сам захвачу Хайли». Агуда, сын старшего брата Ингэ, начал сражение. Хайли, раненный в голову стрелой, упал с лошади, попал в плен и был убит, между тем как его отряд оказался разбитым наголову. Одержанный успех показал нюйчжэням, что с киданями можно успешно бороться (ЦШ, гл. 1, л. 14а; 146; СШЦШБМ, гл. 52, с. 411; СЦЧТЦ, гл. 88, с. 2248).

8. В 989 г. дочери Елюй Сяна даровали титул принцессы Ичэн гунчжу и выдали замуж за правителя Си Ся Ли Цзи-цяня (ЛШ, гл. 12, л. 56).

В 990 г. кидане возвели Ли Цзи-цяня в титул Сяго-ван (ЛШ, гл. 13, л. 2а).

В 997 г. кидане возвели Ли Цзи-цяня в титул Сипин-ван (ЛШ. гл. 13, л. 8а).

В 1004 г. правитель Си, Сяо Ли Дэ-чжао, был возведен киданями в титул Сипин-ван (ЛШ, гл. 14, л. 5а).

В 1031 г. принцесса Синпин гунчжу была выдана замуж за правителя Си Ся Ли Юань-хао, которому был пожалован титул Сяго-гун (ЛШ, гл. 18, л. 3а).

В 1032 г. Ли Юань-хао был пожалован титул Сяго-ван (ЛШ, гл. 18, л. 36).

В 1066 т. правителю Си Ся Ли Бин-чану был пожалован титул Сяго-ван (ЛШ, гл. 22, л. 6а).

В 1088 г. правителю Си Ся Ли Цянь-шуню был пожалован титул Сяго-ван (ЛШ, гл. 25, л. 26).

9. См. ЛЮ, гл. 2, с. 20.

10. Хай бинь- ван —титул, который нюйчжэни дали захваченному в плен киданьскому императору Тянь-цзо.

11. Слюна дракона —выражение, заимствованное у Сыма Цяня и связанное со следующей легендой.

«В прошлом, когда род Ся пришел в упадок, перед двором императора династии Ся появились два необыновенных дракона, которые сказали:"Мы два [покойных] правителя владения Бао ".

Император династиии Си стал гадать, убить ли ему драконов, отпустить ли их или оставить у себя, по во всех случаях гадание давало отрицательный ответ. Тогда он стал гадать, не попросить ли у драконов слюны, чтобы сохранить ее у себя. На это был получен положительный ответ.

После этого расставили жертвоприношения и попросили у драконов слюну, изложив просьбу «а бамбуковой дощечке. Драконы исчезли, но слюна осталась. Ее собрали в сосуд и убрали."

После гибели династии Ся сосуд перешел, к династии Инь, а после гибели династии Инь сосуд перешел к династии Чжоу. Ни при одной из трех династий никто не смел открывать сосуда. В последний год правления Ли-вана сосуд вскрыли, чтобы посмотреть, что в нем. Из сосуда по двору потекла слюна, которую никак не могли собрать. Тогда Ли-ван приказал женщинам раздеться и громко кричать над ней. Слюна превратилась в черепаху, которая заползла в женское помещение во дворе вана. Там находилась девочка-служанка, у которой еще не сменились молочные зубы, но, встретившись с черепахой, она сразу превратилась в пятнадцатилетнюю девушку, забеременела и родила ребенка, хотя у нее и не было мужа. Испугавшись происшедшего, она выбросила младенца.

В правление Сюань-вана девушки распевали песенку "Лук из горной тутовицы и колчан из дерева цзи погубят государство Чжоу". Услышав слова песенки, Сюань-ван приказал схватить мужа. и жену, торговавших этими предметами. Муж и жена бежали, а по дороге встретили ребенка, выброшенного девочкой-служанкой. Услышав ночью жалобный плач ребенка, они пожалели его, взяли с собой и бежали во владение Бао. В это время один из жителей Бао совершил преступление и, чтобы искупить вину, просил разрешения представить вану девочку, выброшенную служанкой. Поскольку девочка появилась из владения Бао, ее назвали Бао Сы. На третьем году правления Ю-ван явился в. женское помещение, увидел Бао Сы и полюбил ее» (ШЦ, гл. 4, л. 256-266).

Далее легенда обрастает историческими фактами. У Бао Сы родился сын Бо-фу, в связи с чем Ю-ван отстранил законного наследника И-цзю и низложил его мать Шэнь-хоу.

Эти события глубокой древности Е Лун-ли привел как аналогию с мятежом Цзун-юаня. Цзун-юань был сыном всесильной наложницы Шунь-шэн юаньфэй, незаконно управлявшей страной под титулом императрицы Фа-тянь (см. пер., гл. 8, с. 139-155), и согласно правилам о престолонаследии не мог стать императором.