Клод Гюго. Записки об Индии. Часть 1. Гл. 12.

Библиотека сайта  XIII век

КЛОД ГЮГО

ЗАПИСКИ ОБ ИНДИИ

NOTTES SUR L'INDE. D'APRES UN VOYAGE FAIT PENDANT LES ANNEES 1769, 1770, 1771, ET 1772. PAR M. HUGO CAPITAINE DE DRAGON.

ANNEE MDCCLXXV

ГЛАВА XII

О наирах

Наиры считают себя самыми знатными людьми в мире. Поэтому они очень горды, надменны и презирают всех других людей, когда в них не нуждаются.

Объяснить слово “каста” лучше всего, соотнеся его с понятием “дань”, “должное”. Люди объединены только внутри своей касты и обычно занимают одинаковое положение.

Наиры вообще, как правило, ничего не делают. Только женщины с помощью мужчин из более низкой касты возделывают землю, ухаживают за плодовыми деревьями, заботятся об урожае и скоте, занимаются домашним хозяйством. В это время мужчины, вооруженные ружьями, саблями, щитами и копьями, обходят округу.

Ходят они голые, если не считать куска доходящей до колен ткани вокруг бедер. Право носить два куска ткани имеют только короли, правители и вожди страны. Этот второй кусок ткани — свидетельство почета. На руках у них золотые запястья. Некоторые носят бороду. Почти все знатные люди страны отращивают длинные ногти на левой руке. Я видел таких, у которых длина ногтей достигала 18 линий 1. Они следят за их чистотой, и создается впечатление, будто бы на пальцы надет наконечник из слоновой кости. Это доказывает, что они свободны от работы.

Усов они не носят. Как и у европейцев, волосы у них густые, но они бреют их так, что на макушке остается лишь один клок. Они завязывают его узлом, и он спадает на лоб. Кожа у них красновато-черная, равномерной окраски. Обычно это статные люди. Они хорошо стреляют из ружья и бывают прекрасными охотниками.

Когда наиры воюют, они всегда избегают сражений в открытом поле. Страна изобилует горами, реками, лесами. Наиры устраивают засаду и стреляют из ружья, спрятавшись за скалу, дерево или еще за что-нибудь.

[126] На голове они носят сомбреро (вид зонтика из листьев), защищающее от солнца и дождя. Этот зонтик они носят как шляпу, закрепляя ее шнурком на полях, чтобы ветер не мог сорвать ее с головы.

Женщины носят такой же головной убор, как и мужчины, и ходят обнаженными до талии и с середины ляжки до ступни. Вокруг талии просто обмотан кусок ткани, и, так же как мужчины, они ходят босыми.

Дети обоих полов — совсем голые лет до 7—8, когда их женят или отдают замуж. Часто девушки перестают ими быть до того, как им исполнится 10 лет.

Правителей страны всегда сопровождают воины, число которых зависит от касты, престижа и могущества вождя. Почти всегда они передвигаются пешком.

Король Котиаты утверждает, что главным правителем его страны является бог, а он всего лишь его заместитель. Поэтому, когда он прибыл в Маэ, он ни на минуту не хотел расстаться с оружием, объясняя это тем, что должен саблей защищать врученное ему богом королевство и не может снять оружие из боязни несчастья.

Король Картенаты менее щепетилен. Когда он прибывает в Маэ, он остается там на несколько дней и снимает с себя оружие. Он очень любит европейские вина и ликеры, и каждый визит не оставляет ни малейшего сомнения в постоянстве его вкусов, так как обычно его приходится выносить. Этот правитель весьма талантлив, но очень распутен. Он искусен во многом: разбирается в зодчестве, неплохо точит и умеет ковать. Он не так могуществен, как его предшественники, которые выставили против г-на Лабурдонне 18 тысяч солдат, вооруженных ружьями. Я видел главного противника этого доблестного гражданина. По правде говоря, он вовсе не заслужил такой чести: сейчас он министр и повар короля.

В этой стране чаще, чем в других, правителям подсыпают отраву. Среди своих придворных они выбирают для приготовления пищи того, кому больше доверяют. Он должен есть вместе с правителем и пробовать до него все приготовленные кушанья. Впрочем, согласно их религии каждый должен готовить себе пищу сам. Язычник не станет есть блюдо, приготовленное человеком иной религии или касты. Однако недостойно [127] монарха ежедневно самому тушить овощи. Отсюда, я думаю, и произошел обычай, согласно которому правители наиров делают поваром своего военачальника.

Сейчас, когда я пишу эти строки, Картената с трудом может послать на войну 6 тысяч наиров, и то при условии, что все военачальники согласятся выставить свои отряды, так как в Картенате, как и в империи, имеются свои вассалы. Правда, земли вассалов Картенаты и самого королевства настолько малы, что, взятых вместе, их можно сравнить со Льежским княжеством.

Наиры — очень храбрые воины в пехотном бою, однако 100 всадников могут обратить в бегство их войско в 3 тысячи солдат. В этой стране лошадей нет вообще вследствие отсутствия фуража и самого расположения страны. Лошади там не нужны ни для защиты, ни для торговли. Именно поэтому, как мне кажется, наиры испытывают такой ужас перед всадниками. В 1766 г. Айдер-Али-Кам смог по этой причине покорить менее чем за шесть недель территорию 60 на 25 лье. Только благодаря расположению своей страны правитель Котиаты сумел избежать тирании Набаба.

Королевство его окружено водой. Неприступные горы и чрезвычайно густые леса с тропинками не шире 3 пье служат ему надежной защитой.

Наиры, несомненно, самые образованные люди в Индостане. Они хорошо знают астрономию, изучают затмения, наступление которых объявляют заранее с такой же точностью, как наши лучшие астрономы. Счет у них основан на верном принципе. В году у них 365 или 366 дней. Расчет ведется по солнечному циклу.

Если, к несчастью для наира, у его жены нежное сердце и будет доказано, что она изменила мужу, его исключат из касты, он утратит занимаемый пост и станет объектом всеобщего презрения (Хотя данное замечание расходится с тем, что утверждает автор “Назидательных писем”, сборник 8, с. 188 2, тем не менее оно верно. Мое почти восьмимесячное пребывание в Маэ и собранные там сведения служат подтверждением этому 3). В таком же положении он окажется, если обнаружат, что он близок с женщиной или девушкой из более низкой касты, чем та, к которой он принадлежит. В обоих случаях неверность влечет за собой развод. [128]

В этой стране трон наследуют по женской линии. Это означает, что если, например, у короля Картенаты есть сыновья и сестра, которая, скажем, замужем за королем Котиаты, то дети, родившиеся у нее, взойдут на трон Картенаты, отстранив от власти сыновей короля Картенаты. По этой причине супруга правителя должна явиться рожать в то государство, где ее дети станут наследниками. Там ее дети и остаются. Таким образом, наследуют всегда племянники по женской линии. И хотя один современный автор утверждает противное, тем не менее правильно то, что я утверждаю. Если бы этот автор побывал здесь, он увидел бы то же, что и я. Два десятка примеров подтверждают это. А то, что он это опровергает, так же неверно, как и описание готтентотов (Вольтер).

Когда король Картенаты прибывает в Маэ к французам, его всегда сопровождают человек 700—800. По дипломатическому обычаю, его встречают двумя залпами из 21 пушки, водружают знамя, а навстречу ему посылают отряд белых под командой офицера. Эти визиты всегда корыстны и очень разорительны для Франции, так как каждому из его свиты надо давать по 6 су в день на протяжении всего времени пребывания короля в колонии, не считая подарков деньгами или тканями, которые преподносятся ему и главным его сановникам. По этой причине под разными благовидными предлогами королю нередко отказывают в разрешении прибыть в Маэ.

С ним поддерживают повседневно переписку. В колонии установлена таможенная пошлина в его пользу. Прежняя Компания до сих пор не вернула ему одолженные им 80 тысяч рупий (Ко времени, когда эти записки были написаны, то есть в 1775 г., эта сумма была выплачена). Ему выплачивают за них 10 процентов. Будучи необычайно корыстолюбивым, король без смущения принимает от любого из своих подданных дар или подарок стоимостью 30—40 су.

Его доход не превышает 360 тысяч ливров в год. Однако у него есть довольно много сокровищ, которые ему сохранила Франция, когда Набаб завоевал Малабар.

Король Картенаты перевез их в Маэ, а сам удалился [129] в горы, чтобы не попасть под иго тирана. Набаб послал в Маэ для их реквизиции конный отряд в 600 человек, но он потерпел поражение. После ухода войска Айдер-Али-Кама г-н Пико вступил с ним в переговоры о возвращении на трон короля Картенаты. Согласие было получено, а сокровища спасены.

В основе верований большинства религиозных сект страны лежит язычество, источником которого служит идолопоклонство. Своим идолам они придают разные образы и наделяют их разными именами. Большая часть представляется в виде быков, другие — в виде змей; бывает, что у идола человеческое тело с головой слона, а есть и в образе женщин. У иных же просто непонятный облик. У всех идолов есть триумфальные деревянные колесницы с большим или меньшим количеством украшений. На некоторых я видел прекрасно сделанные скульптуры с изображением сцен самого непристойного и грязного распутства. Там есть фанатики, которые бросаются под колесницу, чтобы быть раздавленными в день, когда вывозят идола, которому они поклоняются. Эти люди убеждены, что такая смерть объединит их с божеством и они разделят с ним его славу.

Разделение различных каст на Малабарском побережье

Касты перенумерованы согласно своему рангу. Они никогда не объединяются. Например, члены высшей касты шетрия 4 не имеют никаких связей с кастой ламбури 5; то же самое и в отношении других. Я уже рассказывал о том, что происходит при связях между мужчинами и женщинами разных каст; противоположные же примеры редки.

1. Шетрия. Это патриархи согласно языческим законам.

2. Ламбури — высшие священнослужители.

3. Брамины — священники и знатоки закона.

4. Наиры — военные. По их представлениям, они главные правители и самые знатные люди в мире.

5. Маппелы — торговцы, мавры-раскольники 6.

6. Тивы. Они делятся на тех, кто носит оружие, и на невооруженных. Тивы отличаются верностью в службе, [130]

7. Парравайи 7. У этой касты вооружение состоит только из копья и сабли.

Все упомянутые выше касты носят огнестрельное оружие.

8. Бельтуа — лавочники и работники.

9. Макуа 8 — рыбаки и матросы.

10. Малеассы 9 — поденщики.

11. Пуйа 10. Эти несчастные поистине являются рабами всех остальных каст. Они никогда не могут отказаться от того, что от них требуют. Их жилища закрыты только с одной стороны; когда они отправляются куда-нибудь, то должны громко извещать о своей касте. Если, по несчастью, они прикоснутся к наиру, их тотчас же убивают. Поэтому им всегда приходится избегать более людных дорог. Некогда это была самая могущественная каста в Индостане.

У каждой из каст свой вождь и управитель. Вожди окружены почетом, который соответствует их сану; последний человек первой касты имеет такую же власть над первым лицом из второй касты, какую над ним самим имеет король. Поэтому те касты, которые имеют право носить оружие, угнетают тех, кто этого права не имеет. Так, наиры живут главным образом за счет той дани, которую они взимают с частных лиц, принадлежащих к низшим кастам. А если те вздумают открыто сопротивляться, их сурово наказывают. Подобная тирания вызывает междоусобицы среди вождей разных каст. В этих случаях император или король всегда вмешивается, и тот, кто поднесет лучший подарок, превращает другого в неправого. Его Черное Величество посылает тогда против последнего своих слонов, которые разрушают дома, поедают финики и наносят много другого ущерба, а в это время наемники срубают кокосовые пальмы.

Наиры торгуют перцем, кардамоном, сандаловым, тиковым и другими сортами дерева, пригодными для столярных работ. Перец и сандаловое дерево являются основными товарами в этом краю. Китайцы — очень крупные потребители сандала: они употребляют его на похоронах родителей 11 и для разного рода поделок. Они закупают также много перца для своих торговых домов, вследствие чего сильно возрастает вывоз этого продукта. [131]

Англичане и голландцы доверху загружают перцем трюмы своих кораблей, а мы услужливо покупаем его у них втридорога, в то время как именно нам следовало бы продавать его им, поскольку Маэ и Каликут — это те места, где самый лучший перец и где его много. Каликут расположен в 6 лье от Маэ и находится на 12° с. ш. У нас там фактория, во главе которой стоит один метис (В настоящее время (1775) — г-н Дондан, ранее капитан порта Маэ), но, с тех пор как был заключен мир, мы не ведем там никакой торговли. Там всего лишь удобные склады на всякий случай. Каликут был когда-то самым процветающим городом Индии. Именно в его порту высадились португальцы, когда впервые приплыли в Индию. Сейчас этот город разорен. Из него вывозят перец, кардамон, крупную корицу и малабарский шафран. Ввозят же сахар, селитру, опиум и рис из Бенгалии.

Саморин, вынужденный покинуть свои владения, происходит из касты шетрия. Он очень миролюбив, набожен и суеверен. Всем управляют его министры. Могущество Саморина весьма ослабло после 1766 г., и оно никогда не будет восстановлено из-за последнего удара, нанесенного ему Айдер-Али-Камом. Король Траванкура, к которому Саморин бежал, не в силах заставить Набаба вернуть ему владения, которые Саморин в прошлом году преподнес Франции 12.


Комментарии

1 Линия — старинная французская мера длины, равная 2,25 см.

2 Гюго имеет в виду “Философские письма” Вольтера, конфискованные и сожженные по распоряжению правительства. Поэтому он слегка изменяет название запрещенной книги. Однако несколько ниже в тексте он опять спорит по тому же вопросу с “одним современным автором” и в скобках своей рукой вписывает “Вольтер”.

3 Гюго ошибался: полиандрия у наиров зафиксирована многими исследователями.

4 Правильно: кшатрия — древнеиндийское сословие воинов и правителей.

5 Правильно: намбудири — малабарские брахманы.

6 Многие маппилы были исмаилитами, и поэтому Гюго называет их раскольниками.

7 Правильно: парайан — низкая малаяльская каста, состоящая из работников и батраков.

8 Правильно: муккуван.

9 Правильно: мали — садовники и батраки.

10 Правильно: пулайан — неприкасаемые.

11 На похоронах во время обрядов, связанных с культом предков, в Китае жгли сандаловые курительные палочки.

12 Речь идет о владениях, которые самутири (заморин) обещал Франции за военную помощь в войне с Хайдаром Али.

(пер. К. А. Антоновой)
Текст воспроизведен по изданиям: Клод Гюго. Записки об Индии. М. Наука. 1977

© текст - Антонова К. А. 1977
© сетевая версия - Тhietmar. 2004

© OCR - svan. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука 1977