Комментарии

Комментарии

113 Олеарий также отмечает в этих местах мелководье и множество мелей: “На корабле то лишь и слышно было, что тяни, греби назад” (Tenni, kribbi nasat) и пр.” (стр. 411).

114 В описании Казани и истории покорения Казанского царства Стрейс следует за Олеарием, посвятившим этому главу VI 6-й книги “Путешествия” “О городе Казани и о том, как он подпал под владычество московитян” (стр. 413— 418).

115 У Олеария: “Город заселен русскими и татарами, но Кремль одними лишь русскими, и ни один татарин не должен быть в нем под опасением смертной казни” (стр. 413).

116 Казанское ханство занимало среднее течение Волги, область Татарской АССР. Основание Казанского царства относится к 1436—1437 гг. С самого своего основания оно столкнулось с интересами Москвы и вело с ней постоянные войны; просуществовало до 1552 г., когда Иоанн IV взял город приступом и разрушил его.

117 Управитель, или хан, поставленный в Казань — шах Али, внук сарайского хана Ахмета, врага Гиреев, был из вассальных Москве касимовских царевичей; правил в Казани с перерывами три раза: в 1513—1521 гг., в 1546 г. и в 1551—1552 гг. при поддержке московского великого князя. “Хотя и этот xaн, — говорит Олеарий, — был из татар, но он был более приятен, предан и вереи великому князю Московскому, чем татарам” (стр. 414).

118 Имеется в виду Нижний-Новгород.

119 Менгли-Гирей — в действительности Мухаммед-Гирей. Олеарий также везде называет его Менгли-Гиреем (Mendligeri) (“Путешествие”, стр. 414).

120 Арбухим (Arbuchim) — гора и город. Олеарий не только упоминает гору Арбухим, получившую свое имя от города, когда-то находившегося на ней, но и сообщает ту же легенду о камне с надписью, причем надпись на камне приводит и по-русски и в переводе (“Путешествие”, стр. 424). Похожего названия на современных картах нет.

121 Царев курган (Sariol kurgan) также обозначен и у Олеария. Легенда о воинах, принесших землю в своих щитах приводится Олеарием: “Нам рассказывали, что под этой горой погребен один татарский князь Момаон (Моmaon), который с семью татарскими царями плыл вверх по Волге и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами и от того образовалась гора” (стр. 428). В первом издании Олеария (1647 г.) указано 70 королей. См. вводную статью, стр. 33.

122 Острова Cocнов (Sosnow), Осин (Ossino) и Колтов (Koltoff) упоминает и Олеарий в том же порядке и также обозначенными. Интересно, что остров Шипнамаго (Schinamago) отмечен и Олеарием (Schismamago); это последнее название нельзя применить ни к одному из существующих в настоящее время островов на Волге.

123 Легенда о Змиевой горе приводится Олеарием: “Некоторые рассказывают басню, что гора эта получила название свое от одного змея или дракона неимоверной величины, который будто бы долгое время жил на этой горе, делая бездну вреда, и наконец каким-то богатырем разрублен на три части, которые якобы тотчас же обратились в камни. На горе еще и теперь лежат друг подле друга три больших длинных камня, как будто отбитых от одного громадного камня” (стр. 433).

124 О Золотой горе (Solotto-gori) Олеарий говорит: “Здесь татары напали на одну богатую станицу или флотилию, перебили в ней людей и разграбили все, так что разбойники шапками делили между собой деньги и золото” (стр. 435).

125 Поводом к основанию Чернояра (Tzorno-gar) Олеарий также считает нападение 400 казаков на русский караван в 1500 человек (“Путешествие”, стр. 445). Рассказ Олеария со всеми подробностями полностью повторен Стрейсом.

126 Сведения по истории Астрахани заимствованы Стрейсом у Олеария (гл. Х 4-й кн. “Путешествия”, стр. 454—455).

127 Олеарий сообщает: “Недавно еще здесь не было ни одного виноградного растения. Персидские купцы привезли как-то первые виноградные лозы в Астрахань, которые один монах и посадил у себя дома в монастыре, находящемся под городом. Когда же увидали, что лозы принялись и пошли расти хорошо, то в 1613 г. по приказанию великого князя тем же монахом разведен был настояний виноградный сад” (стр. 454).

128 Сведения о ногайцах или ногайских татарах взяты Стрейсом у Олеария (гл. X 10-й кн. “Путешествия”, стр. 455—45 S).

129 Сваммердам Иоанн (1637—1680 гг.) — знаменитый голландский естествоиспытатель.

130 “Рассказывали нам также, — передает Олеарий, — что там, за Самарой, между реками Волгой и Доном, растет редкий вид дыни или скорее тыквы, которая величиной и родом похожа на обыкновенные дыни, наружностью же походит как бы на ягненка, имея весьма ясно очертанные члены его, и русские поэтому называют ее баранец (Boranetz). Стебель этой дыни начинается, как обыкновенно, тотчас у пупочка, но самая дыня, которая во время роста меняет место на такое расстояние, как только дозволяет это стебель, куда ни обратится, везде высушивает траву, и русские говорят, что эта дыня пожирает траву. Когда плод созреет, то стебель засыхает, самый же плод покрывается курчавой шерстью” гак у ягненка, и шерсть эту, как рассказывают, можно выделывать и приготовлять к употреблению против холода. В Москве нам показывали несколько кусочков этой шерсти, вырванных из одеяла, и выдавали нам за шерсть дыни баранец. Шерсть эта была нежна и курчава, как шкурка ягненка, вырезанного из брюха матки (мерлушка) или недавно рожденного” (стр. 120). То, о чем Олеарий говорит осторожно, Стрейс передает с добавлениями и сказочными подробностями.

131 Стрейс пишет “мирз”, правильно “мурз”. В современных русских памятниках писалось “мурз”.

132 Мухаммедане делятся на две основные секты — суннитов и шиитов, “мухаммедане на персидский лад” — шииты.

133 Русско-польская война при Алексее Михайловиче тянулась с 1654 по 1666 г.

134 В мае 1667 г. Разин остановился на Дону “выше Паншина городка меж Тишины и Ловлы рек... а в сборе де их было с восемьсот человек и болши и еще де за ними после того воровские казаки мимо их Паншина городка проехали многие, а чаять де, их будет всех в сборе — человек с тысячу и болше”. Постояв до конца мая, Разин переволок суда на Волгу и двинулся к Царицыну, освободив по дороге ссыльных, которых вез на струге из Москвы в Астрахань Кузьма Кирентов. В Царицыне воевода беспрекословно выдал ему наковальню, меха и весь кузнечный прибор. Затем Разин прошел к Яицкому городку и тот “город взял обманом и государевых служилых людей рубил над ямой” (“Акты исторические”, т. IV, № 202, стр. 376 и 418).

135 23 марта 1668 г. Разин выступил на 24 стругах из Яицкого городка, забрав пушки, военные снаряды и припасы, и отправился сначала в Терки, а потом совершил набег на персидское побережье (А. Попов, История возмущения, “Русская беседа”, 1857 г., кн. 5-я, стр. 76—81).

136 Этот случай относится к Ферабату (А. Попов, История возмущения, “Русская беседа”, 1857 г., кн. 5-я, стр. 84).

137 Иван Семенович Прозоровский был назначен воеводой в Астрахань в июле 1667 года.

138 В письме с корабля “Орел”, помещенном в приложении к “Путешествию” Стрейса, говорится, что под командой князя Семена Ивановича Львова были “три тысячи русских более чем на 50 гребных судах”.

139 Казаки уклонялись от битвы с противником, значительно превосходящим их силами. Они были ослаблены сражениями с персами, изнурены зимней стоянкой и не имели достаточного количества съестных и военных припасов. Львов, безуспешно пытавшийся догнать казаков и очевидно не расположенный к тому, чтобы вступить с ними в открытый бой, прислал имевшуюся у него наготове “милостивую царскую грамоту”, которая и была принята находившимися в затруднительном положении казаками.

140 Это известие Стрейса неверно. Казаки, разгромив Ферабат и Астрабат “укрепились близ Ферабата на узкой косе, глубоко вдающейся в море. Ближайшая к берегу часть этой косы покрыта лесом, где казаки и начали строить городок... Персы, проведав про их намерение, напали на них в значительных силах, разбили и отняли почти всех пленных. Казаки сели в свои суда и отошли далее в море, к песчаной оконечности той же косы, отделенной от десной ее части болотом. Здесь они провели зиму. Голод и болезни значительно уменьшили число казаков во время зимы на безводном острове, окруженном морем и болотом. У них не было наконец хлеба и они ели лошадей... Наконец в июне месяце 50 персидских судов с 3 700 войска напали на них, казаки бились отчаянно, разбили персов, которых небольшая часть ушла только на трех стругах. Несмотря на победу, силы казаков однакоже истощались... Поэтому они решились пробраться на Дон, и в конце июля месяца двинулись к волжскому устью” (А. Попов, История возмущения, “Русская беседа”, 1857 г., кн. 5-я, стр. 85).

141 На Дону Разин укрепился на острове близ Кагальника. Все казаки, “одинокие и голутвенные люди” были “Степану Разину с товарищи гораздо рады”.

142 Очевидно Леонтий Плохово, которого воевода астраханский отправил с отрядом в восемьсот человек в Царицын (А. Попов, История возмущения, “Русская беседа”, М. 1857 г., кн. 6-я, стр. 26).

143 Олеарий упоминает на обратном пути из Персии в Астрахань по Каспийскому морю реку Кизилар (Kisilar), названную так именно потому, что в ее песчаном дне находятся блестящие, словно золото, зерна (стр. 998).

144 Укрепления были сделаны в 1636 г., т. е., как раз ко времени путешествия Олеария, который и сообщает, что великий князь поручил “Корнелию Клаузену (Cornelius Clausen), ездившему с нами в Персию в качестве карабельщика, укрепить город Терки насыпными валами и больверками по теперешнему способу” (стр. 480).

145 Описание внешности и быта черкесских татар Стрейс целиком заимствовал у Олеария (“Путешествие”, кн. 6-я, гл. XX, стр. 1001—1006).

146 Вероятно это остров Чечен, о котором Олеарий говорит, что русские называют его Четан (Tzetlan), а персы Ченцени (Tzenzeni) и “лежит он под 43° и 5' высоты полюса, это единственный здесь остров и другого никакого нет до самого Гиляна” (стр. 488).

147 Описание дагестанских татар заимствовано Стрейсом из XII гл. 6-й кн. “Путешествия” Олеария (стр. 975—976).

148 Усмий — титул владельцев Каракайтака — независимый хан, который держал свой двор в местечке того же имени.

149 Шамхал или Шемкал, как собственно называют его Стрейс и Олеарий,— титул бывших владельцев страны, лежащей в Дагестане по берегу Каспийского моря.

150 Этот способ избрания Шамкала также описан Олеарием (стр. 976).