Адам Бременский. Деяния... Книга.II

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ

ДЕЯНИЯ АРХИЕПИСКОПОВ ГАМБУРГСКОЙ ЦЕРКВИ

GESTA HAMMABURGENSIS ECCLESIAE PONTIFICUM

КНИГА II

II, 4 В двенадцатый год своего священства 33 архиепископ Адальдаг 34 назначил в Данию следующих епископов: Хорита, или Хареда, в Слиясвиг (Slaswig) 35, Лиафдага в Рипу (Ripa) 36, Регинбронда в Харузу (Harusa) 37. Он передал в их ведение также и те приходы, которые расположены за морем: на Фюне (Funis) 38, Зеланде (Seland) 39, в Сконе (Scone) 40 и в Свеонии.

II. 16 Эйнхард 41 пишет: "Северный берег (litus septentrionale) и все острова Балтийского моря населяют даны и свеоны, которых вместе у нас называют нортманнами" 42. [71]

Схолия 14. По ту сторону Одера живут помераны, далее поляне, которые с одной стороны граничат с пруссами, с другойс богемами, с востокас руссами. 42а

II, 22 В 966 году в Сведии (Suedia) 43 правил Эмунд, сын Эрика. Он, как и король данов Харальд, миролюбиво относился к приезжим христианам.

II, 23 Архиепископ Адальдаг назначил в Данию много епископов, однако трудно сказать, кого на какую кафедру, так как места для кафедр еще не были четко определены. Так и сегодня поступают в отношении Нордманнии и Сведии, говорят, что в Свеонию Адальдагом был назначен Одинкар старший. Он исполнял свою миссию с большим усердием. В Свеонии и Норвегии проповедовал также епископ Рипы Лиафдаг.

II, 28. Могущественный король свеонов Эрик (Hericus) 44, coбрав войско, числом, как песок морской45, напал на Данию. Против него выступил Свейн, напрасно надеявшийся на своих идолов. После многих морских сражений, а именно таким образом бьются друг с другом эти народы (еа gens), король Эрик вышел победителем, уничтожив все войско данов и захватив Данию.

II. 29. Аскоманны (Ascomanni) 46 нанесли поражение саксонскому войску у Штаде. Победители — свеоны и даны — сокрушили воинскую доблесть саксов.

II, 32. По словам Свейна Младшего 47, король скотов (Scoti) 48 радушно принял у себя изгнанного из Дании Свейна Старшего 49, который провел в Скотий (Scotia) 50 четырнадцать лет, вплоть до смерти Эрика.

II, 33. Свейн говорил, что Эрик правил сразу двумя королевствами: Данией и Свеонией. Будучи язычником, он крайне враждебно относился к христианам. Послом императора и гамбургского епископа к Эрику был епископ Слиясвига Поппон, муж святой и мудрый. Поппон творил чудеса, его стараниями многие тысячи язычников уверовали в Господа. [72]

Cхолия 25. Король свеонов Эрик заключил союз с королем поланов (polani) 51  Болеславом  52 , который отдал Эрику не то дочь, не то сестру 53. Затем склавы и свеоны вместе напали на данов.

II, 34 В Дании, на Хюне, Зеланде, в Сконе и в Сведии проповедовал Одинкар Стадший, обративший в христианство множество народу. Его учеником и племянником был другой Одинкар, Младший, тоже знатный муж, происходивший из датского королевского рода, богатый землями, так что, как рассказывают, его владения легли в основу Рипского епископства. Говорят, что уже раньше, когда он учился наукам в Бремене, архиепископ Адальдаг 54 крестил его своими руками, и он был назван его, архиепископа, именем Адальдаг. Итак, теперь архиепископ Либентий 55 назначил его епископом для племен, поставив на кафедру в Рипе. Другие епископы из тех, кто все еще оставался в живых со времен Адальдага, не сидели без дела. Продвинувшись в Норвегию и Сведению, они обратили к Иисусу Христу много народа.

II, 36. Король сведов (Suedi) 56 Эрик был обращен в христианство и крещен в Дании. Воспользовавшись этим, из Дании в Сведию отправились проповедники. Король данов Свейн говорил, что после принятия христианства Эрик снова вернулся к язычеству. От других я узнал, что Эрик вел войну с Отгоном III 57 и потерпел в ней поражение. Свейн же об этом ничего не говорил.

II, 37. Свейн [Старший] после столь долго им желанной смерти Эрика вернулся из четырнадцатилетнего изгнания и принял королевство своих отцов. К нему перешла жена Эрика, мать Олафа 58, родившая Cвейну Канута 59. Король свеонов Олаф был христианином. Он женился на Эстред 60 из племени ободритов [73] (Obodriti) 61, родившей ему сына Якоба 62 и дочь Инград 63, которую взял за себя святой Герзлеф64 из Руссии (Ruzzia) 65. После смерти Эрика королем свевов (Suevi) 66 стал его сын Олаф. Явившись с войском, он прогнал неудачника Свейна и сам стал править в Дании. Однако Свейн уверовал в Господа, и благодаря Его помощи Олаф восстановил власть Свейна в Дании. Олаф и Свейн заключили друг с другом договор сохранять в своем королевстве насажденное там христианство, а также способствовать насаждению оного среди других народов.

II, 38. Схолия 27 (буквально повторено в II, 39). Свейн назначил епископом Сконии (Sconia) некоего Готебальда, прибывшего из Англии. Последний, говорят, временами проповедовал также в Сведии и Норвегии.

II, 44. Архиепископ Либентий 67 отправил изгнанного пред тем из Склавании (Sclavania) 68 Холькварда проповедовать в Сведию и Нордвегию. Хольквард привлек к Господу много народу и — радостный — возвратился назад.

II, 47. Из наших епископов только Одинкар иногда навещал приходы, находящиеся за морем. Поэтому архиепископ Унван 69 отправил в Норвегию и Сведию достойных мужей, тех же, которые благодаря дружбе королей были присланы туда из Англии, он использовал для организации местной церкви. Многих из них Унван оставил у себя гостить, а когда они уезжали, осыпал их всех дарами, переводя желающих в подчинение гамбургскому архиепископству.

II, 50. Кнуд заключил союз со своим братом Олафом, правившим в Сведии, чтобы, заручившись его поддержкой, подчинить сначала Англию, а затем Норвегию 70. [74]

II, 55. При Олафе [Святом] состояли многие епископы и пресвитеры из Англии. Из них добродетелями отличались Сигафрид, Гримкиль, Рудольф и Бернард. По велению короля они поехали в Сведию, Готию (Gothia) 71 и на острова, расположенные за Нортманнией 72, проповедовать варварам слово Божие. Олаф отправил к нашему архиепископу послов с дарами, прося его с радушием принять новых епископов и послать королю своих ради приобщения к христианству диких народов Нортманнии.

II, 56. Говорят, что король Сведии Олаф [Шётианунт] проявлял большую любовь к вере. Он хотел обратить в христианство подвластные ему народы и приложил много усилий к тому, чтобы разрушить Убсолу — святилище ложных богов (templum ydolorum), находящееся в центре Свеонии. Опасаясь такого его намерения, язычники постановили на народном собрании (placitum), что если король хочет быть христианином, то пусть он возьмет по своему выбору лучшую область Сведии, заложит (Constituere, буквально "основать", "утвердить". — В. Р.) в ней церковь и введет христианство, но не станет силой заставлять никого из народа отказываться от почитания языческих богов, если, конечно, кто-нибудь добровольно не пожелает уверовать в Христа. Итак, король основал церковь Божию и епископскую кафедру в западной части Готии 73, рядом с землями данов, или нортманнов. Кафедра находилась в большом городе Скаране (Scarane) 74. По просьбе Олафа Унван назначил туда епископом Тургота. Сей муж исполнял свою миссию весьма усердно: его трудами два главных племени готов 75 приняли Христа.

II, 57. Король Олаф через Тургота послал архиепископу Унвану дорогие подарки. Кроме того, говорят, что вместе с народом Олаф велел крестить свою жену и двух дочерей. Один сын короля Олафа был рожден наложницей, его звали Эмунд 76. Другого его сына, рожденного законной женой, звали Анунд, а христианским именем Якоб. Анунд с молодых лет превосходил умом и благочестием всех своих предшественников. Никто из королей Свеонии не был столь любезен народу, как Анунд.[75]

II, 59. Кнут захватил Нортманнию, но ее король Олаф 77, собрав войско из подданных короля Свеонии, на дочери которого был женат, и исландцев (populi Islanorum), силой оружия вернул себе королевство отцов. В четвертый день перед августовскими календами 78 всеми народами северного океана, а именно: нортманнами, свеонами, готами, сембами, данами и склавами, отмечается день короля-мученика Олафа.

II, 60. Рассказывают, что, движимый любовью к Богу, в Сведию из Англии приехал некто Вольфред. Он начал проповедовать язычникам слово Божие и, когда уже обратил многих в христианство, на одной сходке (consilium) язычников стал предавать анафеме идола тамошнего племени по имени Top (Thor). Схватив секиру (bipennis), Вольфред разбил идола на куски, но за такую дерзость на него тут же обрушилась тысяча ударов, и достойная венца мученичества душа отлетела на небеса, а его растерзанное в результате долгих издевательств тело варвары бросили в болото.

II, 62. К архиепископу Либентию съехались из Дании Отингар Младший, из Сведии Сигафрид, из Нортманнии Родольф, для того чтобы рассказать ему, что сотворил Господь во благо тех племен, среди которых они проповедовали.

II, 71. Власть короля свеонов Олафа унаследовал его сын Якоб. Свейн Младший, сын Вольфа 79, который в течение 12 лет 80 нес в Сведии военную службу (militare) под началом Якоба, говорил нам, что в правление последнего христианство широко распространилось по Свеонии.

II, 74. Свейн, потерпев поражение от короля нортманнов Магнуса 81, бежал к королю свеонов Анунду.

(пер. В. В Рыбакова)
Текст приводится по изданиям: Из ранней истории шведского государства: первые описания и законы. М. РГГУ. 1999

© текст - Рыбаков В. В. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2001
© дизайн - Войтехович А. 2001
© РГГУ. 1999