ПРИМЕЧАНИЯ

Комментарии

1 Об использовании идей восстания и образов его героев в политической пропаганде и культуре Швеции XIX - XX вв. см. подробнее: Karlsson H. "О, adle svensk!" Biskop Thomas' frihetssang i musik och politik. Stockholm, 1988. Ср. также: Den svenska litteraturen / Red. L. Lormroth, S. Delblanc (Stockholm), 1987. Bd. I. S. 110- 113.

2 Почти все документы по истории восстания публиковались, многие - неоднократно. Значительная часть этих источников приведена в хорошо известных и российским историкам изданиях: Sveriges traktater med frammande makter / Utg. O.S. Rydberg. Stockholm, 1895. Bd. III (далее ST); Liv-, Esth- und Churlandisches Urkundenbuch. Riga, Reval; Moskau, 1884. Bd. VIII-IX (далее LECUB) и др. Кроме того, полный текст ряда документов, в том числе одного не сохранившегося в оригинале или списках - так называемой "жалобы шведов (klagoskrift)", приведен в "Датской хронике" известного датского историка конца XVI - начала XVII в. - Арильда Витфельда: Huitfeld A. Danmark Riges Kr0nike: Chronologia. Kobenhavn, 1977. D. Ill (репринтное воспроизведение издания 1603 г.). Сведения о публикациях документов содержатся также в собрании аннотаций к ним: Svenska medeltids regester: Forteckning over urkunder till Sveriges historia 1434-1441 Stockholm 1937 (далее SMR).

3 О политике Эрика Померанского см. наст, издание, с. 92 — 93.

4 Об истории исследования хроники подробнее см. новейшую работу: Schuck Herman. Engelbrektskronikan: Tillkomsten och forfattaren. Stockholm, 1994.

5 Nya eller Karls-kronikan // Svenska medeltidens rim-kronikor / Utg. G.E. Klemming. Stockholm, 1866. Hft. II.

6 См., в частности: Желтухин А.Ю. Литературные и языковые традиции "Хроники Эрика" // Хроника Эрика / Пер. А.Ю. Желтухина; послесл. и коммент. А.Ю. Желтухина, А.А. Сванидзе. 2-е изд. М., 1999. С. 173.

7 Для работы над данной статьей использовалось также факсимиле рукописи: Karlskronikan // Aldre handskrifter i facsimile. Stockholm, 1938. Hft. I.

8 См.: Ropp G. Zur deutsch-skandinavische Geschichte des XV Jahrhunderts. Leipzig, 1876.

9 См.: Schuck Henrik. Svensk litteraturhistoria. Stockholm, 1890. Bd. I. S. 124 - 125.

10 См.: Schiick Herman. Engelbrektskronikan... S. 18.

11 См.: Andersson I. Kallstudier till Sveriges historia. Lund, 1928.

12 Критику Андерссоном "Хроники Эрика" см.: Andersson /. Op. cit.

13 См.: Andersson I. Op. cit. S. 274-278, 285-287.

14 Ibid. S. 299.

15 См.: Neuman E. Karlskronikans proveniens och sanningsvarde // Samlaren. Uppsala, 1927-1928. Bd. 8. S. 103-183; 1932. Bd. 12. S. 97-190; 1934. Bd. 15. S. 114 — 226. Idem. Dateringen av den s.k. Karlskronikans olika partier och antalet forfattare // Uppsala universitetets arsskrift, 1934. Bd. 34. S. 1 -46.

16 См.: Lindquist N. Engelbrektskronikans tyske forfattare // Arkiv for nordisk filologi. Lund, 1935. Bd. 51. S. 350-383.

17 См.: Lonnroth E. Sverige och Kalmarunionen 1397— 1457. Goteborg, 1934.

18 См.: Rosen J. Karlskronikan // Kulturhistorisk lexikon for nordisk medeltid. Kobenhavn, 1963. Bd. VIII. S. 290-294; Stdhle C.-l Medeltidens profana litteratur // Ny illustrerad litteraturhistoria. Stockholm, 1955. Bd. I.

19 Переводчик и редактор выражают свою признательность д-ру С.-Б. Янссону (Стокгольм) за любезное разрешение на публикацию русского перевода, выполненного по осуществленному им шведскому изданию.

20 Об общественном и политическом строе Швеции и других скандинавских стран этого периода подробнее см.: Сванидзе А.А. Северная Европа в XII —XV вв. // История Европы. М., 1992. Т. 2. Средневековая Европа. С. 405 — 430.

21 Деление общества на податное и свободное сословия было законодательно оформлено в конце XIII в.

22 См. например: Lindkvist Т., Agren К. Sveriges medeltid. Stockholm, 1985. S. 21—22; О замково-ленной системе подробнее см.: Fritz В. Hus, land och Ian. Forvaltningen i Sverige 1250—1434. Stockholm, 1972, 1973; применительно к более поздней эпохе см.: Hammarstrom I. Finansforvaltning och varuhandel. 1504—1540. Uppsala, 1956.

23 См.: Magnus Erikssons landslag i nusvensk tolkning / Utg. A. Holmback, E. Wessen. Lund, 1962. S. 4-10.

24 Ibid. S. 4.

25 Этимология этого слова является дискуссионной. Наиболее вероятное происхождение термина — от одного из средневековых значений слова "gata" (поездка). Высказывалось также предположение, что первая часть слова происходит не от имени Святого Эрика, а от словосочетания "ed rikia" (приносить присягу). См.: Wadstein E. Eriksgata. Ett beriktigande // Historisk tidskrift. Stockholm, 1928. Arg. 47. S. 59 - 60.

26 Magnus Erikssons landslag... S. 8.

27 Об этой проблематике подробно см.: Сванидзе А.А. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV вв. М., 1980.

28 См.: Lonnroth E. Sverige och Kalmarunionen. Ср.: Rosen J. Sveriges historia. S. 225 — 238, Сванидзе А.А. Швеция в период Кальмарской унии: Начало сословной монархии (конец XIV —начало XVI в.) // История Швеции. М., 1974. С. 114— 128.

29 Ср.: Сванидзе А.А. Швеция в период Кальмарской унии... С. 118— 119; содержание документа и обзор основных источниковедческих концепций см.: Договор об унии 1397 г. / Пер. А.Ю. Кузиной, А.Д. Щеглова. Ред., предисл., коммент. А.Д. Щеглова // Средние века. Вып. 64 (в печати).

30 Об этом подробно см.: Сванидзе А.А. Средневековый город... С. 296 — 297.

31 См.: Schiick Henrik. Engelbrekt. Stockholm, 1915.

32 Концепция социально-экономических предпосылок восстания, впервые выдвинутая Э. Лённрутом, была изначально связана с источниковедческой полемикой о "Хронике Карла". Считая вслед за И. Андерссоном, что стихотворная хроника — позднейший, не имеющий самостоятельного значения источник, Лённрут искал ответа на вопрос о причинах и предпосылках восстания прежде всего в документальных источниках — так называемой "жалобе" шведов и письмах шведского риксрода ганзейцам. В письмах, как известно, выражалось желание возобновить прерванную торговлю и, более того, звучали просьбы о поддержке в борьбе против короля. Впоследствии, когда источниковедческие построения Андерссона и Лённрута были опровергнуты, социально-экономическая концепция последнего тем не менее утвердилась в исторической литературе и приводилась уже вне контекста дискуссии о стихотворной хронике как источнике по истории восстания.

33 См.: Rosen J. Op. cit. S. 285-294.

34 В известном смысле исключение составляла шведская марксистская историография, видевшая в восстании 1430-х годов в первую очередь вспышку классовой борьбы (по более старой версии — раннебуржуазную революцию) горняков и крестьян. Об этих работах см.: Larsson L.-O. Engelbrekt Engelbrektsson och 1430-talets svenska uppror. Stockholm, 1984. S. 18- 19. Ср.: Silven-Garnert E.. Soderlind I. Ett annat Sverige: Dokument om folkets kamp 1200- 1700. Stockholm, 1980.

35 См.: Junger S. Sovjethistorikernas Sveriges historia //Historisk tidskrift for Finland 1975. Hft. 3. S. 194— 197. Автор рецензии считал содержащуюся в отечественной "Истории Швеции" концепцию позитивным примером анализа советскими специалистами дискуссионных проблем шведской истории.

36 Сванидзе А.А. Северная Европа... С. 424 — 425; Она же. Швеция в период Кальмарской унии... С. 121 — 128; Она же. Понимание свободы и законности в шведском обществе XV в. К трактовке восстания 1434— 1436 гг. // Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1987. С. 139-146.

37 Ср.: Olesen J.E. Rigsrad, kongemagt, union. 1434-1449. Aarhus, 1980; Enemark P. Fra Kalmarbrev til Stockholms blodbad. Kobenhavn, 1979. S. 29 - 32; новейшее исследование — Reinholdsson P. Uppror eller resningar? Samhallsorganisation och konflikt i senmedeltidens Sverige. Uppsala, 1998. Автор полагает, что восстание Энгельбректа и другие подобные выступления в позднесредневековой Швеции нельзя считать народными движениями — актами социального протеста, поскольку они не были направлены против господствующего сословия — фрэльсе. Крестьяне участвовали в восстании в качестве военной силы, откликаясь на агитацию со стороны фрэльсманов, использовавших эту силу в своей сугубо политической борьбе. Как нам представляется, указанная концепция отнюдь не бесспорна. Использование народного недовольства "верхами" не отрицает сам факт этого недовольства, социальный характер которого очевиден и хорошо отражен в источниках. Несомненно и наличие на протяжении позднего средневековья серьезных общественных противоречий между королевским режимом (или его конкретными представителями) и податным населением Швеции. Эти противоречия отражены как в нарративных памятниках, так в документах того времени. О социальной природе этих конфликтов и о роли податного сословия в политической истории Швеции см. работы: Bogh A. "Med Guds og Sankt Eriks hjjelp". Sociale opror i Sverige-Finland 1432 — 38 // Til kamp for friheden. Sociale opror i nordisk middelalder. Alborg, 1988. S. 138-165; Olesen J.E. Opror og politisering i Sverige 1463-1471 // Ibid. S. 168-198.

38 См. особенно: Christensen A.E. Kalmarunionen og nordisk politik. Copenhagen, 1980.

39 Ibid. S. 199-242.

40 См.: Akter rorande arkebiskopsvalet i Uppsala 1432 // Utg. A. Lindblom. Uppsala, 1903. S. 1 — 4 (далее Akter...). Ср.: Lonnwth E. Sverige och Kalmarunionen... S. 93-95; ChristensenA.E. Op. cit. S. 200-203.

41 См.: Christensen A. E. Op. cit. S. 203.

42 См.: Akter... S. 8 —9. Указанное противоречие, по мнению Э. Лённрута, свидетельствует о том, что конфликт был не частным столкновением по политикоюридическим вопросам, поскольку поначалу правовая тема в полемике не фигурировала: стороны признавали соответственно формальные и обычные права друг друга. Таким образом, изначально это было политическое противостояние.

43 Akter... S. 27-34.

44 Ibid. S. 88-91, 102-104, 108-109 и др.

45 Ср.: Christensen Е.А. Op. cit. S. 203. См. также: Soderlind N. Striden om Uppsala arkebiskopsstol aren 1432- 1435 // Kyrkohistorisk arsskrift. Uppsala, Stockholm, 1932. Arg. 32. S. 1 — 104. Высказывалось также мнение, что указанный конфликт был первым шагом на пути к выходу Швеции из унии: Westman К.-В. Reformationens genombrottsar i Sverige. Stockholm; Uppsala, 1918. S. 54.

46 См.: Lonnroth E. Svevige och Kalmarunionen. S. 95 — 96.

47 Кроме того, в ходе конфликта имело место взаимодействие упсальского ка-питула также с бургомистрами и членами городского совета Упсалы, которые, по существу, поддержали мятежных прелатов (Akter... S. 48 — 49).

48 Cм.: Akter... S. 123-124.

49 Christensen E.A. Op. cit. S. 208. Ср.: Сванидзе А.А. Понимание свободы... С. 141. Популярное в позднесредневековой Швеции требование соблюдения ''законов Святого Эрика" было основано на том, что этому королю (правил около середины XII в.) по традиции приписывалась большая законотворческая деятель-ность. Однако сведения или представления о том, какие именно законы установил Святой Эрик отсутствовали. Сам по себе указанный лозунг имел со стороны наро-да социально-политическое значение — как требование возврата к древним сво-бодам общинников, еще сохранявшимся при Эрике Святом (подробно см.: Сванид-зе А.А. Указ, соч.; Она же. Требования шведских крестьян в восстании XV в. // Социальные движения в средневековье. М., 2001. С. 58 — 63. Но он употреблялся так-же и как лозунг борьбы за государственную самостоятельность Швеции, и в этом случае его реальным содержанием было требование соблюдать обычаи страны.

50 См.: Carlsson G. Engelbrekt Engelbrektssons slakt // Svenskt biografiskt lexikon. Stockholm, 1950. Bd. 13. S. 569-572.

51 Ibid. S. 572-589.

52 Ср.: Сванидзе А.А. Средневековый город... С. 231 —244.

53 Olai Ericus. Chronica regni gothorum / Textkritische Ausgabe von E. Heuman, J. Oberg. I. Stockholm, 1993. S. 151.

54 ST. III. S. 122-123. Ср.: Diplomatariun Norvegicum / Saml. og utg. af Chr. C.A. Lange, C.R. Unger. Christiania, 1861. Bd. V (далее DN). S. 644; SMR. N 129. S. 38.

55 Буквально: если мы не хотим лишиться жизни, имущества и чести. Такая формулировка сохраняла внешнюю двусмысленность (можно было подумать, что угроза шведскому фрэльсе исходит не от вождя восстания, а от датского короля). Та же двусмысленность сохранена в "Хронике Энгельбректа" и хронике Эрикуса Олави.

56 См.: Lonnroth E. Sverige och Kalmarunionen. S. 105—111. Ср.: Idem. Engelbrekt // Lonnroth E. Fran svensk medeltid. Stockholm, 1959. S. 102- 112.

57 См.: ChristensenA.E. Op. cit. S. 210-211.

58 Larsson L.-O. Del svenska radet och Engelbrektsuppprorets inledningsskede // Historisk tidskrift., 1984. N 3. S. 266-282. Idem. Engelbrekt Engelbrektsson och 1430-talets svenska uppror. Stockholm, 1984. S. 152-153.

59 Подобные собрания (mote) местного уровня были достаточно традиционны для средневековой Швеции.

60 Schuck Herman. I Vadstena 16 augusti 1434 // Historisk tidskrift. 1985. N 2. S. 135-149.

61 Шюк высказывал мысль о том, что нет оснований сомневаться в реальности давления на риксрод со стороны Энгельбректа еще задолго до указанной полемики (Schuck Herman. Ecclesia Lincopensis. Studier om Linkopingskyrkan under medeltiden och Gustav Vasa. Stockholm, 1959. S. 108).

62 Konung Gustav den Forstes Registratur. Stockholm. Hft. 12. S. 184-188: "War synnerlig gunst etc. Endog Biscop Lars..."

63 To, что по тексту хроники фрэльсманы соглашаются участвовать в восстании именно с третьей, "принудительной" попытки — возможно, второстепенный художественный прием, подчеркивающий условность происходившего: два традиционных для эпохи "ритуальных" отказа перед изъявлением окончательного согласия.

64 Шведские исследователи высказывали мнение о наличии в рассматриваемом эпизоде рифмованной хроники распространенных в европейской и, в частности, в шведской культуре того времени антиклерикальных мотивов. Не исключено, что именно этим и объясняется первоочередное упоминание о насилии именно над епископами.

65 См.: Handlingar rorande Skandinaviens historia. Stockholm, 1820. Hft. 8. S. 4 - 5; Paulsson G. Studier i Strangnasmartyrologiet // Historia och samhalle. Studier tillagnade Jerker Rosen. Malmo, 1975. S. 22-37. Шведский медиевист И. Паульссон цитирует упоминание в исследованном им памятнике средневековой шведской анналистики — Стренгнесском мартирологе — о том, что Энгельбрект "leges patriae reformavit". Паульссон, переводя указанное место, интерпретирует его как указание на то, что вождь восстания "реформировал законы отечества" ("nan reformerade faderneslandets lagar"). Однако ни в "Хронике Энгельбректа", ни в документах того времени нет упоминаний о подобной деятельности; нет ее следов и в шведском средневековом законодательстве. Практически очевидно, что латинское слово "reformare" употреблено здесь в другом своем распространенном значении — "восстановить нечто разрушенное, попранное". Энгельбрект восстановил законы, вернул им силу. Такое толкование источника полностью соответствует требованиям, идеологии и пропаганде восставших шведов. См. также наши коммент. к строке 3014.

66 См.; DN. Bd. V. S. 459-462. Ср.: SMR. N 140-143. S. 42-44; LECUB. VIII. N 858. S. 504.

67 См.: ST. III. S. 124-125.

68 См.: Lonnroth E. Sverige och Kalmarunionen. S. 156— 157.

69 SMR. N215-216. S. 66.

70 Ibid. 232. S. 73; ST. III. N 469. S. 126-127.

71 См.: Historiska handlingar. Stockholm, 1870. Hit. 7. S. 10- 11. Ср.: SMR. N 243. S. 76.

72 SMR. N 246. S. 77.

73 См.: Huitfeld A. Op. cit. S. 536-541.

74 1 марка = 8 эре. О шведской денежной системе подробно см.: Сванидзе А.А. Средневековый город... С. 317 — 322.

75 Заявления о том, что король Эрик был выборным, а не наследственным государем (rex natus), играли, как отмечалось выше, важную роль в пропаганде шведской оппозиции еще в ходе политического конфликта 1432 — 1434 гг. В связи с этим конфликтом, 21 мая 1434 г. по инициативе упсальского капитула было произведе-но освидетельствование камня Мура. В составленном по результатам этого осви-детельствования нотариальном акте указывалось следующее: на камне высечена надпись об избрании Эрика королем Швеции в 1396 г. В месте для даты, согласно акту, в надписи пропуск, указано лишь, что избрание произошло в некий день августовских календ (...sicqve praecise, ut sequitur, in eodem lapide sculptum inveni: Anno domini mcccxcvi0 electus est in regem Svecix in hoc loco illustris rex dominus Ericus &c... calend. augusti. Locus autem pro numero kalendarum vacuus erat). Однако отмечено в том же акте, "все говорят, знают и пишут", что данное избрание состоялось в день блаженной Марии Магдалины, приходящийся на одиннадцатый день августовских календ (т.е. 22 июля). См.: Akter... S. 121 — 123.

76 См.: ST. III. S. 147-151;SMR. N312. S. 96; Huitfeld A. Op. cit. S. 541-547.

77 См.: ST. III. S. 152-154; SMR. N316. S. 97; Huitfeld A. Op. cit. 551-552.

78 См.: DN. V. S. 457-459.

79 SMR. N356-357. S. 108.

80 См.: Сванидзе А. Л. Швеция в период Кальмарской унии... С. 126— 127. Ср.: Carlsson С. Engelbrekt Engelbrektsson. S. 584 — 586.

81 Vadstenadiariet. Latinsk text med oversattning och kommetar // Utg. C. Gejrot. Stockholm, 1996. S. 206.

82 Carlsson G. Engelbrekt som helgon // Kyikohistorisk arsskrift. 1920-1921. Bd. 21. S. 236 — 243. Последующие работы, в которых поднимался вопрос о культе Энгельбректа как святого, прямо или опосредованно восходят к указанной статье Карлссона. Ср. например: Landen T. Svenska helgon. S. 206 — 207.

83 См.: Stockholms stads tankebocker 1483 - 1492 / Utg. genom Gottfrid Carlsson. Stockholm, 1944. S. 225.

84 Ibid. S. 236-237.

85 Ibid. S. 237.

86 См.: Cylta Goran. Kurtze Cronika der Konige in Sueden von Christi unsers Herren Geburdth biss ufs Jar MDXIJ (D 21, Kungliga biblioteket, Stockholm). S. 368.

87 Ibid.

88 См.: Сванидзе А.А. Понимание свободы... С. 144 — 145.

89 См.: Svenska medeltids dikter och rim // Utg. G.E. Klemming. Stockholm, 1881-1882. S. 385-392.

90 Трактовка этой части произведения вызвала в историографии большие споры, связанные с тем, что деятельность Карла Кнутссона описана здесь отчасти в туманных и двусмысленных выражениях. Так, про него говорится, что он обратил себя "против умных" (ban satte sig mot de kloka). Поэтому образ правителя — будущего короля Швеции — в призведении епископа Томаса можно трактовать и как негативный или противоречивый. Однако наиболее распространено мнение, что Карл Кнутссон — положительный герой "Песни о свободе", изображенный преемником Энгельбректа. (Ср.: Сванидзе АЛ. Понимание свободы...) Об указанной полемике см.: Lonnroth E. Biskop Thomas' Frihetsvisa // Scandia. Lund, 1931. N 4. S. 30-54.

91 По мнению Э. Лённрута (Lonnroth E. Biskop Thomas' Frihetsvisa. S. 39), свобода трактуется епископом Томасом в характерном средневековом смысле — как право, привилегия. На идеи произведения, по мнению исследователя, оказала влияние разработка средневековой церковью политико-правового понятия libertas - "свобода", "вольность" (Ср. также Hjarne Biskop Thomas` av Strangnas visa om striden for Sveriges frihet // Historiks tidskrift for Finland. Helsingfors, 1919, Arg. 4. Hft. 1. S. 96 - 134) Лённрут полагал, что "Песнь о свободе" - программное произведение, выражающее интересы шведской аристократии. С этим можно спорить. Так в заключительных строках произведения образно говорится, что свобода берет под защиту "как высоких, так и низких" (badhe hogh och lagh). Вряд ли здесь имеется в виду только высшее и низшее фрельсе. Скорее всего, употребляя это выражение, фигурирующее также в документальных источниках (ср. DN. V. S. 459), средневековый поэт-епископ подчеркивал именно социальную универсальность свободы.

92 Korner H.Die Chronica Novella / Hrgst. von Schwalm. Gottingen. 1895. S. 530-531.

93 Ibid. S. 530

94 См.: Olavi Ericus. Op. cit. S. 147- 165.

95 Petri Olavus. Svenska kronika. Stockholm, 1860. S. 158-190.

96 Ср.: Westin С.Т. Historieskrivaren Olaus Petri. Lund, 1946. S. 68; Gardemeister C. Den suverane Guden. En studie i Olavus Petriteologi. Lund, 1989. S. 89-91.

97 Magnus Olaus. Historia om de nordiska folken. Komm. J. Granlund. [Stockholm], 1976. D. II. S. 91 —92; Magnus Johannes. Gothorum sveorumque historia. [Wittenberg], 1617. P. 803-826. Ср.: Grape H. Olaus Magnus. Forskare, moralist, konstnar. Stockholm, 1970. S. 11 — 12; Johannesson K. Gotisk rerjassans. Johannes och Olaus Magnus som politiker och historiker. Stockholm, 1982. S. 182-185.

98 Сванидзе А.А. Понимание свободы и законности... С. 143— 145.

99 См.: Schuck Herman. Engelbrektskronikan...

100 См.: Schuck Herman. Engelbrektskronikan... S. 46-58.

101 Ibid. S. 49-50.

102 См.: Schiick Herman. Engelbrektskronikan... S. 55.

103 См.: Lonnroth E. Sverige och Kalmarunionen. S. 70.

104 См. наст, издание, с. 109 - 111.

105 См. также коммент. к строке 725 нашего перевода.

106 Ср.: Svenska medeltids dikter och rim / Utg. G.E. Klemming. Stockholm, 1881-1882. S. 511 -513.

107 См.: Schuck Herman. Engelbrektskronikan... S. 59-65.

108 Schuck Herman. Engelbrektskronikan... S. 66 -81.

109 Schuck Herman. Engelbrektskronikan... S. 73.

110 См.: Petersen C.S., Andersen V. Illustreret dansk litteraturhistorie. Kobenhavn, 1929. Bd. I. S. 107, 111-113; Kaspersen S., Kvcemdrup S. et al. Dansk litteraturhistorie. Copenhagen, 1984. Bd. J. Fra rimer til ridderdiktung. O. 800- 1480. S. 444-445. Ср.: Friihe Deutsche Lyrik. Berlin, 1935. S. 421 -422.

111 См.: Den Danske rimkronike. Kobenhavn, 1958. Bd. I-III. Ср.: Kaspersen S., Kvcemdrup S. et al. Dansk litteraturhistorie. Copenhagen, 1984. Fra runer til ridderdgtning. O. 800—1480. S. 444 — 446. О сходстве и гипотетическом влиянии "Датской рифмованной хроники" на "Хронику Карла" см.: Neuman E. Karlskronikans proveniens... // Samlaren. Uppsala, 1934. Bd. 15. S. 145- 179. Однако датировка датской хроники, в свою очередь, дискуссионна: по одной версии начало, по другой середина — вторая половина XV в.

112 Подробно об этом см.: Lonnroth E. Medeltidskronikornas varld // Lonnroth E. Prun svensk medeltid. Stockholm, 1959. S. 69 - 87; Ny illustrerad svensk litteraturhistoria. Stockholm, 1955. Bd. I. S. 97 и др.; Rosen J. Karlskronikan // Kulturhistorisk lexikon for nordisk middelalder. Kobenhavn, 1963. Bd. VIII. S. 290-294. Ср.: Schuck Herman. Engelbrektskronikan... S. 54, 155, 159 и др. Шюк, в отличие от многих своих предшественников, справедливо подчеркивал, что "Хроника Энгельбректа" — не плохое подражание "Хронике Эрика", а произведение иное по своей стилистике и задачам.

113 См.: Schuck Herman. Engelbrektskronikan... S. 161 - 162.

114 Ср.: Die Historischen Volkslieder der Deutschen vom 13. bis zum 16. Jahrhundert // Gesammelt und erlaeutert von R. von Liliencron. Leipzig, 1865-1869. Bd. I-IV.

115 См.: Deutsche dichtung des mittelalters. Munchen, 1981. Bd. III. Spatmittelalter. S. 598-623; Spatmittelalter, Humanismus, Reformation: Texte und Zeugnisse // Die Deutsche Litteratur. Munchen, 1975. Bd. II. T. 1. S. 9-11, 52-56, 73-86.

116 Так же, как в этой хронике, наименование "немцы" (the tydzka) неоднократно применяется к немцам — ганзейцам, стокгольмским бюргерам, — и вряд ли речь идет только о представителях анноблированного патрициата.

117 См.: Dyalogus creaturum moralizatus // Skapelsens sedelarande samtal. Uppsala, [1983].

118 Об этом свидетельствует, в частности, примечательное посвящение известному шведскому поэту К. Снойльски на титульном листе, изданного Г. Клеммингом собрания средневековых стихотворных произведений Svenska medeltids dikter och rim. Stockholm, 1881 — 1882. Клемминг писал, что адресует поэту "эти жалкие памятники древних времен" (dessa stackars minnen fran forna tider) "в каче-стве контраста к его собственной богатой поэзии". Сравнение с комментариями в том же сборнике показывает, что в посвящении нет ни доли иронии: ученый действительно был крайне низкого мнения о художественных достоинствах изданных им произведений; между тем, многие из них и в литературном отношении достаточно интересны.