КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ

Комментарии

1. Речь идет о сасанидском царе Хосрове I Ануширване (правил в 531-579 гг.). См. Абу-л-Фида. с. 396-397.

2. Моисей Хоренский, с. 55.

3. См. Пур Давуд, с. 37, 76, 145.

4. Амин Ахмед Рази, с. 268.

5. См. Чамчиан М. с. 131: «Агванк Ширванский».

6. Речь идет о шестом султане из династии Ак-Коюнлу Йа'кубе ибн Узун Хасане, правившем в 1479-1490 гг.

7. Сообщения о Ширване и Дагестане включены в главу XVII первого тома сочинения ал-Мас'уди (Мурудж аз-захаб, П, с. 85-100).

8. Хайдак (Кайтак) — область, населенная кайтаками, говорящими на языке даргинской группы. В первые века н. э. эта территория была известна под названием Царство гуннов (см. Патканов К. Из нового списка географии, с. 28). Со времени обоснования здесь воинственных кочевников из западной Сибири — савиров территорию стали называть Савир или Сувар ( ртамонов М. И. История Хазарии, с. 69; Федоров Я. А. Хазария и Дагестан, с. 19-21). Арабские авторы Х в. заменили ее названием Джидан (ал-Мас уди). Название, как полагает В. Ф. Минорский, звучит по-алтайски (по-хазарски?). Советские антропологи относят кайтаков, кумыков и лезгин, в отличие от аварцев, лакцев и даргинцев центрального нагорного Дагестана не к кавкасионской популяции, а к типичным представителям каспийского типа (см. Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа, с. 203-204). Примерно с XII и по XIX вв. территория Каитага (Кайтака) объединяла феодальное владение под названием Кайтагское уцмийство. Причем Кайтагом назывался Верхний или Нагорный Кайтаг (Шабахъ-Хайдак), делившийся, в свою очередь, на 4 части: Уцари, Шуракат, Кайтаган и Ирджамул. Нижняя, или равнинная, территория называлась Кар-Хаидак (Убах-Хайдак). См. Гаджиев В. Г. Сочинения Гербера, с. 118). О Хайдаке см. также Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда, с. 126-129.

9. Самандар — первая столица Хазарского каганата. Исследователи допускают связь названия города с «гуннским» племенем забендер (VI в.), упоминаемым у Феофилакта Симокатты (см. Минорский В. Ф., с. 143; Артамонов М. И., с. 140-141). В настоящее время Самандар локализуют близ Махачкалинского городища. См. Котович В. Г. Археологические данные, с. 232-255.

10. Салман ибн Ра6и'а ал-Бахили — главнокомандующий войсками халифата на Кавказско-Дагестанском направлении. Убит в Баланджаре (Хазария) в 32 г. х. (12. VIII 652 — 1. VIII 653).

11. Город Итил (Атил) локализуется близ Астрахани.

12. См. об этом: Ибн Хаукал, с. 278 и сл.

13. Территория Сарира локализуется в междуречье Андийского Койсу, Аварского Койсу и Кара-Койсу. Населена была аварами. У ал-Мас'уди (Мурудж, П, с. 42) речь идет о 12 тысячах селений.

14. Царь Сарира носил титул Сахиб ас-сарир (ал-Мас'уди, Мурудж. П, с. 41). Филан-шахом был владетель Филана (Южный Дагестан). См. Минорский В. Ф. с. 132-138.

15. Последний сасанидский царь Йездигерд III правил в 632-652 гг.

16. Бахрам-Чубин: (?-592 гг.) — сасанидский военачальник из рода Михрана. Сверг с престола царя Ормузда IV (589-590) и объявил себя шахиншахом, но Хосров Парвиз II с помощью Византии разбил Бахрам-Чубина, который бежал к тюркам, где вскоре и умер.

17. См. главы 39-40 поэмы Низами Гянджеви «Искендер-наме».

18. По ал-Мас'уди (Мурудж, П, с. 40-41), Зарикаран (Зирих-Геран) означает «мастера кольчуг, потому что большинство из них делает кольчуги, стремена, уздечки, мечи и другие виды оружия и снаряжения из железа. Они исповедуют различные религии: ислам, христианство и иудейство». Зирих-Геран занимал территорию современного Кубачи, Дахадаевского р-на Даг. АССР и соседних земель.

19. См. ал-Мас'уди (Мурудж, П, с. 40), где Кумук именуется Гумиком. Это Нагорный Кумух — Г'умук Кумух — главное село лаков. Был столицей одного из крупных владений шамхальства, которая объединяла ряд народов нагорного и равнинного Дагестана. Ряд авторов (Минорский В. Ф., Федоров А. Я. и др.) допускает, чти этноним «Кумык» образовался от названия лакского села Кумух-ГIмух ввиду того, что правители этих тюрок (кочевников по происхождению), носившие титул шамкала, вышли из Гази-Кумуха (Минорский В. Ф., с. 131). Некоторые исследователи, в том числе и А. К. Бакиханов, производят этноним кумык от куманов (см. Гаджиева С. Ш., с. 38-45) Подробнее см. Шихсаидов А. Р. Вопросы исторической географии Дагестана, с. 65-81. Здесь же литература по Гумику.

20. Сведения заимствованы у ал-Мас'уди (Мурудж, II, с. 43-45): «Царство состоит из непрерывного ряда поселений: когда утром (где-нибудь) запоют петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений».

21. По ал-Мас'уди (там же, с. 42), царей аланов звали К. рк. ндадж: по Ибн Руста (с. 148) — Б. гайр.

22. Магас — название столицы аланов. См. Минорский В. Ф. Древняя столица аланов, с. 221-238. Кузнецов В. А. (с. 140-145, 161) считает возможным отождествление Магас с обширным Нижне-Артызским городищем X-XII вв. в ущелье Большого Зеленчука, где находился также и крупнейший христианский центр Аланйи с тремя монументальными купольными храмами. Владения алан (Алания) занимали обширную территорию Северного Кавказа, западная граница которой находилась восточнее Нижнего и Среднего Прнкубанья, гранича с территорией, занятой адыгским этническим массивом. На востоке границы Алании доходили до пределов Чечни и Дагестана. На землях, получивших наименование Алания, обитало многочисленное и неоднородное в этноязыковом отношении население, среди которого доминировали аланы, которые в хазарское время сформировались на основе включения различных по происхождению ираиоязычных этнических элементов в аборигенную кавказскую среду.

23. Аланы, по ал-Мас'уди и Ибн Руста, «были язычниками, поклонявшимися идолам». Христианство стало проникать в Аланию с VII в. Однако насаждение новой и чуждой для аланов религии происходило с большими трудностями. Поэтому начало массовой христианизации аланов относят к первой четверти Х в. См. Кулаковский Ю. Христианство у алан, с. 5; Кузнецов В. А., с. 206).

24. У ал-Мас'уди (Мурудж, I, с. 216, 227; II, с. 43-44) отрывок изложен так: «Между царством Алан и горой Кабх имеется крепость и мост через большую реку (Терек). Эта крепость называется Аланской (кал'ат ал-Лан). Она была построена в давние времена одним из ранних персидских царей по имени Исфандийар ибн Биштасф, Она известна среди крепостей своей неприступностью. В своих, стихах персы упоминают (эту крепость) и то, как Йсфандийар построил ее». У Ибн Руста (с. 148); Крепость Называемая «Ворота Аланов» (Дар Алан-Дарьяльское ущелье).

25. Маслама ибн Абд ал-Малик был правителем Азербайджана до 114 г. х. (732 г.).

26. Речь идет о десятом халифе из династии Омеиадов Хишаме ибн Абд ал-Малике (правил в 724-743 гг.).

27. Речь идет о Лазикийе, области, заселенной лазами в бассейне р. Чорох.

28. У ал-Mac'yди (Мурудж, П, с. 45-47): «За царством аланом находится народ, называемый кашах (черкесы или адыги), который живет между горой Кабх и Румским (Черным) морем. Этот народ исповедует религию магов (огнепоклонников)». Кашак-Косен-Осетинское Касаг. Касаг — название адыгских племен (см. Абаев В. И., с. 588).

29. У ал-Мас'уди (Мурудж, П, с. 47): «страна называется «Семь земель» (ас-саб' булдан).

30. Речь идет об авторе Tapux-u Дагестан Абу-л-Фатхе Зия ад-Дине Мухаммаде Рафи ибн Абд ар-Рахиме Хасане аш-Ширвани, известного также по имени Мулла Джалли ар-Рафи.

31. В тексте стоит арабское Сахл — равнина, ровное место. А. Бакиханов перевел название на персидский язык — Дашт. См. Дербенд-наме, с. XXI, 35-36, 205. См. последниий перевод Tapux-u Дагестан на русский язык Шихсаидова А. Р.: Дагестанская историческая хроника, с. 90-119. Текст хроники и комментарии на с. 116-119.

32. См. Чамчиан М., с. 132. Гулбах некоторыми исследователями считается село или провинция Эндери (Tapux-u Дербенд-наме, с. 95-96).

33. Мичикич — так именуют чеченцев кумыки, лаки и др. по названию р. Мичик. Самоназвание — Нахчой (см. Волков Н. Г. Этнонимы, с. 143-145). Малая Кабарда — одна из двух частей, разделившейся при князе Шолохо Таусултанове Кабады. Название Малой Кабарды впервые зафиксировано в 1677 г. в грамоте кабардинских мурз царю Алексею Михайловичу.

О локализации владения Туман-шаха кавказоведы все еще продолжают спорить. Так, А. Бакиханов, Л. И. Лавров располагают Туман на плоскости в дельте р. Терек. М. Алиханов-Ааарский и др. локализуют Туман в нагорном Дагестане и идентифицируют его с Кумухом, причем основным аргументом является то, что аварцы называют лаков тумал (Tapux-u Дербенд-наме, с. 56).

Башлы — село Каякентского р-на Даг. АССР. В XVIII-XIX вв. Башлы было столицей уцмийства Кайтага (см. Гаджиев В. Г., с. 119).

Акуша — название главного села крупного союза сельских общин. Акуша-Дарго — этимология топонима Акуша не выяснена.

Сюрго — главное село даргинского одноименного союза сельских общин.

34. А. Бакиханов неточен в передаче этого сообщения. О камах или камаках говорит не Птолемей, а Гай Плиний Секунд. Камы — народ, известный в Европе под названием команы, на востоке — кыпчаки, а в России — половцы. В XI-XII вв. половцы занимали причерноморские степи между Дунаем и Волгой, кочевали они и в степях Предкавказья.

35. См. Мирхонд, т. V, с. 3. Балгар (Балкар) — кабардинское название Балкарии (горные р-ны КБАССР). Самоназвание отдельных групп балкарского народа Малкъарлыло, Бызыннгылыла, Холомыла, Чегемлыла.в основе которых лежат топонимы ущелий рек Малка, Бизунги, Чегем и Баксан (см. Волкова Я. Т., с. 80). Балкарский язык близок к карачаевскому и кумыкскому языкам.

36. См. Хондемир, т. III, ч. 1, с. 3. Тамерлан правил в 1370-1405 гг. Золотоордынский хан Тохтамыш правил в 1380-1398 гг. Убит в 1406 г.

37. Владения Шамхала — Казикумухское шамхальство возникло в период арабских завоеваний. Со временем шамхалы «распространили свое господство... в северо-восточном направлении до самого побережья» (Бартольд В. В. Дагестан, Соч. т. III, с. 413). В зените своего могущества шамхальство объединяло территориию занятую лакцами, нагорными даргинцами, частью аварами, агулами и табасаранцами. Под их влиянием находились также лезгинские сельские общины (см. Гаджиев В. Г. Сочинения Гербера, с. 95-99,179).

38. См. Моисей Хоренский, с. 131.

39. Город Варачан локализуется на месте Урцекского городища, неподалеку от города Избербаш, Даг. АССР. См. Котович В. Г. О местонахождении, с. 182-196 (особенно — с. 182, 192, 196).

40. Аттила (?-453) — предводитель гуннов, при котором гуннские племена достигли наивысшего могущества.

41. Аммиан Марцеллин. Сохранившиеся книги «Истории». См. Латышев В. В. Известия, ч. П, ВДИ, 1949, № 3, XXIX, с. 301-302.

42. Приск Панийский. Готская история. См. Латышев В. В. Известия, ч. I, ВДИ, 1948, №4, XXVI, с. 249-261,

43. Об этом см. Приск Панийский, с. 263-264. А. Бакиханов ошибается, говоря, что название лазги произошло от смешения с лазами. Лазы, проживающие в Грузии и Турции, никакого отношения к образованию этнонима лазги (лезгины) не имеют. Полагают, что этноним лазги или лезги находится в связи с этнонимом лак.

Сарматы — общее название ираноязычных племен, населявших в III в. до н. э. — IV в. н. э. степи от Тобола до Дуная. С VII в. территория, занятая скифами, стала называться Сарматией.

Гобаз — царь лазов, правивший совместно со своим сыном в 450-470 гг.

44. Гай Плиний Секунд, с. 297; Клавдий Птолемей. Географическое руководство. См. Латышев В. В. Известия, ВДИ, 1948, XXIV, № 2 с. 252, 254.

45. См. Хондемир, т. I, ч. IV, с. 170.

46. Третий «праведный» халиф Усман ибн Аффан правил в 644-645 гг.

47. Грузины в правление царя Давида IV (1082-1125) отобрали в 514 г. х. (2.IV.1120-21.III.1121) у cельджукского султана Махмуда (правил в 1117-1131) Тифлис. См. Бардин. с.146; Ибн ал-Каланиси (ал-Фарики), с. 205. Султан Мас'уд правил в 1135-1152 гг. Сведения Йакута ал-Хамави о Тифлисе см.: т. П, с. 347: т. VII, с. 230-231.

48. Батый (Бату) Саин-хан (ум. в 1225 г.) — хан Золотой Орды, внук Чингиз-хана. М. Т. Каченовский (1775-1842) — русский историк, основатель так называемой скептической школы в русской историографии.

49. Константин Порфирородный (Багрянородный) — византийский император (правил в 913-959, фактически в 945-959 гг.). Автор ряда сочинений, в том числе и «Об управлении империей», которым пользовался и А. Бакиханов.

50. См. Аммиан Марцеллин, с. 291.

51. Геродот. История, пер. Г. А. Стратановского, с. 110, 112-115, 117.

52. Гаттерер — немецкий историк (1727-1799), автор «Всеобщей истории»

53. См.Прокопий Кесарийский. История войн.— СПб, 18б2.

54. Иезекииль — третий из так называемых больших пророков Ветхого Завета. Иафет — один из трех сыновей библейского прародителя Адама.

55. Дегинь Ж. (1721-1800) — французский востоковед, автор Всеобщей истории гуннов, тюрков, монголов и других татар.

56. См. Моисей Хоренский, с- 98.

57. Дербенд-наме, с. 8, 32-33.

58. Об оборонительных сооружениях на р. Гилгильчай см. статью Алиева А. А. Археологические расколки Гилгильчайского оборонительного сооружения (с. 64-70).

59. Некоторые ученые полагают, что город Албан находился недалеко от современного Баку (см. Т ревер К. В., с. 25, 139, 262 и др.). Большинство современных ученых отождествляет р. Албанус с р. Самур, а р. Кассы с р. Судан. Буйнак — ныне Уллубий аул Ленинского р-на Даг. АССР. Таркн — с. близ Махачкалы. С 40 гг. XVII в. — резиденция Тарковского шамхальства.

60 .Клавдий Птолемей. Географическое руководство, с. 254.

61. По Фирдоуси (Шах-наме, т. IV, с. 194 и сл.; 1260 и сл.), Эшкабус выступает на стороне тюрок (Камуса Кушани) против персов.

62. Хазранкух упоминается у Низами в Шараф-наме.

63. Под названием Джунгутай в Дагестане есть два села — Нижний н Верхний Джунгутай (Буйнакский р-н Даг. АССР). Очевидно, А. Бакиханов связывал это название с именем Джагатая, сына Чингиз-хана.

64. На южном склоне Брагунского хребта в ЧИАССР существует село (хутор) Бияна. Боян — составное женское имя в Чечне. У кабардинцев Баян (Ёаян) — мужское имя.

65. Этимология Нухи неясна. Высказывались предположения происхождения топонима из аварского Нух — «дорого и лакского Нух — «ущелье».

66. Каф название горы, которая, согласно мусульманской космологии, опоясывает землю. По этому воззрению, которое повторяется н в ряде сур Корана, человек никогда не сможет перейти через эту гору. См. статью М. Штрека в «Энциклопедии ислама».

67. Шахбал — титул правителя шамхальства Дагестана. В исторической литературе по поводу возникновения этого термина высказан ряд суждений. Наиболее распространенными являются суждения, согласно которым термин шамхал происходит от слияния двух топонимов:

Шам (Сирия) хал — местечко, населенный пункт, откуда происходил первый правитель, и мнение, производящее этот титул от собственного имени первого арабского наместника по имени Шахбал. А. Бакиханов придерживается второго мнения. О Шахбале — шамкале см. Дербенд-наме с. 90, 91. 101, 103, 2)1.

68. Пер-Аул (Параул) — село в Карабудахкентском р-не Даг.АССР.

69. Акт о Гюлистанском перемирии между Россией и Персией был заключен 12 октября 1813 г.. а мирный договор — 24 октября. К России отошли Дагестан. Грузия, Мингрелия, Имеретия Гурия, Абхазия и ханства: Бакинское, Карабахское, Гянджинское. Ширванское, Шекинское, Дербендское, Кубинское и Талышское.

70. Катиб Челеби (Джихан-нума, с. 398): «Из известных гор в этой стране является Эльбрус, который расположен около Демир-капу. Несколько гор, соединившихся с ним, тянутся от Туркестана до Хиджаза. Говорят, что длина ее составляет более тысячи фарсахов (ок. 7 тыс. км) н по этой причине некоторые лгуны считают ее горой Каф»,

71. О татах см. Буниятов 3. М. Несколько, замечаний (здесь же библиография, по вопросу). А. Бакиханов допускает ошибку, представляя народы Азербайджана и Южного Дагестана остатками некогда побывавших на Кавказе народов. Этногенез народов Кавказа — сложная и не до конца решенная проблема (см. Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа).

72. См. Гай Плиний Секунд, с. 294; Страбон. География, с. 189, 209, 213, 214. Бакиханов ошибается, связывая апшеронское село Зых н аварское Миатли (Казбековскнй р-н Даг.АССР) с остатками племен Зиха и Миатов. Эти племена, обитавшие в древности на с-з Кавказе, — меоты и зихи (см. Страбон, с. 105, 212). Этноним зuxu сохранился в источниках до конца XIII в., а в этнографической действительности присутствуют и в наши дни. Абхазское название адыгов — азыху, в адыгском имени абхазов — азыгьэ, в грузинском имени южных абазин — джихи (см. Волкова Н. Г., с. 19).

73. Удилу — точнее удины. О них (удах) пишут античные авторы (Страбон. Плиний. Птолемей и др.). В форме утиев их упоминает автор IV в, Евсевий Палестинский. Согласно установившемуся мнению, в 1 в, удины занимали территорию севернее Куры. В настоящее время удинские поселения сохранились в Нидже н Варташене (Азерб. ССР) и и с. Октомбери (Зенобианн) Груз. ССР.

74. Эндреева деревня — искаженное Эндерав. Туманлар (тюмени) _ тюркоязычное племя, населявшее район Нижнего Терека. Современные исследователи полагают, что после выселения тюмени стали одним из основателей села Эндерав-аул Хасавъюртовского р-на Даг. АССР, который и дал название кварталу села (см. Гаджиева С. Ш. Кумыки, с. 193-194).

75. О селах с названием «араб» см. Буниятое З. М. Азербайджан в VII-IX вв., с. 175 и сл. Арабский язык употреблялся во всем дореволюционном Дагестане. Дарваг — Дарбах — село в верховьях р. Дагван-чай Дербендского р-на Даг. АССР.

76. Бермекский магал — в южной части бывшего Кубинского уезда. По горе, уподобляемой жителями пяти пальцам, этот район называли еще Беш-Бармак. Пятый халиф из династии Аббасидов xарун ар-Рашид правил в 786-809 гг.

77. Мискинджа (точнее — Мискинджи) — село в Ахтынском р-не Даг. АССР. Единственное село в Дагестане, жители которого исповедывали шиизм. По преданию, в конце XV в. или начале XVI в. мискинджинцы были переселены из Ирана Сефевидами (см. Комаров А. В. Народонаселение, кн. VIII, с. 21).

78. Второй шах из Династии Сефевидов Тахмасп I правил в Иране в 1524-1576 гг. Прадед Тахмаспа I шейх Джунейд является пятым главой тариката Сефевийя. Встав во главе ордена в 1447 г., шейх Джунейд до 1453 г. предпринимал неоднократные попытки утвердиться в разных странах Ближнего Востока, однако безуспешно. В середине XV в., собрав в Ардебиле своих приверженцев, шейх Джунейд объявил, что направляется в «сторону черкесов» сражаться за веру т вскоре вторгся в Дагестан. Здесь он встретил упорное сопротивление и в 1460 г., в Табасаране, близ р. Рубас, в сражении был разбит а сам погиб.

79. В данном случае А. Бакиханов ошибается, утверждая, что жители лезгинского села Микрах (Ахтынскнй р-н Даг. АССР), лакского села Кумух происходят от переселившихся в Дагестан русов. Но подобные легенды, объявляющие тот или иной народ с-в Кавказа потомками русов, встречаются и в других работах. Так, автор сказания «Очевидец о Шамиле» Гаджи Али приводит легенду о происхождении аварцев «из племени русов». Есть также сведения о происхождении кабардинцев и кумыков от русских. Легенды эти в основе своей неверны, но довольно интересны.

80. Качи, точнее ХъачIи (хъачIими), редко хачинцы — жители, населявшие часть территории лаков к востоку от современного села Кумук. Название образовалось от слова хIагI «плечо, склон (горы)» путем присоединения аффикса собирательности — и, «находящийся у склонов (за склонами) горы» (см. Абдуллаев И. Опыт анализа, с. 185-186).

Медче (медчи) — точнее маччайми (мачинцы), жители восточной части территории современного Лакского р-на Даг. АССР. Основа мачча — «родственный» т. е. «родичи», где: аффикс ми показатель собственности.

Кумух — обобщенная комбинация, образовавшаяся от главного села лаков — Гумык, Гази-Кумух, Кумух.

81. А. Бакиханов ошибается, утверждая, что чеченцы и авары являются народами, смешанными с северными народами.

82. Об этом см. Карамзин Н. М., Соч., т. V.

83. Византийский император Юстиниан I правил в 527-536 гг.

84. В 567 г. авары в союзе с лангобардами разгромили гебедов, помогавших Византии, и овладели долиной р. Тиссы (см. Гумилев Л. Н., с. 39).

85. Нестор — русский летописец XI-XII вв. Традиционно считается автором первой редакции Повести временных лет. Византийский император Ираклий правил в 610-641 гг.

86. Так именовали в ряде исторических работ хана Аварии. На самом же деле он именовался нуцалом.

87. Гуниб (от названия горы Гуни-Меер) — центр одноименного р-на Даг. АССР.

88. Сасаниды, покорив Азербайджан и Южный Дагестан в IV в., укрепили оборонительный комплекс Дербенда, для охраны которого они переселили сюда иранцев. Потомками этих переселенцев и являются жители отмеченных восьми деревень, известных под общим названием тат (см. Комаров А. В., с. 24).

89. Кудиал — город и районный центр в Азерб. ССР. В XVIII-XIX вв. был столицей Кубинского ханства. Название Куба весьма возможно имеет отношение к имени строителя стены, называемой Абзут-Кубат («Возвеличевшему Кавата», т. е. Кувату (Кубату), отцу Хосрова Ануширвана).

90. Шешпара — небольшая территория, расположенная между Рустау и Шабраном. Состояла из шести сел.

91. Будух — село в Кубинском р-не Азерб. ССР на высоте 2 тыс. метров. Самоназвание будухцев — будад, а будухского языка — будану меис. Это язык одноаульный, относится к лезгинской подгруппе дагестанских языков (см. Мейланова У. А., с. 3).

92. Хыналык — тюркское название высокогорного села, расположенного в восточной части Главного Кавказского хребта, в верховьях р. Кудиалчай. Входит в Кубинский р-н. Хиналугцы свое село называют Кешт, а себя — кешт-халк или чаще — каъттиддур, что означает «односельчане» (см. Волкова Н. Г. Хыналыг, с. 32).

93. Самурский округ, Кюринское владение — совр. Ахтынский, Сулейманстальский и часть Хивского р-ны Даг. АССР. Населены лезгинами, язык которых разделен на три подгруппы — кюринскую, самурскую и кубинскую. Табасаранское владение составляют совр. Табасаранский и часть Хивского р-нов Даг. АССР. Населяют табасаранцы, говорящие на табасаранском языке, В Хучни и других селах Табасаранского р-на говорят на азербайджанском языке.

94. Магарты — село Дербендского р-на Даг. АССР.

95. Чираг (Чирах) — даргинское село Агульского р-на Даг. АССР.

96. Под языком тюрки имеется ввиду азербайджанский язык.

97. Кумыкский и ногайский языки относятся к кыпчакской группе тюркских языков.

98. Аварский язык относится к кавказско-иберийским языкам. Аварскому языку родственны андо-цезские языки — андийский, каратинский, тиндинский, ахвахский, богуланский или кванадинский, цезский или дидойский, гунзибский, хваршинский и генухский (см. Бокарев Е. А. с. 5).

99. Население Акушинского, Левашинского, Сергокалинского, Кайтагского и Дахадаевского р-нов Даг. АССР говорит на даргинском языке, представляющим особую ветвь дагестанских языков. Диалектами даргинского языка считают кайтагский и кубачинский, которые до недавнего времени представлялись как самостоятельные языки (см. Бокарев Е. А., с. 6).

100. Казикумыкский, точнее, лакский язык, представляет особую ветвь дагестанских языков. На лакском языке говорит население Лакского, Кулинского и Новолакского р-нов Даг.АССР. В последнее время ряд исследователей отмечает особую близость лакскрго языка с даргинским и даже объединяет их в одну лакско-даргинскую, языковую группу (см. Бокарев Е. А., с. 6).

101. Мичекинский — чеченский язык. Самоназвание чеченцев — нахчай. а ингушей — гъалтай. Соседние народы называют их различно: аварцы — буртиял, кумыки, лакцы и др. — мичигиш (по р. Мичик), кабардинцы — шэнэн, осетины — цацан, русские — чечен, по названию села Большой Чечен, находящегося в равнинной части р. Аргун, а ингушей — по названию села Ангушта — одного из первых населенных пунктов на месте совр. с. Терского (см. Гаджиев В. Г. Сочинения Гербера, с. 57).

Шубут — название одного из чеченских обществ, таких же, как Качалык, Ичкери, Геберл и др. в роли племенных имен (см. Волкова Я. Г. Этнонимы, с. 145).

Джари, точнее Джарах — этническое название одного из ингушских обществ. Галгаевцы (хамхинцы), джараховцы (мецхальцы) иногда называются кистинцами, голошевцами, цоргинцами, назранъцами (см. Волкова Н. К., с. 151).

Зунтал, точнее — Цунтал. Расположено в верховьях рек, образующее Андийское Койсу. Самоназвание — цезы, что значит «орлы». Цунтал, цунгал по-аварски тоже «орел». Грузины их называют дидо.

Бактулал (Багулал) — союз сельских общин, объединявший 6 сел, занимавших Два глубоких ущелья в Нагорном Дагестане. Самоназвание Боготль, Гокитлал от названия главного села Ган. Под аварским названием оно известно как Хуштода.

Джамалал, точнее — Чамалал — союз сельских общин, объединявший 16 сел. Самоназвание — Чама-Ига. По-аварски — Чамалал.

Анди — союз сельских общин, состоявший из 10 сел, из которых 7 говорили на андийском языке. Самоназвание — Куакал, от названия главного села Куан. По-аварски — Анди.

Капучай, капучинцы или бежта — союз сельских общин (по имени главного села Бежта), ныне центр Бежтинского р-на. Аварцы их называют Хаунал.

Аквах, точнее — Ахвах. Союз сельских общин. Самоназвание — Садакилиду. Аквахи проживали в 6 селах и 7 отселках.

Анцух — главное село одноименного аварского союза сельских общин. Расположено на ю-з Ботлихского р-на Даг. АССР.

Джиник — аварское сельское общество на с-з бывшего Закатальского округа.

Все эти родственные аварцам андо-цезские народности говорили на своих или на багвалинском, чамалалском, андийском, капушинском и ахвахском языках.

Захур (Цахур) — село в верховьях р. Самур, по названию которого именуется цахурская народность. Часть цахуров живет в северном Азербайджане, Илису и др. До присоединения к России объединялись в отдельное Илисуйское султанство,

Арчиб — село в Чародинском р-не Даг. АССР. Арчинцы кроме главного села населяют еще и 6 отселков. Самоназвание — Арши. По языку относятся к лезгинской группе дагестанских языков.