ПЛАН ЦАРЬГРАДА.
Царьград (***), Regia urbs, urbium Regina) или Константинь град (Константинополь, ***, Constantinopolis), как известно, лежит на полуострове, омываемом Пропонтидою (Белым или Мраморным морем), Воспором и Золотым рогом. “Царьград стоит на три угла,— говорит один из наших паломников: две стены от моря, а третья от западу приступа деля ратных.В первом угле от Белаго моря создан Студийский монастырь; во втором угле создан св. Юрия монастырь, зовемый Монган: а сей бяше первое градец мал, зовемый Византия, напротив Скутаря; в третьем угле стоит церковь Влахерна” (Сахар. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VIII. стр. 62). Город расположен на седьми холмах, от чего получил и название Седьмихолмнаго (***, septicollis). Говоря о местоположении Царьграда, другой наш паломник замечает, что в нем “от Софии рядом пошел холм, яко гребень, и тот гребень перещепывается долинами; а так стоят на том гребне семь холмов”. И в другом месте: “седмь холмов видится от Галатской земли, или страны, а не от Белаго моря; а от Белаго моря кажется ровно, токмо в одном месте кабы разделилася единою низиною” (Там же, стр. 193.194). Константин Великий, решившись сделать Царьград столицею Восточной Римской империи, украсил его ипподромом, оградил со всех сторон стенами и повелел называть его Вторым или Новым Римом (***). Подобно древнему Риму, весь город он разделил на XIV частей, которыя назывались *** (= regiones), или ***. При преемниках Константиновых Цареградския стены были несколько раз возобновляемы и распространяемы, а в стенах были устрояемы в разныя времена ворота.
На прилагаемом плане Царьграда, показаны холмы, части, ворота и некоторыя из замечательных зданий и местностей города *).
ВОРОТА.
Со стороны Золотаго рога.
По древнему названию: | По новому названию: | ||
1 | Евгениевы | Яли-киоски-капуси. | |
2 | Брасныя | Багче-капуси. | |
3 | Рыбныя | Балук-базар-капуси. | |
4 | Осужденных. | Зиндан-капуси. | |
5 | Дровяныя | Одув-капуси. | |
6 | Источника | Аиясма-капуси. | |
7 | Хлебныя | Ун-кавуси. | |
8 | Стекольныя | Чубали-капуси. | |
9 | Святой | Аия-капуси. | |
10 | Новыя | Ени-капуси. | |
11 | Петрийския | Петри-капуси. | |
12 | Фанарския | Фенер-капуси. | |
13 | Дворцовыя или Царския | Балата-капуси. | |
14 | Зверинския | н. заложены. | |
15 | Влахернския | Ейван-серай-капуси. |
*) Холмы означены прописными буквами, части города — Римскими цыфрами, ворота—
Арабскими, здания и местности — курсивными буквами.
Со стороны материка. | ||||||||
16 | Влахернския древния | п. заложены. | ||||||
17 | Озерныя | н. заложены. | ||||||
18 | Харсийския или Калигарийския. | Егри-капуси. | ||||||
19 | Каллиникова калитка | н. заложена. | ||||||
20 | Безплотных | н. заложены. | ||||||
21 | Мириандровы и Полиандровы или Адрианопольския | Едрене-капуси. | ||||||
22 | Пемптийския | н. заложены. | ||||||
23 | Св. Романа | Топ-капуси. | ||||||
24 | Меландийския | Мевлахане-капуси. | ||||||
25 | Пигийския или Силиврийския | Силиври-капуси. | ||||||
Со стороны Пропонтиды. | ||||||||
26 | Золотыя | Геди-куле-капуси. | ||||||
27 | Яблочныя | Нарли-капуси. | ||||||
28 | Псомафийския | Самафиа-капуси. | ||||||
29 | Св. Емилиана | Дауд-паша-капуси. | ||||||
30 | Вланка или новыя | Ени-капуси. | ||||||
31 | Контоскалийския | Кум-капуси. | ||||||
32 | Аркудския | Чателади-капуси. | ||||||
33 | Одигитрии | Ахир-капуси. | ||||||
Со стороны Воспора. | ||||||||
34 | Парапилис Михаила протовистиария | Валук-хане-капуси. | ||||||
35 | Св. Варвары | Топ-капуси. | ||||||
ЦЕРКВИ, МОНАСТЫРИ И ПРОЧ. | ||||||||
а | Церковь св. Варвары. | с | Монастирь Пантепонта. | |||||
б | Манганский монастырь св. Георгия. | т | Церковь св. Феодосии. | |||||
в | Церковь Одигитрии. | у | Петрион. | |||||
г | Церковь св. Ирины. | ф | Монастырь Всеблаженной. | |||||
д | Святая София. | х | Семибашенный замок. | |||||
е | Августеон. | ц | Монастырь св. Мокия. | |||||
ж | Ипподром (цирк). | ч | Церковь евангелиста Луки. | |||||
3 | Церковь свв. Сергия и Вакха. | ш | Монастырь Студийский. | |||||
и | Стратигион (военное поле). | щ | Монастырь Перивлепты. | |||||
i | Водопровод. | ъ | Монастырь св. Тарасия патриарха. | |||||
к | Площадь (форум) Коистантина. | ы | Монастырь Живописнаго Источника. | |||||
л | Ески-серай. | ь | Церковь св. Романа. | |||||
м | Площадь (форум) Феодосия. | е | Монастырь Благовещения. | |||||
н | Церковь Воскресения или Анастасии. | э | Влахерны. | |||||
о | Церковь Сорока Мучеников. | ю | Церковь свв. Космы и Дамиана. | |||||
п | Храм свв. Апостолов. | я | Храм св. Маманта. | |||||
р | Монастырь Пантократора. |
II
О святой Софии Премудрости Божией ум человечь не может ни сказати, ни вычести.
Стефан Новгородец.
Первоначальный храм во имя святой Софии (Премудрости, Слова Божия) в Царьграде построен был императором Константином Великим вскоре после перваго вселенскаго собора, в 326—327 г.; а в 358—360 г. император Константий, сын Константина Великаго, возобновил и распространил его. 20 июня 404 года этот храм сильно пострадал от пожара, во Феодосий младший опять возобновил и 11 января 415 г. освятил его. В 582 году,— это был пятый год царствования Иустниана, — страшный пожар, истребивший большую часть города, испепелил и храмь святой Софии. Тогда Иустиниан решился соорудить такой храм, который бы не только был безопасен от огня, по своею обширностью, красотою и великолепием превоеходил все храмы в мире. Для этого сооружения собрал он несметныя богатства своей империи; самыя драгоценныя вещи, самые лучшие мраморы доставлены были в Царьград из древних языческих капищ и других зданий Рима, Ефеса, Афиш, Трои, Циклад, Мемфиса, Александрии и других мест; с 23 февраля 533 по 22 декабря 538 (по другому 537) года до 10,000 человек заняты были работами, под надзором 100 архитекторов и под главным руководством знаменитых зодчих Анфемия Траллийскаго и Исидора Милетскаго, прославивших себя и свой век возведением этого великолепнейшаго здания, которое в течение почти тысячелетия составляло гордость восточных христиан и — есть величайшее из произведений Византийскаго искусства. Особенным же предметом удивления и архитектурной непостижимости был купол храма, который, по выражению Прокопия, аказался не на твердом здании покоющимся, но на золотой цепи с неба повешенньм”. Сам император Иустиниан, непосредственно наблюдавший за ходом работ, пришел в восторг, когда увидел, что его великое предприятие исполнилось так блистательно, и в день освящения храма торжественно воскликнул: “слава Богу, удостоившему меня совершить это великое дело! я победил тебя, Соломон!” ( ***) Спустя 20 лет, именно 7 мая 559 (или 558) года, во время страшнаго землетрясения, восточная часть купола обрушилась и разбила чудный престол с драгоценнейшею сенью и великолепный амвон; но, по воле Иустиниана, другой зодчий Исидор (племянник перваго) устроил новый, видимый ныне, купол, который хотя ивыше и крепче прежняго, но не имеет уже той воздушной прелести, какою отличался прежний купол (***). После этой переделки Иустиниан торжествовал новое освящение храма 24 декабря 563 года. Разныя пристройки и переделки как в куполе, так и в самом храме производимы были и в последующее время - при императорах Василии Македонянине, Романе, Василии Болгароктоне, Андрониках старшем и младшем, Иоанне Кантакузине и Иоанне Палеологе, а также и при Турецких султанах. Так, по взятии Царьграда Турками в 1453 году, Магомет обратил храм святой Софии в мечеть, пристроив к нему минарет; а Селим II, в 1573 году, еще три минарета (См. Патр. Константия, *** С. Д. Византия, ***). При Султане Абд-уль-Меджиде (1847 —1848) Айя София возобновлена архитектором Фоссати (См. Ауа Sophia Constantantinople, as recently restored by order of H. M. the Sultan Abd-ul Medjid. From the original drawings by chevalier Gaspard Fossati, lithographed by Lovis Haghe. London. 1852. Altchristliche Baudenkmale von Constantinopel vom V bis XII Jahrhundert. Von W. Salzenberg. Berlin. 1854).
Ha предложенном здесь плане левая (от зрителя) сторона изображает нижнюю часть храма святой Софии, а правая — верхнюю.
А — алтарь, ***.
Б — храм, ***.
В—В — внутрениий притвор, *** называемый у нас “трапезою”.
Г—Г — внешний притвор, ***
Д—Д — нижния галлереи, назыв. у Стефана Новгородца “улицами церковными”.
Е—Е—Е — верхния галлереи, наз. у нашего паломника “полатями”.
Ж—большая крестильница, ***.