История Ширвана и Дербенда. От редактора.

Библиотека сайта  XIII век

ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА

ОТ ОТВЕТСТВЕННОГО РЕДАКТОРА

Публикуемая в русском издании работа проф. Владимира Федоровича Минорского посвящена исследованию истории, географии и этнографии Ширвана, Дербенда и сопредельных феодальных государств X — XI вв. Это время, богатое историческими событиями и имеющее важное значение для изучения истории Азербайджана и Дагестана, за отсутствием достоверных материалов до настоящего момента не была в полной мере исследовано. Благодаря усилиям проф. В. Ф. Минорского, привлекшего уникальные источники, история этого периода была в значительной степени раскрыта.

Следует отметить, что в результате многолетней плодотворной научной деятельности проф. В. Ф. Минорским сделан ценный вклад в разработку многих малоизученных проблем и вопросов социально-экономического развития стран Ближнего и Среднего Востока, в том числе Азербайджана. В. Ф. Минорским проделана огромная, кропотливая работа в области исследования и публикации первоисточников, многие из которых являлись редкими и малодоступными.

Как известно, в силу ряда исторических причин многие рукописные произведения средневековых авторов были утеряны. Лишь некоторые из них дошли до нас в более или менее полной интерпретации в сочинениях других авторов, за исключением тех рукописей, которые уцелели в нескольких экземплярах в книгохранилищах Востока и Запада. Вследствие недостатка материалов по истории ряда стран, в том числе Азербайджана, некоторые вопросы и даже история целых периодов не могли стать предметом достаточно полного исследования и оставались малоизученными, Несомненно, поэтому, что каждый шаг, предпринятый учеными по выявлению и публикации материалов-первоисточников, является большой заслугой перед наукой. [6]

Именно такая заслуга принадлежит проф. В. Ф. Минорскому, посвятившему многие годы своей жизни выявлению и изучению малодоступных первоисточников. В этом отношении заслуживают особого внимания издание произведения анонимного географа X в. Худуд ал-Алем; текста, относящегося к истории Шаддадидов; текста ученого XIII в. Хадже Насир ад-Дина Туси о финансах; части текста Пур Баха; текста Тазкират ал-мулук и др.

Все эти сочинения в той или иной степени освещают историю, экономику, географию, финансовую систему и другие отрасли хозяйственной и политической жизни Ближнего и Среднего Востока и особенно Азербайджана (См. библиографию работ В. Ф. Минорского: “Bibliography of the publications of professor V. Minorsky”, — BSOAS, vol. XIV, p. 3, 1952. стр. 669 — 81).

Изданные В. Ф. Минорским тексты, преимущественно арабские и персидские, обычно сопровождаются их комментированным переводом, дающим возможность, как специалистам, так и широкому кругу читателей, ознакомиться с содержанием произведений средневековых авторов. В обширных научно аргументированных комментариях к переводам, представляющих серьезное исследование, В. Ф. Минорский подробно останавливается на сочинениях средневековых авторов, анализирует различные термины социально-экономического характера, исследует налогово-финансовую систему и т. д.

К числу таких работ можно отнести и данное исследование по истории Ширвана и Дербенда.

В основу работы положена часть арабского текста книги Тарих Баб ал-абваб, написанной в XI в. и считающейся утерянной. Но отрывок из этой книги, посвященный истории Ширвана и Дербенда, воспроизведен в сочинении турецкого историка XVII в. Мюнеджжим-баши.

“История Ширвана и Дербенда X — XI веков” включает текст источника, приведенный из сочинения Мюнеджжим-баши, перевод В. Ф. Минорского, его обширные комментарии, касающиеся истории, географии и этнографии Ширвана, Дербенда и дальних соседей последнего — кайтаков, аланов, русов и т. д., раздел об общественном, административном и военном строе Ширвана и Дербенда, сведения о поздних Ширваншахах и правителях Дербенда после XI в., сведения ряда арабоязычных историков и географов о Ширване, Дербенде и других городах и областях.

Наряду с этим в работе уточняется происхождение местных династий, их взаимоотношения, как с близкими, так и с дальними соседями, излагается история племен и [7] народностей, их участие в политической жизни страны. Кроме того, автором освещается также история ряда городов, положение различных слоев городской верхушки, приводится этнографический и топонимический материал. В работе дается и филологический разбор некоторых терминов, названий местностей и народностей, их историческая характеристика.

Вместе с тем в книге затронут ряд вопросов, более детальное исследование, которых было бы желательным. Это, в частности, относится к тем несомненным изменениям в хозяйственной жизни местного населения, которые произошли вследствие завоевания арабов и установления их господства. Тем более что в тексте Мюнеджжим-баши, как и в исследовании В. Ф. Минорского, затрагиваются события, связанные с завоеванием арабов и установлением их господства.

Что касается периода господства сельджуков, то было бы очень ценно выяснить вопрос о взаимоотношениях между местным оседлым населением и кочевниками, хозяйственно-экономические интересы, которых в значительной мере противоречили друг другу, а также вопрос о влиянии на экономику страны арабского и сельджукского господства.

Из первоисточников явствует, что ко времени появления арабов на исторической арене арабские племена делились на оседлые и кочевые. При этом господствующая роль принадлежала в основном оседлым феодалам, тогда как кочевая знать была в подчиненном положении. В отличие от этого сельджукская знать состояла из кочевников, хотя следует оговориться, что эти кочевники долгое время находились под влиянием оседлой культуры и еще до завоевания ими ближне- и средневосточных стран приняли ислам. Именно поэтому выяснение специфики хозяйственного уклада оседлого населения в условиях господства арабских и сельджукских завоевателей представляет большой научный интерес как фактор, позволяющий проследить влияние этого господства на историческое развитие Азербайджана и Дагестана.

Как в тексте Мюнеджжим-баши, так и в комментариях В. Ф. Минорского упоминаются некоторые виды земельной собственности, например земли дивана, вакфные владения, икта и т. д., распространенные на территории Ширвана и Дербенда. Было бы желательным при этом выяснить, какие изменения произошли в системе землевладения и налогов при арабском владычестве, в период усиления власти местной династии и при сельджуках, и затронуть вопрос о том, на каких условиях при арабском халифате и при сельджукидах целые области отдавались в качестве икта арабским и сельджукским военачальникам и каковы были их правовые нормы. [8]

В части, посвященной географии и этнографии Ширвана и Дербенда, автор на основе многочисленных первоисточников и литературных данных характеризует географическое положение каждой области, подробно останавливается на этимологическом разборе названий местностей, народностей, на их значении, дает историю возникновения некоторых городов и районов, ссылается на сообщения ряда историков и путешественников и т. д. При разборе этих вопросов В. Ф. Минорский закономерно устанавливает историческую связь, существовавшую между многочисленными племенами и народностями, населявшими эти территории.

В действительности на протяжении всей истории Азербайджана, включая средние века, через Дербендский проход, так же как и через Ширван, двигались различные народы, как с севера на юг, так и с юга на север (См. А. А. Али-заде, Некоторые сведения о Ширване (до XIII века), — “Известия АН Азерб. ССР”, 1947, № 12, стр. 3 — 20). При этом часть народов постепенно оседала в этих местах, ассимилируясь с местным населением. В результате этого коренное население Ширвана и прилегавших к нему областей в своем быту и обычаях должно было сохранить следы обрядов и обычаев тога потока народностей, который проходил через эти территории. От этих народностей должны были остаться также памятники материальной культуры.

В аспекте взаимосвязей народов представляет интерес название кайтак, разбору которого в работе В. Ф. Минорского уделено определенное место. К этому можно добавить, что в ряде районов Азербайджана, в частности на Апшероне, распространен танец под названием кайтаки. Возможно, что название этого танца связано с именем народа кайтак, у которого он заимствован.

Не может не вызвать возражений то, что в “Приложении I” автор при освещении ряда исторических событий ссылается на раннюю работу проф. Е. А. Пахомова “Краткий курс истории Азербайджана с экскурсом о ширваншахах 11 — 14 вв. н. э.”. Это, в частности, относится к мнению о том, что “в течение ста лет (вплоть до 1223) Ширван испытывал грузинское влияние; грузинские цари прибавили шарванша к числу своих титулов и пользовались им по временам приблизительно до 1600г.” (См. стр. 180 наст, изд.; см. также: Е. А. Пахомов, Краткий курс истории Азербайджана с экскурсом о ширваншахах 1114 вв. н. э., Баку, 1923..стр. 32, 33, 36, 45, 47).

Дело в том, что вывод о грузинском протекторате или влиянии был сделан на базе анализа лишь грузинских [9] хроник, без сопоставления их с другими источниками, в частности с арабо-язычными, персо-язычными и армянскими. На наш взгляд, сведения, приводимые грузинскими средневековыми историками, имеют односторонний характер. Мнение относительно того, что Ширван “в течение ста лет испытывал грузинское влияние”, не подтверждается другими первоисточниками, в частности арабскими и персидскими.

Следует особо отметить, что понятие “влияние” само по себе является растяжимым и требует уточнения. В действительности же в период средневековья происходили феодальные междоусобицы и временами грузинские феодальные отряды совершали набеги на богатые города Азербайджана, в том числе Аррана и Ширвана. Но бывали также случаи, когда грузинские цари выдавали своих дочерей замуж за Ширваншахов, роднились с ними и, помогая друг другу, вели совместную борьбу за свою независимость.

Как видно из источников, территория Ширвана привлекала внимание почти всех завоевателей. Несмотря на значительный ущерб, нанесенный завоевателями Ширвану, мы в источниках встречаем немало материалов, свидетельствующих об устойчивом положении, занимаемом Ширваншахами. Из текста Ибн Хаукаля (X в.), приведенного Касрави Табризи, видно, что при нем Ширваншах являлся одним из самых крупных феодальных владетелей, господствовавших в пределах Кавказских гор (Касрави Табризи, Шахрийаране-гюмнам, т. 1, Техран, стр. 100).

Перечисляя имена этих крупных феодальных владетелей,. Ибн Хаукал в первую очередь называет имя Ширваншаха, за ним следует царь Абхаза, которого, по его словам, называют Абхазшах, и др. (Там же, стр. 135, 136). То же самое можно найти у Мас'уди. Мас'уди добавляет, что Ширваншах, кроме Ширвана, управлял еще Арраном и Муганом (Там же, стр. 102). В данном случае, как видно из сказанного, нет сведений о том, что Ширван находился под влиянием соседних стран.

Отмечая эти данные, мы должны констатировать, что Ширваншахи, имея тесную экономическую и политическую связь, как с другими азербайджанскими феодальными владетелями, так и с правителями соседних стран — Грузии, Армении, Ирана и т. д., на протяжении своего господства, подобно другим феодальным владетелям ряда областей — Грузии, Армении, Фарса, Герата, Йезда и т. д., не всегда бывали самостоятельны. Они, как и правители этих областей, [10] временами были вынуждены признавать над собой власть более сильных правителей, и становились в положение вассальной или полувассальной зависимости. Так было при владычестве сельджуков, в частности, во время правления Маликшаха.

После правления Маликшаха, сельджукское государство постепенно теряет свое былое значение, и среди правящего класса и наследников престола начинается феодальная междоусобная борьба за власть. Все это до определенной степени способствовало экономическому и политическому усилению вассальных владетелей, и в дальнейшем этот вассалитет в действительности носил чисто формальный характер. Не является случайным то обстоятельство, что о периоде правления Ширваншаха Минучихра II упоминают многие историки и поэты. Этот Ширваншах, подобно другим влиятельным феодальным властителям, способствовал сосредоточению вокруг себя в Ширване культурных сил того времени. Учитывая интересы определенного класса, он содействовал созданию необходимых условий для превращения Ширвана в центр поэтической и, отчасти, научной мысли того времени.

Действительно, творческая деятельность ряда крупных ученых и поэтов (Хагани, Фалаки Ширвани и др.), происходивших из Ширвана и прилегающих областей, была известна за пределами Азербайджана и в XI — XIII вв. оказывала значительное влияние на ход развития поэзии и науки на Ближнем Востоке. Культурное влияние Ширвана на соседние страны не вызывает сомнения.

Можно привести отдельные выдержки из сочинений ряда ученых и историков, которые дают ясное представление о деятельности некоторых Ширваншахов в области покровительства науке, на что обратил свое внимание и акад. Дорн. Например, в Аташ-Када говорится, что в период власти правителей Ширвана Абу-л-ула являлся царем поэтов; такие добрые и мудрые правители, как Ширваншах и его сын Джалал ад-Дин Минучихр, всячески покровительствовали ученым и поэтам, о чем говорится также в произведениях Абу-л-ула, Низами, Хагани, Фалаки и др. (Азари, Аташ-Када, литогр. изд., Бомбей, 1277, стр. 51; см. также: В. Dorn, Versuch einer Geschichte der Schirvan SChahe, — “Мем de l'Acad. de St. Petersbourg”, IV, стр. 552)7.

Академик Дорн на основании имеющихся материалов отмечает следующее: “Во времена Минучихра она (Шемаха. — А. А.) стала собранием прекрасных умов, стекавшихся отовсюду к превосходному Минучихру, как мотыльки к свету. Он, по-видимому, превзошел всех своих предшественников и [11] потомков в любви к наукам, и в особенности к самой прекрасной из них — поэзии” (Там же, стр. 552, 553; см. также: Давлатшах Самарканди Тазкират аш-шуара, литогр. изд., Бомбей, стр. 37. — Кроме перечисленных выше имен, у Давлатшаха упоминается еще имя Кади Абу Сайд Абдуллах Байдави, автора исторической книги Низам ат-таварих).

Таким образом, высказанное нами выше мнение почти совпадает с характеристикой, данной акад. Дорном.

Ослабление сельджукского государства способствовало усилению борьбы вассальных феодальных владетелей за свою независимость. Это в равной мере относится не только к Ширваншахам, но и к грузинским феодалам, которые совместно вели борьбу против сельджуков.

После распада сельджукского султаната и перехода власти к азербайджанским атабекам Ильдигизидам, управлявшим от имени иракских сельджуков, Ширван опять временно попадает в вассальную зависимость. Но этот вассалитет имел чисто формальный характер и продолжался недолго. После Кызыл Арслана (1186 — 1191) усиливается феодальная междоусобица, и государство Ильдигизидов постепенно приходит в упадок. Воспользовавшись создавшимся положением, феодальные владетели ряда областей, в том числе и Ширван-шахи, перестают признавать над собой верховную власть государства Ильдигизидов и становятся самостоятельными.

Таким образом, из имеющихся материалов явствует, что Ширван в экономическом, политическом и культурном отношениях играл видную роль в истории X — XIII вв. Правда, эта страна, подобно другим странам Ближнего и Среднего Востока, в том числе Грузии и Армении, временами попадает в зависимое от сельджуков положение. После ослабления власти последних, и благодаря усиленной борьбе местного населения он завоевывал независимость, и это положение сохраняется до завоевания Азербайджана монголами. Об этих событиях сообщают почти все источники.

Что же касается вопроса о так называемом “грузинском влиянии” на Ширван или о “прямом подчинении” Ширвана Грузии, о чем было сказано выше, то это мнение, как уже говорилось, основывается на сообщениях грузинской хроники, оценка которой была дана нами выше. Между тем следует отметить, что так называемое “влияние” совпадает с периодом правления Ширваншаха Минучихра, которого в то время в источниках называли “Великим хаканом”, за которого грузинский царь Давид выдал замуж свою дочь и при правлении которого Ширван пережил период расцвета. [12]

Основываясь на имеющихся в нашем распоряжении, письменных источниках, нумизматических и эпиграфических данных, можно с уверенностью сказать, что в X — XIII вв. “грузинское влияние” на Ширван (или “прямое подчинение” Ширвана Грузии) не существовало.

Что же касается сообщения о том, что “грузинские цари прибавили шарванша к числу своих титулов и пользовались им по временам приблизительно до 1600г.”, то оно, на наш взгляд, требует иного толкования.

Отмеченное выше положение Ширвана в экономическом, политическом и культурном отношениях дает основание заключить, что грузинские цари, вступая в родственные и дружественные отношения с Ширваншахами, присоединили к своим титулам титул Ширваншахов и тем самым преследовали свои интересы, стремясь использовать экономическое, политическое и культурное значение Ширвана. Не является случайным и то, что этот титул грузинские цари носили, даже будучи в вассальном положении, приблизительно до1600 г.

Нам кажется, что именно этим можно объяснить причину принятия грузинскими царями титула Ширваншахов.

Эти отдельные замечания не меняют высокой в целом оценки публикуемой книги. Глубокое исследование самых разнообразных источников позволило проф. В. Ф. Минорскому поднять и с большим мастерством изложить почти не разработанную историю Ширвана и Дагестана X — XI вв.

Учитывая важность работы В. Ф. Минорского, Институт востоковедения Академии наук Азербайджанской ССР решил издать ее в переводе на азербайджанский и русский языки. Русский перевод выполнен научным сотрудником Института С. Г. Микаэлян и предварительно отредактирован кандидатом исторических наук С. Б. Ашурбейли.

После ознакомления с русским переводом В. Ф. Минорский внес большие изменения и дополнения в текст и примечания и окончательно отредактировал его. Ввиду этого настоящее русское издание существенно отличается от первоначального английского издания.

В подготовке к печати русского издания работы активное участие принимала супруга В. Ф. Минорского Татьяна Алексеевна Минорская.

Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М. Издательство восточной литературы. 1963

© текст - Али-Заде А. А. 1963
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Мамедов А. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Изд. вост. лит. 1963