31

Комментарии

1. Залик (аз-Заликан, Салакан, Джалик, Джаликан) — большой рустак и крепость с замками и дворцами, насильно захваченные арабами в 30 (650—651) г. Ал-Йа'куби (VII, 281) называет его областью (кура). Согласно ал-Балазури (393) между крепостью Залик и Заранджем — 5 фарсахов (ср. также: Йакут, II, 909). Локализуется в дельте р. Хилманд между современными Бунджаром и Касимабадом на западе и Каркушахом на востоке и севере (см. также: Ле Стрендж, 344: Тарих-и Систан. 406—407).

2. Каркуийа (у Балазури (393) — Каркуйах, — селение в 5 фарсахах от Залика) — городок, известный своим храмом огня (Йакут, IV, 263). Согласно Ле Стренджу (342) этот город, вероятно, следует искать в развалинах южнее Пишаварана, где имеется древний мост с двумя сводами, называемыми Тахт-и Пул, см. также: Тарих-и Систан, 69 и далее, 131).

3. Хайсум (или Хисум) — у ал-Балазури (393) — рустак Хайсун (Хисун), у Ибн Русте (174) — Хайсуник.(Хисуник) — город близ Заранджа, развалины которого известны как Тахт-и Шах (Тарих-и Систан, 435; примеч. 576).

4. Зарандж — главный город Сиджистана (Йакут, II, 926), развалины которого находятся у современной крепости Над-Али (Ле Стрендж, 335; Бартольд, VII, 86).

5. Рушт — у ал-Балазури (383) — Зушт, у Ибн ал-Факиха (V, 208) и ал-Йа'куби (VII, 281) — Буст; последнее более вероятно, ибо развалины его у места слияния pp. Аргандаб и Хилманд известны под названием Кала-и Буст (Ле Стрендж, 344; Бартольд, VII, 88). В «Тарих-и Систан» отдельно названы город Буст (63) и рустак Жушт (Зушт, 66, 407), которые издателем идентифицируются с Руштом Ибн Хордадбеха (ср. примеч. 100 на с. 397).

6. Басурд — у ал-Балазури (393) и у Йакута (IV, 728) — Нашируз, у Ибн ал-Факиха (V, 208) — Баштаруз — село и рустак на берегу одноименного канала (о нем см.: Ле Стрендж, 339).

7. Ал-Карнин — селение в рустаке Нишак (Йакут, IV, 73). Этот же автор приводит сведение ал-Балхи (ср. также: Истахри, 245), в котором Карнин называется маленьким городком, считающимся родиной Саффаридов (см. также: Бартольд, VII, 341; Ле Стрендж, 343).

8. Литература об этой легенде: Босворт. Систан, 2, примеч. 5; Ле Стрендж, 343; Тарих-и Систан, 106.

9. Ал-Хиндманд (Хирманд, Хиндманд) — название р. Хилманд в Сиджистане (Йакут, IV, 992—993).

10. Ср. идентичные, но более полные сведения Ибн ал-Факиха (V, 208).

§ 32. Путь от Шираза до Нишапура

11. Ал-Кусахан — название моста через р. Кур, видимо, близ Истахра.

12. Бурд — у ал-Истахри (129) и у ал-Мукаддаси (457) — Бир — селение Истахра.

13. Джах — селение в 17 фарсахах от Истахра. Отметим, что стоянки, перечисленные ал-Истахри (129) и ал-Мукаддаси (457) на пути из Истахра, своими названиями отличаются от стоянок, упомянутых нашим автором. Так, у них после Вира (Бурда) называется Кухманда, затем селение Бид (вероятно, совр. Дехбид) и Абаркух.

14. Ал-Карджар, Куркулан — упоминается Йакутом (IV, 23); Хиндасак, Михрабаз, Махаджир — села на пути из Истахра в Йезд.

15. См. прим. 14

16. См. прим. 14

17. См. прим. 14

18. См. прим. 14

19. Каср ал-Асад (букв. «замок льва») или Карпат (село ал-Асад (Мукаддаси, 457); персидское название Дихшир (де Гуе, 51. е). Селение на полпути из Абаркуха в Иезд, в 13 фарсахах от первого по ал-Истахри (129).

20. Каср ал-Джауз (букв. «замок ореха») — персидское название Дихгирдан (де Гуе, 51, е). Де Гуе при издании ал-Мукаддаси идентифицирует ал-Урд с Карпат ал-Джаузом, названным автором между Карпат ал-Асадом и Кал'ат ал-Маджусом (457, q). Ал-Мукаддаси, упоминая об Урде в числе городов Истахра, сообщает о его большой крепости и обширном рибате, называемом ал-Х-р.

21. Кал'а (крепость); по ал-Мукаддаси (457), полное название — Кал'ат ал-Маджус (букв. «крепость магов», по перс. Кал'а Атишпарастан, Диз Габран — Томашек, I, 14/158).

22. Анджира (по-перс. Ангирек — Томашек, II, 139/611. 141/613) — первая после Йезда стоянка (у Мукаддаси (457) на данном отрезке пути ждет другое название Йезда — Каса; ср. Мукаддаси, 491, i). У ал-Истахри (130, 235) — Абхиза — окраина Фарса.

23. Харана (по-перс. Харанак) — большое село с пашнями, садами и оборонительной крепостью (ср.: Мукаддаси, 493; см. также: Томашек, II, 139/611; Ле Стрендж, 285). У ал-Истахри (235) — Хазана — село, в котором жило около 200 мужчин.

24.Саганд — в средние века благоустроенное многолюдное село (по Истахри, 235, — 400 мужчин) с замком и ирригационными каналами (Мукаддаси, 493; Томашек, II, 142/614; Ле Стрендж, 285).

25.Рибат Мухаммада ибн Йездада — или Рибат Мухаммада :по ал-Истахри (235). Согласно ему после Саганда идет Хан Пушти Базам с колодцами, а оттуда до Рибат Мухаммада, в котором проживало около 300 мужчин. После него в 1 переходе от него ал-Истахри называет ар-Рик — безлюдную стоянку с бассейном воды и ханом, а затем еще несколько стоянок.

26. Хан Уштуран — у ал-Мукаддаси (493) Рибат Аб Шутуран — лучший рибат в «стране аджамов». Он же называет (437) городок, причисляемый к Истахру с небольшим рынком и мечетью, с длинным минаретом. По своему местоположению, а также судя по маршруту, приведенному в одной из редакций ал-Мукаддаси (491, i), Хан Уштураи нашего автора идентичен с рибатом Аб Шутураном (Томашек, И, 140, 612).

27. Ал-Хаба'ик, ал-Мукаддаси (491) в I переходе от Аб-Шутурана упоминает, видимо, идентичную с ал-Хаба'ик стоянку ал-Мухаллаби (ал-Махлаб) со слабым источником, у которой находился разрушенный рибат (там же, 493; см. также: Томашек, II, 140/612).

28. Джаваран — у ал-Истахри (236) — Хаваран (Хауран), у ал-Мукаддаси (491, i) — Каваран (Куваран, Куран). Последний же (493) называет рибат Каваран крепостью, сторожа (по ал-Истахри, 136 — их было 3 или 4 человека), которой брали воду для питья из соленого источника (по-перс. Шураб), находящегося рядом с ней (ср.: Томашек, II, 143/615; 149/621).

29. Тамхархан — у ал-Истахри (231) — Аташкахан, у ал-Мукаддаси (491) — рустак Табас; по Томашеку (II, 143/615) тожествен с Чардехом.

30. Ат-Табасайн — здесь имеется в виду г. Тебес (Табас ат-Тамр, т. е. Гилаки).

31. Селение Мухаммада ибн Хурразада, по тексту, — село близ Тебеса.

32. Сархаз — у ал-Мукаддаси (491, i) — Сариш (Сириш), по определению Томашека (II, 148/620), тожествен с Ширгишем.

33. Афризун — своим местоположением отличается от селения с идентичным названием на пути из Рея в Нишапур (ср.: Кудама, 200; Ибн Русте, 169). Согласно Ле Стренджу (360) упомянутый Ибн Хордадбехом Афризун следует идентифицировать с Банном Ибн Хаукаля (ср. также Банн у Истахри, 231, 232), что подтверждает и маршрут, приведенный ал-Мукаддаси (491, i). Еще Томашек (II, 1481620) приравнивал Банн к Нобанду (Дихнабанду).

34. Занджи — стоянка между Тебесом и Турайсисом. Ал-Истахри (236; вероятное прочтение издателя — Рикан) и ал-Мукаддаси (491, i) называют его стоянкой между Турайсисом и Банном. По Томашеку (II, 160/632}, тожествен с Занги-чахом.

35. Ат-Турайсис — город и округ с многочисленными селениями, персидское название которого Туршиш (Йакут, III, 534—535); сейчас Туршиз. Ле Стрендж (354) предположительно локализует его на месте развалин Фирузабада недалеко от современного села Абдулабад. По Бартольду (VII, 121), город упоминается под названием Туршиз или Султанабад (Турбати Хейдер — к востоку от Султанабада). Ле Стрендж (354) отрицает тожественность Туршиза с Султанабадом.

36. Хаксир — стоянка близ Турайсиса — между ним и Нишапуром. Названное ал-Йа'куби (VII, 279) село Хаксар между Нишапуром и Сарахсом по своему местоположению нельзя идентифицировать с Хаксиром нашего автора.

37. Ал-Хавар, Акбарсих — стоянки близ Нишапура.

38. См. прим. 37

§ 33. Путь-от Шираза до Дарабаджирда

(Об этом пути см.: Ибн ал-Факих, V, 208. Этот же путь частично описан самим Ибн Хордадбехом (44), ал-Мукаддаси (455) и др.).

40. Баккар (о нем см.: Йакут, I, 704), ар-Румман — села близ Шираза (ср.: Мукаддаси, 455). Отличается от Каср Руммана, названного Йакутом (II, 814) в округе Васит в Ираке.

41. См. прим. 40.

42. Хауристан — идентичен с Сарвистаном, который в этом же контексте упоминается Ибн Хордадбехом (44).

43. На с. 46 наш автор сообщает о расстоянии между Ширазом и Фасой, равном 30 фарсахам. В данном отрывке это же расстояние составляет 25 фарcaxoв 3+4+9+5+4). На с. 46 Ибн Хордадбех говорит и о расстоянии между Насой и Дарабаджирдом, равном 18 фарсахам. Здесь это же расстояние — 22 фарсаха (4+6+4+8). По Ибн ал-Факиху (V, 208), между Ширазом и Дарабаджирдом — 47 фарсахов, что согласуется с данными Ибн Хордадбе-.ха из приведенного отрывка (25+22). По маршруту, описанному на с. 46, это расстояние в общей сложности составляет 48 фарсахов (30+18). Такое различие в описании расстояний между отдельными пунктами у разных авторов (в данном случае — у одного и того же) зависит от изменения маршрутных направлении, что, в свою очередь связано с заброшенностью некоторых путей по тем или иным причинам и оживлением других.

44. Ал-Фустакан — рустак на пути из Фасы в Дарабаджирд. Судя по-источникам (см. примеч. к § 26, 4), ал-Фустакан и ал-Бустаджан, упомянутый Ибн Хордадбехом на с. 46, идентичны.

45. Фасаруз — р. Фаса (Аб-ифаса).

§ 34 Путь от Истахра до ас-Сираджана — [главного] города Кирмана

Сравнение данных Ибн Хордадбеха о пути из Истахра в Кирман с сообщениями из других арабских источников (Кудамы, Ибн ал-Факиха, ал-Истахри, ал-Мукаддаси и др.), а также с его же сведениями на с. 48—49 («путь от Шираза до ас-Сираджана») показывает, что во-первых, как мы уже отметили, ас-Сираджан (Сирджан), по всей вероятности, находился на месте теперешнего округа Рафсннджан, во-вторых, туда из Шираза вел не один, а несколько путей. Наш автор приводит два маршрута: один (49), минуя Истахра, — по югу озера Бахтеган, а затем на северо-восток, другой (5,3) — на север к Истахру, а затем на восток к ас-Сираджану. По Ибн ал-Факиху (V, 208) путь из Истахра в ас-Сираджан составлял 59 фарсахов, что совпадает с данными Ибн Хордадбеха. По Кудаме (195), от Шираза до Истахра-12 фарсахов, затем до ас-Сираджана — 64, т. е. всего 78 фарсахов. Согласно: Ибн Хордадбеху от Шираза до ал-Марджана — окраинного округа Фарса— 71 фарсах, а оттуда до ас-Сираджана — 16, т. е. всего 87 фарсахов. Разница в расстоянии между этими двумя пунктами, выявляемая в сопоставлении сведений ряда авторов (в данном случае Ибн Хордадбеха и Кудамы) является результатом того, что эти авторы приводят разные маршруты. Общими пунктами назначения в названных маршрутах являются Карйат ал-Ас, Сахак, ал-Марджан и ас-Сираджан.

46. Хафар — стоянка восточнее Истахра. По Йакуту (II, 293), Хафаром. называли места с колодцем или рвом. Кудама (195), также описавший этот путь, в 8 фарсахах от Истахра упоминает Зийадабаз (ср.: Мукаддаси (457).— Зийадаваз).

47. Здесь, судя по маршруту, имеется в виду оз. Бахтеган в Фарсе. По Кудаме (195), стоянкой после Зийадабаза является Джубанан — в 4 фарсахах от него и в 12 от Истахра (у Мукаддзси (457) — Джубб Амир ал-му'минин). Так называлась северная часть оз. Бахтеган (Ле Стрендж, 278).

48. Усбинджан (см. примеч. к §25, 9)—Кудама (195) после стоянки у озера называет город Карйа Абд ар-Рахман, отождествляемый ал-Истахри (131) с Абазой.

49. Карйат ал-Ас — город близ Сахика, идентифицируемый ал-Истахрв (131) с ал-Баранджаном (Буданджаном). Судя по нему вряд ли можно говорить о тожественности этого города с Усбчнджаном (ср.: Ле Стрендж, 279). Томашек (I, 34/178), а затем Ле Стрендж (275) приводят и персидскую форму этого названия, упомянутую Муставфи, — Дих Мурд; о Карйат ал-Асе см. также: Кудама, 195; Мукаддаси, 447.

50. Карйат ал-милх (букв. «деревня соли», по-перс. «Дехнемек»). Кудама (195) называет другие стоянки (после Карйат ал-Аса у него идет Сармакан), которые, видимо, находятся на другом маршруте, ибо от Сахика до ас-Сираджана, согласно нашему автору, — 46 фарсахов, а по Кудаме, — 39.

51. Мурийана — село на окраине провинции Фарс (см. также: Томашек, I, 34/178). Упомянутое Йакутом (IV, 679) ,в Хузистане село с идентичным названием по своему местоположению не совпадает с Мурийаной нашего автора в Фарсе. По Кудаме (195), после Сармакана путники шли в Буштахан (10 фарсахов), Биманд (10 фарсахов), а затем в ас-Сираджан (4 фарсаха).

52. Раван — у ал-Мукаддаси (457) — Равар — село на окраине провинции Фарс.

53. Ар-Раус, Фарман— пограничные с Фарсом села Кирмана.

54. См. прим. 53.

55. Ср. идентичные сведения нашего автора на с. 49.

56. Ср. идентичные сведения на с. 48. В данном отрывке путь из ал-Марджана через Бнманд в ас-Сираджан составлял всего 8 (4+4) фарсахов, тогда как по другому маршруту: ал-Марджан — ар-Раус — Фарман — ас-Сисаджан, описанному выше, —16 (34-2+11).

57. Ал-Арха (букв. «мельница»), Астур, Хан Салим — стоянки в Кирмане на пути в Джируфт.

58. См. прим. 57.

59. См. прим. 57.

60. Би'ахтах (Би'ахте) — стоянка на полпути между ас-Сираджаном и Джируфтом. По Томашеку (I, 37/181) название этого места — собственно Ахтах, а «би» — персидский предлог. Акта'а — название горной местности в том же районе (ср.: Томашек, там же).

61. Вади Кухандиз, Исбизана — стоянки в Кирмане на пути в Джируфт.

62. См. прим. 61.

63. Ал-Ма'дин (букв. «рудник») — имеются в виду рудник и гора с серебром ("джабал ал-Фидд" или «джибал ал-Ма'дин»), упоминаемые ал-Истахри (169), ал-Мукаддаси (471) и др. (см. также: Томашек, I, 40).

64. Ар-Рибат — стоянка в 4 фарсахах от Джируфта.

65. Нахр Сулайман — у ал-Мукаддаси (467) — Джуви Сулайман — небольшой многолюдный городок с обширным рустаком, мечетью и цитаделью в центре. Этот же автор при описании пути из Кусдара в Джируфт (486) называет и Нахр Сулайман, который, судя по предложенному им маршруту (Нахр Сулайман — Дархафен (Дахкан, см. ниже) — Джируфт), находился в 10 фарсахах от Джируфта. По маршруту Ибн Хордадбеха, от Нахр Сулаймана через Бамм в Джируфт — 40 фарсахов (см. также: Ле Стрендж, 318).

66. Ад-Дахкан — у ал-Йа'куби (VII, 286) называется в числе городов Кирмана — между Джируфтом и Фахраджем. Ал-Мукаддаси (467) упоминает Дархафан — городок в песках поблизости от моря с садами и финиковыми рощами, с мечетью в центре. Тожествен с Дарпаханом (Маркварт. Ираншахр, J82).

67. Мукран (Meкран)—название его сохранилось в современной иранской области Мекран. В средние века охватывал всю территорию Белуджистана и причислялся к областям Синда (о нем см: Йакут, IV, 612—614; ИА, VII, 650—651; Ле Стрендж, 329—333; Бартольд, VII, 150—151).

§ 35. Путь от ал-Фахраджа до ас-Синда

68. Ат-Табаран (ат-Тайаран) — здесь пограничный с Кирманом город Мукрана.

69. Басураджaн, по тексту, — главный город области ал-Харун в Мукране; по остальным источникам, им являлся Расак (Раек), упомянутый Ибн Хордадбехом на с. 57.

70. Ал-Харун — в «Худуде» (123) — Джурудж, в других источниках (Мукаддаси, 476; Йакут, II, 733 и др.) — ал-Харудж. Маркварт (Ираншахр, 177) предпочитает прочтение Харуз.

71. Карйа Йахйи ибн Амра — селение в Мукране восточнее ал-Фахраджа. О пути из Кусдара в Зарандж см.: Томашек, I, 54/I98.

72. Хазар — в рукописях разночтения (Хадан; ср.: Томашек, I, 54/198); здесь селение в Мукране на пути из Фахраджа в Кусдар (см. ниже).

73. Мадр (в ред. Б (57) — Мудун; у Томашека (1. 54/198) — Ма'адан) — стоянка в Мукране на пути в Кусдар. Йакут (IV, 449), упоминая о населен-' ном пункте с таким названием, не уточняет его местонахождение.

74. Мусара, Дарак Бамуйа (в ред. Б (57) — Дарак Мамуна; ср.: Томашек, I, 54/198), Т у джин (в ред. Б (57) — Кир; у Томашека (I, 54/198) — Гир) — селения в провинции Мукран на пути в Кусдар.

75. См. прим. 74.

77. Здесь имеются в виду места, где обитают белуджи (ал-балус).

78. Джабал. ал-Малих (букв. «гора соли», по-перс. Кухи нимек (Томашек, I, 54/198) — стоянка на пути в Кусдар в Мукране.

79. Ан-Нахл (букв. «пальмы») — стоянка на пути в Кусдар, расположенная; судя по тексту, в пальмовой роще. У Томашека (I, 54/198), по ред. Б (57), — Махал. Йакут (IV, 768) приводит ряд местностей с идентичным названием в Аравии, Египте и др.

80. Каламан (Килман), Сарай Халаф (Халиф) — стоянки близ Фанназбура.

81. См. прим. 79.

82. Фанназбур (Баннаджбур, Канназбур, Каннаджбур, Панджпур) — главный город Мукрана с укрепленной крепостью, вокруг которой был вырыт ров, и двумя воротами — Баб Туран и Баб ат-Тиз (Мукаддаси, 478 и др). Тожествен с Панджпуром в индийском Белуджистане (ср.: Худуд, 373; Ле-Стрендж, 329). Томашек (I, 54/198), имеющий под рукой только первое издание (ред. Б) Ибн Хордадбеха, приводит ошибочный вариант из этой редакции — Пероз-шах.

83. Хайс (в ред. Б (57) — ал-Хафсар.: ср.: Томашек, I, 54/198)— стоянка в пустыне между Фанназбуром и Кусдаром.

84. Кандабил — большой город, относящийся в средние века к области Туран (так называлась северо-восточная часть Белуджистана) в Синде-(Худуд, 123; Истахри, 171, 176; Мукаддаси, 486; Йакут, IV, 183). Тождествен с совр. Гандавой (ИА, VI, 152).

85. Сарай Даран (в ред. Б (57)—Сарай Дара; ср.: Томашек, (I, 54/198; т. е. «дворец Дары»), ал-Джиса (в ред. Б. (57) — ал-Хусайба, так же у Томашека, I, 54/198) — стоянка на пути в Кусдар.

86. См. прим. 84.

87. Кусдар (Куздар) — тожествен с Хуздаром, городом индийского Белуджистана. В период арабского завоевания причислялся к Синду и считался главным городом области Туран (Мукаддаси, 486; Йакут, IV, 105; см. также: Ле Стрендж, 331—332; Бартольд, VII, 92).

88. Ал-Джур — стоянка, расположенная в 40 фарсахах от Кусдара. Ибн Хордадбех, обычно подробно фиксирующий почти каждую стоянку караванных путей, на данном отрезке (от Кусдара до ал-Мансуры), равном 188 фарсахам (40+40+28+80), приводит названия всего трех, видимо, самых крупных стоянок — ал-Джура, Асрушана и селения Сулаймана ибн Сумаи'и, которое являлось сборочным пунктом для хорасанцев, направляющихся в Синд и Хинд. Это могло быть связано не только с кочевым образом жизни населяющих указанные места племен (белуджей и др.), но и с разбоями горцев, действия которых «затрудняли торговые сношения между этими странами» (Бартольд, VII, 95).

89. См. прим. 88.

90. См. прим. 88.

91. Упоминаемый в источниках народ аз-Зутт, обитающий в Мукране, считался хранителем дороги протяженностью более 2000 км (358 фарсахов). Это племя из Синда персы называли «джаттан» (Хорезми. Мафатих, 123). В. Бартольд (VII, 150) предполагал их индийское происхождение (ср. также: Ле Стрендж, 331).

92. Ал-Мултан — в настоящее время город в Индии, причисляемый арабскими географами (Мукаддаси, 480 и др) к Синду. Буддийский храм Мултана, где было обнаружено (ср. также: Балазури, 440) много золота, описан Ибн Русте (135 — 137), ал-Мукаддаси (483 — 484) и др.

93. В нашем тексте — ошибка, на что указывал еще де Гуе (пер., 38, примеч. I): вместо Мухаммада ибн Касима, правителя Кирмана, который в 708 г. двинулся в Синд, сломил сопротивление защитников Мултана и присоединил область к халифату (см. о завоевании Мултана: Балазури, 438—439; Беляев. Арабы, 191), ошибочно дано имя Мухаммада ибн Йусуфа — брата Хаджаджа, бывшего в то время наместником Йемена (отметим, что в ред. Б нашего автора (57) указано правильное имя наместника Синда: «Мухаммад ибн ал-Касим—наместник Хаджаджа ибн Йусуфа»).

94. Ал-Бахар по В. Хинцу (18), под приведенным Ибн Хордадбехом весом бахара «подразумевается, вероятно, багдадский манн в 260 дирхемов, что дало бы для бахара 270563 кг». Из этого расчета, в храме Мултана золото было обнаружено на 10822,52 кг. О бахаре (бихаре) см. также: ИА, II, 221, где упоминается вес современного бахара в разных городах Индии — от 100 до 400 кг.

95. Перевод де Гуе слова «ас-сагр» в значении «граница» (frontiere), «судя по контексту, для данного случая неверен: должно быть «ущелье» или «щель».

§ 36. Страна ас-Синд

(Пределы ас-Синда: с юга — море Фарс (совр. Аравийское море), с запада — Кирман, пустыня Сиджистан и провинция Сиджистан, с севера — страна ал-Хинд, с востока — пустыня между Мекраном и ал-Куфсом (совр. пустыня Тар); см.: Истахри, 170).

96. Кикан — пограничная область в Синде, завоеванная арабами при халифе Али (в 658 — 659 гг.) полководцем ал-Харисом б. Муррой (Йакут, IV, 217).

97. Банна — город близ Кабула (Йакут, I, 747); вполне вероятна его тожественность с совр. Банну на северо-востоке Пакистана.

98. Ал-Майд — в рукописях разночтения; ал-Манд, ал-Мейде; у Йакута (IV, 614) в статье «Мукран» среди его городов названы Байд и Каср Файд. Ибн Хордадбех (62) упоминает об ал-Майде — местности в 2 фарсахах от Утакина (находился в 4 днях пути от устья р. Инд).

99. Ал-Кандахар (у Йакута (IV, 183)—Кандухар) — здесь область Гандхара на р. Инд (около устья р. Кабул) (о ней см.: ИА, VI, 152; Ле Стрендж, 347; Бартольд, VII, 91).

100. Ал-Букан (в ред. Б (58) и у Балазури (434) — ан-Нукан); Йакут (I, 761—762), приводивший оба варианта этого названия, считает Букан округом Сиджистана (у нашего автора в числе местностей в Сиджистане не встречается) с мусульманским населением. По его словам, Имран ибн Муса ал-Бармаки, упомянутый нашим автором в этом отрывке, построил в Букане при халифе ал-Му'тасиме город под названием ал-Байда.

101. Армабил — большой город Мукрана на краю пустыни — в полфарсахе от моря (Худуд, 123; Мукаддаси, 476 и др.). Предполагается тожественность руин Лус Бела с Армабилем (Ле Стрендж, 330, примеч. 3).

102. Ад-Дайбул — большой портовый город на западном берегу р. Михран (Истахри, 775) у Индийского океана, окруженный примерно стами селениями (Мукаддаси, 479: Йакут, II, 638 и др.) Упоминался до половины XVII в. В. Бартольд (VII, 93) идентифицировал его с Лари Бендером, расположенным к западу от устья р. Инд. По Ле Стренджу (331, примеч. 1), находился в 20 милях к юго-западу от Татты и в 45 милях юго-восточнее Карачи (ср. также: Худуд, 372, примеч. 4). В «Энциклопедии Ислама» (ИА, III, 567) на основе разысканий Хейга с Дайбулом отождествляются развалины Какар-Букера.

103. Канбала (Канбали) — прибрежный город Мукрана на краю пустыни (Худуд, 123; в рук. — Ф-ники, издатель подразумевает Канбали; см. также: Истахри, 178; Мукаддаси, 476 и др). Высказывается вероятность тожественности руин Хайрокота с этим городом (Ле Стрендж, 330, примеч. 3).

104. Канбайа — прибрежный город, причисляемый «к области Вайхинд, которую персы называют ал-Хинд» (Мукаддаси, 477). В «Худуде» (88) относится к городам Хинда, где жили мусульмане и индусы; обувь, вывозимая оттуда в другие страны, была известна своим изяществом (Худуд, 88; Мукаддаси, 482 и др.). Город тожествен с современным гордом Камбеем, находящимся южнее Ахмадабада (Худуд, 245, примеч. 14).

105. Сухбан (Сахбан) — город в Синде (ср.: Балазури, 438), тожественный совр. Сехвану, расположенному севернее Хайдарабада в Пакистане-(Худуд, 372).

106. Садусан — город на берегу р. Инд (Михран; Худуд, 122; Балазури, 438; Мукаддаси, 477 и др.).

107. Расак — в «Худуде» (123) — Раск, у ал-Балазури (439) — Расал — один из известных городов Мукрана (Йакут, II, 733). По мнению В. Минорского, средневековый Расак (Раск), видимо, находился севернее современного города, на месте города Сербаз, расположенного на одноименной реке недалеко от ирано-пакистанской границы (Худуд, 373, примеч. 8; Ле Стрендж,-330).

108. Ар-Рур — горный город близ Мултанз, на берегу р. Михран (Истахри, 175); считающийся древней столицей Синда и защищенный двойными-стенами (Худуд, 89; Балазури, 439; Йакут, II, 833). Развалины Рура сохранились близ города Рохри (на берегу Инда) в Пакистане (Худуд, 246, примеч. 30).

109. Савандра — в рукописях разночтения: город и округ Синда, население которого было мусульманами (Балазури, 439); вероятна ее идентичность с городом Субара, названным Мукаддаси (477) в числе городов Синда. По ал-Истахри (179) и ал-Мукаддаси (486), от Канбайи до Субары — «города в 1 фарсахе (по Истахри, — полфарсаха) от моря» — 4 перехода. Локализуется в районе совр. Бомбея — Тане (Худуд, 245, примеч. 14).

110. Сандан (Синдач) — портовый город в области Вайхинд (ал-Хинд;. Мукаддаси, 477). Ал-Мас'уди (I, 330) среди городов Хинда называет и Синдан, который по маршрутным расстояниям географов, находился в 5 фарсахах от Субары. Локализуется южнее Дамана (город севернее Бомбея в Индии), в бомбейском районе Тана (Худуд, 245, примеч. 14; по определению В. Минорского, Синдан — это Санджам на португальских картах).

111. Ал-Мандал — местоположение этого города, причисляемого нашим автором к Синду, судя по исследованиям (см. о нем: Худуд, 240, примеч. 3), более чем сомнительно. В «Худуде» эта местность, известная алоэ ал-мандали, относится к Камаруну (Ассаму). Йакут (IV, 660) причисляет его к Хинду. Вероятнее всего, город находился в Ассаме — районе нижнего течения Ганга.

112. Ал-Байламан — место, известное по источникам своими мечами: ал-байламаниййа (Йакут, I, 799). Ал-Балазури (440) упоминает о завоевании ал-Байламана в главе «О завоевании Синда». Йакут, причисляющий ал-Байламан «к ал-Хинду или ас-Синду», сообщает и об одноименной Йеменской области (среди многочисленных михлафов Йемена, приводимых нашим автором, такое название отсутствует) (см. также: ИА, II, 587).

113. Сурашт (у Балазури — Сураст), ал-Кирадж, Мармад, Кали (у Балазури — Фали; у Йа'куби — ал-Малийа), Дахнадж, Барвас — эти города и местности, причисляемые нашим автором к Синду, упоминаются ал-Балазури (440, 446) и ал-Йа'куби (Т, II, 380) в числе завоеванных арабами городов.

114.См. прим. 113

115. См. прим. 113

116. См. прим. 113

117. См. прим. 113

118. См. прим. 113

119. Сдача на откуп налогов отдельных округов применялась при опустении государственной казны. При этом лицо, принявшее на себя откупную сумму, взамен брало налоги данного места. Откупщиками, которые являлись и финансовыми управителями взятой на откуп местности, могли быть везиры, наместники отдельных областей ( в данном отрывке в Синде) и др. Власти контролировали действия откупщика и следили за вмененным ему в обязанность соблюдением издержек, «так как по обычаю он должен был заботиться об исправности каналов и мостов во взятом им на откуп округе, о посевах и общественной безопасности» (Мец, 114).

§ 37. Области пехлевийцев (ал-Бахлаеиййун)

120. Так, судя по Ибн ал-Факиху (V, 209). называли горную страну, к которой он причислял Хамадан, Масабазан, Михриджанказак, Кумм, Мах ал-Басру, Мах ал-Куфу, Кармасин, ар-Рей, Исбахан, Кумис, Табаристан, Джурджан, Сиджистан, Кирман, Казвин, ад-Дейлем, ал-Бабр, ат-Тайласан.

121. Казвин был завоеван арабами в 24 (614) г. Халиф Муса ал-Хади (785—786) приказал построить рядом со старым городом новый, ставший известным как город Мусы. Mayля ал-Ма'муна (813-833) ал-Мубарак ат-Турки построил там крепость, называемую ал-Мубарикийа (Йакут, IV, 8889; ИА, VI, 527 — 528).

122. Ал-Бабр — название этого места встречается обычно вместе с ат-Тайласаном (см. ниже). Так же, как и наш автор, называет их еще и Дейлем Ибн ал-Факих (V, 209, 282, 392; ср. сведение Ибн Хордадбеха об ал-Бабре и ат-Тайласане в составе ал-Джарби, с. 119). Согласно В. Минорскому (Худуд, 391) ал-Бабром можно считать горную местность западнее Талыша между Ардабилем и Занджаном, называемую Таромом (ат-Тармом) и Халхалом. Этот же автор, ссылаясь на ал-Бируни, упомянувшего между ат-Тармом и Занджаном местность ал-Х-о, считает более правдоподобным вместо ал-Бабр или ал-Х-р прочтение ал-Хир, аргументируя это тем, что предводитель местности в Халхале называется Херов.

123. Ат-Тайласан, судя по ал-Асма'и, на которого ссылается Йакут (III, 571) — арабизированная форма персидского Талышан. Согласно автору эта область была завоевана ал-Валидом б. Укба в 35 (655—656) г. Имя области сохранилось в названии Талышских гор в Азербайджанской ССР и обитающих здесь талышей (ИА, XI, 696—697; Худуд. 391).

124. Кудама (250) приводит сумму хараджа Казвина вместе с Занджаном и Абхаром в размере 1 828 000 дирхемов. Ал-Йакуби (VII, 271) называет для Казвина с Занджаком (без Абхара) сумму 1 500 000 дирхемов. У нашего автора только для Казвина приводится сумма в 1 200 000 дирхемов. Снижение доходов, судя по Кудаме (249), было результатом слабого контроля и отказа наместников от уплаты налогов.

S 38 а. Путь от ал-AxGaw до Исбахана

125. Ибн Хордадбех, назвав в заглавии путь от ал-Ахваза до Исбахана, начинает его описание от Изаджа, не коснувшись пунктов, находившихся между ал-Ахвазом и Изаджем. Кудама (197) в своем описании этого пути между ал-Ахвазом (Сук ал-Ахвазом) и Изаджем помещает Аскарамукрам — в 8 фарсахах от Сук ал-Ахваза, ал-Майанидж — в 7 фарсахах от Аскарамукрама и в 3 фарсахах от Изаджа. Итого от Сук ал-Ахваза до Изаджа, по Кудаме, 18 фарсахов (8+7+3) пути. Согласно Ибн Русте (188) от Аскарамукрама до Сук ал-Ахваза (как по р. Карун, так и по суше) —8 фарсахов, а до Изаджа — 22, итого 30 фарсахов. Отметим, что подсчет, произведенный на основе сведений Кудамы о пути от ал-Ахваза до Исбахана выявляет путь длиной 75 фарсахов (в рукописи его сочинения — 85 фарсахов; здесь, видимо, ошибка переписчика). По сведениям нашего автора, от Изаджа до Исбахана в общей сложности 45 фарсахов. Сравнение идентичных сведений Кудамы и Ибн Русте (см. также Истахри и др.) выявляет ошибку в сообщении Кудамы о 18 фарсахах пути между Ахвазом и Изаджем. Судя по сведениям источников, расстояние от Ахваза до Изаджа, не зафиксированное нашим автором, равняется 30 фарсахам.

126. Джавардан — прочтение сомнительное; Кудама (197), видимо, располагавший другим маршрутом, в 4 фарсахах от Изаджа называет Барбабил (Барбабик? — в рук. без диакритики).

127. Рустаджирд — у Кудамы (197) — Рустакирд — замок, построенный в горном проходе. Кудама, в отличие от нашего автора, описывает более длинный маршрут от Изаджа до Рустаджирда, равный 11 фарсахам (4+7).

128. Салидаст — прочтение сомнительное; Кудама (197) в 5 фарсахах от Рустаджирда называет Шалил.

129. Бувайн — прочтение сомнительное; Кудама (197) на этом пути » 9 фарсахах от Шалила помещает Хуристан.

130. Суджар — прочтение сомнительное; Кудама (197) на этом пути после Хуристана, в 4 фарсахах от него и в 28 фарсахах от Исбахана, называет Арбахишт-абаз.

131. Ар-Рибат — по своему местоположению совпадает с названным Кудамой (197) на этом пути Бабаканом (у Мукаддаси (458) — Баркан; ср.: Томашек, I, 27/17I—28/172—Рибаг Барган, а также де Гуе, пер., 39). Кудама же между Арбахишт-абазом и Бабаканом упоминает еще Кариркан, находящийся в 7 фарсахах от второго. По всей видимости, у Кудамы в пределах от Рустаджирда де названного Рибата описан другой путь в Исбахан.

132. Хан ал-Абрар — у Кудамы (197) просто «Хан», расположенный,. как и у нашего автора, в 7 фарсахах от Исбахана; у ал-Мукаддаси (458) в 1 переходе от Баркана называется Халинджан (или ал-Хан — Хан Линджан), идентифицируемый Томашеком (I, 28/I71) с совр. Ленгом (или Хуленганом).

§ 386. Путь от Фарса до Исбахана

133. Под Фарсом здесь, судя по тексту, следует понимать пределы провинции Фарс со стороны Арраджана.

134. Курад (ср. примеч. к § 25, 7) — городок севернее Каллара (Кулара) — на одном из рукавов р. Кур в Фарсе (ср.: Истахри, 103; Мукаддаси, 458).

135. Таджаб — у Мукаддаси (458) — аз-Заб — стоянка между Курадом и Сумарамом (см. ниже) на пути в Исбахан.

136. Сумарам — у Мукаддаси (458) — Сумайрам — идентифицируется с совр. Самирумом (Томашек, I, 28/172) — городом на пути в Исбахан. Ал-Мукаддаси между ним и Таджабом (аз-Забом) называет селение Джафарабад.

137. Сийах (в ред. Б (58) — Шибах (Шабах); Томашек, I, 28/172 читает как Шабах) — селение на пути в Исбахан.

138. Ал-Бурджан (в ред. Б. (58) — Мурдах; Томашек, I, 28/177 читает его как Мурдах или Мурджан), судя по тексту, находился в 20 фарсахах от Исбахана. Ибн Хордадбех (44) местность с идентичным названием причисляет еще к Ардашир-Хурре. Йакут (I, 548) упоминает селение и округ Исбахана с названием ал-Бурдж, который можно идентифицировать с названной местностью.

139. Кибали — прочтение сомнительное; стоянка в 14 фарсахах от Исбахана.

§ 38 в. Путь от Исбахана до ар-Рейа-

140. Ал-Йахудийа — один из древних кварталов Исфахана, населенный евреями еще со времен Сасанидов (Йакут, IV, 1045; Бартольд, IV, 170). В источниках идентифицируется с названием Исфахана (напр.: Мукаддаси, 388). Ибн Русте (190) для этого маршрута на месте ал-Йахудийи называет ал-Балад (букв. «город»), имея, видимо, в виду ал-Йахудийу, главный город (касаба) Исфахана. Отметим также, что некоторые из стоянок (Бурхувар, Баз) были названы Ибн Хордадбехом (20) в числе рустаков Исбахана.

141. Рибат Вазз — стоянка в 10 фарсахах от Исбахана (ср.: Ибн Русте, 196).

142. Анбариз — у Ибн Русте (190) — ат-Т-р.к, который по своему местоположению совпадает с Анбаризом нашего автора, — стоянка в 15 фарсахах от Исбахана.

143. Ад'афа — у Ибн Русте (190) — Асфаха — стоянка севернее Исбахана на пути в Рей. Ибн Русте (там же) со ссылкой на Абдаллаха б. Ахмада б. ал-Хариса в 7 фарсахах от ат-Т-р-к (Анбариза) упоминает Хайр (Хир).

144. Ад-Дафар — в ред. Б (59) — ад-Дамар, у Ибн Русте (190) — ад-Дуккан, который по местоположению совпадает с ад-Дафаром нашего автора.

145. Абруз — селение Исбахана между ним и Кумом (ср.: Ибн Русте, 190).

146. Xавадир —в ред. Б (59) — Хавас; там вместо 9 фарсахов, отделяющих Хавадир от ал-Макта'ы (см. ниже), — 5. Ибн Русте (190) на данном отрезке пути между Абрузом и ал-Макта'ой называет две стоянки: Нушабаз — в 2 фарсахах от Абруза, а затем Разабан — в 5 фарсахах от ал-Макта'ы и Нушабаза; согласно другому маршруту этого пути, также приведенному им, после Абруза в 2 фарсахах от него упоминается Анушабаз, затем в 6 фарсахах — Разабан, в 5 фарсахах — Сариджа (Саранча) и наконец в 7 — Карие.

147. Ал-Макта'а — стоянка между Исбаханом и Кумом (ср.: Ибн Русте,. 190).

148. Карис — селение близ Кума (по Ибн Русте (191), — в 8 фарсахах), Судя по данному маршруту, из Исбахана в Рей добирались через Карис, минуя Кум.

149. Ад-Дайр (букв. «монастырь) — у Ибн Русте (191) — Дайр Каджик (Дайр Кахин); согласно этому автору от Карива до Дайр Каджина — 9 фарсахов. Им же в другом маршруте этого пути (190) после Кариса в 5 фарсахах от него называется Дизах (см. ниже).

150. Дизах — название двух «больших, как город, селений ар-Рейа» (Йакут, II, 572), именуемых Дизах Касран и Дизах Барамин (см. также:: Ибн Русте, 190, 191).

§ 39 а. Путь от Багдада до Басры

151. Хумайд ибн Са'ид — поэт (о нем см.: Ибн Халликан, 348).

152. Дайр ал-Акул — древний город на берегу р. Тигр в 15 фарсахах от Багдада (Ибн Русте, 185; Йакут, II, 676); являлся центром области Среднего ан-Нахравана (Йа'куби, VII, 321). Тожествен с городищем ад-Дайр в Ираке (ИА, III, 574—575; Ле Стрендж, 35—37).

153. Джаббул — древний благоустроенный город в Ираке (Йа'куби,. VII, 321; Мукаддаси, 122), упоминаемый между ан-Ну'манийей и Васитом (Йакут, II, 23). Уже во времена Йакута превратился в большое село. Остатки его развалин впоследствии были смыты водами Тигра (ИА, III, 35; Ле Стрендж, 38).

154. Фаму ас-Силх (букв. «устье ас-Силха») — ас-Силхом называли область выше Васита — в 7 фарсахах от него, где рукав Тигра носил название Фаму ас-Снлх (Йакут, III, 413). Так же назывался город с рынками и. соборной мечетью на восточном, берегу Тигра, причисляемый к области Васит (Ибн Русте, 187; Мукаддаси, 114). Согласно ал-Йа'куби (VII, 322) там находились поселения (маназил) aл-Хасана б. Сахла, которого посетил в его замке халиф ал-Ма'мун, женившийся впоследстзии на его дочери Буран. Йакут, будучи в этих местах, остатков замка не обнаружил.

155. Нахрабан — у Ибн Русте (184) — Нахрабин — местность, примыкающая к Васиту, где, по словам ал-Йа'куби (VII, 322), изготавливали подстилки (фуруш) (см. также: Ле Стрендж, 40).

156. Ал-Фарус — большое село с рынком на берегу Тигра между Вася-том и ал-Маназиром (см.: Йакут, III, 840); у Ибн Русте (184) на этом отрезке пути после Нахрабина (Нахрабана) называется ас-Синиийа, откуда следовали в ал-Хаванит (см. ниже).

157. Дайр ал-Уммал — село (монастырь) на берегу Тигра между Васитом и ал-Хаванитом.

158. Ал-Хаванит (букв. «трактиры, лавки») — село с таможней, где взимали пошлину с пересекающих реку (Ибн Русте, 184—185); см. также: Ле Стрендж, 41.

159. Ал-Катр — село в 10 фарсахах от Басры (Кудама, 194), у которого в то время Тигр разветвлялся на три рукава и начинались болота (ал-батa'ux). После Васита все названные на пути в Басру селения, включая ал-Катр, находились на восточном берегу Тигра (Ибн Русте, 184); см. также: Ле Стрендж, 40, 42.

160. Ал-Бата'их (букв. «болота») — название, данное арабами обширной территории между Васитом и Басрой, где согласно источникам в прошлом было много благоустроенных сел (Йакут, I, 668; ИА, II, 334—339).

161. Абу-л-Асад — протока, по которой добирались до Басры (Ибн Русте, 185); приблизительно соответствует последнему колену настоящего течения р. Тигр.

162. Ал-Диджла ал-Аура (букв. «слепой Тигр») — так назывались реки, засоренные илом (Йакут, III, 745); здесь имеется в виду одна из проток, по которой добирались до Басры.

163. Ма'кил — протока, вырытая при халифе Умаре Ма'килом ибн Йасаром в 4 фарсахах от Басры (Ле Стрендж, 46). Название этого канала сохранилось в наименовании городка ал-Ма'акил близ Басры.

164. Файд ал-Басра, т. е. протока Басры. Следует заметить, что в тот период Тигр, в отличие от своего-древнего и теперешнего русла, протекал по-иному: он сворачивал около Мадарайи (восточнее совр. ал Кута) на запад, доходил до Фаму ас-Силха, а оттуда мимо Васита (развалины которого находятся намного западнее современного русла Тигра) тек в сторону болот, где встречался с Евфратом; затем вместе с ним около ал-Курны соединялся с оставшейся в своем древнем русле нижней частью Тигра, называемой Ди-джла ал-Аура'. Здесь по упомянутым Ибн Хордадбехом протокам добирались до Басры, откуда река через Абадан впадала в Басрийский залив (об этом см.: Кудама, 240—241).

§ 39 б. Почтовая дорога от Сурры ман pa'bi до Васита

165. Укбара — город в округе Дуджайл между Багдадом и Самаррой. Йакут (III, 705) со ссылкой на Хамзу ал-Исфахани сообщает, что Укбара — ассирийское название этого места, персидское — Бузурдж Сабур (арабизированная форма от Бузурк Шафур; Ле Стрендж, 50).

166. Джавали (мн. ч. от джалийа; букв. «сообщество или колония иноземцев в чужом городе») — так же назывался налог, равнозначный джизье и взимаемый с сообщества иноземцев; садака — это вид налога, взимаемый со скота, урожая или с имущества, когда они достигали определенного количества. По преданию, Мухаммад составил свод правил о взимании садака, по одному из которых его делили (Абу Йусуф, 66; Надирадзе. Хрестоматия, 53 — 57, 66).

§ 39 в. Путь по побережью от ал-Басры до Омана

167. Ал-Хадуса — село за Абаданом на побережье Персидского залила (ср.: Кудама, 193).

168. Арфаджа — стоянка с двумя пресными прудами на пути в Оман, упоминаемая также Кудамой (193), ал-Мукаддаси (253) и др. Йакут (III, 647) считает ее известной и называет еш.е несколько одноименных мест, где доставали зоду племена бани умайла, тай, бани кушайр и др.

169. Аз-Забука — город за Арфаджей, известный происшедшим в нем «верблюжьим сражением» (Йакут, II, 905; ср.: Кудама, 193).

170. Ал-Микарра — село на расстоянии 2 ночи от Басры (Йакут, IV,-606; ср.: Кудама, 193).

171. Аса, судя по тексту, находился на побережье Персидского заливапо пути в Оман (ср.: Кудама, 193). Упоминаемое Йакутом (III, 693) одноименное место по своему положению (между Хитом и Рахбой в Ираке) с ним не совпадает.

172. Ал-Mу'appac — здесь прибрежная стоянка на пути в Оман (ср. Кудама, 193). У Йакута (IV, 573) — одноименная местность с мечетью; локализуется в 6 милях от ал-Медины, где перед завоеванием останавливался Мухаммад.

173. Хулайджа — стоянка на берегу Персидского залива (ср.: Кудама, 193).

174. Xассан-здесь стоянка севернее а.т-Укайра (см. ниже). Йакут (II, 266) упоминает одноименное село между Дайр ал-Акулом и Васитом в-Ираке, называемое также Карйа умму Хассаном.

175. Ал-Кура — ряд сел? У Кудамы (193) на идентичном отрезке пути — ал-Курнатайн. Стоянка с таким названием упоминается Ибн Хордадбехом (127) 'на пути из Багдада в Мекку.

176. Мусайлиха — стоянка у Персидского залива, у Кудамы (193) — Маслаха.

177. Хамад — село с водопоем (ср.: Кудама, 193). Йакут (II, 339) упоминает о нем вместе с Гурайком на пути из Басры в Бахрайн.

178; Хаджар — ал-Мукаддаси (71) идентифицирует его с Бахрайном, называя ал-Ахса' главным городом этой области. Йакут (IV, 953) считает его главным городом средневекового Бахрайна (ср.: Кудама, 193; Ибн ал-Факих, V, 30). По тексту, наш автор под Хаджаром подразумевает область.

179. Ал-Укайр — село на берегу моря недалеко от Хаджара (Кудама, 198; Йакут, III, 699). Тожествен с одноименным современным городком Окайром.

180. Катар — имеется в виду село в Бахрайне между Укайром и Оманом,. известное своими платьями ал-катарийа (Йакут, IV, 135).

181. Ас-Сабаха — село в Бахрачне (ср.: Кудама, 193; Йакут, III, 30).

182. Сухар — главный прибрежный город средневекового Омана, завоеванный арабами в 12 (633—634) г. мирным путем (Мукаддаси, 92—93; Йакут, III, 369 и. до.: см. также: ИА, XI, 2—5). Тожествен с совр. ас-Сохаром.

183. Даба — древний город, известный в средние века своим рынком. Силой завоеван арабами в 11 (632—633) г. (Йакут, II, 543; см. также: Мукаддаси, 71 и др). Тожествен с совр. Дибаем.

§ 40. Расстояние до ал-Машрика по морю

184. Ал-Хашабат — так назывались поставленные в море, столбы-маяки, на которых по ночам горел светильник для того, «чтобы владельцы судов могли ориентироваться по ним» (Хорезми. Мафатих, 124).

185. Имеется в виду Персидский залив.

186. См. более подробно у Ибн ал-Факиха (V, 11); по его сведениям, эти две горы относятся к горам Омана и находятся на аравийском побережье Ормузского пролива.

187. Имется в виду Хаджар — главный город Бахрайна; о нем см. примеч. к § 33. 28.

188. Ср.: Табари, III, 1437.

189. Ад-Дурдур — место на побережье Омана — пролив между двумя торами, по которому следовали небольшие суда; китайские корабли (видимо, из-за размеров.— Н. В.) пройти через него не могли (Ибн ал-Факих, V, 11; Йакут, II, 566); по своему местоположению соответствует, скорей всего, Ормузскому проливу.

190. Аш-Шихр — прибрежная область и город между Аданом и Оманом. Согласно Йакуту (III, 263) там было несколько городов, к которым относилось это название (см. также: ИА, XI, 529 — 530); в настоящее время город с идентичным названием в южной Аравии.

191. Адан (Аден) — прибрежный город в южной Аравии, известный в средние века как торговый путь, куда стекались торговцы из Индии и других стран (НА, I, 135— 137).

192. Амбра (ал-анбар) — воскообразное вещество с приятным запахом, образуемое в кишечнике кашалота и находимое в воде у берегов Индийского и Тихого океанов (см.: Бируни. Фармакогнозия, 651).

193. Аз-Зиндж (зинджи, занджи) — так называлось в арабской литературе коренное население восточной Африки, которое в IX — Х вв. имело свое государство и своего царя (Африка, I, 362).

194. Джудда — в настоящее время Джидда — портовый город Мекки (о средневековом городе см.: Йакут, II, 41; ИА, III, 159—161).

195. Ал-Кулзум — портовый город на африканском берегу Красного моря у устья канала, проведенного еще до нашей эры от него до р. Нил (Йакут, IV, 159). Название города сохранилось в арабском названии Красного моря (Бахр ал-Кулзум), а также развалин Кум ал-Кулзум, находящихся к северу от Суэца (ИА, 979—981).

196. Большое Восточное море (ал-бахр аш-шарки ал-кабир) — имеется в виду Индийский океан; часть Большого Восточного моря, упоминаемая в нашем источнике,— это Аравийское море.

197. Идентичные сведения о таких видах морских животных имеются и у других арабских географов (см.: Бируни. Асар, 97).