Бар Эбрей. Всеобщая история. Светская история.

Библиотека сайта  XIII век

БАР-ЭБРЕЙ

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

“Светская история”

[7] Яфет поселился из середины в северное место и дети его — македонцы, армяне, мидяне, греки, ромеи, евреи.

[11] Затем пустовало вавилонское царство семь лет до ассирийца Белоса, который восстал против халдеев. Произошла битва между ними и мидянами, и победили они. И воцарился он над Ассирией и Вавилоном.

[29] На четвертом году Садакая воцарился над мидянами Астиаг 215 [и правил] 38 лет.

[31] После Эвилмеродака 216 - Валтасар, брат его, [правил] два года, а согласно халдеям — пять лет. На первом году его заметил Даниель появление четырех животных, которые символизировали четыре царства. Валтасар на втором своем году устроил большой пир для своих знатных с тысячью [приглашенных], напоил вином своих [гостей]. И не было подобного [тому, что он сделал]: он осмелился и заставил выпить в священных сосудах, которые были собраны отцом его. Тогда явилась, раскрылась рука и предначертала кару ему на стане 217. Той же ночью пришел мидянин Дарий 218 и убил его.

Здесь начинается часть пятая, которая от царей халдейских к царям мидийским приводит.

После Валтасара — мидянин Дарий, который есть Набунадос, [бывший уже] один год до убийства Валтасара, был царем [еще] в течение 16 лет.

[32] Здесь начинается часть шестая, которая от царей мидийских к царям персидским переходит.

После мидянина Дария перс Кир 219 [в течение] 31 года; в другом [месте говорится] 39 [лет], а в другом — 33 [года]. Этот, когда убил Дария-мидянина, уничтожил царство халдеев, [65] ассирийцев и мидян и создал персидское царство... 220 В том же первом году своего царствования отпустил он 50 000 человек [пленных], но не всех их...

Заботился он, чтобы построили храм, что в Иерусалиме, согласно пророчеству Йешу. Но задержалось строительство из-за соседних ему народов на 46 лет, как пишет Иоанн Евангелист 221 , до шестого года Дария, сына Гистаспа.

[33] После парса Кира — его сын Камбиз 222 [в течение] восьми лет. Этого евреи прозвали Навуходоносором. В его время была известна Юдифь, которая убила Олоферна-магога, или тюрка. На шестом году его ослепили, чтобы лишить всего. После Камбиза — два брата-мага [в течение] 14 месяцев.

После двух братьев — Дарий, сын Гистаспа [в течение] 36 лет.

[34] После Дария — Ахашируш 223 , его сын, [в течение] 21 года. На втором году [правления] он покорил Египет, а на одиннадцатом году — Афины и предал их огню...

После Ахашируша — Артабан [в течение] семи месяцев, которые присчитываются к годам Ахашируша.

После Артабана — Ариок, т. е. Артаксеркс 224 , [правил] в продолжение 41 года. На седьмом году своем он поручил хронисту [законоведу?] Эсраму пойти и отстроить Иерусалим, т. е. город, после постройки храма. И было Эсраму божественное видение, и вот почему составил он о пророках из рассказов, потому что сожгли его книги в плену. На 20 году его [правления] был послан Нехемия-виночерпий, который вновь восстанавливал Иерусалим. Хотя этот являлся евреем по происхождению, он был православным и виночерпием Артаксеркса и был предан царю и царству...

[35] После Ариока — Артаксеркс второй 225 , [в течение] двух месяцев; после Артаксеркса второго — Согдианос, семь месяцев; годы Ариока соприкасаются с этими двумя месяцами. После Согдианоса — Дарий Нотос, 226 19 лет. На 15 году его Египет воостал (merad) против персов. В течение последующих 124 лет египтяне избирали своего царя...

После Дария Нотоса — Артаксеркс-правитель 227 (medabra-nа), 40 лет... Этого Артакоериса евреи называют Асиросом. Поэтому Иоанн полагает, что к его времени относится рассказ Эсфера. В переводе же, которому 70 [лет], он был назван Артаксерксом.

После Артаксеркса-правителя — Артаксеркс Окос 228 , 27 лет. Этот был сильным и царствовал и над Египтом. Египтяне снова были подчинены персам... Окос покорил [36] также евреев и сделал их данниками. Он поселил их на берегу Какапийокого моря в городе Гиркании... [66]

После Окоса — его сын Парсис 229 , четыре года.

[38] После Персиса — сын Аршака Дарий 230 [в течение] шести лет.

[42] На 34 году [правления Филадельфа] 231 поднялись парфяне, т. е. армяне, против македонцев, т. е. греков, и доставили себе царя по имени Аршак 232. От него [династия] была названа Аршакидами 233.

[82] Они не нашли его [врага империи], и он [Анастасий] повелел основать город у подножья горы для помещения войска. Он был построен [на месте], где был убит Дарий 234 , и поэтому назван Дарой. Он был превосходно отстроен в три года и назвали его Анастасиополисом (Сведения начала III в. н. э. - Р. Г.).

[60] На третьем году [кесаря Александра] 235 , который является 542 годом [61} греков (231 г. н. э.), над персами воцарился Ардашир, сын Папака 236. Началось другое царство персов, которое было названо сасанидским 237 и просуществовало 418 лет, до того [времени], когда было создано арабское царство, положившее ему конец...

После кесаря Максимилиана 238 — кесарь Годринос 239 , 6 лет. Он был убит в пределах Персии; в его время был убит Мани 240.

После кесаря Годриноса — кесарь Филипп 241 , 7 лет. В его время прекратилось преследование христиан. На первом году его воцарился над персами Шабур [I], сын Ардашира 242 [и правил] 31 год. В его время завершилось строительство Рима, [занявшее] 1000 лет...

[62] После кесарей Галлуса 243 и Валесиана 244 - кесари Валериан 245 и Галинус 246 , 15 лет; они преследовали христиан. Сын Ардашира, Шабур, царь персов, разорил Сирию, Киликию и Каппадокию... Когда Валериан был захвачен в Персии в плен, Галинус оставил в покое христиан...

После кесаря Клавдия 247 - кесарь Аврелиан 248 шесть лет... В его время Мани был известен. Он [кесарь] выдал свою дочь за Шабура и заключил с ним мир. Шабур построил для нее город в Персии, подобный Константинополю, тот, который называется Гундэ-Шабор 249 и поселил там ее, свою ромейокую жену. С нею пошли искусные греческие мужи-медики и распространили на Востоке медицинское учение Гиппократа. Были там также искусные сирийские медики, например, Сергий Решайнский, который первым перевел философские и медицинские книги с греческого на сирийский; Афанасий Амидский, Пелагрий, монах Симеон, прозванный Тайбута, епископ Григорий, патриарх Феодосии, превосходный Хонейн, сын Исхака, и многие другие после них, вплоть до настоящего времени; все они сирийцы... [67]

После Аврелиана кесаря — кесарь Тацит 250 , шесть месяцев. Он был убит у Понта. В это время воцарился в Персии [63] Хормизд [I] 251...

После кесаря Флориана 252 — кесарь Пробос 253 , семь лет,

В том же году воцарился в Персии Варахран [I] 254 , три года, и после него — его сын Варахран [II], 17 лет... 255.

На 11 году Диоклетиана 256 воцарился в Персии Нарсе 257 , семь лет. После него — его сын Хормизд [II], пять лет 258.

[64] После Константина Великого 259 его сын Константин Победитель 260 , 32 года... На втором году его (312 г. н. э.) в Персии воцарился сын Хормизда Шабур (II] 261 , [правивший] 69 лет...

[69] После Иовиниана 262 — Валентиниан 263 и Валенс 264 , братья, 13 лет...

[70] Своего брата [Валентиниан] сделал царем на Востоке... На его 11 году над персами воцарился сын Шабура [II] Ардашир [II] 265 , четыре года.

[71] После Грациана 266 - Феодосии 267 , 16 лет. Когда Грациан был убит и в Риме воцарился его брат Валентиниан 268 , Феодосий воцарился только в Константинополе и на всем Востоке. Был он сильным, мудрым и искусным в войне... На его втором году умер Ардашир; после него — Шабур [III] 269 , его сын [72], четыре года. На пятом году [Феодосия] над персами воцарился Варахран [IV] Керманшах 270 , этот [правил] 12 лет.

[73] В том же году воцарился над персами Иездигерд [I] 271 , сын Шабура, 21 год.

[74] Аркадий 272 , когда составил завещание, то царя персов Иездигерда сделал куратором своего сына. Этот Иездигерд, когда принял завещание, то с радостью присматривал за Феодосием 273 [сыном Аркадия]. Он послал к нему наставника (merbina) и написал всему синклиту, что если они введут юношу в заблуждение, то беспощадная война будет им от него. По этой причине распространилось христианство среди персов, когда обосновался среди них Марута, епископ Майферката...

[75] В это время умер Иездигерд, персидский царь. И стал Варахран [V] 274 , его сын, после него [правил 22 года]. Он медлил заключать мир и беспокоили персы ромеев. Ромеи победили и захватили в плен персов. После этого был заключен мир, несмотря на то, что преследование христиан не прекращалось в Персии все время Варахрана... В это время произошла большая ссора царства ромейокого с персидским по причине преследования христиан в Персии. Даже многочисленных купцов притеснил персидский царь. Он забрал их товары и христианских золотых дел мастеров (umne chesali dahba), [68] которым не давал их заработка. Поэтому пришли ромеи с армянами, захватили пленных и пограбили. Они умертвили семь персидских военачальников [76], а остальные были потоплены в Евфрате. Множество тайайе, которые имелись для помощи им [персам], после этого заключили мир и прекратили преследование [христиан]...

[77] В том же году воцарился над персами сын Варахрана, [сына] Иездигарда — Пероз 275 ; он начал войну с ромеями и преследовал христиан.

[79] На девятом году Зенона 276 воцарился над персами Балаш 277 , четыре года. На 11 его году воцарился после Балаша Кавад Пероз 278 , 11 лет.

После Зенона — Анастасий 279 , 27 лет... На восьмом году его восстал против Кавада его брат Замасп и воцарился на два года. Кавад бежал, собрал войско и пошел против своего брага. Он его победил и убил. После он царствовал в течение тридцати лет.

[79] Вышли гунны (hunaje), которые на северо-западе от персидского царства, по той же причине, что и в дни Зенона. А именно: отправились гунны к персидскому царю Перозу и сказали ему: “Не удовлетворяет нас дань (mdata), которую даешь ты нам, ромеи удвоенно дают нам. Поэтому так же, подобно ромеям, давай нам, не то мы будем готовиться к войне”.

[80] Пероз обманул их и сказал, что даст. По условию, гунны ушли. Пероз же, когда усилился, то, предав смерти гуннов, которые были оставлены получить дань, хотел преследовать тех, что ушли. В это время, некий купец Евфимий, ромей, который с гуннами был, подстрекал их... Бог обессилил персов, обманувших [гуннов]. Когда сделал он это, они схватились с персами и убили Пароза, опустошили Персию и возвратились в свою землю.

Поэтому, когда воцарился Кавад, он имел гнев против ромеев.

[83] На его [Юстиниана] 280 четвертом году над персами воцарился Хосров [I], сын Кавада 281 , 47 лет. Был заключен мир между ромеями и персами, [продолжавшийся] семь лет.

...на 11 году Юстиниана был возобновлен мир между персами и ромеями... В том же году Хосров [84] пошел и страшно опустошил Антиохию, Халеб и Апамею. Ромеи также вошли в Персию и опустошили области Кардавайе, Арзанайе и Арабайе 282.

[86] ...После Юстиниана II 283 — Юстиниан III 284 , 13 лет... В его время персидским царем был Хосров [I]. Сначала они были в мире, так что даже великолепные подарки отправил [69] Юстиниан на своем втором году Хоюрову через каллиникийского патриция Иоанна. Когда персы начали нападать на армян, чтобы заставить их поклоняться огню, подобно магам, армяне восстали против персов и были поддержаны ромеями. Таким образом был нарушен мир.

[88] ...В это время Хосров отобрал из пленных 2000 девушек и в прекрасных одеждах послал их тюркам, которые внутри Персии.

[94] В это время (конец VI в. н. э. — Р. Г.) некий хитрый перс объявил себя старшим сыном царя Хоcрова, когда младшего его сына, Хормизда [IV] 285 , избрали, чтобы царствовал над ними. Он сжалился над ним и дал ему пищу и отослал его, чтобы его не убили. Этот же пошел к сторонникам ромеев, что в Армении, и сказал, что уступит персидское царство ромеям, если ромейакий царь даст ему войско. Ромеи известили Тиверия 286 , и он радушно принял его, послал [ему] золото и царские одежды.

[105] После Абу-Бекра 287 — Омар, сын Хаттаба 288 , 10 лет... Он отправил через год [после воцарения] войско в Персию. В то время, как персы были расчленены, одни у Иездигерда [III] 289 , сына Хосрова, другие — у Хормизда [V] 290 , выросли над ними тайайе. Хормизд был убит и воцарился Иеадигерд...

[106] Иездигерд отправил войско, оно разбило cвои лагери на Евфрате. Персы отправили арабского лазутчика, чтобы он разведал у арабов. Этот, когда подошел близко, то увидел одного маадейца (ma'adaja), который сидел у мочи своей и жевал пищу. И сказал ему лазутчик на языке сарацин: “Что делаешь ты?” Маадеец ответил: “Вот, смотря, ты, иду я к старости, и становлюсь новым [другим]”. Как только он вернулся, то известил персов: “Народ, который вы видите, что гол и бос, питается большей частью саранчой, — отважен”, — и он рассказал военачальнику (rebchajla) то, о чем слышал, и [добавил]: “От бога [зависит], чтобы победили их вы”. Когда начали сражение, персы вынуждены были бежать; преследуемые до самого Ктезифона, который у Тигра. Один из воинов-персов спасся бегством от маадейца, который преследовал его. Он вышел к месту, где [приносят] жертвоприношение, и спрятал его служитель...

[107] Вторично собрал Иездигерд бесчисленное множество [воинов] и встретился [вновь] с арабами на Евфрате. Победили [опять] арабы, подошли к Ктезифону и потребовали его сокровища и жителей.

В третий раз собрался [Иездигерд] к Гауле и встретился с арабами и был [снова] побежден; и в четвертый раз вновь собрал [войско] в горах Мидии и встретился с арабами, и [70] были (разбиты эти, в четвертый раз собранные в течение года. Когда потерял Иездигерд надежду, то бежал в тюркские пределы, в область Седжестан 291 и через пять лет, которые там скрывался, он был убит. Прекратилось персидское царство, которое именовалось сасанидским. Оно началось с Ардашира, сына Бабака [Папака], в 558 году греков (227 г. н. э.) и пришло к своему концу в 956 году греков (645 г. н. э.) 292.

[109] Этот [Осман] 293 отправил своего сына Саида, который преследовал царя персов. Иездигерд же после пяти лет, что он прятался в Седжестане, вышел и пошел к Куфе. Саид пошел к Мерву после покорения всей Персии. Иездигерд же, когда испугался, как бы не прикончили его, вышел. Он спрятался на мельнице. Некий тюрок там убил его.

[128] В 1071 году (греков — 760 г. н. э.) тайайе 294 подчинили себе то, что на севере Каспийского моря, и закрепились у него; на востоке — Горган 295 ; на юге — Мидию и часть Парфии 296 , на западе — дейлемитов 297. Имелось там пять городов со стенами, и часто с башнями, с густыми лесами, лугами и раками.

[129] В 1080 году (греков — 769 г. н. э.) люди магов 298 , что в Персии, восстали против тайайе и поставили себе главу. На них пошло войско тайайе, но были побеждены тайайе. И еще укрепились маги, чтобы создать себе царство. [Вновь] пошли на них тайайе с войском огромным и были побеждены маги. Погибло у них около 40 000 и были убиты их главы.

[116] После Абдаллаха, сына Зобейра — Абд ал-мелик, сын Мервана 299 , [правил] 13 лет и шесть месяцев... Когда он был провозглашен царем и увидел, что со всех сторон осажден и все больше тесним мардаитами 300 ромеев, которые в Ливане, то заключил с Юстинианом 301 мир на десять лет... По причине этого Абдаллах давал ежедневно ромеям 1000 дариков, коня и раба; Кипром они должны были владеть сообща; половину дани [с Кипра] — ромеям, [117] половину — тайайе; Армения с Гурзаном 302 , Арзан 303 и Азербайджан должны были [отойти] к ромеям 304.

[117] Абд ал-мелик поставил двух военачальников: Махмуда над Месопотамией, Ассирией, Арменией и Азербайджаном; Хагага, своего раба, — над всей Персией и Аравией.

[123] После Йазида 305 , сына Абд ал-мелика — Хишам 306 , брат его, 12 лет и восемь месяцев.

[124] В 1039 году (греков — 728 г. н. э.) Маслама снова поднялся на землю тюрок, но были неравны [им] тайайе и покинули свое имущество и бежали. В 1042 году (греков — 731 г. н. э.) вышли тюрки и разорили города Азербайджана. Поднялся против них Маслама с большим войском и [71] погибли с обеих сторон тысячи. Затем тюрки захватили те города, что разорили. На остальную часть арабских владений они не пошли. Тайайе заключили мир с тюрками.

[155] В это время (837 .г. н. э.) муж-водонос (qurzemaja) Бабек 307 , который восстал против тайайе в Персии, убил большинство из них, несмотря на то, что был слаб. Его военачальник Насир бежал со многими из своих соплеменников к Феофилу 308 , и стали они христианами... Восставший водонос Бабек... бежал с 400 своих мужей в Бет-Ромайе 309. Когда он пришел к армянину-патрику, мужу по имени Стефанос 310 , тот его заманил, ввел в свой дом с необходимыми почестями и заковал в железо.

Когда Мутасим 311 узнал [об этом], [156] он отправил военачальника Афшина 312 с подарками к Стефаносу, получил Бабека и убил его.

[162] После Васика 313 — Мутаваккиль 314 , брат его, 14 лет и 9 месяцев... На его третьем году [163] восторжествовали три его сына над землями: Мунтасир 315 — над Африкой, Мисром, Месопотамией, Ассирией, Хабуром 316 , Каркесионом 317 , Тагритом, Теманом и областями Шабе и Сабе 318 , до границ Индии, Шахрзором 319 , Исфаханом, Кумом, Кашаном, Курлиомом (?), Казвином и всеми горами Персии; Мутаззам 320 , второй его сын, возобладал над Хорасаном, Табаристаном, Реем 321 , Арменией, Азербайджаном; ...Муайад, третий его сын, восторжествовал над Дамаском, Эмесом 322 , областью Иордании, Палестиной.

[177] (в 900/01 г. н. э.) была столь сильная чума в городах Азербайджана, что не были они [жители] в состоянии противопоставить жизнь смерти. По этой причине также те [арабы] в нем [Азербайджане] вскоре отправились по дороге смерти.

[189] После Мутакки 323 — Мустакфи, сын Муктафи 324 , один год и четыре месяца. В том же году (944/45 г. н. э.), в котором он воцарился, вышли народы различные: аланы (alanaje), саклабы (escalbaje) и лагзы (lagzaje), и дошли вплоть до Азербайджана. Они полонили (gabes) город, который называется Бердаа (Barda'h) 325. Они убили там около 20 000 душ и ушли 326.

[233] В 429 году тайайе (1037/38 г. н. э.) пошли вновь гузы (guzaje) в Армению и многих предали смерти из курдов и арабов там, и захватили большую добычу. Оттуда они пошли к Урмии (Urmih) 327, городу Азербайджана, овладели областью и убили множество курдов-горцев, тех, что спустились [с гор] и сопротивлялись им. Когда увидел эмир бар-Ваттаб это, то дошел к правителям Сирии и Армении, которые не были в [72] состоянии противостоять двум противникам: ромеям и тюркам.

Он заключил мир с ромеями, вернул им Урху, они вошли в нее и освятили ее.

В том же году опустошили гузы город Марагу 328 и сожгли большую [соборную?] мечеть, которая там. Большое количество ее жителей они убили и забрали в плен. Тогда собралось войско из курдов-горцев, они выступили против гузов и вытеснили их из Азербайджана. Они [гузы] снова вернулись в Хорасан...

[234] Султан Масуд 329 находился в Хорасане около двух лет. Затем он оставил военную силу в этой области и повернул, чтобы пойти в город Хорезма — Газну. Когда узнали гузы, то пошли снова в Хорасан в 432 году тайайе (1040/41 г. н. э.), и не могли те, что там, устоять перед ними. Они воцарились в Азербайджане.

[235] Маудуд, сын Масуда 330 , того, что в Хорезме был, когда услышал о том, что случилось с его отцом, собрал пять тысяч и пошел против двадцати тысяч, что были у его дяди с отцовской стороны, победил их и убил своего дядю. Он пробил запястья убийц своего отца и связал их веревкой. Их волокли по земле до тех пор, пока они не скончались. Он возвратился в Газну и вернул себе царство своего отца, кроме Хорасана и Азербайджана, где властвовали тюрки.

[236] В 434 году тайайе (1042/43 г. н. э.) в городе Тебризе (Tibriz) 331 произошло сильное землетрясение. Были разрушены его цитадель и городские стены, большая часть дворов и бань, которые в нем. Точно также пятьдесят тысяч душ погибло под развалинами.

[236] Те [гузы], которые вошли в Хорезм, были сильными. Они вошли в Хорасан, имея главой Ибрагима, сына Юсуфа, родного брата Тогрул-бека. Этот написал послание и отправил с послом в Багдад, и говорилось в нем следующее: “Великий шахиншах, т. е. царь царей, Тогрул-бек, сельджукид, воцарился над Хорасаном и Хорезмом. Он снарядил войско, чтобы послать в Багдад”.

[239] Вскоре (1044 г. н. э.) окреп Ма'тамад 332 , собрал маадеев и победил гузов и предал смерти большое количество их. А которые уцелели — бежали в Азербайджан.

[244] В 446 году тайайе (1054/55 г. н. э.), когда все области персов были подчинены власти султана Рукн ал-дина Тогрул-бека 333 , он повернулся лицом к ромейским. областям. Он пошел против крепости Маназгерд 334. Долгое время простоял против нее, но не смог подчинить и опустошил область. Он пошел и опустошил также область Арзан ал-Рум 335 , [73] которая граничила с ромеями. Он вернулся перезимовать в Азербайджан, чтобы снова обратиться к Бет-Ромайе.

[Свадьба султана Тоuрул-бека и дочери халифа](Отрывок интересен тем, что показывает одну из этнографических черт тюрок. — Р. Г.).

[255] В 455 году тайайе умерла хатун, жена султана Тугрил-бега, та, которая была им сильно любима. В его руках была забота о всех царских делах. Послал он к халифу 336 , чтобы просить у него его дочь.

Когда не согласился халиф, чтобы его дочь была от них вдалеке, от их рода и их племени, султан обиделся. После многочисленных нападок он и вражду открытую начал показывать.

Тогда испугался халиф и, хотя не желал, отдал ему дочь свою при условии, что она не выйдет из дворца, но все, что привезет султан в Багдад, будет у нее во дворце. После долгих переговоров начали переезжать в новый двор, который построил султан.

Султан прибыл в Багдад и преподнес сто тысяч золотых динаров 337 , сто пятьдесят тысяч зузе (zuze) 338 , четыре тысячи круглых головных повязок и взял дочь халифа Кадира 339 в жены.

Говорят, когда она прибыла в его дворец, встали султан и знатные тюрки, и танцевали они, как принято у них: в то время, как они становились на колени и вставали(Этот элемент танца до сих пор сохранился как одна из танцевальных фигур в Закавказье, в частности, в Азербайджане. — Р. Г.), они пели по-тюркски. И был поставлен ей золотой трон. Вошел султан и поклонился ей до земли и почтил ее и не сел, но остановился и вышел. И так он делал в течение семи дней, пока она не открыла своего лица, чтобы он увидел ее.

И при этом сближении великая радость была султану, халифу же — большое горе. Особенно же потому, что когда отбыл султан из Багдада, чтобы пойти в Хорасан, то насильно взял дочь халифа, жену свою, с собою, и не сдержал слова: не увозить ее из Багдада.

[277] Тадж ал-доуле Тутуш 340 , брат султана Мелик-шаха 341 , воцарился над Мосулом, Нисибином, Майферкатом, Сирией и Дамаском и дошел до Азербайджана. Он пошел [затем], чтобы встретиться с султаном Таркийаруком 342 , сыном своего брата. Они встретились в области Тебриза, в месте, называемом Саадабад.

[Потом] Тутуш вернулся к Дамаску, а эмиры Аксонкор 343 и Бубан 344 поступил на службу к султану Таркийаруку(Чит.: Баркийарук. — Р. Г.) (ок. 1135 г. н. э.). [74]

[315] Тогда же Масуд 345 направился в Азербайджан, чтобы сразиться с Даудом, сыном своего брата, и пошел с ним халиф 346. И снова отправил Санджар 347 послов к Масуду, когда этот начал осаждать ворота города Мараги, и подстрекал его без задержки отправиться к халифу в Багдад. Прибыло многочисленное войско от самого Санджара и с ним 17 исмаилитов 348.

[322] В 532 году тайайе (1137/38 г. н. э.) вышел могущественный халиф Рашид 349 из Мосула и пошел в Хорасан(Чит.: Ирак) к султану Дауду (Чит.: Масуд). Тот встретил его торжественно, и он убедил и получил от султана Масуда Хамадан. Оттуда пошел этот Рашид против Исфахана и заболел там тяжелой болезнью. Когда он заболел, то проникли к нему четыре мужа-хорасанца и убили его у ворот Исфахана, хотя и объявили, что он не убит, а скоропостижно умер от болезни; потому что трижды подступала и наступала смерть у ворот Исфахана, где он был убит.

Подобным же образом его брат 350 дошел до ворот Мараги, где был тоже убит.

[393] Он [Салах ал-дин] 351 оставил войско против Мосула, чтобы осаждать его, а сам пошел против Хлата 352 , потому что слышал, что шах-армен 353 , владетель его, скончался, и Бек-Тимур 354 стал вместо него. Он услышал, что Пехлеван (Pehlevan) 355 [394], сын Эльдегеза (Ildegaz) 356 , правитель Персии, пошел против него: он отправился к Салах ал-дину, чтобы помочь ему положить конец Хлату. Салах ал-дин, когда дошел до земли Хлата, [хотел] встретиться с Бек-Тимуром, но он оборонялся в своем городе и не вышел к нему. А Шамс ал-дин Пехлеван (Чит.: Мухаммед Джехан-Пехлеван) пошел из Персии и укрепился с другой стороны Хлата и стал приготовляться, чтобы начать осаду Хлата. Он [Бек-Тимур] передал ему: “Если ты заставишь Бек-Тимура сдать Хлат Салах ал-дину, не найдешь ты мира [спокойствия] по соседству с собою”.

По этой причине отправился этот Пехлеван к Бек-Тимуру и успокоил его. И тот дал ему даже одну женщину из людей своего рода. И он оставил и ушел. Салах ал-дин, когда увидел, что сошлись хлатцы и персы, повернул и пошел к Майферкату 357.

[448] В этом году, который является 1516 годом греков (1205 г. н. э.), направились иберы в область Азербайджана и совершили многочисленные убийства и взяли большое [75] количество пленных. Оттуда они пошли к области Хлат и совершили [там] многочисленные разрушения.

[451] В том же (1207/08 г. н. э.) году умер Ала ал-дин, сын Карасонкора, владетель Мараги. И стал после него юный сын, который был у наго. Вскоре после этого он также [452] умер.

Пошел Нусрат ал-дин Абу-Беrр, сын Пехлевана 358 , владетель Тебриза, и завладел Марагой и всеми его владениями, кроме крепости Ревандуз (Revanduz) 359 , где оборонялся евнух, укрепивший ее.

[455] В 610 году (арабов — 1213/14 г. н. э.) умер багдадский лекарь Мухтаб, который был известен под именем бар-Хубала Мосульского. Он был необычайно почитаем в свое время и с Абдул ал-Бархатом, багдадским еврейским лекарем, имел связи. Он перебрался из Багдада в Мосул, а оттуда — в Азербайджан, и оттуда — в Хлат.

[460] В том же году (начало XIII в. — Р. Г.} не только от франков 360 , которые вышли с запада, пришла опасность для тайайе. Она шла больше от татар (tataraje), которые стремительно прошли с востока и дошли вплоть до Хамадана (Qamadan) 361 , Азербайджана и Арана; по всей Персии распространился ужас.

[490] Хорезмшах Джалал ал-дин 362 удалился из своих владений и отправился, чтобы поселиться в Хое (Qoj) 363 , городе Азербайджана... [Дойдя до Евфрата] татары повернули обратно и воцарились над Азербайджаном и Шахрзором и подчинили себе также иберов.

[507] Земли Бет-Ромайе, Ассирии, Сирии, Киликии [Гуйукхан] 364 дал одному из глав по имени Илшикат; в землю Китая великого эмира Йалавача 365 отправил; Персию эмиру Масуд-беку 366 дал; а Хорасан, Хамадан, Азербайджан, Ширваи (Sirvan) 367 , Лур, Кирман до Индии — эмиру Аргуну 368 дал.

[515] В этом году, который есть 650 год тайайе (1252/53 г. н. э.), после окончания курилтая (qurilthaj), т. е. великого собрания, Хулаку 369 , брат Монга-каана 370 , был отправлен, чтобы пойти в эти земли западные, которые вне владений Гуйук-хана. Моага-каан приказал, чтобы из всех военных сил, которые на востоке и на западе, из всех десяти лиц два лица пошли. Из царских сыновей одного брата своего юного, которого зовут Сабатай Аугул, отправил с ним. Из владений Бату—Булгая, сына Сибкана 371 , и Кутара Аугула 372 и Кули 373 с многочисленным войском. Из области Шгати—Токудара, из земли Шишакан-баги, сестры каана — Бука-Тимура 374 с войском, и из земель Китая имелась тысяча мастеров [военных] машин и метателей нефти. [76]

[521] В том же (1255) году прошел татарский военачальник Башу-нуин по направлению к Арзан ал-руму и отправил посла к султану Изз ал-дину 375 в месяце аб [август]. Он просил у него места, чтобы пройти [туда] по причине того, что в земле Мугана (Mugan) 376 они уже зимовали в течение года. Царь царей Хулаку, брат Монга-каана, согласился, чтобы он перезимовал [в другом месте]. С ним, с Башу, пошел царь Хетум 377 со службы великого каана. Поднялся он в его землю в канун первой пятницы месяца ийлул [сентябрь]. И был праздник для христиан. Султан же не согласился с тем, чтобы дать это место Башу и осуждал его.

[534] Китбуга 378 искал и нашел место в пустыне, где спрятался царь Насир 379. Он отправил к нему войско, разбил его и задержал, и царь был доставлен к нему. Он с большой предосторожностью отправил его к царю царей. Когда он был доставлен к нему, тот принял его с особым почетом и почтил и обещал снова вернуть ему его царство.

В эти же дни, когда он был приведен к царю царей Хулаку, раббан Симеон, священник и врач, сын раббана Йешу, покойного священника, который из Кала-ромита, был возвышен и прославлен широко и был любим всеми детьми царей и цариц. И были у него царские сады [535] и огороды и прекрасные места в Мараге, и годовое жалованье (aphsunitha) в пять тысяч динаров. В Вавилоне, Ассирии, Каппадокии и Мараге была от него сильная помощь, поддержка и слава для уцелевших из народа нашего [яковитов], защита и попечение для церкви нашей повсюду.

[547] Были схвачены (.в конце XIII в. — Р. Г.) в Багдаде [армянские] епископы, церковные главы и монахи и заточены. Даже [армянского] католикоса и епископов его взял и заточил эмир Арбелы 380 Кутлуг. И они пребывали в многочисленных притеснениях, пока бог не помог. Пришло распоряжение из орды (ardu), и они были освобождены. После этого пошел католикос и они поселились в городе Азербайджана Ушну.

[548] В 1584 году (греков — 1273 г. н. э.) 18 [числа] кануна второго [январь] в четвертую ночь сильное землетрясение произошло в городах Азербайджана, в особенности же в городе Тебризе. Оно разрушило дворы и мечети; вершины башен упали. Церковь же нашу [яковитскую] господь бог сохранил непоколебленяой. И не прекратилась служба от того, что собрались в ней греки, армяне, несториане и все наши [яковиты]. Оставшиеся же [в живых] из народа великого, но беззащитного, тайайе [мусульман] разбили палатки и жили в них около двух месяцев, затем они вселились [во вновь отстроенные дома]. Погибло во время этого землетрясения около 250 [549] тайайе. [77]

[550] В том году (1274 г. н. э.) отправился господин (qevaga) Насир [ал-дин Туcи] 381 , персидский философ, муж известный, знающий и превосходный во всех областях науки, ненасытный в математических учениях. Он сделал [астрономические] инструменты для ведения наблюдений, большие циркули из меди, которые необычно громадные [в отличие от подобных инструментов] Птоломея. Он отправился в Александрию, где наблюдал и составил движение планет. В Мараге, городе Азербайджана, у него были собраны многие мудрецы из различных стран по причине того, что множество мечетей и дома всех знатных Багдада и Ассирии под его dлиянием были [признавали его авторитет]. От них он получал жалованье для преподавателей и учеников, что были у него.

В это время, когда он отправился в Багдад, чтобы проверить места в Багдаде, он скончался. Люди узнали, что он был отравлен.

Многочисленные писания были составлены им, переводы из “Логики” и естественной и божественной науки. Он толковал также Эвклида... У него имеется также “Этика” на персидском языке. В ней он собрал изречения Платона и Аристотеля относительно практической философии. Он знал и древних философов, но относился к ним враждебно в своих сочинениях.

[559] В том же году (1278 г. н. э.) случилась суровая и морозная зима в Азербайджане и по всей Большой Армении вплоть до границ Скифии [т. е. до Северного Кавказа]. Погибли лошади и стада быков и овец и все те, что живут а палатках [кочевники]. И была большая нужда в пище. Сто мин (mine) 382 пшеницы, т. е, небольшой груз [малый вьюк] осла, за сорок динаров рукнайских [dinare ruqnaje — динаров Рукн ал-дина] продавались на Мугане.

[559] В 1590 году (греков — 1279 г. н. э.), когда увидела великая царица Кутай-хатун, что в эти годы христиане сведены на нет, привела их, чтобы в праздничный день освятили они воды реки. По причине призыва к бунту (stasis), который подняли тайайе, действительно сильная помощь пришла городу Мараге [в лице этой хатун].

Она встретилась с христианами, которые вышли, согласно своему обычаю, с крестами, поднятыми на верхушках копий; и когда они вышли, то встретились они [с ней] с божьим благоволением 383.

Стояла скверная погода, но трава была прекрасной, и нынешняя зима достигла весны, и поэтому была радость для моголов (mogolaje) из-за корма для лошадей, а для христиан — из-за торжества их вероисповедания. [78]

[567] Когда ушел из этого мира царь царей Абака 384 , были собраны все сыновья царей вместе со знатными. Они согласились, чтобы Ахмед, сын Хулаку 385 , которого родила великая царица Кутай-хатун, стал во главе тех моголов, которые на западе, по причине того, что это было его правом (metul d'dileh hi aurcha) над братьями своими. Затем он воссел на царском троне в воскресенье 21 числа месяца хазиран [июнь], 1593 года (греков — 1282 г. н. э.). Милосердие великое и щедрость проявил он и основал святилище отца и брата своих. Огромное количество золота и серебра он взял и разделил братьям, эмирам и войскам могольским. Он проявил о нас заботу, о каждом и о всех народах, особенно о верующих из христиан, и составил для них царские грамоты об освобождении (sigilaje d'churara) от [обложения] налогами (mdate) и податями (tqule) всех церквей и монастырей, священников и монахов, которые повсюду распространил, и вернул нас обратно.

Он отправил послов к правителю Египта 386 атабека Сабу, владетеля Бет-Ромайе; Кутб ал-дина Ширазского, судью города Себастии; и Шамс ал-дина, сына Тити, везира владетеля Мардина... Правитель Египта согласился установить мир, удалив меч, но на [основе] договора...

Когда возвратились эти послы [568], то объявили, что сказали им. Снова отправил царь царей шейха Абд ал-Рахмана к ним, египтянам, чтобы заключить мир. Так или иначе, в удобное время были открыты пути, и купцы пошли, из Вавилона, Ассирии и Персии в Сирию. А египетские купцы пришли в эти земли татар. И никто им не чинил несправедливости. Этот же Абд ал-Рахман, когда договорился, чтобы пойти в Сирию, принял большое количество из сокровищ царства могольского, грузы каменьев и жемчугов превосходных, золото и серебро, одежды и золототканные ткани во множестве.

И он отправился из Алатага 387 и пошел в Тебриз. Он оставался здесь почти целый месяц. Он собрал к себе ремесленников (umne) по каждого рода металлу и портных, разделил пополам и разместил все царское, и оттуда пошел в Мосул...

[570] После отъезда (1283/84 г. н. э.) шейха Абд ал-Рахмана в Сирию было сказано царю царей Ахмеду насчет брата его Кунгартая: “Слово он имеет с Аргуном, сыном Абаки, и было условлено, чтобы в одну из ночей напасть на тебя, когда уснешь ты в своем шатре, и убить тебя”. Поэтому Ахмед затрепетал и был сильно встревожен и в страхе схватил своего брата Кунгартая и убил его.

Услышал Аргун об убийстве своего дяди с отцовской стороны и очень опечалило его [эта весть] о нем. Стало другим [79] его сердце по отношению к Ахмеду. Когда узнал Ахмед, то преследовал его. Он отправил против вето военачальника, мужа по имени Алинак 388 , с многочисленным войском. Когда он прибыл и дошел до шейха Бурсана, стал Аргун спасаться бегством от него, и Алинак вверил ему [шейху] свое дело и отвернулся от заботы ведения войны и начал есть, пить, и возбуждаться. В одну из ночей Аргун напал на лагерь Алинака и учинил в нем большое избиение. С большим трудом сумел Алинак с ночными людьми [караульными?] уйти от разгрома.

Когда Ахмед услышал об этой неудаче, которая случилась с Алинаком, он отправил во все земли [гонцов] и собрал войска из моголов, курдов, луров, персов и иберов. Он пошел против Аргуна в Хорасан. Аргун, когда увидел, что не сможет противостоять войску Ахмеда, укрылся в одной из тамошних крепостей с 300 своих сторонников. И начали окружать все, чтобы остались они внутри крепости, что не доставляло ему [Аргуну] удовольствия. Он сказал: “Каждый, кто осажден, по существу, пойман”, но боялся пойти к Ахмеду.

Тогда он через посредство этого эмира, мужа, которого звали Бука, казначея (gizabra), которого сильно любил Абака, отец Аргуна, обратился к Ахмеду: “Если ты пообещаешь, что не причинишь вреда [571] Аргуну, то я пойду и доставлю его к тебе”. Ахмед обещал клятвенно, согласно обычаю моголов, что если по своей воле придет Аргун к нему, то он не сделает ему ничего плохого. Затем быстро пошел этот эмир Бука к Аргуну и взял его из крепости и доставил к Ахмеду. Обрадовался Ахмед очень, и три дня шел пир, затем после трех дней болезнь незначительная вошла в Ахмеда, И восстала охрана над Аргуном у Алинака; и сказал он [Ахмед] им: “Я к моей матери Кутай-хатун пойду в Азербайджан. Вы же охраняйте Аргуна, чтобы он не сбежал, и доставьте его ко мне, куда бы то ни было”.

В ту же ночь, когда он захотел, чтобы его перевезли, он сделал известным свою тайну [желание] мужам из знатных. Он сказал им: “Если Аргун и остальные сыновья царей не умрут, то не достанется мне царство”. Он оказал это и на заре уехал. Он приказал, чтобы неспеша был доставлен к нему Аргун.

Эмир Бука, когда был поставлен в известность об этом, то вернул с пути обратно тех... Он ждал до ночи и обратился ко всем сыновьям царей и объявил им тайну Ахмеда, что он готовился погубить их всех. Обрадовались очень сыновья царей и поднялись пойти ночью к Аргуну, чтобы он находился под защитой. Они его вывели и одели в латы и дали ему оружие [80] и посадили на коня. Они отправились сразу все, пока спал Алинак, и убили его в его шатре; предали смерти также и других знатных его товарищей; и глашатаи объявили в могольских лагерях: “Сыновья царей убили Алинака и других знатных его товарищей. По этой причине каждый, где бы он ни находился, [должен] ждать и не волноваться или менять место”.

Затем они отправили могольских мужей, которые прозываются “кравунас” (qravunas), тех, которые не разыскали Ахмеда. Они последовали за ним и нашли его у своей матери [в Азербайджане] и обрадовали его, заманили и охраняли осмотрительно; разграбили лагерь его матери и жен, его.

Затем пришел Аргун и остальные сыновья царей и тогда же заключили они все соглашение, что Аргун станет во главе моголов и будет владеть царством Абаки, отца своего, а Ахмед будет уничтожен, потому что он не оставил [надежду] руководить.

[572] В первую среду пятого месяца тайайе 683 года [джумада первый] (1284/85 г. н. э.), т. е. 26 числа месяца тамуз [июль] 1595 года греков (1284 г. н. э.), воссел царь царей Аргун на троне царства. Когда значительная часть знатных высказалась, что неправильно, чтобы оставался жив Ахмед, то сказал Аргун: “Я не сторонник его убийства, но мать Кунгартая и его сыновья пусть знают: если они готовы убить его и если они хотят оставить ему жизнь [я не буду чинить препятствий]”.

Спустя несколько дней, в течение которых он оставался под охраной, убили его сыновья Кунгартая. И они отомстили за своего отца во вторую среду шестого месяца тайайе (джумада второй), т. е. 16 числа месяца аб (август) того же года 389. И перешло царство к Аргуну. Он назначил каждого из сыновей в одну из стран военачальниками: в Вавилон, Мазандаран, Ассирию, Хорасан и Бет-Ромайе.

[573] Все царство дома Магога [монгольское] от него [Аргуна] зависело.

Брат его Ала ал-дин, бывший правителем Багдада, был удален за два года до этого и вскоре умер [574] естественной смертью на Мугане и был доставлен в город Тебриз и похоронен там. Он специально был обучен наукам и был сведущ в поэзии. Он оставил удивительную книгу “Хронику” на персидском языке о царствах сельджуков, хорезмийцев, исмаилитов и моголов. Из этой его книги мы взяли то, что имеется в этой нашей книге об этих [царствах] 380. [81]

[578] (С 1287 г. н. э. начинается первое, анонимное дополнение к “Светской истории” бар-Эбрея. — Р. Г.) После того как утвердился в царстве Аргун, сын Абаки, Бука казначей, тот, который освободил Аргуна от Ахмеда, как выше было указано, выдвинулся и был безмерно возвеличен в царстве; вплоть до того, что сыновья царей и цариц, пасынки и падчерицы, могольские военачальники, чтобы служить ему, приходили к нему, его очень близким сделали [приблизили]. Жалованья от него просили и все дела царства ему были поручены: эмиры и должностные лица, которые в их землях, что под властью дома Магога(Монгольское царство. — Р. Г.), [все], кроме власти [царской]...

И он, этот Бука, поставил своего брата Арука главой и главным должностным лицом во всех своих землях Вавилона, Азербайджана и [579] Месопотамии. Он, этот муж, был страшен и ужасен всему могольскому войску и эмирам, султанам и чиновникам, которые во всех этих землях.

Эти два брата разделили царство моголов с большой торжественностью и триумфом, который неописуем, на шесть лет. От службы для царя царей Аргуна они отвернулись.

[586] В начале 1601 года (1290 г. н. э.) Алмиш, владетель Майферката, который был большим гонителем христиан, отправил тайно убить владетеля Муша, мужа-христианина, армянина по происхождению. Различные бедствия обрушились на монахов [монастыря] мар Каумы. Один из тамошних монахов, воодушевившись внутренне, отправился в лагерь и наговорил, что Алмиш виноват, и было ему доверие царя царей и доброжелательно он выслушал его.

В один из дней, когда царь царей верхом переезжал мост, который на реке Курр (Qurr), схватил уздечку его лошади монах и взял [с него] клятву: “Не допустишь ты, чтобы дошло до разрешения [с твоей стороны] убийства”. Но в тот же час Алмиш приказал, и [тот] был убит.

[600] Был издан царский указ [Кейхату 391 , в 1294 г. н. э.), чтобы не пользовались люди золотом и серебром. Сделали листки из листов и отпечатали на них красный знак; и написали и показали, который [достоинством] в один динар, и которые в два, три, четыре и пять, и точно также в десять динаров. И назвали их шао (sao).

Объявили во всеуслышание глашатаи в городах: “Каждый, кто продает и будет продавать, и получит и даст помимо шао, будет предан смерти. И каждому, кто обнаружит в своих руках [у себя] серебряную монету и не передаст ее на [82] двор, где печатают шао, чтобы дали ему и он взял [взамен] шао — смерть”.

По этой причине люди пребывали в течение двух месяцев в большом стеснении и горе, которые невыразимы [словами].

Тебриз — столица (mdita malquta) моголов, был словно вымерший. Люди бежали из него и рассеялись; и после изобилия, [бывшего до того в городе], немногие выказывали себя его мелкими торговцами(Т. е. не хотели торговать на шао. — Р. Г.). И был в нем голод, недостаток продуктов и трудности, которые нельзя пересказать словами.

Поэтому люди не могли примириться, чтобы пользоваться листками этими презренными, и хотели заставить чеканить серебряную монету, чтобы пользовались [ею]. Население сильно кричало против сахиб-дивана (sachib divan) 392 до тех пор, пока не стало, лицом к лицу, бросать ему оскорбления, брань, упреки и презрительно насмехаться, и следить за ним(Возможно, речь идет о волнениях в Тебризе в связи с введением денег шао. — Р. Г.).

И не согласились они разрешить, чтобы он объявил свое распоряжение. Он был поражен и изумлен, хотел отказаться и был пристыжен. Он хотел выполнить свое намерение, но не достигнул; и не осталось поэта, который не обрушился бы на него по этому поводу; и даже не памфлетист не без того, чтобы не сочинял против него остроумные речи, стихи и песни.

Когда был раздражен горожанами и пришлыми [внешними], то еще издал царский указ: “Каждый волен, согласно своему желанию, или требовать шао, если знаком [с ними], или требовать серебряную монету; и нет [не может быть] насилия [принуждения] против человека [против его желания]”. И еще сказал царь царей: “Мы, т. е. великое государство, жизнь в материи, драгоценное богатство, согласились, что будет по-вашему, и что никогда не будут брать с человека дани (mdata)”...

[601] И была великая радость по всей стране и в городе [Тебризе]. И были открыты дороги, потому что в эти два месяца были ограничены купцы и закрыты дороги, а лавки были заколочены и сведена на нет купля-продажа (zabna va zubana).

[610] Было предписано (1295 г. н. э.) доставить его, [великого эмира Новруза (сына Аргуна], в войска с ним [Хетумом II] для того, чтобы подавили Байду 393 , потому что он, Байду, в душе своей был изменившим.

Затем он отправил посла и тот сказал армянскому царю Хетуму: “Приходи, а именно: к Мараге, и там оставайся немного, до тех пор пока спокойно, и вернись в лагерь. Он [83] [посол] отправлен доставить тебя ко мне”. И он сделал так. Когда он достиг Мараги, то оставался там лишних десять неполных дней. Байду бежал до прихода Новруза, великого воина, и пришел, таким образом, к царю царей, каану. И он пошел обосновался на черном холме, который по соседству с дихбурханом (dihburqan). Немедленно приготовился царь Хетум и пошел на службу к нему. Он доставил ему большие подарки. И cказал ему царь царей: “Ты от Байду пришел, но не к нам”. Он же, царь, ответил: “Я, несомненно, [611] виновен”.

(пер. Р. А. Гусейнова)
Текст приводится по изданию: Сирийские источники XII-XIII вв об Азербайджане. Баку. АН АзССР. 1960

© текст - Гусейнов Р. А. 1960
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Средин Н. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АзССР. 1960