469. "Западная столица корейская" - Сигион, современный г. Пхеньян, столица КНДР.
470. Цыбэйлин (кит. транскрипция) - небольшой хребет, находящийся в провинции Хванхэдо (КНДР), между городами Хванчжу и Сохын. Его пересекает дорога, идущая из Пхеньяна на юг.
471. Ялуцзян - пограничная река между Китаем (Маньчжурия) и Кореей; впадает в Западно-Корейский залив Желтого моря.
472. "Сяо мин" - детское имя, которое присваивалось ребенку через месяц после его рождения. Когда ребенок подрастал, то он получал второе имя (цзы) под которым он был известен всем окружающим, а детское имя не могло быть употребляемо посторонними.
473. Провинция Хэбэй (Хэбэй лу) впервые была создана при династии Сун. В 1077 г. была выделена провинция Восточная Хэбэй, а западная часть бывшей провинции Хэбэй стала называться провинцией Западная Хэбэй. В состав сунской провинции Хэбэй входили также районы современных провинций Хэнань и Шаньдун, расположенные к северу от р. Хуанхэ. Северная часть современной провинции Хэбэй входила в состав киданьской империи Ляо (округа из числа "16 округов", уступленных в свое время киданям). Чжурчжэни, сохранив провинцию Западная Хэбэй, территорию сунской провинции Восточная Хэбэй поделили на две самостоятельные провинции: южная часть, к югу от р. Цзыхэ, стала называться провинцией Даминфу, а к северу от р. Цзыхэ сохранилось старое название - провинция Восточная Хэбэй. Кроме того, значительная территория по левому берегу р. Хуанхэ была включена в провинцию Западная Шаньдун. На севере, в основном за счет киданьских "16 округов", была создана провинция Средней столицы.
474. Чжурчжэньская провинция Западной столицы включала территорию северной части провинции Шаньси, небольшой район в северо-восточной части провинции Хэбэй, а также значительные территории . к северу от Великой китайской стены до верховьев р. Шара-Мурэн. На юге она граничила со следующими провинциями чжурчжэньского государства: Северная Хэдун, Западная Хэбэй и Средней столицы, а на востоке - с провинцией Северной столицы.
475. Провинция Ляодун при чжурчжэнях также называлась провинцией Восточной столицы, а южная ее часть позднее была выделена в самостоятельную провинцию Хэсугуань (см. прим. 110 и 404).
476. Провинция Восточной столицы охватывала территории к востоку от р. Ляохэ, Ляодуньский полуостров, районы вдоль правого берега р. Ялуцзян. На севере граница проходила (примерно) по параллели современного г. Телин. Однако часть этой громадной территории была выделена в провинцию (лу) Пусу (см. прим. 396) и Хэсугуань (см. прим. 110). Упомянутая выше провинция Ляодун должна была совпадать по территории с провинцией Восточной столицы. Если существование провинций Пуса и Хэсугуань подтверждается и другими записями в "Цзинь ши", то этого нельзя сказать о провинции Ляодун. Здесь (как и в китайском тексте) допущена ошибка.
477. Далисы - высший орган по надзору за применением наказаний и тюрьмами. Эта автономная организация находилась в столице. Первые упоминания о существовании такого органа относятся к V в. Далисы просуществовал до конца маньчжурской династии (Цин).
478. Ди Жэнь-цзе (630 - 700) - крупный государственный деятель танской эпохи. Во второй половине VII в. при танском дворе усилилось соперничество различных клик. Опираясь на группировки шаньдунских и южнокитайских феодалов императрица Цзэ-тянь (жена Гао-цзуна - третьего императора династии Тан) отстранила от власти его сына Чжун-цзуна (Ли Сяня) и поставила другого сына - Жуй-цзуна (Ли Даня). Вскоре она отстранила и Жуй-цзуна, сосредоточив в своих руках всю полноту власти. В 690 г. она объявила себя "властительницей Поднебесной" и переименовала династию, назвав ее Чжоу. Ди Жэнь-цзе отличился в борьбе с киданями и тюрками, совершавшими набеги на северные районы страны. Он пользовался большим уважением со стороны Цзэ-тянь и неоднократно выступал перед императрицей с увещеваниями. Он возражал против засилья буддийской церкви и предлагал не тратить много денег на поддержку буддистов, настаивал на возвращении к власти императора Чжун-цзуна.
479. Лоу Ши-дэ (630 - 699) - крупный военный и политический деятель таньской эпохи. Он известен своими успешными действиями во время войны с тибетским государством.
480. Тунг - китайское тунговое дерево (Aleurites Fordii); произрастает в Центральном Китае. Его семена содержат до 60 - 65% жирного масла, используемого в лакокрасочной промышленности. Листья тунга имеют длину до 30 см.
481. Такая нефритовая дощечка (пластинка) имела продолговатую форму; верхний конец обычно был полукруглым, нижний - прямым. Она вручалась знатным людям в качестве своеобразного символа власти. Применение их известно с династии Чжоу (1022 - 776 гг. до н.э.), тогда же была детально разработана их система. Существовало пять размеров пластинок (сейчас в литературе эти пластинки часто именуются "жезлами"), соответствовавших пяти рангам знатности. Считается, что пайзы (см. прим. 116), которые широко стали применяться в Китае со времени династии Хань, являются последующим развитием системы этих нефритовых пластинок.
482. Чуньшуй ("река Чунь", "весенние воды", вообще весна - время весеннего половодья и пробуждения природы) - название местности, расположенной в Маньчжурии, в районе впадения р. Таоэрхэ в р. Сунгари. Здесь находилась весенняя резиденция (походный лагерь) киданьских императоров (правда, не всех, а только седьмого и восьмого). Иногда Чуньшуй отождествляют с р. Таоэрхэ. В чжурчжэньской хронике также очень часто встречается слово "чуньшуй", но его нельзя понимать как название какой-либо реки, тем более, отождествлять с р. Таоэрхэ. Чжурчжэньский "чуньшуй" - "время весенней императорской охоты".
483. Упомянутые здесь уездные города Шичэн и Юйтянь находились к востоку от г. Пекин: Шичэн -в 200-х км, в районе современного уездного г. Луаньсянь; Юйтянь, сохранивший свое название до наших дней, - в 110 км. Уездный город Лянсян также сохранил свое название до наших дней и находился в 30 км к юго-западу от г. Пекин, на дороге в Баодин. Уездный город Цинду находился в 40 км к юго-западу от Баодина; сейчас называется Ванду.
484. Чжубу - одна из низших должностей в государственных учреждениях (архивариус, регистратор и т.п.).
485. Цзинь-юань цзюнь-ван - князь Цзинь-юань. В этом титуле под "Цзинь-юань" надо подразумевать государство Цзинь. "Цзинь-юань", по-видимому, является калькой чжурчжэньского титула и на русский язык может быть переведено словами "истоки реки Альчуки". Имеется в виду район, где зародилось и окрепло чжурчжэньское государство.
486. Ханьлинь дайчжи (дословно - "ожидающий приказов") - дежурный советник при коллегии ученых Ханьлинь. Коллегия ученых Ханьлинь (часто пишут "Академия Ханьлинь") была создана при династии Тан. Одной из важнейших ее обязанностей было составление императорских указов и других важнейших государственных бумаг.
487. Цыши - правитель округа (чжоу), а не области.
488. Чунсинь . это уездный город, сохранивший название до наших дней. По современному административному делению, он находится в провинции Ганьсу, к юго-востоку от г. Пинлян, недалеко от границы с провинцией Шэньси.
489. У-ди (Сыма Янь; храмовое имя Ши-цзу)) - основатель и первый император династии Цзинь (265 -420), объединивший на непродолжительное время (265 - 317) весь Китай. Он правил с 265 по 290 гг. После его смерти начался мятеж крупнейших сановников, известный в истории как "смута восьми князей" и продолжавшийся в течение 16 лет. С 301 г. по всей стране начались восстания жестоко эксплуатируемых полусвободных земледельцев и рабов. Хой-ди - сын У-ди, второй император династии Цзинь, правивший с 290 по 306 гг.
490. Здесь расхождение с китайским текстом, в котором сын князя Чжао назван Шигунаем.
491. В китайском тексте в этом месте говорится: "...земли, лежащие за горами". Словосочетание "за горами" уже встречалось (см. прим. 143), поэтому можно сделать вывод, что здесь также имеются в виду земли, лежащие к югу от Великой китайской стены. Однако при киданях район "16 округов" (северные районы современных провинций Хэбэй и Шаньси) также иногда делился на две части - "район за горами" и "район перед горами". В этом случае подразумевались горы Тайсиншань, отделяющие провинцию Хэбэй от провинции Шаньси, и несколько мелких хребтов на севере от них. Захваченные "сильными домами" земли, упоминающиеся в этом тексте, должны были находиться в провинции Шаньси.
492. Возможно, здесь описка. Надо: "чжаотаоши" (см. прим. 213). Что касается чжаотаосы, то это название учреждения, канцелярии при чжаотаоши.
493. Динчжоу - это современный уездный г. Динсянь, находящийся в провинции Хэбэй, в 70 км к юго-западу от. г. Баолин.
494. Дусы - это учреждение в чжурчжэньском государственном аппарате, чаще называемое "цзосы" и "юсы" - левое и правое бюро. Оно осуществляло общее руководство деятельностью гражданских департаментов (министерств). По-видимому, Джэ-дянь был руководителем этого бюро (должность пятого ранга, первого класса), Чжаотаоши - должность третьего ранга, первого класса (см. прим. 213 и 492).
495. Сыма Гуан (1108 - 1186) - выдающийся китайский историк, принимавший активное участие в политической жизни страны и занимавший ряд высоких должностей при дворе. Является автором многочисленных трудов, в том числе широко известного "Цзы чжи тун цзянь" - "Всеобщее зерцало, управлению помогающее" (перевод кит. названия предложен Н.Я. Бичуриным). В этом труде излагается история Китая за 14 предшествующих веков. Автор не просто собрал имевшиеся сведения и расположил их в хронологическом порядке, он провел сопоставительное изучение имевшихся разночтений, а наиболее приемлемый, с его точки зрения, вариант включил в работу. К работе приложено 30 глав разночтений с анализом и выводами автора.
496. Цзяошулан - контролер-считчик, одна из самых низших должностей в императорском хранилище книг и актов (бишушэн). Тайчан - чиновник, ответственный за проведение церемоний в императорском храме предков.
497. Цзунчжоу - киданьский округ Лайчжоу, находившийся в Южной Маньчжурии, к северо-востоку от г. Шаньхайгуаня (см. прим. 170). Переименованный чжурчжэнями в 1151 г.
498. Мин-ди (Лю Чжуан, храмовое имя Сянь-цзун) - второй император династии Поздняя Хань; правил страной с 57 по 75 гг.
499. Дэнвэнь цзяньюань - палата (бюро) по приему прошений от чиновников и населения. В древности перед дверью князя вешался специальный барабан (дэнвэнь гу), при ударе в который выходил специальный чиновник и принимал прошение, апелляцию или жалобу. С течением времени порядок приема прошений изменился, но первоначальный титул остался.
500. Ицзин ("Книга перемен") - одна из древнейших китайских классических книг. Существует мнение, что основной текст был написан в VIII - VII вв. до н.э. Текст предназначался для гадания по стеблям тысячелистника с помощью 64 гексаграмм. Каждая гексаграмма состоит из шести горизонтальных целых и прерванных черт, расположенных друг над другом. Предсказания делались на основании взаиморасположения этих черт, для чего в книге имеются объяснения каждой черты в каждой гектограмме. Этот древнейший способ гадания, сохранившийся до наших дней, был снабжен пояснительным текстом, а сами тексты (не очень понятные архаизмы и изречения) стали благодатной почвой для философствования.
501. Мэн-цзы (около 372 - 289 гг. до н.э.) - древнекитайский философ, последователь Конфуция. Он развил идеалистический тезис конфуцианства о том, что правитель правит народом по воле Неба. Мэн-цзы призывал правителей к умеренности, к справедливому управлению народом, а народ - к покорности и трудолюбию. Он оказал большое влияние на последующие поколения мыслителей-конфуцианцев. Лао-цзы - полулегендарный основатель философского даосизма. Относительно возможных дат его жизни среди исследователей нет единого мнения. Называются различные периоды с VI по III вв. до н.э. Основная философская концепция Лао-цзы заключается в том, что человек, являющийся частью природы, должен жить естественной жизнью. Лао-цзы призывал не вмешиваться в жизнь народа, относился враждебно к государству, морали, культуре и т.п. Ян-цзы (в отечественной литературе чаще Ян Чжу) - философ, о котором имеются лишь отрывочные сведения. Предполагают, что он жил в 440 - 360 гг. до н.э. (по другим данным - с 414 по 334 гг.). Существует мнение, что Ян-цзы был учеником Лао-цзы. Во всяком случае, он был последовательным сторонником даосской философии, хотя многие его идеи имеют самостоятельный характер. Ван Чжун-цзы (Ван Тун) известен как большой знаток конфуцианских классических книг. Он жил в конце VI - начале VII вв. "Лю-цзы" - название философского трактата, автор которого неизвестен. По вопросу авторства данного труда существуют самые разнообразные мнения, называются различные лица, начиная со времени династии Хань и до VIII в. Существует несколько вариантов этой книги.
502. "Синь Тан шу" - "Новая хроника династии Тан". Составление нового варианта династийной хроники Тан было завершено в 1060 г. Она сразу же была напечатана.
503. Система государственных экзаменов, как средство выявления способных людей для занятия должностей в государственном аппарате, зародилась в Китае давно. Известно, что при династии Цинь (221 - 207 гг. до н.э.) уже существовал отбор чиновников с учетом их познаний. Но только с приходом к власти династии Тан (VII - IX вв.) эта система, взятая на вооружение конфуцианством, получила всеобщее значение и стала единственным путем получения должности. Отбор с помощью экзаменов был трехступенчатым: 1) экзамен на низшую ученую степень сюцай (кандидат) проводился ежегодно в окружных и уездных центрах. Получившие ученую степень сюцая уже становились представителями избранного сословия конфуциев-ученых, управлявших страной. Они хотя и не получали права на автоматическое занятие конкурсных должностей, но уже пользовались рядом привилегий и имели право на помощь со стороны государства; 2) экзамены на вторую степень цзюйжэнь (магистр) проводились один раз в 2 - 3 года в областных центрах. Выдержавшие эти экзамены на ученую степень цзюйжэнь получали право на занятие высоких постов в бюрократическом аппарате страны; 3) экзамены на третью, самую высшую, ученую степень цзиньши (доктор) проводились также один раз в 2 - 3 года в столице. Цзиньши занимали самые высокие посты в столице, а также пополняли ряды коллегии ученых (академии) Ханьлинь и цензората. Круг знаний, которым должны были обладать соискатели, а также список обязательных книг, методика освоения материала и правила приема экзаменов, - все это было конфуцианским и определялось идеологами конфуцианства. Отличия в экзаменах на разные степени заключались только в трудности вопросов, а следовательно, в глубине познаний соискателей всей схоластической конфуцианской мудрости. У чжурчжэней эта система отбора кадров также получила довольно широкое распространение, но по сравнению с Китаем лица, получавшие ученые степени (в том числе, самую высокую - цзиньши), не пользовались такими громадными привилегиями и уважением. Значительная часть государственного аппарата заполнялась другими путями, помимо конкурсных экзаменов.
504. Линши - секретарь, писарь. Это одна из самых низших должностей в учреждениях средневекового Китая (обычно восьмой ранг второго класса). В маньчжурском тексте допущена небольшая неточность: не указано, что эти лица назначались чиновниками линши в высшие правительственные учреждения столицы, название которых оканчивалось словом "шэн "(например, шаншушэн - центральное правительство, кабинет министров; чжуншушэн - государственная канцелярия). Линши" в этих учреждениях чжурчжэньского государства были седьмого, шестого и даже пятого ранга и, как правило, первого класса.
505. Пятое число пятого месяца по лунному календарю - день летнего солнцестояния.
506. 8 часов вечера - время заступления на дежурство первой смены ночной стражи.
507. Ляошуй - р. Ляохэ, берущая начало в южных отрогах Большого Хингана. Она течет в восточном направлении по территории Внутренней Монголии, а затем уже в Маньчжурии меняет направление течения на южное и впадает в Ляодунский залив. В тексте надо: "...прибыл на реку Ляошуй".
508. Династия Суй правила в Китае с 581 по 618 гг. При этой династии, после длительного периода раздробленности, Китай объединился в единое государство. Ян-ди (Ян Гуан) был вторым императором этой династии и правил с 604 по 618 гг.
509. Царство Ци - одно из передовых царств периода "Чунь-цю "("Весна и осень"; 770 - 403 гг. до н.э.). Этот период назван так по летописи "Чунь-цю", охватывающей историю древнего китайского царства Лу. Согласно традиции, авторство приписывается Конфуцию. Гуань Чжун был первым советником цинского царя Хуань-гуна (685 - 643 гг. до н.э.). Ряд прогрессивных реформ в области хозяйственной политики, предложенных и проведенных Гуань Чжуном, способствовали подъему экономики, укреплению царской власти и расширению территории государства. Гуань Чжун также известен под именем Гуань-цзы ("философ Гуань"). Он считается автором известного памятника экономической мысли древнего Китая - политико-экономического и философского трактата "Гуаньцзы". Сейчас его авторство не подтверждается, считается что трактат "Гуаньцзы" мог появиться не ранее IV - III вв. до н.э.
510. Сюань-сяо - посмертное имя Хутува, второго сына императора Ши-цзу, умершего в середине 1185г.
511. Чжоу Бо (? - 169 г. до н.э.) - сподвижник и ближайший помощник Лю Бана, основателя династии Хань. Он родился в простой семье, в молодости зарабатывал на хлеб как барабанщик в похоронных процессиях. Начиная с легкой руки Сыма Цяня, Чжоу Бо упоминался в сочинениях как образец верности своему императору.
512. Ли Чэн-цянь - сын второго императора династии Тан Тай-цзуна (Ли Ши-мина). По-видимому, причиной отстранения Ли Чэн-цяня было не столько скверное поведение и злоупотребления, как сообщают источники, сколько борьба клик при дворе. В это время при дворе шла борьба не на жизнь, а на смерть между двумя группировками - гуаньлунцами (объединение северо-западных феодалов) и шаньдунцами.
513. Шао Чжэн-мао занимал пост дайфу (советник царя, вторая по значению должность после первого министра) в царстве Лу. Конфуций, вступив в должность министра, обнаружил беспорядки в государственных делах и казнил Шао Чжэн-мао около 496 г. до н.э. Объясняя свой поступок, Конфуций говорил, что в Поднебесной существует 5 тягчайших злых дел, и Шао Чжэн-мао виновен во всех.
514. Личжи произрастает, главным образом, в провинциях Фуцзянь и Гуандун. Плоды личжи употребляют в пищу. Их мякоть белая, сладкая и сочная.
515. Чжурчжэни свою коллегию ученых (академию) называли Ханьлинь сюэши юань. В китайском тексте указано, что Чжао Фэн был назначен на должность инфэн ханьлинь вэньцзы, которую занимали чины седьмого ранга второго класса (аналогичный случай отмечен в прим. 333). Эта запись вызывает недоумение, т.к. нам известно из биографии Чжао Фэна, что он в это время уже был ланчжуном (должность пятого ранга, второго класса), т.е. имел более высокий чин.
516. Цзиньшигуань (но не цзюй-гуань) - собирательное название для дворцовых чинов, работающих в непосредственной близости к императору.
517. Баодисянь - уездный город в 85 км к юго-востоку от г. Пекин; до сих пор носит это название.
518. Чжисянь - уездный начальник.
519. Янь Чжэн-цинь (708 - 784) и Дуань Сю-ши (вторая половина VIII в.) описываются в источниках и исторических сочинениях как образец неподкупности и преданности своему императору. Эти сановники занимали не очень высокие посты, но проявили чудеса героизма и преданности в борьбе с врагами танской династии и погибли в этой борьбе.
520. "Новый государь сунский Шао-цзун" (см. прим. 425). Эта фраза неточна и вносит путаницу. К описываемому моменту Сяо-цзун уже благополучно царствовал в течение 25 лет. Дело в том, что император Гао-цзун, отказавшийся от престола в пользу своего приемного сына, впоследствии получившего храмовое имя Сяо-цзун, умер в ноябре 1187 г. в возрасте 81 года, о чем и сообщил прибывший посол.
521. Даосы - священнослужители даосской церкви. Даосизм - самая распространенная религия в Китае. Ее последователями были самые беднейшие и неграмотные слои населения Китая (крестьяне, батраки, низшие слои ремесленников). Эта религия представляет собой невероятную мешанину идолопоклонства, суеверий, веры в добрых и злых духов, бесов, оборотней. Она впитала в себя также пантеон некоторых других религий (например, буддизма) и многочисленных местных культов. Таким образом, набор даосских богов в различных районах Китая не был одинаков, лишь некоторые боги (главным образом, высшие по рангу) стали общими для всей страны.
522. Удигай - племя, жившее, по сообщению "Цзин ши" (гл. 73), в лесистом районе недалеко от р. Сунгари, а может быть и р. Амур. Вероятно, это племя обитало по правому берегу Амура, между реками Сунгари и Уссури. Название племени произошло от двух тунгусских слов и может быть переведено на русский язык как "лесные люди" (веджи-кай).
523. Гуан-у (Лю Сю, храмовое имя Ши-цзу) - первый император династии Поздняя Хань (25 - 220 гг.); царствовал с 25 по 57 гг.
524. Здесь упоминается один из эпизодов борьбы за власть в Поднебесной во время узурпации Ван Маном императорской власти (9 - 23 гг.). На борьбу с Ван Маном выступили три представителя фамилии Лю: 1) Лю Сю, ставший впоследствии первым императором династии Поздняя Хань (см. прим. 523); 2) Лю Инь (Лю Бо-шэн) - старший брат Лю Сю; 3) Лю Сюань - родственник первых двух. Лю Инь и Лю Сю достигли больших успехов, особенно в объединении вокруг себя представителей господствующего класса, выступавших против прогрессивных реформ Ван Мана. Лю Сюаню также на первых порах сопутствовали успехи. В 23 г. он даже провозгласил себя императором, а эру своего правления назвал Гэн-шэн ("Возрождение"), поэтому в литературе он чаще упоминается как император Гэн-шэн. В марте 23 г. ему удалось обманным путем захватить Лю Иня и казнить его. В 24 г. Лю Сюань перенес столицу в г. Чанъань и, как сообщают источники, забросив дела, предался пьянству и разврату. В 25 г. г. Чанъань был занят крупным отрядом "краснобровых", и Лю Сюнь был убит. После этого во главе группировки реакционных феодалов встал Лю Сю. Восстание "краснобровых" - одно из самых крупных и упорных народных восстаний в древнем Китае, которое продолжалось с 18 по 27 гг.
525. Гао-цзу (Лю Бан) - основатель и первый император династии Ранняя Хань. Он правил с 206 по 195 гг. до н.э.