Комментарии

Комментарии

1 Свое сочинение о Московии Исаак Масса посвятил принцу Морицу Оранскому.

Мориц, принц Оранский (1567—1625), сын Вильгельма Оранского, штатгалтер Гельдерланда, Голландии, Зеландии, Утрехта и Оферейсселя — северных провинций Нидерландов, отделившихся от бельгийских провинций во время нидерландской революции. В русских документах — “Маврициус князь”.

2 Яков фран Гемскерк, голландский мореплаватель и адмирал. Принимал участие в северо-восточных экспедициях 1594 и 1595 гг. Участвовал в плавании Я. фан Некка и В. фан Варвейка в Индию (1598—1600 гг). и в качестве адмирала в Ост-индской экспедиции 1601 г. Убит в 1607 г. в сражении с испанским Флотом при Гибралтаре. См. Гамель, Англичане в России в XVI и XVII ст., стр. 20 — 22.

3 Исаак Масса родился в 1587 г.

4 См. письмо Массы от 2 августа 1614 г. из Архангельска к Генеральным штатам (“Вестник Европы”, 1868 г., кн. I, стр. 235).

5 Иоанн IV родился в 1530 г. (25 августа), Василий III умер в 1533 г. (3 декабря), Елена — в 1538 г. (3 апреля).

6 В подлиннике — Christelycke Monumentum der heyligen. Выражение употреблено в переводе, изданном Археогр. комисс., оно находится в Собр. госуд. грам. и догов., II, № 268 (1611, август).

7 Венчание происходило 16 января 1547 г. Бракосочетание состоялось 3 февраля 1547 г.

8 Ср. Временник дьяка Ивана Тимофеева — “вспять с Бела-озера от Лавры святого отца Кирила спутшествуюшему, по неизследному божию совету случися внезапу отроку от рук доилица на воду ниспасти” (Русск. ист. библ., т. XIII, столб. 232).

9 В издании Линде, стр. 3. — bijde 20 jaren; царевич Иоанн родился 28 марта 1554 г., был убит в 1581 г. То же самое говорит Флетчер о младшем сыне Иоанна, Димитрии: “Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нем начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находил удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого) и бить палкою гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут” (Флетчер, О государстве русском, Спб., 1903, стр. 21).

10 Флетчер: “Другой старший брат из трех, и лучший из них, умер от головного ушиба, нанесенного ему отцом его в припадке бешенства палкою или (как некоторые говорят) от удара острым концом ее, глубоко вонзившимся в голову. Неумышленность его убийства доказывается скорбию и мучениями по смерти сына, которые никогда не покидали его до самой могилы” (стр. 20).

Гейденштейн, на книгу которого ниже ссылается Масса, сообщает о смерти старшего сына Ивана: “Другие передают, что царевич слишком настойчиво стал требовать от отца войска, чтобы сразиться с королевскими войсками” “Записки о московской войне”, Спб., 1889, стр. 242).

11 Масса, вероятно, говорит о построении каменной стены вокруг Китай-города в 1535 г.

12 Перемирие с Польшей было заключено после взятия Казани в 1554 г.

13 Иоанн IV выехал из Москвы не в 1551 г., а в 1552 г.

14 Царь Казанский, взятый в плен русскими, назывался Едигером.

15 Ср. ниже — Otphirse poort (Тверские ворота).

16 Этот Симеон был не казанский царь Едигер, а, вероятно, касимовский. Едигер умер в 1565 г. Также у Маржерета, Сказания современников о Димитрии Самозванце, изд. 2-е, ч. IV, Спб., 1837, стр. 10.

17 Можно предположить, что это — испорченное Тмутаракань, с которой автор смешал Астрахань.

18 Абдыл-Рахман был изгнан из Астрахани в 1537 г. Едигер приехал на службу в Россию в 1542 г. Кайбула выехал из Астрахани в 1552 г.

19 Библия, Вторая книга царств, гл. X, стр. 4: “И взял Анион слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды, их наполовину, до чресл, и отпустил их”.

20 Посольство Севастьяна относится к 1551 г. Астрахань была взята 2 июля 1534 года.

21 О жестокостях Иоанна иностранцы писали много, охотно и подробно, не жалея красок. См. “Послание Таубе и Крузе” (“Русский исторический журнал”, кн. 8, II., 1922, стр. 42); “Новое известие о России времени Ивана Грозного”; “Сказание Альберта Шлихтинга”, перевод А. И. Малеина, изд. 3-е. Л., 1934; Флетчер, О государстве русском, и др.; см. также свидетельство кн. Курбского. История о великом князе Московском, и его письма Ивану Грозному,

22 Словами cancelier и secretarist Масса означает дьяка и подьячего.

23 Первая жена Иоанна IV, Анастасия, скончалась 7 августа 1560 г. 21 августа 1561 г. царь женился на Марии, скончавшейся в 1569 г.

24 Темирайсах — испорченное Аксак-Тимур-Ленк; Аксак-Тимур — хромой Тимур, по-персидски — Тимур-Ленк, откуда Тамерлан. Нельзя смешивать с Тимур-Кутдуем.

25 Гейденштейн, Рейнгольд (1556—1620) — польский историк. Был секретарем Стефана Батория, потом Сигизмунда III, принимал участие в войнах с Московией за обладание Ливонией. Его “Записки о московской войне” (1577—1582) изданы впервые в Кракове в 1584 г., потом в Базеле (1585 г.), в Кельне (1589 г.) в приложении к сочинению Кромера, Polonia, во Франкфурте (1600 г.) и др. Были переизданы Старчевским в собрании “Historiae ruthenica schriptores” (1841 г.). Переводы: немецкий — Ваtеl'я (1890 г.), польский — Глищинского (1857 г.), русский — И. И. Виноградова (Спб., 1889, изд. Археогр. комисс.) и Сапунова (“Витебская старина”, т. IV, 1885 г., отрывок). См. также В. Васильевский. Польская и немецкая печать о войне Батория с Иоанном Грозным {“Журнал мин. нар. проcв.”, 1889 г., I, стр. 127—167; II, стр. 350—390).

26 Иоанн Эйлоф — нидерландский врач при дворе Иоанна IV, анабаптист, действовавший против папы во время посольства Поссевина. В Московии Эйлоф занимался не только медициной, но и торговлей (Ю. Щербачев, Русские акты, стр. 203, и Сборники русск. ист. общ., т. 38, стр. 17 и т. 116, стр. CCXXXVII и сл.).

27 Иоанн умер в марте 1584 г., по одним данным — 18-го, по другим — 19-го.

28 О волнениях в Москве говорит также Петрей. Однако главным виновником их он называет Богдана Бельского. П. Петрей, История о Великом княжестве Московском, пер. с нем. А. Н. Шемякина, М., 1871, стр. 167). Также об этом говорят и русские источники.

29 Масса, очевидно, говорит здесь о причитаниях.

30 Петрей: “Некоторые думают, что его похоронили с большою пышностью в церкви св. Михаила, возле его предков. В самом же деле было не так: в тот самый день, когда он скончался, тело его пропало, и никто с тех пор не видал и не находил его” (стр. 161).

31 Венчание происходило 31 мая 1584 г.

32 В монашестве жена царя Федора, Ирина, приняла имя Александры.

33 Этот поход относится к 1590 г. Разр. кн., Симб. сборн., 109. В Псковской I летописи П. С. Р. Л., т. IV, 7096: “Того же лета, по зиме, ходил государь царь и великий князь Федор Иванович всея Руси с нарядом ратию, под Немецкий город под Ругодив, и взял Ивань-город, и Яму, и Копорье, а Ругодива не могли взять”.

34 Петрей говорит, что Борис “нес свою должность с таким усердием и благоразумием, что многие дивились тому и говорили, что не было ему равного во всей стране по смышлености, разуму и совету” (стр. 168). См. также Изборник слав. и русс. соч. и ст., внесенных в хронографы русск. ред. собр., А. Попов, 186 (Хрон. II ред.), 284 (Хронограф Сергея Кубасова). Временник Ивана Тимофеева, Русск. ист. библ., т. ХП1, ст. 339—341).

35 Разр. кн., Симб. сборн., 114: 26 июня 1591 г. “велел государь из всех полков, з берегу, из украйных городов, воеводам итти в Серпухов”.

36 Ср. “Новый летописец”: “Царь же Крымской со всеми людьми прииде нескоро под Москву и ста в Коломенском и воеваша около Москвы, села жгоша и людей имаша: люди ж государевы бияхусь с ним из обозу и не можаху их одолети” (П. С. Р. Л., т. XIV, ч. I, Сп6. 1910, стр. 42). Ср. Разр. кн., Симб. сборн., 115.

37 “Новый летописец”: “Тое же нощи в полках у воевод бысть всполох велий: царь же Крымской се слышав и веле привести перед себя полонеников и вопроша их: “что есть тако на Москве великой шум?”. Они же рекоша царю, что “приидоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити сее нощи на тебе”. Царь же, слышав от них такое слово той же час побегоша ж от Москвы и коши пометав. Татаровя ж видяху царев побег, бежаху и друг другу топтаху” (стр. 43). Ср. Разр. кн., Симб. сборн., 116.

38 В издании Линде — 28 миль.

39 О награждении золотой монетой также говорит Флетчер (гл. XVII).

40 Буссов: “Вскоре заметили в сем Царевиче отцовское жестокосердие: однажды он велел своим товарищам, молодым дворянам, сделать из снегу несколько изображений, назвал их именами известных бояр, поставил рядом и начал рубить: одному отсек голову, другому отбил руку, ногу, иного проколол насквозь, приговаривая: “Это такой то боярин, такой то князь; так им будет в мое царствование” (“Сказание современников о Димитрие Самозванце”, изд. 2-е, ч. 1, Спб., 1837, стр. 3). Также Петрей: “По словам и детским играм Димитрия было заметно, что в нем крылась жестокая натура, влияние отца, особливо, когда он чем-нибудь занимался и играл со своими мальчиками. Однажды, забавляясь в зимнюю пору на льду с дворянскими детьми, он велел наделать из снега и льда несколько человеческих статуй, потом каждой фигуре дал имя какого-нибудь московского князя и большого боярина и сказал: “Вот это князь, это наместник, это думный боярин, это канцлер, это казначей, это Борис, и так далее, до двадцати человек. После того велел принести саблю и молвил: “Когда буду великим князем, тогда вот что сделаю с большими боярами”, и сперва срубил голову у фигуры, представлявшей Бориса Годунова, потом у другой руку, у третьей бедро, четвертую заколол, и так далее, одну за другой, пока ни одной не осталось” (стр. 170). 06 этих слухах говорит и Авраамии Палицын: Димитрий “часто в детских глумлениях глаголет и действует нелепая о ближнейших брата си, паче же о сем Борисе” (“Сказание Авраамия Палицина”, Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 970).

41 Известие Массы сходно с некоторыми русскими источниками. См., например, Собр. госуд. грам. и догов., II, № 60, и В. Клейн, Угличское следственное дело о смерти царевича Димитрия 18 мая 1591 г. (“Записки Моск. археол. инстит.”, т. XXV, 1913). По следственному делу Димитрий погиб от несчастного случая. Иностранцы и русские источники, вышедшие из лагеря Шуйских, дают версию о убийстве Димитрия. Петрей утверждает, что Димитрий был убит ночью: “Однажды ночью подожгли дворец, когда же он начал гореть и все были в испуге и смятении, изменники бегом бежали ко дворцу, разбудили Димитрия, зная его привычку вставать с постели и смотреть, как горело и как народ тушил огонь. Когда он встал с постели и сошел из дворца по лестнице, четыре вероломные дворянина напали на него, закололи его длинными, отравленными ножами и побежали в Москву к Борису, думая получить от него большие милости и подарки за свою верную службу” (стр. 171).

42 Клешнин был сокольничим, а не боярином. Собр. госуд. грам. и догов., II, № 60, стр. 108.

43 “Между тем Годунов через своих клевретов поджег Москву во многих местах и обратил в пепел несколько тысяч домов по обеим сторонам Неглинной, в том предположении, что одна скорбь прогонит другую и что каждый будет заботиться более о собственном несчастии, нежели о смерти юного Димитрия” (Буссов, стр. 4). Маржерет: “Весть о смерти Димитрия породила в Москве разные толки: народ роптал. Борис, зная все, что ни говорили, приказал зажечь в ночное время гостиный ряд, купеческие домы и другие здания; собственное горе, думал он, заставит граждан забыть царевича: ропот утихнет и умы успокоятся. Он сам присутствовал на пожаре, давал повеления тушить огонь; причем столько хлопотал, что, невидимому, несчастье города весьма его печалило. Потом, созвав потерпевших убытки, старался утешить их ласковыми речами, горевал о бедствии, дал слово исходатайствовать у государя вспоможение каждому из них для постройки домов и обещал воздвигнуть каменные лавки вместо прежних деревянных; все это было исполнено” (Сказ. совр. о Димитрии Самозванце, изд. 2-е, ч. III, стр. 21). Также Петрей (стр. 171). Ср. Хроника Кубасова (Изборник слав. и русск. соч. и ст., внесенных в хронографы русск. ред., собр. А. Полов, М. 1869, стр. 285 и 286), “Новый летописец”, стр. 42, Сказание Палицина (Русск. ист. библ., т. XIII, стр. 971—972).

44 “Новый летописец”: “Александра Никитича с Девонтьем Лодыженским сосла к Студеному морю, к Усолью рекомая Луда, там его затвориша в темницу, и по повелению его Левонтей тамо его удушил, и погребен бысть на Луде” (стр. S3—54).

45 “В лето 7094-е государь царь и великий князь Федор Иванович всея Русин самодержец повеле на Москве делати град каменной около большого посаду, подле земьляные осопи, и делали его 7 лет, и нарекоша имя ему Царев град”. Изборник, изд. А. Поповым, 187 (хрои. II ред.).

46 Подробнее говорит о доходах и владениях Бориса Годунова Флетчер: “Ежегодный доход его с поместьев, вместе с жалованьем, простирается до 93700 рублей и более, как можно видеть из следующих подробностей. С наследственного имения в Вязьме и Дорогобуже (увеличенного им самим) он получает 6000 рублей в год; за должность конюшего — 13000 рублей или марок, взимаемых с конюшенных слобод или по особым преимуществам, присвоенным этой должности, которые заключаются во владении некоторыми землями и городами близ Москвы. Кроме того он берет в свою пользу доход со всех пчельников и лугов по обеим сторонам берегов Москва-реки на тридцать верст вверх и на сорок вниз по течению. Сверх жалованья по должности ему дается еще по 15000 рублей в виде пенсии от Царя. С области Важской ему предоставлено получать по особому преимуществу 32000 рублей из Польской четверти, кроме дохода от меховой промышленности, с Рязани и Северска (но другой особой статье) 30000 рублей, с Твери и Торжка, другого привилегированного места, 8000 рублен, от бань и купален в Москве — 1500 рублей, не говоря уже о поместьях или землях, коими он владеет по воле царя и которые далеко превосходят количество земли, предоставленное прочему дворянству” (стр. 52—83).

47 Маржерет говорит, что Шуйские находились под подозрением даже и тогда, когда Борис их жаловал (стр. 68). Шуйские были сосланы в начале царствования Федора. О деле Шуйских и московских волнениях 1587 г. см. “Новый летописец”, стр. 36—37; хронограф второй редакц. (Изборник А. Попова, стр. 137), “Сказание о Гришке Отрепьеве” (Русск. ист. библ., XIII, ст. 716), “Иное сказание” (там же, стр. 4).

Флетчер при описании опричнины и действий Иоанна Грозного говорит: “Столь низкая политика и варварские поступки (хотя и прекратившиеся теперь) так потрясли все государство и до того возбудили всеобщий ропот и непримиримую ненависть, что (повидимому) это должно окончиться не иначе, как всеобщим восстанием” и далее: “Как эти, так и другие подобные им средства, придуманные царем Иваном Васильевичем, доселе еще употребляются Годуновыми, которые, возвысившись чрез брак царицы, родственницы их, правят и царем и царством (в особенности Борис Федорович Годунов, брат царицы), стараясь всеми мерами истребить или унизить все знатнейшее и древнейшее дворянство” (стр. 51). Ср. во Временнике дьяка Ивана Тимофеева о возвышении Борисом худородных людей (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 355—356).

48 “Бысть же той Борис образом своим и деды множество людей превозшед, никто бе у ему от царских синклит подобен во благолепии лица его и в рассуждение ума его” (Изборник, изд. А. Поповым, стр. 285, хроника Кубасова).

49 О дружбе Бориса с Андреем Щелкаловым см. “Сказание о Гришке Отрепьеве” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 715) и Временник Ивана Тимофеева (там же, ст. 352—354). О Щелкаловых см. Н. П. Лихачев, Разрядные дьяки XVI века, Спб., 1888, стр. 191—203.

50 Федор умер 7 января 1598 г. Житие, св-р. 16—17 и “Новый летописец”, стр. 49 (П. С. Р. Л., т. VIII).

Паерле говорит, что “Борис при помощи сестры своей, супруги Федора, тайно отравил сего государя” (“Сказ. совр. о Димитрии Самозванце”, изд. 2-е, стр. 4). Ср. так называемый “Дневник Марины” (там же, ч. IV) и П. С. Р. Д., т. V, стр. 47—59). Также Жолкевский: “Он отравил и самого царя Федора, своего зятя” (“Записки гетмана Жолковского о московской войне”, изд. 2-е 1871 г., стр. 5).

51 To же известие у Буссова: “Царица Ирина, сестра правителя, убеждала супруга вручить скипетр ее брату, давно уже и счастливо правившему государством. Но умирающий царь предложил оный старшему из Никитичей, Федору, имевшему на престол ближайшее право; Федор Никитич отказался от царского скипетра и уступал его брату своему Александру; Александр предлагал сию честь другому брату, Ивану; Иван — третьему брату, Михаилу, а Михаил — какому-то знатному князю, так, что никто не брал скипетра, хотя каждому хотелось взять оный, как после увидим. Умирающий царь долго передавал свой жезл из рук в руки, лишился наконец терпения и сказал: “Возьми же его, кто хочет; я не в силах более держать”. Тут сквозь толпу важных особ, заставлявших так долго упрашивать себя, протянул руку Борис и схватил скипетр” (стр. 5). Его повторяет Петрей (172). См. также Изборник А. Попова, 188 (хрон. 2 ред.), 188 “Статьи о Смуте, извлеченные из хронографа 1617”, (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 1282).

52 Ср. “Новый летописец”, стр. 49—50. Иначе рассказывает Буссов: “Царица, призвав к себе тайно многих сотников и пятидесятников, склонила их деньгами и лестными обещаниями к убеждению воинов и граждан не избирать на царство, если потребуется их голос, никого, кроме Бориса” (стр. 6—7). См. также Петрей (стр. 170) и “Известие о кончине князя и царя Московского Федора Ивановича” в “Донесении о поездке в Москву придворного римского императора Михаила Шиля”, пер. А. Н. Шемякина, “Чтения в Моск. общ. ист. и др.”, 1875 г., кн. II, стр. 11—18.

53 “Он же Борис срамляшеся и бояшеся сестры своей иноки Александры, занеже не допущаше сему быти тако, ведяше бо яко издавана желание его на се... “Иное сказание” (Русск. ист. библ., т. XIII, ст. 131). Ср. также Буссов (стр. 10) и Петрей (стр. 174—176). Иное в донесении Михаила Шиля: “В продолжении целого месяца каждый день весь народ, большие и малые, ходил в монастырь к вдове великого князя; все с жалобным плачем и причитаниями просили и умоляли великую княгиню, что если уже она пошла в монашество и сложила мирское правление, то хоть бы упросила и склонила своего брата Бориса Федоровича, принять скипетр государства и царствовать, а то они не знают и не хотят никого другого, кроме его. Сколько раз ни отсылала их великая княгиня к князьям и боярам, однакож не могла добиться от них никакого послушания: они беспрестанно все умоляли о помощи ее и Бориса Федоровича... Великая княгиня пошла потом в монастырь к брату и уговаривала его тронуться и подумать об опасности всей страны... смиловаться на крайнюю нужду, жалобы и плач всего народа, продолжающиеся уже несколько недель, и принять скипетр русского царства... На это напоминание великой княгини он сказал ей, чтобы она сообразила, на какой труд, заботу и тягость он идет, если примет правление, приводил в предлог и свое недостоинство, так как есть много других господ, которым первым следует царство, и она лучше его умеет править. Напоследок на дальнейшие просьбы и настояния великой княгини он согласился”. “Чтения Моск. общ. ист. и др.”, 1875 г., кн. II, стр. 13—14.

Борис был избран на земском соборе 17 Февраля. Официальный рассказ об его избрании см. “Памятники дипл. снош.”, II, стр. 663 и “Памятники” Н. И. Веселовского.

54 В донесении Михаила Шиля: “В мае месяце, за 8 дней до троицына дня, пришло в Москву одно известие, будто бы крымский татарин (Tartter), иначе называемый татарским ханом (Tarttarchan), узнав что, страна без главы и государя, вышел в поле с большими силами попытать своего счастья. Его державность пошел ему навстречу сам с 300000 к Серпухову (Zirbach), городку в 36 милях от Москвы на реке Каре (Atka), где и поджидал неприятеля; но лишь только татарин узнал об его больших силах, особливо же о множестве с ним больших пушек, как тотчас же отправил его державности знатное посольство, и сам опять ушел в свою землю со всем войском” (там же, стр. 16). У Буссова — 800000 чел.; Петрея — более 200000; Маржерета — до 800 000 чел.

55 Борис венчался 1 сентября 1598 г. “Новый летописец”: “В лето 7107 году, на сам Семен день, венчался царь Борис царским венцом в соборной церкви Успения пречистые богородицы, а венчал его патриарх Иов и все власти московские, а золотыми в дверях его осыпал боярин князь Федор Иванович Мстиславский” (стр. 51). Ср. Петрей (стр. 177), Буссов (стр. 11).

56 Буссов: “Лифляндским купцам из Дерпта, Нарвы и Феллина, плененным за несколько пред тем дет, Борис дозволил ездить внутри государства, отправляться за границу, промышлять и торговать, где хотели, чем угодно; дал им из царской казны в ссуду, без пошлин и процентов, иному 300, другому 400 рублей, на бессрочное время, доколе сам не потребует занятой ими суммы (чего однакож и доселе не случилось)” (стр. 13). В донесении Шиля: “Великий князь воротился назад и освободил всех иностранцев, особливо немцев, сосланных несколько лет тому назад в пустынные места, и отдал на волю каждого из них либо вернуться в Москву и проживать там, либо же совсем выехать из страны, для кого это можно. Кто из них был недостаточного состояния или беден, но смыслил вести торговлю, тех ссужал из великокняжеской казны на 6 лет без процентов по 2, по 3, по 4, по 8 и даже по 10 тысяч рублей т. е. 30000 талеров, смотря по значению и состоянию лица, чтобы на эти деньги они могли нажить себе прибыль” (“Чтения Моск. общ. ист. и др.", [188] 1875 г., кн. II, стр. 18). Также “Новый летописец”: “Царь же Борис по три дни пирова... даяше... жалование велие” (стр. 31).

57 Буссов: “Сверх того он обещал торжественно в течение 5 лет никого не казнить смертию, указав преступников ссылать в отдаленные области; велел строить домы для судилищ и приказов; издал мудрые законы и постановления” (стр. 12). Ср. Петрей (стр. 177).

58 Буссов, напротив, считает, что обвинение Романовых в намерении отравить Бориса Годунова имело основание. Он ставит его в связь с делом Бельского: “По усмирению сего крамольника явились другие зложелатели Борису: то были четыре брата Никитичи, которые, как выше сказано, по смерти царя Федора могли бы взойти на престол, если бы не отказались от скипетра и не упустили его из рук своих. Они были раздражены поступками царя с Богданом Бельским, однако таили свою злобу и всегда казались покорными; между тем наученные неудачею Бельского замышляли средством избавиться от Бориса — отравою. Собственные их слуги открыли сей умысел; Никитичи лишились всего, что имели, и были сосланы подобно первому изменнику” (стр. 30). См. также Акты Историч. II, № 38; “Новый Летописец” (стр. 52—54). Флетчер, перечисляя знатнейшие русские роды, заметил: “Князь Мстиславский. Он также заключен в монастырь, а единственному сыну его не дозволено вступать в брак для пресечения их рода”. Маржерет: “Одна из сестер сего боярина была в замужестве за царем Симеоном, другая же осталась девицею. Борис приказал ее против воли постричь в монахини, а Мстиславскому запретил жениться” (стр. 68).

59 Казначеем в царствование Бориса был Игнатий Петрович Татищев, “Древняя Вивлиофика”, кн. XX, стр. 70, 73.

60 В издании Линде, 48: nu; в издании Археогр. комисс., стр. 33, столб. 2: als.