Комментарии

Комментарии

164 Новый год начинался у персов с наступлением равноденствия. По словам Олеария, астролог в присутствии шаха “наблюдал мгновение, когда солнце достигает равноденственника, и как только желанная минута настала, он громко провозгласил новый год. Тотчас же сделано несколько выстрелов из каменных и полевых пушек, заиграли в трубы везде на городских стенах и башнях, забили в барабаны и таким образом праздник начался великим ликованием” (стр. 549).

165 Астрахань была сдана лишь 27 ноября.

166 Прибыв к берегам Каспийского моря, Разин, разорив несколько деревень близ Дербента и Баку, действительно послал четырех казаков в Исфаган к шаху.

167 Хусейн — второй сын Халифа Али, оспаривал престол у сына Моавии — Иезида, отправился с немногими приверженцами из Мекки в Месопотамию и был разбит при Кербеле у Евфрата. Олеарий наблюдал праздник печали ашур — в Ардебиле и описал в ХХШ гл. 4-й кн. своего “Путешествия”. Стрейс, следуя описанию Олеария и даже заимствуя отдельные сравнения (напр. с размалеванными чертями), однако значительно отступает от него, внося некоторые новые подробности (ср. Олеарий, стр. 572—576).

168 Казацкие старшины, узнав, что Разин в Кагальнике на Дону, собрали преданных московскому правительству казаков, 14 апреля захватили город и взяли в плен Степана Разина и его брата Фрола.

169 Баньян — название купца у индусов, в частности под этим названием известны индусские торговцы.

170 На пути из Шемахи в Ардебиль Олеарий также отмечает гробницу персидского святого Мардекана (Руr Mardechan) в местности Факерлу (Fakerlu), а затем местечко Касили (Kasilu). Олеарий также отмечает встречи с пастухами, ехавшими на повозках и верхом на лошадях, равно как на быках, коровах и ослах, со своими стадами, домом, женами, детьми и со всеми принадлежностями их хозяйств (стр. 559—560).

171 Селение Джават (Tzawat) на реке Куре (Кur) и мост через нее Олеарий отмечает на своем пути дважды (в XXI гл. 4-й кн. на пути из Шемахи в Ардебиль и в VI гл. 6-й кн. на пути из Гиляна в Шемаху). Все приводимые Стрейсом сведения о Куре и Араксе взяты у Олеария.

172 Речку Балхару (Balharu), множество черепах, которые кладут свои яйца “в стороне, обращенной к полудню, для того чтобы они наиболее пригревались солнцем”, плохо одетых и приветливых людей, угощавших путешественников молоком, — все это упоминает и Олеарий (стр. 562).

173 Олеарий отмечает на своем пути горы и страну Беджирван (Betzvruan), селение Шехмурат (Schechmurat), а также маленькую речку, через которую переправлялись двенадцать раз благодаря ее извилистому течению (стр. 562).

174 Селение Джанлу (Tzanlu), гора Джицетлу (Tzietlu), речка Карасу у подножья этой горы и деревня Самьян (Samian), искусно устроенный каменный мост на 6 сводах длиною в 90 шагов встречаются на пути Олеария (564—565),

175 Селение Джабедар (Tzabedar), “где жители собирают коровий и конский помет в большие остроконечные кучи” и где в домах много насекомых, вшей и блох, упоминается и Олеарием (“Путешествие”, стр. 565).

176 Сеид — начальник, господин, обозначение потомков Мухаммеда от его дочери Фатьмы.

177 По Олеарию, канцлер Сару Ходжи (Saru Chotze), иначе Мухаммед Риза (стр. 584).

178 Описание города Ардебиля заимствовано Стрейсом из XXV гл. 4-й кн. “Путешествия” Олеария — “О городе Ардебиле и его особенностях” (стр. 581—584).

179 Описанию могилы Сеида Джебраила, отца шейха Сефи, у Олеария посвящена почти вся XXVII гл. 4-й кн. его “Путешествия” (стр. 592—595). В той же главе упоминаются серные источники у подошвы горы Себелан (Sebelan).

180 Шейх Сефи жил во времена Тамерлана в Ардебиле. Описание гробницы шейха Сефи в “Путешествии” Олеария занимает всю XXVI гл. 4-й кн. (стр. 585—592), откуда его и заимствует Стрейс.

181 У Олеария, Хан Меррага — “Ага хан”; Хан Генджа — “Магумед хан”; Хан Али — “хан Капанский” (“Путешествие”, стр. 585—586).

182 Аббас (1557—1628 гг.) — седьмой шах из династии Сефевидов.

183 Этот список лиц, погребенных в Меншайхе, заимствован у Олеария. Стрейс допустил ошибку, обозначив Сефи, Седредина, Джинида и Айдера как шахов. У Олеария Schich — шейх. Династия же шахов Сефевидов началась с Измаила (“Путешествие”, стр. 590).

184 Все сведения о принадлежащих Мазару владениях взяты Стрейсом у Олеария (стр. 591).

185 У Олеария река Кизильозейн (Kisilosein) “со страшным шумом и быстротой стрелы прорывается через скалы, несет воду беловатого цвета” (стр. 599).

186 Описание Султании взято Стрейсом у Олеария, у которого оно занимает всю XXIX гл. 4-й кн. его “Путешествия” — “О городе Султании” (стр. “04—609).

187 Описание Казвина у Стрейса составлено по XXX гл. 4-й кн. “Путешествия” Олеария (стр. 610—616). Олеарий пишет: “по персидским и арабским сведениям он лежит под 85° долготы и под 36° 15' широты, это я нашел по неоднократным моим наблюдениям” (стр. 611).

188 Празднование Байрама Олеарий наблюдал в Ардебиле 25 апреля 1687 г. Его описание этого праздника в ХХШ гл. 4-й кн. “Путешествия” не совпадает с описанием Стрейса.

189 У Олеария город Membere, причем употреблено тоже сравнение домов с печами для выпечки хлеба (стр. 623).

190 Олеарий отмечает каравансарай Хоскеру (Chosheru) “с множеством покоев, со сводами и конюшен”. “В комнатах и по стенам там и сям видны разные надписи, вырезанные на извести (штукатурке) путешественниками различных народностей”. Далее Олеарий приводит несколько таких имен и надписей, “деланных на стенах (стр. 624).

191 Эта легенда приведена Олеарием при описании разрушенного города Рей (Rhei), лежащего от Сабы на расстоянии полутора дня пути (стр. 625).

192 Кашан (Kaschan) описан в XXXVI гл. 4-й кн. “Путешествия” Олеария, откуда и заимствует свое описание Стрейс.

193 О пауках (Enkure) и способе лечения от их яда подробно сообщает Олеарий (стр. 633—635).

194 Олеарий также отмечает веселый городок Натенс, где “стоит древняя башня, которую приказал построить шах Аббас в память одного сокола, одолевшего орла” (стр. 636), каравансарай Домби (Dombi) и селение Рук (Ruk) (стр. 637).