Комментарии

Комментарии

А. ШИРВАН

§ 1. Как указывает сам Мюнеджжим-баши, этот параграф является лишь кратким изложением данных Ибн Халликана, см. Вафайат ал-а'йан, Каир, 1310г.х./1892, II, 283 — 9: Йазид б. Мазйад ал-Шайбани; см. также биографии Ма'ана б. За'ида, там же, II, 108 — 112, и ал-Валида б. Тарифа, там же, II, 179 — 80 [ср. перевод де Слейна (de Slane), IV, 218 — 32; III, 398, 668].

Сам Ибн Халликан (который закончил свой труд в 672г.х./1274) приводит о смерти Йазида цитату из Китаб ал-агани. Более точно указатель этой книге, составленный Гуиди, отсылает к Дивану Муслима б. ал-Валида ал-Ансари (изд. де Гуе, 1875, стр. 237 — 8); этот поэт был в Барда'а, когда его патрон Йазид скончался. Подробные сведения о трех последовательных назначениях Йазида б. Мазйада Харуном даются в Истории Йа'куби (II, стр. 515 — 19); отрывки переведены с примечаниями в труде Маркварта (Marquart, Streifzuge, стр. 453 — 6). В первый раз Йазид был смещен в 172/788 г. (Табари, III, 6 — 7). Йазид умер в 185/801 г. (Табари, III, 648). Согласно Р. Фасмеру (см. R. Vasmer, Chronologie der arabischen Statthalter von Armenien (750887), Wien, 193), назначения Шайбанидов в Армению были таковы: Йазид б. Мазйад в 171 — 2 и 183 — 5гг.; Асад б. Йазид в 185 — 6 и 195гг.; Мухаммад б. Йазид в 186 — 7гг.; Халид б. Йазид в 212 — 7гг. (данных о периоде 205 — 220гг. не имеется), около 226г. (только назначен) и в 227 — 8гг.; Мухаммад б. Халид в 228 — 232гг. (?) и некоторое время после 241г. (наш источник указывает 242 — 5гг.). Во избежание путаницы (см. выше, стр. 40, примечание) мы называем династию Ширвана по имени Йазида (а не его отца Мазйада).

§ 2. Монеты, чеканенные во время правления Халнда, [81] известны от 212 — 7 гг.х./827 — 32 и от 225г.х./839, см. P.P. Фасмер (R. Vasmer, Chronologie, стр. 70 — I, 87 — 8). Сведения о Халиде у Баладзури (стр. 211) и Йа'куби (Та'рих, стр.566) весьма кратки (Под 220г.х./836 Табари (III, стр. 1079) сообщает, что после неудачи в походе против Бабека Афшин получал снабжение от сахиба ас-Сирван. Этот вассал не может быть Ширваншахом, как переводит Шпулер (Spuler, Iran in fruh-islam. Zeit, 1952, стр. 63). Имя писалось бы без артикля, не говоря уже о том, что в тот момент связь с севером была прервана Бабеком. Ас-Сирван (ас-Сираван) обозначает бассейн верхнего течения реки Карха (в Луристане), как правильно указывает Е. Мартин (см. Е. Martin, The reign of al-мu'tasim, New Haven, 1951, стр. 15). Ср. ниже, стр. 85, относительно Васифа ас-Сирвани).

Согласно Баладзури, Халид был смещен за то, что принимал подарки от армян. События в Шакки передаются Моисеем Каганкатваци (III, гл. 19) так: “В конце армянского 270/822 года отборные мужи из таджиков (арабов) вышли тайно из Партава (Барда'а) и, разорив область Амарас и пленив около тысячи душ, укрепились в пределах Мец-Аранка (на верхнем течении Тертера) в местечке, называемом Шикакар. Затем мужественный и прекрасный князь Сахл-и Смбатян Эраншахик со своими сильными братьями и с их войском на рассвете напал на [арабов], повалил и рассеял их по всей земле и спас пленных как из пасти льва” (См. перевод Патканяна, стр. 266, перевод Даусетт, стр. 213). О Сахле из Шакки более подробно см.: V Minorsky, Caucasica (IV), — BSOAS, 1953, XV/3, стр. 505 — 12. Но ср. теперь также З. М. Буниятов, Новые данные о крепости Шаки, — “Доклады АН Азерб. ССР”, 1959, № 9.

§ 3. Основан на источниках общего характера, см. Йа'куби, стр. 579.

§ 4. Согласно Йа'куби (стр. 580), Халид был вторично назначен при Му'тасиме, но скоро отозван ввиду протеста армян. Армянский историк Асолик (перев. Dulaurier, 1883, I, 134) говорит, что “в году 290 Халет, сын Йазида, эмир Армении, со значительным войском пришел в Грузию; он умер в Джавахе, в селении Хозабир”. Это произошло во время царствования Багратида Смбата Аплабаса, сына Ашота Мсакера. Армянский год 290 соответствует 841 — 2г. н. э., что согласуется с годом, указанным в Т.-Б. Васик стал халифом 18 раби I 227г. х./5 января 842, и Халид имел достаточно времени, чтобы дойти до Джаваха еще в течение 842г. Джавах (по-грузински Джавахети) лежит на реке Ахал-Калаки, правом притоке Верхней Куры.

§ 5. Йа'куби не упоминает Али, и его сообщение о Мухаммаде (II, стр. 587) менее полно, чем наше. Курайшит [82] Исхак б. Исмаил б. Шу'айб был выдающейся личностью в истории Кавказа (См. V. Minorsky, Tiflis, EI). Его поддерживали различные местные элементы (цанары и кахетинцы), и он был женат на дочери правителя Сарира. О его смерти в 238/852 г. см. у Табари (III, 1414 — 6). Али б. Джахм сочинил касиду по поводу этого события и посвятил ее Мутаваккилу (Али б. Джахм, Диван, изд. Халила Мардам-бека, Дамаск, 1950, стр. 174). Ссылки на Исхака можно найти в относящемся к тому же периоду Житии св. Григория Хандзтийского, русск. пер. Н. Я. Марра в книге “Тексты и розыскания”, IV, 1911, стр. 137.

Дата основания Джанзы (Ганджи) (245г.х./859), по-видимому, больше нигде не встречается (Более поздний источник — Нузхат ал-кулуб, написанный в 740г.х./1340 (GMS, стр. 91), относит основание Ганджи к 39г.х./659. Как указывает иранское название Ганза (Ганджа) ('сокровищница'), она, должно быть, существовала в доисламские времена. Провинция, где она лежит, называлась по-армянски Шакашен (греч. Сакасене) и даже во времена Александра славилась своим богатством (см. Адонц, Армения, СПб., 1908, стр. 421; Marquart, Skizzen, Wien, 1908, стр. 60. См. также хорошую популярную историю Ганджи, составленную М. М. Альтманом, Баку, 1949, стр. 15)), но историк Албании (Аррана) Моисей Каганкатваци (III, гл. 20, русск. пер. Патканяна, стр. 270) подтверждает, что “Гандзак в районе Аршакашена” был основан сыном жестокого Хазра патгос. Патгос, очевидно, стоит вместо патгоспан (перс, 'генерал-губернатор', 'вице король'), а в слове Хазр Маркварт (cм. Marquart, Streifzuge, стр. 402) справедливо видит искаженное имя Халид. Следовательно, армяне также приписывают основание Ганджи сыну Халида (Мухаммаду). Моисей добавляет, что Мухаммад построил Гандзак во время второго периода его правления Арменией, после чего он занял Сюник, напал на [племя] Балк и дошел до Алахечка. С этого момента история династии Йазидидов меняет свой характер: члены ее, назначавшиеся ранее на пост генерал-губернатора из Багдада, теперь становятся наследственными вассалами в своих ленных владениях. Как таковые они остаются вне поля зрения общих историков халифата. По этой причине значение Т.-Б. возрастает, так как это сочинение продолжает давать множество неизвестных фактов в связной форме. Легендой о Джанзе начинается ряд отрывков из Т.-Б., которые Мюнеджжим-баши имел в своем распоряжении.

Как старший член семьи, Мухаммад б. Халид, хотя и жил в Арране, вероятно, властвовал над всей территорией, вплоть до ал-Баба, что и поощряло его потомков заявлять [83] претензии на ал-Баб, как на свое ленное владение и оспаривать права местных Хашимидов. Субсидия, уплачиваемая газиям Дербенда (§ 7), также была средством удерживать контроль (над этим районом. Из братьев Мухаммада б. Халида Хайсам правил самостоятельно в Ширване, а Йазид в Лайзане (§ 8). Весьма вероятно, что Табарсаран также управлялся одним из родственников Мухаммада б. Халида. О Халидийат, которые халиф закрепил за Мухаммадом б. Халидом во время его ухода из Армении, см. ниже, стр. 158. После смерти Мухаммада б. Халида наш автор направляет свое внимание на ветвь Ширвана, и мы остаемся в неизвестности относительно того, что происходило в Арране и его столице Джанза (Ганза). Этот пробел составляет период в сто лет, от 245г.х./859 приблизительно до 344г.х./955, когда Арран был занят дейлемскими Мусафиридами, а в 360г.х./971 захвачен курдскими Шаддадидами (См. V. Minorsky, Caucasica (IV) — BSOAS, 1953, XV/3, стр. 514 — 29, и Studies in Caucasian History, 1953, стр. 15). Неизвестно, продолжалась ли прямая линия потомков Мухаммада б. Халида в Арране или халифу удалось восстановить там свое управление и систему назначений. Только под 372г.х./982 мы узнаем о занятии Барда'а Ширваном. Как видно, территория, управляемая Мухаммадом б. Халидом, была гораздо обширнее, чем при позднейших правителях Ширвана, когда Кура составляла южную границу их владений. Но, несмотря на беспрестанное вмешательство Ширвана в дела ал-Баба, последний имел свою собственную династию и не мог считаться де-юре владением Йазидидов.

§ 6. Дальнейшая эмансипация властителей Ширвана связана с беспорядками после смерти Мутаваккила (247г.х./861). Термин истабадда 'стал независимым' упоминается и в § 9.

§ 7. Каковы бы ни были благочестивые побуждения Хайсама II, житницы, питавшие население ал-Баба, ставили последний в некоторую зависимость от Ширвана. Ср. комментарии к § 9. Бросается в глаза скудность сведений о Хайсаме,

§ 8. Али б. Хайсам. Довольно странно, что наш текст (или, вернее в этом случае, редакция Мюнеджжим-баши) ничего не сообщает о вторжении русов, которое произошло около этого времени (ср. также § 34). Мас'уди (II, стр 21, 69) определенно говорит, что русы вступили в бой с военачальником, “который командовал войсками от имени Ибн Абу ас-Саджа” (вероятно, где-то в районе Мугана), и с Али б. Хайсамом, “тогдашним правителем (йаума'идин) Ширвана”. Последний вооружил несколько судов, которые были пущены ко дну русами, и тысячи мусульман были убиты и потоплены [84] в бою. Следовательно, были и другие тяжелые удары по престижу Али б. Хайсама, помимо его пленения в войне против Шандана, что повело к его свержению в 305г.х./917. Последовательность событий остается неясной. В § 8 битва при Шандане приводится под 300г.х./912, а в § 33 (в правление эмира ал-Баба Мухаммада б. Хашима) она упоминается под 297г.х./909. Вторжение русов датируется Мас'уди “после” 300г.х./912, и он сам признает, что не помнит точную дату (II, стр. 24). Поздний историк Гиляна Захир ад-Дин Мар'аши (изд. Дорн, стр. 302) говорит о том же вторжении в первой половине 301г.х./конце 913. Он добавляет, что русы были сначала отражены саманидским правителем, что подтверждает то же самое время, так как в 914г. саманиды утеряли власть над каспийскими провинциями. См. Ибн-Исфандиар, издание A. Eghbal, стр. 269 (перевод Е. G. Browne, стр. 200).

§ 9. Следующая схема показывает сложную родословную лайзанской ветви Йазидидов: (см. схему в Картах. - Thietmar. 2005)

Наш автор утверждает, что Абу-Тахир Йазид правил 32 года (305 — 37гг.х./917 — 48) и что он объединил Ширван с Лайзаном, а также, что он отправил своим заместителем в Дербенд сына Ахмада. Свое наследственное княжество Лайзан он дал в удел другому сыну, Мухаммаду, который впоследствии стал его наследником и правил сравнительно короткое время (337 — 45гг.х./948 — 56). С другой стороны Мас'уди, закончивший свой труд в 332г.х./942, утверждает, что в это время правителем Ширвана был Мухаммад [85] б. Йазид, который и явился объединителем Лайзана, Ширвана, Хурсана и Вардана (Мурудж, II, стр. 4 и .6). Приходится заключить, что или Мухаммад еще до смерти своего отца стал его соправителем, или упоминание Мухаммада у Мас'уди является позднейшей вставкой в его текст. Сам Мас'уди врядли ли лично был в Ширване, но текст своего сочинения он, несомненно, дополнял по расспросам и в последующие годы (см. ниже, стр. 188).

В правление Абу Тахира Йазида произошел ряд важных событий: в Баб ал-абвабе шла борьба; в Азербайджане было ликвидировано правление Саджидов; их сменили дейлемские Мусафириды, и в ранние годы своего господства Мусафирид Марзубан воевал против русов, занявших Барда'а. Наконец, византийцы при Иоанне Куркуас (с 923г. н. э., см. Muralt, Chronologie, I, 501, 505) вели наступательную политику и не только захватили Теодосиополь (Карин, Эрзерум), но даже осадили Двин (Асолик, III, гл. 6). Но эти факты слабо отражены в нашем тексте, и нам остается лишь рассмотреть то, что Т.-Б. сообщает о правлении Абу Тахира Йазида.

(а) Подробности о вмешательстве Абу Тахира в дела ал-Баба можно также найти в § 34. Уже в 318г.х./930 сын Абу Тахира, Мухаммад (правитель Лайзана), сражался с правителем ал-Баба Абд ал-Маликом около Шабарана (§ § 9 и 34). Под 327г.х./938 мы узнаем (§ 35), что Хайсам б. Мухаммад б. Йазид (внук Абу Тахира Йазида?), управлявший Табарсараном, был приглашен в ал-Баб местными раисами (“начальниками”). В 330г.х./942 или в 333г.х./944 Ахмад, другой сын Абу Тахира, появился в ал-Бабе на короткое время, а затем руководство политикой в отношении ал-Баба перешло в руки старшего сына — Мухаммада.

(б) Некоторое время и Ширван и ал-Баб оставались в орбите династии Саджидов, которая представляла халифа в Армении и Азербайджане (см. § 34). После смерти Йусуфа сына Абу ас-Саджа (в 315г.х./928) и его племянника (в 317г.х.,/929) преемником династии был сначала Васиф ас-Сирвани (имя которого засвидетельствовано на монете от 317г.х./929), а затем бывший раб Йусуфа, Муфлих, который как правитель Азербайджана упоминается только один раз И. Асиром (VIII, стр. 173) под 319г.х./931. В этом году он повел карательную экспедицию против армянского царя ал-Дайрани (в Васпуракане), который подстрекнул византийцев напасть на округ Бергри-Ахлат (на север от озера Ван). Муфлих будто бы убил 100 тыс. (?) армян. Он чеканил монеты в 320 (в Ардебиле) и в 323гг.х. (в Барда'а и Азербайджане). Затем положение остается неясным до 326г.х./937 — 8, [86] когда Дайсам б. Ибрахим (служивший в войсках Йусуфа) упоминается как правитель Азербайджана (см. Мискавайх, Eclipse, I, 398; о нем и его монетах см. специальную статью А. А. Быкова в “Эпиграфике Востока”, 1955, X, стр. 14 — 37). Во всяком случае, в чеканке монет Муфлихом между 320 и 323 гг.х. был перерыв, и рассказ о бегстве Муфлиха в Ширван и его выдаче в 320г.х. заполняет этот пробел. Имя эмира Балдуйа (***), который изгнал его из Азербайджана, неизвестно (см. ниже, § 13), если только мы не примем его за имя отца Дайсама, которого, согласно И. Хаукалю (стр. 236), звали Шазлуйа (***). Оба имени в арабском написании выглядят схоже. Настоящее имя отца Дайсама было Ибрахим. Он был арабом и хариджитом, и после смерти своего прежнего начальника (А именно Харуна аш-Шари, который был взят в плен около Мосула в 283г.х.,/896 (см. Табари, III, стр. 2109, 2141, 3149 — 51)) прибыл в Азербайджан и женился на дочери курдского вождя (см. Мискавайх, II, 33). Это, возможно, было причиной, почему он принял дополнительно (?) иранское имя. Дайсам стал главой местных курдов. Правда, он начал свою карьеру при саджиде Йусуфе (умершем в 315г.х./928), но его самостоятельная деятельность известна нам лишь между 326/938 и 346 гг.х./957. В 320г. Дайсам был вполне взрослым человеком, но весьма возможно, что его отец все еще играл роль в семье. Кроме того, Дайсам в начале своей карьеры был в весьма дружелюбных отношениях с правителем Васпуракана, и семья, по-видимому, была недовольна резней, учиненной Муфлихом в этом княжестве. Менее вероятно видеть в Балдуйа сипахбада Мукана ибн Далула (***), который однажды упоминается среди противников Дайсама (326г.х./938). Эпизод с бегством Муфлиха в Ширван находит косвенное подтверждение в других источниках. Он интересен и как показатель надежности Т.-Б.

(в) Экспансия дейлемцев (См. V. Minorsky, Studies in Caucasian History, стр. 114) на север началась после 330г.х./941, когда Марзубан и Вахсудан (сыновья Мухаммада) договорились, что последний останется в наследственном Тароме, а первый предпримет завоевание Азербайджана и соседних земель. Есть указания, что к 334г.х./955 власть Марзубана распространялась до Дербенда (см. ниже, примечание к § 35). Первоначальное изгнание дейлемцев из Ширваца — факт новый, хотя договор, который последовал за этим успехом, вероятно, включал пункт, касающийся уплаты [87] дани. Уступка, которую Абу Тахир Йазид сделал народу ал-Баба, чтобы получить их помощь против дейлемцев, находит некоторое объяснение в Дарбанд-нама (Изд. Казем-бека, стр. 136, 138 и 228. Я беру подробности из трех различных рукописей. Для раннего периода см. Баладзури, стр. 210: при халифе Мансуре правитель Йазид б. Усайд ас-Сулами “послал человека к нефтяным источникам и солеварням страны Ширвана и, обложив их налогом, назначил надзирателя за ними”, но дальнейшее назначение этой доходной статьи у Баладзури не указывается).

В 270г.х./833 (или 272/885) халиф (Му'тамид или его брат и соправитель Муваффак?) издал приказ, по которому народу Дербенда жаловался доход от нефтяных источников и солеварен Бакинского района. Мухаммад б. Аммар был назначен управляющим, чтобы собирать ежегодно доход и распределять его среди воинов Дербенда. В 290г.х./903 новый управляющий присвоил доходы и захватил два селения, принадлежащих Дербенду, в окрестности Шабарана. Народ Дербенда, лишенный субсидии, занялся торговлей и стал пренебрегать своими воинскими обязанностями. Это поощрило хазар осадить город, но они были отбиты правителем Мухаммадом б. Хашим б. Сурака. (После этого) Мухаммад б. Йазид (отец Абу Тахира Йазида, правивший до 305г.х./817?) стал правителем Дербенда. Он назначил управляющего (назир) по нефтяной и соляной части и скрепил печатью акт, по которому их добыча уступалась Дербенду. Запись, сохраненная в Дарбанд-нама, соответствует нашей схеме (§ 7) и, по-видимому, принадлежит подлинному несокращенному тексту Т.-Б. или его источнику.

(г) Указание на планы совместного выступления Ширвана и дейлемцев против Рума, грузин и других “неверных” помещено в нашем тексте между 333/944 и 337 гг.х./948. Цель соглашения, вероятно, ограничивалась бассейном Куры, так как нападения дейлемцев на Армению начались позже. Правда, в 938г. Лашкари б. Марди, заместитель Зийарида Вушмагира, руководил злополучным набегом на территорию армянского княжества Васпуракан, но самое раннее вторжение дейлемцев в багратидскую Армению (которое могло быть косвенно связано с византийцами) произошло в 982г. (Асолик, III, гл. 12).

(д) В 332г.х./943 — 4, т. е. во времена Абу Тахира Йазида, русы предприняли новый поход в бассейн Куры и дошли до Барда'а. Странно, что это событие, которое поразило воображение кавказских народов (ср. Искандар-нама Низами) и о котором Мискавейх (The Eclipse, II, стр. 62 — 7) оставил яркое описание очевидца, не упоминается в нашем [88] источни ке. Возможно, что Мюнеджжим-баши, который приводит этот рассказ в главе о Мусафиридах (См. V. Minorsky, Studies, стр. 161), пропустил его в главе, относящейся к Ширвану, ввиду того что главным противником русов был Мусафирид Марзубан. Под датой 333г.х./944, т. е. временем похода русов, наш источник говорит только о некоторых осложнениях в ал-Бабе. Последующие операции дейлемцев (т. е. Марзубана?) против Ширвана, возможно, были результатом пассивного поведения Абу Тахира во время вторжения русов.

§ 10. Мы узнаем, что еще при своем деде Йазиде (правившем в Лайзане до 305г.х./917) Мухаммад б. Абу Тахир Йазид уже числился управителем Табарсарана. После восшествия его отца (Абу Тахира) Мухаммад получил в икта наследственный семейный удел Лайзан и через некоторое время (в 318г.х./930) пришел в столкновение с ал-Бабом. Во всяком случае Мухаммад стал правителем в Ширване уже человеком зрелого возраста, что, может, и объясняет краткость его правления. Еще Абу Тахир отправил в ал-Баб своего сына Ахмада, и из § 10 мы узнаём, что сам Мухаммад (После того как в ал-Бабе был свергнут другой брат Мухаммада, Хайсам) послал туда “своего брата Ахмада” (т. е. вторично того же сына Абу Тахира). Это место рукописи вызывает некоторое недоумение (ср. недоразумение в § 35 рукописи Б), ибо в § 10 говорится, что, приняв правление, Мухаммад заключил своего брата Ахмада в тюрьму, где тот впоследствии был отравлен. Можно предполагать, что Ахмад б. Абу Тахир был арестован именно после этого вторичного краткого появления в ал-Бабе или что Мухаммад посылал туда не своего брата, а своего сына Ахмада (очевидно, старшего, так как он управлял вначале наследственным Лайзаном, § 10).

В дополнение к § 10 можно упомянуть ценный список княжеств, плативших дань Мусафириду Марзубану, который относится к 344г.х./955 и сохранился в географии Иби Хаукаля (стр. 348, 354) (См. V. Minorsky, The Caucasian vassals of Marzuban in 344/955, — BSOAS, 1953, XV/3, стр. 514 — 29). Из него мы узнаём, что контрибуция, наложенная на “Мухаммада б. Ахмада ал-Азди, владетеля Ширваншаха (sic!, т. е. Ширвана) и его правителя”, исчислялась в миллион дирхемов. В этом тексте нисба ал-Азди, вероятно, слуховая ошибка вместо Йазиди. Во времена Марзубана это мог быть только Мухаммад б. Абу Тахир Йазид. Возможно, что Ибн Хаукал, который закончил свой труд около 378г.х./988, вместо настоящего имени подставил имя [89] современного ему правителя Мухаммада б. Ахмада, который правил в 370 — 81 гг.х./981 — 91. Список, приводимый Ибн Хаукалем, может быть связан с пребыванием Марзубана в окрестностях ал-Баба как раз в 344г.х. (см. ниже, примечание к § 35).

Начиная с § § 10 — 11 и далее наш источник дает очень ценные сведения, которые почти не имеют параллелей в других имеющихся источниках.

§ § 11 — 12. Правление Ахмада б. Мухаммада (345 — 70гг.х./ 956 — 81) созпадает со вторым продвижением дейлемцев на север под предводительством Ибрахима б. Марзубана, о котором Т.-Б. является нашим единственным источником (см. ниже, § 35 и § 8 главы об Арране, см. Studies, стр. 164). Шабаран был постоянным яблоком раздора между Ширва-ном и ал-Бабом (см. примечание к § 14 и географическое описание Ширвана ниже, стр. 108).

§ 13. Мухаммад б. Ахмад (370 — 81г.х./981 — 91). Владетель Кабалы, Абд ал-Барр б. Анбаса, по-видимому, был сыном того “Анбасы Одноглазого”, который правил во времена Мас'уди (Мурудж, II, стр. 68; см. приложение III). Это дальнейшее доказательство точности нашего источника. Занятие Барда'а в 372г.х./982 было вторжением в зону, находившуюся под контролем Шаддадидов. По традиции, город имел значение как старая резиденция заместителей халифа. Эпизод Мусы б. Али характерен как показатель легкости, с которой авантюристы преуспевали в X в. О революции в ал-Бабе, вызванной появлением Тузи (в 378г. х.), см. более подробно в § 36, где приведена дата — 379 г.х./989. Для фанатика-проповедника правитель Ширвана, очевидно, казался более правоверным, чем правитель ал-Баба, охраняемый стражей из русов. Имя раба (мамлук), который ранил Мухаммада б. Ахмада, довольно странное, хотя оно и напоминает имя эмира, упомянутого полвека назад (§ 9) (Было бы рискованно видеть в нем некое северное имя вроде Балдур!).

§ 14. Царствование Йазида б. Ахмада (381 — 418 гг.х./991 — 1029) — важный период в истории Ширвана. События у Кабалы в 383г.х./992 являются продолжением борьбы 371г.х./981. В 389г.х./999 мы снова слышим о Абд ал-Барре б. Анбаса, который на этот раз потерял Гурзул (на Гёк-Чае). В 416г.х./1025 Гурзул был все еще в руках Ширваншаха. Во времена Мас'уди (Мурудж, II, стр. 68) в Шакки правителем был Адарнарсе б. Хумам (см. ниже, стр. 116). О неопределенности термина “Шакки” в устах нашего [90] автоpa см. ниже, стр. 116. Постоянная борьба с ал-Бабом продолжалась, и Шабаран оставался в центре событий (ср. § 37).

Поместье З.ркийа (Ризкийа) (От ризк 'пропитание', 'насущный хлеб'), возможно, было одним из мест, закрепленных за газиями ал-Баба (см. примечание к § 11). Трудно сказать, тождественно ли оно с Марзукийа, упомянутым в § 9. Достойно внимания, что брат Ширваншаха все еще (ср. § 33) жил в одном из селений Табарсарана (“поместье Мухаммада”). Это показывает, насколько неустойчивы и запутаны были политические границы ввиду чересполосицы, создаваемой частными владениями князей. Во всяком случае и сам ал-Баб часто находился в руках Ширваншаха.

Наш источник не раскрывает личности жены Йазида б. Ахмада, но иранские имена большинства его сыновей в высшей степени характерны и указывают, что эмир установил близкую связь с каким-то древним иранским домом (Возможно, с домом округа Шабарана (Шабуран)) (см. стр. 155). Вот причина, по которой арабское происхождение Йазидидов было затемнено влиянием их окружения. Все поздние авторы были твердо убеждены в древнеиранском и благородном происхождении Ширваншаха. См. Рашид ад-Дин, Мукатабат, стр. 130; Фадлуллах, Тарих-и Амина (пер. В. Минорского, в “Persia in 1478 — 90”, 1957, стр. 69).

В царствование Йазида б. Ахмада мы впервые слышим о социальных беспорядках в столице и о нелояльности ее жителей.

Две монеты ал-малик ал-муваффак ал-музаффар Абу Наср Йазид б. Ахмад Ширваншах, на одной из которых упоминается имя халифа Кадира (381 — 422г.х./991 — 1031), были описаны в 1909г. А. К. Марковым, правильно признававшим этого правителя за одного из Мазйадидов (т. е., по нашей терминологии, Йазидидов). Е. А. Пахомов (1938г.) приписывает ему монету с именем халифа Та'и, что не затрагивает хронологии Т.-Б., так как этот халиф правил с 368 по 381г.х. и монета могла быть вычеканена в 381г.х. Титул музаффар, данный Йазиду на монете, может относиться к одному из периодов временного захвата ал-Баба ширванцами.

§ 15. Минучихр. б. Йазид (418 — 25 гг.х./1027 — 34). О вторжении русов в 421г.х./1030 см. главу об Арране, § 10 (Studies, стр. 76). Из § 38 явствует, что русы были участниками грозного набега сарирцев и аланов на Ширван в 423г.х./1032 (§ 15). [91]

Коварная княгиня Ситт (личное имя?) была дочерью Фадла б. Мухаммада и сестрой Мусы б. Фадла (422 — 5/ 1031 — 4), см. главу об Арране, § § 10 — 11. О семейных отношениях см. ниже, примечание к § 19.

§ 16. Абу-Мансур Али б. Йазид (425 — 35г.х./1034 — 43). Брак, заключенный между его сестрой Шамкуйе и эмиром ал-Баба (ср. § 39), вместо того чтобы уменьшить трения с ал-Бабом, увеличил их, так как раисы смотрели на княгиню как на троянского коня, введенного в их стан Ширваншахом.

§ 17. Кубад б. Йазид (435 — 41гг.х./1043 — 9). К 437г.х./1045 Йазидийа существовала уже как город свыше ста двадцати пяти лет (см. § 9). Во время царствования Кубада мы впервые слышим об опасности со стороны тюрков, что вызвало необходимость укрепить столицу.

§ 18. Бухт-Нассар и Саллар (441 — 55гг.х./1049 — 63). Замок Малу (Малуг), или Балуг, упоминается также в § 26. О его месторасположении см. ниже, стр. 117. Саллар был женат на дочери Шаддадида Абу-л-Асвара (§ 19 и глава об Арране, § 15). Ода Хакани (цитируемая ниже, стр. 96), по-видимому, содержит намек на путешествие Саллара в Маййафарикин и на отношения, установившиеся между ним и “саларом Сирии”. В рассматриваемый период (440 — 55гг.х./1048 — 1063) Марванид Наср ад-Даула (курдского происхождения) был правителем Маййафарикина (402 — 53гг.х./ 1011 — 61) (Ибн ал-Азрак в своей Истории Маййафарикина (глава о Марванидах, изд. Б. А. Л. Ауад, Каир, 1959) не упоминает визита Саллара. “Саллар Хорасана”, прибывший в Маййафарикин в 458г.х./1066 и казненный наследником эмира Насра, никакого отношения к ширванскому Саллару не имеет (см. изд. Ауада, стр. 182 — 4: речь идет о cельджукском предводителе)), но личность “салара Сирии” неясна. В 414 — 72гг.х./1032 — 79 в Алеппо правили Мирдасиды. Монета ал-малик (ал-муваффак) Абу... Саллар б. Йазид упоминается в статье Е. А. Пахомова (1938), стр. 423.

§ 19. Фарибурз (пришел к власти в 455г.х./1063 и умер не ранее 487г.х./1094). До недавнего времени было известно только имя этого Ширваншаха, пока некоторые документы из его архива не были обнаружены в сборнике писем Мас’уда Намдара (начало VI/XII в.), см. V. Minorsky et Cl. Cahen, Le Recueil Transcaucasien...J. A, 1949, стр. 93 — 142. Несомненно, что автор Т.-Б. (Или по крайней мере его отец или дядя?) был также современником Фарибурза, так как он описывает в качестве очевидца ряд событий этого важного периода (см. выше, стр. 9, прим. 1). [92]

Три вторжения Шавура б. Фадла описываются и в главе об Арране (§ 15 моего издания), хотя причина, вызвавшая осложнения, остается неясной. Матримониальные узы двух семейств были сложны. Ситт, дочь Шаддадида Фадла, была замужем сначала за Минучихром (1029 — 34 гг. н. э.), а затем за его братом Абу Мансуром (1034 — 43 гг. н, э.). Дочь Абу-л-Асвара Шавура, младшего сына Фадла, была замужем за Салларом (Лашкарситан, сын неназванного дяди Фарибурза по матери (см. § 21 под 459г.х./1067), был, вероятно, сыном одного из ее братьев), младшим братом Минучихра, Абу Мансура, Кубада и Ахмада. Другими словами, Ситт была теткой жены Саллара. Около 1063г. н. э. Абу-л-Асвар напал на своего племянника Фарибурза. К этому времени Абу-л-Асвар был уже стариком, так как еще до своего появления в Гандже в 1049г. н. э. он как правитель Двина успел создать себе репутацию среди византийцев (см. главу об Арране, § 14). Фарибурз обратился за помощью к своему (?) тестю, правителю Сарира, к которому он послал своего сына Афридуна в сопровождении Ануширвана б. Лашкари. Единственный Ануширван б. Лашкари б. Муса б. Фадл, который появляется в Т.-Б., — это малолетний князь Аррана, провозглашенный в Арране в 441г.х./1042, а затем низложенный братом своего деда Абу-л-Асваром Шавуром (см. главу об Арране, § 13). Согласно византийским источникам, он был увезен в Константинополь, но вполне возможно, что он оказался затем снова в Закавказье. В 1063г. н. э. ему должен был исполниться двадцать один год. В тексте не совсем ясно, кто из двух послов считался внуком правителя Сарира. Мы знаем, что отец Ануширвана женился на наложнице своего отца, а затем — на вдове эмира Тифлиса (см. Studies, стр. 46), но он мог иметь и других жен. Более вероятно, однако, что сам Фарибурз был женат на княжне из Сарира. Ануширван мог быть полезен только как человек, который имел личные счеты с братом своего деда Абу-л-Асваром. С дербендской стороны Фарибурз изображается как человек, действующий под влиянием привязанности к своему двоюродному брату, сыну его тетки Шамкуйе. Занятие им ал-Баба делает более понятным его усилия распространить ислам среди гумиков Дагестана (см. документы, опубликованные в статье В. Минорского и Кл. Каэна в JA, 1949, стр. 138).

§ 20. Рассказ о первом проникновении тюрков в Закавказье полон новых дат и неизвестных имен. Картина бед, испытанных населением, дана объективная, но яркая. Фарибурз должен был быть человеком больших дипломатических [93] дарований, чтобы справиться с положением и спасти свою собственную шкуру. Отвлекаясь от всего побочного и случайного, мы представим общий обзор появления тюрков в Ширване. Таких сведений не дают общие источники по истории Ширвана.

Наш автор упоминает об опасности от гузов впервые под датой 437г.х./1045 (см. выше, примечание к § 17). Случаи проникновения отдельных тюркских отрядов были, вероятно, многочисленны, но только в 458г.х./1066 (§ 20) их грабежи приняли такие размеры, что Фарибурз должен был заплатить откуп, чтобы остановить набеги. В ноябре 1066г. н. э. предводитель Кара-Тегин явился во второй раз (Не участвовал ли он в первом набеге 458г.х./1066?) с дядей Фарибурза как кандидатом, подходящим для сотрудничества. Округи Йазидийа и Баку были опустошены. Тюрки захватили табуны Фарибурза, которые тот эвакуировал в Маскат. Осада Йазидийа продолжалась, но уловка выманить Ширваншаха из крепости не удалась. Когда хаджиб султана пришел во второй (?) раз, Фарибурз подкупил его, чтобы прежде всего уничтожить внутреннего врага, своего собственного дядю. Вероятно, поощрения такого же рода склонили тюрков переправиться обратно через Куру. Почти немедленно после этого прибыли представители Эл-Басана (?), владетеля Казвина, с требованием, чтобы Фарибурз уплатил обещанную дань в 30 тыс. динаров за предотвращение тюркских бесчинств. Позже, в 459г.х./1067 (§ 21), прибыли военачальники Каймас (Кыймас?) и Кара-Тегин. Последнему Фарибурз дал в жены свою двоюродную сестру, а Каймас скоро умер (был отравлен?).

Позже в том же году (§ 22) прибыл султан Алп-Арслан, что знаменовало новый этап в ходе событий. И Фарибурз Ширванский и Фадл б. Шавур Арранский старались ему угодить, с той лишь разницей, что первый привез с собой свои приношения, а второй — ключи от своей сокровищницы. Ширваншах сопровождал султана в его походе и тем временем использовал влияние своего нового покровителя, чтобы покарать своих личных врагов.

Когда султан вернулся из похода в Малую Азию, народ ал-Баба принес ему жалобу на Фарибурза, и султан, изменив свое отношение к нему, подверг его заключению, но затем освободил, потребовав огромный выкуп (см. ниже, стр. 160). Сын Ширваншаха Афридун должен был покинуть ал-Баб. За это время Фарибурз испытал неповиновение двух своих родичей и населения Йазидийа, однако ему удалось [94] удержать власть в ал-Бабе даже ценой тяжелых боев (§ 23), и Афридун был возвращен туда. Чувствуя, что его положение на равнине опасно, Фарибурз перенес свою резиденцию ближе к Каспийскому морю, в Михйарийа (в Маскате), см. ниже, примечание к § 24. Новый удар обрушился на него в ноябре 1071г. (§ 25), когда тюрок Йагма был прислан Алп-Арсланом в ал-Баб в качестве правителя, а раисы ал-Баба двинулись на Маскат — последнее убежище Фарибурза, — но он все же оставался неустрашим и продолжал теснить на западе своих соседей-христиан. Даже ал-Баб не был им утрачен окончательно.

В 467г.х./1074 (§ 27) прибыли новые тюркские силы под начальством Аргара (Архара?), сына Буга, который заявил, что получил Ширван в ленное владение (акта), но и тут Фарибурз со своей дипломатией добился у султана восстановления прежнего положения и одновременно завершил покорение лезгин (§ 28).

Лишь после того, как султан пожаловал пограничную область ал-Баба в лен эмиру двух Ираков Сау-Тегину и на место прибыл представитель последнего (§ 29), Фарибурз был низведен на положение сельджукского вассала, платящего ежегодную дань (А. Касрави со своей обычной проницательностью установил, что лицом, которому посвящены две оды Катрана, был (Имад ад-Даула) Абу Мансур (Сау-Тегин), см. Падшахан-и гумнам, III, стр. 55 — 6; см. Диван Катрана изд. 1333г.х./1954, стр. 133, 148. В них поэт намекает на подвиги Сау-Тегина при захвате Басасири и поражения, нанесенные грузинам (из чьих рук он спас Шаддадида Фадлуна) и войску Кавурда Керманского. Таким образом, Сау-Тегин должен был быть современником Тугрила, Алп-Арслана и Малик-шаха).

Мы вернемся теперь к другим вопросам последних глав, не имеющим отношения к нашествию тюрков.

§ 21. Личное имя христианского противника Фарибурза сильно искажено. Ближайшим христианским соседом Ширвана на западе был грузинский царь Кахетии, живший в Алазанской долине. Его владения (или влияние) должны были простираться даже на восток от этой реки, и поэтому для Ширвана он мог казаться хозяином Шакки. Эта географическая терминология ясна в главе об Арране (см. Studies, стр. 65). Правителем Кахетии в это время был Ахсартан, сын Гагика (1058 — 84гг.). Он обычно находился в плохих отношениях с царем Западной Грузии (Абхазии, как ее называли мусульмане, имея в виду происхождение ее династии). Современным правителем “Абхазии” был энергичный Баграт (1027 — 72гг.), сын Георгия I (1014 — 27). В нашем тексте [95] ибн К-рки, несомненно, обозначает “сын Георгия”, и царем, о котором идет речь, был Баграт IV. но, видимо, он был известен ширванцам под каким-то особым неясным прозвищем. Баграт находился в состоянии войны с Алп-Арсланом, тогда как Ахсартан, чтобы сохранить власть и положение, принял ислам (см. Ахбар ад-даулат ас-салджукийа, изд. М. Икбала, стр. 44, где имена также искажены). В 460г.х. (осенью 1068г.) арранский Фадл б. Шавур попал в руки Ахсартана, и последний выдал его Баграту, получив взамен две крепости (см. главу об Арране, § 17). Замок, который наш автор называет кал'а Даскарат ал-Хусейн (или ал-Джунайн?), не удалось отождествить (см. ниже, стр. 118, примечание), но он, видимо, стоял на территории Шакки. Возможно, что дата столкновения с грузинами дается несколько поздняя. Во всяком случае до похода Алп-Арслана на Грузию (1067 — 8гг.) военные операции Баграта простирались до Херети (на Нижней Алазани, на запад от Шакки). Наличие какого-то раннего контакта с грузинами (прежде чем они выказали “знаки мятежа”) можно вывести из событий апреля 1065г., когда грузины (?), по-видимому, были использованы для подавления восстания в столице Фарибурза (§ 19).

§ 22. См. комментарии к § 20.

§ 23. Историю нападений Фарибурза на ал-Баб в 461г.х./1068 см. менее подробно в § 42, где на первый план выставлен местный эмир Абд ал-Малик, а не Гуждахам. Подкрепления, которые спасли положение, шли из Хайдака и Тавика (?). Последнее название надо, вероятно, читать: Тивак (на русской карте: Дювек) в Табарсаране (ср. Генко, Труды второй сессии арабистов, 1937, стр. 105).

§ 24. В главе об Арране (§ 18) объясняется, что во время пленения в Грузии Фадла Шавура владетель Ширвана (Фарибурз) напал на Арран. Получив свободу, Фадл захватил Ширван и приказал читать хутбу в Баб ал-абвабе от своего имени. Удаление Фарибурза в Михйарийа указывает, что в связи с нажимом тюрков и нелояльностью населения его собственной столицы Йазидийа он собирался перестроить свои владения, передвинув центр ближе к Каспийскому морю, вероятно, имея в виду, что и Дербенд в конце концов окажется под его властью.

§ 25. Об отношениях Фарибурза с раисом ал-Баба Муфарриджем см. более подробно в § § 39 — 44.

§ 26. О предыдущих событиях в Малуге см. § 18. Поход 464 г.х./1072 также упоминается в главе об Арране (§ 18).

§ 28. О лакзах см. ниже, в разделе о географии Ширвана, стр. 112. [96]

§ 29. Наша хроника прерывается еще до смерти Фарибурза, и сообщение, что ему наследовал его сын Афридун, должно быть добавлением самого Мюнеджжим-баши. Бундари (в его сокращении истории Имад ад-Дина, изд. Хоутсма, стр. 140) бегло указывает, что, когда Малик-шах прошел через Арран, властитель Ширвана, Фарибурз, ба'да имти-на'ихи (т. е. “после периода уклонения, или даже сопротивления”?) явился к нему и согласился платить 70 тыс. динаров ежегодно, каковая сумма позже была снижена до 40 тыс. (см. ниже, стр. 160). В Ахбар, изд. М. Икбаля, стр. 73, также говорится, что “когда [Малик-шах] проходил через Арран, он послал человека к Ширваншаху. Последний покорился ему (ата'аху), и [султан] наложил на него ежегодную дань в 70 тыс. динаров”. Точная дата этого похода неизвестна, но Мюкримин Халил Йинанч (Selсuklular devrl, 1944, I, стр. 111) относит его к 1078 — 9 г. Независимо от этого Хакани в оде, посвященной сестре Минучихра I, княжне Исме ад-Дин (изд. Абд ар-Расули, стр. 415), сравнивает паломничество, которое она совершила, с путешествиями ее предков: “Старый Салар (§ 18) ездил в Мафаркин, и сирийский салар стал ему порукой (диман?), но ты совершила путешествие, которое является порукой рая! Твой дед (джадд), шах Фарибурз, ездил навестить Малик-шаха и попал в Исфахан; ты же обрела царство и шахство в святилище, где сотни Малик-шахов стали заложниками” (Ссылки на Бундари и Хакани впервые приведены проф. Хади Хасаном в его Falaki, 1929, стр. 5, но я должен был восстановить хронологическую последовательность стихов в оде). Существуют монеты, чеканенные Фарибурзом, с именами Муктади и Малик-шаха (т. е. в период 465 — 85 гг.х./1072 — 92) и даже с именем Мустазхира (который начал править в 487 г.х./1094) (см. Е. А. Пахомов, Краткая история Азербайджана, Баку, 1923). По документам, включенным в переписку Мас'уда б. Намдара, жизнь Фарибурза можно проследить до 90-х годов X в., но затем хронология становится ненадежной. Документы указывают, что Фарибурз в конце концов установил свою власть даже в Арране, где местная династия, по-видимому, прекратилась. В поэме, которую Мас'уд б. Намдар посвятил Фарибурзу, он перечисляет его завоевания: Муган до моря, Гумик и (***) (вероятно: (***) Шандан) до страны аланов; он покорил абхазцев (т. е. грузин) и завоевал Арран и Джан-зу (Ганджу). Все эти новые данные проясняют для нас теперь картину царствования ловкого правителя Фарибурза, который не только пережил грозные дни нашествия сельджуков, [97] но и закрепил права своей династии. Однако порядок правления его наследников остается темен.

Т.-Б. упоминает только одного сына Фарибурза, а именно Афридуна, которого его отец пытался водворить в ал-Баб. Эта подробность совпадает с указанием грузинской хроники на то, что некий Афридун погиб в войне между Ширваном и Дербендом в 514г.х./1120. В одном из документов Мас'уда б. Намдара Фарибурз говорит о своем сыне, носящем титул “ал-Адуд”. Трудно сказать, принадлежал ли этот титул Афридуну; у Фарибурза был по меньшей мере еще один сын, Минучихр, на недатированной монете которого стоят имена халифа Мустазхира (487 — 512 гг.х.) и султана Мухаммада (сына Малик-шаха). Так как последний царствовал в 498 — 511 гг.х./1105 — 18, Минучихр, вероятно, правил еще до смерти своего брата Афридуна (см. Е. А. Пахомов, Краткая история Азербайджана). Мы не имеем еще данных, чтобы судить, был ли Афридун непосредственным наследником Фарибурза или, по крайней мере временно, узурпировал права своего брата (?). Остается фактом, что после Минучихра I мы встречаем на троне другого Минучихра, который на своих монетах называет себя “ибн Афридун” и упоминает имя халифа Муктафи (530 — 55 гг.х./1136 — 60). Именно он и был патроном Хакани (см. выше стр. 96). Таким образом, вопреки прежним предположениям, мы можем заключить, что династия Йазидов не прерывалась вплоть до середины XII в. (о поздних Ширваншахах см. приложение I).

Б. БАБ АЛ-АБВАБ

§ 31. Введение о Маскате добавлено Мюнеджжим-баши. Баладзури (стр. 197) подтверждает, что Маскат (ныне Мушкур) имел царей, первый из которых был назначен Ануширваном, добавляя, что “их царство уже окончилось”. На стр. 207, говоря о победе Масламы б. Абд ал-Малика, он противопоставляет “шахов” Ширвана, Лайзана, Табарсарана, Филана и Хурсана “владетелю (сахиб) Маската”, ср. также Йа'куби, стр 194 (уже при халифе Османе был заключен мир с “народом” Маската, а не с его правителем).

§ 32. Несколько правителей с нисбой Сулами упоминаются в истории арабской администрации в Армении, но заслуживает внимания, что согласно Т.-Б., родоначальниками династии ал-Баба были только представители (мавали) бану Сулайм. Что касается семьи Хашима б. Сурака, которого наш источник считает родоначальником династии ал-Баба [98] (в 255г.х./869), то данные о ней имеются и ранее этой даты. Согласно превосходной Истории Йа'куби (II, стр. 518) когда Харун ар-Рашид (170 — 93 гг.х./786 — 809) послал Са'ида б. Салма ал-Бахили в Армению, владетелем (сахиб) ал-Баба был Наджм б. Хашим. Несколько месяцев спустя жители ал-Баба оказали сопротивление Са'иду и напали на его финансового агента ('амил). Са'ид предал смерти Наджма, но затем сын Наджма Хаййун ((***) Ханнун? Джамйун?) открыто восстал и вошел в сношения с хаканом хазар, который прибыл с большим войском, причинил значительный ущерб мусульманам и дошел до Аракса (Табари, III, стр. 648 (под :183 г. х./799) называет Наджма “Мунджам ас-Сулами” и не упоминает имени его сына. Он утверждает, что “в исламские времена никто не слыхивал о [бедствии], подобном [этому Хазарскому нашествию]”).

Халиф не одобрил действия Са'ида и сместил его. Три правителя, один за другим, назначались в Армению, пока, наконец, страна не была усмирена Йазидом б. Мазйадом (ум. в 185г.х./801), основателем ширванской династии (см. выше, § 1). Мы ничего не знаем о судьбе мятежника Хаййуна, но, согласно нашему источнику, семья его оставалась в ал-Бабе, и правнук Хаййуна в 255г.х./869 явился основателем самостоятельной династии. Дарбанд-нама ссылается на те же события, но в многочисленных вариантах этого сочинения даты ненадежны. Наш автор, который благосклонен к Хашимидам, не упоминает о пятне, лежащем на их предках. Имя Абу-н-Наджм, появляющееся в § 34, возможно, было дано одному из потомков в память основателя династии. О походах Хашима и его трех сыновей против соседних христиан и язычников см. ниже, стр. 97 и 101 (Сарир, Шандан).

§ 33. О пленении Мухаммада б. Хашима см. также § 8. В обоих случаях наш историк (или Мюнеджжим-баши?) не упоминает вторжения русов (Мас'уди, II, стр 18), которое, по всей вероятности произошло сейчас же после первой неудачи.

§ 34. Со времени прихода к власти третьего сына Хашима — Абд ал-Малика (303 — 27 гг.х./916 — 39) в семье начались раздоры. Абд ал-Малик должен был искать поддержки у правителя Азербайджана Саджида Йусуфа, а затем у хазар (ср. стр. 180, прим. 17). Наш источник смягчает характер отношений Абд ал-Малика с Саджидами (см. наши примечания к § 9). Йусуф б. Абу-с-Садж сам посетил ал-Баб и по указаниям из Багдада вновь отстроил стены [99] города (Уже в 296г.х./908 неумолимая политика Йусуфа в отношении христиан привела его в Тифлис, см. Р. Фасмер, О монетах Саджидов, Баку, стр. 17) Хилал ас-Саби (изд. Амедроза, стр. 217 — 8) приводит сообщение Абу Али Хасана б. ал-Хамдуна, который сопровождал Йусуфа в “округа ал-Баба”. Йусуф послал в Багдад смету ремонта на сумму 70 тыс. (дирхемов?), но вазир Абу-л-Хасан б. ал-Фурат напомнил ему о материалах, сложенных в ал-Бабе сасанидом Ануширваном, и расходы были сведены лишь к оплате рабочих. Абу-л-Хасан был вазиром трижды (с 18 января 909 до 22 июня 912г.х.; с 6 мая 917 до 31 октября 918г.х. и с 31 июля 923 до 19 июня 924г.х.). Посещение Йусуфом Дербенда, по всей вероятности, имело место в начале второго периода службы Абу-л-Хасана. Вскоре после этого, в 305г.х./917 — 8, халиф вынужден был выслать войско против Йусуфа.

Йусуф, действовавший в районе Рейа, нанес поражение Хакану ал-Муфлихи и его преемнику Му'нису, но в мухарраме 307г.х./июне 919 Му'нис захватил Йусуфа и отвез его в Багдад (см. Р. Фасмер, Монеты Саджидов, стр. 9 — 10). Абд ал-Малик был изгнан своим племянником, вероятно, именно в это время, а падение его покровителя побудило его искать помощи у хазар в соответствии с семейной традицией. В общем, хронология нашего источника, по-видимому, надежна. О столкновении Абд ал-Малика с Ширваншахом см. выше, § 9. Местности М.рафса (М.ракба, Марауна?) и Арин (?) нам не удалось разыскать, но неверные, жившие там, возможно, были связаны с Шанданом (см. ниже стр. 101).

Наш источник говорит, что Абд ал-Малик скончался в 327г.х./939, и Мас'уди (II, стр. 7), писавший пять лет спустя, упоминает Абд ал-Малика как бывшего правителя ал-Баба.

§ 35. Ахмад б. Абд ал-Малик (327 — 66 гг.х./939 — 76). Малолетством этого эмира в начале его долгого правления объясняются беспорядки, происходившие в ал-Бабе. В этот период зловредная роль раисов становится явной, а вмешательство ширванцев — непрерывным. Первый правитель, приглашенный в ал-Баб из Ширвана после 327г.х./939, Хайсам б. Мухаммад б. Йазид, вероятно, был братом Абу Тахира б. Мухаммада б. Йазида (§ 9), а не внуком Абу Тахира, носившим то же имя Хайсам б. Мухаммад б. Абу Тахир Йазид (см. § 12 под 357г.х./968). О дальнейших трудностях в ширванской родословной см. наши комментарии к § 9 и 36. [100] Мас'уди (II, 5), должно быть, имел в виду указанные волнения в ал-Бабе, когда он писал, что после смерти своего зятя Абдуллаха б. Хишама (надо: Абд ал-Малика б. Хашима, который умер в 327 г. х./939) Ширваншах Мухаммад б. Йазид (надо: сын Абу Тахира Йазида, умершего только в 337 г.х./948) завладел ал-Бабом.

Два сына Ширваншаха Мухаммада правили в ал-Бабе: сначала Хайсам табарсаранский (изгнанный в 329 г.x./941) и, после перерыва, Ахмад, который был быстро низложен в 342г.х./953. После него в том же году мы узнаем о приглашении в ал-Баб царя лакзов (лезгин), чье имя плохо передано как К.ш.рш.м Ахмад б. Мунаббих. В описании Лакза (см. ниже, стр. 112) будет объяснено, почему первая часть имени должна быть восстановлена как *Хашрам.

Беспорядки в области ал-Баб, по крайней мере отчасти, могли быть вызваны деятельностью дейлемцев. У Мискавейха, (Eclipse, II, 161, перевод V, 172) мы узнаем, что в 344г.х./955 Марзубана не было в Азербайджане, так как он подавлял местное восстание по соседству с ал-Бабом. Прибытие Ибрахима б. Марзубана в 358г.х./968 было второй попыткой экспансии дейлемских Мусафиридов на север.

§ 36. Маймун б.Ахмад (366–87гг.х./976–97). Непокорные раисы опять воспользовались молодостью своего эмира, которому было шестнадцать лет, чтобы низвести его до роли марионетки в их руках. О драматических событиях в жизни Маймуна в связи с пригла-шениием наемников-русов, которое повело к его первому низложению, см. ниже, стр. 152. Как указано, допущение русов в ал-Баб было, вероятно, причиной вмешатель-ства проповедника Мусы ат-Тузи; на него как уроженца Гиляна должны были произвести сильное впечатление те опустошения, которые русы произвели в районе Мукан (Мугань), и он опасался новых набегов на южное побережье Каспийского моря.

§ § 37 — 38. После кратких периодов правления Мухаммада и Лашкари на престол вступил Мансур б. Маймун б. Ахмад, остававшийся у власти тридцать один год (393 — 425гг.х./1003 — 34). Помимо долгой борьбы с Ширваном (§ 14), Мансуру приходилось отражать и набеги с севера (аланов, сарирцев, русов). Эмир, видимо, хотел заручиться поддержкой владетеля Сарира, на дочери которого он женился. Под датой 423г.х./1032 имеется некоторое расхождение с § 15. В последнем говорится о двух походах: о походе русов в 421г.х./1030 и о набеге аланов и сарирцев в 423г.х./1032, тогда как в § 38 агрессорами, у которых народ ал-Баба отобрал обратно награбленную военную добычу, [101] названы русы. Во всяком случае, на следующий год русы и аланы вернулись с целью мести. Вероятен сговор всех антимусульманских групп, но тот факт, что сарирцы не упоминаются, показывает, что Мансуру удалось нейтрализовать их своим браком. Участие, которое народ Караха принял в отражении агрессоров в 424г.х./1033, должно быть результатом их обращения в ислам в 385г.х./995 (§ 36). Событий 429г.х./1037 и 432г.х./1040 (§ 39) показывают, однако, что ислам не проник глубоко в их сердца. О ловком воине и дипломате Хайсаме б. Маймуне ал-Ба'и (sic!) см. ниже стр. 130, 164.

§ 39. Абд ал-Малик б. Мансур (425 — 34 гг.х./1034 — 43). Его предшественники, борясь против олигархии раисов и территориальных претензий Ширвана, пытались опереться на наемников и на мелких царьков Дагестана. Когда непостоянные подданные Абд ал-Малика изгнали его и впустили Ширваншаха, эмиру удалось еще раз занять свои владения, но для этого он применил новый ход. Он женился на ширванской княжне Шамкуйе и таким образом стал ширванским кандидатом. Клика раисов сейчас же почувствовала невыгоды объединенного фронта, направленного против них. Устрашенный убийством своего вазира, Абд ал-Малик бежал в Ширван. Брат его жены, Абу Мансур Али (§ 16), оказал ему необходимую поддержку и заключил в тюрьму несколько раисов ал-Баба. Абд ал-Малик жил в укрепленной цитадели, между тем как интриги раисов продолжались, и они даже выслали Шамкуйу в Ширван. Тем временем на ал-Баб напали соседние племена из Шандана и Хайдака. С этого момента сведения автора становятся гораздо более подробными, и мы узнаем имена многих раисов (см ниже, стр, 164). Год смерти Абд ал-Малика — 434г.х./1043 отмечен также в Дарбанд-нама, 140 (но с ошибкой: в 430г.х. вместо 434г.х.).

§ 40. Правление Мансура б. Абд ал-Малика (434 — 57гг.х./1042 — 65) — поворотный пункт в истории Хашимидов, и наш источник подробно освещает борьбу эмира с непокорной аристократией. Раисы, рассчитывая на молодость эмира (Т.-Б. определяет его возраст в четыре года, но дальше дает ему от двух до семи лет), не возражали против его избрания, хотя его энергичная мать Шамкуйе и оставалась при сыне. После смерти раиса Абу-л-Фавариса Абд ас-Салама, который был регентом, Мансур стал “независимым”, но через три года был принужден покинуть город вместе со своей матерью. Его брат [102] Лашкари (вероятно, рожденный от другой матери), выбранный на его место, был убит гуламом Мансура (в 446г.х./1055), а Мансур вернулся с помощью сарирцев. Он обеспечил себе помощь Хайдака и других соседей и возобновил борьбу с раисами. Вероятно, с помощью своей опытной матери, ему удалось посеять рознь между горожанами и аристократией (раисами). Последние были рады, когда вскоре смелый эмир подвергся нападению сарирцев. Смерть уважаемого главы раисов Али б. Хасана б. Анака в 456г.х./1064 была сигналом к беспорядкам. Названный Али б. Хасан поддерживал равновесие между эмиром, который незадолго до того женился на его дочери, и аристократией. Новый глава раисов, беспокойный Муфарридж б. Музаффар, принял необыкновенное решение, покинув ал-Баб вместе со своими родичами (аширет) и гуламами. Когда начались вооруженные столкновения между раисами и эмиром, гумикские (гази-кумыкские) “неверные” воспользовались раздором, чтобы напасть на ал-Баб. Изгнанники удалились на территорию лакзов, а эмир стал искать союзников в Хайдаке. Отчаявшись в успехе, Муфарридж путем обмана предательски убил Мансура, а затем жестоко расправился с низшими классами дербендцев, которые в борьбе эмира с аристократией стали на сторону эмира.

§ 41. Ширваншах Фарибурз (§ 19) не допустил, чтобы убийство сына его тетки осталось безнаказанным. Уладив ссору с правителем Аррана, он двинулся на ал-Баб (в 457г.х./1065), между тем как Муфарридж отправился в Сарир и вернулся с войском его владетеля (“а чьей дочери он был женат). Вероятно, у него были какие-то нелады с другими членами местной аристократии, так как наш источник упоминает о “мире”, заключенном между ними. На этот раз было достигнуто соглашение о том, чтобы пригласить малолетнего Абд ал-Малика, который был сыном Лашкари от уроженки Хайдака и воспитывался в Хайдаке. Муфарридж также присягнул ему, но интересно отметить, что малолетний эмир был поселен в доме Аглаба б. Али, с которым Муфарриджу предстояло скоро поссориться. С другой стороны, это назначение должно было быть неприятно Ширваншаху, так как покойный Лашкари был противником своего (сводного) брата Мансура, рожденного от ширванской княжны Шамкуйе. Избрав Абд ал-Малика в 459г.х./1065, раисы ал-Баба избавились от ширванского протектората, внушавшего им страх, и возвели на трон новую марионетку.

Ширваншах снова двинулся на ал-Баб и на этот раз добился освобождения своей тетки Шамкуйе, матери покойного [103] Мансура. Несмотря на мирное разрешение кризиса, Муфарридж привез в ал-Баб нового соперника для Фарибурза, а именно его дядю по отцу, Мамлана (Имя Мамлан указывает на какую-то связь с Раввадидами. См. Studies, стр. 167). Используя его как свое знамя, Муфарридж пошел вместе со своими союзниками сарирцами на Маскат, зону которого Фарибурз собирался превратить в свою собственную защитную базу. Однако жители Шабарана оказали Муфарриджу сильное сопротивление, взяли его в плен и отослали к Фарибурзу. Абд ал-Малик бежал обратно в Хайдак, а ал-Баб был снова занят ширванцами. Муфарридж каким-то способом оказался на свободе и снова появился в Ал-Бабе с помощью сарирцев.

§ 42. В 458г.х./1066 в Ширване появились тюрки (§ 19), и Фарибурз испытал большие затруднения. Ему удалось только покончить (в 459г.х./1067) со своим дядей по отцу, Мамланом, которого раньше использовал Муфарридж и который теперь перекинулся к тюркам.

Из главы об Арране (Studies, § 18) мы узнаем, что сам Алп-Арслан появился в Арране в зул-хидджа 459г.х./октябре — ноябре 1067 и что правители Аррана и Ширвана явились к нему на поклон. Мы знаем далее, что в 460г.х./1068 султан направился в Грузию, имея в авангарде Сау-Тегина, а через пять месяцев вернулся через Ганджу и Барда'а (в 460г.х./1068) (см. Ахбар даулат ас-Салджукия, изд. М. Икбала, стр. 43 — 46). Несомненно, что именно тогда он послал Сау-Тегина в ал-Баб в сопровождении Раиса Аглаба б. Али. В § 22 поход в Грузию смутно упоминается, как “поход на Рум”, а в § 42 еще более туманно указывается, что посылка Сау-Тегина в ал-Баб сопровождалась “занятием [Южного] Азербайджана”. Во всяком случае поход Сау-Тегина был первой и временной попыткой сельджуков установить свою власть в ал-Бабе.

Аглаб, упоминаемый в этом параграфе, родилсяв 425г.х./1032 и, вероятно, был сыном Али б. Аглаба, которого Ширваншах заключил в тюрьму в 427г.х./1035 (Родословные местных раисов все еще представляют некоторые трудности, см. ниже, стр. 164). Он был воспитателем молодого эмира Абд ал-Малика. Привилегированное положение Аглаба было, не по нутру его родственнику Муфарриджу, и, когда между ними началась борьба, эмир Абд ал-Малик снова появился из своего убежища в Хайдаке и снова был провозглашен в ал-Бабе в 460г.х./1068, причем Муфарридж также отправился привет-ствовать эмира. Любопытно отметить, до какой степени ал-Баб утратил [104] характер аванпоста ислама против “неверных”, поскольку борющиеся стороны зависели от помощи дагестанских племен: Муфарридж опирался на Сарир, а Абд ал-Малик на Хайдак и “царей гор”!

В 461г.х./1068, когда Фарибурз Ширванский улучшил свои отношения с султаном Алп-Арсланом (§ 22), он двинулся на ал-Баб под тем предлогом, что его беглый брат Гуждахам нашел убежище у раисов (§ 23). На этот раз Муфарридж неожиданно перешел на сторону Фарибурза и обеспечил ему победу. Как известно, Абд ал-Малика поддерживал соперник Муфарриджа, Аглаб б. Али, но, когда этот последний умер 28 декабря 1068г., его воспитанник Абд ал-Малик вновь укрылся в Хайдаке, а Фарибурз вновь занял ал-Баб и назначил туда своего собственного сына Афридуна.

§ 43. Пока правитель Аррана Фадл б. Шавур находился в плену в Тифлисе (1068 — 9 гг.), Фарибурз вторгся в его владения, но, возвратясь в Ганджу, Фадл проник до ал-Баба, где в 463г.х./1070 его имя было включено в хутбу. Однако в следующем году оба эмира объединились для совместного нападения на Малуг (Балуг); ср. главу об Арране § 18.

§ 44. Вторая оккупация ал-Баба сельджуками произошла в 464 г.х./1071, после победы Алп-Арслана над византийским императором Романом Диогеном (26 сентября), но, хотя его представитель Йагма принял власть в Дербенде, местные интриги продолжались с неослабевающей силой. Абд ал-Малик, враждебно относившийся к Ширвану, несколько раз возвращался из своего убежища в Хайдаке, а беспокойный глава раисов Муфарридж продолжал вести политику сближения с Фарибурзом, начатую им в 461г.х./1068. Судя по § 26, положение в ал-Бабе оставалось неустойчивым.

§ § 45 — 46. В 468г.х./1075 дербендцы заточили Абд ал-Малика в Хумайдийа и провозгласили эмиром его двоюродного брата Маймуна, внука ширванской княжны Шамкуйе. Это избрание должно было улучшить отношения с Фарибурзом, но, конечно, поставило в затруднительное положение Муфарриджа, убийцу Мансура, отца Маймуна. Маймун правил только четыре месяца, после чего начался третий период сельджукской оккупации (ср. § § 42 и 44), и на этот раз дело велось более радикально, так как хутба читалась от имени султана и Сау-Тегина (ср. также главу об Арране, § 19). Таким образом, временно было приостановлено вековое стремление Ширвана захватить ал-Баб. Дальнейшие сведения об эмирах ал-Баба будут даны в приложении II, но они очень бедны по сравнению с чрезвычайно подробными и [105] точными данными Та'рих ал-Баб, который заканчивается в 468г.х./1075 и оставляет нас в неизвестности относительно дальнейшей судьбы Фарибурза, Абд ал-Малика и Муфарриджа. Скудные данные о них мы можем извлечь лишь из других источников, см. комментарий к § 29. Во всяком случае, правление в Дербенде потомков Хашимидов, с возможной примесью потомков раисов, продолжалось и после даты (1075г.), под которой Мюнеджжим-баши объявлял конец независимости ал-Баба.

§ 47. Тем же объяснением заканчивается глава о Ширване (§ 30). Обе эти главы, так же как и глава об Арране (§ 19), останавливаются на 468г.х./1075. Это может указывать на то, что основной текст Т.-Б. велся по общей хронологии без разделения на отдельные главы по трем династиям (Аррана, Ширвана и ал-Баба).