Комментарии
170 Пахлаван Махмуд. См. Пугаченкова Г. Термез, Шахрисябз, Хива. M., 1976, с. 157.
171 Здесь, как и в ряде других случаев, Вамбери пользовался термином ”персидское население” в значительно более широком значении (применительно к разным ираноязычным народам), чем этот термин употребляется теперь, ныне его применяют только в отношении собственно персидского населения Ирана. Сарты Хивы были отдельной этнической группой, представлявшей собой тюркизированных потомков древнего населения Хорезма, т. е. хорезмийцев, по-видимому уже в XIII-XIV столетиях утративших свой язык. Краткую характеристику сартов Хивы см. Иванов П. П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.). М., 1958, с. 151. Хорезмийский язык принадлежал к иранской группе, относящейся к индоевропейской языковой семье. Исследование памятников хорезмийского языка показа то, что он занимал промежуточное положение между согдийским и осетинским с одной стороны, и парфянским - с другой. См. Бартольд В. В. Сочинения. Т. III M., 1965, с. 546, примеч. 4 (примеч. В. Лившица), где указаны и основные работы о хорезмийском языке.
172 Предположенное Вамбери объяснение происхождения слова ”паша” от ”баш” (”голова”) более чем сомнительно. Уже в словарях времени Вамбери слово ”паша” гораздо вернее объяснялось как сокращение от персидского ”падишах”. См. например, Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. I Спб. 1869, с. 309.
173 Танаб - мера длины, широко употреблявшаяся в Средней Азии. Размеры танаба колебались в зависимости от времени и местности. В Хиве в середине XIX в. танаб был равен примерно 900 кв. саженей (4097, 025 кв. м.). См. Давидович Е. А. Материалы по метрологии., с. 125.
174 Вамбери не дает перевода термина ”урф”, означающего обычное право (сохраняющееся наряду с шариатом). Решение по ”урфу” не адекватно решению губернатора ”по своему усмотрению”, ибо последний должен был при этом считаться с нормами обычного права.
175 О термине ”арна” см. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. Труды Института востоковедения VII. Источники по истории народов СССР. M .-Л. 1938, с .580 . О терминах ”арна” и ”яб” см. Бартогьд В. В. Сочинения Т. III M., 1965, с. 118, 552.
176 Это объяснение спорно.
177 ”Макари” или ”Макария”- широко известное на Востоке наименование Нижегородской ярмарки, которое могло распространяться и на сам Нижний Новгород. В середине XVII в. у Макарьева монастыря на Волге, в 88 км от Нижнего Новгорода, возникла Макарьевская ярмарка. Она была одной из крупнейших ярмарок в России, играла важную роль в торговле с Востоком и привлекала купцов из Средней Азии и других восточных стран. Торг на ней производился ежегодно в июле. После пожара 1816 г. ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, но среди восточных купцов и в литературе Средней Азии и Ирана за Нижегородской ярмаркой сохранилось привычное название ”Макария”.
178 Перкаль - тонкая плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения.
179 По поводу этого знакомства см. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. II XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. M.- Л. 1938, с. 23. примеч. 4.
180 По справочнику Стэнли Лэн-Пуля, правителем Хивы в это время был Абулгаэи III, дата прихода которого к власти указана приблизительно – ок. 1770 г. а начало правления сменившего его у кормила правления Ильтузер-хана - 1219 г. х. [1804 г.] См. Лэн-Пуль Cm. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с примеч. и дополнениями. В. В. Бартольда СПб. 1899, с. 236.
181 Даты правления Ильтузер-хана по Лэн-Пулю (с .236)-1804-1806 гг., по Цамбауру [Zambaur Е. Manuel de genealogie et de chronologie pour l'histoire de l'Islam Hanovre, 1927, с. 275)-1219/1804-1221/1806 гг.
182 По Лэн-Пулю (с .236) и Цамбауру (с. 275), правил в 1221/1806 1241/ 1825 гг.
183 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Алла Кули правил в 1241/1825-1258/1842 гг.
184 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Рахим Кули правил в 1258/1842-1261/1845 гг.
185 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Мухаммед Эмин правил в 1261/1845-1271/ 1855 гг.
186 По Лэн-Пулю, Абдулла-хан правил в 1271/1855 г.
187 По Лэн-Пулю и Цамбауру, Кутлуг Мурад правил в 1271/1855-1856 гг.
188 По Лэн-Пулю, Сейид Мухаммед-хан правил в 1272/1856-1282/1865 гг.
189 Когда двое дерутся, третий радуется. (лат.)
190 По Лэн-Пулю, Сейид Мухаммед Рахим-хан правил в 1282/1865-1290/ 1873 гг.
191 Эта знаменитая мечеть, одна из самых старых в Бухаре, носит название Магаки-аттари. Советский археолог В. А. Шишкин в результате работ, проведенных в 1934 1935 гг. установил, что эта мечеть является памятником XII в. в своих древнейших частях, что она была построена на поверхности земли и что только с течением столетий превратилась в ”подземную”. (см. Шишкин В. А. Мечеть Магаки-аттари в Бухаре. -Труды института истории и археологии АН УзбССР. Материалы по археологии Узбекистана. Т. I Таш., 1948, с. 20) Однако возможно, что она была построена на месте более древней мечети. Две мечети с углубленным в землю зимним помещением, именуемые ”магок” (букв. ”яма”, ”углубленное место”), существовали в Самарканде. (см. Писарчик А. К. Народная архитектура Самарканда XIX-XX в. (По материалам 1938-1941 гг.) Душ., 1974, с. 52 – 54.
192 Около 80 бухарских медресе, имевших собственные названия (кроме медресе без названий, в том числе келий при квартальных мечетях), отмечены в топографическом указателе к книге Сухарева О. А. Квартальная община позднефеодальнего города Бухары (в связи с историей кварталов). M., 1976, с. 353, 354. Сведения о бухарских медресе, упомянутых Вамбери, см. там же, с. 103, 104, 151, 174, 183.
193 Было сделано много других попыток объяснить происхождение этнического термина ”киргиз”. По этому вопросу существует обширная литература. См. Бартольд В. В. Сочинения Т. II, ч. 1 Библиография. M., 1963.
194 О чинах в Бухарском ханстве наиболее подробные и достоверные сведения содержатся в трудах А. А. Семенова, который в течение нескольких десятилетий занимался изучением центрального административного управления в Бухарском ханстве позднейшего времени и опубликовал на эту тему несколько работ. См.: Литвинский Б. А., Акрамов Н.М. Александр Александрович Семенов (Научно-библиографический очерк). М., 1971, с. 127 и библиографию (№ 161 и 190).
195 Вероятно, имеется в виду Таваккуль.
196 Кокандское ханство в годы наибольшего расширения его пределов действительно занимало очень большую территорию, прежде всего за счет завоеванных областей нынешних Казахстана и Кыргызстана. Центром же хозяйственной и политической жизни Кокандского государства была Ферганская долина площадью около 23 тыс.кв.км, расположенная в восточной части бассейна Сырдарьи. Ферганская долина издавна была одной из самых густонаселенных областей Средней Азии и обладала развитым земледелием.
197 Оседлые и полуоседлые узбеки и близкие к ним кипчаки и другие тюркские племена и народности, постепенно сливавшиеся с узбеками и входившие в их состав, представляли собой основную часть населения Ферганской долины. Окружавшие эту долину горы населяли главным образом киргизы. Многочисленны были и таджики, жившие как в горных местностях, так и в селениях и городах Ферганской долины.
198 Дешти Кипчак - название степной полосы от Иртыша до Урала и Волги. Степи между Волгой и Доном в русских летописях именуются Половецким полем. Название Дешти Кипчак распространялось и на степи к югу от Каспийского и Аральского морей: от Мангышлака до Атрека и Горгана.
199 Следует учитывать, что попытки Вамбери сравнивать площади упомянутых им городов были сделаны на основе поверхностных личных впечатлений, а размеры Коканда он мог оценивать только по расспросным сведениям, так как в нем не побывал.
200 В отношении истории среднеазиатских ханств в новое время суждение Вамбери неверно, хотя, конечно Ферганская долина и расположенные в ней города имеют большое и славное прошлое и были известны в средние века и даже в древности. Однако современное Вамбери Кокандское государство возникло и обрело самостоятельность лишь в XVIII в тогда как Бухарское и Хивинское ханства имеют гораздо более давнюю историю. Только во второй половине XVIII в. Кокандское государство начинает играть крупную роль в политической жизни Средней Азии наряду с Бухарой и Хивой. Ханством Кокандское государство стало именоваться лишь с конца XVIII-начала XIX в.
201 ”Находящийся по ту сторону Согдианы город Тарада, и в отдаленнейших их границах Александрия, основанная Александром Великим” (лат.).
202 ”Граница всех их проходит от той части земель, включая реку Яксарт, которую скифы называют Силин” (лат.).
203 Род из узбекского племени минг, к которому принадлежала правившая в Кокандском ханстве династия, пришел к власти в Фергане уже к 20-м годам XVIII в., т. е. за 140 лет до путешествия Вамбери в Среднюю Азию, а не за 80 лет, как он считал.
204 Вамбери некритически передает доходившие до него преувеличенные слухи о победах кокандцев над русскими. На самом деле происходили (с переменным успехом) лишь мелкие пограничные стычки, а когда в 60-х годах начались более крупные вооруженные столкновения, они ознаменовались поражениями кокандцев.
205 Титул ”велинаме” в Средней Азии применялся к правителям независимых областей и государств. Этим титулом называли, в частности, и правителя Шахрисябзского бекства, о котором говорит Вамбери, а также правителя Коканда. См.: Семенов А. А. Очерк устройства центрального административного управления Бухарского ханства позднейшего времени.-Труды института истории, археологии и этнографии АН Тадж. ССР. Т. XXV. 1954, с. 4; Бартольд В. В. Сочинения. Т. III. M., 1965, с. 463. Приведенный Вамбери термин ”велинаме” (в передаче других авторов - ”валлиами”, ”вальями”, ”ваннами”) происходит от арабского ”вали ан-ни'ами”, ”вали ан-ни'ам” с буквальным значением ”благодетель”, ”благотворитель”. О термине см.: Будагов Л. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий. Т. II. СПб., 1871, с. 288, 308; Назаров Филипп. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. Изд. 2-е. М-, 1968, с. 67, 68.
206 Об Алимкуле см.: Бартольд В. В. Сочинения. Т. II, ч. 2. M., 1964, с. 342-347, 353-357.