К Периоду второму

Комментарии

1. Второй «праведный халиф» Умар ибн ал-Хаттаб правил в 634-644 гг.

2. Об этом см. ат-Табари, т. I, с. 266 исл.; ал-Балазури, с. 326 и др. источники. См. также: Буниятов З. М. Азербаджан в VII-IX, вв., с., 81 и сл. События эти происходили в 641-642 гг.

3. См. Ибн А'сам ал-Куфи, с 9 и далее

4. Абд ар-Рахман ибн ар-Раби'а ал-Бахили был убит хазарами у Баланджара в 643 г.

5. См. Хондемир. т. I, ч. IV, с. 171

6. Хузайфа ибн ал-Йаман умер в Дамаске в 42 г. х. в возрасте 35 лет. См. ал-Балазури, с. 204.

7. Ал-Мугира ибн Шу'ба ибн Абу Амир ибн Мас'уд ас-Сакафи (602-670) один из выдающихся арабских полководцев эпохи первых арабских завоеваний.

8. В правление Aш'aca ибн Кайса население Азербайджана восстало против арабов. Восстание было подавлено и с этого времени в Азербайджан стали переселяться арабские колонисты.

9. См. Дербенд-наме, с. 39-42.

10. Салман ибн ap-Раби'а ал-Бахили был убит в Баланджаре в 32 г. х. См. Ибн А'сам ал-Куфи, с. 9-11,-ал-Балазури, с. 203-204; ал-Йакуби. t. II, с. 194-195. Кырхлар — кладбище на севере оборонительного комплекса Дербенда. Считается, что здесь похоронены 40 воителей за веру.

11. Шестой омейядский халиф ал-Валид I ибн Абд ал-Малик правил в 705-715 гг.

12. Ибн Асам ал-Куфи, с. 14.

13. По Ибн А'саму ал-Куфи (с. 15), "Маслама приказал разрушить часть стен (Дербенда) с правой стороны".

14. Детальнее см. Картлис Цховреба, пер. M. Ф. Броссе, т. I, ч. I, с. 253 и сл.; Сабинин М. Жизнеописание святых, с. 80 и cл.

15. Девятый омейядский халиф Йазид II ибн Абд ал-Малик правил в 720-724 гг.

16. Ал-Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками — один из видных арабских полководцев. Правителем Азербайджана он был назначен в 104 г. х.

17. По Ибн А'саму ал-Куфи (с. 17). владыку страны ал-Лакз звали Урбис ибн Басбас (имя этого лезгинского владыки в других источниках не встречается).

18. По другим данным источник называется Авин-сад.

19. По Ибн А'саму ал-Куфи (с. 48), сына хакана звали Барсбек.

20. Дэнлоп Д. М. (история иудаизированиых хазар, с. 63/64) считает, что ал-Хасин должно читаться как ал-Хиснайн («Две крепости»). Котович В. Г. (Сб. Древности Дагестана, карта на с. 317) локализует Хасин в устье р. Гамриозеиь. Артамонов (с. 206) отождествляет Хасин с современным селом Кая-Кент.

21. У Ибн А'сама ал-Куфи (с. 19) речь идет о городе Баланджаре, который сейчас локализуется на месте средневекового Белиджинского городища Топрах-кала, в 25 км к югу от Дербенда (см. Котович В. Г. О местоположении, с. 199). Баланджар был взят арабами в месяце раби первом 104 г. х. (19.VII-17.IX.722 г.). См., также Ибн ал-Асир, т. IV, с. 187.

22. У Ибн А'сама ал-Куфи (с. 19) речь идет о городе Вабандаре — «великолепном городе Варачане», который локализуется на. месте Урцекского городища, близ с. Уллубий (бывш. Бойнак) Даг.АССР. См. Котович В. Г., с. 191, карта на с. 317.

23. См. прим. 19.

24. Мардан-шах был дихканином-огнепоклонником. О нем см. Ибн А'сам ал-Куфи, с. 22-23.

25. Ал-Джаррах ибн Абдаллах ал-Хаками был убит хазарами в 112 г. х. См. Ибн Ал-Асир. t. IV. с. 207.

26. После разгрома арабских войск хазары, развивая свое наступление, прошли опустошительнм рейдом по Азербайджану и достигли Дийар Бакра и Мосула.

27. См. прим. 26 к Введению.

28. Жителя Байлакана звали Бардик, который «был храбрым человеком, прекрасно говорил по-хазарски «был известен как хозяин пегой лошади» (см. Ибн А'сам ал-Куфи, (с. 29-30).

29. Подробнее об этих событиях .см. Ибн А'сам ал-Куфи (с. 29-38). По ал-Куфи, каждый арабский воин «получил по 1800 динаров, кроме вещей и скота».

30. Речь идет о Масламе ибн Абд ал-Малике, которого халиф Хишам назначил правителем Азербайджана и Арминии не в 115 г. х. (733), как у А. Бакиханова, а в 112 г. х. (730), когда был смещен Са'ид ибн Амр ал-Хараши; См. ат-Табари, т. I, с. 1560; Ибн Ал-Асир. t. V, с. 129-130.

31. Детально о действиях Масламы иби Абд ад-Малика в Дербенде см. Ибн А'сам ал-Куфи, с. 47 и сл.; ат-Табари, т. I, с. 1531-1532; Ибн ал-Асир, t. V, с. 120. По ал-Куфи (с.48), Маслама ибн Абд ал-Малик в 114 г. х. (3.III.732-20.II.733) был смещен с поста правителя Азербайджана. Покинув Дербенд, он оставил вместо себя Марвана ибн Мухаммада, которого халиф Хишам назначил правителем ал-Джазиры, Азербайджана и Арминии. Затем он был смещен с должности, но вновь восстановлен в 177 г. х. (735). Детальнее о воротах Дербенда см. Дербенд-наме, с. 90, 100.

32. См. Ибн А'сам ал-Куфи, с. 53. 55; Дербенд-наме. с. 90-91, 101, 103.

33. О нем см. Дербенд-наме, с. 91. 101.

34. Там же, с. 91, 102-103.

35. Taг — гора., отсюда таглу (тавлу), тавликум — горцы. Под Аваром имеется в виду территория расселения аварского народа Даг. АССР.

36. Акуша (самоназвание — Ак'уша). Ранняя форма встречается в средневековых источниках как Ашкуджан или Ашкуджа — главное село крупного даргинского союза сельских общин Акуша-Дарго. С 60-х гг. XIX в. — центр Даргинского округа Дагестанской области. Ныне центр Акушинского р-на Даг. АССР.

Хунзах (Хунза») — в средневековых источниках упоминается в форме Дж. мр, дж (Хуммах, Хумрадж). В VI-Х вв. — столица обширного по масштабам Дагестана «царства» Сарир. Примерно с XII в. по 1864 г. столица аварского Нуцальства (ханства). С конца XIX в. — центр Аварского округа Дагестанской области. Ныне — центр Акушинского р-на Даг. АССР. См. Дербенд-наме, с. 91, 103-104.

37. Хамры — так называется река, текущая в Каспий по даргинской территории к северу от Кара-кайтаков и своими верховьями примыкающая к территории кумухов.

Кюра — старое название обширного района в ю-в части Дагестана. Совр. название кюринцев — лезгины. Ныне — Сулейманстальский р-н.

Курах — расположен на южном притоке р. Касум-кенд, текущей между реками Рубас и Самур. Курах — главное село одноименного Лезгинского союза сельских общин. Согласно надписи на стене соборной мечети в селе Курах, союз этот был довольно крупным политическим объединением. Ныне это территория Курахского р-на Даг. АССР.

Ахты, точнее — АхцаIъер, по другим сведениям — Куто. Источники свидетельствуют о существовании Ахты в VI в. н. э. Со средневековья до середины XIХ в. Ахты — главное лезгинское село союзов сельских общин Самурской долины (Самур вилаят), затем — центр Самурского округа, Дагестанской области. Ныне — центр одноименного р-на Даг. АССР.

Хнов — рутульское село в Ахтынском р-не. Самоназвание — Хины (см. Ихилов М. М. Хновцы, с. 275).

Рутул (Рутал) — село, рутульцы — одна из народностей Дагестана. Проживают вдоль русла рек Самур, Малый Самур,. а также по верхнему течению р. Ахтычай. Рутульцы живут также в Шекинском и Кахском р-нах Азерб. ССР. Термин «рутул», по имени которого и названа народность, известен с XV в. Самоназвание — Махадарм от главного села Махад, называемое соседними народами Рутул (см. Лавров Л. И. Рутульцы). Общего названия рутульцы не имели и они обычно называли себя по имени сел, откуда происходили (см. Гаджиев В. Г. Сочинения Гербера, с. 188-189). Рутульцы говорят на собственном языке, входящем в лезгинскую группу дагестанских языков. Рутульскому языку наиболее близки цахурский, крызский и бузухский (см. Ибрагимов X. Г. Рутульский язык, с. 5). Рутульский союз сельских общий объединял 18 населенных пунктов. В середине XIX в. рутульских сел было 32, из них два в долине р. Ахтычай, три в Азербайджане (см. Комаров А. В. Народонаселение, с. 12). Рутулы входили в Самурский округ Дагестанской области, ныне это Рутульский р-н Даг. АССР.

Цахур — село, давшее название одной из народностей Дагестана. Цахуры (цахи) населяют западную часть Рутульского р-на, с-в часть Закатальского и северную часть Кахского р-нов Азерб. ССР. (см. Генко А. Н. Цахурский (цахский) алфавит). В Азербайджане цахуры образовали политическое объединение — Эдису, владетели которого первоначально носили титул беков, а затем султанов (начиная с XVI в.). Элисуйское султанство было присоединено к России в 1803 г.

Кумук — имеется в виду село Кази-Кумух и вся территория, населенная лаками.

Авар — значительная часть Аварии, составляющей Хунзахское ханство (нуцальство), образовавшееся примерно в XII в. после распада царства Сарир. .С середины XIX в. территория, о которой идет речь, составляла Аварский округ Дагестанской области. Ныне — Хунзахский р-н Даг. АССР.

Карах — главное село одного из аварских союзов сельских общин. Расположено к югу от Хунзахского нуцальства в междуречье Андийского Койсу и Кара Койсу. Союз этот объединял 22 населенных пункта. Ныне территория Карахского р-на Даг. АССР.

Гидат (Гид, Гидатль, Гьидатлъль) — одно из аварских сельских общин. Расположен в междуречье Андийского Койсу и Кара Койсу.

38. В одном из списков Дербенл-наме отмечается, что Абу-Муслим потребовал «пусть помогают жители Табасарана и Хайдака Шамхалу, если нападет на него враг». Шамхалы и впоследствии пользовались «горскою ратью, да рутульской ратью, да хновской ратью, да табасаранской ратью, исминской (кайтагской) ратью, илперинской ратью, казикумухскою ратью, да дешскою ратью» (см. Памятники, с. 27).

39. О сабле Хишама см. Абу Хамид ал-Гарнати. Тухфат ал-албаб, с. 83-84. Факт жертвоприношения подтверждается тем, что в Северном Габасаране в Карахском магале,- сообщает Г. Э. Алкадари.-в селе Чордаф есть пещера, в которой находится какое-то оружие вроде кинжала. Местное население говорит, что это кинжал Абу-Муслима завоевателя и они всегда приносят туда свою поминальную милостыню... В настоящее время, т. е. в конце XIX в., этот кинжал хранится в доме одного благонадежного жителя, села Чордаф. В легенде говорится, что если кинжал пошевелить, будет война, (см.Гасанов М. Р. Легенды и предания Табасарана, с. 66-70). Разбор легенды произведен А. Н. Генко (см. Арабский язык и кавказоведение, с. 107).

40. Марван ибн Мухаммад был назначен правителем Азербайджана в 117 г. х. (735 г.). В 127 г. х. (744 г.) он стал последним, четырнадцатым, халифом из династии Омейядов.

41. Первый халиф из династии Аббасидов Абу-л-Аббас ас-Саффах правил в 749-754 гг. При нем правителями Азербайджана были Мухаммад ибн Сул и брат халифа Абу Джа'фар Майсур (752 г.).

42. Абу Джа'фар Мансур был халифом в 754-775 гг.

43. Йазид ибн Усайд ибн Зафир ас-Сулами был назначен правителем Аррана в 135 г. х. (752-753 гг.). У А. Бакиханова — Йазид ибн Асад.

44. Гумейди (Гимейди) — населенный пункт в Верхнем Табасаране. существующий и поныне (в 20 км от Дербенда). В средневековых арабских источниках город ал-Хумайдийя (см. Минорский В. Ф., с. 79. 125-126).

45. О времени правления Йазида ибн Усайда, см. Ибн А'сам ал-Куфи. с. 62-65; ал-Балазури. с. 209-215: ал-Йакуби, т. II, с. 446-447.

46. Пятый халиф из династии Аббасидов правил в 786-809 гг.

47. До Хаййуна ибн Наджма правителями Азербайджана и Армении и соответственно Дербенда были Хузайма ибн Хазим ат-Тамими, Йусуф ибн Рашид ас-Сулами, Йазид ибн Мазйад аш-Шайбани, брат халифа Убай-даллах ибн ал-Махди, ал-Фадл ибн Йахйа ал-Бармаки, Умар ибн Аййуб ал-Кинани, Саид ибн Мухаммад ал-Лахаби, Са'ид ибн Салм ибн Кутайба (в 796 г.).

В правление Са'ида иби Салма городом Дербендом правил ан-Наджм ибн Хашим — родоначальник династии Хашимитов, правивших Дербендом в течение 215 лет. Род этот вел свое начало от Хашима ибн Сураки ибн Салиса ибн Хаййуна ибн Наджма ибн Хашима ас-Сулами. См. Минорский В. Ф. с. 64, 97-98.

О деятельности Хаййуна ибн Наджма см.: Ибн А'сам ал-Куфи, с. 68-69.

48. У А. Бакиханова неточно. Харун-ар-Рашид отправил в Дербенд Йазида ибн Мазйада аш-Шайбани, который заковал в кандалы Са'ида ибн Салма и его сторонников и отправил их в Багдад.

49. До Хузаймы ибн Хазима (правил Дербендом в 803-806 гг.) городом один год правил (802 г.) Асад ибн Йазид ибн Мазйад аш-Шайбани.

50. Хузайма ибн Хазим «отправился в Баб ал-Абваб и отослал ко двору халифа Харуна ар-Рашида всех порочных, безнравственных и бесполезных людей» (Ибн А'сам ал-Куфи, с. 70).

51. О проведении канала из р. Рубас в Дербенд см. Рагимов А. Хронограммы Бадра Ширвани, № 1, с. 52; № 2, с. 48.

52. В правление халифа Харуна ар-Рашида хазарская армия числом более 100 .тыс. человек (ат-Табари, т. III, с. 648; Ибн ал-Асир, т. VI, с. 111) вторглась на территорию Азербайджана и вскоре достигла берегов Куры (ал-Йакуби, т. II, с. 518-519). Пока халиф принимал меры для отражения натиска, хазары, захватив пленных, возвратились к себе. Они оставались в стране 70 дней (ат-Табари, т. III, с. 648; Ибн ал-Асир. t. VI, с. 111-112). Ac-Cуйути (с. 216) сообщает, что хазары «увели с собой более 100 тысяч пленных».

Катиб Челеби (Джахан-нума, с. 400) говорит о 140 тыс. убитых мусульман. Это был последний значительный успех хазар в их борьбе против халифата. См. Буниятов З. М. Азербайджан в VII-IX вв., с. 115.

53. Алкадари Г. Э. пишет, что предание, заимствованное А. Бакихановым у Катиба Челеби, неверно, ибо если такое событие имело бы место, то хазары, заняв Дагестан, разрушили бы все мечети и устранили бы должности правителей: шамхала. уцмия, майсума и т. д. (см. Асар-и Дагестан, с. 35).

54. Еще В. Сысоев в примечании на с. 46 к русскому изданию А.Бакиханова 1926 г. указывал на ошибку автора. Ширваншах Абу-л-Фатх Фаррухзад II ибн Ахситан II ибн Фарибуз III правил, согласно имеющимся данным в 658-681 гг. х. (1260-1282) при ильханах Хулагу и Абага. См. Ашурбейли Б. Государство Ширваншахов, с. 159-160. Ширваншахи происходили из арабской династии Мазйадидов и не были персами, как утверждают А. Бакиханов и другие исследователи. В дальнейшем династия стала персоязычной, была так сказать «татизирована».

55. У А. Бакиханова ошибка: после Фаррухзада II ширваншахом был Ахситан III ибн Фаррухзад II (1282-1294). См. Ашурбейли С. Б., с. 223-229.

56. О сектантах — выходцах из Байлакана, именуемых в арабских источниках байалика (байлакани), см. Буниятов З. М., там же с 223-229.

57. О термине "хуррам" и хуррамитах см. Буниятов З. М., там же, С. 230-236.

58. Восьмой халиф из династии Аббасидов ал-Му'тасим-биллах правил в 833-842 гг.

59. Исхак ибн Ибрахим ибн Мус'аб (ум. в 850 г.) был назначен правителем ал-Джибала и главнокомандующим арабскими войсками в шаввале 218 г. х. (20.Х-17.XI.833 г.).

60. О разгроме хуррамитов у стен Хамадана см. ат-Табари, т.III, с. 1165-1166; Ибн ал-Асир, т. VI, с. 311-312; Низами ал-Мулк, с. 225-229.

61. Афшин Хайдар ибн Кавус из Усрушаны был назначен главнокомандующим арабскими войсками, действовавшими против Бабека 3 июня 835 г. О Сахле ибн Сумбате см. Буниятов З. М., Азербайджан в VII-IX вв., с. 184-190.

62. Детальнее о сражениях хуррамитов Бабека с арабами см. Буниятов З. М., с. 253 и сл. и приложения № I-XII (с. 287-337). См также: Ибн А'сам ал-Куфи, с. 70-72.

63. Этимология надуманная.

64. Ибн Хордадбех, с. 121-122: «Барзанд был разрушен, его восстановил и заселил Афшин».

65. Девятый халиф из династии Аббасидов ал-Васик-биллах правил в 842-847 гг.

66. См. прим. 54.

67. В указанное время (256-279 гг. х. — 870-892 гг.) правил пятнадцатый халиф из династии Аббасидов ал-Му'тамид.

68. В 883 г. халиф ал-Му'тамид «определил половину промыслов нефти и соли Ширвана и передал их в вакф жителям (воинам) Дербенда» (см. Дербенд-наме, с. 138).

69. В 885 г. этот же халиф издал указ, по которому нефтяные и соляные промыслы Баку передавались в вакф Дербенду. Халиф «назначил Мухаммада ибн Аммара сборщиком налогов с этих промыслов. Ежегодный доход с этих промыслов Мухаммад ибн Аммар распределял среди воинов Дербенда» (Дербенд-наме, с, 136-138).

70. Семнадцатый халиф из династии Аббасидов ал-Муктафи правил в 902-908 гг.

71. Об этих событиях рассказывают ал-Мас'уди (т. II, с. 20-22), Ибн ал-Асир (т. VIII, с. 73) и другие источники.

72. Абу-л-Касим Юусуф ибн Абу-с-Садж владел Азербайджаном, Арминией и Ширваном с 908 по 919 и с 922 по 927 гг. Халиф ал-Муктадир правил с 908 по 932 гг.

73. Пятый ширваншах из династии Мазйадидов Али ибн Хайсам II правил до 917 г.

74. Здесь и ниже речь идет о втором походе русов, которые в 944 г. достигли Барды. Об этом см. статьи Д. Марголиуса и A. Ю. Якубовского.

75. О подробностях этих событий см.: Минорский В. Ф., с. 47-49, 64-65.

76. Речь идет о представителях династии Зийаридов, правивших Табаристаном и Гурганом в 927—1090 гг.: Мардавидже ибн Зийаре (927-935) и Вушмагире ибн Зийаре (935-967).

77. Сведения, пересказанные нашим автором со ссылкой на Ахты-наме, изложены с некоторыми, но довольно важными дополнениями в «Записках Десимона». См. Материалы по истории Дагестана и Чечни, с. 381-382.

Микpax — с. Ахтынского р-на Даг. АССР.

Шахбани — другое название современного Ахты.

Джиник — имеется в виду Джинихское сельское общество. Ныне — село в Рутульском р-не Даг. АССР.

Русрук — точнее с. Ругун. Ныне село в Сулейманстальском р-не Даг. АССР.

Развалины Ахтынской мечети сохранились в нижней части села, Курейш-Куруш — лезгинское село в Ахтынском р-не Даг. АССР. В Хунзахе долгое время хранились личные вещи — меч, посох и халат, якобы принадлежавшие Абу Муслиму. Во время революционных событий в Дагестане халат был похищен и продан в Баку. Хунзахцам удалось возвратить халат, но уже без рукавов. В 1954 г. эти вещи осмотрел и описал арабист М. С. Саидов, отметив, что халат очень короток и узок. Ножны сабли — недавнего производства, наконечник и две оправы сделаны из серебра с чернью, на обороте наконечника надпись: «Мастер его Магомед сын ученого Рамазана из Бухты. Год 1316 хиджры (1898/1899)». На халате большое количество надписей на арабском и персидском языках, которые сделаны значительно позднее (см. Саидов М. С. О распространении ислама в Дагестане, с, 42-51).

78. А. Бакиханов считал, что существовала большая рукопись полной истории Дагестана и Тарих-и Дагестан является извлечением из нее. Данное суждение Казем-Бек основывал на пометках этой рукописи: «Я переписал эти слова со старой изорванной бумаги, из сочинения муллы Мухаммада Рафи» (см. Дербенд-наме, с. 454). Услар П. К. также считал, что известная хроника Мухаммада Рафи является извлечением из полной истории Дагестана (см. Извлечения из полной истории Дагестана, с. 5). Третий издатель рукописи Алиханов-Аварский М., озаглавив ее как «Извлечение из сочинения Мухаммада Рафи», в приложении к тексту подверг критике взгляды Казем-Бека и Услара и высказал сомнения в существовании когда-либо полной истории Дагестана (см. Тарих-и Дагестан-наме, с. 184). В настоящее время склонны считать, что хроника, о которой идет речь, не является извлечением из сводной истории и была составлена в 712 или 718 г. (см. Письменные памятники Востока, с. 91. — Далее — ППВ).

79. В большинстве списков хроники Тарих-и Дагестан вместо Египта указывается Константинополь, откуда они двинулись в Индию, а затем вернулись в Ширван, где пополнили воинское снаряжение и откуда направились в Дагестан (ППВ, с. 106). О пребывании арабов воителей в Черкесии кроме нашего автора пишет Каяев Али (см; Материалы по истории лаков, л. 264). Возможно, что оба ученых использовали один и тот же список хроники или последний пользовался сочинением нашего автора.

80. Наш автор излагает сведения о происхождении титула шамхал из Тарих-и Дагестан, однако это одна из получивших широкое хождение версий в Дагестане. Однако предпочтение отдается суждению, по которому этот титул выводится из имени Шах-бал, о чем выше говорит и сам А. Бакиханов.

81. Мазинское сельское общество, в котором насчитывалось 168 хозяйств или 1136 человек, существовало в XIX в. В настоящее время это село Маза Ахтынского р-на Даг. АССР.

82. Речь идет о ширваншахе Фаррухзаде II ибн Ахситане II (см. прим. 49).

83. Сын Фаррухзада II Кей-Кубад I правил Ширваном в первой половине XIV в.

84. Детали см. Дербенд-наме, с. 209-223.

85. См. Дербенд-наме, с. 205 и сл.

86. И поныне в Дагестане бытуют легенды о том, что Танус был резиденцией аварских владетелей до возвышения Хунзаха. Однако ранне-средневековые источники Тануса не знают и одной из столиц царства Сарир признают Хунзах. Ныне это село находится в Хунзахском р-не Даг. АССР.

87. В народной памяти аварцев Дагестана этот владетель сохранился под именем Суракат.

88. О локализации Акари (Акаро) высказываются различные точки зрения. В настоящее время признается, что это поселение находилось на горе Акаро, близ Хунзаха, на вершине которой имелись развалины под тем же названием. Археологические раскопки выявили здесь остатки христианского храма Х-XIV вв.

89. Речь идет о Тушетии — пограничном р-не Грузии.

90. Установлено, что «перечень доходов шамхала» представляет собой позднюю вставку в Тарих-и Дагестан. Текст этого документа весьма распространен в Дагестане. Списки его обнаружены почти во всех уголках Дагестана и в сопредельных с ним районах Чечни (см. Гаджиев В. Г. Перечень доходов).

91. Гебелел (Хебелел) — союз аварских сельских общин. Ныне территория Чародинского р-на Даг. АССР.

92. Карах — аварский союз сельских общин. Ныне часть территории Чародинского р-на Даг. АССР.

93. Кесрух (Кейсрух, Кусур) — аварское село в Цумадинском р-не, Даг. АССР.

94. Крым-шамхал — наследник шамхала, проживавший в своей резиденции в с. Байнак.

95. Джамалад (Чамалал) — аварский союз сельских общин.

96. Тандиб (Тинди) — аварский союз сельских общин.

97. Арчуб (Арчи) — село, населенное арчинцами. Ныне — Чародинский р-н Даг. АССР.

98. Кейл (кил, точнее — киле) — в различных частях Дагестана киле колеблется от 2,5 до 5 кг.

99. Аиднб (Анди) — главное село Андийского союза сельских общин. Ныне — часть территории Ботлихского р-на Даг. АССР.

100. Гадар (Кадар) и Гаркас (Аркас) — даргинское и аварское села в Буйнакском р-не Даг. АССР.

101. Кюстек (Костек) — кумыкский аул в Засулакской Кумыкии. С XVI в. центр Костековского владения, затем село в Хасавюртовском округе Терской области. Ныне — село в Хасавюртовском р-не Даг. АССР.

102. Саа, точнее — са', — мера веса, соответствующая примерно 4,2 л или 3,25 кг пшеницы.

103. Губден — даргинское село в Ленинском р-не Даг. АССР.

104. Акуша и Усиша — даргинские села, входящие в состав Акуша-Дарго, ныне Акушинского р-на Даг. АССР.

105. Зудакар (Цудахар) — даргинское село с отселками, составлявшее один союз сельских общин, входивший, в свою очередь, в Акуша-Дарго. Ныне — часть территории Левашинского р-на Даг. АССР.

106. Сюрги — даргинский союз сельских общин, ныне часть территории Дахадаевского р-на Даг. АССР.

107. Умджукат и Шукуба (Шекба) — село Унчукатль Куба Лакского р-на Даг.АССР.

108. Сумбат — лакское село Кулинского р-на Даг. АССР.

109. Бактулал (Батулал) — «обращенный к солнцу». Территория аварских союзов сельских общин к северу от Хунзаха. Кумыки называли его «Гюнбет», т. е. «лицом к солнцу». Название происходит от положения общества на южном склоне хребта Салатавии (см. Комаров А. В. Народонаселение, с. 8). Ныне территория Гумбетовского р-на Даг. АССР.

110. Коляди (Голяды) — территория современных Закатальского и Белоканского р-нов Азерб. ССР и прилегающих к ним горных районов Даг. АССР.

111. Рисур, точнее — РисеIр. Аварский союз сельских общин, в XVIII в. был присоединен к Казикумыкскому ханству. Ныне часть территории Чародинского р-на Даг. АССР.

112. Мукруг (Мукрах, Макрал) — аварское село в Чародинском р-не Даг. АССР.

113. В других списках источника говорится, что «когда прошло много времени, между эмирами Гумыка и султанами Хунзаха разбилось зеркало согласиях. За этим последовала ожесточенная борьба и владетель Кайтака, потерпев поражение, бежал в Аварию. Однако «страшные войны и сатанинские распри продолжались». Тогда правители Кайтака и Аварии обратились к «тюркам», т. е. монголо-татарам.

114. Малик Саратан (Малик Сарашан) — правитель Аварии в XIII в. См. Лавров Л. И. Эпиграфические памятники, т.1, с. 250.

115. Косар (Ковсар)-шах — тюркский султан (см. Лавров Л. И., т. I, с. 246 по Каяеву Али (с. 267) — Кафтар-шах.

116. Кекели (Какали) — замок в селе Кумух, развалины существуют и поныне (см. Лавров Л. И., т. I, с. 187). По другим данным кумыкцы укрылись в мечети села Кумык Табахлу (местное название — Гьухъал), в квартале Чикхула (Каяев А., с. 268). О разорении Кумыка сообщают дошедшие до нас эпиграфические памятники: «Кумык разрушен в понедельник в начале рамазана во время Наджм ад-Дина. И погибло смертью мучеников за веру все войско Кумыка, за исключением 1033 воинов». В другой надписи приведена точная дата этого события: «Разрушение Кумыка тюрками во время Наджм ад-Дина. Год 637», что соответствует 8 апреля 1240 г. (см. Каяев А., с. 275; Шихсаидов А.Р. О пребывании монголов в Рича и Кумухе, с 5-10)

117. События, о которых идёт речь, произошли в 1239-1240 гг.

118. Все изложенные материалы А. Бакиханов заимствовал из различных списков Дербенд-наме,

119. Речь идет о втором газневидском султане Йамин ад-Дауле Махмуде (правил в 998-1030 гг.).

120. Великий султан Рукн ад-Дин Тогрул I правил в 1038-1063 гг.

121. Газневидский султан Шихаб. ад-Даула-Мас'уд I правил 1031-1041 гг.

122. У А. Бакиханова датировка неверна. Второй великий султан Адуд ад-Даула Алп-Арслан правил в 1063-1072 гг.

123. Двадцать шестой халиф из династии Аббасидов ал-Ка'им правил в 1031-1075 гг.

124. Алп-Арслан умер в 1072 г. (в 465 г. х., а не в 454 г. х., как у А. Бакиханова).

Третий великий султан Джалал ад-Даула Малик-шах I правил в 1072—1092 гг.

125. Речь идет о знаменитом вааире сельджуков Низам ал-Мулке Абу Али-Хасане ибн Али ат-Туси (убит исмаилитами в 1092 г.).

126. Двадцать седьмой халиф из династии Аббасидов ал-Муктади правил в 1075-1094 гг.

127. Великий Магистр исмаилитов Хасан ас-Саббах правил в Аламуте в 1090-1124 гг.

128. Султан Мелик-шах умер в 485 г. х. (1092 г.)

129. Четвертый великий султан Рукн ад-Дин Беркийарук правил в 1094-1104 гг.

130. Пятый великий султан Гийас ад-Дин Мухаммад I Тапар, младший брат Беркийарука, правил в 1105-1118 гг.

131. Двадцать восьмой халиф из династии Аббасидов ал-Мустазхир правил в 1094-1118 гг.

132. Шестой великий султан Му'изз ад-Дин Санджар правил в 1118-1157 гг.

133. Речь идет о первом иракском сельджукском султане Махмуде, который правил в 1117-1131 гг.

134. См. Даулат-шах Самарканди. с. 73-74; Мирхонд, т. V, с. 132 (здесь говорится о 14 годах правления).

135. Четвертый иракский сельджукскии султан Мас'уд ибн Мухаммад I Тапар правил в 1133-1152 гг.

136. Грузинские войска под командованием царя Давида IV (1089-1125) взяли Тифлис в 514 г. х. (2.IV.1120- 21.III.1121) в правление султана Махмуда. См. Ибн ал-Асир, t. VIII, с. 405; Ибн Халдун, t. V, с. 104-105; Картлис Цховреба, т. I. с. 366.

137. Двадцать девятый халиф из династии Аббасидов ал-Мустаршид правил в 1118-1135 гг.

138. Детальнее о пленении и убийстве халифа ал-Мустаршида см. Буниятов З. М. Государство атабеков, с. 25-30 (здесь же и источники).

139. Тридцатый халиф из династии Аббасидов ар-Рашид был убит в 1136 г.

140. В сражении, происшедшем в мухарраме 548 г. х. (апрель 1153 г.), армия султана Санджара была разгромлена огузами. Сам Санджар попал в плен.

141. Султан Санджар бежал из плена в рамадане 551 г. х. (октябрь 1156). Умер он в месяце раби первом 551 г. х. (9 мая 1157 г.), но не в 542 г. х. как указывает А. Бакиханов.

142. Пятый иракский сельджукский султан Мелик-шах II умер в 1153 г. Султан Мас'уд умер в 1152 г., а Мелик-шах II правил только год.

143. Шестой иракский, сельджукский султан Мухаммад II правил в 1153-1159 гг.

144. Седьмой иракский сельджукскии султан Сулейман-шах правил в 1160-1161 гг. Пьяницей был как раз Сулейман-шах, а не Мелик-шах II, как утверждает А. Бакиханов.

145. Султан Мухаммад II неудачно осаждал Багдад в марте 1157 г. в правление халифа ал-Муктафи. Он стал готовиться ко второй осаде Багдада в декабре 1159 г., но умер.

146. Дата смерти султана Мухаммада II у А. Бакиханова неверна. Султан Сулейман-шах правил с марта 1160 по апрель 1161 гг. Восьмой иракский сельджукскии султан Арслан-шах ибн Тогрул II правил в 1161-1176 гг.

147. Речь идет о поэтах Низами Гянджеви (1140-1204), Захир ад-Дине Фарйаби (1160-1202) и Аухад ад-Дине Анвари (ум. в 1168).

148. Девятый, последний иракский сельджукский султан Тогрул III правил в 1176-1194 гг.

149. А. Бакиханов путает Мухаммада ибн Тогрула II с атабеком Азербайджана Мухаммадом Джахан Пехлеваном, умершем в конце месяца зулхиджжа 581 г. х. (23.III-23.III.1186).

150. Речь идет об атабеке и султане Музаффар ад-Дине Кызыл Арслане убитом в шабане 587 г. х. (24.VIII-21.IX.1191).

151. Речь идет о тридцать четвертом халифе из династии Аббасидов ан-Насире, правившем в 1180-1225 гг,

152. Султан Тогрул III в ноябре 1190 г. был разбит атабеком Кызыл Арсланом, схвачен и в оковах отправлен в крепость Кахрам, близ Нахичевана. Из заключения он вышел через два года, уже после смерти атабека Кызыл Арслана в месяце раби втором 588 г. х. (16.IV-14.V.1192).

153. Султан Тогрул III был ранен 9 раби первого 590 г. х. (4.III.1194) в сражении близ Рея с хорезмшахом Текишем и обезглавлен своим родственником Кутлуг Инанджем Махмудом, сыном атабека Джахан Пехлевана.

154. Генеалогия Хорезмшахов (годы правления):
1. Ануш-Тегин Гарча'и — 1077-1097.
2. Кутб ад-Дин Мухаммад I — 1097-1128.
3. Ала ад-Дин Атсыз — 1128-1156.
4. Абу-л-Фатх Ил-Арслан — 1156-1172.
5. Султан-шах Махмуд — 1172-1193. .
6. Ала ад-Дин Текиш —1193-1200.
7. Ала ад-Дин Мухаммад II — 1200-1220. .
8. Джалал ад-Дин Манкбурны — 1220-VIII 1231.

155. О деятельности хорезмшаха .Джалал ад-Дина, Манкбурны подробно см. Буниятов З. М., Государство хорезмшахов Ануштегинидов.