Комментарии
1. Речь здесь может идти только об апостоле Елисее, ученике апостола Фаддея, распространителе христианства в Албании.
2. Речь идет об одном из ранних поэтов и суфиев Ширвана Абу Абдаллахе Али ибн Мухаммаде аш-Ширази (948-1050), известном под именем Ибн Бакуйа или Баба Кухи. Он автор старейшего дошедшего до нас суфийского дивана. В числе его трудов: Ахбар ал-арифин, Ахбар ал-гафилин, сборник хадисов, жизнеописаний суфиев, стихов и афоризмов. Сохранилось предание о любви Баба Кухи к дочери ширваншаха. Путешественник XVII в. Гарсиа де Сильва Фигероа описывает гробницу на вершине горы близ Шираза, где рядом с . Баба Кухи похоронена дочь ширваншаха, прибывшая сюда после смерти Баба Кухи, чтобы обслуживать паломников. О Баба Кухи (Бакуви) см.: Посольство Гарсиа де Сильва, с. 123-128; Бертельс Е. Э. Суфизм, с. 279-299; Рзакулизаде С. Д. Мировоззрение; Сеид-заде А. А., с. 1-14; Ашурбейли С. Е. Очерк, с. 169; ее же. Государство Ширваншахов, с. 219.
3. Шейх Абу Абдаллах ибн Хафиф (ум. 981 г.) — представитель школы аш'аритов.
4. Абу Са'ид ибн Абу-л-Хайр ас-Сулами — известный суфий конца Х — начала XI вв.
5. Мехсети Гянджеви (Ганджинская) родилась в последнем десятилетии XI в, и умерла после 1180 г.
6. Султан Санджар правил в 1117-1157 гг.
7. См. Азар Лютфалибек. Тазкире-йи Аташкада. — Тегеран. 1337 г
8. Джамал (Низам) ад-Дин Абу Мухаммад Илйас ибн Заки Му'айиад Низами Гянджеви (1140-1214).
9. А. Бакиханов повторяет ошибку Даулат-шаха Самарканди, приписавшего поэму Вис и Рамин Низами Гянджеви. Автором Вис и Рамин является Фахр ад-Дни Ас'ад Гургани (ум. после 446 г. х. = 1054 г.) Он был современником первого сельджукского султана Тогрула I (1040-1054). Дастаи написан по просьбе правителя Исфахана амида Абу-л-Фатха Музаффара ан-Нишапури. Подлинник дастана был на пехлевийском языке и Гурганн перевел его на персидский. Дастан переведен также и на грузинский язык.
10. Речь идет об Ахмеде ибн Умаре ибн Али Низами Арузи Самарканди, авторе «Собрания редкостей» («Четыре беседы»), написанной им в конце 1156 — начале 1157 гг. Первая поэма его тезки Низами Гянджеви написана через 20 лет после «Собрания редкостей». Издана в Москве на русском языке в 1965 г. в переводе С. Н. Баевского и З. Н. Ворожейкиной.
11. См. Даулат-шах Самарканди, с. 128-129; Бертельс Е. Э. Низами и Физули, с. 123 и сл.
12. Только один раз Низами выезжал из Гянджи в 1185 или 1187 г., да и то против своей воли. Атабек Музаффар ад-Дин Кызыл Арслан правил с марта 1186 по сентябрь 1191 гг.
13. Низами получил за поэму Xосров и Ширин в награде с. Хамдунийан и почетную одежду. См. Даулат-шах Самарканди, с.. 128-129, Бертельс. Е. Э., с.128-139.
14. Низами умер в правление атабека Азербайджана Музаффар ад-Дина Узбека (1211-1225).
15. Речь идет о Мирза Адигезал-беке Карабаги, авторе книги Карабах-намe (издана в Баку, 1950 г.).
16. Это данные Даулат-шаха Самарканди.
17. Низам ад-Дин Абу-л-Ала Гянджеви (ум. в 1159 г.) был придворным поэтом ширваншаха Минучихра III (1120 — до 1160). Именно Абу-л-Ала обнаружил у Хакани поэтический дар и представил его ко двору ширваншаха. Современники называли Абу-л-Ала «учителем поэтов». См. о нем: Бертельс Е. Э., с. 42-44.
18. Хакани родился ок. 1121 г.
19. Подробнее о Хакани см.: Бертельс Е. Э., с. 50-59; Вильчевский О. Л. с. 74-75; Закарийя ал-Казвини, с. 601. О месте рождения Хакани см. Рагимов А. Бадр Ширвани, с. 3-8.
20. Придворный поэт ширваншаха Минучихра III, уроженец Шемахи Абу-н-Назим Мухаммад Фалаки Ширвани (1107-1147?). Считается учеником Хакани. В дошедшем до нас поэтическом диване Фалаки есть много сведений, ценных и для историков и по свидетельствам поэта можно восполнить ряд лакун в повествовательных памятниках. Фалаки был прекрасным знатоком астрологии (отсюда и его тахаллус), математики, каллиграфии и арабского языка. О нем см. Ходи Хасан, с. 52-59; Бертельс Е. Э.. с. 44-50; Ян Рыпка, с. 575-576.
21. О современнике Абу-л Ала Гянджеви — Изз ад-Дине Ширвани сведений в источниках почти нет, но в дошедшей до нас его неполной касиде встречается кунья ширваншаха Ахситана (Абу-л-Музаффар). Вероятно поэт был панегириком этого государя. См. Бертельс Е. Э., с. 42-44.
22. Малик аш-шу'ара Абу-л-Макарим Муджир ад-Дин ал-Байлакани (ум. ок. 1197/98 гг.) — один из выдающихся учеников Хакани. Некоторое время жил в Ширване, затем покинул его и всю жизнь был придворным поэтом атабеков Азербайджана. Большинство своих касид он посвятил представителям династии Атабеков и султану Арслан-шаху ибн Тогрулу II. См. Даулат-шах Самарканди, с. 115-118; Раванди, с. 286-302; Бертельс Е. Э., с. 65-70; Ян Рыпка, с. 576.
23. Основатель государства атабеков Азербайджана Шамс ад-Дин Ильдегиз правил в 1136-X/XI.1175 гг.
24. Султан Мас'уд правил в 1135-1152 гг.
25. Султан Тогрул III правил в 1176-1194 гг.
26. Атабек Азербайджана Кызыл Арслан Музаффар ад-Дин правил в 1186-IX 1191 гг.
27. Сейид Зульфугар (Зу-л-Факкар) Ширваии родился в 1190 или 1192 гг. в Шемахе. Оставил стихотворный диван, изданный в 1934 г. в Лондоне. См. Сеид-заде А. А. О Зульфигаре Ширвани, с. 310- 357; История азербайджанской литературы, т. I с. 200-202.
Поэт некоторое время жил при дворе атабека Луристана Юсуф-шаха (1272-1281).
28. Речь идет о хорезмшахе Ала ад-Дине Мухаммаде II (1200-1220).
29. Ильхан Абака-хан правил в 1265-1282 гг.
30. Дервиш Абу Сайд Абдал Бакуйи жил в XIV в. Место, где находилась его могила и келья, было известно под названием Халифе дамы. Оно находилось на территории нынешней мечети Таза-пир. В 1817 г. гробница дервиша Абу Сайда и его завия были восстановлены бакинкой Набат-ханум Ашурбейли-Рзаевой (теткой С. Б. Ашурбейли). См. Ашурбейли С. Государство ширваншахов, с. 293..
31. См. Баха ад-Дин Мухаммад ибн Махмуд Амили. Китаб Нафа'ис ал-фунун фи-ара'ис ал-уйун. — Тегеран, 1317 г. х., с. 297.
32. Выдающийся ученый и философ XV в. Сейид Яхйа ибн ас-Сайид Баха ад-Дин аш Ширвани аш-Шемахи ал-Бакуви был суфием тариката ал-Халвати. Был приверженцем шейха Садр ал-Дина ал-Халвати. В Баку Сейид Яхйа поселился при дворе ширваншаха Халилуллаха, где пользовался большой популярностью. К нему стало стекаться множество последователей, число которых доходило до 10 тысяч. Много его мюридов было и в других странах Востока. Подробнее о нем см. Ашурбейли С. Очерк, с. 161-164; ее же: Государство ширваншахов, с. 250; Сеидов Ф. Видные деятели Азербайджана. — Изв. АН Азерб. ССР. 1946. № 9. с. 96; Буниятов Д. З., Искендеров Д. А. Биографии двух известных азербайджанских суфиев в сочинении Ибн ал-Имада ал-Ханбали. — ДАН Азерб. ССР, 1979, т. 35, № 3. с. 79-81.
33. Бадр Ширвани родился в 1387 и умер 26. XI. 1450 г. Детали о нем см. Рагимов А. Г., Бадр Ширвани. Диван, М., 1985.
34. Катиби Туршизи умер в 1436 г. Был современником Бадра Ширвани.
35. Речь идет о ширваншахе Ибрахиме I (1382-1417 гг.).
36. См. Абд ар-Рашид ибн Салих ибн Нури ал-Бакуви (вторая половина XIV — начало XV в.). Талхис ал-Асар ва аджа иб ал-малик ал-каххар. Пер. с арабского, введение, примечания и комментарии З. М. Буниятова. — М., 1971.
37. См. Френ X. Д. Сочинения Ибн Фадлана и других арабских авторов по древней Руси, — СПб., 1823; Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. — Харьков, 1956.
38. Тимурид Гусейн Байкара правил в Хорасане в 1470-1506 гг.
39. Шах Аббас II правил в 1642-1666 гг.
40. Об Абди Ширвани см. Рагимов А. Абди Ширвани или Абди Бакуа. — ДАН Азерб. ССР, 1971, т. 26, № 9, с. 104-107. Здесь же источники и литература о нем.
41. Шах Султан Гусейн правил в 1694-1722 гг.
42. Речь идет об отце А. Бакиханова. См. Агаян Ц. П. Род Бакихановых. — Изв. АН Азерб. ССР. 1944, № 5, с. 50-59.
43. Фатали-хан (Фатх Али-хан) Кубинский приходится А. Бакиханову дядей по матери.
Баха ад-Дин Мухаммад ибн Хусейн «Баха'и» ибн Абд ас-Самад ал-Амули (1547-1621) — был шейх ал-исламом при шахе Аббасе I. Автор 88 сочинений.
44. Описание местностей, в которых побывал Хаджи Зейн ал-Абдин Ширвани, а также народов, вероисповеданий и пр., с которыми он встречался, даны в его трудах Бустан ас-сийаха и Рийаз ас-сийаха.
45. Персидский тарикат Ни'матуллахийа был основан в Кермане Сейидом Hyp ад-Дином Ни'маталлахом Вали (1431-1521). Тарикат является ответвлением от Йафи'ийа, основанным Афиф ад-Дином Йафи'и (ум. в 1367 г.), который в свою очередь вышел из тариката Кадирийа. созданного Абд ал-Кадиром Гиляни (ум. в 1166 г.). см. Ма'сум Алч-шах, с. 136 и сл.
46. О жизни и деятельности Хаджи Зайи ал-Абдина, Ширвани см. Кулиев А.
47. О путешествиях А. Бакиханова см. Керемов Н. К. Путешествия Кудси.
48. Сочинение написано в 1820/21 г. Не издано. Есть заметки А. Алескерзаде в архиве Института истории АН Азерб. ССР.
49. См. Бакиханов А. Краткая грамматика.
50. Сочинение Кашф ал-гара'иб (Открытие диковин) А. Бакиханов написал в начале 30-х гг. XIX в. См. Бакиханов А. К. Сочинения, записки, письма, с. 196-250.
51. Сочинение Тахзиб ал-ахлак (Воспитание нравственности) написано в 1832/33 г. См. Бакиханов А. К. Сочинения, записки, письма, с. 60-104.
52. Сочинение Айн ал-Мизан (Существо весов [разума]) написано в 1835/36 гг. См. Бакиханов А. К. Сочинения, записки, письма, с. 117-130.
53. Сочинение Асрар ал-маллкут (Тайны царства небесного или Тайны вселенной) написано в 1839/40 гг. См. в книге Бакиханов А. К. Сочинения, записки, письма, с. 173-196. Издано с дополнениями на турецком языке в Стамбуле в 1848 г.; в 1985 г. в Баку в переводе на азербайджанский язык С. Атакишиевой.
54. Сочинение не издано.
55. Сочинение не издано.
56. Стихотворения не изданы. В 1836/77 гг. А. К. Бакиханов написал для детей на азербайджанском языке сочинение Насихат-наме (Книга наставлений). См. в книге Бакиханов А. К. Сочинения, записки, письма, с. 104-117. После 1841 г. им написан сборник стихов на персидском языке Mup'aт ал-джамал (Зеркало красоты). Сборник не издан. А. К. Бакиханов написал также повесть о молодом человеке из города Кубы по имени Аскер (Китаб Аскерийе). Повесть не издана.
А. К. Бакиханов написал на арабском языке сочинение о хадисах (Хадис-и Кудси). В 1862 г. оно было издано в Тегеране в переводе на персидский язык. У А. К. Бакиханова были и другие труды и стихи, но до нас они не дошли. См. Кёпрюлю М. Ф. Аббас-кулу Ага Бакиханлы. Журнал Тюрк Амаджи. — Стамбул, 1942. № 1/4, с. 145-150.