Комментарии

Комментарии

406. Река Дунлянхэ сейчас называется Гайцзыхэ и является левым притоком р. Ляохэ.

407. Здесь существенное расхождение с китайским текстом. По китайскому тексту, Ваньянь Моу-янь был назначен правым (младшим) заместителем маршала - "ю фу юанъшуай", Гао Чжун-цзянь - маршалом, а Лувань Цзяну - правым генерал-инспектором ("ю цзяньцзюнь"),

408. Область Хулигай чжурчжэньского государства располагалась вдоль правого берега р. Сунгари, к востоку и северо-востоку от долины р. Маихэ. На западе область Хулигай граничила с областью Хойнинфу (см. прим. 191). Область Супинъ (Сюэпинь) охватывала южную часть Приморья и ряд районов в соседней Восточной Маньчжурии. Обе эти области находились в подчинении Верхней столицы (г. Шанцзин).

409. Выше в тексте летописи выражение "шэн сяо"было переведено Г.М. Розовым как "совершенный и сынопочтительный", что значительно ближе к подлинному его смыслу.

410. "Сяо цзин" ("Книга о сяо") - одна из книг конфуцианского канона. Она содержит запись бесед Конфуция с его учеником Цэн Цань о сыновней почтительности. По преданию, эти беседы были записаны другим учеником Конфуция, имя которого не сохранилось.

411. Хоуцзи (князь - просо) - мифический родоначальник чжоуского правящего дома. В легендах чжоусцев он представляется прямым потомком верховного божества Шанди.

412. Династия Хань правила в Китае с 206 г. до н.э. по 220 г. н.э., династия Вэй - с 386 по 535 гг. Здесь, возможно, имеется в виду династия Северная Вэй, а не царство Вэй периода Троецарствия (220 -264). Династия Цзинъ правила с 265 по 420 гг.

413. Гао-цзу - первый император династии Тан (618 - 907); царствовал с. 618 по 624 гг. Гао-цзун -третий иператор династии Тан; царствовал с 649 по 683 гг.

414. Тай-цзу - первый император династии Сун (960 - 1279); правил с 960 по 876 гг. Тай-цзун - второй император династии Сун; правил с 976 по 997 гг. Чжэнь-цзун - третий император династии Сун; правил с 997 по 1022 гг. Жэнь-цзун - четвертый император династии Сун; правил с 1022 по 1063 гг.

415. В китайском тексте стоит "дянъцзяньсы" - ревизионно-контрольный орган в системе дворцового управления, ведавший дворцовой стражей и императорской свитой. Перевод Г.М. Розова ("полиция") очень приблизителен.

416. Ланчжун - начальник отдела, иногда старший секретарь. У Г.М. Розова перевод неточен. Эта должность по своему значению была значительно ниже "заместителя".

417. Уездный город Шоуянсянь находился в 35 км к юго-западу от г. Лоян, в провинции Хэнань. Сейчас он называется Иян.

418. Пункты Шихао, Шаньчжоу, Тунгуань, Тухаошань, Доумэньчэн, Тухуа и Гочжоу находились в северо-западной части провинции Хэнань, сравнительно недалеко от границ провинций Шаньси и Шэньси. Шаньчжоу - город в 140 км к западу от г. Лоян, на границе с провинцией Шаньси (ныне это уездный г. Шаньянь). Шихао - город в 35 км к юго-западу от г. Шаньчжоу. Тунгуань - очень важный стратегический пункт на берегу р. Хуанхэ, на стыке границ провинций Шаньси, Шэньси и Хэнань. Тухаошань - название горы, находящейся примерно в 35 - 40 км к востоку от г. Шаньчжоу. Доумэньчэн локализовать не удалась, т.к. есть несколько городов с таким названием, но в других районах Китая (главным образом, на юге) и слишком далеко от того места, где происходили описываемые события. Возможно, здесь ошибка, и должен быть "город Доучэн" (в тексте лишний иероглиф "мэнь"), находившийся к востоку от этого района, в 50-ти км к юго-востоку от г. Чжэнчжоу. Тухуа не удалось локализовать. Гочжоу упоминался выше (см. прим. 262).

419. Перечисленные здесь 9 пунктов должны были находиться в юго-западном углу провинции Шэньси. Некоторые из них в комментариях уже упоминались - Хуачжоу (см. прим. 281), Саньгуань (см. прим. 392), Хэшанюанъ (см. прим. 312) и Хэчжоу (см. прим. 310). Уездный город Баоцзисянь сохранил свое название до наших дней. Он расположен в 150 км к западу от г. Сиань, в 35 км от границы с провинцией Ганьсу. Горы Дачунлин находятся к северо-востоку от г. Баоцзясянь и являются границей с уездом Фэнсян. Озеро Юйнюйтань находится к юго-западу от уездного города Баоцзисянь. Здесь в период Пяти династий сычуанский полководец разбил войска династии Поздняя Хань. В этом же районе, но к северу от г. Баоцзисянь находится еще одно озеро Юйнюйтань. Что касается пунктов Шэньчакоу, Гучжэнь и Шибичжай), то они также должны были находиться в этом районе.

420. Хумаюй - внук Вачжэ. Вачжэ был единокровным братом Агуды: его мать происходила из чжурчжэньского рода Тушань. В китайском тексте он упомянут под китайским именем Чжан.

421. Сулугай. В некоторых других текстах "Цзинь ши" он именуется Хусулугай, что надо признать более правильным написанием. Полностью этот предводитель должен именоваться Чичжань Хусулугай, где чжурчжэньское родоплеменное наименование "чичжай" превратилось в фамилию. Представители этой фамилии известны на службе киданьской империи Ляо, чжурчжэньского государства Цзинь и монгольской династии Юань.

422. Ли Жэнь-сяо - один из самых деятельных и просвещенных правителей тангутского государства Ся. Он правил страной с 1139 по 1193 гг. Хотя во время правления этого государя и происходили народные волнения и мятежи, однако его царствование считается периодом наибольшего расцвета государства Ся.

423. Здесь, по-видимому, один тысяцкий - Ила Шалила.

424. Установить местонахождение Сяньцюаня не удалось. В "Цзинь ши" имеется много сообщений о борьбе с мятежником Ова (в китайской транскрипции Вова). Ниже указано, что его фамилия была Сяо - Сяо Вова. Первоначально с ним вел борьбу Ваньянь Моу-янь, потом он был отстранен, а ликвидация отрядов Ова была поручена Пусань Чжун-и. В тот момент Ова контролировал территорию уездов Линшань, Тучан и Хойхэ. По современному административному делению, эти уезды, существовавшие как при киданях, так и при чжурчжэнях, находится на стыке провинции Ляонин и автономного района Внутренней Монголии, в верховьях рек Далинхэ и Лаохахэ. После того, как Ова потерпел поражение, он бежал на запад к народу си (кумоси), кочевавшему в это время в бассейне верхнего течения р. Шара-Мурэн.

425. Гао-цзун - десятый император династии Сун (Южная Сун); правил с 1127 по 1162 гг. Сяо-цзун -одиннадцатый император династии Сун; правил с 1162 по 1189 гг. Его гражданское имя Чжао Шэнь (а не Цзи, как указано у Г.М. Розова). Си-цзун был потомком Чжао Дэ-фана (сын первого императора династии Сун Тай-цзу) и приемным сыном императора Гао-цзуна.

426. Чжанъи. В провинции Ганьсу известны два укрепленных пункта (небольшая крепость - "бао") с этим названием: 1) в 30 км к юго-западу от современного уездного г. Гуюань; 2) в 60 км к юго-востоку от современного уездного г. Увэй. Здесь, по-видимому, имеется в виду первый укрепленный пункт, так как он находился значительно ближе к району, где действовала армия У Линя.

427. Тайвэй - главный воевода, один из трех гунов (сань гун) - высших сановников империи. Термин "тайвэй" известен со времени династии Цинь. Позднее он был переименован в дасыма, а при династии Поздняя Хань вновь восстановлен. Чжурчжэни заимствовали ханьскую систему: у них тайвэй был старшим из числа "трех гунов". Кроме того, имелись сыту и сыкун. Сыту ведал народом (нравы, обычаи, просвещение и т.п.), а сыкун - общественными работами. Все эти три лица не занимали каких-либо административных постов и находились при императоре, фактически являясь его советниками (консультантами).

428. Здесь перевод очень приблизителен. В "Цзинь ши" употреблен термин "дутун фу" - управление дутуна. Дутун - командующий войсками крупной административной единицы.

429. В китайском тексте написано "командующий войсками (дутун) провинции Хэнанъ". Здесь название народа си превратилось в фамилию. В истории киданей и чжурчжэней известно несколько деятелей, носивших эту фамилию.

430. Сучжоу - ныне это уездный город, находящийся в северной части провинции Аньхой, недалеко от стыка границ провинций Хэнань, Цзян'су и Аньхой.

431. "Гора севера" (Бэйюэ или Хэншань). В Китае особым уважением пользовались 5 священных гор, каждая из которых имела свое собственное название, но чаще в текстах, когда шла речь о жертвоприношениях, они обозначались по сторонам света: северные, южные, восточные, западные и центральные. Северные горы (Хэншань) являются одним из хребтов горной системы Иньшань. Они располагаются в северной части провинции Шаньси и простираются от гор Цзюйчжушань на восток и северо-восток, вдоль р. Санганьхэ. Отроги их проникают и в провинцию Хэбэй. Конечно, почиталась не вся эта система, а одна гора. В древности такой горой была одна из наиболее высоких гор в этой системе, находящаяся в современной провинции Хэбэй, в 70 км к востоку от уездного г. Цзюйян, на границе с провинцией Шаньси. При династии Мин было объявлено, что чтимой горой является вершина, находящаяся в провинции Шаньси, в 10 км к югу от уездного г. Хуньюань.

432. Губерния (область) Ичжоу. В китайском тексте также говорится об Ичжоу лу (область). Составители, по-видимому, допустили ошибку, так как для чжурчжэньского времени такая область (лу) не зарегистрирована. Область Ичжоу лу была создана монголами после завоевания ими Маньчжурии.

433. Цзичжоу - один из шестнадцати округов, уступленный в период "Пяти династий" киданям. Сейчас это уезд Цзисянь в 90 км к востоку от г. Пекин.

434. Чучжоу - современный уездный г. Хуайань, находящийся в провинции Цзянсу, в 150 км к северу от р. Янцзы, на Великом канале.

435. Шанчжоу - ныне это уездный г. Шансянь, расположенный примерно в 100 км к юго-востоку от г. Сиань.

436. 200 тысяч концов = кусков, штук (материи). Одна штука материи в Китае в описываемое время содержала 4 чжана (1 чжан был чуть больше 3 м). Таким образом, ежегодно Китай должен был поставлять в качестве дани 2 млн. 500 тыс. м шелковых тканей. Что касается серебра, то если 1 лян для драгоценных металлов равен 36 граммам (как было в конце XIX в.), то получим более семи тонн. В китайском тексте пропущено сообщение о выплате дани серебром.

437. По сообщению китайской фармакологии, гриб чжи вырастает на сухих деревьях и может иметь шесть оттенков - белый, желтый, розовый, красный, синий и черный. Считалось, если этот гриб принять внутрь, то человек становится мудрым, поэтому гриб и называется "Лин чжи"- "чудесный чжи". Существует легенда, что этот шестицветный гриб появляется тогда, когда государь чтит стариков и не меняет заветов старины. Гриб "чжи" - трутовик из семейства Fames.

438. Личжоу - это округ, находившийся в центральной части современной провинции Хэбэй, в 50 км к югу от г. Баодин. Выше уже упоминался округ Личжоу (см. прим. 302), располагавшийся на территории провинции Шэньси. Это разные округа, и в китайском тексте названия их пишутся разными иероглифами.

439. Округ Чжаочжоу находился в Центральной Маньчжурии, в районе современной железнодорожной станции Таолайчжао на линии Харбин - Чанчунь, недалеко от пересечения железной дорогой р. Сунгари.

440. Сяо-вэнь - четвертый император династии Хань; царствовал с 180 по 157 гг. до н.э.

441. Династия Лян (502 - 557) относится к эпохе "Южных и северных династий" (375 - 583), которая правила на юге Китая. Император У-ди был ее основателем и царствовал в течение 48 лет - с 502 по 550 гг.

442. Город Чжочжоу находился в 60 км к юго-западу от г. Пекин, в районе современного уезда Чжосянь. Горы Дафаншань, в отрогах которых были сооружены усыпальницы чжурчжэньских императоров, были сравнительно недалеко к северо-западу от г. Чжочжоу.

443. Аньхуацзюнь - воеводство (цзюнь) Аньхуа. По-видимому, оно находилось в южной части провинции Шэньси.

444. Цаньчжи чжэнши - советник, помогающий министрам в управлении государством. Эта должность впервые была создана при династии Сун, существовала у киданей и чжурчжэней, а также при монгольской династии Юань.

445. Старший чиновник чэн - "цзо чэн", левый (старший) помощник левого (старшего) заместителя главы шаншушэна (см. прим. 318). В ведении цзо чэна находились три важнейших департамента (министерства) -• чинов, финансов и церемоний.

446. Жэнь Дэ-цзин - китаец из г. Сиань. В 1136 г. он подарил государю Западного Ся Цянь-шуню свою молодую дочь, ставшую императрицей. В 1150 г. он встал во главе всей гражданской администрации тангутского государства Ся. Такое стремительное возвышение было достигнуто им не только при содействии дочери, но и благодаря незаурядным административным способностям. Постепенно ему удалось объединить вокруг себя самые разнообразные группировки и течения внутри тангутского государства, выступавшие против тангутского правящего дома. Силы, объединившиеся вокруг Жэнь Дэ-цзина, были настолько велики, что тангутский государь Жэнь-сяо вынужден был согласиться на раздел государства. В пятом дополнительном месяце (16 июня - 15 июля) 1170 г. Жэнь Дэ-цзин объявил о создании своего государства Чу с центром в г. Линчжоу (юго-восточная часть тангутского государства). Линчжоу - современный г. Линъу, находящийся на правом берегу р. Хуанхэ в Нинся-хуэйском автономном районе. Здесь упоминается о попытке Жэнь Дэ-цзина заручиться поддержкой чжурчжэней, или хотя бы добиться их нейтралитета. Резко отрицательная реакция чжурчжэньского императора Ши-цзуна (Улу), боявшегося усиления влияния китайцев в этом районе, а также разоблачение и предание гласности тайных переговоров Жэнь Дэ-цзина с южно-сунским государством, ускорили крушение этого заговора против единства тангутского государства. В конце 1170 г. Жэнь Дэ-цзин был обезглавлен.

447. Округ Бачжоу (ныне уезд Басянь) находился примерно в 80 км южнее г. Пекин.

448. Уездный город Гуансянь сохранил свое название до наших дней. Он находится примерно в 40 км к югу от г. Пекин, а при чжурчжэнях входил в состав округа Чжочжоу (см. прим. 442).

449. Сыхоу (дословно - "ведающий временами года") - чиновник, в обязанности которого входило наблюдение за состоянием погоды и сменой сезонов, обслуживание культа духа (божества) ветра - Нюйи. В некоторых древних сочинениях сообщается, что это божество ведало развитием всего сущего.

450. Шэ-цзи - культ Шэ. Наряду с культом Неба, в древнем и средневековом Китае очень большое значение имел культ Земли (Шэ). В отличие от культа Неба, отправление обрядов которого было важнейшей прерогативой самого императора, культ Земли постепенно принял характер территориального культа и имел всеобщее значение. Божество Земли одновременно являлось хранителем территории и покровителем урожая. Торжественные церемонии жертвоприношения божеству Шэ совершались повсеместно дважды -весной, перед началом сельскохозяйственных работ, и осенью, после сбора урожая. Для этой цели около населенного пункта на небольшом холме сооружался квадратный алтарь, в центре которого устанавливалась деревянная или каменная табличка (стела), на которой было начертано имя божества.

451. Воеводство Фэньян в справочниках не зарегистрировано. Оно должно было находится в районе р. Фэньшуй, в современной провинции Шаньси. Возможно, это район современного г. Фэньян, находящегося в 110 км к юго-западу от г. Тайюань.

452. Шаюань - район в провинции Шэньси, славившейся скотоводством. Находился он к югу от современного г. Дали (Тунчжоу) (см. прим. 283). Эта сравнительно небольшая территория (40 км с востока на запад и 15 км с севера на юг) покрыта песком и непригодна для занятия земледелием, поэтому население здесь разводит скот (в том числе, баранов).

453. Ли Цзи - крупный государственный и военный деятель танской эпохи, известный своими победами над тюрками и тардушами (сеяньто). При императоре Гао-цзуне занимал пост левого пушэ (см. прим. 454) и совершил успешный поход на Когурё в 667 - 668 гг. Умер в 669 г.

454. Пуе. В отечественной литературе второй иероглиф чаще читается "шэ" - "пушэ". В шаншушэне (кабинете министров) при династиях Тан и Сун было 2 пушэ - левый и правый. Шаншушэн до некоторой степени можно сопоставлять с кабинетом министров, тогда должность пушэ будет соответствовать должности заместителей премьер-министра. Часто, из боязни сосредоточения громадной власти в руках одного человека, начальник шаншушэна не назначался, а делами управляли левый и правый пушэ.

455. Здесь описка: "палата шумицзянь" в административном аппарате древнего и средневекового Китая не зарегистрирована. Должно быть: "мишуцзянь" - начальник (цзянь) специального департамента (мишушэн), ведавшего императорской библиотекой. Первый иероглиф "ми "читается также "би" (например: "Юаньчао биши" - "Сокровенное сказание монголов").

456. Это место, при сравнении его с китайским текстом, скорее всего, должно быть прочитано так: "Помощник начальника округа Чэнъян по военным делам" (тунчжи чжоу цзюньши; см. прим. 373). Необходимо отметить, что воеводство Чэнъян существовало до 1182 г., когда было реорганизовано в одноименный округ. Это воеводство входило в состав чжурчжэньской провинции Восточная Шаньдун и находилось в районе современного уездного г. Цзюйсянь, в восточной части провинции Шаньдун, в 250 км к юго-западу от Циндао.

457. Ван-хао - князь Хо (Ван Хо). Он правил в Корее с 1171 по 1197 гг. и был известен под храмовым именем Мёнчжон.

458. Фанчюйши - местные военные коменданты. По положению, существовавшему при династии Тан, эти должностные лица находились в подчинении у туаньляньши (см. прим. 131) и учреждались в важнейших пунктах округа.

459. Округ Дэчжоу находился в районе современного уезда Дэсянь, расположенного в северной части провинции Шаньдун, почти на границе с провинцией Хэбэй.

460. Яо - легендарный правитель древнего Китая (см. прим. 367). Существует очень много легенд о древнейшем периоде истории Китая. Эти легенды не только отличаются одна от другой в описательной части, но приводят различные имена правителей, относящихся к одному и тому же периоду. Наиболее распространенный вариант таких легенд был в свое время зафиксирован отцом китайской историографии Сыма Цянем в его известном сочинении "Ши цзи" ("Исторические записки"). Мифический и легендарный периоды истории Китая обычно описываются как период правления "Трех властителей и пяти императоров", а Яо упоминается как последний правитель из числа "Пяти императоров". В некоторых легендах говориться, что император Яо был из рода Тао-тан. В других сообщается, что Яо первоначально получил в управление удел Тао (предполагается, что это современный уезд Динтао в провинции Шаньдун), а затем уезд Тан (возможно, это район современного уезда Тансянь, в 235 км к юго-западу от г. Пекин), поэтому его род и стал называться Тао-тан. Часто вместо имени Яо пишут Тао-тан, как и в этом тексте (в его китайском варианте). Между прочим, должно быть "9 колен", как указано в китайском тексте и в других источниках, а не "10 колен", как у Г.М. Розова.

461. Г.М. Розов совершенно правильно отметил, что здесь речь идет о двух классических книгах из числа "У цзин" ("Пятикнижье"): 1) "Ши цзин" ("Книга песен") - древнейший китайский литературный памятник, содержащий многочисленные древние народные песни и культовые гимны, исполнявшиеся при совершении религиозных обрядов. Точной даты составления "Книги песен" нет, по этому вопросу существуют противоположные мнения и указываются самые разные даты. Во всяком случае, это один из древнейших памятников мировой литературы, сохранившийся до наших дне. Составлен он был между XI - VII вв. до н.э.; 2) "Шу цзин" - упоминался ранее (см. прим. 337).

462. Уездный город Ваньпин находился в нескольких километрах к западу от г. Пекин, на западном берегу р. Юндинхэ. Этот уезд был создан киданями. После образования КНР управление уездом было перенесено в г. Лугоуцяо.

463. Чжаньши (полностью: тайцзы чжаньши) - начальник управления дворцом наследника.

464. Цзиньляньчуань - название реки, находящейся к северу от современного уездного г. Гуюань, в северной части провинции Хэбэй, почти на границе с автономным районом Внутренней Монголии (южная часть бывшего Чахара, недавно включенная в состав провинции Хэбэй). Это одна из рек верхнего бассейна р. Луаньхэ, здесь находилась летняя резиденция Ши-цзуна.

465. "...колено шиле, что в Угули". Этот перевод неправилен. В династийной хронике киданьской империи Ляо часто упоминается племя (объединение племен) угули, входившее в состав киданьского государства и кочевавшее к северо-западу от основных районов расселения киданьских племен, т.е. в восточных районах современной МНР. Что касается "шиле", то так у киданей называлось управление группой (объединением) племен, находившихся в зависимости от киданьского государства. Таким образом, здесь должно быть: "...в район управления (шиле) племенами угули".

466. Чэн-тан - четырнадцатый правитель иньской эпохи (дома Инь). Хотя достоверность существования этого правителя сейчас не оспаривается, однако для времени его правления нет даже приблизительных (традиционно-условных) дат. Высказываются предположения, что он правил в середине XIX в. до н.э.

467. Цаньчжэн - по-видимому, сокращенное наименование должности цаньчжи чжэнши (см. прим. 444). Позднее, при династии Мин, должность цаньчжэн была учреждена в аппарате управления провинцией.

468. Шаншицзюй ши - начальник управления по снабжению дворца продуктами питания. В обязанности высших чинов этого управления также входила дегустация пищи перед подачей ее к столу императора.