Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Период 3

Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь
(открываются в новом окне)

АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ

ГЮЛИСТАН-И ИРАМ

ПЕРИОД ТРЕТИЙ

ОТ НАШЕСТВИЯ МОНГОЛОВ ДО ВСТУПЛЕНИЯ НА ПЕРСИДСКИЙ ПРЕСТОЛ СЕФЕВИДОВ — ОТ 656 г. х. (1258 г.) ДО 906 г. х. (1501 г.) С КРАТКИМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ ШАХОВ И ПРАВИТЕЛЕЙ ШИРВАНА

Хулагу-хан, сын Толи, внук Чингиз-хана 1 во время царствования своего брата Менгу-каана 2, пошел на Персию войною и, убив халифа Муста'сима в Багдаде в 656 (1258) 3 г., уничтожил Аббасидский халифат. Для утверждения своей власти он поселил во всех провинциях Персии приведенные им из Татарии 200 тысяч семейств тюрок и теперь почти все кочующие племена этого государства, кроме луров и курдов, состоят из их потомков. Владения Хулагу-хана простирались от Аравии до реки Джейхун и от Индийского океана до Дербенда. В его грозном, суровом характере имелось много доблестных качеств. Он с любовью покровительствовал наукам и искусству, возвел много прекрасных зданий, среди которых выделялся великолепный дворец его резиденции в Тавризе. Насир ад-Дин Мухаммад Туси, известный своею ученостью, пользовался его особенным доверием и по воле этого могущественного государя построил обсерваторию в Мараге 4.

После смерти Хулагу-хана в 663 (1265) г. наследовал ему сын Абака-хан 5, который передал управление Азербайджаном, Арменией и Ширваном своему брату Йошмуту 6. В это время царь кипчакский Берке-хан, сын Джагатай-хана 7 послал царевича Ноная через Дагестан для захвата Азербайджана. Йошмут в 664 (1266) г. разбил его под Дербендом 8. После этого сам Берке-хан с 300 тысячами всадников пошел через Дербенд к реке Куре. Абака-хан с многочисленным войском, расположившись на другом берегу, не давал ему возможности переправиться через реку. Берке-хан, чтобы переправиться по мосту через Куру, устремился на Тифлис, но до него не дошел и умер по дороге 9. Вследствие этого войско, оставшись без государя, разошлось.

Абака-хан умер в 681 (1282) году. Ему наследовал брат его Текудар, получивший после принятия ислама имя Султана-Ахмеда 10. Местопребыванием его были Ирак и Азербайджан. После двухлетнего правосудного царствования, он был убит Аргун-ханом 11, сыном Абака-хана, отличавшимся-жестокостью и безнравственностью... Аргун-хан умер в 690 (1291) г., оставив престол своему брату Кейхату-хану 12, который, предавшись [75] пьянству и излишним увеселениям, стал посягать на честь дочерей и жен своих вельмож. Последние призвали из Багдада Байду-хана, сына Тарагая, внука Хулагу-хана. Кейхату-хан бежал в Муган, но преследуемый вельможами, по воле Байду-хана был убит в 694 (1295) г.13

Газан-хан 14, сын Аргун-хана, названный после приятия ислама султаном Махмудом, управлял Хорасаном желая отомстить за смерть Кейтаху-хана, пошел войной на Байду-хана. Хотя вначале и заключен был мир, вскоре, по коварству Байду-хана, последовала кровопролитная битва. Разбитый Байду-хан бежал в Нахичеван и там был убит эмиром Ноурузом. Газан-хан был известен своими мудрыми изречениями, между которыми достойны замечания следующие: "Всего несноснее на свете — жизнь. Она — источник всех неприятностей и горестей наших".

В 703 (1304) г. наследовал Газан-хану Мухаммад Худабенде, сын Аргун-хана 15, который основал город Султанийе 16 и сделал его своею столицей. Он был сударем справедливым и добродетельным, украшал государство различными зданиями: еще до сего времени башни и мечети в Баку, в Султанийе и в других местах свидетельствуют о его попечительстве. Он особенно любил беседовать с учеными и рассуждать об отвлеченных предметах. Будучи приверженцем секты шиитов, он чеканил монеты с именами двенадцати имамов 17. После него осталось много изречений, которые впоследствии были собраны. Приведем некоторые из них: «Тот только царствует мудро, кто благодеяниями этими вольных людей превращает в рабов, а рабов лает вольными. Единственное украшение, равно приличное и мужчине и женщине, есть — честность. Молитва напоминает нам о боге; подаяние ослабляет привязанность к земному благу; пост изнуряет страсти и умиротворяет гордость; поездка в Мекку доставляет нам свидание с мудрыми и добродетельными людьми, от которых мы приобретаем познания и добрую нравственность. Тот, кто в исполнении этих обрядов не достигает должной цели, тот совершенно ничего не исполняет». После смерти Мухаммада Худабенде в 716 (1317) на престол вступил его тринадцатилетний сын султан Абу-Саид 18. Царь кипчакский, потомок Чингиз-хана Узбек-хан 19, от которого принял свое название известный народ узбеков 20, в 718 (1319) г. через Дербенд [76] вторгся Ширван. Чтобы остановить его, султан Абу-Саид прибыл в Карабаг в то время; когда войско Узбека опустошало Ширван. Известный его везир и полководец эмир Чобан с 20-тысячным отрядом переправился через Куру и прибыл на помощь султану. Узбек отступил, но был преследуем Чобаном и потерпел значительный урон 21.

В 735 (1335) г. он вторично той же дорогой пришел в Ширван 22. Султан Абу-Саид, желая его прогнать, на следующий год направился туда с войском, но заболел и умер в Ширване 23. В стихотворении на его смерть, сочиненном одним из его современников, говорится, что султан Абу-Саид умер в Карабаге. Но так как Карабаг почти всегда составлял часть Ширвана, то не удивительно, что историки фиксируют смерть Абу-Саида в Ширване.

В Зафар-наме сказано, что Абу-Саид был отравлен своею женою, которую подозревали в связях с Узбеком. Она была известной красавицей, и звали ее Багдад-хатун, дочь эмира Чобана, которую Абу-Саид насильно отнял у прежнего ее мужа Шейха Хасана Илкани, убив ее отца и брата 24.

После его смерти (Абу-Сайда) Арпа-хан, потомок Толи, сына Чингиз-хана 25 разбил и выгнал Узбека из Ширвана и Дербенда 26. Затем восстал Муса-хан, сын Али, внук Байду-хана 27 и убил Арпа-хана. Мухаммад-хан из рода Хулагу-хана 28 восстал против Муса-хана, но в одном сражении они оба были убиты 29.

Прочие представители этой династии в междоусобных войнах скоро потеряли сильное свое царство, которое в Ираке и Азербайджане перешло к династии Илкана 30, происхождение которой таково: Ак-Бука, сын Илкана, внук Джелаира, в царствование Кейхату-хана в Сражении с Байду-ханом был эмиром ал-умара (эмиром эмиров) и был убит 31. Его сын эмир Хусейн женился на дочери Аргун-хана, от которой родился Шейх Хасан 32, правитель Рума (Малой Азии) при султане Абу-Саиде, после смерти которого он женился на его жене Дильшад-хатун, дочери Ходжа Димашка, сына эмира Чобана, и усилил свое влияние. Шейх Увейс, известный красотою и знанием музыки и живописи, рожденный от нее в 757 (1356) г., овладел Ираком арабским 33. Когда же династия Хулагу-хана ослабла 34 и власть Джелаиридов еще вполне не утвердилась, тогда [77] Шейх Хасан (который правил 7 лет), а потом его брат эмир Авдраф (правивший 13 лет), сын Тимур-таша, внук амира Чобана овладел Тайризом и его окрестностями. Он начал совершать большие злоупотребления и собрал несметное богатство. Тогда казий Мухйи ад-Дин Бардаи отправился в Кипчак, где стал увещевать тамошнего даря Джанибек-хана, государя набожного и справедливого, чтобы он пресек злодеяния эмира Ашрафа 35. Вслед за этим Джанибек-хан с 300-тысячным войском прошел через Дербенд и Ширван. Сын Кей-Кубада ширваншах Кавус 36 оказал ему в этом случае большую помощь и услугу, за.что, несмотря на склонность монголов.и татар к грабежу, многочисленное их войско, проходя во время жатвы, не посмело взять ни одного зернышка. Джанибек, прибыв в Тавриз, убил Ашрафа и овладел всем его богатством 37; До сих пор в народе существует следующая пословица в стихах:

Не видишь ли, что сделал осел Ашраф, он приобрел пороки,
а Джанибек — золото.

Джанибек-хан возвратился назад, оставив в Азербайджане своего сына Берди-бека, который сразу же после этого получил известие о сильной болезни отца и отправился к нему 38, оставив вместо себя одного монгола по имени Ахиджук, который во время своего почти пятнадцатилетнего управления Азербайджаном во всем подражал Ашрафу, Тавризцы, доведенные до крайности, запросили помощи у султана Увейса Ильхани, который пришел с многочисленным войском. Ахиджук был разбит и бежал в Нахичеван, а оттуда в Карабаг. Султан Увейс преследовал его и, взяв в плен, отрубил ему голову 39. В 775 (1374) г. он присоединил к своим владениям Ирак Персидский и Азербайджан 40, после чего и валий Ширвана 41 также признал над собою его верховную власть. Султан Увейс, возвратившись больным из Этого похода, умер в расцвете лет. Перед своей кончиной он написал следующие стихи:

Из мира духовного я перешел на время в область материи
и, прожив несколько дней, опять возвращаюсь на родину.

После него на престол вступил его сын султан Хусейн 42, который предался разврату и пьянству, забыв о войске и государстве. Это было поводом к тому, что в 884 (1383) г. его брат султан Ахмед с помощью Кара-Мухаммада [78] из династии Черных Баранов (Кара-Коюнлу) убил Хусейна, победил своего Другого брата Шейх-Али и, заключив при посредстве ширванского валия Хушенга ибн Кавуса с третьим братом Баязидом мирный договор в Азербайджане, утвердился на престоле 43.

Около этого времени на политической сцене появляется известный завоеватель эмир Теймур-Кюракан (Тамерлан) 44. По свидетельству многих историков, он был сыном эмира Туракия, монгольского Барласа внука Караджар-нойана, из числа почетных вельмож Чингиз-хана. Эмир Теймур родился в 736 (1336) г. в городе Себз Кешского округа. Он совершил много подвигов и, победив эмира Хусейна, своего тестя, на 35 году жизни сделался владыкой Мавераннахра, то есть Туркестана. После покорения Монголии и многих областей Персии он овладел Гиляном и Азербайджаном и возвратился в Туркестан.

По словам автора книги Зубдат ат-таварих, зимой 787 (1386) г. царь Кипчака Тохтамыш-хан 45 с 90-тысячным войском прошел через Дербенд в Ширван и Азербайджан и, опустошив и разграбив все по дороге, он возвратился обратно тем же путем 46. Тохтамыш-хан, потомок Чингиз-хана, побежденный прежде Урус-ханом кипчакским 47, прибегнул под покровительство эмира Теймура и с его помощью в 782 (1381) г. получил престол кипчакский 48.

На другой год эмир Теймур, отправляясь в Персию, получил в Хорасане известие, что султан Ахмед Ильхани идет из Багдада на Тавриз, Теймур направил против него одного из своих военачальников Ходжу Сейф ад-Дина, который встретил султана Ахмеда близ Нахичеванских соляных рудников, возвращающегося назад после получения известия о приближении эмира Теймура. Между ними произошло сильное сражение. Султан Ахмед спасся бегством, потеряв много людей и весь обоз 49.

Эмир Теймур по прибытии в Тавриз казнил и оштрафовал многих жителей, приверженцев султана Ахмеда, а лучших мастеровых переселил в свою столицу Самарканд. Осенью он взял крепости Нахичеван и Карс.

Разорив последний, Теймур. пришел в Грузию. Эмир Баграт, валий Грузии вздумал ему сопротивляться, но был разбит и взят в плен. Султан Ахмед ушел на зимовки [79] в Карабаг. Эмир Баграт, приняв ислам, возвратился в свои наследственные владения. Эмир Ибрагим, валий ширванский, для спасения своего царства явился с богатыми дарами к эмиру Теймуру и сохранил титул ширваншаха 50.

Весной, переходя с войсками от берега Аракса к Гандже, Теймур получил известие, что войска Тохтамыш-хана вторглись в. Ширван. Миран-шах, сын эмира Теймура, посланный отцом, разбил неприятеля, преследовал его до Дербенда и дальше, а затем возвратился с большой добычей 51. Давлат-шах Самарканди в книге Тазктират аш-шуара пишет, что султан Ахмед сверх царского достоинства был украшен многими доблестными качествами. Он хорошо знал многие восточные языки, живопись, музыку и мозаику. После него осталось много музыкальных сочинений. Его воспел известный Хафиз. При всех этих достоинствах он был человеком недоверчивым и жестоким, любил принимать опиум и часто без причины обижал людей. Поэтому люди были им недовольны и тайно пригласили на помощь Теймура 52.

В 791 (1389) г., когда Теймур предпринял поход на Багдад, султан Ахмед послал ему следующие стихи: «Для чего нам покоряться обстоятельствам? Для чего нам беспокоиться о всякой мелочи? Оставим моря и горы, поднимемся вверх и как Симург, обняв крыльями вселенную, или вознесемся до небес, достигнув желаемого, или же мужественно отдадим неприятелю свою голову».

Теймур, получив это послание, пожалел, что не может писать стихов, и поручил ответить, по словам одних, своему сыну Миран-шаху, а, по словам других, внуку Султан-Халилу 53. Султану Ахмеду был послан следующий ответ: «Необходимо покоряться обстоятельствам: "великие дела нельзя считать мелочью. Хотя подобно Симургу ты возносишься на (гору) Каф, но будь мал, как воробей, и оставь свои крылья. Выбрось из головы сумасбродные мечты, чтобы через нее не погибли сотни, тысячи голов".

Султан Ахмед последовал советам, Теймура, покорился обстоятельствам и ушел в Турцию. Теймур, назначив ходжу Мас'уда Сарбадара правителем Багдада 54, возвратился в Самарканд, откуда в 793 (1391) г. пошел в Кипчакскую степь против Тохтамыш-хана, разбил его при Кундудже и опустошил всю страну. [80]

В 796 (1394) г. Теймур вторично пришел в здешние края, разорил возмутившуюся Грузию 55 и, покорив, Шекинскую провинцию 56, зазимовал в Махмудабаде. (Развалины этого города, построенного Махмудом Газан-ханом, находятся между двумя рукавами Куры). Здесь получил он известие, что часть войск Тохтамыш-хана, пройдя через Дербенд, опять грабит Ширван. Вследствие этого в начале весны 797 (1395) г. Теймур отправился через Дербенд для усмирения Тохтамыш-хана. По свидетельству книги Хабиб ас-сийар, когда Теймур стоял на берегу Самура, в пяти фарсахах от моря, к нему прибыл Шамсаддин ал-Малеки, посланный к Тохтамыш-хану, с ответом, полным неприязненных выражений 57.

Эмир Теймур осмотрел здесь все свои войска и, найдя их в таком хорошем устройстве, в каком они никогда не были, двинулся с ними через Дагестан, разоряя и убивая всех приверженцев Тохтамыша. При реке Горы (ныне Терек) сошлись две враждующие армии и произошла битва, редкая и оставившая память в летописях мира. Сначала счастье благоприятствовало Тохтамышу, но непобедимый Теймур вырвал у него победу почти насильно. Тохтамыш обратился в бегство 58. Эмир Теймур на реке Комари (Кума) раздал награды отличившимся воинам и преследовал разбитого неприятеля-до берегов Волги. Там он назначил Койзыджана, сына Урус-хана владетелем Кыпчака 59. Опустошив южную Россию до реки Оки, он устремился к берегам Черного моря, взял город Азов и после некоторых завоеваний в землях черкесов и на Кавказе возвратился зимовать в долине реки Кума, откуда среди зимы напал на Астрахань, ограбил ее и сжег. На обратном пути в Персию Теймур разорил многие непокорные села и укрепления в Дагестане 60.

Теперь послушаем рассказы дагестанских народов, сохранившиеся в древних записках и преданиях, сверенных большею частью с эпиграфическими памятниками и надписями.

Эмир Теймур, покорив кумыков, обитающих между Тереком и Сулаком, прошел по земле Мичикич, на город Алмак (ныне деревня в Салатовском округе), который имел семь тысяч домов, а ныне здесь всего сто домов. Он взял город после сильного сопротивления и разорил его. Оттуда по хребту Салатовских гор, который и поныне называется Теймур-шах-йолу (дорога Теймура), [81] он подошел к укрепленным селениям Берк-Тоу, Алхаз-Тоу, Чубан-Тоу и Батмук (развалины которых существуют и поныне). Укрепившись в этих местах, салатовцы храбро защищались, но их личная храбрость не устояла против силы и искусства Теймура. Он разорил их укрепления, а жителей переселил в низменные места. Они впоследствии поселились в нынешнем Чиркее, который и получил свое название от находящихся здесь вонючих ключей (Чирк-аб).

Переправившись через Койсу и Сулак в Ахатли, Теймур осадил город Гадар, имевший от семи до восьми тысяч домов (ныне деревня в Шамхальском владении, около 400 семейств). Но так как Гадар был неприступен и взять его было трудно, то Теймур пошел на хитрость — он начал вести с осажденными переговоры и под видом подарков для раздачи в городе послал туда множество сундуков, в которых находились вооруженные воины. Вскоре начался приступ и через несколько минут, при помощи отправленных туда воинов, город был взят и разорен. На дальнейшем пути к Теймуру прибыл один из кумыкских эмиров по имени Гобден, одноглазый. Сидя верхом на быке, он сказал Теймуру: «Я, слепой, приехал спросить тебя, хромого, за кого нас принимаешь ты, такой могущественный государь? Для чего ведешь с нами войну и что у нас есть такого, чтобы ты мог взять?».

Простота его понравилась эмиру Теймуру. Он подарил ему всю землю, занимаемую ныне деревней Гобден, куда этот эмир переселился со своим племенем. С тех пор деревня и получила свое название от его имени. Нынешние Карачи-беки в Гобдене, Карабудаг-кенте и в других деревнях являются потомками Тобдена.

Известнейшим памятником, оставленным эмиром Теймуром на Кавказе, является земляной вал и поныне называемый Аксак Теймурун хори (вал хромого Теймура), который начинаясь от Дербенда курганами, идет через магал Терекеме на Утемишское поле, оттуда в виде вала, ниже Буйнака и Тарков (Тарху), на Теймур-Куи (колодец Теймура) и через реку Сулак, ниже Андреевой, через Мичикич к Назрану и Карачаю. Оттуда другой Теймур-Куи тянется на Кубань, а по свидетельству некоторых — до самого Черного моря. Назначение этого памятника неизвестно, но можно полагать, что Теймур хотел определить им границы и вместе с тем [82] показать свою силу и могущество. Устроив, по возможности, дела Дагестана, он прошел по горному хребту выше Буйнака и следы его пребывания здесь заметны и поныне.

По свидетельству историков, весною 789 (1396) г. Теймур возвратился в Дербенд и пошёл дальше на запад по берегу Куры. В этом походе его сопровождал эмир Ибрагим, валий ширванский, который в продолжении нескольких дней давал ему великолепнейшие пиры. Прибыв в Агдам, в Карабахе он отдал в управление сыну своему Миран-шаху все области от Дербенда до Багдада и от Хамадана до самой дальней границы Средней Азии, а сам через Султанийю возвратился в Самарканд 61.

В 801 (1399) г. Теймур отправился в Индию. После кровопролитного сражения близ города Дели он утвердил свою власть в Индии и возвратился обратно 62. В следующем году он прибыл в Персию, а в 803 (1401) г. пошел на Сирию. Он, разбив тамошнего валия Малика Фараджа 63, покорил весь этот край, а оттуда направился в Багдад, чтобы наказать султана Ахмеда, захватившего в отсутствие Багдад.

Султан Ахмед вторично бежал к турецкому султану Ильдырыму 64. Осажденный им Багдад был взят приступом, разорен, а большая часть его жителей истреблена. Из Багдада он написал султану Ильдырыму Баязиду Дружественное письмо, в котором просил выдать ему султана Ахмеда 65 и Кара Юсуфа, сына Кара Мухаммада 66. Неисполнение этого требования явилось причиной войны с султаном Баязидом.

Перезимовав в Карабаге, Теймур в 804 (1402) г. пошел на Турцию. Ильдырым Баязид был разбит, взят в плен, и Турция подчинилась его могущественной власти 67.

В 806 (1404) г. Теймур опять пришел в Грузию. Мелик Гюргин (Георгий), валий грузинский 68 через посредство приближенного Теймура — ширванского валия эмира Ибрагима поднес ему подарки и, обязавшись платить ему дань, удержался на своем месте. Теймур зимовал в Карабаге. Его сын Миран-шах лишился ума и Теймур отдал вверенные ему земли под управление его сына Умара 69 и повелел царевичам, управлявшим обоими Ираками и Фарсом, повиноваться его власти. Теймур поселил в Карабаге, Гандже и Иреване 50 тысяч [83] семейств, приведенных им из Турции и Сирии, по большей части потомков тех тюрков, которых Хулагу-хан переселил в Персию и которые временами уходили в Турцию и Сирию. Племя Айрум, название которого произошло из Эль-Рум, было также переселено им из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеуказанных провинциях являются их потомками 70. Теймур начал восстанавливать древний город в Карабаге Байлакан, основанный сасанидским Кубадом и разоренный Хулагу-ханом, обвёл его большей стеной и предполагал восстановить древние каналы из Аракса, дабы орошать окрестные безводные степи, но по причинам большого количества змей и последовавшей вскоре его кончины это великое предприятие не состоялось. Даулат-шах говорит, что Шахрух, сын Теймура опять хотел отстроить Байлакан, но по причине частых землетрясений оставил свое намерение, но восстановил древний канал, на котором и во время Даулат-шаха (в конце XV в.) еще находились мельницы. В Байлакане было два больших столба, поставленных на могилах древних государей: один из них полуразрушенный существует и поныне. Поэтому Байлакан в простонародии называется Милляр (столбы) 71.

После этих распоряжений Теймур отправился в Ардабил на поклонение праху. Шейха Сефи — родоначальника Сефевийской династии 72, где, закупив много деревень и земельных угодий, отдал их мечети, возведенной при гробнице Сефи. Оттуда он возвратился в Самарканд и спустя несколько дней, в разгаре жестокой зимы, выступил походом на Китай, но по дороге заболел и умер в местечке Отрар в 807 (1405) 73 г.

Неслыханное счастье этого удивительного человека в войнах больше всего зависело от его ума и благоразумия, нежели от случая. Известно, что он оставил после себя ряд наставлений, среди которых выделяются его советы или наставления его детям. Несмотря на беспрестанную деятельность и походы, он покровительствовал людям, известным своей ученостью и умом.

Старший из находящегося тогда при нем семейства султан Халил, сын Миран-шаха вступил на престол, на двадцатом году жизни 74.

Забыв о делах государства и войске, он исполнял только прихоти своей жены. От этого могущество их государства ослабело, многие области постепенно отходили, [84] и их власть, которой, подчинялись Туркестан, и Хорасан, распространилась теперь только на Индию.

В Гулшан ал-хулафа 75   говорится, что султан Ахмед и Кара-Юсуф после покорения Теймуром Турции уда. лились в Египет. Египетский султан, по требованию Теймура, схватил их и хотел отправить к нему, но, получив известие о его смерти, султан Ахмед прибыл в Багдад, изгнал оттуда Абу Бакр-мирзу, внука эмир Теймура и вместе с Кара-Юсуфом пошел на Азербайджан 76. Миран-шах и сын его Умар были разбиты: первый убит 77, а второй спасся бегством. Большая часть Персидского Ирака опять перешла к султану Ахмеду. Вражда, возникшая между им и Кара-Юсуфом, закончилась войною. Султан Ахмед, разбитый в Азербайджане в 813 (1411) г., попался в плен и был разбит в Тавризе эмиром Исфандияром, сыном Кара-Юсуфа 78. После этого власть перешла к представителям династии. Черного Барана (Кара-Коюнлу), происхождение которой таково: Байрам-Ходжа, наследственный предводитель тюркменского племени Кара-Коюнлу, имел сына Кара-Мухаммада, о котором мы выше говорили. Сын его был Кара-Юсуф, который достиг могущества при помощи султана Ахмеда, овладел царством 79. Он выступил с многочисленным войском против, Шахруха, сына эмира Теймура 80, но скоропостижно умер в Уджане, близ Тавриза 81. Сын его Искендер после трех жестоких сражении с Шахрухом был разбит 82. По свидетельству другой летописи, Искендер вторгся в 828 (1425) г. в Ширван, опустошил его и разорил город, Шемаху 83. Брат его Джахан-шах, которому, Шахрух обещал отдать во владение Дийарбакр и Азербайджан, перешел на его сторону с частью туркменских войск. Искендер заперся в крепости Аланджик (Нахичеван). Сын его Кубад, подстрекаемый Джахан-шахом, с помощью невольницы, имевшей с ним связь, убил своего отца. По словам автора книги Нухбат, он сам тоже был тайно умерщвлен Джахан-шахом, который 22 года от имени, Шахруха управлял Дийарбакром и Азербайджаном, а затем в течение 22 лет овладел всей Персией, за исключением Хорасана 84. Джахан-шах вел войну с Хасан-беком, главою туркменского племени Ак-Коюнлу 85, имевшего с ним давнишнюю вражду. Хасан-бек, дабы выиграть время, уклонялся от решительной битвы, войска с обоих сторон были распущены и военные действия отложены до [85] следующего года.

Однажды восьмидесятилетний Джахан-шах 86 с пятью или шестьюстами своих придворных пировал на берегу одной речки, как он это часто делал по своей постоянной склонности к напиткам, а Хасан-бек воспользовался этим случаем и в 872 (1468) г. напал на него и убил. Таким путем царство перешло к династии Ак-Коюнлу. Происхождение ее таково: Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу были туркменскими кочующими племенами, которые пришли в Персию во время царствования Аргун-хана. Кара-Коюнлу поселились на землях Азербайджана, Арзрума и Сиваса, а Ак-Коюнлу избрали для обитания область Дийарбакра. Кара-Осман — вождь Ак-Коюнлу при эмире Теймуре управлял частью Дийарбакра. Ему наследовал сын его Али-Бек, сын которого Хасан-бек убил Джахан-шаха. Сын Джахан-шаха — Хасан-Али-мирза 87   запросил помощи у султана Абу-Саида, внука эмира Теймура, тогдашнего владетеля Туркестана и Хорасана 88. Султан Абу-Саид выслал войско для захвата Ирака и Фарса, а сам с 27 тысячами воинов пришел в Азербайджан. Беспрестанные уверения Хасан-бека в том, что он, довольствуясь одним Азербайджаном, будет признавать над собою его верховную власть, не остановили намерений Абу-Саида. Мать Хасан-бека, ездившая просить об этом султана, возвратилась без успеха.

Когда султан прибыл в Мияне (пограничный городок между Азербайджаном и Ширваном), Хасан-бек послал своего сына Юсуф-бека с просьбою дозволить ему оставаться в Азербайджане хотя бы до окончания зимы. Султан никаких просьб не принял и решил зазимовать в Карабаге, где уже стоял с войском Хасан-бек. Но приблизившись к этому месту, султан из-за недостатка там припасов, повернул на Махмудабад, что в Ширване. Во время похода в здешней степи от ядовитых трав пало много лошадей, но самое главное — он не мог достать здесь достаточных припасов. Хасан-бек всячески мешал ему держать связь с Ираком и Хорасаном. Несколько дней на лодках ему доставляли хлеб Из, Ширвана, но, опасаясь мести Хасан-бека, ширваншах 89 прекратил снабжение. Туркменские всадники подкрадывались под самый лагерь и совершали грабежи и убийства. Султан вынужден был отступить к Ардебилю, с большими трудностями преодолевая болотистые места. Хасан-бек [86] преследовал его, часто имел с ним стычки и даже в один из дней убил из его войска пятьсот человек. Султан отправил к нему одного из владетелей Сари Сеййида Гияс ад-Дина с просьбой о перемирии. Вслед за ним он послал свою мать в сопровождении сейида Ибрахима из Кума. Хасан-бек оказал матери султана надлежащие почести и согласился заключить мир, но ардабильский сейид (шейх Хайдар Сефеви — отец шаха Исмаила) 90, возвратившийся накануне из лагеря султана, рассказал ему о состоянии войск неприятеля, и заставил его отказаться от заключения мира. Отправив мать султана без почета, Хасан-бек утвердил Гияс ад-Дина правителем Сари. Туркмены стали действовать смелее и к Хасан-беку присоединилась даже часть султанского войска. Султан Абу-Саид с остальными бежал ночью, но преследуемый Юсуф-беком, сыном Хасан-бека, был схвачен и представлен победителю. Во время этого свидания они говорили о многом. Хасан-бек против желания своего, по совету туркменских военачальников и наущению ширванского казия, убил в 873 (1468) г. султана и овладел престолом Персии 91.

После смерти Хасан-падишаха в 882 (1477) г. на престол вступил его сын Халил-Мирза 92, но на следующий год он был убит в сражении против младшего брата султана Йа'куба 93, которого после тринадцатилетнего царствования случайно отравила собственная мать, которая не пережила этого, тут же приняла яд и умерла вместе с ним в урочище Султанбуд Карабагского уезда.

Султан Йа'куб любил поэзию и точные науки, иногда и сам писал. Мы приводим следующие его стихи: «Жизнь наша не прочна; в каждой ее радости заключается тысяча скорбей. Она подобно ветхому караван-сараю, построенному в бесплодной степи; из каких бы его ворот ты не вышел, ты всегда очутишься в безграничной пустыне, в пустыне смерти».

После смерти султана Йа'куба туркменские вельможи разделились на две партии. Одна из них поддерживала права его брата Масих-мирзы, а другая его сына Байсунгура-мирзу. Раздор кончился сражением. Масих-мирза был убит и Байсунгур 94, утвердившись на престоле, заключил в крепости Аланджик своего двоюродного брата Рустама-мирзу 95, но тот с помощью Эбиг-султана бежал из темницы и свергнул Байсунгура с престола, который через Карадаг и Ахар прибыл к своему дяде и тестю ширваншаху 96. [87]

Все туркменские вельможи перешли на сторону Рустама-мирзы, но ширваншах всячески старался возвратить Байсунгуру престол. По этой причине Рустам-мирза по совету, своих приближенных помирился с находившимся в заточении в Персеполе Султаном Али, сыном шейха Хайдара, и отправил его с приверженцами и мюридами и с Эбиг-султаном против Байсунгура, поддержанного ширванскими войсками. Неприятели сошлись между Ахаром и Мешкином. Байсунгур был убит, а войска его рассеялись 97.

На шестом году царствования Рустама из Турции в Азербайджан пришел зять султана Баязида II 98 — Ахмед, сын Мухаммада и внук Хасана-падишаха 99, и на берегу Аракса разбил Рустама-мирзу, которого поймали туркменские вельможи и предали победителю на убиение. Ахмед же после шестимесячного царствования в 903 (1498) г. был убит Эбиг-султаном. На престол взошел Султан Мурад, сын султана Йа'куба 100. Но-Мухаммад Мирза, сын Йусуф-бека и внук Хасан-падишаха, разбил его и овладел Азербайджаном 101, а султан Мурад удалился в Ирак. Мухаммад, свергнутый братом своим Алванд Мирзой, бежал в Исфахан, но, прибывший из Шираза султан Мурад, пленил его и отправил в Азербайджан против Алванд Мирзы.

В 904 (1499) г., по старанию приверженцев обоих сторон был заключен мир, вследствие которого Диарбакр и Азербайджан остались за Алванд Мирзой, а оба Ирака и Фарс отошли к султану Мураду.

Краткие сведения о генеалогии шахов и правителей Ширвана

Из истории видно, что ширваншахи почти никогда не имели самостоятельности и находились под влиянием своих сильных соседей: персов, арабов и тюрок. Мы почти не имеем достоверных сведений об их родословной до времен правления Минучихра Великого 102. Когда в Ширван первый раз пришли арабские войска, они нашли здесь Шахрияра из династии ширваншахов, учрежденной Ануширваном Сасанидским. Предводители арабов Сурака ибн Амр и потом Абд ар-Рахмая ибн Рабиа, по воле халифа Умара I утвердили Шахрипяра в его власти на условии покорности Им, как военачальником арабов. После этого кавказскими странами управляли [88] Хабиб ибн Салм, Хузайфа ибн ал-Йаман, Мугира ибн Шу'ба, Аш'ас ибн Кайс, Абд ал-Азиз ал-Бахили, Абу Убайд-Джаррах, Са'ид ибн Амр и Маслама ибн Абд ал-Малик. Но при дских халифах Ширван перешел под власть арабских правителей Армении и Азербайджана. В 200 г. хиджры Ширваном владели Фаррухзад, сын Ахситана, а затем правил Филан-шах 103, зависящий от халифа. В начале IV в. хиджры [X в.] Ширван принадлежал Али ибн Хайсаму, а после его Мухаммаду ибн Язиду, потомку Бахрама Чубина 104, под управлением которого были земли, протяжением в один месяц езды. Спустя некоторое время ширваншахом стал султан Фаридун 105. После него известий нет 106. В середине VI в. хиджры мы видим Минучихра Великого самостоятельным государем. Его современник, известный поэт Ширвана Хагани 107 описывает в одной поэме великолепную охоту его сына в Бакинской провинции — между морем и вечными огнями, где, по его словам, вероятно по причине малого количества населения тогда обитали львы и другие хищные звери.

Даулат-шах пишет, что Ибрахим ибн Али Хагани, будучи важным сановником и поэтом, хотел уединиться от света и отправиться в Мекку, но Минучихр не соглашался на это. Хагани отправился без его позволения в Байлакан, но был пойман тамошним правителем и представлен Минучихру 108. Это говорит о том, что и эта часть Карабагской провинции была зависимой от Ширвана.

Кази Бейзави в Низам ат-Таварих ведет происхождение ширваншахов от рода Бахрама Чубина, который происходил от потомков Ардашир Бабакана, а Кази Ахмад Гаффари в Джахан-ара ведет их родословную от Ануширвана в следующем порядке: Минучихр сын Касрана, сына Кавуса, сына Шахрияра, сына Гуштаспа, сына Фаридуна, сына Фарамурза, сына Салара, сына Зийада, сына Джуна, сына Марзбана, сына Хурму за, сына Ануширвана 109.

Многие историки говорят, что Минучихр был государем доблестным, что он покровительствовал наукам и искусству и обращал особое внимание на порядок в государстве и на спокойствие подданных.

Ему наследовал его сын Фаррухзад 110, после смерти которого на престол вступил его сын Гуштасп 111. Многие приписывают ему основание некогда большого [89] и цветущего города Куштасдин, в устье Куры, ныне находящегося в развалинах.

После смерти Гуштаспа, Ширваном владели его сын Фарамурз 112, потом сын его Фаррухзад II 113, затем его сын Кей-Кубад Правосудный 114 и, наконец, его сын Кавус 114а. Кавус, известный умом и добродетелью, во время похода Джанибек-хана 115 на Тавриз, против Ашрафа Чобана, как мы уже выше упомянули, оказывал ему большую помощь. Его великолепную гробницу, сохранившуюся до нашего времени, я сам видел несколько лет тому назад близ Кубы.

После его смерти в 774 (1373) г. десять лет правил его достойный сын Хушенг 116. Наследники его на некоторое время потеряли престол. Узурпатор, имя которого неизвестно истории, предавшись, злоупотреблению и насилиям, в скором времени был убит ширванцами. Шейх Ибрахим Дербенди сын султана Мухаммада, внук Кей-Кубада ширван-шаха, занимался тогда земледелием в, Шекинской провинции. Посланные к нему от народа, нашли его спящим в поле под деревом. Надев на него царскую чалму и платье, среди всеобщей радости они возвели его на престол предков. Шейх, а теперь уже эмир Ибрахим 117, как мы уже сказали, был современником эмира Теймура. Некоторые историки сообщают, что эмир Ибрахим 118, овладев Тавризом, на следующий год приготовился к дальнейшему походу, но потерял и ранее приобретенные владения. Это случилось, по-видимому, в то время, когда Кара-Юсуф Кара-Коюнлу вел войну с султаном Ахмедом Ильхани и Азербайджан поэтому остался без защиты. Эмир Кара-Юсуф, убив султана Ахмеда в 813 (1411) г., разбил эмира Ибрахима и занял, Ширван. Это подтверждается надписью на Дербендских воротах, называемых Кийамат, которые были построены в 814 (1412) г. эмиром Исфандияром сыном-Кара-Юсуфа. Это подтверждается Гаджи Зейн ал-абидином Ширвани в книге Рияз ас-сийаха: Кара-Юсуф с многочисленным войском занял, Ширван и опустошил его. Эмир Ибрахим был взят в плен. Победитель отнял у него все богатства, но оставил его по-прежнему на престоле.

В 820 (1418) г. после смерти эмира Ибрахима на ширванский престол взошел его сын султан Халил 119. Он построил некоторые караван-сараи между Баку, Кубой, Сальяном и. Шемахой, а также много башен и мечетей [90] в самом Баку. Между прочими зданиями есть и величественный. дворец, развалины которого можно видеть и теперь. Кроме этого он во многих местах починил крепостные стены Дербенда. В Рияз ас-сийаха оказано, что Искендер сын Кара-Юсуфа пришел в Ширван, ограбил и опустошил его. Султан Халил бежал, но вскоре с помощью Шахруха изгнал Искендера и после 53-летнего царствования умер, оставив престол своему сыну Фаррух Ясару, который в 906 (1501) г. был убит 120 в сражении против шаха Исмаила Сефеви 121. Сыновья его Бахрам-бек 122 и Кази-бек 123 владели Ширваном — каждый около года. После них на престол вступил третий их брат Ибрахим 124, прозванный Шейхшах. Признав над собою власть шаха Исмаила и шаха Тахмаспа I 125, он спокойно правил Ширваном 22 года.

Ему наследовал сын султан Халил II 126, который женился на сестре шаха Тахмаспа. Он умер в 942 (1535) г. и по общему желанию народа на престол был возведен его несовершеннолетний племянник Шахрух 127, сын султана Фарруха, внук Шейхшаха. По причине его молодости в стране возникли большие беспорядки.

В 945 (1539) г. Ширван навсегда присоединился к владениям Сефевидов. Шах Тахмасп I назначил правителем Ширвана своего брата Алкас-мирзу, а после его измены в 953 (1546) г. 128 своего сына Исмаил-мирзу 129. В следующем году Бурхан-мирза, потомок ширваншахов, сумел на некоторое время покорить Ширван 130, но быстро умер. Управление Ширваном персидский шах поручил своему зятю Мир Абдул-хану Устаджлу 131, который в течение 17 лет достойно исполнял возложенную на него обязанность. После его смерти на его место был назначен Арас-хан Румлу 132.

В 986 (1578) г. по просьбе Абу Бакр-мирзы, сына Бурхан-мирзы 133, турецкий Сераскер Лала-паша Овладел Ширваном и назначил его правителем Осман-пашу 134. После этого в течение нескольких лет Ширван был театром войны между Турцией и Персией. Великий везир персидский Мирза Салман 135 разбил Османа пашу, который ушел в Дербенд 136. Мухаммад Кули Халифа Зулькадари остался в Ширване, но был убит в сражении против турок и крымских татар 137. Ширван вторично покорился Осман-паше. Но подоспел Мирза-Салман с войском и Осман-паша опять отступил к Дербенду. Пейкар-хан Каджар 138, а после смерти его Халифе Ансар Карадаглы 139 управляли Ширваном по назначению [91] шаха и Не сделав-ничего особенного, оба вскоре умерли. После них Осман-паша, а затем Хасан-паша 140, Махмуд-паша 141 и Ахмед-паша 142 спокойно управляли Ширваном, пока в 1016 (1607) г. он не был покорен шахом Аббасом. После этого Ширваном постоянно управляли персидские беглярбеки. Они следовали один за другим в следующем порядке: Зульф угар-хан Сараманлу правил 2 года; Юсуф-хан — 18 лет; Араб-хан 8 лет; Фарадж-хан — 3 года; Араб-хан — 11 лет; Хосров-хан — 8 лет; Манучар-хан — 6 лет; Хаджи-хан — 3 года; Мухаммад-хан — 2-года; Наджаф Кули-хан — 7 лет; Мехр-Али-хан — 3 года; Макри-Кули-хан — 2 годa. Сеид-хан — 7 лет; Али-Кули-хан — 6 лет; Муса-хан и Хасан-Али-хан — 20 лет и Хусейн-хан — 2 года 143.

В 1124 (1712) г. Гаджи-Давуд Мускурский с помощью Уцмия и Сурхая 144 убили хана кубинского 145 и овладели Шемахою. Потом с 1138 (1725) г. до прибытия Надир-шаха 146 в 1147 (1734) г. властвовал Сурхай-хан Казикумукский 147. Но при Надир-шахе этим краем поочередно управляли Мухаммад Кули-хан, Али-Кули-хан, Мехти-хан, Сардар-хан и Элдар-хан 148.

После коронации Надир-шаха 149 землями от Каплан-Куха 150 до Дагестана включительно в течение трех лет спокойно правил его брат Ибрахим-хан 151, а Ширваном управлял Мехти-хан. После убийства Мехти-хана Ширваном управляли: Сардар-хан Кырхлу 152 — 5 лет Хайдар-хан Афшар 153 — 1 год. В 1155 (1743) г. Ширваном на короткое время овладели Сам-мирза и Мухаммад-хан сын Сурхай-хана. Хотя Ашур-хан Сардар iи Фатх-Али-хан Афшар и изгнали их, но последние смутные годы царствования Надир-шаха не позволили восстановить здесь порядка 154. После смерти Надир-шаха, случившейся в 1160 (1747) г., из каждой провинции Ширванскои области были образованы отдельные и самостоятельные ханства: Ширванское, Шекинское, Бакинское, Кубинское и Дербендское. Но последнее скоро присоединилось к Кубинскому, а затем все четыре эти ханства в разное время перешли в подданство России.

Текст воспроизведен по изданию: Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. Элм. 1991

© текст - Буниятов З. М. 1991
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Элм. 2001